Научная статья на тему 'Интернет как средство информационного обеспечения экономической деятельности на региональном уровне'

Интернет как средство информационного обеспечения экономической деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
979
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / INFORMATION SUPPORT OF ECONOMIC ACTIVITY / ADVERTIZING IN THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбунова Юлия Игоревна

Статья посвящена использованию современных технологий, а также возможностей сети Интернет в информационном обеспечении экономической деятельности. Повсеместное распространение информационных технологий, увеличение доступности сети Интернет, позволяет производителю совершенствовать не только способы производства и методы управления, но и внедрять новые формы взаимодействия с потребителем. Интенет-реклама, электронная торговля занимают свою нишу в экономическом взаимодействии. Увеличение доли интернет-пользователей позволяет расширять возможности производителей товаров и услуг в области продвижения своих товаров. В статье рассматриваются результаты социологического опроса, целью которого стало выявление предпочтений респондентов в среде рекламных носителей, доступность сети Интернет, а также осознания картины развития регионального интернета и отношения потребителей к различным средствам массовой коммуникации, выявление отношения к рекламе в сети Интернет, по сравнению с другими средствами массовой коммуникации на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS MEANS OF INFORMATION SUPPORT OF ECONOMIC ACTIVITY AT REGIONAL LEVEL

Article is devoted to use of modern technologies, and also Internet opportunities in information support of economic activity. Universal distribution of information technologies, increase in availability of the Internet, allows the producer to improve not only ways of production and methods of management, but also to introduce new forms of interaction with the consumer. Internet-advertisement, electronic trading occupy the niche in economic interaction. The increase of number of Internet users allows to expand possibilities of producers of goods and services in the field of advance of the goods. In article results of the sociological poll which purpose there was an identification of preferences of respondents in the environment of advertizing carriers, availability of the Internet, and also understanding of a picture of development of the regional Internet and the relation of consumers to various mass media, identification of the relation to advertizing in the Internet, in comparison with other mass media at the level of the region are considered.

Текст научной работы на тему «Интернет как средство информационного обеспечения экономической деятельности на региональном уровне»

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ю. И. ГОРБУНОВА

Статья посвящена использованию современных технологий, а также возможностей сети Интернет в информационном обеспечении экономической деятельности. Повсеместное распространение информационных технологий, увеличение доступности сети Интернет, позволяет производителю совершенствовать не только способы производства и методы управления, но и внедрять новые формы взаимодействия с потребителем. Интенет-реклама, электронная торговля занимают свою нишу в экономическом взаимодействии. Увеличение доли интернет-пользователей позволяет расширять возможности производителей товаров и услуг в области продвижения своих товаров.

В статье рассматриваются результаты социологического опроса, целью которого стало выявление предпочтений респондентов в среде рекламных носителей, доступность сети Интернет, а также осознания картины развития регионального интернета и отношения потребителей к различным средствам массовой коммуникации, выявление отношения к рекламе в сети Интернет, по сравнению с другими средствами массовой коммуникации на уровне региона.

Ключевые слова: информационное обеспечение экономической деятельности, реклама в сети Интернет.

Серьезные структурные сдвиги на рынке информационного обеспечения экономической деятельности, на рынке рекламы продолжаются. Этот феномен объясняется насыщением давно существующих средств массовой информации рекламой, опережающими темпами инфляции, ростом тарифов на публикации и трансляции. Все это ставит под сомнение эффективность отдачи от вложенных средств в информационную составляющую экономической деятельности. Поэтому многие экономические агенты в настоящее время предпочитают узконаправленные каналы взаимодействия с потребителем, часто выбирая индивидуальные и индивидуализированные каналы коммуникаций.

Интернет - относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Данная повсеместно распространенная сеть компьютеров, использующая новые технологии и созидающая новое информационное пространство (киберпространство), создает связи по всему миру, при этом формирует основу неоэкономики.

