Научная статья на тему 'Интернет как форма проявления гражданского общества'

Интернет как форма проявления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
471
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
STATE / CIVIL SOCIETY / INTERNET / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Краснова Ольга Николаевна, Зорина Наталья Михайловна, Киреенкова Зоя Александровна, Кортунов Вадим Вадимович

Попытка разрешить (или хотя бы просто рассмотреть) проблему гражданской активности рано или поздно с необходимостью приводит к вопросу о гражданском обществе. Между ними связь не только этимологическая, но и сущностная. Структура гражданского общества столь сложна, что это делает порой невозможным предсказать результаты деятельности определенных общественных сил. Наличие различных социальных движений является свидетельством существования развитого гражданского общества. Для доказательства этой идеи необходимо рассмотреть проблему гражданского общества в историческом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a form of manifestation of civil society

An attempt to solve (or at least simply to consider) the problem of civil activity eventually leads to the question of civil society. Between them, the relationship is not only etymological, but also essential. The structure of civil society is so complex that it is sometimes impossible to predict the results of certain social forces. The existence of various social movements is evidence of the existence of a developed civil society. To prove this idea, it is necessary to consider the problem of civil society in the historical process.

Текст научной работы на тему «Интернет как форма проявления гражданского общества»

Internet as a form of manifestation of civil society

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE & CIVILIZATION

УДК 32.019.52

РО!: 10.24411/2413-693Х-2019-10213

Интернет как форма проявления гражданского общества

КРАСНОВА Ольга Николаевна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; кандидат политических наук, доцент, olgargutis@rambler.ru

ЗОРИНА Наталья Михайловна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; кандидат педагогических наук, доцент, nmz56@yandex.ru

КИРЕЕНКОВА Зоя Александровна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; старший преподаватель, z.kireenkova@mail.ru

КОРТУНОВ Вадим Вадимович

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация; доктор философских наук, профессор, директор Центра гуманитарных исследований, kortunov@bk.ru

Аннотация. Попытка разрешить (или хотя бы просто рассмотреть) проблему гражданской активности рано или поздно с необходимостью приводит к вопросу о гражданском обществе. Между ними связь не только этимологическая, но и сущностная. Структура гражданского общества столь сложна, что это делает порой невозможным предсказать результаты деятельности определенных общественных сил. Наличие различных социальных движений является свидетельством существования развитого гражданского общества. Для доказательства этой идеи необходимо рассмотреть проблему гражданского общества в историческом процессе.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, интернет

Для цитирования: Краснова О.Н., Зорина Н.М., Киреенкова З.А., Кортунов В.В. Интернет как форма проявления гражданского общества // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 92-98. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10213.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2019.

Статья принята к публикации: 14.06.2019.

Internet as a form of manifestation of civil society

Ol'ga N. KRASNOVA

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Political Science), Associate prof., olgargutis@rambler.ru

Natal'ya M. ZORINA

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Pedagogic), Associate prof., nmz56@yandex.ru

2019 Vol. 13 Iss. 2 SERVICE pius

SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru

Интернет как форма проявления гражданского общества

Zoya A. KIREENKOVA

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Senior Lecturer, z.kireenkova@mail.ru

Vadim V. KORTUNOV

Russian State University for Tourism and Service, Moscow, Russian Federation; Dr. Sc. (Philosophy), Prof., kortunov@bk.ru

Abstract. An attempt to solve (or at least simply to consider) the problem of civil activity eventually leads to the question of civil society. Between them, the relationship is not only etymological, but also essential. The structure of civil society is so complex that it is sometimes impossible to predict the results of certain social forces. The existence of various social movements is evidence of the existence of a developed civil society. To prove this idea, it is necessary to consider the problem of civil society in the historical process.

Keywords: state, civil society, Internet

For citation: Krasnova, O. N., Zorina, N. M., Kireenkova, Z. A., & Kortunov, V. V. (2019). Internet as a form of manifestation of civil society. Servis plus, 13(2), 92-98. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10213. (In Russ.).

Submitted: 2019/05/14.

Accepted: 2019/06/14.

Эта проблематика появилась уже в Древней Греции и античном Риме в политико-юридической мысли того времени. Платон в своем «Государстве» обосновал мысль о том, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей требует разделения труда между членами политически организованного общества. Основным принципом строения государства в его проекте является разделение труда - Платон делит население на три сословия - правителей-философов, стражей-воинов, производителей-ремесленников и землевладельцев. Выделяя классы, занятые трудом, Платон отделяет сферу труда, которая позднее стала обозначаться как «гражданское общество» в отличие от «политического общества».

