Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА'

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
368
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОВЕСТКА ДНЯ / ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ / MASS COMMUNICATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE INTERNET SPACE / POLITICAL COMMUNICATION / AGENDA / LEGITIMIZATION OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ромашкина Альбина Бариевна

Цель. Анализ особенностей интернета как коммуникативного пространства в процессах взаимодействия власти и общества. Процедура и методы. На основании коммуникативного подхода и функционального анализа рассмотрена роль феномена массовой политической коммуникации как механизма воздействия власти на общество. Выявлено определение особенностей интернета как пространства с множественными каналами политической коммуникации в сравнении с традиционными СМИ. В статье были применены сетевой подход и системный анализ, с помощью которых выявлен потенциал использования интернет-коммуникации институтами власти с целью собственной легитимации и достижения консенсуса с обществом. Результаты. Сделан вывод о необходимости применения средств интернет-коммуникации институтами власти для эффективного взаимодействия с обществом и поддержания стабильности политической системы, достижения консенсуса между властью и обществом и поддержания легитимности институтов власти. Отмечена необходимость создания новых интернет-ресурсов для более эффективной обратной связи между властью и обществом. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлена необходимость создания новых интернет-ресурсов для более эффективной обратной связи между властью и обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS A SPACE OF MUTUAL INFLUENCE OF INSTITUTIONS OF POWER AND SOCIETY

Aim is to analyze the features of the Internet in the processes of interaction between government and society. Methodology. The study is based on the communicative approach and functional analysis of the instrumental potential of the phenomenon of mass political communication as a mechanism for the influence of power on the society. The definition of the features of the Internet as a channel of political communication in comparison with traditional media is revealed. The network approach and system analysis is used to reveal the potential for using the Internet communication by government institutions in order to legitimize themselves and reach a consensus with the society. Results. The author concludes that it is necessary for the government institutions to use the Internet communication tools to effectively interact with the society and maintain the stability of the political system, achieve consensus between the government and society, and maintain the legitimacy of government institutions. The need to create new Internet resources for more effective feedback between the government and society is noted. Research implications. The necessity to create new Internet resources for more effective feedback between the government and society is revealed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА»

УДК 32.019.5 Ромашкина А. Б.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Российская Федерация

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

АННОТАЦИЯ

Цель. Анализ особенностей интернета как коммуникативного пространства в процессах взаимодействия власти и общества.

Процедура и методы. На основании коммуникативного подхода и функционального анализа рассмотрена роль феномена массовой политической коммуникации как механизма воздействия власти на общество. Выявлено определение особенностей интернета как пространства с множественными каналами политической коммуникации в сравнении с традиционными СМИ. В статье были применены сетевой подход и системный анализ, с помощью которых выявлен потенциал использования интернет-коммуникации институтами власти с целью собственной легитимации и достижения консенсуса с обществом.

Результаты. Сделан вывод о необходимости применения средств интернет-коммуникации институтами власти для эффективного взаимодействия с обществом и поддержания стабильности политической системы, достижения консенсуса между властью и обществом и поддержания легитимности институтов власти. Отмечена необходимость создания новых интернет-ресурсов для более эффективной обратной связи между властью и обществом.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлена необходимость создания новых интернет-ресурсов для более эффективной обратной связи между властью и обществом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

массовая коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, интернет-пространство, политическая коммуникация, повестка дня, легитимация власти

СТРУКТУРА

Введение

Роль коммуникации в функционировании институтов власти Формирование общественного сознания с помощью массовой коммуникации Интернет-коммуникация между властью и обществом Заключение

A. Romashkina

LomonosovMoscow State University

27str. 4, Lomonosovsky prospekt, Moscow 119991, Russian Federation

THE INTERNET AS A SPACE OF MUTUAL INFLUENCE OF INSTITUTIONS OF POWER AND SOCIETY

ABSTRACT

Aim is to analyze the features of the Internet in the processes of interaction between government and society.

Methodology. The study is based on the communicative approach and functional analysis of the instrumental potential of the phenomenon of mass political communication as a mechanism for the influence of power on the society. The definition of the features of the Internet as a channel of political communication in comparison with traditional media is revealed. The network approach and system analysis is used to reveal the potential for using the Internet communication by government institutions in order to legitimize themselves and reach a consensus with the society.

Results. The author concludes that it is necessary for the government institutions to use the Internet communication tools to effectively interact with the society and maintain the stability of the political system, achieve consensus between the government and society, and maintain the legitimacy of government institutions. The need to create new Internet resources for more effective feedback between the government and society is noted.

