Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казак Олег Геннадьевич, Цыбулькина Марина Андреевна

В статье представлены результаты исследования интернет-присутствия политических партий Республики Беларусь. Объектами исследования стали официальные сайты партий и их страницы в социальных сетях, социальные сети партийных лидеров и интернет-ресурсы региональных структур партий. По итогам анализа был составлен итоговый рейтинг активности политических партий Республики Беларусь в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A TOOL OF COMMUNICATION ACTIVITY OF THE PARTIES OF THE REPUBLIC

The paper is devoted to the analysis of career trajectories of the heads of district executive committees in the Republic of Belarus. The relevance of the issue lies in the fact that the quality of the “personnel corps”, its ability to solve the tasks under the conditions of the decision-making process largely a ects the e ciency of social programs implementation for the bene t of the society. A civil servant is a link between the institution of power and society and his activity is considered to be the organizational core of the political-administrative system.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования интернет-присутствия политических партий Республики Беларусь. Объектами исследования стали официальные сайты партий и их страницы в социальных сетях, социальные сети партийных лидеров и интернет-ресурсы региональных структур партий. По итогам анализа был составлен итоговый рейтинг активности политических партий Республики Беларусь в сети Интернет. Ключевые слова: политические партии, политическая коммуникация, интернет-представительство, официальные сайты, социальные сети.

Авторы

Марина Андреевна Цыбулькина

Студентка кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета (Минск, Беларусь)

Олег Геннадьевич Казак

Кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета (Минск, Беларусь)

Сеть Интернет оказывает влияние на все сферы жизни общества и становится инструментом, который используют для создания имиджа партии. С ростом численности пользователей растет уровень доверия к сети. Сайты партий и их страницы в социальных сетях посредством своей открытости и наличия обратной связи создают новое пространство для участия граждан в деятельности данных политических структур. Проблематика присутствия политических партий в сети Интернет становится актуальной темой политического анализа, ее важность обусловлена необходимостью поиска новых инструментов взаимодействия партий и электората.

Сегодня можно говорить об изменении структуры политической коммуникации (ее роль возрастает с развитием информационного общества [3. — С. 408]) и овключении в нее Интернета как одного из важнейших каналов. С развитием социальных сетей ускоряется общественная реакция на происходящие политические события. Социальные сети становятся частью жизни как обычных пользователей, так и политических акторов. Это обусловлено тем, что данные площадки способны быстро распространять свежие новости и собирать большую аудиторию.

Проследить, насколько политические партии овладели новыми техно-

логиями, можно путем сравнительного анализа официальных сайтов партий и их страниц в социальных сетях.

Базу исследования составили 15 партий, официально зарегистрированных Министерством юстиции Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2021 г. Исследование выполнено в два этапа. На первом этапе оценивались сайты партий и их социальные сети: «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Одноклассники» и Instagram (период: сентябрь 2020 г. — февраль 2021 г.). На втором этапе объектом анализа стали социальные сети партийных лидеров и интернет-ресурсы региональных структур партий (июль — октябрь 2021 г.). Для оценки интернет-активности партий использовались следующие показатели:

1) наличие персонального сайта;

2) страница в «Википедии»;

3) информационный фон (позитивный/негативный/нейтральный);

4) дизайн сайта;

5) обновление сайта за месяц (февраль 2021 г.);

6) количество публикаций на сайте (сентябрь 2020 г. — февраль 2021 г.);

7) тематика публикаций (сентябрь 2020 г. — февраль 2021 г.);

8) активность в социальных сетях.

Подробнее рассмотрим некоторые

аспекты проведенного исследования. По его результатам установлено, что официальные сайты имеют 12 партий из 15 зарегистрированных. Анализ сайтов показал, что почти половина существующих в стране партий себя никак не проявляет: три из них не имеют официального сайта (Белорусская аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия и Социал-демократическая партия народного согласия), еще три партии (Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия, Белорусская партия «Зеленые» (далее — БПЗ)) за исследуемый период не обновляли информацию. Эти партии либо ориентируются на тра-

диционные информационные технологии, либо не проявляют информационной активности. Лидеры политической коммуникации в Беларуси (исходя из анализа их официальных сайтов) — Коммунистическая партия Беларуси [2] (далее — КПБ), Белорусская партия левых «Справедливый мир» [1] и Белорусский народный фронт [9] (далее — БНФ). У этих партий наиболее качественные сайты и самый высокий рейтинг интернет-представительства.