Согласно воззрениям стоиков периода эллинизма, государство является естественным объединением людей, что ведет к повышению роли свободного индивида в общественной жизни государственных законов и установлений, соответствующих общему естественному праву. Это положение было развито в теорию государства как публично-правовой общности и заложило основы римского права. Положение об особых правах в Древнем Риме было довольно развито. Ими мог обладать только гражданин. Это был обязательно свободный человек (не раб), подданный Римской империи, а не иноземец, житель Италийского полуострова, а не колоний. Участие в народных собраниях, в политике входило в обязанности гражданина.

По Цицерону, государство является правовым не в силу соблюдения им своих законов, а потому, что оно по сути своей - естественное право народа, согласованное и упорядоченное. Поэтому граждане одинаково равны перед законом. Цицерон впервые выделяет гражданское общество в области человеческой жизнедеятельности. Оно основано на праве, имущественном неравенстве его членов и наличии определенных властных функций, независимых от государства.

Дальнейшее развитие идеи гражданского общества получили в ХYII-ХYШ веках. В начале Нового времени представители третьего сословия стали стремиться к тому, чтобы играть большую роль в политическом плане (подобно той, что они играли в плане экономическом). Слово «гражданин», известное с античности, обретает новый смысл, и становится символом осознания человеком своих прав, свобод, интересов и соотнесения их с интересами общества и государства. Эго нашло свое выражение в теории общественного договора и естественных прав человека.

Например, Дж. Локк и Т. Гоббс полагали, что любая абсолютизация власти приводит к отрицанию гражданского общества. «...Абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, далека от того, чтобы быть видом гражданского общества, она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью».

Локк ставит общество выше государства, так

СЕРВИС peus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Internet as a form of manifestation of civil society

как оно существует «по природе». В отличие от правительства, которое может быть отстранено или уничтожено, общество всегда сохраняется со своими естественными законами и правами. Народ является высшим сувереном в обществе и поэтому государство не может полностью встать над обществом, поглотить его, хотя и берет на себя суверенитет общества. По Локку, предназначение государства состоит в защите общественных интересов в целом, а не узурпации власти какой-нибудь группой [1, С.365].

Одним из первых идеологов демократии Х V!!! века был Ж.-Ж. Руссо, который считал принцип народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве сердцевиной демократии. Реализация этого принципа - участие всех и каждого в управлении общими делами - есть залог существования свободного и независимого народа, общности свободных и равных граждан. В «Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства» Руссо сформулировал критерии развития человека, общества и власти: движение к гражданственности, естественности (разумности), цивилизованности, что и означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти.

Вывод о том, что свобода каждого может сочетаться со свободой других только при наличии гражданского общества, которое функционирует на правовой основе, делает И.Кант. Он выдвинул такие принципы функционирования гражданского общества: а) свобода каждого члена общества как человека; б) равенство его с любым другим как поданного; в) самостоятельность каждого члена общества как гражданина [2].

Заметным явлением в развитии теории гражданского общества стала работа немецкого просветителя ХV!!! века В.фон Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства». В ней Гумбольдт, уделяя главное внимание соотношению человека, личности с государством, приходит к выводу, что государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека.

По мнению крупнейшего идеолога американской буржуазной революции Т. Пейна, государство -это, скорее, зло, а не благо для общества, но так как без обуздания человеческих страстей, а также без общественного управления не обойтись, то это - необходимое зло. Пейн был сторонником ограничения государственной власти в пользу гражданского общества, которое понимается им как совокупность

свободных индивидов, каждому из которых присуще пристрастие к обществу. Будучи сторонником теории договорного происхождения государства и естественных прав человека, Пейн считает законным только то государство, которое образовано на законе, конституционно оформлено, имеет прочную законодательную основу. Нарушение воли граждан в отношении общественного договора он рассматривает как деспотизм. Пейн отводит гражданскому обществу ведущую роль и противопоставляет его государству.

Разделение между гражданским обществом и государством стало аксиомой для XIX века. Большинство ученых считало, что создание настоящего демократического общества невозможно без такого разделения. Существовала и другая точка зрения: гражданскому обществу нельзя предоставлять слишком большую свободу, потому что это является источником опасных социальных конфликтов и поэтому не надо снижать значение государственного контроля.

