Секция
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
УДК 141.7
ИНТЕРНЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
А. В. Алексеев, Е. А. Алексеева Научный руководитель - А. Н. Городищева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы и различные аспекты влияния Интернета как информационной среды на все сферы общественной жизни, развитие современной информационной культуры, общественное сознание, общество в целом и отдельных его членов.
Ключевые слова: информационная среда, информационное пространство, информационная культура, метаинформационные средства.
INTERNET AS INFORMATION ENVIRONMENT OF MODERN SOCIETY
A. V. Alekseev, E. A. Alekseeva Scientific Supervisor - A. N. Gorodischeva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Questions and various aspects of influence of the Internet as an information medium for all areas of social life, the development of modern information culture, social consciousness, society in general and its individual members.
Keywords: Information environment, information space, information culture, meta information tools.
В XXI веке человек с раннего детства погружен в информационную среду, ведь он живет в эпоху бурного развития телевидения, Интернета, современных компьютерных технологий. Мы привыкли обращаться к информационным каналам не только для получения справочной, специальной или развлекательной информации, но и для вызова врача через онлайн-регистратуру, бронирования билетов, оплаты коммунальных услуг, налогов, штрафов посредством интернет-банкинга. Все большее значение приобретает для современного человека информационная культура, а информация давно стала одной из основных составляющих жизненной среды, также как Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни.
Согласно результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» доля активной аудитории - выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас в России составляет 57 % (66,5 млн чел.). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 9,2 %, а для суточной аудитории данный показатель равен 9,3 % [1]. Для сравнения результаты исследования двухлетней давности были следующими: доля активной аудитории - выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки составляла 48 % (56,3 млн чел.). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз за месяц, составил 7 %, а для суточной аудитории данный показатель равен 12 % [2]. Количество пользователей растет стремительными темпами. А Интернет как информационно-коммуникативная среда, в свою очередь, оказывает неоспоримое влияние на развитие современного общества [3].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Объектом данного исследования является влияние глобальной сети Интернет как самостоятельной и уникальной информационной среды на современное общество в целом и на отдельные его группы и членов.
В российской науке тема информационной среды впервые стала разрабатываться Ю. А. Шрей-дером в 70-х годах ХХ века. Он же предложил концепцию информационной среды, которая рассматривает ее не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников. Информационная среда дает человеку возможность получить необходимую информацию, а умение ее обработать и почерпнуть из информации знание необходимо вырабатывать и тренировать [4]. В качестве близких по значению в научных источниках встречаются такие понятия как «информационное поле», «информационное пространство», «информационная сфера».
В рамках исследования были выявлены аспекты влияния информационной среды на социальную и коммуникативную сферу. Специалисты самых разных областей: социологи, медики, психологи, педагоги отмечают тот факт, что, используя возможности глобальной сети Интернет, человек сегодня становится не только потребителем предлагаемой информации, но и принимает участие в создании новой, распространении и трансформации уже существующей информации, распределении информационных потоков. Таким образом, формирование информационной среды является процессом непрерывным, а ее возможности могут оказывать на пользователей положительное влияние -эстетическое, эмоциональное, информационное, ориентирующее.
Также в ходе исследования были выявлены негативные аспекты влияния информационной среды. В сети создаются ресурсы, пропагандирующие или рекламирующие запрещенные в России товары, течения и пр. Появились и новые виды преступлений, такие как хакерство или интернет-мошенничество. В связи с этим особую значимость для Интернета как для информационной среды имеет такое явление как аутентификация или проверка соответствия субъекта и того, за кого он хочет себя выдать, с помощью некой информации, имеющей уникальный код, в большинстве случаев речь идет об имени и пароле.
Стоит сказать и о том, что составляющая информационной среды - информационный фонд сегодня максимально разнообразен как по содержательным, так и по функциональным признакам. Интернет предлагает пользователям широкий выбор метаинформационных средств, который не может предоставить никакое другое информационное поле. Многогранность и многоуровневость информационной сферы позволяют сегодня пользователю при наличии необходимого набора знаний и умений найти нужные именно ему сведения, расширить кругозор или купить выбранный товар в интернет-магазине.
Таким образом, можно сделать вывод о неоспоримом влиянии Интернета как информационной среды на все сферы общественной жизни, развитие современной информационной культуры, общественное сознание, общество в целом и отдельных его членов.
Библиографические ссылки
1. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2015-2016 гг. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» : офиц. сайт. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12610 (дата обращения: 22.04.2016).
2. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2013-2014 гг. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» : офиц. сайт. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11417 (дата обращения: 22.04.2016).
3. Извекова М. Н. Влияние информационно-коммуникативной среды на становление молодежи как социальной группы в структуре общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 1.С. 138-143.
4. Наливалкин А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. 2012. № 1(4). С. 101-103.
© Алексеев А. В., Алексеева Е. А., 2016