Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ МЕДИАПЛОЩАДКИ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРИИ'

ИНТЕРНЕТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ МЕДИАПЛОЩАДКИ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
правовая журналистика / правовой интернет-портал / правовая тележурналистика / аудитория / правовая грамотность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмидт Ангелина Анатольевна, Журавлева Анна Аркадьевна

В статье рассматриваются наиболее значимые и популярные телевизионные и интернет-площадки, посвященные правовой тематике и способствующие осуществлению эффективного правового информирования российской аудитории. Авторы проводят обзор этих двух площадок и оценку их возможностей по насыщению медиапространства качественным и востребованным контентом юридической направленности, способствующим повышению правовой грамотности аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ МЕДИАПЛОЩАДКИ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРИИ»

8. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (дата обращения: 28.10.2020).

9. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 28.10.2020).

10. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 28.10.2020).

Журавлев Николай Владимирович - Уральский государственный юридический университет (Институт государственного и международного права), zhuravlyovnikol@ yandex.ru.

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, anettazhuravleva@gmail.com.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10227

А. А. Шмидт, А. А. Журавлева

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ИНТЕРНЕТ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЕ МЕДИАПЛОЩАДКИ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРИИ

В статье рассматриваются наиболее значимые и популярные телевизионные и интернет-площадки, посвященные правовой тематике и способствующие осуществлению эффективного правового информирования российской аудитории. Авторы проводят обзор этих двух площадок и оценку их возможностей по насыщению медиапространства качественным и востребованным контентом юридической направленности, способствующим повышению правовой грамотности аудитории.

Ключевые слова: правовая журналистика, правовой интернет-портал, правовая тележурналистика, аудитория, правовая грамотность.

Распространение правовой информации в обществе с помощью средств массовой информации и коммуникации необходимо для повышения общего уровня правовой грамотности населения и его безопасности. В условиях современного развития общества наиболее востребованной медиаплощадкой становится Интернет. Интернет-пространство, учитывая частоту обращения к нему аудитории, имеет огромные возможности в деле просвещения, продвижения и повышения популярности правовой информации.

Востребованность, доступность и широкое распространение Интернета привели к появлению в интернет-пространстве различных информационных и информационно-аналитических порталов на правовую тематику. Преимуществом таких юридических интернет-ресурсов является большое количество новостных сообщений и репортажей, обзоров изменений законодательства, интервью с известными практикующими юристами, публикаций рейтингов ведущих юридических компаний. Сегодня и большая часть журналов на правовую тематику имеет электронный формат, что также объясняется требованием времени.

Следует отметить, что само понятие «правовая журналистика» начало входить в научный оборот сравнительно недавно - около 10 лет назад. Среди исследователей, занимавшихся изучением объекта и предмета правовой журналистики, ее функций, жанровой системы и других аспектов, необходимо отметить работы Е. А. Березиной [1; 2], О. В. Третьяковой [8; 9], Ф. Ю. Шеуджен [10]. Данные исследователи посвятили этой научной сфере не только статьи, но и диссертационные исследования. Отдельные стороны правовой журналистики также анализировались в трудах, посвященных проблемам СМИ и права, следующих ученых: В. В. Ворошилова [3], Е. П. Прохорова [5], А. Г. Рихтера [6], А. А. Тертычного [7] и др. Согласно определению О. В. Третьяковой, правовая журналистика - «это предметно-тематическая специализация, направленная на отражение в СМИ правовой жизни общества, на распространение информации о конкретных правовых фактах, событиях и явлениях. Это такая же предметно-тематическая специализация, как политическая, спортивная, медицинская журналистика» [9. С. 7.]. Знание же правовых норм необходимо для полноценной реализации прав и свобод человека.

Среди наиболее распространенных современных интернет-порталов юридической направленности выделяются следующие ресурсы, соответствующие в целом общим группам интернет-порталов: 1) массовые информационные правовые медиапорталы;

2) специализированные правовые интернет-ресурсы; 3) информационно-справочные правовые интернет-порталы.

Далее мы рассмотрим правовые порталы разных групп, обращаться к которым в своей профессиональной деятельности должны не только юристы, но и журналисты, работающие в самых разных сферах, - правовой, политической, социальной и др.

Для оценки эффективности и разносторонности юридического информирования аудитории в Интернете, как профессиональной, так и массовой, мы выделили следующие критерии анализа: 1) предложенная тематика; 2) цель создания интернет-портала;

3) жанровые характеристики контента; 4) сходство и различие подачи информации на разных интернет-площадках; 5) аудитория ресурса.

Массовые информационные правовые медиапорталы

Массовые информационные медиапорталы широко используются не только юристами и журналистами, они столь же популярны и у неспециализированной интернет-аудитории - обычных граждан.