Этой точки зрения придерживался Гегель, который разделял представление о государстве и гражданском обществе, как о поле битвы частных интересов. Индивиды, по Гегелю, не могут существовать вне взаимной связи, вне гражданского общества. Эта связь является всеобщей лишь формально, и в этом - один из принципов гражданского общества, непременным условием развития которого является свобода частной собственности. Вне свободы частной собственности свобода личности невозможна. Индивид должен выполнять по отношению к гражданскому обществу определенные обязанности, а общество должно защищать права индивида - то есть индивид, как член гражданского общества, имеет на него (это гражданское общество) определенные права. Анализируя историю европейской общественно-политической мысли, Гегель приходит к выводу, что гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации общественной жизни, диалектического движения от семьи к государству. В результате этого движения образуется социум, который включает в себя экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Под гражданским обществом Гегель понимает относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Составные части гражданского общества часто бывают неустойчивыми, что может грозить социальными конфликтами. Гегель считал, что чрезмерное развитие

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Интернет как форма проявления гражданского общества

одних составных частей гражданского общества чревато тем, что другие его части будут подавлены; и только под эгидой государства может быть достигнут необходимый баланс составных частей гражданского общества.

По Гегелю, признающему примат государства над гражданским обществом, государство выступает своеобразным гарантом свободы гражданского общества, так как является более организованной структурой, целостностью по сравнению с последним. Необходимо помнить, что для Гегеля государство олицетворяло идею божественности и нравственного начала: «При мысли о государстве нужно иметь в виду не особенности государства, особенности учреждения, а, скорее, идею самое по себе, этого действительного Бога» [3, С.365]. Так как государство - объективный дух, то сам индивид может быть объективным, истинным и нравственным лишь постольку, поскольку он является членом государства. Таким образом, гражданское, по Гегелю, представляет частный интерес, а обладающее властью государство - всеобщий [3, С. 269].

Особая проблема, которая вызвала длительную полемику (от Гоббса до Гегеля и Маркса) - отношение гражданского общества и гражданского государства («политическое государство» по выражению Гегеля), вернее той части общества, которая профессионально занимается политикой и образует кадры власти.

Естественно, марксизм также уделял проблеме гражданского общества серьезное внимание. Маркс рассматривал гражданское общество как исторический феномен, как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. Государство и гражданское общество составляют исторически детерминированное образование. Маркс пришел к осознанию того, что при исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Государство является продуктом функционирования семьи и гражданского общества, представляет собой политическое установление, форму, организующую гражданское общество, общество частных материальных интересов (то есть гражданское общество относится к материальной сфере, а государство - к надстройке). «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается

юридическая и правовая надстройка» [4, С.6-7].

Придавая большое значение экономическим структурам гражданского общества, Маркс не уделил внимание многочисленным ассоциациям, средствам массовой информации и некоторым другим вещам. Призывая к преобразованию в экономической основе гражданского общества (частной собственности), Маркс был убежден, что гражданскому обществу, основанному на общественной собственности на средства производства, будет соответствовать новое политическое государство, которое будет выражать действительно всеобщий интерес, не противоречащий интересам отдельных людей.

В отличие от Маркса, А.Грамши обратил первостепенное внимание на рассмотрение надстроечных явлений гражданского общества. Анализируя современное ему общество, он выделяет три составные его части (по его терминологии - «общества»): экономическое, политическое и гражданское.

«Политическое» - это совокупность частей надстройки, которые осуществляют функции принуждения и господства (военного, политического, правового). «Политическое общество», которого, однако, в чистом виде не существует, переплетается с «гражданским обществом» - совокупностью органов в государстве, которые позволяют буржуазии осуществлять руководство подчиненными классами (идеологическая надстройка общества). Грамши располагает гражданское общество между экономическим и политическим обществом. Функции государства должны будут измениться в результате реализации исторической гегемонии гражданского общества. В таком государстве будет преобладать «этический» компонент, а главными функциями будут воспитательная и нравственная [5].

На два противоположных полюса, по Лукачу, разделяется общественная жизнь: на одном - объективно общественная тотальность, а на другом - неисчислимое множество индивидуальных жизненных процессов.

Отечественные мыслители XIX века - А.С. Алексеев, В.М. Гессен, В. А. Гольцев, Б.А. Кистяков-ский, Н.М. Коркунов, С. А. Котляревский, Н.И. Лазаревский, С.А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Б.Н.Чичерин и многие другие внесли значимую лепту в изучение проблем государственности и самоорганизующегося гражданского общества. Они исследовали проблемы взаимоотношения человека и власти; занимались выяснением сущности институтов государственной власти, политики и нравственности.

Русские ученые были, как правило, представителями естественной школы права и в конце XIX-

СЕРВИС рЕнз

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Internet as a form of manifestation of civil society

начале XX века заложили основы русского конституционализма. Идеи конституционного (правового) государства были особенно популярны в университетской среде. Наши соотечественники «во главу угла ставили проблему свободы и прав человека» и занимались такой проблемой - какие философские, правовые законы действительно отвечают насущным нуждам людей (то есть являются общечеловеческими), а какие связаны с перенапряжением репрессивных институтов»31.