Research implications. The necessity to create new Internet resources for more effective feedback between the government and society is revealed.

KEYWORDS

mass communication, information and communication technologies, the Internet space, political communication, agenda, legitimization of power

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость взаимодействия между властью и гражданами с целью создания условий для нормального развития общества и эффективного функционирования государства отмечали многие философы и политические деятели. Это взаимодействие играет важную роль в жизни общества, поэтому государство с помощью всевозможных средств должно обеспечить его установление. В современных условиях у государства появляется всё больше возможностей для взаимодействия с населением, поскольку развитие информационных технологий создаёт новые способы политической коммуникации. Но использование открывшихся технических возможностей одновременно несёт в себе и опасность задействования их радикальными элементами для дестабилизации политической ситуации в стране. Изучение роли интернет-технологий в процессе взаимодействия государства и общества является важной составляющей при рассмотрении механизма функционирования политических систем в целом, а потому важно проследить основные теоретические подходы к данной проблеме.

Целью исследования выступает выявление специфики интернета как коммуникативного пространства взаимодействия власти и общества. Для достижения поставленной цели необходимо определить значение коммуникативной составляющей в работе институтов власти и возможности их влияния на общественное сознание, а также выявить те характеристики интернета, которые оказывают трансформирующее воздействие на процессы коммуникации между властью и обществом.

В статье при рассмотрении значения политической коммуникации в работе государственных институтов, а также возможностей традиционных СМИ в процессе формирования массового сознания применены коммуникативный подход и функциональный анализ. Изучение интернета как особенного многоканального пространства взаимодействия власти и общества основано на сетевом подходе и системном анализе.

В работе использованы теоретические и эмпирические исследования зарубежных и отечественных специалистов. Изучение политической коммуникации произведено с опорой на труды Г. Лассуэлла, У. Липпманна, М. Н. Грачёва, А. Д. Трахтенберга и др. При рассмотрении политической интернет-коммуникации были использованы исследования М. Кастельса, С. В. Воло-денкова, С. Н. Федорченко, О. М. Михайлёнка и др.

роль коммуникации в функционировании институтов ВЛАСТИ

Политические отношения включают в себя приобретение, распределение, удержание и реализацию власти, что неизбежно связано с обменом необходимой информацией при помощи различных способов коммуникации. Коммуникационная составляющая политических отношений является одним из условий, способствующих легитимации власти и созданию ценностно-смысловых пространств. Противоречия внутри властных институтов, а также отсутствие информации или её искажение могут привести к утрате доверия между властью и обществом, делигитимации власти и дестабилизации политической системы. Важную роль в процессе коммуникации между политическими акторами и обществом играют технологии, механизмы и формы коммуникации, обеспечивающие распространение и донесение политической информации до аудитории.

Управление общественным сознанием с помощью технологий массовой коммуникации является одним из ключевых вопросов в политических исследованиях при рассмотрении отношений общества и власти. В современном мире в связи с широким распространением цифровых информационных технологий массовая политическая коммуникация вступила в новый этап своего развития [1]. Интернет-технологии меняют саму суть массовой коммуникации, поскольку информационному воздействию подвергается не отдельный человек, как это было в эпоху господства традиционных СМИ, а связанные между собой сообщества и группы пользователей. В этом слу-

ь

чае коммуникация становится горизонтальной, а информация передаётся от многих ко многим [2]. Влияние власти на общественное сознание в таких условиях должно трансформироваться в новые формы, чтобы она могла сохранять возможность управления социальными процессами.

В истории социально-политической мысли имеются различные представления о том, как должна формироваться власть, функционировать и взаимодействовать с обществом. Как правило, они зависят от конкретных исторических условий, в которых сформировались. В теориях демократии и либерализма утверждается, что открытое обсуждение различных вариантов политических решений позволит выработать концепцию, нацеленную на достижение общего блага. Это становится возможным в условиях плюрализма социальных интересов и ценностей [4].

Большое значение для обеспечения эффективного функционирования власти играет процесс её легитимации, чему помимо инструментов за-коноприменения и силового принуждения способствует воздействие на общественное сознание. В качестве механизма такого воздействия могут выступать сакрализация правителя, политический символизм, создание положительного образа государства и его деятельности [11; 12], «...властные отношения основаны преимущественно на формировании человеческого сознания путём конструирования смысла через создание образа» [4, с. 249]. Создание образов происходит в сфере социальной коммуникации, которая способствует повышению или понижению уровня доверия к власти, консолидации в обществе и политическому согласию [1]. С развитием информационно-цифровых технологий меняются социально-политические отношения, формируется новая реальность, что требует и новых подходов к решению проблем в изменившемся коммуникационном пространстве [8].

