Интернет-представительство как объект интеллектуальной
собственности предприятия Internet representation as object of intellectual property of the
enterprise
Долгова Галина Борисовна, к.э.н., доцент,
доцент кафедры «Экономическая информатика» Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского
[email protected] Абакаров Асхаб Муратович, магистрант 2 года обучения кафедры «Экономическая информатика» Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского
Аннотация: Рассматривается интернет-представительство с разных точек зрения. Выделены элементы интеллектуальной собственности на страницах сайта. Определены объекты интеллектуальной собственности (ОИС) проектировщика и заказчика.
Summary: The Internet representation from the different points of view is considered. Elements of intellectual property on pages of the site are allocated. The objects of intellectual property (OIP) of the designer and customer are defined.
Ключевые слова: сайт, интернет-представительство, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности предприятия.
Keywords: site, Internet representation, intellectual property, objects of intellectual property of the enterprise.
Интернет-представительство можно рассматривать с разных точек зрения: системная, маркетинговая, юридическая, обработки данных, экономическая, проектная. Сложилось несколько представлений о назначении официального веб-сайта компании или структурного подразделения компании:
о Визитка - отражает общие сведения, основные реквизиты и логотипы компании,
о Витрина - позволяет выполнять функции просмотра, поиска, выбора информации, рекламы и маркетинга в соответствии со спецификой торговой деятельности,
о Портал - для взаимоотношений с клиентами и сотрудниками в ходе какой-либо деятельности без торговли, но возможно с платежными операциями и заключением договоров,
о Ресурс - многофункциональный комплекс, который предоставляет разнообразную информацию, как для сотрудников компании, так и для внешних пользователей.
о Комбинация - имеет черты нескольких вышеперечисленных сайтов.
С юридической точки зрения интернет-представительство затрагивает целый ряд федеральных законов РФ:
«Об авторском праве и смежных правах», «Об информации, информатизации и защите информации», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «Об архивном деле и архивах».
Интеллектуальная собственность имеет статус государственной. Поэтому можно говорить об интернет представительстве только при условии развития законодательства - выделении уровней: федеральный, областной, предприятий. Здесь хотелось бы провести аналогию с объектами культурного наследия.
Так, в работе [1] интернет - представительство определяется как: сложный комплекс имущественных прав, поскольку содержит в себе произведения, являющиеся объектами авторского права (логотипы, фото, видео, проза и стихи, научные статьи и отчеты);
самостоятельный нематериальный виртуальный объект (просмотр на экране по определенному имени, идентифицированная совокупность записей на машинном носителе);
результат проектной деятельности (проектная документация и программные продукты) и тем самым попадает под определение «объект авторского права»,
С позиций обработки данных заказчик сайта является владельцем контента, который оговаривается с проектировщиком и изменяется в ходе функционирования представительства в сети. Экранные формы, возникающие в процессе интерфейса пользователей при работе с интернет представительством, являются некими шаблонами-масками, через которые им разрешается рассматривать содержание баз данных, баз документов компании. Маска показывает пользователю только разрешенные для данного момента реквизиты, документы, фото. Облачные технологии позволяют хранить и обрабатывать данные на удаленном сервере. Пользователь также может быть значительно удален от местонахождения компании. Карта сайта интернет - представительств содержит несколько десятков и даже тысячи страниц и до 5 экранных форм на одной странице. Содержание и вид динамической страницы с одним и тем же адресом может быть различным в зависимости от разных условий - в зависимости от времени, от конкретного пользователя, от введённого пользователем запроса. Приведем несколько примеров на рисунках.
магазина
Рис. 1. Пример первой страницы интернет-представительства
ПОДБОР КОМПАНИЙ
Укажите основные критерии подбора компаний, а также Ваши контактные данные. Как только мы получим Вашу заявку, наш специалист свяжется с Вами для более детального разговора. Мы постараемся максимально понять Ваши потребности^^ Шаблон исполнить заказ на высоком уровне.
Критерии подбора компаний
Ваши контактные данные
маски ввода данных
Контент
данные базы данных фирмы
Рис. 2. Пример вспомогательного окна сайта интернет-представительства для регистрации заявки на поиск информации
Модуль "Кредитный эксперт" версия 5.78.2
АДРЕС РЕГИСТРАЦИИ:
Ниже город ская область
Область Нас .пункт: Г Дом: [
АДРЕС ФАКТИЧЕСКОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА:
Корп:
Время регистрации: до 1 года
.с 3 ле
Область Дом:
Нижегородская область Нас .пункт: Корп.:!
Контактный телефон:!" ПАСПОРТ:
Серия: ДОП. ДОКУМЕНТ:
Контактное лицо:[
Выдан:
ДОП. СВЕДЕНИЯ: Дата рожд.:
Щ Отправлено
Отравить
Шаблон маски ввода данных
Выдан:
■у | Серия - номер: Дата выдачи: [
| Родился НЕ в России Место рожд
И^Я»
Контент -данные базы данных
Клиент отказался: N Договор подпис
Принять
Ш\ Ш\ Ш
к
от
ним
Рис. 3. Пример контента и информации шаблона маски ввода данных для вспомогательного окна сайта интернет-представительства
банка
Сайт организации
Рис. 4. Интернет - представительство - совокупность страниц одного
сайта
Все множество страниц сайта и экранные формы, возникающие в ходе диалога, в совокупности являются объектом интеллектуальной собственности компании.