К самому государству они относились с большим уважением, считая его результатом многовековой истории, традиций и нравов. Тем не менее, согласно воззрениям русских мыслителей, внутренний мир человека, его идеи, устремления, привычки, обычаи должны пониматься и признаваться государством как социальные, политические и гражданские права, которые не отчуждаются ни при каких условиях. И этот внутренний мир человека недосягаем для притязаний любого государства, поэтому правовое государство подзаконно и ограничено в своей власти. Строго говоря, русских мыслителей волновал вопрос - как сделать политику и право нравственными.

В последнее время интерес к гражданскому обществу значительно возрос. Это связано с демократическими изменениями мирового сообщества. Самые распространенные - следующие точки зрения: гражданское общество - это защитная структура индивида от государства. Идеал - максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества. Такой точки зрения придерживаются либеральные демократы. Вторая точка зрения: гражданское общество - сердцевина всей общественной и политической жизни. Общество может быть демократическим, если у него будет возможность формировать структуры власти, которые и определяют контуры гражданского общества. Этой точки зрения придерживаются социал-демократы, которые стремятся к созданию системы общественного равновесия. Они признают определенное вмешательство в жизнь гражданского общества для того, чтобы предотвратить экспансионизм какой-либо части его. Среди современных отечественных ученых можно выделить такие имена как Гаджиев К.С., Галкин А. А., Красин Ю.А., Перегудов С., Салмин А.М. и др.

Свидетельством наличия совместных научных поисков дальнейшего пути человеческого развития и места гражданского общества в этом процессе можно назвать доклад американского политолога И. Шапиро на конференции в Москве в 1992 году. Основная

мысль этого доклада сводится к тому, что демократия не является единственным или высшим благом государства. Она наиболее эффективна тогда, когда «структурирует человеческую деятельность, не определяя этим ее протекания».

Четкой определенности в определении гражданского общества пока не существует, бесспорным является включение в его содержание всей совокупности общественных отношений вне рамок политической структуры государства, на которую гражданское общество оказывает серьезное влияние.

Итак, можно отметить возросший интерес отечественных и зарубежных политологов к проблеме гражданского общества, которое сосуществует с государством, не являясь таковым, и обладает рядом характеристик, по поводу которых существуют различные мнения, но несомненным является одно - существуют «государство» и «общество», и это «общество» больше соответствует идеалам населения страны. Гражданское общество - продукт исторического развития человечества, связанный с возникновением государства, в котором появляется третий класс и усиливается правовой аспект.

Непременным условием возникновения гражданского общества является возможность у граждан государства обретения экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество всегда существует в диалектическом единстве с государством. Категория гражданского общества отображает состояние гражданского сознания значительных отрядов общества, стремление к независимости от строго институциализированных и бюрократических форм надстройки. Гражданское общество является гарантом того, что личная жизнь гражданина застрахована от угрозы любого публичного вмешательства. Законодательное оформление этого права является свидетельством существования гражданского общества.

Структура гражданского общества очень сложна. Она включает в себя целый ряд параметров, в том числе различные общественные силы. Развитие их может быть зачастую непредсказуемым, особенно если эти силы немногочисленны, но сосредоточены в важных «точках» общественной жизни, или если они охватывают большие пласты населения страны. Также эта ситуация может быть осложнена тем, что зачастую эти силы представляются несущими в себе передовую идею или представлены перспективными с исторической точки зрения движениями.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Интернет как форма проявления гражданского общества

Суть гражданского общества - это общественные и политические организации, сопротивляющиеся нажиму государства. Социологи отмечают, что уровень развития гражданского общества можно охарактеризовать следующими показателями: «политическое и идеологическое разнообразие различных политических партий», «свобода слова - возможность без ограничений выражать свое мнение», «возможность свободного приобретения имущества и собственности гражданами», «открытость и доступность информации о положении дел в стране», «демократия, свобода выбора», «правовое государство - в стране господствует закон, перед которым все равны, и который защищает Ваши права, свободу и безопасность» и др. [6].

Одним из признаков гражданского общества является возможность свободно высказывать свое мнение. Основной площадкой для этого является Интернет. По данным ВЦИОМ 60% россиян сейчас активно пользуются Интернетом [7]. На сегодняшний день Интернет и социальные сети являются механизмом для эффективного использования гражданского активности, мобилизации гражданских активистов и движений в целом. Активность в Интернете характеризуется анонимностью, разнородностью и динамизмом, обладает лучшей масштабностью и адаптивностью.

