УДК 811.111
DOI 10.52575/2712-7451-2022-41-2-317-328
Интернет-мем и юмор
Канашина С.В.
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76 E-mail: [email protected]
Аннотация. Для понимания природы постмодернизма и современной культуры в целом важно изучение юмористических жанров интернет-коммуникации, являющихся воплощением постмодернистского юмора. Поскольку данная тема остается малоизученной, автором поставлена цель - пранализировать природу юмора в интернет-мемах в контексте современной интернет-коммуникации, выявить и описать его особенности. В качестве материала были использованы 500 интернет-мемов из англоязычных интернет-ресурсов. В результате были выявлены формы юмора, детабуизация, фольклорный характер и карнавализация. Многообразие форм юмора воплощается в бытовании в мемах разнообразных юмористических проявлений, среди которых сатира, ирония, сарказм и пародия, и обусловлено дискурсивными свойствами данных единиц, а именно: юмористической направленностью, игровым характером и гротескностью. Детабуизация реализуется в активном использовании слов-табу и тем-табу, в нарушении коммуникативных табу для создания юмористической тональности. Фольклорный характер юмора в интернет-мемах прослеживается в анонимности, креативности и опоре на коллективное мировоззрение. Благодаря фольклорному началу, юмор в интернет-мемах выражается в оригинальной устно-письменной форме с такими особенностями, как коллоквиализация, отклонение от языковой нормы, эллипсис и т.д. Карнавализация обеспечивает особый, фамильярный, шутовской, бросающий вызов официальности юмор в мемах. Таким образом, выявленные характеристики свидетельствуют об оригинальной и многогранной природе юмора, которая отражает, с одной стороны, специфику интернет-коммуникации и, с другой стороны, жанровые свойства интернет-мема.
Ключевые слова: интернет-мем, интернет-коммуникация, юмор, детабуизация, карнавализация, фольклор, ирония, пародия
Для цитирования: Канашина С.В. 2022. Интернет-мем и юмор. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(2): 317-328. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-317-328
Abstract. The analysis of humorous genres of internet communication which are the embodiment of postmodern humour is important for understanding the nature of postmodernism and modern culture in general. Due to the fact that this field is underresearched, the author sets the goal to analyse the nature of humour in internet memes within the context of modern internet communication and to find out and describe its features. The material of the study includes 500 internet memes retrieved from numerous English internet websites. The research revealed a great variety of humour types, detabooization, folklore underpinning and carnivalization. A great variety of humour types is represented in diversified humourous manifestations such as satire, irony, sarcasm and parody and is mainly caused by the discoursive features
Internet Meme and Humour
Svetlana S.V. Kanashina
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation 76 Prospect Vernadskogo, Moscow 119454, Russia E-mail: [email protected]
of these phenomena which are humorous basis, playful character and grotesque. Detabooization is realized in the active use of taboo words and taboo topics, as well as the violation of communicative taboos to create a humorous flavour. Folklore underpinning of humour in internet memes is traced in anonymity, creativity and reliance on collective consciousness. Due to folklore underpinning, humour in internet memes is presented in the original speech-like form with such peculiarities as colloquialization, violation of language norm, ellipsis, etc. Carnivalization ensures a special, familiar, clownish, challenging formality humour. To sum up, the revealed characteristics testify to the original and multi-faceted nature of humour in internet memes, which reflects, on the one hand, special features of internet communication and, on the other hand, genre peculiarities of internet memes.
Key words: internet meme, internet communication, humour, detabooization, carnivalization, folklore, irony, parody
For citation: Kanashina S.V. 2022. Internet Meme and Humour. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 317-328 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-317-328
Введение
Одной из основных характеристик современной эпохи постмодернизма является юмор [Pye, 2006; Фефелова, 2016], который зачастую воплощается в нестандартных и оригинальных формах. Постмодернистский юмор может находить выражение в едкой иронии, язвительной сатире, сарказме и т.д. [Садиева, 2018]. Своеобразие постмодернистского юмора заключается в иррациональности и хаотичности, что делает его интересным для научного осмысления.
Современные юмористические жанры интернет-коммуникации являются воплощением постмодернистского юмора, поэтому их изучение важно для понимания природы постмодернизма и современной культуры в целом. Кроме того, рассмотрение комических интернет-жанров значимо для таких научных областей, как лингвистика, журналистика, социология, литературоведение и т.д.
