Научная статья на тему 'Интернет как среда бытования текстов'

Интернет как среда бытования текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
296
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРА / ONLINE LITERATURE / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / VIDEO THINKING / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / MODERN LITERATURE / ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / INTERNET CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лебедева М.Н.

Под влиянием Интернета происходит размывание границ между первичными и вторичными речевыми жанра (по М.М. Бахтину). Синтез «естественной письменной речи» и художественной литературы приводит к тому, что интернет-тексты принципиально отличаются от традиционных. Вследствие воздействия клип-культуры меняется сам тип мышления реципиента. Таким образом, изменения происходят в отношении таких категорий как «автор» и «читатель». Статья посвящена феномену интернет-литературы, а именно особенностям текстов, помещенных в новый локус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS AN AREA OF TEXTS FUNCTIONING

Under the influence of the Internet is blurring the boundaries between primary and secondary speech genre (according to M.M. Bakhtin). The synthesis of "natural writing" and fiction leads to the fact that online texts are fundamentally different from the traditional. Due to who-action clip-culture is changing the mindset of the recipient. Thus, changes occur in respect of such categories as "author" and "reader". The article discusses the phenomenon of Internet literature, namely, the qualities of the texts, placed in a new locus.

Текст научной работы на тему «Интернет как среда бытования текстов»

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА БЫТОВАНИЯ ТЕКСТОВ

М.Н. Лебедева, аспирант

Тверский государственный университет

(Россия, г. Тверь)

Аннотация. Под влиянием Интернета происходит размывание границ между первичными и вторичными речевыми жанра (по М.М. Бахтину). Синтез «естественной письменной речи» и художественной литературы приводит к тому, что интернет-тексты принципиально отличаются от традиционных. Вследствие воздействия клип-культуры меняется сам тип мышления реципиента. Таким образом, изменения происходят в отношении таких категорий как «автор» и «читатель». Статья посвящена феномену интернет-литературы, а именно - особенностям текстов, помещенных в новый локус.

Ключевые слова: интернет, интернет-литература, клиповое мышление, современная литература, интернет-культура.

Современную культуру М. Кастельс [1] характеризует как «культуру реальной виртуальности», иначе говоря - обусловленную интерактивными средствами коммуникации. Они определяют характеристики письменного электронного сообщения: возможность непосредственного ответа приводит к коммуникации «в ускоренном режиме», основным достоинством сообщения становится краткость при сохраняющейся информативности. В новой системе реальность погружается в особенный мир виртуальных образов, «в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2, с. 199].

При этом информации становится слишком много. «Подобно лавине Интернет смешивает и перестраивает привычные рамки, создает новую информационную модель мира» [3, с. 243]. Фиксации и последующей публикации подвергается все подряд, даже совсем незначительные события (к примеру, фотографии еды, часто выкладываемые пользователями сети «Instagram» - популярная тема для шуток среди пользователей Сети). Пользуясь метафорой поэта Станислава Львовского, «альбом провинциальной барышни начинают читать по первой программе телевидения» [4]. В связи с этим, актуально появление так называемого «клипового мышления», когда информация воспринимается фрагментарно, а мир становится подобием гигантской мозаики.

Cogito ergo sum - теперь неубедительно. Для подтверждения своего существования человеку нужно больше чем способность мыслить. Ему нужны технологии: социальные сети, приложения для «лайфлог-гинга» (непрерывной записи и трансляции всего происходящего).

Любая мысль, малейшее событие запечатлевается в вербальной форме и отправляется в Интернет, становясь частью гипертекста, объединенного сознания.

Именно Интернет как пространство глобальной коммуникации превращается в идею глобальной культуры. Иными словами, новая среда начинает мыслиться как всеобъемлющий «электронный рынок, положивший начало генеральной инвентаризации духовного имущества и созданию общедоступной Библиотеки, безграничной в пространстве и во времени и объединённой с настольным издательством» [5], воплощается в жизнь новелла Борхеса о Вселенной-Библиотеке, в которой есть все, но, к сожалению, «на одну осмысленную строчку или истинное сообщение приходятся тысячи бессмыслиц, груды словесного хлама и абракадабры» [6]. Интересно, что и сама борхесовская библиотека становится реальна: сайт libraryofbabel.info предлагает все существующие комбинации знаков латиницы, пробелов, точек и запятых.

Придя к пониманию, что количество знаков, равно как и число возможных сюжетов, ограничено, литература устремля-

ется в сторону фактов, происходит, по Шкловскому, «разроманивание», когда фабула отступает на второй план, а основополагающими становятся факты.

Происходит перенос акцента с литературы вымысла на зафиксированную словесно реальность, обозначенную лефовца-ми как «литература факта». Происходит синтез, например, литературы и журналистики: Инна Булкина отмечает появление особой подкатегории - «писателей-медийщиков» или «писателей на случай» (в пример исследователь приводит Дмитрия Быкова и Юлию Латынину) [7]. Таким образом «художественные и нехудожественные миниатюры тоже стремительно сближаются, происходят разного рода мутации лирики и эссеистики, юмористики и афоризма и т.д.» [8].

