Также 1897 г опубликовал олонхо под названием «Повесть о якутском богатыре» [18].
Известный исследователь Николай Алексеевич Виташевский в статье «К материалом о якутских сказках» [19] даёт общую характеристику якутского фольклора (на основе личных материалов 1887 - 1891 г). В разряд сказок автор относит и олонхо, и собственно сказки. И публикует
Библиографический список
два варианта олонхо о двух сестрах. Тексты сопровождались вступительными статьями. В них сообщались сведения об исполнении и бытовании олонхо.
Таким образом, в XIX веке был собран огромный материал по якутскому героическому эпосу олонхо. Это имело колоссальное значение для развития науки о якутском героическом эпосе.
1. Миддендорф А. Коренные жители Сибири. Путешествие на север и восток Сибири. Санкт-Петербург, 1878; Ч. 2: 620 - 833.
2. Учёные записки Академии наук по первому и третьему отделениям. Санкт-Петербург, 1853. Т. 1, Вып. 4.
3. Потанин ГН. Несколько вопросов по сравнительному изучению животного и мифического эпоса у народов Сибири. Известие ИРГО. Приложение. 1880; Т. 16, Вып. 2: 1 - 3.
4. Потанин Г.Н. Несколько вопросов по изучению поверий, сказаний, суеверных обычаев и обрядов у сибирских иногородцев: программа. Известие ИРГО. Приложение. 1881; Т. 17. Вып. 3: 1 - 13.
5. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Санкт-Петербург, 1883.
6. Маак РК. Вилюйский округ. Москва: Яна, 1994.
7. Приклонский В.Л. Якутские народные поверья и сказки: прил. к этногр. очерку «Три года в Якутской области». Живая старина. 1890. Вып. 1: 16 - 33.
8. Приклонский В.Л. Якутские народные поверья и сказки: прил. к этногр. очерку «Три года в Якутской области». Живая старина. 1891. Вып. 3: 165 - 179.
9. Приклонский В.Л. Якутские народные поверья и сказки: прил. к этногр. очерку «Три года в Якутской области». Живая старина. 1891. Вып. 4: 139 - 148.
10. Худяков И.А. Верхоянский сборник: якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также рус. сказки и песни, записанные в Верхоянском округе. Иркутск, 1890.
11. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Ленинград: Наука, 1969.
12. Горохов Н.С. Юрюнг Уолан: якутская сказка. Известие ВСОРГО. 1884; Т. XV: 43 - 60.
13. Пекарский Э.К. Якутская сказка. Сергею Федоровичу Ольденбургу: к 60-летию науч.-обществ. деятельности. Ленинград, 1934: 421 - 426.
14. Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. Москва: Издательство АН СССР 1929.
15. Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. Якутск, 1993.
16. Овчинников М.П. Сордохай богатырь. Известие ВСОРГО. 1904. Т. 35, № 2: 1 - 8.
17. Пекарский Э.К. Отзыв о Сордохай богатыре. Живая старина. 1908. Вып. 4: 505 - 507.
18. Овчинников М.П. Из материалов по этнографии якутов: Легенды, сказки, предания. Этнографическое обозрение. 1897; Т. 34, № 3: 148 - 184.
19. Виташевский Н.А. К материалам о якутских сказках. Живая старина. 1912; Вып. 2-4: 449 - 466.
References
1. Middendorf A. Korennye zhiteli Sibiri. Puteshestvie na sever i vostok Sibiri. Sankt-Peterburg, 1878; Ch. 2: 620 - 833.
2. Uchenye zapiskiAkademii naukpo pervomu i tret'emu otdeleniyam. Sankt-Peterburg, 1853. T. 1, Vyp. 4.
3. Potanin G.N. Neskol'ko voprosov po sravnitel'nomu izucheniyu zhivotnogo i mificheskogo 'eposa u narodov Sibiri. Izvestie IRGO. Prilozhenie. 1880; T. 16, Vyp. 2: 1 - 3.
4. Potanin G.N. Neskol'ko voprosov po izucheniyu poverij, skazanij, suevernyh obychaev i obryadov u sibirskih inogorodcev: programma. Izvestie IRGO. Prilozhenie. 1881; T. 17. Vyp. 3: 1 - 13.
5. Potanin G.N. Ocherkisevero-zapadnojMongolii. Sankt-Peterburg, 1883.
6. Maak R.K. Vilyujskij okrug. Moskva: Yana, 1994.
7. Priklonskij V.L. Yakutskie narodnye pover'ya i skazki: pril. k 'etnogr. ocherku «Tri goda v Yakutskoj oblasti». Zhivaya starina. 1890. Vyp. 1: 16 - 33.