Интернет-портал Правоты - одна из самых развитых правовых информационных площадок в Российской Федерации. Официальный сайт - https://pravo.ru. Этот правовой интернет-портал был образован в 2007 году, его основатели - Дмитрий Чиракадзе и Алексей Пелевин. Цель портала Право^и - содействовать усовершенствованию российской судебной системы, повышая ее открытость, независимость, авторитетность [4]. Право^и позиционирует себя как универсальный информационный портал, предоставляющий пользователям различную правовую информацию и создающий дискуссионную площадку для обсуждения актуальных тем, связанных с выработкой и применением законодательства.

Право^и выделяется, прежде всего, предоставленными разнообразными сервисами, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте. Важным и основным продуктом данного портала является рейтинг «Право-300», в котором указывается оценка деятельности юридических компаний, как на федеральном, так и региональном уровне. Раздел под названием «Судебная база» содержит судебные акты - решения, определения и постановления, принятые судами Российской Федерации всех уровней. Помимо этого, портал включает отдельный раздел «Право Блог», который ведут юристы, дающие ответы на различные вопросы. Приложение «СПС Право.ги» - Справочно-правовая

система портала - включает в себя удобный спектр для пользователей - в мобильных устройствах может работать с большим блоком документов даже без интернет-соединения, помимо этого, здесь внедрен и «голосовой поиск». Система популярная и достаточно распространенная как среди юристов и журналистов, так и среди обычных граждан.

Интернет-портал Закон.гы также является популярным среди массовой интернет-аудитории. Официальный сайт: https://zakon.ru. На сайте имеется большое количество представленной юридической информации: интервью, статьи, в том числе собственные журналы «Закон» и «Вестник экономического правосудия», которые не являются самостоятельными интернет-журналами, но имеют электронную версию в PDF-формате. В то же время платформа стала первой в России социальной сетью для юристов, достойной заменой различных форумов и достигла своей главной цели - объединила юристов со всей страны в одном месте. Все представители юридической сферы и интересующиеся правовой тематикой могут делиться своими соображениями, мнениями на этом портале. Разработчики сайта регулярно обновляют идеи, внедряя новые информационные разделы и темы. Так, например, к постоянным рубрикам сайта добавилась новая - «Вакансии».

Специализированные правовые интернет-ресурсы

Специализированные интернет-ресурсы предназначены для правового информирования посредством законодательной базы. Подобные медиаплощадки находят популярность именно в юридической среде. Журналисты, занимающиеся правовой, политической, международной или социальной сферой, безусловно, также могут в своей работе обращаться к этим интернет-ресурсам.

К такому источнику можно отнести Интернет-портал РАПСИ - «Российское агентство правовой и судебной информации». Официальный сайт: http://rapsinews.ru. Информация на портале РАПСИ формируется на основе сообщений собственных корреспондентов, пресс-служб судов РФ всех уровней (в т. ч. региональных) и специальной базы данных, включающей законодательство, судебную практику, определения судов, материалы из Генеральной Прокуратуры, Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной нотариальной палаты, адвокатских коллегий и бюро. Участие в проекте высших судебных инстанций страны позволяет РАПСИ предоставлять общественно-политическим СМИ и массовым пользователям эксклюзивную информацию в удобном и понятном формате: прямые трансляции судебных заседаний, комментарии экспертов и ориентированные на широкую общественность обучающие материалы.

Петербургский правовой портал PPT.RU - это общероссийское отраслевое издание для малого и среднего бизнеса с грифом «Сделано в Санкт-Петербурге». Официальный сайт: http://ppt.ru. На портале сосредоточены новости права, финансов, налогообложения и бухучета, сервисы и программы для бизнеса, кодексы, правовые документы и судебная практика, структура и работа органов власти, справочник налогов, семинары для юриста, кадровика, бухгалтера и бизнесмена, проект «Вопрос-ответ» с экспертными рекомендациями в режиме онлайн и много другой правовой и аналитической информации.

Медиагруппа АКТИОН. Группа компаний Медиагруппа «Актион», а также часть ЮСС «Система Юрист», позиционирует себя в качестве крупнейшей российской компании в сфере профессиональных медиа. Официальный сайт группы компаний - http://www. action-mcfr.ru, сайт «Системы Юрист» - https://www.1jur.ru/. В группу входит 12 компаний. Для юристов и «правовых» журналистов особую ценность представляет «Актион кадры и право» и «Система юрист», которая выпускает такие известные журналы, как «Юрист компании», «Арбитражная практика», «Уголовный процесс» и «Трудовые споры».

Каждый из журналов имеет собственный сайт. Выпуски этих журналов доступны как в печатном, так и в электронном варианте. Преимуществом данных изданий является то, что многие из представленных ими материалов носят практическую направленность, а также содержат важный контент, отсутствующий на других юридических интернет-ресурсах.

