экспериментальная и клиническая урология №2 2012 www.ecuro.ru
Интернет как уникальная информационная среда для урологов
А.В. Сивков, И.А. Шадеркин, В.А. Шадеркина
НИИ урологии Минздравсоцразвития РФ, Москва
Двадцатый век внес серьезные коррективы в мировоззрение человечества в результате изменений в экономике, политике, идеологии, культуре, науке, технике и медицине . В 1941-1945 гг. было изобретено, создано и опробовано атомное оружие, что ознаменовало начало атомной эры и возникновение ядерных держав, а XX век стали называть атомным . Новый XXI век без преувеличения можно назвать веком информации, отличительными чертами которого являются:
• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями;
• нарастающая информатизация общества, обусловленная использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, традиционных СМИ;
• появление электронных СМИ;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах;
• развитие электронной и информационной экономики, электронного государства и правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей [1].
Учитывая глубину и размах технологических и социальных
последствии компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. В 2002 г. Правительством РФ была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия 20022010 гг. » [2], которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах
В течение последних трех лет произошел технологический прорыв, который ознаменовался появлением нового оборудования, средств общения и обработки информации - нетбуки, смартфоны, смартбуки, планшетные компьютеры. Совершенствование каналов связи способствовало появлению высокоскоростного и беспроводного Интернета, позволившее объединить в одну мировую информационную сеть множество электронных устройств и получить мгновенный доступ из любой точки к нескончаемому источнику информации глобальной сети
Наряду с этим наблюдается и информационный прогресс, который связан с развитием облачных вычислений [3], flash-технологий [4], HTML-5, социальных сетей, видеосвязи, электронных денег Мы являемся свидетелями виртуализации - моделирования нашей обычной жизни из offline (раньше представлял собой англоязычный технический термин, обозначающий состояние электронного оборудования «вне линии», сейчас □
Internet as unique information field for urologists
SivkovA.V., ShaderkinI.A., Shaderkina V.A.
XXI century without exaggeration to be called the century of information . During the last three years there has been a technological breakthrough, manifested by advent of new equipment and improvement of communication channels
Informational progress has led to the rapid growth of among internet users . As of May 2012 the number of people interested in urological health problems, was about 1. 4 million people a month. They may be potential patients of urologists and could be actively consulted through the Internet technologies - with the help of telephone hotlines, instant messaging, postponed on-line consultations In May 2012 we have the experience of more than 150 000 postponed consultations.
Urologists are the most active Internet users (67%) among physicians of other specialities. They use the Internet for exchange of information, communication, education, practical experience, on-line consultation of patients, participation in work of professional organizations . Urological content is formed by creating of professional information resources, which publish news and information about events, meetings, interviews with leaders in urology, web-casts, on-line events broadcastings . Principally innovative approach is the creation of Urology television Uro . TV. A new trend in the Internet is socialization, an example of which is "Academy of Ambulatory Urology" project .
Internet communications create unprecedented opportunities for open and comprehensive communication of specialists, separated by huge distances, so we see great possibilities of the Internet in urology
экспериментальная и клиническая урология
№2 2012 www.ecuro.ru
это сленговый термин, применяющийся к чему-то, не относящемуся к Интернету) в online (в переводе с английского языка - «находящийся в состоянии подключения», «в сети», «на линии»). Такие понятия, как «виртуальность», «виртуальный мир», «виртуальная реальность», ранее применявшиеся только в физике, теперь используются в гуманитарных науках при изучении влияния процессов информатизации и компьютеризации на общество [5].
ВЕБ-Аудитория мира и россии
Информационный прогресс, доступность нового оборудования, развитие каналов связи привели к быстрому и безостановочному росту пользователей Интернетом. На начало 2012 г. веб-аудитория России составила 70 млн чел. (все население РФ - 142,9 млн чел.). Интернетом пользуется 58% россиян, а ежедневно - 38% . Ежемесячно выходят в Сеть 57,8 млн пользователей. Дневная аудитория достигла уровня 44,3 млн россиян. Прирост Интернет-пользователей в России за 2011 г. составил 13% . Около 68% москвичей выходят в Интернет хотя бы 1 раз в месяц [6].
