Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СПОСОБ ДИСКРЕДИТАЦИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА'

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СПОСОБ ДИСКРЕДИТАЦИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСМЕИВАНИЕ / ДЕМОНИЗАЦИЯ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ИМИДЖ ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ-МЕМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шипилова Д. С.

Цель. Анализ интернет-мемов как способа манипуляции массовым сознанием и дискредитации имиджа политика.Процедура и методы. Ведущими методами исследования стали контекстологический и описательный. Проведён анализ содержательной стороны интернет-мемов, отобранных методом сплошной выборки.Результаты. Доказан высокий прагматический потенциал интернет-мема на сферу бессознательного за счёт образности, наличия визуального эффекта, продуманного языкового наполнения. Установлено, что мем навязывает определённое видение политического лидера (часто отрицательное) и благодаря своей вирусной природе способствует быстрому распространению дискредитирующего эффекта.Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии манипулятивного потенциала современных медиасредств и их влияния на политическую коммуникацию. Предполагаемое использование полученных результатов состоит в возможности разработки специальных курсов и семинаров по прагма и политлингвистике, а также медиаграмотности. Данные курсы необходимы студентам, поскольку именно молодёжь становится жертвой интернет-пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET MEME AS A WAY TO DISCREDIT THE IMAGE OF A POLITICIAN

Aim. To analyze the Internet memes as a powerful means of mass consciousness manipulation and as a way to discredit politician’s image.Methodology. Content and descriptive analyses served as the leading research methods. The analysis of the content side of Internet memes, selected by the method of continuous sampling, was carried out.Results. The high pragmatic potential of an Internet meme on the sphere of the unconscious has been proved due to its figurativeness, the presence of a visual effect, and thoughtful linguistic content. It has been established that the meme imposes a certain vision of a political leader (often negative) and, due to its viral nature, contributes to the rapid spread of a discrediting effect.Research implication. The study reveals the manipulative potential of modern media tools and their influence on political communication. The results of the present study can be used in special courses and seminars on pragmatic and political linguistics, as well as media literacy. These courses are necessary for students, because it is young people who become victims of Internet propaganda.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК СПОСОБ ДИСКРЕДИТАЦИИ ИМИДЖА ПОЛИТИКА»

УДК 8Г26

DOI: 10.18384/2310-712X-2023-3-102-109

интернет-мем как способ дискредитации имиджа политика

Шипилова Д. С.

Южный Федеральный Университет

344066, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42, Российская Федерация Аннотация

Цель. Анализ интернет-мемов как способа манипуляции массовым сознанием и дискредитации имиджа политика.

Процедура и методы. Ведущими методами исследования стали контекстологический и описательный. Проведён анализ содержательной стороны интернет-мемов, отобранных методом сплошной выборки.

Результаты. Доказан высокий прагматический потенциал интернет-мема на сферу бессознательного за счёт образности, наличия визуального эффекта, продуманного языкового наполнения. Установлено, что мем навязывает определённое видение политического лидера (часто отрицательное) и благодаря своей вирусной природе способствует быстрому распространению дискредитирующего эффекта.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии манипулятивного потенциала современных медиасредств и их влияния на политическую коммуникацию. Предполагаемое использование полученных результатов состоит в возможности разработки специальных курсов и семинаров по прагма- и политлингвистике, а также медиаграмотности. Данные курсы необходимы студентам, поскольку именно молодёжь становится жертвой интернет-пропаганды.

Ключевые слова: высмеивание, демонизация, дискредитация, имидж политика, интернет-мем iNTERNET MEME As A WAY To DisOREDiT THE iMAGE oF A poLITiciAN D. Shipilova

Southern Federal University

ulitsa Bolshaya Sadovaya 105/42, Rostov-on-Don 344066, Russian Federation Abstract

Aim. To analyze the Internet memes as a powerful means of mass consciousness manipulation and as a way to discredit politician's image.

Methodology. Content and descriptive analyses served as the leading research methods. The analysis of the content side of Internet memes, selected by the method of continuous sampling, was carried out.

