Шуталева Анна Владимировна, Путилова Евгения Анатольевна ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СПОСОБ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
В статье представлен философский анализ современных трактовок понятия "интернет-мем". Рассмотрение культурных и социальных аспектов интернет-мемов основано на предположении об их связи с воспроизведением системы социальной памяти. В динамике социальной коммуникации мем представлен как элемент создания реальности в процессах генерации, развития и передачи информации. Обозначены условия распространения интернет-мемов и особенности, обуславливающие влияние интернет-мемов на сознание, воспроизведение и преобразование социальной реальности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-3758.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 219-221. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
KARINO SETTLEMENT OF VYATKA LAND: HISTORY, TERRITORY, POPULATION
Churakov Vladimir Sergeevich, Ph. D. in History Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk vermis3@gmail. com
The article covers the history of Karino settlement - an administrative-territorial unit established in the second half of the XV century when Kara beg, the representative of the South Ural Turkic nomadic aristocracy, was allotted a plot of land on Vyatka and liquidated during the administrative-territorial reform of Catherine the Great (1775-1780). Inter-ethnic interaction in the mentioned region, conditioned by socio-economic factors, influenced the formation of specific settlement areas of the Chepets Tatars, Northern Udmurts, Besermans, Russians.
Key words and phrases: Vyatka land; Karino settlement; Karino; Karino begs; Ar begs; administrative-territorial division; peoples of Middle Volga and pre-Ural region; ethnic history.
УДК 138.2
Философские науки
В статье представлен философский анализ современных трактовок понятия «интернет-мем». Рассмотрение культурных и социальных аспектов интернет-мемов основано на предположении об их связи с воспроизведением системы социальной памяти. В динамике социальной коммуникации мем представлен как элемент создания реальности в процессах генерации, развития и передачи информации. Обозначены условия распространения интернет-мемов и особенности, обуславливающие влияние интернет-мемов на сознание, воспроизведение и преобразование социальной реальности.
Ключевые слова и фразы: интернет-мем; социальная память; информация; культура; коммуникация. Шуталева Анна Владимировна, к. филос. н.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург ashutaleva@yandex. гы
Путилова Евгения Анатольевна, к. филос. н.
Нижнетагильский технологический институт (филиал)
Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина eazhiltsova@mail. гы
ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СПОСОБ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Термин «мем» был введен в 1976 году биологом Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген» для обозначения единицы передачи культурного наследия, которая способна к репликации, то есть самокопированию. Докинз провел аналогию между понятием гена в генетике и мемом как того, что одним человеком может быть скопировано у другого. Докинз приводил такие примеры мемов, как мелодии, идеи, модные слова и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок [4, с. 171, 173]. Иными словами, мем - это та информация, которая передается от человека к человеку без изменения посредством имитации или подражания. Данная теория является объектом споров представителей различных научных областей, поскольку Докинзом не было дано удовлетворительного объяснения тому, каким образом человеческое поведение контролируется репликацией единиц информации в мозгу и тому, как этот процесс проявляется в культуре.
Докинз описывает мем как катализатор культурного скачка в эволюции человека, как посредника культурной эволюции. Мем - это культурная единица, для которой характерно стремление к репликации в целях собственного выживания. Мемы, как и гены, согласно концепции Докинза, по своей природе эгоистичны и злобны, они конкурируют друг с другом в «захвате» человеческих умов и их использовании в качестве средства для собственной репликации. Если Докинз использовал гены в качестве метафоры для описания мемов, то в течение следующего десятилетия гены перестают быть просто метафорой для описания мема. Ген и мем представлены Хофштадтером как синонимы: «Мемы, как и гены, чувствительны к изменению или искажению - аналог мутации. Различным мутациям мема приходится конкурировать друг с другом, а также с другими мемами, чтобы привлечь внимание, то есть за ресурсы мозга в терминах пространства и времени, затрачиваемого на этот мем» [8, p. 18]. Бурман подчеркивает активность и неметафоричность мема [6, p. 89]. Мем представлен как данность, формирующая язык и мышление человека. В некотором смысле мем воспроизводит себя в сознании и языке человека.
220
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Интернет-мем связан с трансляцией, производством и воспроизводством социального пространства, что актуализирует обращение к понятию социальной памяти. А. Ю. Антоновским предложено определение памяти как ресурса, который позволяет «некоторые актуальные события определять как прошлые, повторные и "привычные". Память, таким образом, - это средство снять непосредственность реакции на актуальные раздражения, а следовательно, оптимизировать ответ, "выбрать" реакцию, создать избыточность возможных ответов (редундантность). Память, следовательно - это общеэволюционное средство высвобождения системы из-под (актуальной) зависимости от внешнего мира» [1, с. 51].