8. Priklonskij V.L. Yakutskie narodnye pover'ya i skazki: pril. k 'etnogr. ocherku «Tri goda v Yakutskoj oblasti». Zhivaya starina. 1891. Vyp. 3: 165 - 179.
9. Priklonskij V.L. Yakutskie narodnye pover'ya i skazki: pril. k 'etnogr. ocherku «Tri goda v Yakutskoj oblasti». Zhivaya starina. 1891. Vyp. 4: 139 - 148.
10. Hudyakov I.A. Verhoyanskij sbornik: yakutskie skazki, pesni, zagadki iposlovicy, a takzhe rus. skazki ipesni, zapisannye v Verhoyanskom okruge. Irkutsk, 1890.
11. Hudyakov I.A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga. Leningrad: Nauka, 1969.
12. Gorohov N.S. Yuryung Uolan: yakutskaya skazka. Izvestie VSORGO. 1884; T. XV: 43 - 60.
13. Pekarskij 'E.K. Yakutskaya skazka. Sergeyu Fedorovichu Ol'denburgu: k 60-letiyu nauch.-obschestv. deyatel'nosti. Leningrad, 1934: 421 - 426.
14. Yastremskij S.V. Obrazcy narodnoj literatury yakutov. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1929.
15. Seroshevskij V.L. Yakuty: opyt 'etnograficheskogo issledovaniya. Yakutsk, 1993.
16. Ovchinnikov M.P. Sordohaj bogatyr'. Izvestie VSORGO. 1904. T. 35, № 2: 1 - 8.
17. Pekarskij 'E.K. Otzyv o Sordohaj bogatyre. Zhivaya starina. 1908. Vyp. 4: 505 - 507.
18. Ovchinnikov M.P. Iz materialov po 'etnografii yakutov: Legendy, skazki, predaniya. 'Etnograficheskoe obozrenie. 1897; T. 34, № 3: 148 - 184.
19. Vitashevskij N.A. K materialam o yakutskih skazkah. Zhivaya starina. 1912; Vyp. 2-4: 449 - 466.
Статья поступила в редакцию 29.11.18
УДК 81'42+07
Ju Chuanya, postgraduate, Tomsk state university (Tomsk, Russia), E-mail: [email protected]
INTERNET-COMMENTARY AS A FORM OF EVALUATION FOR THE GUEST IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL RADIO. The article presents a study of Internet commentary. Internet commentary is considered an object of interdisciplinary research and a variation of radio text included in the structure of radio discourse. The focus is on the study of the commentary to the cultural and educational radio program. The analysis is based on the material of the commentaries to the radio programs "Cultural Shock", "Book Casino", "Unforgiven Time", which are broadcasted on the radio station "Echo of Moscow". The analysis in the communicative-pragmatic aspect has attracted critical commentaries for the guest, who is invited to the studio. The author reveals the main tactics and language means of positive and negative evaluation for the guest of the program.
Key words: internet-commentary, radio discourse, strategy of evaluation, tactic, radio guests.
Цзюй Чуанья, аспирант, Томский государственный университет, г. Томск, E-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ КАК ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ ГОСТЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАДИОПРОГРАММЫ
Статья посвящена исследованию интернет-комментария. Интернет-комментарий рассматривается как объект междисциплинарных исследований и как разновидность радиотекста, входящего в структуру радиодискурса. В центре внимания - изучение комментария к культурно-просветительской радиопрограмме. Анализ проводится на материале комментариев к радиопрограммам «Культурный шок», «Книжное казино», «Непрошедшее время», выходящих в эфир радиостанции «Эхо Москвы». К анализу, проводимому в коммуникативно-прагматическом аспекте, привлечены комментарии, оценивающие приглашённого в студию гостя. Выявлены основные тактики и средства языкового воплощения положительно оценивающих и отрицательно оценивающих высказываний, адресованных гостю программы.
Ключевые слова: интернет-комментарий, радиодискурс, стратегия оценивания, тактика, гость радиопрограммы.
Постановка научной проблемы. Новые информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию СМИ и появлению в них текстов новых жанров. В последнее время внимание лингвистов сконцентрировано на новых жанрах интернет-дискурса, в числе которых блоги, чаты, форумы и др. Среди текстов новых жанров доминирует интернет-комментарий: он выступает как новая форма обратной связи и, следовательно, расширяет возможности массовой коммуникации. Для лингвиста интернет-комментарий становится новой разновидностью современного медиатекста.