Прирост Интернет-аудитории в последнее время происходит за счет людей старшего возраста и пенсионеров - 31% аудитории старше 45 лет. «Взросление» веб-аудитории отмечается не только в России. По данным Roiworld, американская молодежь массово покидает социальную сеть Facebook - тинэйджеров не устраивает, что услугами популярного портала теперь все чаще пользуются их родители [6].
Аудитория Интернета растет главным образом за счет регионов: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга Активнее всего Интернет распространяется в селах: за год аудитория здесь увеличилась на 33% Для сравнения: в столице рост составил всего около 6% [7] Вероятно, эта тенденция сохранится и в будущем
Учитывая многочисленность русскоговорящей аудитории, возник
термин Рунет - часть Интернета на русском языке, которая объединяет информационное взаимодействие русскоговорящих людей. Больше всего Рунет сконцентрирован в России, Украине, Беларуси, Казахстане .
урологическая аудитория интернета
Заинтересованность пользователей Интернета проблемами урологии неуклонно растет. Так, например, в январе 2010 г. число уникальных пользователей, которых интересовали вопросы урологического здоровья, составило 1 000 000 чел . /мес . [8]. Эта цифра растет вместе с ростом общей аудитории, и в мае 2012 г. она достигла значения 1 400 000 чел . /месяц .
Мы провели анализ запросов посетителей, интересующихся вопросами урологического здоровья, с целью выяснения причин, которые заставляют их обращаться в Интернет.
1. Первичная помощь - ранее пациент не был на приеме у уролога:
• выяснение - патология это или норма;
• поиск специалиста, к которому надо обратиться для очной консультации;
• поиск конкретного врача и клиники;
• настойчивое требование назначить лечение
2 После того, как побывал на очной консультации у уролога, но:
• остались неразъясненными вопросы;
• у пациента есть сомнения в правильности назначений, обследования и лечения;
• потребность в динамическом контроле
3 . Общеобразовательные вопросы .
4. Любопытство.
5 . Скрытый поиск патологии -косвенное выяснение симптомов и необходимого лечения:
• истинное заблуждение в необходимости;
• попытка виртуально получить у уролога информацию о лечении
Всех посетителей урологических
Интернет-ресурсов объединяет интерес к своему здоровью и здоровью своих близких. Они являются нашими потенциальными пациентами, с которыми в последующем проводится активная работа посредством Интернет-технологий - с помощью телефонных горячих линий, служб мгновенных сообщений (Скайп, ISQ и т.д . ), отсроченных онлайн-консультаций На июнь 2012 г. мы имеем опыт более 150 000 отсроченных консультаций .
Консультации в русскоязычном Интернете имеют свои особенности:
• превалирующее количество консультаций - это «бесплатные» консультации, т е консультации со скрытыми платежами;
• отсутствие участия страховых компаний в оплате услуг online-консультирования;
• слабое участие профессиональных организаций, государственных структур в организации, проведении консультаций пациентов и контроле этого процесса;
• отсутствие законодательной базы, регламентирующей подобный вид медицинских услуг
На базе НИИ урологии реализована не только возможность проведения стандартных врачебных онлайн-консультаций, но и их расширенной и усовершенствованной модификации - международных консилиумов . Эта форма консультирования представляет собой вариант медицинской помощи с участием экспертов (консультантов) из разных стран с использованием специализированного телекоммуникационного оборудования или персональных компьютеров, оснащенных веб-камерами и микрофонами посредством Интернет-связи . Задачи международных консилиумов заключаются:
• в выработке единых межнациональных подходов к тактике ведения пациентов;
• при необходимости - в принятии нестандартных решений (не рекомендованных EAU, AUA);
• в обмене опытом;
• в существенном снижении финансовых затрат, связанных с выездом специалистов;
информационные технологии в урологии 93
экспериментальная и клиническая урология
№2 2012 www.ecuro.ru
50
5 20
49,6
43,0
57,7
50,1 3,3 |4,4
15,8 13,4
12,1
30,2
32,3
35,2
Апрель Апрель Апрель Апрель 2008 2009 2010 2011
™ Использую Интернет дома ™ Использую Интернет и дома, и на работе ™ Использую Интернет на работе
Общая доля врачей, использующих Интернет
Рисунок 1. Динамика использования врачами Интернета
• в налаживании международных связей и новых профессиональных контактов .