Литература, художественная проза срастается с тем, что называют «естественной прямой речью». Под этим термином понимается речевая деятельность, обладающая следующими признаками: письменный способ воплощения, спонтанность, не профессиональность исполнения, неофициальность сферы бытования, отсутствие промежуточных инстанций (корректоров, редакторов и пр.) между отправителем и реципиентом [9].

Не ставя целью данной статьи изучение признаков «естественной письменной речи», остановимся на влиянии последних на бытующие в сети малые жанры.

Влияние это обусловлено непосредственным сосуществованием в сети естественной письменной речи и образцов непрофессионального литературного творчества - так, что между ними зачастую трудно провести грань. Решающим моментом в данном случае становится среда: так, текст на сайтах, позиционирующих себя как ресурсы для публикации «невыдуманных историй» вроде «Подслушано», «КМП» или «Нефарт», будет относиться к ЕПР - в то время как тот же текст, размещенный на ресурсах литературного журнала (даже с соответствующей пометкой о том, что перед нами реальный случай - вспомним многочисленные литературные мистификации) или же сайта со свободной публи-

кацией вроде «Проза.ру» будет, по этой логике, уже восприниматься как миниатюра (обозначим так любой малый прозаический жанр).

Ситуация становится еще более запутанной, когда вместо естественной письменной речи мы имеем дело с зафиксированной в письменном виде естественной устной речью - записанными разговорами без контекста, диалогами, услышанными на улице. В таком случае пришлось бы учитывать, в каких примерах тексты действительно записаны дословно, а в каких -видоизменены, будучи пропущены через сознание записывающего, что, в принципе, невозможно учесть.

В целом же, размышления о письменной форме речи являются ключевыми в онлайновую эпоху. «Среда для общения в режиме реального времени на расстоянии

- это пространство письменного взаимодействия. Следовательно, весь материал представлен в письменной форме. В этом его ограниченность, но в этом и его потенциал. Строго говоря, термин «писать» может быть весьма условно применён к текстам, созданным при помощи современных технологий. В западной литературе чаще используют понятие «публиковать»» [10].

Переход от асинхронной к синхронной форме коммуникации оказывает влияние и на восприятие художественных текстов. Практически на всех сайтах включена функция комментирования текста, можно поставить оценку (зачастую - как в школе

- по пятибалльной шкале: в реальности школьнику ставят отметку за знание «Капитанской дочки», в перевернутой с ног на голову виртуальной реальности уже школьник решает, насколько хорош Пушкин).

Конечно же, это еще больше обостряет проблему неразличения культуры и квазикультуры, представляя иерархию ценностей в еще извращенном виде, нежели когда то же самое происходило под влиянием рекламы, желтой прессы, массового кинематографа и прочих систем, направленных на создание нравственных суррогатов.

Так, критик Дмитрий Кузьмин особенно подчеркивает ту дерзость, с которой литературные «дилетанты» претендуют на то, чтобы их тексты находились в одном ряду с произведениями классиков.

Квазикультура, захватывая из культуры многие ее достижения и реалии, помещает их в цивилизацию и придает этим реалиям совершенно иной смысл. Так, квазикультура тоже создает пространство для творчества, в котором генерируются новые идеи. «Однако, как говорил Ролан Быков: «новые идеи в бескультурных головах страшноваты», потому что производство новых идей в квазикультуре не озабочено выбором целей и, главное, средств, с помощью которых эти идеи будут воплощены в жизнь» [11].

Тем не менее, читатель новой эпохи может выразить отношение к тексту независимо от пространственной либо временной удаленности автора. Не имеет значения и авторитет: недостаточный уровень образованности пользователей сети вкупе с желанием выразить свое мнение приводил к прецедентам, и в итоге неконструктивной критике подвергались произведения классиков. Еще Николай Байтов предрекал изменение самого культурного создания «под воздействием Интернета: теперь каждый участник Сети может сформировать и предложить всему человечеству свой состав классики, свою иерархию культурных величин» [12].

Джейсон Меркоски, создатель электронного устройства для чтения Kindle, предсказывает ведущую роль читателей-«непрофессионалов» в формировании общественных вкусов: «Парадоксально, но вскоре лучшими арбитрами вкуса станут не профессиональные книжные критики, а рядовые читатели» [13]. Свою позицию он аргументирует тем, что чаще интернет-читатели обращают внимание на рецензии других пользователей Сети, а не на мнение критиков. К тому же, непрофессиональные рецензии в основном публикуются на тех же ресурсах, что и электронные версии книг, и, скачивая необходимый файл, можно тут же ознакомиться с мнением уже прочитавших. Таким образом, под воздей-

ствием нового локуса бытования текстов изменяется роль реципиента.

Но, если до конца следовать в этом вопросе за Роланом Бартом, то это «рождение читателя» (притом читателя принципиально нового уровня, эмансипированного, приспособленного под существование в интертекстуальном пространстве Сети) логично вытекает из другого «события». А именно - рождению читателя предшествует смерть автора.