Цель данного исследования - изучить стратегию оценивания в интернет-комментариях к радиопрограмме через выявление применяемых комментаторами коммуникативных тактик и их языкового воплощения. Занимая значительное место в радиодискурсе, интернет-комментарий, адресованный гостю радиопрограммы, пока не изучен.
Актуальность и новизна работы заключены в коммуникативно-прагматическом аспекте исследования интернет-комментария как формы обратной связи в радиодискурсе, и в частности в аспекте реализации стратегии оценивания. Впервые в научном исследовании гость радиопрограммы становится объектом представленных в интернет-комментариях рефлексий слушателей.
Степень изученности проблемы. Интернет-комментарий является объектом междисциплинарного исследования, активно изучается учёными, работающими в разных гуманитарных направлениях: в журналистике, психологии, рекламе лингвистике, медиалингвистике.
В психологии при изучении интернет-комментария акцент делается на отражении в нём национального мировосприятия, которое «рассматривается через субъективные приоритеты человека, его прошлый опыт и окружающий его мир, соотносится с актуальными объектами действительности и понимается как вербальное отражение действительности» [1, с. 6].
Исследователи рекламы рассматривают интернет-комментарий с точки зрения того, как он формирует авторитетное мнение и влияет на принимаемое современными онлайн-покупателями решение. Китайские учёные выявляют факторы, обусловливающие доверие к комментарию, в числе которых следующие: положительная или отрицательная направленность комментария, степень подробности текста, согласованность выражаемого мнения с представленными в других комментариях [2, р. 133].
Учёными, работающими в области теории журналистики, описываются особенности интернет-комментария, в числе которых, например, «недолговечность и мозаичность»; отмечается, что речевой жанр интернет-комментария формируется на основе социальных медиа [3, с. 85]. Опираясь на печатные СМИ, А.А. Тертычный исследует комментарий в трёх аспектах. На взгляд исследователя, «интернет-комментарий является отдельным жанром интернет-коммуникации, находящимся на стыке с другими жанрами. С одной стороны, он является продуктом устной речи, с другой - письменной, с третьей - продуктом разнообразных интернет-трендов, задающих особенности и нормы построения текста» [4, с. 54].
Интернет-комментарий становится одним из новых понятий в медиалингви-стике, для которой актуально изучение интернет-комментария как новой разновидности медиатекста и как формы обратной связи в медиадискурсе [5, с. 139].
Изучение интернет-комментария осуществляется на материале он-лайн-портала [6; 7; 8]; персонального интернет-дискурса [9; 10]; интернет-версий печатных изданий [4]; эксперимента [11; 12; 13]; радиопрограммы [5].
Методология исследования интернет-комментария находится на стадии становления. Среди наиболее используемых методов изучения интернет-комментария в лингвистике можно отметить следующие: интенциональный метод, «представляющий внутреннюю конституцию данности определённого объекта» [8]; экспериментальный метод, «используемый для проверки гипотезы» через результаты эксперимента [11; 12; 13]; лингвистический анализ, репрезентирующий языковые средства реализации речевых жанров интернет-комментария [3; 5; 9].
В данном исследовании, выполненном на материале комментариев к культурно-просветительским радиопрограммам, комментарий расценивается как форма обратной связи с адресатом. С коммуникативно-прагматической точки зрения комментарий выступает как продолжение программы, выражающееся в адресно направленном общении комментатора с гостем прошедшей программы. Авторы комментариев, выражая своё оценочное мнение (положительное или отрицательное) к событию или к участникам коммуникации, создают новую дискуссионную площадку после окончания программы, по существу, продолжая её. Такая квалификация комментария к программе соответствует подходу, в рамках которого интернет-комментарий понимается как «структурная и коммуникативная единица радиогипертекста» [5, с. 139].
Интернет-комментарий в радиодискурсе в коммуникативно-прагматическом аспекте исследован пока недостаточно [5; 9]. При этом замечено, что в интернет-комментариях ключевое положение занимает стратегия оценивания, которую репрезентирует значительное разнообразие лексических, словообразовательных, синтаксических, стилистических оценочных единиц [14, с. 33].