Самобытным феноменом интернет-коммуникации является интернет-мем, представляющий собой вирусную единицу с разнообразной формой выражения (видео, аудио, текстовые знаки, полимодальные единицы) [Shifman, 2013; Wang, Wang, 2015; Wiggins, Bowers, 2015]. Самыми многочисленными и интересными для анализа являются полимодальные интернет-мемы, передающие информацию с помощью вербального и визуального компонентов [Щурина, 2010; Никитина и др., 2018]. За счет наличия вербального и визуального компонентов юмор в полимодальных мемах репрезентируется в иллюстративной, наглядной и выразительной форме, что делает юмористический потенциал интернет-мемов богаче и эффективнее [Баслина, Ухова, 2014].
Методологической основой исследования послужили работы в области теории ин-тернет-мемов и интернет-коммуникации Е.М. Александровой [2017]; Е.Ю. Баслиной, Л.В. Ухова [2014], А.И. Дубских [2019]; А.А. Кулаженко, Н.Н. Бычковой [2017]; О.А. Никитиной, О.А. Гудковой, Ф. Зандер [2018]; О.В. Лутовиновой [2008]; Ю.В. Щуриной [2010] и др.; работы по карнавализации М.М. Бахтина [1990]; И.М. Дзялошинского [2019]; В.А. Дубовского [2016] и другие.
На фоне большого количества исследований, посвященных лингвистическим аспектам интернет-мема, вопрос об особенностях юмора в данных единицах остается малоизученным. Автором впервые предпринята попытка детально рассмотреть и обобщить особенности юмора в интернет-мемах.
Цель исследования - проанализировать природу юмора в интернет-мемах в контексте современной полифоничной и многообразной интернет-коммуникации. Задачами данного исследования являются выявление и описание главных особенностей юмора в интернет-мемах.
Объекты и методы исследования
Работа проведена в русле современного дискурсивного подхода, согласно которому интернет-мем представляет собой полимодальный дискурс, в котором информация транслируется с помощью вербального и визуального кодов. Полимодальная форма обусловливает особый характер юмористических репрезентаций в интернет-мемах, поскольку юмор в данных единицах передается не только вербальными знаками, в отличие от юмора в мономодальных текстах, но и невербальными средствами. Полимодальная форма позволяет сделать юмор выразительным, наглядным и визуализированным в интернет-мемах.
Методология исследования включает такие методы, как описательно-аналитический (сбор, анализ и обобщение материала), семантического анализа, лингвокультурного анализа, дискурс-анализа. Рассмотрение конкретных примеров потребовало применения мультимодального анализа, разработанного Г. Крессом и Т. ван Леувеном, для изучения взаимодействия вербального и визуального компонентов в интернет-мемах.
Материалом исследования послужили 500 интернет-мемов, отобранных методом случайной выборки из многочисленных англоязычных интернет-ресурсов (Facebook, Imgflip, Memecenter, Memedroid, Memegenerator, Reddit, Twitter и др.).
Согласно дискурсивному подходу, интернет-мемы рассматривались как дискурсивные единицы коммуникации, передающие целостную информацию и обусловленные экстралингвистическим контекстом. Для исследования юмора в интернет-мемах изучалась семантика данных единиц, формирующаяся в результате взаимодействия вербального и невербального компонентов, и учитывались лингвокультурные экстралингвистические факторы. В работе представлен анализ девяти интернет-мемов, наглядно демонстрирующих результаты исследования.
Результаты исследования
В результате анализа 500 англоязычных интернет-мемов были выявлены такие особенности юмора, как многообразие форм юмора, детабуизация, фольклорный характер и карнавализация. Рассмотрим подробнее каждую особенность.
1. Многообразие форм юмора в интернет-мемах. Эта характеристика реализуется в бытовании множества разнообразных юмористических форм в интернет-мемах. В данных единицах можно встретить такие формы юмора, как сатира, ирония, сарказм, пародия и т.д. Жанр интернет-мема предлагает богатую панораму юмористических проявлений, что обусловлено такими дискурсивными особенностями интернет-мема, как юмористическая направленность, игровой характер, гротескность.