формирование общественного сознания с помощью массовой коммуникации

Согласно теории «установления повестки дня» средства массовой коммуникации являются одним из средств формирования социально-политической реальности. За счёт того, что СМИ могут акцентировать внимание на том или ином событии, именно оно в массовом сознании начинает восприниматься как наиболее важное по сравнению с остальными. СМИ также определяют достоверность фактов, выделяют главные проблемы и концентрируют на них внимание аудитории [3]. «Приверженцы концепции "установления повестки дня" утверждают, что под воздействием сообщений, распространяемых по каналам массовой коммуникации, с большей вероятностью будет меняться не столько электоральное поведение и отношение избирателей к тем или иным фактам, сколько база знаний аудитории, на основе которых принимаются решения» [3, с. 68].

Информация, на основе которой формируются общественное мнение, политическая культура индивидов и их политическое поведение, распро-

страняется в обществе по каналам СМИ. Г. Лассуэлл выделил три основные функции средств массовой коммуникации: информирование аудитории о текущих событиях, что формирует «повестку дня»; интерпретацию и оценку событий и процессов; социализацию индивидов в рамках конкретных ценностно-культурных установок [13]. Поскольку люди не всегда могут судить о событиях на основе собственных впечатлений, как и получать информацию о них только от участников и свидетелей, у человека формируются их мысленные образы на основе той информации, которую ему доносят СМИ. Таким образом, по мнению У. Липпманна, происходит формирование псевдосреды, т. к. полученные в процессе массовой коммуникации знания о мире являются опосредованными [6]. «Сообщения, организации и лидеры, которые не представлены в медиа, не существуют в общественном сознании. Следовательно, только те, кто может передать свой меседж всем гражданам, имеют шанс влиять на их решения таким образом, который откроет им доступ к властным позициям в государстве и (или) позволит удерживать под контролем политические институты» [4, с. 249].

Формирование образов политических лидеров, институтов власти и иных политических акторов в массовом сознании является необходимым для завоевания и удержания власти. Политическая коммуникация является разновидностью социальной коммуникации, в ходе которой происходит информационное воздействие политических акторов на общество и друг на друга по поводу власти. «Политика представляет собой процесс распределения власти в институтах государства» [4, с. 249].

В процессе политической коммуникации участвуют различные субъекты - прямые (институты законодательной и исполнительной власти, органы власти) и косвенные (избиратели) участники политической деятельности, важную роль играют активно действующие структуры гражданского общества, а также политические акторы, претендующие на обладание властью (партии, движения и т. д.), с их убеждениями и ценностными установками. Политическая коммуникация является не только инструментом власти для воздействия на общественное сознание, но также механизмом влияния на политические процессы и на функционирование институтов власти [5; 10].

интернет-коммуникация между властью и обществом

Политическая коммуникация, осуществляемая через каналы традиционных СМИ, имеет ряд ограничений, которые не всегда позволяют эффективно воздействовать на аудиторию. Традиционные средства массовой коммуникации являются однонаправленными (т. е. сообщение отправляется от одного ко многим), вертикальными, кроме того, в них отсутствуют такие характеристики, как интерактивность и мультимедийность [4]. Развитие интернет-технологий позволяет трансформироваться и механизмам политической коммуникации. В онлайн-пространстве массовой коммуникации происходит

активное развитие социальных сетей, в которых отражаются происходящие в обществе политические процессы [11; 12].

В виртуальном пространстве можно не только осуществлять коммуникативную деятельность, но и заниматься публичной политикой. С распространением новых форм коммуникации политический дискурс и взаимосвязь власти и общества получают новые формы развития. Вовлечённость граждан в политические процессы в новой информационной среде связана также с тем, что от пользователей не требуется формального подключения к традиционным политическим институтам, а издержки такого участия являются минимальными [7; 10]. Информационное интернет-пространство обладает такими характеристиками, которые позволяют усиливать вовлечённость гражданского общества в процессы управления. Цифровизация экономики, образования и сферы государственных услуг также является значимым фактором трансформации как общества в целом, так и политической системы. Доступность информационной среды для населения является важным условием для ускорения формирования гражданского единства [9].