Способ проявления гражданской активности в Интернете наиболее оперативен, так как свою точку зрения можно сразу распространить на многомиллионную аудиторию, не согласовывая свои действия с властью. Да и власть стала придавать важное значение информации, получаемой из Интернета, особенно той ее части, которая посвящена актуальным и волнующим граждан темам, требует реагирования.

Одной из самых популярных форм проявления гражданской активности в Интернете является сбор подписей. Электронные подписи не имеют юридической силы, но, несмотря на это, привлекают внимание широкой общественности. Одним из наиболее популярных сайтов, где каждый пользователь может создать петицию, является www.petitions24.com. Петиции, опубликованные на этом сайте, часто упоминаются в масс медиа. Подавляющее большинство акций по сбору подписей имело своей целью привлечь внимание к определенной проблеме.

В XX веке Интернет-технологии играют ключевую роль в политическом процессе.

Пользователи Рунета неоднократно проявляли свою активную гражданскую позицию. Одним из самых

нашумевших проектов является некоммерческая организация «СтопХам» [http://www.stophamspb.com], целью которой является борьба против хамства и нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. Годом основания проекта считается 2010, но широкую известность проект приобрел в 2012 году после инцидента у ТЦ «Европейский» с участием Мадины Мингаевой, супруги заместителя полпреда Чечни при президенте РФ Тамерлана Мингаева. «Видеозапись конфликта, вызвавшего широкий резонанс, появилась в интернете 1 мая. На записи видно, как члены движения «СтопХам» подошли к Мингаевой возле торгового центра «Европейский». Они указали, что женщина неправильно припарковала машину, и пригрозили наклеить на лобовое стекло наклейку «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». Увидев, что ее снимают на камеру, Мингаева пригрозила физической расправой членам движения и их семьям» [http://lenta.ru/news/2012/05/05/stop1/]. Несмотря на это, ролик был опубликован в Интернете, и собрал более 7 млн. просмотров на YouTube [https://www.youtube.com]. В 2013 и 2014 году «СтопХам» получил 4 и 6 млн. рублей президентских грантов.

Глобальная сеть уже стала местом различных, в том числе и общественно-политических дискуссий, пространством выражения взглядов представителей различных социальных групп, что позволяет преодолеть иерархизм общественных структур.

Большинство неформальных социальных групп в наше время выражают себя посредством интернет-технологий. Именно в открытом интернет - пространстве проявляется существование гражданского общества. В основе Интернета лежит главный его принцип -открытость. В любой момент любой человек может стать свидетелем событий в любой точке земли, знать мнение людей по всему миру. Подобного инструмента гражданское общество еще не знало, и именно в нем заключается его будущее.

Интернет-пространство обеспечивает полноту свободы слова, повышает гражданскую активность в целом. Интернет доступен пока не всем, но среди экономически активного городского населения компьютерная неграмотность отсутствует. Интернет обеспечивает необходимые условия формирования гражданского общества, поскольку оно не может существовать без свободного обмена информацией, доступа каждого гражданина к различным ее источникам.

СЕРВИС рЕнз

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Internet as a form of manifestation of civil society

Литература

1. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч.в трех томах. М., 1988.

2. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане Соч. В 6 томах., 1966. Т.З.

3. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.-. 524 с

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-е, Т. 13.

5. Грамши А. Избранные произведения. М., 1959, Т. 3.

6. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социс. 2008, № 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Электронный ресурс [http://www.dailysmi.net/news/192782/], дата доступа - 24.05.2019.

8. Шамшурин В.И. Эпистемология либерального консерватизма. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологических наук. М. 1995.

References

1. Locke J., Two Treatises of Government. Three volumes. Moscow, 1988. (In Russ.)

2. Kant I., Idea of a Universal History on a Cosmo-Political Plan. Vol. 3, 1966. (In Russ.)

3. Hegel G., Elements of the Philosophy of Right. Moscow: Mysl, 1990, 524 p. (In Russ.)

4. Marx K., Engels F., Works. 2nd ed., vol. 13. (In Russ.)

5. Gramsci A., Selected works. Vol. 3. Moscow: 1959. (In Russ.)

6. Shushpanova I. S., Civil society in the sociological dimension. Sotsis, no. 11, 2008. (In Russ.)

7. [Electronic resource] (In Russ.) Available at: http://www.dailysmi.net/news/192782/] (Accessed on May 24, 2019).

8. Shamshurin V. I., Epistemology of liberal conservatism. The doctor of sociology's thesis. Moscow: 1995. (In Russ.)

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.