Анализ. Материалом для данного исследования послужили комментарии к программам, в которых ведущие вместе с гостями обсуждают социально
значимые, литературные или культурные события. Проанализировано более 550 интернет-комментариев, отражающих стратегию оценивания гостей программы.
Гости программы являются активными её участниками: это люди творческих профессий, которые приглашены в студию как профессионалы в своём деле, имеют высокий социальный статус, владеют литературным языком. Несмотря на отмеченную значимость гостя, выявлено, что стратегия оценивания в интернет-комментарии выражается как в положительных, так и отрицательных комментариях, которые реализуются соответствующими коммуникативными тактиками.
Положительный вектор оценивания репрезентируется тактикой похвалы, вербализация которой осуществляется прилагательными с положительной оценкой и наречием со значением усиления выражаемой прилагательным оценки: хорошие гости очень интересный собеседник.
Авторы комментариев эксплицитно акцентируют внимание на знании занимаемой гостем позиции, подчёркивают его профессиональные качества, для чего применяют коммуникативную тактику комплимента: Андрей Сергеевич Смирнов - прекрасный актер, режиссер и Человек; Г-жа Малиновская - выдающийся специалист. Комментаторы признают успешность участия гостя в программе и имплицитно выражают эмоцию восхищения и уважения к высокой его разносторонности и квалификации: Сергей Медведев вполне мог быть приглашенным в ОСОБОЕ МНЕНИЕ.
Тактика признания в любви к гостю радиопрограммы как автору и к его творчеству осуществляется глаголами чувств: Люблю слушать Юлию; Обожаю Дину Рубину с детства! Однажды у нас в доме появилась какая-то книжечка, не знаю, книга или журнал. Без начала и конца, из кусочков склеенная. И там было про исправительно-трудовую колонию и Алтухова. Ну, над первым рассказом я умирала от смеха, лёжа на полу, чтобы некуда падать было.
Тактика благодарности. Основным маркёром выражения благодарности является слово «спасибо», которое сопровождается эмоционально и экспрессивно окрашенными лексическими единицами, восклицательным знаком (или несколькими): ГОсть похож на очень приятного Деда Мороза), а ведущая на очень приятную Снегурочку)!! Спасибо; Огромное Вам спасибо! Вы даете будущее талантливым детям, значит, есть будущее; Спасибо А. Малашенко за простоту и ясность; Очень даже интересная передача. Спасибо Маркову, что он умеет говорить просто об очень сложном; Лиличка, милая?! Спасибо за талант, гражданственность, храбрость. Вы и иже с Вами - цивилизацион-ное будущее страны.
Тактика поздравления в комментариях касается как результатов профессиональной деятельности, так и субъективной жизни гостя. Реальное знакомство или эмоциональное соучастие и сопереживание гостю приводят к смешению стилей в выражении мнений и эмоций: респект Виктору. Поздравляю со сбычей мечт. Огромный труд и огромная польза для будущих поколений; какой, оказывается, Владимир разносторонний человек - ученый, политик, путешественник, писатель. С дебютом и успехов.
Тактика пожелания репрезентируется как «стереотипными», так и «индивидуализированными» формулами. В первом случае выражается пожелание счастья, долголетия, успехов, удачи, здоровья и др. [15, с. 162]: Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни! Основанием для индивидуализированного пожелания становится тот или иной личный опыт комментатора: уважаемый Резо, посмотрев несколько Ваших фильмов, поняла, что наконец то появился режиссер уровня Э. Рязанова, М. Захарова!! Желаю Вам творческих успехов и жду новых фильмов.
Тактика неформального обращения свидетельствует о знакомстве комментатора с гостем: Сереж, привет; Дорогой Борис Семенович! Очень рад Вас видеть полного оптимизма и в добром здравии.
Интернет-комментарий предоставляет свободу для демонстрации личного мнения слушателей. А так как всё хорошее (всё, что нравится) расценивается как норма и редко становится объектом рефлексий, отрицательно воспринимаемое комментируется чаще.
Наиболее частотно используется коммуникативная тактика критики. Основным средством языкового воплощения критических замечаний становится прилагательное с отрицательной оценкой: Какие неприятные участники передачи...; риторический вопрос: приглашённые компетентные гости - артисты, или заложники??; восклицательное предложение: Ерофеева не слушаю после подписанства - он для меня упал на дно!