Results. The high pragmatic potential of an Internet meme on the sphere of the unconscious has been proved due to its figurativeness, the presence of a visual effect, and thoughtful linguistic content. It has been established that the meme imposes a certain vision of a political leader (often negative) and, due to its viral nature, contributes to the rapid spread of a discrediting effect. Research implication. The study reveals the manipulative potential of modern media tools and their influence on political communication. The results of the present study can be used in special courses

© CC BY Шипилова Д. С., 2023 .

and seminars on pragmatic and political linguistics, as well as media literacy. These courses are necessary for students, because it is young people who become victims of Internet propaganda. Keywords: demonization, discrediting, Internet meme, ridicule, politician's image

Введение

Сегодняшнее общество претерпевает заметные изменения, в ходе которых происходит виртуализация всех институциональных областей - от науки и образования до политики. Данные изменения носят взаимный характер: политическая сфера виртуализируется, а виртуальная (или интернет) среда политизируется, наполняя коммуникацию определёнными смыслами [4]. Политическая коммуникация в условиях интернета представляет собой единое целое из новостей, рекламы и развлечений ("роШатшеП:") [6, с . 59], где ведущую роль играет имидж политика (искусственно созданный виртуальный образ), а не его реальные качества

С началом кибервойны Хиллари Клинтон и Дональда Трампа в Твиттере в 2016 г. политики осознали роль интернета в пропаганде и попытались максимально расширить свои контакты и своё влияние в виртуальном пространстве Политическая интернет-коммуникация предполагает обращение к средствам виртуальной сети, позволяющим сделать информационное послание убедительным для широкой аудитории . Одним из виртуальных средств воздействия может выступать интернет-мем, совмещающий визуальные и языковые средства передачи информации. Целью настоящего исследования является рассмотрение ин-тернет-мема как способа дискредитации имиджа политика

Обзор литературы

Термин «мем» появился в XX веке и к настоящему времени существует множество трактовок и характеристик данного феномена Так, одни исследователи определяют мем как культурный код [9, р . 173] и подчёркивают его цифровую природу [15], другие рассматривают его как широко распространённое шутливое он-

лайн-сообщение [8, р. 122] и акцентируют сжатость передаваемой информации, её мгновенное распространение и активное воспроизведение в виртуальной среде как основные черты1 Таким образом, интернет-мем это короткое виртуальное высказывание, актуальное для сетевого общества и обладающее «вирусной природой» [7, с. 18] за счёт смыслового и визуального содержания

В настоящее время интернет-мем становится предметом изучения отечественных и зарубежных исследователей [2; 5; 10-14; 16], которые рассматривают мем в качестве манипулятивного инструмента, однако работ, посвящённых исследованию мема в качестве имиджедискреди-тирующего элемента, нами обнаружено не было, что обусловливает актуальность данного исследования

Среди функций интернет-мемов в политическом дискурсе можно выделить:

1) информационную (распространяют новую информацию о политике/партии),

2) ценностно-ориентированную (выражают интересы, настроения и ценности данного общества), 3) коммуникативную (являются средством общения между гражданами и политиками), 4) манипу-лятивную или пропагандитскую (навязывают определённое видение какого-либо явления), 5) имиджеформирующую (позволяет сформировать желаемый имидж политика или дискредитировать имидж оппонента) Привлекая внимание аудитории своей образностью, мемы навязывают пользователям интернета определённый имидж политика (положительный или отрицательный) и его партии Политический мем в своём арсенале использует доводы к пафосу, т е обращается к чувственной стороне личности Так, эмо-

1 См .: Кронгауз М . А . , Литвин Е . А . , Мерзлякова В . Н . Словарь языка интернета, ги. М. : АСТ Пресс Книга, 2016. 288 с .

Vioy

циональное воздействие на адресата приводит к трансформации политической картины мира реципиента [1, с. 25]. Однако, стоит также упомянуть, что мемы довольно часто используются для доводов к отвержению . Это означает, что политические мемы способны отражать не-одобряемые в обществе черты личности [3, с . 73], что приводит к дискредитации человека, которому посвящён мем.

Материал и методы

Для проведения анализа методом сплошной выборки (через поисковый агрегатор Google1) нами было отобрано около 50 интернет-мемов, посвящённых Дональду Трампу Выбор именно 45 президента Соединённых Штатов обусловлен неугасающим интересом к его яркому имиджу со стороны многих исследователей, журналистов, политиков и избирателей в целом В настоящем исследовании использовался описательный метод и метод контекстологического анализа, что позволило выявить актуальный смысл мемов и описать их

Результаты

В ходе проведённого анализа нами было выявлено три направленности ме-мов: 1) мемы, принижающие личность политика; 2) мемы, подвергающие насмешке его профессиональные способности; 3) мемы, демонизирующие политика Рассмотрим эти типы более подробно .

Первый тип мемов, посвящённых личным качествам бывшего президента США, направлен на принижение его личности Так, за счёт игры слов "word pollution" (см . рис 1) высмеивается излишняя агрессивность Дональда Трампа и его вспыльчивость, которые проявляются в чрезмерном употреблении грубых выражений и оскорблений, что приводит к «словесному загрязнению». Дискредитирующим дополнением к этому высказыванию служит

1 См .: Trump memes [Электронный ресурс] // Google : [сайт]. URL: https://clck. ru/34dQX3 (дата обращения: 15 .11. 2022).

