Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ'

ИНТЕРНЕТ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / RIGHT TO INFORMATION / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ACCESS TO INFORMATION / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / THE RIGHT TO INFORMATION ABOUT THE ACTIVITIES OF STATE BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Климова Олеся Валерьевна, Ледовской Виталий Павлович

: в данной статье рассмотрены проблемы, связанные с реализацией гражданами права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством запроса и размещения органами власти информации в сети Интернет. В работе содержатся предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Климова Олеся Валерьевна, Ледовской Виталий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a way to guarantee the constitutional right of citizens to information about activities of authorities

This article examines the problems associated with the implementation of the citizens' right to access to information on activities of state authorities and local authorities, by requesting and placing authorities of information on the Internet. The paper contains proposals to improve Russian legislation regulating this sphere of legal relations.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ»

Информационное право

ИНТЕРНЕТ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Климова Олеся Валерьевна,

кандидат юридических наук, ТОГУ, доцент кафедры Правоведения, заведующая кафедрой КиАП Дальневосточного института ВГУЮ. E-mail: lisenok_klim@mail.ru;

Ледовской Виталий Павлович

магистр ТОГУ.

E-mail: lisenok_klim@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы, связанные с реализацией гражданами права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, посредством запроса и размещения органами власти информации в сети Интернет. В работе содержатся предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Abstract: this article examines the problems associated with the implementation of the citizens ' right to access to information on activities of state authorities and local authorities, by requesting and placing authorities of information on the Internet. The paper contains proposals to improve Russian legislation regulating this sphere of legal relations.

Ключевые слова: информация, право на информацию, доступ к информации, право на информацию о деятельности государственных органов.

Keywords: information, right to information, access to information, the right to information about the activities of state bodies.

В последнее время интернет все больше влияет на жизнедеятельность людей. Интернет или «Глобальная сеть» уже перестал быть просто средством общения. Теперь это один из главных источников информации. С его помощью уже полным ходом налаживается диалог между государством и пользователями сети. У граждан появилась возможность, не выходя из дома, получать государственные услуги, а также информацию о деятельности государства. Интернет становится инструментом контроля общества за властью.

Согласно ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ одними из способов предоставления информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является размещение ими информации о своей деятельности в сети Интернет и предоставление информации по запросу [1].

Для начала, необходимо разобрать два, тесно взаимосвязанных, очень важных понятия -«способ осуществления права на доступ к информации» и «форма предоставления информации».

Способ осуществления субъективного права

- это конкретный вид поведения обладателя субъективного права в рамках предоставляемой ему субъективным правом меры возможного поведения [2]. Как пример способа осуществления права на доступ к информации, можно привести институт запроса обладателем права.

Отечественное законодательство закрепляет понятие «форма предоставления информации». Ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 09.02.2009 гласит: «информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа» [1]. В законе нет привязки «формы предоставления информации» к одному из способов осуществления права на доступ к информации. Информация может быть представлена устно, письменно или в электронной форме, независимо от способа осуществления права на доступ к информации. В ФЗ РФ № 8-ФЗ от 09.02.2009 сказано, что форма предоставления информации устанавливается нормативными правовыми актами всех уровней и заявитель может сам ее определять только тогда, когда в нормативных правовых актах отсутствуют соответствующие нормы [1]. Следовательно, в большинстве случаев,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 10(154)

форму предоставления информации выбирает государственный орган, который информацию предоставляет.

На официальных сайтах государственных органов помещается большая часть информации о деятельности органа государственной власти и местного самоуправления, которая размещается ими в Интернете. Официальный сайт государственного органа это уже не только атрибут современной политики. Сейчас это самое эффективное средство распространения официальной информации о деятельности государства, которая может охватывать неограниченный круг лиц. Информация, размещаемая государственными органами в сети Интернет, обладает рядом преимуществ перед другими способами предоставления информации:

- во-первых, Интернет дает возможность охватить очень обширный круг пользователей. Информацию о деятельности органа государственной власти или местного самоуправления, размещенную подобным способом, может получить любое лицо, имеющее доступ к Интернету;

- во-вторых, информация, размещаемая в сети Интернет, может в дальнейшем быть легко подвергнута изменениям. Тем самым, органы государственной власти и местного самоуправления могут легко исправлять недостоверную или ошибочную информацию, проводить ее актуализацию;

- в-третьих, происходит обмен данными между пользователем и сервером: пользователь сам может решать, какая информация ему нужна, может игнорировать ненужную информацию, избавляя себя от ненужного материала и самое главное, присутствует возможность создавать запросы к органам государственной власти и местного самоуправления, оставлять заявки и так далее;

- в-четвертых, это довольно оперативный способ предоставления информации;

- в пятых, при незначительных денежных затратах можно разместить большой объем информации.