Поскольку интернет-мем интегрировал в себя признаки родственных юмористических жанров (карикатура, анекдот, шутка), он репрезентирует те юмористические особенности, которые свойственны данным жанрам. Таким образом, интернет-мем демонстрирует сатиричность и злободневность, свойственные карикатуре, ироничность и сарказм, характерные для шутки, абсурд и краткость, присущие анекдоту [Александрова, 2017].
Полифоничность проявлений юмора в интернет-мемах обусловлена также множеством различных приемов, которые используются для создания юмористического эффекта. Авторы мемов прибегают к таким приемам, как преувеличение и преуменьшение, гротеск, олицетворение, анимализация, сравнение, метафора, каламбур, паронимическая аттракция, абсурд, эффект обманутого ожидания и т.д. Кроме того, мощным средством создания юмористической тональности выступают прецедентные феномены, которые запускают отсылку к значимой, заведомо известной информации. Особое место среди юмористических приемов занимает когнитивный диссонанс. Обилие юмористических средств приводит к многоликости юмористических репрезентаций в интернет-мемах.
Рассмотрим пример на рис. 1. В данном интернет-меме наблюдается сатира, потому что автор мема обличает отрицательные стороны политики президента США Дональда Трампа. Сопроводительная надпись переводится так: «Не вижу реальную действительность, не слышу реальную действительность, не говорю то, что соответствует реальной действительности». Графический ряд визуализирует вербальный компонент в карикатурном виде. В интернет-меме имплицитно выражена идея о том, что Д. Трамп игнорирует факты, не признает реальное положение дел, и не говорит правду. Юмор в данном меме выражен в полимодальной форме с опорой на вербальный и визуальный компоненты. Средствами создания юмористической направленности служат карикатурные портреты Д. Трампа, а также параллелизм, лексические повторы и градация в вербальном компоненте.
SEE WO REALTY, HEAR НО REALITY, SPEAK NO REAUTY
Рис. 1. Интерент-мем с сатирической характеристикой 1 Fig. 1. Satirical internet meme
В интернет-меме на рис. 2 отмечается саркастическая тональность за счет насмешки, выраженной в язвительной форме. Сопроводительная надпись переводится следующим образом: «Ты публикуешь все свои проблемы на Facebook? Должно быть, это решает все проблемы». Автор мема использует сарказм, чтобы передать критическое отношение к современной тенденции выставлять напоказ личную информацию в социальных сетях. Данный мем относится к серии мемов Вилли Вонка (Willy Wonka), в которых персонаж из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971) выражает недоверие и сарказм по отношению к собеседнику.
На рис. 3 представлен интернет-мем с пародией на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», в которой актуализируются такие характеристика юмора, как насмешка и вымысел. В основе пародии лежит прецедентность, т.е. заведомо знакомое реципиенту произведение Леонардо да Винчи. Автор мема прибегает к пародии для комического высмеивания современной культуры селфи. Кроме того, наблюдается абсурд за счет несовпадения пресуппозиций реципиента при упоминании известной картины и алогичного графического компонента, в результате чего рождается когнитивный диссонанс.
1 Facebook. https://www.facebook.com/FunnyTrumpMemes/about (accessed: 21.01.2020).
Рис. 2. Интернет-мем, передающий сарказм 1 Рис. 3. Интернет-мем с насмешкой и вымыслом 2 Fig. 2. Sarcastic internet meme Fig. 3. Mocking and fictional internet meme
2. Детабуизация - это интенсивное использование слов- и тем-табу [Куницына, 2010]. Данное явление реализуется либо в употреблении обсценных языковых средств, либо в обсуждении тем-табу, например, связанных с человеческими болезнями, умственными и физическими недостатками, Богом, смертью и т.д. [Куницына, 2010].
Юмор в интернет-мемах зачастую носит детабуированный характер, что подтверждается активным воспроизведением обсценной лексики для достижения юмористического эффекта. Кроме того, юмористические приемы нередко строятся на нарушении коммуникативных табу. Примерами могут служить насмешки над представителями определенных этносов, инвалидами, гендерный юмор.