визуальный контент - изображение автобуса с фотографией Трампа, рот которого является выхлопной трубой .

Рис. 1 / Fig. 1. Словесное загрязнение / Word pollution

Источник: Trump Bus GIF [Электронный ресурс] // Tenor : [сайт]. URL: https://tenor. com/ ru/view/trump-bus-exhaust-gif-14852719 (дата обращения: 15.11.2022).

Адекватность Дональда Трампа ставится под вопросом и является темой многих мемов, где политик изображается в качестве психопата (см рис 2) Отсутствие самоконтроля у Трампа, его импульсивность, самолюбование, пренебрежение другими и склонность видеть во всём заговоры против себя, вызывают острые прения по поводу его умственного здравия. Именно поэтому Трампа часто изображают в виде Джокера (американского сумасшедшего злодея), приписывая политику все черты психически нездоровой личности

Второй тип мемов подвергает сомнению профессиональные качества Дональда Трампа В меме, представленном на рис 3, расшифровывается аббревиатура POTUS, часто используемая в социальных сетях политиком для обозначения своей должности (President of the United States) Так, бывшего президента США сравнивают с куском мусора (Piece of To-

tally Useless Shit), а гипербола "totally useless" (абсолютно бесполезный) усиливает дискредитирующий эффект и подчёркивает полную негодность и никчёмность Трампа.

Дискредитирующим потенциалом обладают мемы, демонстрирующие губительные способности Трампа (рис. 4). Так, за счёт лексического приёма юмора создаётся имидж политика-уничтожителя, поскольку он сеет только страх, ненависть, сексизм, расизм и насилие . Ничего хорошего не стоит ждать от такой личности, поскольку способен он лишь на разлом общества

Рис. 2 / Fig. 2. Трамп-Джокер / Trump-Joker

Источник: Trump Joker Memes [Электронный ресурс] // Imgflip : [сайт]. URL: https://imgflip.

com/meme/76296632/Trump-Joker (дата обращения: 15.11.2022).

Рис. 3 / Fig. 3. POTUS / POTUS

Источник: Posters for the anti-Trump crowd [Электронный ресурс] // Acerbic Politics : [сайт]. URL: https://politicalfun . blogspot. com/2018/07/posters-for-anti-trump-crowd.html (дата обращения: 15.11.2022).

Рис. 4 / Fig. 4. Посев семян / Sowing seeds

Источник: Granlund cartoon: Trump sowing seeds : [Электронный ресурс] // Tri-County Independent : [сайт]. URL: https://www tricountyindependent com/story/opinion/ cartoons/2016/03/29/granlund-cartoon-trump-sowing-seeds/32052451007/ (дата обращения: 15 11 2022)

Третий тип мемов несёт в себе максимально отрицательный имиджевый эффект, поскольку демонизирует политика путём отождествления его с роковыми историческими личностями . Так, имидж Дональда Трампа снижается за счёт его сравнения с Адольфом Гитлером (рис. 5) . Д Трамп известен как активный пользователь социальной сети Twitter, которая послужила благоприятной платформой для самопродвижения в предвыборной гонке и завоевания американской аудитории Однако в данной сети политик не только

Рис. 5 / Fig. 5. Твитлер / Twitler

Источник: Politically Incorrect: Thread #388984839 : [Электронный ресурс] // 4plebs : [сайт]. URL: https://archive.4plebs.

org/pol/thread/388984839/ (дата обращения: 15.11.2022).

создавал свой собственный имидж, но и дискредитировал других таким образом, что интернет платформа превратилась в «поле битвы» претендентов на пост президента США в 2017 г. Д. Трамп не стеснялся в выражениях, нарушал границы допустимого и не боялся открыто вступать в конфликты. Подобные методы борьбы сравнили с гитлеровскими, за что Трамп был прозван "Twittler".

Нами были также обнаружены мемы, дискредитирующие Дональда Трампа с точки зрения его работы в интересах Российской Федерации (рис. 6). Известный слоган американского политика "Make America Great Again" был перифразирован на "Make Russia Great Again", что наводит реципиента на мысль о разрушительной работе Трампа для Америки.