В данном пространстве, где есть возможность обмена посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к информации, к базам данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении

различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике.

Именно данный информационный носитель обладает чертами, необходимыми в сфере информационного обмена, как современному потребителю, так и производителю. По сравнению с другими средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, листовки, брошюры и т. д.), информация, находящаяся в глобальной сети является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации (фотографии, видеоролики). На страницах сайта могут быть размещены интерактивные элементы, позволяющие наладить связь между пользователем и владельцем сайта (гостевые книги, почтовые службы). Отсутствие пространственных границ делает информацию, размещенную в сети Интернет, доступной вне зависимости от местоположения пользователя [4].

Наличие собственного сайта организации значительно расширяет возможности взаимодействия производителя с потребителями:

- на сайте публикуется полезная информация, связанная с деятельностью компании: анализ и новости рынка, статистические исследования,

тенденции, специфика общения с клиентами, теоретические и практические основы данного бизнеса; размещаются новости организации;

- на сайте помещается портфолио или изображение продукции. Потребитель видит предлагаемый товар, что служит подтверждением заявленного качества, характеристик, демонстрирует профессионализм компании;

- сайт предоставляет потребителю возможность установить контакт с компанией. На сайте также можно проводить опросы по выявлению общественного мнения, отношения к рекламе, к самой компании и ее продукту;

- быстрый заказ: популярным становится оформление покупок по Интернету.

Новые возможности для продвижения товаров и услуг предлагают блоги, форумы и конференции. Они создаются для обмена информацией, обсуждения вопросов по определенной тематике [1]. Объекты рекламы в блогах, форумах, конференциях можно популяризовать среди участников Интернет-общения более завуалировано. Применительно к скрытой рекламе в блогах начинает использоваться понятие product placement. За определенную плату авторам блогов («дневников») предлагается ненавязчиво рекламировать продукцию тех или иных рекламодателей в своих сообщениях, причем делать это таким образом, чтобы читатели не могли догадаться о рекламном характере записи. Например, производитель может платить блоггеру за то, что блоггер в своем дневнике будет оставлять записи с упоминаниями той или иной марки.

Современные итернет-технологии дали возможность многим компаниям, предприятиям обеспечить совместную работу сотрудников, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Использование современных информационных технологий, таких как электронная почта, Интернет и видеоконференции, позволяют создать своевременную координацию сотрудников, распределенных удаленно географически. При этом возникает возможность координации различных процессов, распределенных по разным кампаниями рассеянным не только географически, но и во времени. Это позволяет увеличить гибкость производственных процессов в деятельности предприятий. Современные технологии в совокупности с менеджментом позволяют многим небольшим предприятиям и организациям использовать возможности интернет-технологий более крупных кампаний, приобретая дистанционно возможности больших предприятий. Это позволяет им экономить средства, при этом пользоваться возможностями современных IT.

Воздействия современных технологий нашли отражение в изменениях трудовых процессов и процессов управления: использование информационных технологий в бизнесе с начала 50-х гг., информационные системы прогрессивно заменили процедуры ручного труда на автоматизированные действия в трудовых и технологических процессах. Они уменьшили стоимость эксплуатации трудового ресурса на многих предприятиях, заменяя продолжительные ручные процессы. Современные информационные технологии оказали влияние и позволили реорганизовать процесс управления, обеспечив новые возможности помощи менеджерам в стратегии, планировании, управлении.

Современные технологии передачи и использования данных предоставили многим некрупным или развивающимся производствам возможности организации работы более гибкими способами, чтобы преодолеть некоторые ограничения, вытекающие из их размеров. Они могут координировать действия типа выполнения заказов или слежением за производством, имея небольшой кадровый состав. Большие предприятия могут использовать информационные технологии, чтобы достигнуть части маневренности и чувствительности маленьких предприятий.