Одним из аспектов детабуированного юмора в интернет-мемах является десакрали-зация культурно значимых символов (высмеивание церкви, Иисуса Христа, использование религиозных символов в бытовом сниженном контексте и т.д.). Несмотря на религиозный плюрализм в англосаксонской культуре и светские традиции, тема религии остается деликатной в обществе, и юмористическая репрезентация данной сферы противоречит культурным нормам. Детабуизация юмора обусловлена дискурсивной природой мемов, которая предполагает анонимность [Дубских, 2019], отсутствие редакторской правки и цензуры, стремление привлечь внимание реципиента эпатажным контентом. В целом детабуи-зация юмора в интернет-мемах выражается в смеховой стихии без границ, юмор в данных единицах зачастую грубый и непристойный. Интернет-мемы выполняют функцию трибуны, с помощью которой можно транслировать детабуированный юмор. Одним из аспектов данного феномена является демократизация, позволяющая интернет-пользователям без ограничений реализовывать юмористические интенции. С другой стороны, детабуизация отражает стихийный, нерегулируемый характер юмора в интернет-мемах.
На рис. 4а представлен интернет-мем, в котором детабуированный юмор выражается в десакрализации образа католической церкви. Сопроводительная надпись переводится так: «Деньги - зло, отдайте их нам». Очевидно, автор мема затрагивает болезненный во-
1 You post all your problems on Facebook? That must solve all Everything. rrrr. Anti Cowboys Dallas Memes. Me.me. Available at: https://me.me/i/you-post-all-of-your-problems-on-facebooke-that-must-52d4289fbde94ccf900d5bc9c5d3e435 (accessed: 18.01.2020).
2 Modern Day; Mona Lisa. 2017. Imgflip. Available at: https://imgflip.com/iAvzu6r (accessed: 18.01.2020).
прос о богатстве церкви, юмор служит средством выражения мнения автора. Шутка в данном меме выполняют дискредитирующую функцию.
На рис. 4б продемонстрирован интернет-мем, в котором используется дискриминирующий дискурс. Сопроводительная надпись переводится следующим образом: «Я не расист. Расизм - это преступление, а преступления относятся к чернокожим людям». Данный мем относится к серии мемов с персонажем из фильма «Властелин колец» Бороми-ром. Юмористический эффект построен на алогизме и когнитивном диссонансе. Автор мема нарушает коммуникативное табу, предусматривающее запрет на дискриминацию по расовому признаку.
I'M NOT A RACIST.
h
% 1L
RACISM IS CRIME AND CRIME
б
Рис. 4. Интернет-мемы, демонстрирующие детабуированный юмор 1 2. Fig. 4. Internet memes based on detabooized humour
а
3. Фольклорный характер юмора в интернет-мемах обусловлен тем, что мемы как жанр относятся к интернет-фольклору [Кулаженко, Бычкова, 2017]. Интернет-фольклор представляет собой богатое культурное и дискурсивное явление, особенностью которого является аккумулирование народного творчества в интернет-среде.
Интернет-мем воплощает такие признаки интернет-фольклора, как анонимность, креативность, опора на коллективное мировоззрение. Фольклорное начало обусловливает характер юмористического потенциала в интернет-мемах. Во-первых, анонимность обеспечивает свободу юмористического выражения с возможностью юмористической репрезентации острых и деликатных проблем. Креативность как категория интернет-фольклора создает предпосылки для оригинального, нетривиального, творческого выражения юмористического начала в интернет-мемах. Опора на коллективное мировоззрение влияет на юмор в том смысле, что юмористической репрезентации зачастую подвергаются те феномены, которые представляют важность для представителей социума.
Стоит отметить уникальный устно-письменный характер речевых сообщений в ин-тернет-мемах, который также отражает фольклорное начало. Как известно, фольклор традиционно функционировал в устной форме. С появлением интернет-коммуникации произошел переход от устной формы бытования фольклора к устно-письменной [Лутовинова, 2008], предполагающей письменную фиксацию устной речи. В результате данной трансформации появилось такое явление, как устно-письменная речь, для которой свойственно отклонение от языковой нормы, эллипсис, коллоквиализация, сниженное стилистическое
1 Memecenter. https://www.memecenter.com/iun/787403/church-logic/comments (accessed: 20.01.2020)
2 Memedroid. https://www.memedroid.com/memes/tag/RACISM/2 (accessed: 01.02.2020)
оформление, нарушение речевого этикета. Вышеупомянутые языковые особенности часто репрезентируются в интернет-мемах, в результате юмор становится не пресным и серым, а оригинальным, живым, нестандартным за счет устно-письменной формы выражения.