Рис. 6 / Fig. 6. Великая Россия / Great Russia

Источник: Tom Stiglich for Juty 28, 2016 [Электронный ресурс] // Creators Syndicate : [сайт]. URL: https://www. creators, com/read/ tom-stiglich/07/16/183550 (дата обращения: 15 11 2022)

Другие дискредитирующие мемы высмеивали американского политика и указывали на то, что им управляет президент РФ Владимир Владимирович Путин (см. рис. 7).

Рис. 7 / Fig. 7. Марионетка / Puppet

Источник: Trump Comic Art : [Электронный ресурс] //Mavink : [сайт]. URL: https://mavink.

com/explore/Trump-Comic-Art (дата обращения: 15 11 2022)

V106;

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели одни из самых вирусных интернет-мемов, по-свящённых 45 президенту Соединённых Штатов Америки Дональду Трампу. На основе проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

1. Интернет-мем стал мощным мани-пулятивным инструментом, способным дискредитировать имидж политика

2. Интернет-мемы оказывают негативное влияние на имидж политика путём его высмеивания и демонизации .

3 . Проанализированные нами интер-нет-мемы несут деструктивный характер по отношению к имиджу 45 президента США Дональда Трампа и формируют в сознании людей образ агрессивного психопата, управляемого Владимиром Путиным и несущего только хаос и ненависть

Дата поступления в редакцию 29.12.2022

ЛИТЕРАТУРА

I. Зверева П . П. , Максименко О . И. Современные направления лингвистических исследований имиджа страны и её жителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2013 . № 6. С. 25-29.

2 . Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп .

Реклама и PR (электронный научный журнал). 2013 . № 1. URL: http://www.mediascope. ru (дата обращения: 05.11.2022).

3 . Нестерова О . Б . Реализация речевого воздействия в пропагандно-политическом рекламном

ролике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика .2009. № 2 . С 72-79. 4. Пешкова Н . В . Нарушение законов формальной логики как источник игрового эффекта в конфронтационном медиадискурсе // Вестник Пятигорского государственного университета 2021. № 2 . С 116-120 . DOI: 10.53531/25420747_2021_2_116.

5 . Столяров А . А . Политические мемы эпохи «Фейсбук-революции» как способ конструирования

медиареальности // Медиаскоп (электронный научный журнал). 2014. № 3 . URL: http://www. mediascope.ru (дата обращения: 05.11.2022).

6 . Черных А . И . Власть и политика в эпоху медиадемократии . М . : ГУ ВШЭ, 2010. 72 с . 7. Шомова С. А. Мемы как они есть . М. : Аспект Пресс, 2019. 136 с.

8 . Davison P. The language of Internet memes // The social media reader / ed. M . Mandiberg. New York:

New York University Press, 2012 . P. 120-134. DOI: 10,18574/nyu/9780814763025.003.001.

9 . Dawkins R . The Selfish Gene; 2nd edition . New York: Oxford University Press, 1990. 368 p.

10 . De Leon F. M. G . , Ballesteros-Lintao R . The Rise of Meme Culture: Internet Political Memes as Tools

for Analysing Philippine Propaganda // Journal of Critical Studies in Language and Literature. 2021. Vol. 2 . No. 4. P. 1-13 . DOI: 10,46809/jcsll.v2i4. 70 .

II. Ertanowska D. Memes as a means of communication and manipulation // Visnyk ofthe Lviv University. Series Journalism . 2021. No. 49 . P. 187-195 DOI: 10. 30970/vjo.2021.49.11073.

12 . Haqqi H . , Putro D. , Murdani A . D. Role of Political Memes on Social Media in Criticizing

Political Policy in the United States 2016-2019 // Husnayain Business Review. 2022. Vol. 2 . No . 2 . DOI: 10. 54099/hbr.v2i2.285.

13 . Malodia S . , Dhir A . , Bilgihan A . Meme marketing: How can marketers drive better engagement using

viral memes? // Psychology & Marketing. 2022.Vol. 39 . Iss . 9 . P. 1775-1801. DOI: 10,1002/mar.21702.

14 McVicker S M Political Disinformation in Memes Political Disinformation, Propaganda, and Persuasion in Memes: A Content Analysis of 2020 U S Election Political Memes: Sciences in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Information Systems and Communications. Robert Morris University , 2021. 285 p. DOI: 10 ,13140/RG .2.2.30066.22728.

15 . Wiggins B . E. , Bret B . G . Memes as Genre: a Structurational Analysis of the Memescape // New Media

& Society. 2014. No. 11 (17). P. 1886-1906. DOI: 10.1177/1461444814535194.

16 . Zabotnova M. Memes as a way of manipulation in the process of digital interaction // Науковий вкник

Мгжнародного гуманиарного ушверситету. Серiя: «Фшолопя» . 2018. № 36. Т. 1. С. 152-154.