Тем не менее, несмотря на все перечисленные положительные стороны, это не означает, что данный способ лишен недостатков. Самым очевидным является невозможность получения информации лицами, либо не имеющими доступ в Интернет, либо не умеющие с ним работать. Не стоит также забывать, что в Российской Федерации (в отличие от некоторых других стран, например Финляндии [3])

право на доступ к сети Интернет не провозглашено и не гарантировано. Выход в Интернет требует определенных расходов, а также определенных навыков, которыми обладают многие, но не все. Несомненно, появившийся новый вид социального неравенства, порождаемый отсутствием у граждан доступа к современным информационно-телекоммуникационным технологиям, требует от органов государственной власти активных действий по его ликвидации. Для преодоления этого недостатка размещение информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Интернете должно сопровождаться обеспечением возможности жителей России получить доступ в сеть Интернет. На сегодняшний день в России некоторые шаги в данном направлении были сделаны, к примеру, государственной программой РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)». Согласно ей, планируется к 2020 году обеспечить доступ граждан к сети Интернет в отделениях почтовой связи для получения информации о государственных услугах [4]. Однако, по данным, представленным Росстатом, по состоянию на 2016 год доступ в сеть Интернет в России имели 74,8% домашних хозяйств, при этом активно пользовались Интернетом лишь 71,5% населения [5].

Создание официального сайта государственного или муниципального органа в сети Интернет является недостаточным для обеспечения граждан и организаций информацией. Необходимо, чтобы предоставляемая им информация была полной и качественной, что не всегда бывает так, особенно на муниципальном уровне.

Как было отмечено выше, информация может быть представлена любой форме, независимо от способа осуществления права на доступ к информации. Возникает угроза ограничения права на доступ к информации. Отсутствие нормы, указывающих на ограничения по форме предоставления информации не означает, что эти ограничения не могут быть закреплены в иных нормативных правовых актах, будь то федерального, уровня субъекта федерации или же муниципального уровня. К примеру, будет закреплена норма, что информация при ответе на запрос предоставляется в электронной форме. В таком случае граждан, который не имеет возможности пользоваться сетью Интернет, просто не сможет реализовать право на доступ к информации.

Также необходимо отметить, что согласно статье 20 ФЗ РФ №8-ФЗ государственные и муници-

Информационное право

пальные органы вправе не предоставлять информацию, если она ранее была опубликована в средствах массовой информации или сети Интернет. Сама по себе эта норма закона несет благие намерения. Она направлена на то, чтобы разгрузить органы власти и чтобы они не дублировали общедоступную информацию. Однако, данное положение закона не берет во внимание интересы и возможности лица, запрашивающего информацию, есть ли у него возможность ознакомиться с ней, смогло ли лицо воспринять информацию в предоставленной форме. Если информация размещена в сети Интернет, то не учтено, что к моменту получения ответа на запрос информация может быть удалена с веб-сайта. Как уже было отмечено выше, не все граждане обладают равными возможностями доступа к Интернету. И последнее, информация, размещенная в Интернете, может просто на просто оказаться не полной и не удовлетворить запрашивающего.

В 2011г. гражданка Галанина попыталась обжаловать в Конституционном суде вышеупомянутое положение закона, согласно которому органы власти вправе отказывать в предоставлении информации, если она опубликована в средствах массовой информации или сети Интернет. Заявительница ссылалась на то, что часть 3 статьи 20 противоречит, провозглашенной Конституцией РФ свободе информации. В определении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2011 г. № 203-О-О суд подчеркнул, что законодательство не предусматривает приоритетное или исключительное положение какого-либо способа предоставления информации, а обжа-

Библиография:

луемая норма не исключает доступ к информации, а лишь даёт органам власти возможность не предоставлять информацию определённым способом, если информация иным способом уже была представлена. Жалоба к рассмотрению принята не была [6]. Тем самым, данная проблема не была решена Конституционным судом.

Все вышесказанное говорит о необходимости внесения изменений в ФЗ РФ №8-ФЗ, согласно которым, органы власти при выборе формы предоставления информации максимально должны учитывать материально-технические возможности лица, запрашивающего информацию.

Довольно интересную позицию высказал в своем исследовании С.Ю. Лапин. Он предложил, что ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» должен быть дополнен положениями, согласно которым, во-первых, при повторном обращении гражданина с целью получения информации о деятельности органа государственной власти если первый раз ему информация была предоставлена в виде ссылки на печатное СМИ либо официальный сайт, запрашиваемая информация должна быть ему предоставлена в ответе на запрос в полном объеме, во-вторых, срок ответа на запрос в данном случае должен быть сокращен до 10 дней [7].

Подобные изменения, с нашей точки зрения позволят избежать ограничения конституционного права граждан на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федер. закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. -16.02.2009. - № 7. -Ст. 776; 2016. - № 11. - Ст. 1493.

2. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). М.: Юрли-тинформ, 2007. - 350 с.

3. Курбалийя Й. Управление Интернетом. М.: Координационный центр национального домена сети Интернет, 2010. - 208 с.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011 -2020 годы) : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) // Собрание законодательства РФ. -2014. - № 18 (часть II). - Ст. 2159 ; 2017. - № 15 (Часть III). - Ст. 2214.

5. Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах [Электронный ресурс] URL : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (дата обращения 22.09.2017).

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаниной Елены Валерьевны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2011 г. № 203-0-0. -Режим доступа : http://www.consultant.ru / (дата обращения 22.08.2017).

7. Лапин, С. Ю. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации : информационно-правовой аспект : / С. Ю. Лапин. - Саратов, 2011. - 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.