Научная статья на тему 'Интернет как пространство поиска смысла жизни'

Интернет как пространство поиска смысла жизни Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семин Максим Анатольевич

Рассматривается вопрос поиска смысла жизни в ин форматизированном обществе, определяются подходы к определению понятия «информационная культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AND SEARCH THE MEANING OF LIFE

The question of the meaning of life search is considered from the point of view of society informatization and attention is given to the problem of information culture as well.

Текст научной работы на тему «Интернет как пространство поиска смысла жизни»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА Серия История, философия, социология

№ 101

УДК 347.471.33

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ

М.А. СЕМИН

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Рассматривается вопрос поиска смысла жизни в ин форматизированном обществе, определяются подходы к определению понятия «информационная культура».

Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением, имеющую общественную и личную ценность задачу бытия человека, реализующуюся в его социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Найти абсолютный смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи.

Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели (задачи) жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ему смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Современная эпоха дает разные ответы на смысложизненную задачу. Эти ответы, естественно, многозначны, поскольку многозначна жизнь каждого отдельного человека.

В целях анализа содержания современных смысложизненных ценностей давайте условно проведем эксперимент, целью которого должно стать получение ответа на вопрос: «В чем заключается смысл жизни?», а источником информации будет служить глобальная сеть Интернет. В качестве инструмента выберем поисковый механизм Гуглизм (ИЯЬ: www.googlism.com).

Особенностью данного механизма является то, что на основании ответов поисковой системы Гугл (одной из самых мощных поисковых систем в Интернете) на запросы пользователей по определенной теме Гуглизм делает выборку и предоставляет ее в кратком формате.

Предоставив Гуглизму возможность ответить на интересующий нас вопрос о смысле жизни, можно получить следующие результаты:

- смысл жизни в том, чтобы понять его;

- смысл жизни в том, чтобы понять, что значит быть человеком;

- смысл жизни заключается в том, что его нет;

- смысл жизни - это любовь;

- смысл жизни - это все, что нас окружает;

- смысл жизни в том, чтобы жить;

- смысл жизни в том, чтобы умереть;

- смысл жизни в том, чтобы реализовать все свои возможности;

- смысл жизни в том, чтобы творить;

- смысл жизни заключается в самосовершенствовании;

- смысл жизни в том, чтобы выполнять волю Божью;

- смысл жизни в том, чтобы помогать другим людям;

- смысл жизни в том, чтобы делать людям добро;

- смысл жизни в первом шаге ребенка;

- смысл жизни в том, чтобы последовательно выполнять свою часть работы для достижения общей цели;

- смысл жизни в том, чтобы совершенствовать мир вокруг себя;

- смысл жизни заключается в увеличении жизнеспособности (под жизнеспособностью здесь понимается свойство приспосабливаться к изменяющемуся миру, при этом быть способным к росту и

развитию, и на каждом новом этапе производить продукцию как материальную, так и нематериальную, более высокого качества);

- смысл жизни - это сумма знаний, полученных каждым человеком о его собственной жизни. Видно, что жизненные ценности современного человека под воздействием Интернета практически не изменились, и что все они подпадают под определение Э. Фромма, в котором говорится, что смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Обобщая полученные ответы, можно сделать вывод, что смысл жизни заключается в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, и надо сказать, глобальная сеть Интернет создает для этого технологическую основу, объединяя интеллектуальные способности и духовные силы всего человечества.

Для того чтобы человек в условиях информатизации мог раскрыть свой творческий потенциал, он должен обладать некой «информационной культурой». Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. Нам же представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. Информационная культура - это лишь одна из граней общечеловеческой культуры или информационная компонента человеческой культуры в целом. При этом данное понятие включает очень многие составляющие:

- культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои информационные потребности, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);

- культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений;

- осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);

- умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, классификационного и кластерного анализа и т.д.);

- воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания;

- умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;

- умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, умение предоставлять информацию в понятном виде.

Человечество за все время своего существования выработало огромные духовные и материальные ценности в виде достижений наук, мировоззренческих взглядов, духовной и материальной культуры народов. Проблема использования всех знаний человечества в качестве информации является одной из ключевых в понимании сущности процесса производства и использования информационных ресурсов. Эта проблема не может быть решена без формирования информационной культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смолян Г.Л. Информационное общество // Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности. Вып. 1. - М., 1999.

2. Артамонова Н.О. Информация и наука. - http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/tom3/Doc4.HTML

INTERNET AND SEARCH THE MEANING OF LIFE

M.A. Semin

The question of the meaning of life search is considered from the point of view of society informatization and attention is given to the problem of information culture as well.

Сведения об авторе

Семин Максим Анатольевич, 1979 г.р., окончил МГТУ имени Н.Э. Баумана (2003), аспирант МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - философские аспекты информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.