На наш взгляд, одно из мощнейших достижений для экономической деятельности в сфере новых технологий - это освоение новых форм взаимодействия производителей и потребителей: интернет - реклама и электронная торговля. Новый современный вид продвижения и продажи товаров и услуг потребителю - электронная торговля, стремительно охватывает современный бизнес. С помощью Интернет, информационных систем появилась возможность не только заказа товаров с помощью электроники среди различных предприятий, но и оплаты. У производителей появилась возможность отправлять каталоги и другие сведения о товаре через такие системы.

Системы, связывающие предприятие с клиентами через распределительные элементы, названы межорганизационными системами, потому что они автоматизируют поток информации через организационные границы. Межорганизационные системы, которые обеспечивают доступ ко многим предприятиям, связывая вместе покупателей и продавцов, создают электронный рынок. Через компьютеры и передачу данных эти системы функционируют подобно электронным посредникам. Покупатели и продавцы могут закончить покупку и продажу в цифровой форме независимо от их места расположения. При этом Интернет

создает глобальный электронный рынок, где крупный массив товаров и услуг объявляется, покупается и обменивается во всем мире. Использование Интернета является возможным благодаря службе World Wide Web (всемирная паутина сетей), которая допускает, чтобы предприятия объединили графику, текст, звук и привлекательные страницы, рекламные объявления [5].

Эксперты предсказывают, что в течении нескольких лет уменьшится доля главного медиака-нала - телевизионных компаний в мировых доходах от рекламы в пользу интернет-изданий [7]. Причиной этого называют стабильное удорожание процесса размещения рекламы на телевидении, дробление аудитории в связи с ростом количества каналов. Пока лидером по охвату населения рекламой остается телевидение, степень охвата Интернет-рекламой порядка 15 % населения.

Рассмотрим тенденции российского информационного рекламного рынка в направлении использования Всемирной сети.

Итоги 2000 г. показали, что в России на тот момент было 2 % пользователей Интернет. А на настоящий момент сложно представить человека, не использующего возможности Сети. По данным Ассоциации агентств связи, российский рекламный рынок в Интернете вырос за последние 5 лет на 67 %, что составило 40 млн долл. Из них на поисковую рекламу (контекстную, то есть на ту рекламу, которая выдается сайтами в ответ на те или иные запросы пользователей) - около 15 млн долл. А в 2009 г. рост рынка интернет-рекламы составил 20 % по отношению к показателям 2008 г.

По прогнозам, рынок онлайновой видеорекламы в 2010 г. составил более 10 млн долл., общий рынок интернет - рекламы, без учета контекстной, достиг 400 млн долл., а с ее учетом - до 800 млн долл. [6]. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), прибыль от рекламы в интернете возрастает.

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за I квартал 2010 г. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил примерно 46 млрд руб., что на 5 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года. По результатам итогов развития рекламного рынка России за I квартал 2011 г. фактически все сегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику к показателям I квартала 2010 г.

По данным этой комиссии можно проследить тенденции изменения рекламного рынка и значительный прирост интернет-рекламы (на 35 %), что

доказывает прогнозы экспертов и указывает на дальнейшее развитие данного вида рекламы, как на российском, так и на региональном уровне.

Рассмотрим рекламу в сети Интернет со стороны потребителей и их возможностей. По результатам исследования, проведенного компанией ROMIR. Monitoring в I квартале 2005 г., выяснилось, что из всех российских пользователей -а это более 15 млн чел. старше 18 лет - 13 % выходят в Интернет хотя бы раз в месяц, 10 % - раз в неделю, 4 % - каждый день. 63 % пользователей сети в России имеют домашний компьютер, однако возможностью выхода в Интернет из дома пользуются лишь 45 % опрошенных. Среди пользователей сети преобладают мужчины (56 %), а наибольшую по численности возрастную группу составляют молодые люди от 18 до 24 лет (39 %). Таким образом, портрет российского пользователя Интернет выглядел 5 лет назад так: 30-летний менеджер (мужчина) среднего и высшего звена, с доходом выше среднего, который пользуется Интернетом каждый день [8].