интернет в жизни врачей
Врачи являются частью общества, они также активно используют Интернет в своей повседневной и профессиональной жизни
Так, по результатам последней волны исследования МЕБ1^ «Мнение практикующих врачей» [9], проведенной в апреле 2011 г. в 21 городе и суммарно охватившей 2780 врачей 6 специальностей (терапевты, кардиологи, неврологи, гастроэнтерологи, дерматологи и урологи), постоянным основным источником информации Интернет считают 18% всех опрошенных врачей. При этом среди врачей, использующих Интернет, доля тех, кто считает его основным постоянным источником информации, составляет 30%. А среди тех, кто использует Интернет часто (т е 1 раз в неделю и чаще), он поднялся до 5 позиции, опередив монографии, а также презентации и семинары компаний В этой категории врачей постоянным основным источником информации сеть считают 35% опрошенных (рисунок 1)
Среди врачей 6 специальностей наибольшая доля пользователей Интернета - это урологи: 67% от всех урологов, опрошенных в апреле 2011 г. , сказали, что используют Интернет, это на 20% выше соответ-
Апрель 2008 "Апрель 2009 "Апрель 2010 "Апрель 2011
>s 70
е ^
2 60 m
50
0 Im u I— О
40
о £
и ^
67
(О
е
5. 30
20
10
0
Урологи Гастроэнтерологи Неврологи Дерматологи Кардиологи Терапевты
Рисунок 2. Доля врачей, использующих Интернет, среди разных специальностей
Источник: «Мнение практикующих врачей», врачи 6 специальностей, 19 городов
ствующего показателя трехлетней давности Среди гастроэнтерологов Интернетом пользуются 63% специалистов, среди неврологов - 62% Несколько ниже доля врачей, использующих Интернет, среди терапевтов -52%, однако и среди них также наблюдается последовательный рост доли пользователей [9] (рисунок 2)
В том, что урологи являются самыми активными пользователями Интернета, авторы видят подведение итогов нашего 10-летнего труда на поприще русскоязычного урологического Интернета
формирование профессионального урологического контента в интернете
Урологи используют Интернет для обмена профессиональной и личной информацией, общения с друзьями и коллегами, образования, практической работы, опКпе-консультаций пациентов, управления, участия в профессиональной организации
За более чем 10-летний срок работы в Интернете, авторы создали ряд информационных ресурсов для урологов, которые можно объединить под названием «Урологический Интернет». Большим вниманием врачей на этих ресурсах пользуется новостная информация - об образовательных мероприятиях, встречах, конференциях; полнотекстовые версии печатных изданий, авторефераты диссертаций, веб-касты.
Для формирования новостного контента автторы используют следующие источники информации: зару-
бежные (Journal of Urology, European Urology, Journal of Endourology, Journal of Pediatric Urology); отечественные журналы («Экспериментальная и клиническая урология», «Международный реферативный журнал» и др. ); материалы профессиональных урологических мероприятий, электронные новостные урологические издания. Большим коллективом авторов осуществляется их обработка - перевод, анализ, выборка наиболее значимых данных, адаптация данных, научная правка с дальнейшим размещением на информационных урологических порталах (Uroline.ru, UroWeb.ru) . Работа над одним материалом может продолжаться до 14 дней, а чтение этой новости врачом-специалистом занимает 2-5 минут.
