Научная статья на тему 'Интернет как двигатель розничной торговли'

Интернет как двигатель розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ИН ТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МАРКЕТИНГ / RETAIL / INTERNET SERVICES / DECISION SUPPORT SYSTEMS / INTERNET TECHNOLOGIES / INTERNET COMMERCE / COMPETITION / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гнатченко Д. О.

Рассматривая основные тенденции рынка, автор делает вывод о том, что российские пред приятия розничной торговли не уделяют должного внимания использованию инновационных технологий для сохранения и упрочения позиций в условиях повышенной конкуренции. В статье описаны наиболее перспек тивные, по мнению автора, направления использования интернет-технологий в сфере торговли: удаленное обслуживание, маркетинг (анализ) и системы поддержки принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author concludes that the Russian retail is at an early stage of development in this regard is not given due attention to the application of innovative technologies for the preservation and strengthening of positions in high competition in the market. Dismantled the optimal direction of application of Internet technologies in the field of trade, namely, remote maintenance, marketing (analysis) and systems support management decisions

Текст научной работы на тему «Интернет как двигатель розничной торговли»

УДК 339.137.22 + 658.86/.87

интернет как двигатель розничной торговли

Аннотация. Рассматривая основные тенденции рынка, автор делает вывод о том, что российские предприятия розничной торговли не уделяют должного внимания использованию инновационных технологий для сохранения и упрочения позиций в условиях повышенной конкуренции. В статье описаны наиболее перспективные, по мнению автора, направления использования интернет-технологий в сфере торговли: удаленное обслуживание, маркетинг (анализ) и системы поддержки принятия управленческих решений.

Ключевые слова: розничная торговля; интернет-сервисы; системы поддержки принятия решений; интернет-технологии; интернет-торговля; конкуренция; маркетинг.

Abstract. The author concludes that the Russian retail is at an early stage of development in this regard is not given due attention to the application of innovative technologies for the preservation and strengthening of positions in high competition in the market Dismantled the optimal direction of application of Internet technologies in the field of trade, namely, remote maintenance, marketing (analysis) and systems support management decisions.

Keywords: retail; internet services; decision support systems; Internet technologies; Internet commerce; competition; marketing.

Гнатченко Д.О.,

студент магистратуры Финансового университета Н gnatchenko@yandex.ru

Розничная торговля - один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики России.Торговый бизнес как часть системы распределения экономических благ, являясь важной ее составляющей, отражает основные противоречия и проблемы национальной экономики. Современный розничный рынок характеризуется принципиальными изменениями условий хозяйствования, вызванными трансформацией экономической среды, развитием определенных процессов в глобальной экономике, формированием информационного общества, интеграцией экономик суверенных государств.

С каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли, доля которых за последние 12 лет в общем обороте розничной торговли сокращалась в среднем на 7% в год, в то время как новые форматы продажи росли в среднем на 30% ежегодно [1].

По данным Росстата, на май 2012 г. розничные торговые сети формируют в среднем по стране 19,3% общего объема оборота розничной торговли, при этом на долю трех крупнейших игроков приходится немногим более 10% рынка, что существенно ниже аналогичных показателей стран Восточной и Западной Европы [2]. Низкая конкурентоспособность обусловливается отсутствием комплексной государственной концепции инновационного развития и, как следствие, отсутствием четкой стратегии инновационного развития в отечественных торговых компаниях.

Между тем розничная торговля открыта для инноваций и очень восприимчива к ним. Уже сегодня крупные предприятия розничной торговли проявляют повышенный интерес к инновационным решениям и активно изучают возможность их внедрения, поскольку началась фаза активной конкурентной борьбы за долю рынка с сильными зарубежными соперниками. Чтобы понять, насколько серьезной будет борьба, достаточно вспомнить

с каждым годом доля розничных магазинов современных форматов увеличивается, вытесняя такие каналы продаж, как рынки и магазины с прилавочной формой торговли

Научный руководитель: Лобанова Н.М., кандидат экономических наук, доцент.

180

160

140

120

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

......Суточная аудитория = : = Недельная аудитория----------Месячная аудитория

Рис. 1. Численность интернет-пользователей в возрасте от 18 лет (млн человек) [5]

Рис. 2. Сферы применения интернет-сервисов в розничной торговле

некоторые общеизвестные торговые марки: Metro AG (Metro Cash&Carry, Real, Mediamarkt/Saturn), OBI, Auchan, IKEA...