Социологический опрос, который проводился по заказу Мининформсвязи в 2005 г., показал, что в Интернет регулярно выходит 11 % городского населения России, время от времени -27 %. Жители различных городов пользуются компьютером приблизительно с одинаковой степенью интенсивности, хотя в крупных городах немного чаще. В пятерку лидеров российских регионов по уровню проникновения вошли: Москва и Московская область (16 %), Санкт-Петербург (13 %), Чукотский АО (7 %), Ямало-Ненецкий АО (7 %), Томская область (7 %). Общее проникновение интернета по России превысило в 2004 г. 5 % [7].

Существовал большой неудовлетворенный спрос на доступ в Интернет в местах общего пользования: в Интернет-кафе (16 % опрошенных), в библиотеках (23 %), на почте, пунктах связи (26 %). При этом желание выходить в сеть в общественных местах выражают представители возрастных групп моложе 29 лет и старше 60 лет.

В последние годы российский рынок Entertainment &Media вырос на 14 % и составил по итогам 2012 г. 25,4 млрд долл. Он остается одним из самых динамичных в регионе Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), занимая 6-е место. PwC прогнозирует, что средний темп годового роста (CAGR) рынка составит 9,4 %, и к 2017 г. его объем достигнет 39,8 млрд долл. [6].

Согласно прогнозам PwC, в 2017 г. на их долю будет приходиться 22 % общемировых доходов по сравнению с12 % в 2008 г.

Наиболее динамичными сегментами станут интернет-реклама (20 %), доступ в интернет (14,5 %) и платное телевидение (11,9 %). Газеты продемонстрируют низкий темп роста (1,4 %), а динамика рынка образовательной литературы будет отрицательной (- 3,7 %) [2].

В настоящее время характерной особенностью интернет-аудитории в регионах является то, что она достаточно «молодая»: 30 % составляют пользователи от 18 до 24 лет, 33 % - пользователи от 25 до 34 лет (рис. 1).

Для полноты и ясности картины в разрезе рекламы вообще и интернет-рекламы в частности, мы провели социологический опрос группы студентов ТГУ. Цели данного исследования: осознания картины развития регионального интернета и отношения потребителей к различным средствам массовой коммуникации, выявление отношения к рекламе в сети Интернет, по сравнению с другими средствами массовой коммуникации на уровне региона.

Наше исследование охватило около 500 респондентов - учащихся, студентов, в том числе получающих второе высшее образование.

36 и выше.

10% 18-21

27-35^-" 1

15% 1 40%

22-26

V 35%

Рис. 1. Распределение опрошенных по возрасту

Из них 75 % женщин и 25 % мужчин, возраст которых распределился так: 70 % опрошенных от 18 до 25 лет, 20 % - от 25 до 36 лет, оставшиеся 10 % - от 36 и выше. То есть наше исследование охватило молодых людей, мобильных, развивающихся, которые в недалеком будущем будут составлять как часть наиболее перспективных и креативных специалистов, так и потенциальных современных потребителей.

По данным исследования 97 % опрошенных имеют интернет и около 94 % имеют постоянный, свободный выход в него. По сравнению с исследованиями 2005 г. доступ к Интернету получили почти все желающие. Если раньше можно было провести грань между тем, кто чаще выходит в глобальную сеть, то сейчас это практически не-

возможно, так как ею пользуются, в основном, все и в равной степени.

Около 40 % опрошенных предпочитают Интернет, в роли информационного носителя, так же из общего числа опрошенных 40 % тратят на пользование интернетом от 2 до 4 часов в сутки, 30 % от 4 до 6 часов, 15 % от 1 до 2 и 13 % от 6 часов и более остальные 3 % предпочитают не считать время, затраченное на интернет (рис. 2).