Особый интерес урологов в Интернете вызывают веб-касты (особая форма видеоконтента), которые публикуются на протяжении последних 2-х лет на сайтах Uroline.ru (рисунок 3), UroWeb . ru (рисунок 4), Uro . TV. Подготовка веб-кастов начинается с выбора ведущего специалиста по обсуждаемой проблеме, изучения и подготовки вопросов, интервью продолжительностью до 2-3 часов, монтажа, научной правки текстового материала, формирования закадрового текста, адаптации видеоматериала с использованием новейших flash-технологий (в основе которых лежит система работы с растровой и векторной графикой), озвучания [10]. В итоге получается 5-10-минутный видеоматериал с возможностью обратной связи. □
40
30
10
экспериментальная и клиническая урология №2 201 2 www.ecuro.ru
Рисунок 3. Информационный ресурс НИИ
Следующим важным шагом в развитии урологического Интернета являются опНпе-трансляции профессиональных мероприятий (Uro . tv, Uroline. ru, Mosurology. ru, Uroweb. ru), которые успешно развиваются на базе НИИ урологии с 2011 г. Не все урологи могут посетить мероприятия, а прочитав отчеты, которые публикуются в журналах и газетах, невозможно задать вопросы, т е отсутствует возможность обратной связи. Online-трансляции представляют такую возможность: фактически создается эффект присутствия (симуляция) врача на мероприятии, причем Интернет-пользователь может не только слушать доклады и выступления коллег, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, но и смотреть видео операций, которые транслируются из операционной сразу на персональный компьютер Такая виртуализация значительно изменяет характер социального взаимодействия урологов, переводит его в интерактивный сетевой режим, расширяя количественный состав участников взаимодействия (в данном случае мероприятия) и освобождая их от географической привязанности [11].
Во всем мире давно используется термин «телемосты», и в сознании людей закрепился акцент на первой части этого слова «теле» . С помощью Интернета возможно проведение Интернет-мостов между странами, городами Такая форма общения позволяет сэкономить время и финансы, а в профессиональном плане - сформировать единую научную программу, расширить аудиторию и повысить доступность научно-
урологии - Uroline.ru Рисунок 4. Урологич'
практической информации .
Следующим шагом в развитии урологического Интернета является симбиоз всех вышеперечисленных форм общения, подачи информации и появление нового понятия «урологическое телевидение» - иго.ТУ [12], которое объединило все формы видеоконтента - веб-касты, видеоролики, видеорепортажи, видеотрансляции, видео по нозологиям, диагностике и лечению, интервью с пациентами и многое другое . В настоящее время это один из самых быстроразвивающихся проектов подачи профессионального урологического материала
Отдельным направлением является образование в урологии (иго-Е^. ги), включающее все атрибуты стандартного учебного процесса: образовательные материалы, лекции, исходную и заключительную тестовую оценку уровня знаний Важным является тот факт, что все урологи, удовлетворительно сдавшие итоговые тесты, получают документ о прохождении образовательного цикла В наших проектах дистанционное образование доступно пока только для участников программы «Урология», которая проводится в Воронежской области Новым веянием в Интернете, не только урологическом, является социализация - повышение возможности общения определенных групп людей по интересам, в том числе и по профессиональным . В урологическом секторе Интернета это реализуется под эгидой «Академии амбулаторной урологии» - единственной реализованной русскоязычной урологической социальной сети, которая
еский информационный портал Uroweb.ru
включает форумы и блоги, обсуждения и комментарии, опросы и голосования «Академия амбулаторной урологии» располагается на одной из самых известных Интернет-площадок - UroWeb. ги. Для ее реализации используются самые передовые технологии, лучшие эксперты рассказывают об офисной урологии и делятся своим опытом. Темы, рассматриваемые на этой площадке, самые различные, но все они касаются амбулаторной урологии [13].