Фольклорный характер подтверждается также бытованием множества фольклорных интернет-персонажей, которые юмористически репрезентируются в интернет-мемах. Среди данных персонажей, популярных в русскоязычной интернет-коммуникации, можно упомянуть «Свидетеля из Фрязино», «Ждуна», «Упоротого лиса» и т.д. В англоязычной интернет-коммуникации знаменитыми стали «Угрюмый кот» (The Grumpy Cat), «Лягушонок Пепе» (Pepe the Frog), «Успешный ребенок» (Success Kid) и т.д.
Рассмотрим пример на рис. 5а с известным персонажем интернет-фольклора Чаком Норрисом (Juck Norris). Сопроводительная надпись переводится так: «Я бросил гранату и убил 50 людей, и потом граната взорвалась».
а б
Рис. 5. Интернет-мем, демонстрирующий фольклорный характер юмора 1 2 Fig. 5. Folklore internet memes
Серия мемов про Чака Норриса отличается устойчивой юмористической коннотацией и определенной семантической установкой. Вот, что пишут авторы книги «Антология фольклора рунета»: «Чак Норрис - звезда Голливуда, популярный исполнитель героических ролей в фильмах-боевиках. Его однообразно-суровое выражение лица и соответствующие фильмы сделали Чака объектом бесконечных насмешек как на Западе, так и у нас. В интернете можно найти массу анекдотических историй, обыгрывающих нечеловеческую крутизну и непобедимость экранных героев Чака, в общественном сознании слившихся с образом самого актера в единое целое» [Бокарев, Гагин, 2007, c. 4]. Данный мем наглядно демонстрирует фольклорный характер юмора, заключающийся в актуализации собирательного образа Чака Норриса, который сформировался в результате народного творчества интернет-пользователей.
На рис. 5б можно увидеть интернет-мем из серии «Угрюмый кот» (The Grumpy Cat). Сопроводительная надпись переводится таким образом: «Как я себя чувствую в понедельник». Графический компонент, демонстрирующий хмурого, недовольного кота, дополняет
1 Memegenerator. https://memegenerator.net/instance/37854246/chuck-norris-meme-i-once-threw-a-grenade-killed-50-people-then-the-grenade-exploded (accessed: 02.2020)
2 Grumpy Cat Not Amused. How i feel; every Monday. 2017. Imgflip. https://imgflip.com/i/1hblsk (accessed: 11.02.2020).
семантику мема. Фольклорный характер юмора в данном меме подтверждается тем, что юмористический эффект построен на воспроизведении обобщенного, юмористически окрашенного образа «Угрюмого кота», родившегося в процессе коллективного творчества пользователей интернета.
4. Карнавализация определяется как «транспонирование карнавальных форм народной смеховой культуры на язык различных художественных средств» [Дукин, 2014, с. 1]. Термин карнавализация относится к теории М.М. Бахтина, который в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» обосновал влияние средневекового карнавала на культуру Нового времени [Бахтин, 1990]. По мнению М.М. Бахтина, средневековая карнавальная культура отличалась двумирностью, выраженной в противопоставленности смехового восприятия действительности и официальной (церковной и государственной) стороны жизни [Бахтин, 1990]. В качестве неотъемлемых характеристик карнавальной культуры М.М. Бахтин выделял театрально-зрелищную форму, вовлеченность участников в действо, шутовство и дурачество, праздничную атмосферу, снятие иерархических барьеров [Бахтин, 1990]. Сегодня многие исследователи отмечают актуализацию карнавальной культуры в интернет-коммуникации ^огка, 2014; Ду-бовский, 2016; Дзялошинский, 2019].