Участь «умершего» автора отныне незавидна. «В ХХ веке мир можно было вместить в книгу, и получился «Улисс» -текст, корни которого пронизывают всю мировую культуру. А у нового «Улисса» нет одного автора; все, что многочисленные пользователи ежедневно пишут в своих блогах, не есть ли метароман, проторо-ман, не застывший под книжной обложкой, а создающийся ежедневно миллионами авторов - текучая, зыбкая целостность, что на порядок сложнее привычных гипертекстов» [14].

Массовый интернет-автор предпочитает не только скрыться за масками-никами, но и вовсе раствориться в коллективности. Даже установить имя или хотя бы ник написавшего тот или иной текст не всегда просто вследствие упрощенной системы публикации и прохождении текста через многопользовательскую среду, из-за чего авторство просто «теряется».

Отметим, что эта характеристика верна практически для всех малых сетевых жанров: вследствие многократных «перепостов», переводов с одного языка на другой и прочих путешествий по Интернету, текст, вопреки всему, не стирается до обезличенности. Он становится мифопо-добным, имя автора лишь ограничивает эту возможность. Авторское произведение пропускается через коллективное сознание, отфильтровывается и трансформируется им. В целом же получается, что Интернет являет собой среду, где на одном поле сосуществуют непрофессиональное и профессиональное, писатели и критики, причем, за исключением, «литературной элиты», автор и читатель «представляются равным образом недееспособными» [15].

Библиографический список

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, Москва: ГУ ВШЭ 2000. - 458 с.

2. Приходько Е.А. Массовая культура как «дух» современности / Молодой ученый. -2011 - №6. Т.2. - С. 199-201.

3. Розанов К.А. Провинциальная и столичная Интернет-литература: смещение границ, «Российская провинция: опыт комплексного исследования. Мат. научно-практ.конф», Саратов: Издательство «КУБиК» 2009. - С. 242-245.

4. Кузьмин Д. Компьютер в ожидании писателя, [Электронный ресурс] http://www.imperium/lenin/ru/EOWN/eown5/dor-kuz/kuzmin/html [26.06.2016].

5. Помпеев А.Ю. Виртуальная реальность в современной культуре, «Аналитика культурологии. Электронное научное издание», [Электронный ресурс] http://www.analiculturolog.ru/joumal/archive/item/1736- виртуальная-реальность-в-современной-культуре.Ыт1 [26.06.2016].

6. Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека/ Х. Л. Борхес, История вечности [сборник ; пер. с исп.]. Москва: АСТ, 2014. - 226 с.

7. Булкина И. Проза «нулевых», «Знамя». - 2010. - №9. - [Электронный ресурс] http ://magazines.russ.ru/znamia/2010/9/bu 15/html [26.06.2016].

8. Орлицкий Ю.Б. Большие претензии малого жанра, «НЛО». - 1999. - №38 [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/nlo/1999/38/orlic-pr.html [26.06.2016].

9. Зырянова Е.Г. Частная записка как жанр естественной письменной русской речи, Автореферат диссертации кандидата филологических наук, [Электронный ресурс]. http://www.dissercat.com/content/chastnaya-zapiska-kak-zhanr-estestvennoi-pismennoi-russkoi-rechi [26.06.2016].

10. Казакова Н. Письменная речь в онлайновую эпоху: зеркало культуры, [Электронный ресурс] http://www.lych.ru/35-2009-07-17-14-09-57/-s62008/177 [26.06.2016].

11. Исаев В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры, [Электронный ресурс] http://culture.niv.ru/doc/culture/isaev/031.htm [26.06.2016].

12. Кузьмин Д. Компьютер в ожидании писателя, [Электронный ресурс] http://www.imperium/lenin/ru/EOWN/eown5/dor-kuz/kuzmin/html [26.06.2016].

13. Меркоски Джейсон. Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle, [Электронный ресурс] http://pda.litres.ru/dzheyson-merkoski/kniga-2-0-proshloe-nastoyaschee-i-buduschee-elektronnyx-knig-glazami-sozdatelya-kindle/?art= 162735 [26.06.2016].

14. Оробий С. Все что угодно, только не роман: Джойс, Джобс и поэтика флуда. [Электронный ресурс] http://literratura.org/criticism/353-sergey-orobiy-vse-chto-ugodno-tolko-ne-roman.html [26.06.2016].

15. Шмидт Энрике. Литературный русскоязычный интернет: между графоманией и профессионализмом, [Электронный ресурс] http://www.netslova.ru/schmidt/liternet.html [26.06.2016].

- 0UMOMoeua -

THE INTERNET AS AN AREA OF TEXTS FUNCTIONING

M.N. Lebedeva, postgraduate Tver state university (Russia, Tver)

Abstract. Under the influence of the Internet is blurring the boundaries between primary and secondary speech genre (according to M.M. Bakhtin). The synthesis of "natural writing" andfic-tion leads to the fact that online texts are fundamentally different from the traditional. Due to who-action clip-culture is changing the mindset of the recipient. Thus, changes occur in respect of such categories as "author" and "reader". The article discusses the phenomenon of Internet literature, namely, the qualities of the texts, placed in a new locus.

Keywords: internet, online literature, video thinking, modern literature, Internet culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.