В интернет-пространстве формируются различные политические субкультуры и политические идентичности, которым присущи свои ценности и авторитеты. Эти объединения могут быть как провластными, так и оппозиционными, что оказывает влияние на формирование контента передаваемых информационных сообщений, а значит, повышает или понижает уровень доверия и поддержки власти. «Власть реализуется в ходе влияния на принятие решений либо через принуждение, либо путём создания смыслов, либо с помощью того и другого» [4, с. 245]. В условиях горизонтальной коммуникации, когда информация передаётся от многих ко многим, происходит формирование массового сознания в результате артикуляции точек зрения на какую-либо проблему и выработки единой позиции по различным вопросам. Такие механизмы воздействия на аудиторию могут быть как со стороны провластных акторов, что приведёт к легитимации власти, так и со стороны оппозиционных участников, что может подорвать авторитет власти, а значит, простимулирует процесс делигитимации институтов власти [11; 12].

Коммуникация является инструментом власти в общественных отношениях. Формирование нового информационного пространства способствует установлению новых форм влияния и взаимодействия между властью и обществом. Информация и способы её распространения являются важной составляющей для сохранения гражданского единства и политической системы. Использование потенциала новых средств массовой коммуникации становится необходимым для политических институтов власти в условиях информационного общества, поскольку от этого зависят формирование общественного мнения, уровень поддержки представителей власти и её легитимация. Конкурентный характер современной политической коммуникации угрожает стабильности политической системы, но при

эффективном использовании механизмов коммуникативной среды власть может выявить новые запросы общества и качественно трансформировать политические отношения и институты в соответствии с потребностями общественного развития.

заключение

Интернет как постоянно изменяющееся пространство коммуникации не только имеет определённые преимущества перед прежними каналами взаимодействия социальных институтов, но и является фактором возникновения новых рисков и угроз для действующих институтов власти. Власть в процессе своей деятельности опирается на коммуникацию. От эффективности использования потенциала всех информационно-коммуникационных технологий напрямую зависят легитимация и делигитимация институтов власти. Достижение консенсуса между властью и обществом невозможно без получения достоверной информации обеими сторонами, а потому формирование новых каналов обратной связи на базе интернет-ресурсов является одним из важнейших механизмов, которые будут способствовать установлению согласия в обществе. Трансформация политической системы и традиционных институтов в соответствии с технологическим развитием информационно-коммуникационных средств связи в таком случае становится неизбежной. Это позволяет не допустить дестабилизации политической системы по тем каналам массовой коммуникации, которые формируют общественное мнение, но не используются институтами власти. Возможность создания в интернет-пространстве новой коммуникативной среды между властью и обществом во многом зависит от того, каким образом сама власть собирается её использовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Володенков С. В. Глобальные «гибридные» акторы информационного вмешательства в современные политические процессы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15. № 3. С. 61-69.

2. Володенков С. В. Массовая коммуникация и общественное сознание в условиях современных технологических трансформаций // Журнал политических исследований. 2018. Т. 2. № 3. С. 1-8.

3. Грачев М. Н., Трахтенберг А. Д. Микро- и макроуровневые теории политической коммуникации // Политическая коммуникативистика: теория, методология, практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН), РОССПЭН, 2012. С. 58-77.

4. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 591 с.

5. Кисилев А. Г., Киричёк П. Н. Тренды политической коммуникации в контексте социальной модернизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 2. С. 322-336.

6. Липпманн У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

7. Михайленок О. М., Малышева Г. А. Политические эффекты социальных сетей в России // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 78-87.

8. Михайленок О. М., Щенина О. Г. Роль политических коммуникаций в процессах консолидации российского общества // Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества: материалы участников Конференции с международным участием. Ростов-н/Д.: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2018. С. 87-98.

9. Попова Е. А., Медякова Е. М. Информационное пространство как благоприятная среда формирования гражданского единства в условиях глобальной цифровизации // Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества: материалы участников Конференции с международным участием. Ростов-н/Д.: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2018. С. 183-186.

10. Трансформация политических институтов и политического участия в условиях цифрового общества / С. В. Володенков, С. Н. Федорченко, Ю. Д. Артамонова, С. Ф. Черняховский, Ю. С. Черняховская, А. Ю. Каратаеев, А. Ю. Бубнов, Д. Е. Антонов // Информационные войны. 2019. № 3 (51). С. 36-46.

11. Федорченко С. Н. Глобальное исследование политизации социальных сетей // Обозреватель-Observer. 2016. № 8. С. 57-67.

12. Федорченко С. Н. Хештеги: механизм легитимации политического режима или манипулятивная ловушка? // Обозреватель-Observer. 2019. № 7. С. 24-41.