более 6 1-2 часа

часов 15%

13%

4-6 часов

1 31% 2-4 часа 1

41%

Рис. 2. Распределение опрошенных по времени, затрачиваемому на интернет

Примерно 30 % опрошенных свое время предпочитают тратить на телевидение, 30 % респондентов тратят на просмотр данного медиа-канала от 1 до 2 часов в сутки, 25 % от 2 до 4 часов, 15 % от 4 до 6 часов и 10 % от 6 и более часов. Необходимо учесть и тот факт, что 20 % вообще очень редко смотрят телевизор; наше общество дошло даже до того, что у некоторых вообще нет телевизора, хотя раньше это было бы удивительно (рис. 3).

Рис. 3. Распределение респондентов по времени, которое они тратят на просмотр телевидения

Радио слушают в большей степени люди, у которых имеется личный или рабочий автомобиль -это 45 % опрошенных, но при значительно высо-

ком проценте прослушивания радио, они тратят на него не более 2 часов в сутки и только 6 % слушают от 2 до 7 часов, а остальные 50 % вообще не готовы тратить свое время на прослушивание радиопередач (рис. 4).

2-7 часа ^^^ 6%

I ic более 2 часов 44% А

Рис. 4. Распределение респондентов по времени, которое они тратят на прослушивание радио

На чтение какой-либо печатной продукции 60 % тратят от 1 до 2 часов, 30 % не тратят на чтение никакого времени, а остальные 20 % тратят на чтение от 2 и более часов. Стоит заметить, что люди, тратящие время на чтение печатной продукции, в большей степени являются служащими, и это часто связанно с их работой (рис. 5).

нечитают

1-2 часа

2 и более 55% J

18%

Рис. 5. Распределение респондентов по времени, затрачиваемому на чтение печатной продукции

С долей условности можно сказать, что телевидение постепенно теряет свои лидирующие позиции, по сравнению с Интернетом, так что уже говорить о радио и печатных изданиях.

Реклама, которая встречает нас повсеместно -на улицах в автобусах, в магазинах, большое многообразие витрин и вывесок - замечают лишь 35 % опрошенных и в большей степени это просто прохожие, а не автолюбители, на которых этот вид рекламы должен воздействовать.

Проанализировав ответы респондентов, было выявлено, что 60 % из всех безразлично относятся

к рекламе, 15 % относятся плохо, но 25 % доверяют ей и относятся положительно (рис. 6).

доверяют

рекламе,

относятся

п о л о ж и те л ь н о

25% ^^Я

щ безразличное

15% 60% 1 J

Рис. 6. Распределение респондентов по отношению к рекламе

В плане доверия к рекламе, телевидение занимает первые позиции 45 %, на втором месте идет интернет - около 20 %, на третьей - 15 % печатная продукция, четвертом - радио с 5 %, самое последнее - это наружная реклама 2 %, оставшиеся 13 % вообще не доверяют рекламе (рис. 7).

радио

печатная со/

продукция 18% ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

(елевидение

53%

интернет к А

23% Л

Рис. 7. Доверие к рекламе на различных носителях

С развитием Интернета меняется и его доступность и отношение к нему как со стороны производителей, так и со стороны пользователей товарами и услугами. Если раньше люди пользовались глобальной сетью в библиотеках, интернет-кафе, то сейчас достаточно иметь ноутбук, планшет или сотовый телефон с выходом в интернет. С помощью телефона можно посетить Всемирную паутину из любой точки города. С ноутбуком немного сложнее - потребуется кафе с предоставлением бесплатной услуги wi-fi и свободным выходом в Интернет, модем имеет определенное поле действия. Но воспользоваться данной услугой можно абсолютно бесплатно и на неопределенный срок.

По данным Всемирной газетной ассоциации (WAN), количество читателей газет в сети Интернет

за последнее десятилетие выросло в 3,5 раза, т. е. реклама из печатных СМИ переходит в Интернет.