В этой ситуации наиболее перспективным для отечественной розницы направлением является

создание интернет-сервисов, поскольку глобальная сеть уже сегодня предлагает множество инновационных решений и инструментов, применимых в сфере розничной торговли [3]. Интернет-технологии сегодня - это совокупность коммуникацион-

Таблица

Готовность предоставить информацию [7]

Категория информации Готовы поделиться, %

Пол, семейное положение 81-93

Предпочтения в выборе ТВ-программ, фильмов, видеоигр; конфигурация ПК 53-65

Информация об онлайн-покупках; имя; семейный доход; дата рождения; е-та^ 41-50

Текущее географическое положение; опыт работы 30

История просмотра веб-страниц; номер телефона; СМС-детализация; медицинская (финансовая) информация 11-17

Телефонная и адресная книга; пароль от социальных сетей; история звонков по мобильному телефону 4-7

ных, информационных и иных технологий и сервисов. Интернет-технологии, так же как промышленные или финансовые технологии, определяют средства и форму, в которых и с помощью которых происходит достижение поставленных целей [4]. Эффективность применения интернет-технологий для торговых предприятий объясняется большим охватом и доступностью глобальной сети.

На рис.1 показана динамика изменения охвата интернет-аудитории в возрасте от 18 лет за последние 9 лет.

Учитывая некоторые особенности интернет-платформ, следует выделить три перспективных направления использования интернет-технологий в сфере розничной торговли: удаленное обслуживание, маркетинг (анализ) и системы поддержки принятия управленческих решений (рис. 2) [4, с. 61].

Автоматизация,удаленное обслуживание. Наиболее популярная и самая динамично развивающаяся сфера розничной торговли. Основным преимуществом является бурный рост и масштабный охват аудитории. Рынок электронной торговли в России стабильно растет на 25-30% в год. Например, по итогам 2013 г. объем доходов в российском сегменте Интернета составил 1 трлн руб., что соответствует 1,7% ВВП - на треть больше, чем год назад [6]. К 2015 г. эксперты прогнозируют рост этого показателя до 4,5%. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, российский рынок онлайн-торговли станет одним из самых быстрорастущих в мире в 20132015 гг.

Ситуация в России пока еще существенно отличается от мировой, где все основные ритейлеры (Walmart, Sears, J. C. Penney и т.д.) уже давно торгуют через Интернет и входят в топы рейтингов крупнейших компаний по обороту онлайн-

торговли. Можно предположить, что российский организованный ритейл (супер- и гипермаркеты) еще довольно молод по сравнению с мировыми лидерами, поэтому отечественные компании предпочитают сосредоточиться на основном бизнесе и пока не уделяют должного внимания развитию интернет-продаж. С другой стороны, потребители постепенно «взрослеют», набираются опыта и привыкают к мысли о возможности заказа продуктов через «всемирную паутину». В Москве благодаря флагману продуктового онлайн-ритейла - «Утконосу» заказ продуктов (и уже не только продуктов) онлайн давно не кажется экзотикой.

Более инновационным и в то же время ресурсоемким направлением является использование маркетинговых технологий и технологий анализа. Вышеназванные технологии эксплуатируют основные свойства Интернета - скорость распространения информации и ее доступность. В Интернете, как выясняется, люди сами охотно готовы делиться важной для ритейлеров информацией, пригодной для анализа, и делают это намного чаще, чем в «офлайн» жизни (таблица).

На настоящий момент уже существуют примеры использования этой информации. Так, готовность сообщить свое географическое положение позволяет ритейлерам «найти» потребителя, пока он проходит мимо магазина или находится внутри него,

В Москве благодаря флагману продуктового онлайн-ритейла -«Утконосу» заказ продуктов (и уже не только продуктов) онлайн давно не кажется экзотикой

а затем отправить предназначенное специально для него сообщение.

Информация о покупках, которой готовы делиться около 50% населения, например, позволяет не только эффективно прогнозировать спрос и анализировать предпочтения, но и строить рекомендательные и сравнивающие сервисы. В 2011 г. британская розничная сеть Sainsbury's проводила тестирование технологии, позволяющей на кассе подсчитать сумму корзины приобретаемых товаров, а затем сравнить полученную стоимость со стоимостью покупки аналогичной корзины товаров у конкурентов, при этом разница возвращалась в виде купона на последующую покупку. Это позволило удержать клиента в результате лучшего предложения по цене и увеличить лояльность к торговой марке благодаря участию в стимулирующей акции [8].