На портале анализируемой медиагруппы можно найти правовые акты, судебную практику, новости, журналы, книги, видеозаписи реальных судебных процессов с комментариями. На портале активно присутствует реклама, в том числе и не относящаяся к юридической тематике.

Отметим популярные журналы юридической тематики исследуемой медиагруппы:

1) «Юрист компании» (официальный сайт: http://e.lawyercom.ru). Слоган журнала: «Практический журнал для in-house юриста». Этот журнал выходит ежемесячно, начиная с 2008-го года, на сайте доступны не только последние номера, но и за все предыдущие годы. Доступ можно получить как с персонального компьютера, так и с планшетов и смартфонов. Отметим, что в журнале публикуются эксклюзивные юридические материалы с практическим уклоном от ведущих практиков, а также исследователей-теоретиков права на самые разнообразные темы.

2) «Арбитражная практика» (официальный сайт: http://e.arbitr-praktika.ru). Журнал посвящен специфике арбитражного процесса и всего, что с ним связано - обзорам арбитражных споров, банкротствам компаний, здесь также имеются тесты для проверки профессиональной эрудиции юристов, доступны интервью с ведущими юристами страны.

3) «Уголовный процесс» (официальный сайт: http://e.ugpr.ru). Научно-практическое периодическое издание ориентировано на практиков уголовного процесса (судей, прокуроров, адвокатов, следователей). Тематика журнала всесторонне рассматривает уголовно-процессуальное законодательство, как статьи УК, так и новостные и аналитические материалы этой сферы.

4) «Трудовые споры» (официальный сайт: http://www.tspor.ru). Журнал ориентирован на рассмотрение трудового законодательства, включая новостные изменения, информационно-аналитические материалы на актуальные вопросы о трудовых спорах.

Информационно-справочные правовые ресурсы

Информационно-справочные юридические ресурсы предназначены для ознакомительной правовой информации в целях повышения юридической грамотности жителей нашей страны.

Следует также отметить официальный интернет-портал правовой информации Pravo. gov.ru, содержащий ссылки на различные интернет-ресурсы в субъектах Российской Федерации. Официальный сайт: http://pravo.gov.ru/, который является своеобразным посредником в деле распространения официальной правовой информации. На данном портале имеется и ссылка на официальный сайт губернатора Челябинской области.

В современных условиях каждый государственный орган имеет свой сайт, переход на электронную систему документооборота (в большей степени) также значительно упрощает работу субъектов права и распространение важной и нужной для населения юридической информации.

Интернет-портал ГАРАНТ. Официальный сайт: http://www.garant.ru. Информационно-правовой портал «Гарант» - справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года). Сервер компании «Гарант» занимает лидирующую позицию среди российских участников рейтинга Ramblers Top 100 в категории «Законы».

На портале широко представлена справочная правовая информация по законодательству: кодексы, законы, юридические статьи. Система предоставляется пользователям в виде инсталляционной, мобильной (работает с флеш-накопителя без инсталляции) и интернет-версий (работает в браузерах).

Система КонсультантПлюс - справочная правовая система. Официальный сайт: http://www.consultant.ru. Первоначально разработку системы осуществляло Научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), отвечавшее за разработку системы «Гарант», в 1992-м году оно создало новый бренд - «КонсультантПлюс».

По своей популярности использования у аудитории «КонсультантПлюс» и «Гарант» достаточно схожи. Система активно используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, журналистами, учёными, студентами и преподавателями юридических и экономических вузов.

Интернет-ресурс Государственная Дума. Официальный сайт: http://www.duma. gov.ru. Следующим правовым информационно-справочным ресурсом является Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности - портал «Государственная Дума Федерального собрания РФ», который содержит полную информацию о законопроектах, уже внесенных или вносимых в Государственную Думу (ГД), федеральные законы, одобренные ГД и направляемые в Совет Федерации. Исходя из информации, предоставляемой этой системой, можно ознакомиться с законами еще до их официального опубликования, в том числе и с причинами, послужившими основаниями для их принятия или же отклонения.

Интернет-портал Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» - информационная система, предоставляющая свободную информацию о судебном делопроизводстве в России, а также информацию о судопроизводстве, обеспечивая тем самым информационную интеграцию судебной деятельности в России. Официальный сайт: https://sudrf.ru. Портал «Правосудие» официально является территориально распределенной автоматизированной информационной системой, предназначенной для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Безусловно, в современных условиях развития общества наиболее актуальной и востребованной площадкой стал Интернет. Однако, оценивая характер подачи материалов, размещенных на самых разных интернет-ресурсах правовой направленности, следует отметить важный недостаток этой площадки - трудность восприятия информации из-за «терминологической» перегруженности различных юридических материалов и статей, частое цитирование фрагментов законодательных актов в информационных материалах

Рассмотрим теперь вторую медиаплощадку - телевидение, на которой тоже активно размещается юридический контент, как журналистами, так и самими юристами. Отдельно следует выделить правовые телеканалы, программы и передачи которых целиком и полностью посвящены юридической тематике.