Карнавализация юмора в интернет-мемах выражается, прежде всего, в смеховом осмыслении серьезных аспектов действительности. Интернет-мемы демонстрируют высмеивание политических лидеров, карикатурную репрезентацию острых актуальных проблем, пародии на официальные заявления чиновников и т.д. Даже глобальные угрозы и кризисы (климатический кризис, угроза применения ядерного оружия некоторыми странами, перенаселение и т.д.) представлены в интернет-мемах в шутливом виде. В духе средневекового карнавала серьезная и официальная сторона бытия уступает место смехо-вой стихии в интернет-мемах.
Кроме того, карнавализация юмора прослеживается в фамильяризации как категории карнавального мироощущения [Бахтин, 1990]. Интернет-пользователи имеют возможность выразить фамильярное, бесцеремонное и недопустимое за рамками интернет-коммуникации отношение к тем субъектам, которые по своему статусу требуют уважения, например, к представителям власти, политическим лидерам, деятелям культуры и т.д. Благодаря фамильяризации в интернет-мемах иерархические барьеры снимаются и рождается развязный, не признающий авторитеты юмор.
Интернет-мем на рис. 6а отражает такую характеристику карнавализации, как высмеивание официальной стороны жизни. Автор мема комично репрезентирует премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Сопроводительная надпись переводится так: «Борис Джонсон солгал королеве. Не британец. Непатриотичный. Недопустимое поведение». Юмористический эффект построен на экстралингвистическом контексте. Реципиенту предлагается «декодировать» авторскую импликацию, опираясь на биографические факты политика (американские корни, скандальная репутация). Карнавализация воплощается в данном случае в развенчании официальных ценностей и низложении символического авторитета [Дукин; 2014].
На рис. 6б представлен интернет-мем, в котором сопроводительная надпись переводится следующим образом: «Только в Америке мы верим в прогноз погоды от грызуна, а наш президент отрицает доказательства климатических изменений, представленные учеными». В интернет-меме наблюдается прецедентность, выраженная в аллюзии к фильму «День сурка», в котором описывается традиционный праздник в США. Ежегодно 2 февраля американцы, наблюдая за поведением сурка, строят предположения о скором наступлении весны. Автор мема апеллирует к заявлениям Д. Трампа о том, что глобального потепления не существует. Карнавальный характер юмора подтверждается смеховым осмыслением официального политического начала и снижением образа президента.
ONLY IN AMERICA...
DO WE ACCEPT WEATHER PREDICTIONS FROM A RODENT. AND OUR PRESIDENT DENIES CLIMATE CHANGE EVIDENCE FROM SCIENTISTS
Рис. 6. Интернет-мем с карнавализацией 1 2 Fig. 6. Carnavalized internet memes
Карнавализация юмора воплощается также в шутовстве и дурачестве, которые являются неотъемлемыми атрибутами карнавальной культуры [Бахтин, 1990]. Юмор в интер-нет-мемах отличается игровой направленностью и часто основан на нелепости, абсурде, фарсе, свойственных средневековым шутам. Визуализированность интернет-мемов добавляет оттенок зрелищности и театральности, без которых также не обходились выходки средневековых шутов.
Заключение
Таким образом, в результате исследования были выявлены главные характеристики юмора в интернет-мемах, такие как многообразие форм юмора, детабуизация, фольклорный характер и карнавализация. Многообразие форм юмора в интернет-мемах обусловлено бытованием разнообразных юмористических проявлений, среди которых можно назвать сатиру, иронию, сарказм, пародию и т.д. Данная особенность отражает жанровое сходство интернет-мемов с карикатурой, анекдотом и шуткой, в которых наблюдается богатая панорама юмористических форм. Детабуизация юмора прослеживается в интенсивном использовании слов-табу и тем-табу, в результате чего юмор в интернет-мемах становится свободным от общепринятых коммуникативных и этикетных норм. Детабуизация может реализовываться в юмористической эксплуатации таких тем, как расизм, гендерная дискриминация, церковь и т.д. Использование обсценной лексики для создания юмористического эффекта является одним из аспектов детабуированного юмора в интернет-мемах. Фольклорный характер юмора проявляется в анонимности, креативности и опоре на коллективное мировоззрение. Появление множества фольклорных интернет-персонажей, активно репрезентирующихся в интернет-мемах, также свидетельствует о фольклорном начале в мемах. Карнавализация юмора определяется как воспроизведение средневековой карнавальной культуры для выражения смеховой стихии в интернет-мемах. Аспектами карнавализации юмора являются противопоставление официальной стороне жизни, смеховое осмысление серьезных явлений действительности, фамильяри-зация, атмосфера шутовства и дурачества.