практический пример использования интернета в медицине
Наиболее показательным примером практической реализации использования Интернета в медицине является программа «Урология», которая проводится под эгидой НИИ урологии в Воронежской области Суть программы - организация медицинской помощи урологическим пациентам согласно принципам профилактики (1), стандартизации (2), организации контроля качества (3) и оптимизации финансовых затрат (4) государства на здравоохранение . Предложенная модель здравоохранения подразумевает подход не по обращаемости пациентов, а по выявля-емости заболеваний В организации различных этапов и уровней оказания урологической помощи четко распределены роли и участники всего процесса, созданы межрайонные центры, стандартизированы все виды обследования и лечения пациентов . Большое внимание уделяется врачам-специалистам - проводится обучение воронежских урологов в НИИ урологии, осуществляется □
С^Р Вход Регистрация Подписка на печатные издания
Диагностика Лечение О проекте
Категории
Популярные
^ Анатомия и физиология АЛ Заболевания
Простатит
Цистит
[£?] Диагностика
Лечение
Профилактика
Санаторно курортное лечение
Консервативное лечение
Оперативное лечение
Операции на почках Операции на мочевом пузере
|3> Реабилитация
Санаторно курортное лечение
^^ Видео архив
рей Сивков
зам Директора
Профилактика инфекций мочевых путей у детей в послеоперационном периоде
Урологический видеоконтент (игоТиЬе):
1. прямые он-лайн трансляции с мероприятий, конференций, круглых столов;
2. интервью с лидерами отечественной и зарубежной урологии;
3. тематические видеоролики по проблемам;
4. видео операций, клинических случаев;
5. общение урологов в виде комментариев, форм обратной связи;
6. видео выступлений мэтров российской и зарубежной урологии;
7. получение информации о публикации материала.
Общая информация Платформа Юридическая информация Uro.TV в сети интернет
Uro.IV Возможности Пользовательское соглашение Twitter
Контакты Справочное руководство Соглашение для владельцев Vk.com
Uro.TV - Урологическое телевидение © 2012
11го1Л/ оказывает помощь фармацевтическим компаниям и фирмам-производителям медицинского оборудования, медицинской техники и изделий медицинского назначения, предлагая создание и трансляцию видеоматериалов (семинаров, вебинаров) видеороликов для пациентов и непрофессиональной аудитории, интересующейся вопросами урологии.
экспериментальная и клиническая урология
№2 2012 www.ecuro.ru
выезд специалистов из института в Воронежскую область с проведением показательных операций, чтением лекций, научных конференций и т.д. Специалистами НИИ урологии разработаны методические пособия для специалистов всех уровней - начиная от среднего медперсонала и заканчивая главными врачами
Интернет-технологии помогают это реализовать . С целью улучшения взаимодействия, урологами НИИ урологии используются телемедицинские технологии - 8куре, Интернет. Рабочее место уролога межрайонного урологического центра включает персональный компьютер с доступом в Интернет, веб-камеру и микрофон. Такое оснащение помогает консолидировать усилия в лечении пациентов, дает урологам отдаленных регионов возможность связаться с федеральными центрами и обсудить тактику ведения пациентов, получить рекомендации. Все это реализовано при минимальных затратах. Это реальная телемедицина. Для урологов каждого региона возможно создание отдельной информационной площадки - например, для урологов Воронежской области создан сайт «Урология Воронежской области» [14], где содержится самая новая информация об урологии и урологах данного региона, способы коммуникации, доступ к веб-сервисам, осуществляется прямая трансляция «Школ урологии», проходящих в регионе 1 раз в 2 месяца.
С помощью Интернета в программе «Урология» передается различная документальная, отчетная и новостная информация . Встречи урологов проходят в новом формате прямых онлайн-трансляций «Школ урологии» и телемостов с другими регионами Урологи получают информацию о проведении мероприятий, образовательных циклов по электронной почте и смс-сообщениям . Начала действовать социальная сеть для урологов «Интернет-форум урологов», которая позволяет не только получать информацию, но и обмениваться мнениями, вступать в дискуссии, оставлять комментарии по интересующим темам
На всех профессиональных площадках необходима регистрация для соответствия ресурсов федеральному законодательству - Федеральному Закону Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [15] и Федеральному Закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [16], который вступил в силу 1 января 2012 г. Регистрация пользователя дает единый доступ к профессиональным урологическим сайтам Uroline.ru, Uro. TV, ECUro.ru, UroWeb.ru, MosUrology.ru, UroToday, формируя единую информационную площадку для получения информации, общения и, тем самым, образуя «Интернет-форум урологов» .