Часто обновляемые сайты получают больше симпатий от случайных посетителей, поэтому вполне закономерно, что большое количество публикаций способствует увеличению аудитории. Скорость движения информации в сети Интернет требует, чтобы политические партии всегда находились в динамике. Лучшую динамику за сентябрь 2020 г. — февраль 2021 г. продемонстрировала КПБ: у нее 195 публикаций. Среднемесячное число публикаций — 32,5. Сайт КПБ по числу публикаций занял первое место. Уверенную вторую позицию занимает сайт партии БНФ — 111 публикаций. На третье место претендуют две партии: Консервативно-Христианская Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (далее — БСДП(Г)), у которых по 62 публикации за полгода, среднемесячное число публикаций — 10,33. Максимальное число публикаций пришлось на сентябрь — ноябрь 2020 г., что связано с президентскими выборами в Беларуси, и февраль 2021 г. — в связи со Всебело-русским народным собранием.

Известно, что с помощью разнообразного контента сайты охватывают разные группы пользователей и расширяют свою аудиторию. Для оценки тематики публикаций сайтов был использован метод контент-анализа (выделено пять основных тем: внутрипартийная жизнь, политические события 2020 г., экономика, социальная деятельность и жизнь регионов), который показал, что для всех парий характерно

максимальное число публикаций по двум темам: внутрипартийная жизнь и политические события 2020 г. В этой категории лидирует КПБ, на втором месте — партия БНФ. КПБ лидирует не только по числу публикаций, но и по разнообразию их тематики.

Аналогичный контент-анализ был проведен на материалах публикаций в самой популярной социальной сети каждой из партий. На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов. Во-первых, самыми активными политическими партиями по этому показателю являются КПБ, Либерально-демократическая партия (далее — ЛДП), Объединенная гражданская партия (далее — ОГП) и партия БНФ. Во-вторых, самыми популярными темами публикаций стали внутрипартийная жизнь и политические события 2020 г. В-третьих, из 15 партий шесть, то есть почти половина, не имеют страниц в социальных сетях, а активную медиадеятельность (имеют более 80 публикаций за полгода) ведут лишь четыре политические партии (БНФ, ОГП, ЛДП, КПБ).

Социальные сети партий были проанализированы по следующим показателям: количество подписчиков, регулярность обновления, среднее количество комментариев, лайков и репостов на последние 10 публикаций. Исходя из данных критериев, был составлен рейтинг активности партий в социальных сетях, который наравне с рейтингом официальных сайтов партий лег в основу обобщенного рейтинга интернет-представительства партий Республики Беларусь. Самые активные политические партии в социальных сетях — это БПЗ, ОГП, БНФ. Среди политических партий только партия БНФ имеет показатель интернет-присутствия как по рейтингу сайтов (второе место), так и по рейтингу активности в социальных сетях (третье место).

На втором этапе исследования (июль — октябрь 2021 г.) были более

детально проанализированы соцсети партий. Используя соцсети, политические партии могут максимально полно представить свою деятельность, а затраты при этом могут быть меньше, чем при использовании традиционных СМИ. Именно поэтому для политических партий является важным представительство в социальных сетях их партийных лидеров и известных членов партии.

Для исследования взяты социальные сети партийных лидеров и региональных структур 15 политических партий. Для каждого лидера партии и региональной структуры партии собирались ссылки на их страницы в социальных сетях. Страница считалась активной, если за период исследования на ней был хотя бы один пост. Учитывалось:

1) количество задействованных социальных сетей;

2) общее количество подписчиков;

3) количество публикаций;

4) среднее количество публикаций в день;

5) количество комментариев;

6) количество лайков.