Vioy

REFERENCES

I. Zvereva P. P. , Maksimenko O . I . [Modern linguistic trends in studying the image of a country and its citizens]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2013, no. 6, pp. 25-29.

2 . Kvyat A . G . [Media meme as a tool of political PR: a cognitive approach]. In: Mediaskop (elektronnyy

nauchnyy zhurnal) [Mediascope (electronic scientific journal)], 2013, no. 1. Available at: http://www. mediascope. ru (accessed: 05.11.2022).

3 . Nesterova O. B . [Speech effect in propagandistic political spots]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstven-

nogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics], 2009, no . 2, pp. 72-79. 4. Peshkova N . V. [Violation of the laws of formal logic as a source of game effect in confrontational media discourse]. In: VestnikPyatigorskogogosudarstvennogo universiteta [Pyatigorsk State University Bulletin], 2021, no. 2, pp. 116-120 . DOI: 10.53531/25420747_2021_2_116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Stolyarov A . A . [Political memes of the "Facebook revolution" era as a way of media reality design]. In:

Mediaskop (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Mediascope (electronic scientific journal)], 2014, no. 3 . Available at: http://www.mediascope. ru (acessed: 05.11.2022).

6 . Chernykh A . I . Vlast' i politika v epokhu mediademokratii [Power and politics in the era of media

democracy]. Moscow, Higher School of Economics University Publ. , 2010. 72 p . 7. Shomova S. A. Memy kak oniyest' [Memes as they are]. Moscw, Aspekt Press Publ. , 2019. 136 p.

8 . Davison P The language of Internet memes . In: Mandiberg M . , eds. The social media reader. New York,

New York University Press, 2012, pp. 120-134. DOI: 10,18574/nyu/9780814763025.003.001.

9 . Dawkins R . The Selfish Gene; 2nd edition . New York, Oxford University Press, 1990. 368 p .

10 . De Leon F. M . G . , Ballesteros-Lintao R . The Rise of Meme Culture: Internet Political Memes as Tools

for Analysing Philippine Propaganda. In: Journal of Critical Studies in Language and Literature, 2021, vol. 2, no . 4, pp . 1-13 . DOI: 10.46809/jcsll. v2i4. 70 .

II. Ertanowska D. Memes as a means of communication and manipulation . In: Visnyk of the Lviv University. Series Journalism, 2021, no. 49, pp. 187-195 DOI: 10.30970/vjo.2021.49.11073.

12 . Haqqi H . , Putro D. , Murdani A . D. Role of Political Memes on Social Media in Criticizing Political

Policy in the United States 2016-2019.In: Husnayain Business Review, 2022, vol.2, no .2 .DOI: 10. 54099/ hbr.v2i2.285.

13 . Malodia S . , Dhir A . , Bilgihan A . Meme marketing: How can marketers drive better engagement using

viral memes? In: Psychology & Marketing, 2022, vol. 39, iss. 9, pp. 1775-1801. DOI: 10,1002/mar.21702.

14 McVicker S M Political Disinformation in Memes Political Disinformation, Propaganda, and Persuasion in Memes: A Content Analysis of2020 U. S . Election Political Memes: Sciences in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Information Systems and Communications. Robert Morris University , 2021. 285 p. DOI: 10 ,13140/RG .2.2.30066.22728.

15 . Wiggins B . E. , Bret B. G . Memes as Genre: a Structurational Analysis of the Memescape . In: New Me-

dia & Society, 2014, no. 11 (17), pp. 1886-1906. DOI: 10.1177/1461444814535194. 16. Zabotnova M. Memes as a way of manipulation in the process of digital interaction . In: HayKOBUü bíchuk Мixнаpодного гуманiтарного yHÍBepcumemy. Cepin: «í>iпопогin», 2018, no . 36, t. 1, c . 152-154.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шипилова Диана Сергеевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного Федерального Университета; e-mail: diana shipilov@yandex ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Diana S. Shipilova - Cand. Sci. (Philology), Senior Lecturer, Department of Intercultural Communication and Methods of Foreign Languages Teaching, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, the Southern Federal University; e-mail: diana shipilov@yandex ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Шипилова Д . С. Интернет-мем как способ дискредитации имиджа политика // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2023. № 3 . С. 102-109. БОТ: 10.18384/2310-712Х-2023-3-102-109

FOR CITATION

Shipilova D. S . Internet meme as a way to discredit the image of a politician . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics, 2023, no . 3, pp . 102-109. DOI: 10.18384/2310-712X-2023-3-102-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.