Научная статья на тему 'Интернет как коммуникативный и социокультурный феномен'

Интернет как коммуникативный и социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
823
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макаров Юрий Николаевич, Попова Татьяна Владимировна, Скворцов Дмитрий Владиславович

Особенности функционирования общества начала XXI века создали условия для технико-технологических и социальных изменений, связанных с ростом социальной значимости Интернета. Уникальной характеристикой Интернета как социотехнической среды начала XXI в. стали возможности «копирования» характеристик физической реальности и последующий перенос их в среду электронно-компьютерной, виртуальной реальности. Новый тип реальности, созданной в опоре на интернет-коммуникацию, априори обладает рядом характеристик, значительно усложняющих или делающих практически невозможным социальный контроль над ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макаров Юрий Николаевич, Попова Татьяна Владимировна, Скворцов Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет как коммуникативный и социокультурный феномен»

УДК 316

Макаров Юрий Николаевич

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных

и естественнонаучных дисциплин

Ессентукского института управления, бизнеса и права,

председатель Октябрьского районного суда г. Ставрополя

2277321 @gmail .com

Попова Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления, научно-исследовательский центр Академии управления МВД России Milena.555@mail. ru Скворцов Дмитрий Владиславович

кандидат юридических наук, доцент, докторант,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт Milena.555@mail. ru Yury N. Makarov

candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of all-

humanitarian and natural-science disciplines

Yessentuki institute of management, business and right,

chairman of October district court of Stavropol

2277321@gmail.com

Tatyana V. Popova

Candidate of Law Sciences, associate professor,

head of department of a research of problems of branch management, research center of Departments of MIA Academy of Russia Milena.555@mail.ru Dmitry V. Skvortsov

Candidate of Law Sciences, associate professor, doctoral candidate, Nevinnomyssk state humanitarian and technical institute Milena.555@mail .ru

ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

THE INTERNET AS A COMMUNICATIVE AND SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

Аннотация: Особенности функционирования общества начала XXI века создали условия для технико-технологических и социальных изменений, связанных с ростом социальной значимости Интернета. Уникальной характеристикой Интернета как социотехнической среды начала XXI в. стали возможности «копирования» характеристик физической реальности и последующий перенос их в среду электронно-компьютерной, виртуальной реальности. Новый тип реальности, созданной в опоре на интернет-

коммуникацию, априори обладает рядом характеристик, значительно усложняющих или делающих практически невозможным социальный контроль над ней.

Ключевые слова: социализация, информация, социология, интернет, индивидуальность, молодежь.

Annotation: The peculiarities of the society in the early twenty-first century has created the conditions for technological and social change associated with increasing social significance of the Internet. Unique characteristics of the Internet as a socio-technical environment of the early twenty-first century was the possibility of "copying" the characteristics of physical reality and then moving them into their electronic computer, virtual reality. A new type of reality, created in support of Internet communication, a priori has a number of characteristics that significantly complicate or make it almost impossible to social control over it.

Key words: socialization, information, sociology, Internet, individuality,

youth.

Международная компьютерная сеть - это новое СМИ, общедоступное средство массовой коммуникации, площадка экономических и политических операций, место проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет развивается как саморегулирующаяся социальная система, при этом он выполняет функцию социализации, как информационный ресурс, в котором можно черпать знания о мире, и как социальная структура, взаимодействие в которой похоже на тренажер реальной жизни» [1].

Необходимо подчеркнуть, что во многих странах существуют серьёзные ограничения на функционирование сети, то есть на государственном уровне осуществляется запрет на доступ к отдельным сайтам (СМИ, аналитическим, порнографическим) или ко всей сети. Одним из примеров может служить реализованный в КНР проект «Золотой щит» -система фильтрации трафика на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации [2].

Поскольку Интернет сначала развивался стихийно, то только на этапе превращения его в глобальную сеть государства стали проявлять интерес к его функционированию. Пока возможности цензуры ограничены, так как ещё ни одно государство в мире не решилось полностью отключить внутренние сети от внешних. В то же время многие информационные ресурсы официально подвергают цензуре публикуемую ими информацию в зависимости от проводимой политики и собственных внутренних правил [3].

В аспекте перечисленных проблем социологический анализ Интернета дифференцируется на несколько направлений. Представляется необходимым охарактеризовать их более подробно в рамках данного диссертационного исследования.