Итоговый рейтинг — сумма баллов

по всем критериям по шкале от 0 до 10.

Одним из условий популярности партии является наличие харизматичного лидера. Его роль важна в условиях, когда партии сталкиваются с большим количеством проблем, и в момент значимых социально-политических событий. Социальные сети сегодня использует не только молодежь, но и более возрастная аудитория — потенциальные избиратели. Задача политика — привлечь к себе внимание электората не только в реальной жизни, но и в сети Интернет. Чем больше аккаунтов он использует, тем шире охват аудитории. Из всех каналов коммуникации с интернет-аудиторией Facebook— наиболее часто используемая белорусскими политиками сеть. Партийные лидеры для общения используют разное коли-

чество сетей. Первое место по данному показателю занимает лидер партии Белорусская социал-демократическая Грамада (далее БСДГ) С.В. Черечень — шесть социальных сетей, на втором месте лидер ЛДП О.С. Гайдукевич — пять социальных сетей.

Наиболее активный пользователь соцсетей — лидер ЛДП О.С. Гайдукевич. Политик использует пять каналов коммуникации, имеет большую аудиторию подписчиков и лидирует по количеству публикаций. Для него наиболее важный ресурс — Facebook [7]. В этой сети наилучшее сочетание количества публикаций, комментариев и лайков, контент обновляется быстро, в ленте свежие новости. Важны для него и другие интернет-ресурсы («ВКонтакте», Instagram, Одноклассники) — контент обновляется во всех социальных сетях. В Telegram [8] много подписчиков и публикаций, но нет обратной связи с подписчиками (комментарии отключены).

Лидер партии БСДГ С.В. Черечень использует шесть соцсетей, в «гонке за подписчиками» занимает второе место. Популярен политик и в Instagram [4]. В этой сети у него больше всего подписчиков, обратная связь с аудиторией налажена, но присутствует большой интервал в публикациях. Политик эффективно продвигает себя через «YouTube»

[5] на канале «Сергей Черечень», где ведет программу «Честный четверг», в которой высказывает личное мнение по политическим темам.

Лидер БПЗ Д.Л. Кучук увлечен публикациями в Facebook и продвигает себя через эту сеть, публикации появляются регулярно. В Instagram у него много подписчиков, но только одна публикация.

Весьма оригинально ведет свою страницу лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» С.И. Ка-лякин. Он использует сеть Facebook

[6], подписчиков нет, публикаций тоже (если не считать две публикации в октябре 2021 г.). Сеть Facebook выбрал и

лидер Н.Г. Козлов, на его странице нет активности.

Лидер партии в соцсетях должен быть активен, отвечать, по возможности, на комментарии, чтобы у подписчиков сложилось впечатление, что он на связи, частота публикаций должна быть равномерной (хотя бы одна публикация в сутки). Более активное обновление контента способствует продвижению страницы, что очень важно для любого политика. С этой задачей справляется лидер ЛДП О.С. Гайдукевич, среднее количество публикаций в день — 5,8. Лидеры партий проявляют разную активность в интернет-пространстве. Лидер КПБ уделяет мало внимания своей странице, последняя публикация — в 2019 г. Полумертвый профиль не повышает рейтинг партии. Лидер ЛДП, наоборот, проявляет большую активность. У него высокая частота обновления контента, посты включают ссылки, видео, фото — все это повышает рейтинг его партии.

Политическая сфера жизни общества играет большую роль в жизни людей. Политическая партия — это тот инструмент, который оказывает влияние на политику. Деятельность политических партий, с точки зрения их коммуникаций, включает в качестве важнейшего элемента получение запросов от гражданского общества [10. — С. 48]. Важно изучать развитие региональных структур партий, ведь через них партии могут работать со всеми слоями общества, что помогает им узнавать настроения своего электората и эффективно решать проблемы населения.