Интернет-представительство функционирует под управлением программного продукта, переданного в собственность заказчика проектировщиком или приобретенного самостоятельно. Программное обеспечение, как ОИС, может продаваться многократно. Контент сайта, информационная система сайта, базы данных и документов, программная продукция, поддерживающая сайт - все это объекты интеллектуальной собственности компании заказчика. Уточним наличие ОИС в программном обеспечении разных видов организаций участников данного процесса:
Таблица 1.
Организация Вид программного обеспечения ИС
Заказчик Программное обеспечение информационной системы заказчика. Программный продукт, переданный разработчиком сайта. а а
Разработчик сайта Лицензия на программные продукты собственной разработки Лицензированные программные средства разработки сайта и автоматизированного проектирования. Программный продукт, созданный с использованием лицензионных средств разработки. а ет
а
Разработчик Программные средства разработки сайта
программно Лицензия на разработанное программное а
продукта обеспечение а
Проектировщик сайта использует собственную корпоративную технологию проектирования, систему моделей описания предметной области и взаимодействия пользователей с интернет-представительством, программные средства разработки. Проект официального сайта содержит описание всех страниц сайта и возможных экранных форм. Шаблоны страниц сайта и экранных форм - это результат проектной деятельности. Здесь мы опять сталкиваемся с результатами интеллектуальной деятельности, которые правомерно отнести к интеллектуальной собственности организации проектировщика. Как правило, проектировщик требует размещения своего товарного знака на страницах сайта.
С экономической точки зрения [2,3] объекты интеллектуальной собственности определены в Положения по бухгалтерскому учету и Налоговом кодексе РФ. К ним отнесены произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (свыше 12 месяцев).
Маркетинговая сторона формирования интернет-представительства наиболее понятна - реклама, привлечение клиентов в постоянно
возрастающей on-line аудитории, торговая площадка. Если стоимость нематериального актива - сайта меньше установленной для основных средств, то затраты относят на маркетинг.
В таблице даны основные характеристики ОИС, исходя из разных аспектов рассмотрения:
Таблица 2.
Аспект рассмотрения Характеристика ОИС
Экономический В хозяйственном и налоговом учете в качестве активов определены виды ОИС предприятия, дано ограничение по продолжительности использования - не менее года и стоимости, необходимой для приравнивания к основным средствам.
Обработки данных Контент сайта - часть информационного обеспечения корпоративной системы, может включать ОИС предприятия. Контент формируется, в том числе на основе информационных ресурсов организации - баз данных и документов, которые являются ОИС. Программные средства, поддерживающие работу сайта также ОИС. Это необходимая среда для функционирования представительства. Обработка данных может происходить «в облаке» на удаленном сервере
Маркетинговый Сайт является одним из инструментов выполнения функций маркетинга. Является своеобразным брендом предприятия. Широко используются возможности рекламы, сбора данных, привлечения клиентов. ОИС присутствуют, но они должны найти отражение при проектировании страниц для всей карты сайта.
Юридический Рассматривают с позиций права. В ГК РФ интеллектуальная собственность трактуется как исключительное право физических или юридических лиц на материальные и нематериальные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Различают охраняемые и неохраняемые объекты интеллектуальной собственности. В настоящее время ОИС рассматриваются только на государственном уровне. Сайт регистрируемый объект, имеет имя. Только доменов второго уровня уже многие миллионы, не говоря о сайтах, имеющих домены третьего уровня, которые во множестве расположены на бесплатных хостингах (narod.ru).
Системны й Интернет-представительство является ядром информационной системы поддержки взаимоотношений с сотрудниками и внешними клиентами организации (например, СRM системы) и с этих позиций является ОИС предприятия.
Проектиро вания Проектная и программная документация, в том числе маски-шаблоны страниц сайта, модели предметной области, программные средства и технология разработки -являются ОИС организации проектировщика.
Таким образом, ОИС присутствуют в разных процессах, связанных с созданием и функционированием официального сайта интернет-представительства компании или ее части. Понимание наличия подобных объектов предполагает детальную проработку правоотношений при заключении договоров между предприятиями заказчиком и разработчиком сайта.
Литература:
1. Миронов А.В. Интернет-представительство как сложный имущественный комплекс. Особенности правоотношений, при заключении договоров о создании интернет-представительства. -http://comprofit.ru/web/index.php?id_article=8&id_page= 12
2. Клеткина Ю.А. Классификация интеллектуальной собственности как экономической категории // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10. Вып. 1 (120). — с. 38-44. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4854/
3. Королев С.А. Расходы на Интернет-сайт // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. - 2011. - № 2.