Первое. Анализ последствий вхождения в жизнь общества Интернета, инновационной коммуникации, свойственной постиндустриальному, информационному обществу. В этой связи социологическая наука уделяет

внимание сравнительному анализу ситуации, имевшей место до момента появления Интернета и положению дел, зафиксированному после развития компьютерной интернет-коммуникации.

Второе. Анализ дисфункций Интернета, угрожающих негативными последствиями не только для виртуальной реальности, ее перспектив, но и «физическому» социуму в целом. В числе индикаторов дисфункциональности Интернета мы можем отметить:

- террористические и экстремистские угрозы, а также целенаправленная вербовка новых членов объединений, в первую очередь -подростков и молодежи, учитывая их лабильное сознание;

- активность криминалитета, организованной преступности;

- распространение непроверенных, недостоверных, провокационных сообщений (слухи, сплетни, дезинформация);

- целенаправленная манипуляция, программирование сознания и поведения интернет-аудитории со стороны агрессивных субъектов коммуникативного процесса;

- информационная перегрузка интернет-аудитории, информационная энтропия в целом (засилье рекламы, агитационных материалов агрессивного, навязчивого характера).

Третье. Анализ характеристик массовой аудитории глобальной сети. При этом необходимо уделять внимание определенным сегментам аудитории, охарактеризовать критерии ее дифференциации. Необходимо принимать во внимание тот факт, что аудитория информационных сайтов и социальных сетей, например, существенным образом различается, соответственно, меняются принципы и критерии ее сегментации.

Четвертое. Анализ структуры интернет-коммуникации. Глобальная сеть дифференцируется на два значительных сегмента: формальную и неформальную. Соответственно, принципы подачи информации, особенности аудитории. Характер влияния на социальные процессы существенно различаются и требуют дополнительного социологического анализа.

Отдельного внимания заслуживает Рунет (русскоязычный сегмент Интернета). Среди весьма значительного числа исследований по проблемам развития русского сектора Интернет практически нет работ, в которых это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества. В частности, нет пока каких-либо значимых и обширных исследований в этой области. Между тем ныне ощущается острая нужда в разработке этого информационно-социологического направления. В значительной степени нерешёнными остаются вопросы специфики проведения социологических исследований в условиях современной информационной среды в целом, а также анализа достоверности результатов подобных исследований.

Углубление социологического анализа процессов развития российского сектора Интернет позволит выработать научно обоснованные рекомендации

по развитию концепции и программы исследования Интернет, внести вклад в предотвращение опасных социальных последствий развития Интернет, в формирование и реализацию государственной политики развития глобальной компьютерной сети.

Таким образом, Интернет можно рассматривать как коммуникативный и социокультурный феномен XXI века. Его появление и бурное развитие в конце XX века существенно изменило ситуацию в обществе. Глобальная информационная компьютерная сеть стала неким симбиозом формальной и неформальной коммуникации, инновационным СМК планетарного масштаба. Все это позволяет рассуждать о хороших перспективах Интернета в ближайшем будущем. Глобальная сеть вполне может стать самым популярным СМК на нашей планете.

Интернет позволяет реализовывать насущную социальную потребность самоинформирования социума. Это особенно важно в современных условиях «информационного шума», коммуникативной перегрузки, когда различные социальные акторы, элитарные группы стремятся оказать пропагандистское, рекламное, манипулятивное, агитационное воздействие на многомиллионные аудитории. Проблема заключается в том, что люди, оказавшись «мишенью» агрессивного коммуникативного воздействия, давно приспособили к этому, адаптировались, научились «пропускать мимо ушей» не вызывающую доверия информацию. Однако люди хотят альтернативного, неангажированного медиа, в ситуации, когда традиционные СМИ испытывают влияние контролирующих их индивидов, групп, классов. Именно поэтому Интернет с каждым годом набирает популярность и в российском обществе, особенно - его неформальные, неофициальные, неангажированные ресурсы, к которым относятся блоги и социальные сети.

Литература:

1. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социс. - 2008. -№11. - С.101-107.

2. Нигматуллина Г.Ф. Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества: дис. ... канд. соц. наук. Тюмень, 2011.

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/189

Literature:

1. Silaeva V. L. the Internet as a social phenomenon // Sotsis. - 2008. - No. 11. -P. 101-107.

2. Nigmatullina G. F. Culture of Russian Internet communities in the conditions of information society formation: Diss. ... kand. soc. sciences'. Tyumen, 2011.

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.