13. Lasswell H. D. The structure and the function of communication in society // The Communication of Ideas / ed. L. Brysol. New York, 1948. P. 37-51.

REFERENCES

1. Volodenkov S. V. [Global "hybrid" actors of information interference in the contemporary political processes]. In: Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political expertise: POLITEX], 2019, vol. 15, no. 3, pp. 61-69.

2. Volodenkov S. V. [Mass communication and public consciousness in the conditions of contemporary technological transformations]. In: Zhurnal politicheskih issledovanij [Journal of political studies], 2018, vol. 2, no. 3, pp. 1-8.

3. Grachev M. N., Trachtenberg A. D. [Micro-and macro-level theories of political communication]. In: Timofeeva L. N., ed. Politicheskaya kommunikativistika: teo-riya, metodologiya, praktika [Political communicative studies: theory, methodology, practice]. Moscow, Russian Association of political science (RAPN) Publ., ROSSPEN Publ., 2012, pp. 58-77.

4. Castells M. Power of Communication (Russ. ed.: Tylevich N. M., transl. Vlast' kom-munikatsii. Moscow, Higher School of Economics Publishing House, 2017. 591 p.).

5. Kisilev A. G., Kirichek P. N. [The trends of political communication under social modernization]. In: VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2019, vol. 19, no. 2, pp. 322-336.

6. Lippmann W. Public Opinion (Russ. ed.: Barchunova T. V., transl. Obshchest-vennoe mnenie. Moscow, Institute of the Public Opinion Foundation Publ., 2004. 384 p.).

7. Mihaylenok O. M., Malysheva G. A. [Political effects of social networks in Russia]. In: Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2019, no. 2, pp. 78-87.

8. Mihaylenok O. M., Shchenina O. G. [The role of political communications in the processes of consolidation of the Russian society]. In: Grazhdanskoe edin-stvo, etnokul'turnoe i konfessional'noe mnogoobrazie kak cennostnye osnovaniya i faktory konsolidacii rossijskogo obshchestva: materialy uchastnikov Konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Civil unity, ethnocultural and religious diversity as value bases and factors of consolidation of the Russian society: Proceedings of the participants of the Conference with international participation]. Rostov-on-Don, Publishing house of the South-Russian Institute of Management RANEPA Publ., 2018, pp. 87-98.

9. Popova E. A., Medyakova E. M. [Information space as a favorable environment for the formation of civil unity in the context of global digitalization]. In: Grazhdanskoe edinstvo, etnokul'turnoe i konfessional'noe mnogoobrazie kak cennostnye osnovaniya i faktory konsolidacii rossijskogo obshchestva: materialy uchastnikov Konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Civil unity, ethnocultural and religious diversity as value bases and factors of consolidation of the Russian society: Proceedings of the participants of the Conference with international participation]. Rostov-on-Don, Publishing house of the South-Russian Institute of Management RANEPA Publ., 2018, pp. 183-186.

10. Volodenkov S. V., Fedorchenko S. N., Artamonova Yu. D., Chernyakhovs-kiy S. F., Chernyakhovskaya Yu. S., Karateev A. Yu., Bubnov A. Yu., Antonov D. E. [Transformations of political institutions and political participation in the digital society]. In: Informacionnye vojny [Information war], 2019, no. 3 (51), pp. 36-46.

11. Fedorchenko S. N. Global'noe issledovanie politizacii social'nyh setej [Global study of the politicization of social networks]. In: Obozrevatel'-Observer [Observer], 2016, no. 8, pp. 57-67.

12. Fedorchenko S. N. Heshtegi:mekhanizm legitimaciipoliticheskogo rezhima ili manipulyativnaya lovushka? [Hashtags: a mechanism for legitimizing a political regime or a manipulative trap?]. In: Obozrevatel'-Observer [Observer], 2019, no. 7, pp. 24-41.

13. Lasswell H. D. The structure and the function of communication in society. In: Brysol L., ed. The Communication of Ideas. New York, 1948, pp. 37-51.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 27.11.2019 Статья размещена на сайте: 03.11.2020

ь

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ромашкина Альбина Бариевна - аспирант кафедры государственной политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: albrom@mail.ru

Albina B. Romashkina - Postgraduate Student, Department of State Policy, Lomonosov Moscow State University; e-mail: albrom@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Ромашкина А. Б. Интернет как пространство взаимодействия институтов власти и общества // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Romashkina A. B. The Internet as a space of mutual influence of institutions of power and society. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2020, no. 4. Available at: www. evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.