Системы поддержки принятия управленческих решений (СППР) - наиболее сложные, комплексные системы, отчасти сочетающие в себе функции предыдущих двух сфер применения интернет-технологий. Традиционно выделяют следующие функции СППР [9]:

• анализ обстановки (ситуации);

• генерация возможных управленческих решений и оценка сценариев;

• моделирование принимаемых решений и анализ возможных последствий;

• сбор данных о результатах реализации принятых решений.

Сейчас в интернет-среде нет комплексных систем поддержки принятия решений; по мнению автора, это связано в первую очередь с «молодостью» среды и большим количеством входящей информации. Тем не менее растущие вычислительные мощности и появление новых технологий работы с Big Data делает это направление наиболее перспективным для предприятий розничной торговли.

Безусловно, представленные технологии не лишены недостатков. Так, характеристики потребительского поведения очень специфичны на рынке продовольственных товаров. Часто товары приобретаются благодаря спонтанному решению потребителя во время посещения продовольственного магазина. При этом на потребительское поведение может повлиять непрогнозируемое воспоминание об информации, полученной ранее из разных источников [10]. Технически электронная коммерция и интернет-технологии могут развиваться в розничной торговле продуктами питания. Однако как это будет выглядеть, пока нельзя сказать определенно, так как цепочка «производитель-потребитель» нередко очень сложна и технически хо-

рошо налажена во всех звеньях. Поэтому общий успех развития интернет-коммерции в розничном секторе будет во многом зависеть от желания каждого звена данной цепочки развиваться в сторону интернет-технологий [11].

Принципиально важное значение для современного этапа развития интернет-технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное влияние на решение основных проблем экономического развития общества. При этом внедрение интернет-технологий во внутреннее пространство любой, даже отдельно взятой компании является достаточно сложной задачей и весьма трудоемким процессом. Тем не менее зарубежный и отечественный опыт говорит о том, что в обозримом будущем у розничной торговли, которая не использует все возможности Интернета, просто не будет никаких шансов не то, чтобы жить, а просто выжить.

Литература

1. Торговля в России. 2013: Статистический сборник. М., 2013.

2. Будущее в Сети. Тенденции онлайн-торговли в России// PricewaterhouseCoopers LLP. 2011. www.pwc.ru/onLine-retaiL2011 (дата обращения: 06.03.2014).

3. Егикян С. Розничная торговля мельчает//Коммерсантъ. 2012. 16.04. № 67/П (4852).

4. Шагвалеев А.М. Использование инновационных и интернет-технологий в деятельности торговых предприятий // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 4. С.60-64.

5. Бюллетень «Интернет в России. Осень 2013» // инФОМ. 2013. http://fom.ru/SMI-i-internet/11288 (дата обращения: 06.03.2014).

6. Сколько магазинов на самом деле в Рунете // Data Insight. 2013. http://www.datainsight.ru/howmanyshops (дата обращения:

06.03.2014).

7. Конфиденциальность информации о потребителе: какими данными готовы поделиться потребители // PricewaterhouseCoopers LLP. 2012. http://www.pwc.ru/ru/retaiL-consumer/pubLications/ pwc-consumer-privacy-and-information-sharing.jhtmL (дата обращения: 06.03.2014).

8. Британские ритейлеры используют в ценовых войнах новое оружие// Sostav.ru - информация о рекламе и маркетинге. http://www.sostav.ru/news/2011/10/12/cod4 (дата обращения:

06.03.2014).

9. Трахтенгерц Э.А. Компьютерные системы поддержки принятия управленческих решений // Проблемы управления. 2003. № 1. С.13-28.

10. Сапрыкина Н.В., Сапрыкина Е.В. Устранение барьеров продвижения продовольственных товаров с помощью интернет-коммуникаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 2. С.272-277.

11. Kourgiantakis M., Matsatsinis N., MigdaLds A. E-commerce: A Survey for Cretan Agro-Food Sector. URL: http://ressources.ciheam. org/om/pdf/c61/00800165.pdf. 28.01.2012 (дата обращения:

06.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.