Политические партии Республики Беларусь представлены 1198 региональными структурами, которые делятся на областные, районные, городские и первичные организации. Для анализа представительства региональных структур политических партий в социальных сетях были исследованы все доступные аккаунты областных

структур. Анализировались число подписчиков и количество публикаций. Публикации — показатель активности страницы. Из 15 политических партий областные структуры в социальных сетях имеют только три партии: КПБ, ЛДП и БСДП(Г).

Областные комитеты КПБ — лидеры по этому показателю, аккаунты партии есть в трех областях — Брестской, Гомельской и Минской. Комитеты КПБ используют социальную сеть «ВКонтакте». Областные организации ЛДП в социальных сетях присутствуют в двух областях (Витебской и Гродненской), но публикаций мало, как и подписчиков. Областные организации БСДП(Г) используют три социальные сети ^асеЬоок, «Одноклассники», 1пБЬадгат), но присутствуют только в Брестской области. Эта партия — лидер по суммарному числу подписчиков (5754), контент во всех сетях дублируется, используется системный подход к ведению аккаунтов. Областные структуры партий Могилевской области не имеют аккаунтов в социальных сетях. Можно сделать вывод, что областные структуры политических партий не осознают необходимости присутствия в социальных сетях и не используют сеть Интернет для работы с избирателями.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что интернет-представительство — важная

составляющая успеха в политическом соперничестве, однако белорусские политические партии слабо интегрированы в данный канал политической коммуникации. Не все партии используют возможности интернет-ресурсов на полную мощность. По результатам двух этапов исследования был составлен обобщенный рейтинг интернет-активности политических партий Республики Беларусь. Первое место заняла Либерально-демократическая партия, второе — Коммунистическая партия Беларуси, третье — Белорусская социал-демократическая Грамада.

Эффективность работы партии определяется тем, насколько успешно партия проводит в жизнь свою политику в условиях развития средств коммуникации. По итогам проведенного исследования партиям рекомендуется: а) включить в структуру сайта ссылки, с которых можно перейти в социальные сети на страницу партийного лидера, страницу региональных структур партии; б) лидерам партий необходимо заняться развитием своих профилей в социальных сетях, сделать их узнаваемыми; в) обратить внимание на частоту публикаций в социальных сетях (минимум одна публикация в сутки); г) писать небольшие тексты, оставляя в тексте ссылки — это удобно для поиска информации.

Литература

1. Белорусская партия левых «Справедливый мир», 2020-2021. — URL: http://spravmir. org/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Коммунистическая партия Беларуси, 2020-2021. — URL: http://www.comparty.by/ (дата обращения: 17.12.2021).

3. Костиневич К.И. Политическая коммуникация и функция легитимации политической власти // Современные тенденции развития права, государства и интеграционных образований: материалы междунар. науч. конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 2-3 ноября 2018 г. / БГУ, юридический ф-т; редкол.: Т.А. Червякова (отв. ред.) [и др.]. — Минск, 2019. — С. 408-409.

4. Лидер партии Белорусская социал-демократическая Грамада. — Instagram, 20202021. — URL: https://www.instagram.com/svcherechen/ (дата обращения: 04.11.2021).

5. Лидер партии Белорусская социал-демократическая Грамада. — YouTube, 2020-2021. — URL: https://www.youtube.com/c/Cherechen (дата обращения: 04.11.2021).

6. Лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир». — Facebook, 2020-2021. — URL: https://www.Facebook.com/kaseiv.smir (дата обращения: 02.11.2021).

7. Лидер Либерально-демократической партии. — Facebook, 2020-2021. — URL: https:// www.Facebook.com/profile.'php?id=100007581375084 (дата обращения: 02.11.2021).

8. Лидер Либерально-демократической партии. — Telegram, 2020-2021. — URL: https://t. me/gajdukevichh (дата обращения: 04.11.2021).

9. Партия БНФ, 2020-2021. — URL: http://narodny.org/ (дата обращения: 13.03.2021).

10. Чижов Д.В. Интернет-коммуникации политических партий: типологические черты и инструменты // Информационное общество. — 2015. — № 4. — С. 46-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.