Изучив статистические данные социологических исследований и опросов, мы смогли проследить возрастание значимости сети Интернет как по всей России, так и в нашем регионе.

Согласно результатам опроса, в основном пользователи подключаются к сети, чтобы получить справочную информацию - 51 % опрошенных, для работы и учебы - 49 %, для развлечений - 49 %. Ряд направлений использования сети Интернет, таких, как телемедицина, электронная торговля, дистанционное обучение, по оценкам экспертов, имеют хорошие перспективы развития. Расширяется аудитория, пользующаяся Государственными услугами через сеть, он-лайн покупками железнодорожных и авиабилетов. Остается проблемой использование возможности сети для покупок товаров.

При этом тенденция среди производителей прослеживается не в направлении все большего привлечения и расширения аудитории. В основном многие заняли свою нишу, уже имеют свою аудиторию, научились использовать различные способы отбора аудитории, привлечения определенных пользователей. Современных производителей волнуют механизмы «честного бизнеса» в Сети, защита информации и данных.

Бесспорно развитие информационного обеспечения бизнеса, интернет-рекламы, в нашем регионе значительно отстает, но имеет достаточно большие перспективы развития, так как в последнее время пользуется все большим спросом. Рынок интернет-услуг становится более многогранным: появляется все большее количество предложений. Спектр предложений провайдеров и их услуг расширяется, становиться более доступным.

Итак, уровень охвата интернетом за последние 5 лет вырос на региональном уровне в 5-7 раз, доступность его расширилась как с технической, так и с технологической точек зрения. Увеличилась доля пользователей интернет-услугами, расширился их диапазон. В плане доверия региональных потребителей Интернет занимает твердое место, резко вытеснив печатные издания и радио. Показателен факт появления региональной рекламы в социальных сетях, уровень охвата которыми постоянно растет.

Но для полноты картины необходимо углубить данное исследование в разрезе использования потребителем услуг рекламы в сети Интернет, покупок в Интернете и т. д., а также эффективность ее использования для региональных производителей.

Многие понимают, что интернет становится частью жизни человека, с его помощью можно с большей скоростью получить нужную информацию, просмотреть новости, выбрать место отдыха, заказать билеты на поезд или самолет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все более растущая доступность данного информационного канала, увеличение доли потребителей, использующих сеть Интернет для обучения, общения, получения информации, заставляет производителя переходить в данный спектр информационного «общения» с потребителем.

Литература

1. Земсков И. Ю., Шрайберг Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки. М., 2007.

2. Интернет-рекламе есть куда расти. URL: http://media-atlas.ru

3. Карпова С. В. Международное рекламное дело: учеб. пособие. М., 2007.

4. Нигматуллина Ф. Г. Культура Российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества: автореф. дисс. ... канд социол. наук. Тюмень 2011.

5. Яненко Я. В. Заказ и размещение рекламы: как это правильно сделать. СПб., 2005.

6. URL: http://www.sostav.ru

7. URL:http://minsvyaz.ru

8. URL:www.romir.ru

* * *

THE INTERNET AS MEANS OF INFORMATION SUPPORT OF ECONOMIC ACTIVITY AT REGIONAL LEVEL

Yu. I. Gorbunova

Article is devoted to use of modern technologies, and also Internet opportunities in information support of economic activity. Universal distribution of information technologies, increase in availability of the Internet, allows the producer to improve not only ways of production and methods of management, but also to introduce new forms of interaction with the consumer. Internet-advertisement, electronic trading occupy the niche in economic interaction. The increase of number of Internet users allows to expand possibilities of producers of goods and services in the field of advance of the goods.

In article results of the sociological poll which purpose there was an identification of preferences of respondents in the environment of advertizing carriers, availability of the Internet, and also understanding of a picture of development of the regional Internet and the relation of consumers to various mass media, identification of the relation to advertizing in the Internet, in comparison with other mass media at the level of the region are considered.

Key words: information support of economic activity, advertizing in the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.