В современных подходах к понятию «мем» присутствуют его интерпретации не только как единицы культурной трансмиссии, что характерно для Докинза и Хофштадтера, но и как жанра в социальных сетях и цифровой культуры в целом [10; 11]. Жанр интернет-мема связан с визуальной и письменной культурой, что обусловлено тем, что письменность «(записанные коммуникативные выражения) выступает в качестве средства сохранения социальных генов (смысловых ожиданий), дальнейшей трансляции и репликации смысла» [1, с. 50].
Мем характеризуется как призма, позволяющая высветить главные аспекты современной цифровой культуры [10, p. 190]. Мемы «осваивают» интернет-пространство. Интернет-мемом может стать то, что спонтанно становится популярным в интернет-среде, например, высказывание известного политика или ролик, в котором главную роль играет котенок. А. Ю. Антоновским вербализованные смыслы или смысловые ожидания определяются как гены коммуникации [1, с. 58].
Понятие мема используется учеными для осмысления интернет-пространства и культуры в аспекте, предложенном Докинзом, - как метафора. В изучении динамического характера культуры и влияния контекстуальных факторов на культуру и коммуникацию мем становится элементом создания реальности в процессах генерации, развития и передачи информации. Так, Блэкмор обозначила три типа репликаторов: гены; ме-мы как структуры, передающиеся из сознания одного человека в сознание другого; информационные структуры, распространяющиеся в созданной без непосредственного участия человека среде. Блэкмор определяет мемы как новый вид информации, как поведение, а не ДНК. Мемы копируются такой сложной машиной, как человеческий мозг, а не химическими веществами внутри клеток. Блэкмор характеризует его как новый эволюционный процесс, потому что все три из важнейших этапов - копирование, изменчивость и отбор - осуществляются при помощи этих самых «мозгов» [2].
В книге «Эгоистичные мемы и эволюция кооперации» Хейлиген описывает четыре этапа развития мема с момента его создания [7]. Первый этап - «ассимиляция», который характеризуется тем, что человек становится носителем мема. Второй этап - «сохранение», в процессе которого мем удерживается в памяти. Третий этап - «выражение», который характеризуется использованием мема в речи, поведении и разнообразием способов выражения мема человеком. Четвертый этап - «трансмиссия» мема, суть которого заключается в передаче мема другим людям.
Именно доступность становится одним из условий широкого распространения интернет-мемов и влияния, которое они оказывают на социальное пространство: «...сегодня их создание не представляет особой сложности: шаблоны мемов можно найти, набрав в поисковике соответствующую фразу. Как правило, на сайтах выложены образцы известных интернет-мемов, которые представляют собой изображение с пробелами, где обычно пишется текстовое сообщение. В связи с этим в виртуальном пространстве часто можно увидеть мемы, которые незначительно отличаются друг от друга (могут быть изменены имена, место действия и т.д.)» [3, с. 137].
Мемы являются гибридными образованиями, которые включают в себя вербальные и невербальные способы выражения, что определяет представленность интернет-мемов в виде текстовых мемов (слово или фраза), мемов-картинок, видеомемов, креолизованных мемов (состоит из текстовой и визуальной части). Исследователями в данной области отмечается, что интерес к электронным изданиям определяется двумя факторами: «.наличием броского заголовка и сопровождающего статью изображения. Если читатель изначально не был ориентирован на определенную рубрику, его внимание скорее привлекут статьи с ярким визуализированным сопровождением» [Там же, с. 136].
Для мема характерными являются такие признаки, как воспроизводимость и высокая скорость циркуляции в Интернете, при этом исследователями отмечается, что «чем короче и оригинальнее по содержанию некоторый вербальный текст, чем он злободневнее, тем больше у него шансов стать мемом и получить дальнейшее развитие» [Там же, с. 138-139]. Ю. Цзян выделяет характеристики мема, которые позволяют ему быть популярным в интернет-сети: новизна, чувствительность, краткость или экономичность, выразительность, легкость получения, легкость для подражания, наличие стабильной структуры, неформальный стиль [9, p. 399].
Страйкер обращает внимание на постоянное обновление мемов, их смешение и мутирование, что приводит к формированию все более сложного и специфичного вербальновизуального языка интернет-сообществ [12]. Однако спонтанно распространяться в среде интернет-пользователей может не всякая информация. Создание нового, оригинального мема требует представления в нетривиальном ракурсе актуальной новости.