1 Twitter. https://twitter.com/lunaperla/status/1171755390205399040?lang=de (accessed: 11.02.2020)
2 Happy Groundhog Day. 2017. Memes the original since 2008. Reddit. https://www.reddit.eom/r/ memes/comments/5ro9sw/happy_groundhog_day/ (accessed: 11.02.2020).
Вышеупомянутые особенности позволяют охарактеризовать юмор в интернет-мемах как нестандартный и оригинальный, с одной стороны, развивающийся в контексте современной интернет-коммуникации и отражающий такие свойства интернет-коммуникации, как анонимность, устно-письменный характер, выразительность, наглядность, с другой стороны, ориентированный на вызов условностям и этикету и опирающийся на нарушение коммуникативных канонов.
Выявленные основные характеристики юмора в интернет-мемах не исчерпывают предмет исследования, поэтому юмор в интернет-мемах является перспективным направлением для дальнейшего изучения и требует глубокого анализа для развития теории ин-тернет-мемов и теории интернет-коммуникации.
Список литературы
Александрова Е.М. 2017. Креолизованный мем как новая форма бытования языковых анекдотов.
Филологические науки. Вопросы теории и практики, 8-2 (74): 65-69. Баслина Е.Ю., Ухова Л.В. 2014. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора.
Ярославский педагогический вестник, 1 (1): 135-140. Бахтин М.М. 1990. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худож. лит., 544 с.
Бокарев Т.А., Гагин А.В. 2007. Антология русского рунета. Под ред. А.В. Гагина. М., ООО «Рекком», 204 с.
Дзялошинский И.М. 2019. Медиакарнавал в эпоху глобализации. Меди@льманах, 3 (92): 18-28.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.1828. Дубовский В.А. 2016. Трансформация феномена карнавализации в условиях информационного
общества: интернет-карнавал. Социальные трансформации, 26: 48-51. Дубских А.И. 2019. Интернет-пространство как сфера реализации отрицательной самопрезентации юмористическими средствами. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2 (199): 14-20. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-14-20. Дукин Р.А. 2014. Репрезентации карнавальных процессов в социальных медиа. Огарёв-Online, 24(38): Социологические науки: 5. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/reprezentacii-karnavalnykh-processov-v-socialnykh-media (дата обращения: 01.02.2020). Кулаженко А.А., Бычкова М.Н. 2017. Интернет-мем в межличностной офлайн-коммуникации.
Коммуникативные исследования, 3 (13): 96-105. DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105. Куницына О.М. 2010. Детабуизация как стратегия оформления рекламного текста. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, 593: 107-116.
Лутовинова О.В. 2008. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации. Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 71: 58-65. Никитина О.А., Гудкова О.А., Зандер Ф. 2018. Интернет-мем как мультимодальный феномен немецкоязычного интернет-дискурса. Язык и культура, 43: 74-87. DOI: 10.17223/19996195/43/5.
Садиева К.М. 2018. Характерные особенности русского постмодернизма. Мир науки, культуры,
образования, 1(68): 419-420. Фефелова Г.Г. 2016. Языковые средства выражения комического в юмористическом дискурсе.
Филологические науки. Вопросы теории и практики, 9-2 (63): 170-173. Шурина Ю.В. 2010. Комические креолизованные тексты в интернет-коммуникации. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Серия: Филология. История, 57: 82-86.
Gôrka M. 2014. The meme as an example of carnivalized internet communication. Kwartalnik Naukowy
OAP UW" e-Politikon", 9: 215-242. Pye G. 2006. Comedy theory and the postmodern. Humor - International Journal of Humor Research,
19(1): 53-70. DOI: 10.1515/HUMOR.2006.003. Shifman L. 2013. Memes in a digital world: Reconciling with a conceptual troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362-377. DOI: 10.1111/jcc4.12013.
Wang J., Wang H. 2015. From a marketplace to a cultural space: Online meme as an operational unit of cultural transmission. Journal of Technical Writing and Communication, 45(3): 261-274. DOI: 10.1177/0047281615578847.