С 2012 г. новым требованием Высшей квалификационной комиссии (ВАК) является обязательная трансляция защиты диссертаций в
Интернете и видеозапись защиты [17]. В НИИ урологии с 2012 г. эти требования полностью выполняются, все диссертации на соискание званий кандидата или доктора медицинских наук не только транслируются в Интернет, но и записываются и сохраняются на видеоносителях
выводы
Интернет-коммуникации содержат элементы обратной связи и создают беспрецедентные возможности для живого, открытого и всестороннего общения врачей-специалистов, разделенных огромными расстояниями. Благодаря функционированию Интернета формируется глобальная, постоянно растущая общность людей, объединенных едиными интересами, устремлениями, социокультурными ориентирами, несмотря на этнические, социально-политические, профессиональные и иные различия Интернет тем самым выполняет интегративную функцию
Мы видим большие перспективы во внедрении Интернет-решений в урологию, которые заключаются в переносе акцента на использование Интернет-технологий при проведении встреч урологов; индивидуализации - выбора времени, тем, контактов и пр Возможен перенос части клинической практики в виртуальное пространство, создание единой социальной сети для урологов «Интернет-форум урологов» и, главное -формирование законодательной базы в этой области в России . □
Ключевые слова: Интернет, урология, онлайн-трансляция, веб-касты, целевая аудитория, урологический контент, урологическое телевидение, Интернет-форум урологов, Uroline.ru, Uroweb.ru, UroTV, ECUro.ru.
Keywords: Internet, urology, online translation, web-castes, the target audience, urological content, urological TV, Internet Forum of Urology, Uroline.ru, Uroweb.ru, Uro.TV, ECUro.ru.
ЛИТЕРАТУРА
1 . Окинавская Хартия глобального информационного общества. Okinawa Charter on
Global Information Society, 22 июля 2000 .
2 . Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О
Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» .
3 . Черняк Л . «Интеграция - основа облака» . «Открытые системы» . 2011 . № 7. 4. Официальный учебный курс Adobe Flash CS4 + CD. М. «Эксмо» . 2009.400 с .
5 . Тягунова Л . А. Виртуализация социума: сущность и тенденции / автореф. дисс . канд . филос. наук. Саратов . ПАГС . 200б . 10 с .
6. Интернет в России: главные новости и статистика http://www.bizhit.ru/index/web_ auditoria/0-21.
7. Интернет-доступ (рынок России и СНГ), 27.04.2012, http://www.tadviser.ru/index.
%Б1%83%Б0%БР_(%Б1%80%Б1%8Б%Б0%ББ%Б0%БЕ%Б0%БЛ_% БЕ%Б1%81%Б1%81%Б0%Б8%Б0%Б8) 8 . Сивков А.В ., Шадеркин И .А. , Шадеркина В . А. Изучение урологической Интернет-аудитории . «Экспериментальная и клиническая урология», 2010, № 1.
9 . Врачи в Интернете Ьир://ш«™.8упоуа1е. гиМе1аи11 а8р?агЙБ=2600
10 . Видео-практик Ьир:/Мёео-ргасИс .ru/F1ash-Texno1ogy
11 . Лурье Д. А. Проблемы виртуализации современного общества и их социологиче-
ское осмысление // Философия и общество . 2009. Выпуск № 4 (56) .
12 . Урологическое телевидение иго.ТУ Ьйр://иго. Мги
13 . Академия амбулаторной урологии Ьир^Мтетеасаёету. итошеЬ. ги/ 14. Урология Воронежской области http://www.vmuгo1ogy. ги/
15 . Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» . Гл . 2, ст.5, 6, 7, 9 .
16. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Ст 29, 37, 69, 72, 74, 75, 76, 78, 79, 80, 85, 88, 91, 92, 93, 94.
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 декабря 2011 г. № 2817 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» Гл 2, п 8