Мемом становится информация, которая вызывает интерес или порождает ассоциации, а значит, информация, которой присуща особая коннотация. При этом особой коннотацией может наделяться информация из различных областей человеческой жизнедеятельности, не только касающихся социальной активности человека, но и его внутренней жизни, например, религиозной сферы. Ж. К. Кениспаевым и Н. С. Серовой развиваются представления, что религия может рассматриваться как мем современной культуры: «Религия представляет собой совокупность не всегда логически связанных между собой идей, которые на протяжении
многих веков вызывают устойчивый интерес человека. Она есть мем, архаическая идея, образ мыслей и стиль жизни, распространяющийся в обществе благодаря интеллекту человека» [5, с. 97].
Виггинс и Боверс предлагают рассматривать интернет-мемы как артефакты цифровой партисипативной культуры [13, p. 1891]. С точки зрения Виггинса и Боверса, этот подход возможен по трем причинам. Первая причина заключается в том, что мемы обладают виртуальной телесностью. Термин «виртуальная телесность» указывает на существование мемов в человеческом сознании, а также в цифровой среде. Виггинс и Боверс отмечают то, что производство, потребление и воспроизводство мемов показывают свою значимость посредством виртуальной телесности в цифровой партисипативной культуре. Второй причиной является социальная и культурная роль мемов в новом медийном ландшафте. Культурный аспект понимания мема связан с передачей информации о культуре, которую (вос)создает и использует мем, социальный аспект информирует о социальном поведении отдельных лиц или групп, которые производят мем.
С практической точки зрения система социальной памяти воспроизводится, когда члены цифровой культуры используют правила и ресурсы создания мема в воспроизводстве и последующей доработке данного мема. Виггинс и Боверс видят третью причину в понимании мема как артефакта в целенаправленном производстве и потреблении среди участников цифровой культуры, основанной на участии [Ibidem]. Мемы как артефакты обладают как культурными, так и социальными атрибутами, так как они производятся, воспроизводятся и преобразуются в социальной системе.
Список источников
1. Антоновский А. Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М.: ИФ-РАН, 2007. 135 с.
2. Блэкмор C. Третий репликатор эволюции: гены, мемы - что дальше? [Электронный ресурс]. URL: http://2045.ru/ar/ 29293/ (дата обращения: 08.06.2017).
3. Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 135-141.
4. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. Н. О. Фомина. М.: Мир, 1993. 318 с.
5. Кениспаев Ж. К., Серова Н. С. Религия как мем современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). C. 97-99.
6. Burman J. The misunderstanding of memes: biography of an unscientific object, 1976-1999 // Perspectives on Science. 2012. Vol. 20 (1). P. 75-104.
7. Heylighen F. 'Selfish' Memes and the Evolution of Cooperation // Journal of Ideas. 1992. Vol. 2. № 4. Р. 77-84.
8. Hofstadter D. Metamagical themas: virus-like sentences and self-replicating structures // Scientific American. 1983. Vol. 248. № 4. Р. 14-22.
9. Jiang Y. On the Formation, Replication and Transmission of Strong Memes and their Cognitive Psychological Motivations // Theory and Practice in Language Studies. 2012. Vol. 2. № 2. P. 398-401.
10. Shifman L. An anatomy of a YouTube meme // New Media & Society. 2012. Vol. 14 (2). P. 187-203.
11. Shifman L. Memes in a digital world: reconciling with a conceptual troublemaker // Journal of Computer-Mediated Communication. 2013. Vol. 18. P. 362-377.
12. Stryker C. Epic Win for the Anonymous. How 4chan's Army Conquered the Web. N. Y., 2011. 304 p.
13. Wiggins B. E., Bowers G. B. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape // New Media & Society. 2015. Vol. 17 (11). P. 1886-1906.
INTERNET MEME AS A METHOD OF SOCIAL MEMORY REPRODUCTION
Shutaleva Anna Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg
ashutaleva@yandex. ru
Putilova Evgeniya Anatol'evna, Ph. D. in Philosophy Nizhny Tagil Technological Institute (Branch) of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin eazhiltsova@mail. ru
The article presents a philosophical analysis of modern interpretations of the notion "Internet meme". The consideration of the cultural and social aspects of Internet memes is based on the assumption of their connection with the reproduction of the system of social memory. Meme is presented as an element of reality creation in the processes of generation, development and transmission of information in the dynamics of social communication. The authors indicate conditions for the spread of Internet memes and features that determine the influence of Internet memes on the consciousness, reproduction and transformation of social reality.
Key words and phrases: Internet meme; social memory; information; culture; communication.