Wiggins B.E., Bowers G.B. 2015. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New media & society, 17 (11): 1886-1906. D0I:10.1177/1461444814535194.
References
Aleksandrova E.M. 2017. The creolized meme as a new form of linguistic jokes existence. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 8-2 (74): 65-69.
Baslina E.Yu., Ukhova L.V. 2014. A demotivational poster as a speech genre of network humour. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 1(1): 135-140 (in Russian).
Bakhtin M.M. 1990. Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa [François Rabelais and Popular Culture of the Middle Ages and the Renaissance]. M., Publ. Khudozh. lit., 544 p.
Bokarev T.A., Gagin A.V. 2007. Antologiya russkogo runeta [Anthology of the Russian Runet]. Ed. A.V. Gagin. M., Publ. OOO «Rekkom», 204 p.
Dzyaloshinskiy I.M. 2019. Media carnival in an era of globalization. Medi@l'manakh, 3 (92): 18-28. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.1828.
Dubovskiy V.A. 2016. Transformation of the carnivalization phenomenon in the information society: internet carnival. Sotsial'nye transformatsii, 26: 48-51.
Dubskikh A.I. 2019. Internet-space as a sphere for realization of negative self-presentation by humoristic means. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2(199): 14-20 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-14-20.
Dukin R.A. 2014. Representations of carnival processes in social media. Ogarev-Online, 24(38): Sotsiologicheskie nauki: 5. Available at: http://journal.mrsu.ru/arts/reprezentacii-karnavalnykh-processov-v-socialnykh-media (accessed: 01.02.2020).
Kulazhenko A.A., Bychkova M.N. 2017. Internet meme in interpersonal offline communication. Communication Studies, 3(13): 96-105 (in Russian). DOI: 10.25513/2413-6182.2017.3.96-105.
Kunitsyna O.M. 2010. Detabooing as a strategy in advertising text. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 593: 107-116.
HyTOBHHOBa O.B. 2008. Internet as a new "oral-written" communication system. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 71: 58-65 (in Russian).
Nikitina O.A., Gudkova O.A., Zander F. 2018. Internet meme as a multimodal phenomenon of the german internet-discourse. Yazyk i kul'tura, 43: 74-87. DOI: 10.17223/19996195/43/5.
Sadieva K.M. 2018. Characteristic features of Russian postmodernism. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (68): 419-420.
Fefelova G.G. 2016. Language means of expressing the comic in humorous discourse. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 9-2(63): 170-173.
Shchurina Yu.V. 2010. Komicheskie kreolizovannye teksty v internet-kommunikatsii. Vestnik of NovSU, 57: 82-86.
Gorka M. 2014. The meme as an example of carnivalized internet communication. Kwartalnik Naukowy OAP UW" e-Politikon", 9: 215-242.
Pye G. 2006. Comedy theory and the postmodern. Humor - International Journal of Humor Research, 19(1): 53-70. DOI: 10.1515/HUMOR.2006.003.
Shifman L. 2013. Memes in a digital world: Reconciling with a conceptual troublemaker. Journal of Computer-Mediated Communication, 18(3): 362-377. DOI: 10.1111/jcc4.12013.
Wang J., Wang H. 2015. From a marketplace to a cultural space: Online meme as an operational unit of cultural transmission. Journal of Technical Writing and Communication, 45 (3): 261-274. DOI: 10.1177/0047281615578847.
Wiggins B.E., Bowers G.B. 2015. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape. New media & society, 17(11): 1886-1906. DOI: 10.1177/1461444814535194.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 11.02.2022
Received February 11, 2022
Поступила после рецензирования 13.02.2022 Revised February 13, 2022
Принята к публикации 10.06.2022
Accepted June 10, 2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Канашина Светлана Валериевна, кандидат Svetlana V. Kanashina, PhD in linguistics, Asso-
филологических наук, доцент кафедры англий- ciate Professor at the English Language Depart-
ского языка № 3, Московский государственный ment No 3, Moscow State Institute of International
институт международных отношений (универ- Relations (University) of the Ministry of Foreign
ситета) Министерства иностранных дел Россий- Affairs of the Russian Federation, Moscow, the
ской Федерации, г. Москва, Россия Russian Federation.