Тактика иронии обычно используется для дискредитации оппонента. В основе лежит переносный положительный смысл в противоположном значении: интересное интервью. Иллюстрирует как сложно эксперту отвечать на глупые вопросы; Ах, Кончита!:) Чемпионка по выносу мозга (или что у них там в черепе?))). Характеризуя недоверие к гостю программы, комментатор прибегает к цитированию: «Это честные деньги? - Да, за них я заплатил собственной честью», - М. Горький.
Тактика троллинга проявляется в принижении достоинств гостя с целью намеренного создания конфликтной обстановки и нарушения речевого этикета.
Например, в ситуации оскорбления гостя используется сниженная лексика и фразеология: Историки, мать вашу; дурак ты, булкин, просто дурак; Каша в головах у собеседников удивительная.
Заключение. Обобщая языковые средства, которые участвуют в реализации коммуникативной стратегии оценивания гостей в комментариях к культурно-просветительской радиопрограмме, отметим следующие:
1) положительно оценочная лексика: а) в форме прилагательного или причастия с положительной оценкой: замечательный, хороший, интересный, прекрасный, потрясающий, захватывающий, выдающийся и др.; б) наречие со значением уверенности в признании работы гостя: невероятно, очень, вполне, интересно;
2) отрицательно-оценочная лексика: а) в форме прилагательного: смешной, несчастный, алчный, недоброжелательный, завистливый, глупый, неприятный и др..; б) междометие: фу, увы, ах; в) употребление лексики разговорной и стилистически сниженной речи с отрицательной оценкой для выражения агрессивности: блин, дурак, болтуны, позорник, ужас, врёт, надоел.
3) восклицательные предложения в положительно-оценочных и отрицательно-оценочных высказываниях: Замечательный Автор (книги), Дмитрий, какой Вы умница!!!!, Болтуны!!!, Кончита!!!
4) однородные члены предложения (для усиления эмоционально-экспрессивного выражения оценки): замечательный артист и замечательный рас-
Библиографический список
сказчик; замечательный собеседник!!!! В таком возрасте такая память
и такая светлая голова. Завидую; жирный (это не о внешнем облике), хитрый, умный, скользкий котяра с тремя гражданствами!
5) предложение с многоточием углубляет положительную или отрицательную оценку автора комментария, обращённого к гостю: Спасибо Владимир!!! Замечательный рассказ....просто нет больше слов. . ; вот это страшилище....; какие неприятные участники передачи....
6) выделение слов прописными буквами для привлечения внимания адресата: ПОЗОРИЩЕ; ОСОБОЕ МНЕНИЕ; Человек; ВСЁ ВРУТ; Просто бы уж написали - МАСТЕР! Это правильнее, ибо Великих Мастеров не существует! Это тоже самое, что Великий Бог, Великий Старец))).
Используются и невербальные средства: разнообразные смайлы применяются для обозначения шутки, выражения критики или другого субъективного чувства: ))); :); (((.
Значимость и обоснованность проведённого исследования состоит в том, что анализ, в котором интернет-комментарий рассматривается как единица радиодискурса, соответствует концепциям, в центре которых гипертекстовая природа медиатекста. Предпринятый подход расширяет представление о современных коммуникативных процессах в медиадискурсе и о современном медиатексте.
1. Абдуллина Л.Р Интернет-комментарии как отражение национального мировосприятия (на материале французского и русского языков). Вестник Воронежского государственного университета. 2016; 1: 5 - 6.
2. Чжан Вэйвэй, Бай Лу. Обзор исследования факторов влияния достоверности онлайн-комментариев. Информационные исследования: Теория и применение. 2016; 6: 135 - 142. НШАМШРЙЮШШТ. filial. 2016. f135 - 142.
3. Гридасова В.А. Языковые особенности жанра комментария в социальных медиа. Материалы XLI региональной студенческой научно-практической конференции. 10 - 28 октября. Омск, 2017: 84 - 88.
4. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Москва: Аспект Пресс, 2000.
5. Нестерова Н.Г Интернет-комментарий к радиопрограмме как коммуникативная единица радиотекста. Коммуникативные исследования. 2018; 2: 138 - 151.
6. Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru» как объект лингвистического исследования. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6: 780 - 787.
7. Курейко В.В. Метафорическая репрезентация «Евромайдана» в комментариях новостных порталов. Актуальные проблемы филологии и педагагической лингвистики. 2017; 1: 97 - 103.
8. Ляпун С.В., Соколова ГВ. Вербализация эмоциональной напряженности в интернет-комментариях читателей «Новой газеты». Вестник Адыгейского государственного университета. 2016; 4: 231 - 235.
9. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса: сайт, блог, социальная сеть, комментарий. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2014.
10. Митягина В.А. Интернет-комментарий как коммуникативное действие. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10. Орёл, 2012: 189 - 195.
11. Абросимова Е.А., Кравченко Ю.Д. Диапазон интерпретаций медиатекста в читательских комментариях (на материале интернет-комментариев и данных эксперимента). Коммуникативное пространство культуры: Материалы международной научной конференции. Орёл, 2017: 248 - 252.
12. Anderson A.A., Brossard D., Scheufele D.A., Xenos M.A. et al. (2014) The "Nasty Effect:" Online Incivility and Risk Perceptions of Emerging Technologies. Journal of Computer and Mediated Communication. 2014; 19: 373 - 378.
13. Lee E. That's Not the Way It Is: How User-Generated Comments on the News Affect Perceived Media Bias. Journal of Computer-Mediated Communication. 2012; 18: 32 - 45.
14. Нестерова Н.Г. Коммуникативно-прагматический потенциал оценки в речи радиоведущего. Вестник Томского государственного университета. 2011; 353: 30 - 33.
15. Гончар М.С. Лингвокультурологическая интерференция в речи представителей культур восточной и юго-восточной Азии (на примере речевого акта пожелание). Вестник Псковского государственного университета. 2014; 4: 161 - 163.
References
1. Abdullina L.R. Internet-kommentarii kak otrazhenie nacional'nogo mirovospriyatiya (na materiale francuzskogo i russkogo yazykov). Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 1: 5 - 6.
2. Chzhan V'ejv'ej, Baj Lu. Obzor issledovaniya faktorov vliyaniya dostovernosti onlajn-kommentariev. Informacionnye issledovaniya: Teoriya i primenenie. 2016; 6: 135 - 142. НШАМШРЙЮШШТ. filial. 2016. f135 - 142.
3. Gridasova V.A. Yazykovye osobennosti zhanra kommentariya v social'nyh media. Materialy XLI regional'noj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 10 - 28 oktyabrya. Omsk, 2017: 84 - 88.
4. Tertychnyj A.A. Zhanry periodicheskojpechati. Moskva: Aspekt Press, 2000.
5. Nesterova N.G. Internet-kommentarij k radioprogramme kak kommunikativnaya edinica radioteksta. Kommunikativnye issledovaniya. 2018; 2: 138 - 151.
6. Dahalaeva E.Ch. Internet-kommentarii portala «Novosti mail.ru» kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 6: 780 - 787.
7. Kurejko V.V. Metaforicheskaya reprezentaciya «Evromajdana» v kommentariyah novostnyh portalov. Aktual'nye problemy fílologii i pedagagicheskoj lingvistiki. 2017; 1: 97 - 103.
8. Lyapun S.V., Sokolova G.V. Verbalizaciya 'emocional'noj napryazhennosti v internet-kommentariyah chitatelej «Novoj gazety». Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 4: 231 - 235.
9. Sidorova I.G. Kommunikativno-pragmaticheskie harakteristiki zhanrov personal'nogo internet-diskursa: sajt, blog, social'naya set', kommentarij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2014.
10. Mityagina V.A. Internet-kommentarij kak kommunikativnoe dejstvie. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 10. Orel, 2012: 189 - 195.
11. Abrosimova E.A., Kravchenko Yu.D. Diapazon interpretacij mediateksta v chitatel'skih kommentariyah (na materiale internet-kommentariev i dannyh 'eksperimenta). Kommunikativnoe prostranstvo kul'tury: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Orel, 2017: 248 - 252.
12. Anderson A.A., Brossard D., Scheufele D.A., Xenos M.A. et al. (2014) The "Nasty Effect:" Online Incivility and Risk Perceptions of Emerging Technologies. Journal of Computer and Mediated Communication. 2014; 19: 373 - 378.
13. Lee E. That's Not the Way It Is: How User-Generated Comments on the News Affect Perceived Media Bias. Journal of Computer-Mediated Communication. 2012; 18: 32 - 45.
14. Nesterova N.G. Kommunikativno-pragmaticheskij potencial ocenki v rechi radioveduschego. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 353: 30 - 33.
15. Gonchar M.S. Lingvokul'turologicheskaya interferenciya v rechi predstavitelej kul'tur vostochnoj i yugo-vostochnoj Azii (na primere rechevogo akta pozhelanie). Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4: 161 - 163.
Статья поступила в редакцию 16.11.18