Как мы уже отмечали, первоначальной задачей улучшения правовой культуры в СМИ и СМК является преподнесение аудитории информации правовой направленности, защищающей интересы и права граждан. Как отмечает О. В. Третьякова, «правовая журналистика реализует специфические, присущие только ей функции: правовой социализации (объединяющую функции познания, правового образования, просвещения и воспитания), профилактическую, правоохранительную и правозащитную» [8].

Чтобы выявить эффективность телевизионной площадки как источника правового информационного обеспечения общества, мы исследовали данную медиаплощадку по следующим критериям:!) тематика вещания; 2) цель подачи информации; 3) жанровые

характеристики; 4) сходство и различие подачи информации в различных телепроектах; 5) полнота и доступность контента.

Следует отметить, что большое количество юридических правовых телепередач существует на отечественном телевидении уже достаточно длительное время. Проанализируем, какой контент российское телевидение преподносит аудитории с помощью следующих жанров правовой журналистики: 1) судебное заседание; 2) журналистское расследование; 3) юридическая телеконсультация.

Судебное заседание / Судебное телешоу

Наиболее распространенным жанром юридических телепередач является судебное заседание, точнее, постановочное судебное заседание - популярные шоу с участием профессиональных судей, прокуроров, адвокатов, подсудимых и других представителей судебного разбирательства. Главной целью подобных передач, прежде всего, выступает возможность для телеаудитории ознакомиться с работой судебной системы. Случаи, воспроизведенные в таких передачах, наглядно рассматривают преступления, имевшие место в российской судебной практике. При этом подача материала сделана таким образом, чтобы подсудимый, остальные участники процесса и телезритель осознали смысл закона и убедились в справедливости приговора.

Примерами таких судебных заседаний в разные годы стали следующие телепередачи: «Федеральный судья» («Первый канал»), «Суд идет» («Россия»), «Час суда» («Рен ТВ»), «Час суда. Дела семейные» («Домашний»), «Суд присяжных» («НТВ»), «Судебные страсти» («ДТВ»), «Зал суда. Битва за деньги» («Мир»).

Так, например, авторы «Федерального судьи» воспроизводят формат судебного заседания со всеми участниками судебного процесса. С 2011-го года передача не транслируется на отечественном телевидении. Однако она являлась первой передачей подобного формата на телевизионном рынке. Подача материала основывалась преимущественно на рассмотрении уголовного судопроизводства, арбитражных и гражданских дел. Аналогичная передача «Суд идет» транслировалась на телеканале «Россия» с 2005 по 2010 год. Сравнив эти два телепроекта, мы не обнаружили существенных отличий.

Судебное шоу «Час суда», выходившее на канале «Рен ТВ» с 2004 года по 2012 год, с гораздо большей долей условности подходит к процессу моделирования судебного заседания. Отличием данного проекта является отсутствие адвокатов и прокуроров. В борьбу вступают исключительно истец и ответчик, фактически только они и участвуют в состязании, наградой за победу выступает денежное вознаграждение. Часть телепроекта - передача «Час суда. Дела семейные» - транслировалась практически в один и тот же временной промежуток на телеканале «Домашний». Информационное наполнение этой передачи базируется на рассмотрении судебных дел, которые касаются взаимоотношений между родственниками.

Еще одним примером судебной передачи выступает «Суд присяжных» на телеканале «НТВ». В центре внимания - рассмотрение особо тяжких уголовных дел, основанных на реальных преступлениях. Съемки передач приходились на 2016-2018 гг., однако «Суд присяжных» транслируется и в настоящее время, в том числе на отдельном юридическом телеканале «НТВ Право». Следует отметить, что на этом канале в сетке вещания присутствуют и аналогичные проекты, например, передача «До суда». Однако программа основывается не на самом судебном процессе, а на регулировании спора во избежание судебного конфликта - в жанре документального сериала. В аналогичном жанре представлена и передача «Прокурорская проверка» на канале «НТВ», однако специфика таких передач далека от правового информирования, направлена в большей степени на развлечение аудитории и не ставит цели познавательного юридического информирования.

Судебное телешоу «Судебные страсти» выходило с 2007 по 2011 годы на канале «ДТВ», а в период со 2 июня по 30 декабря 2008 года - на канале «Домашний». В программе обычно рассматривались гражданские дела, без адвокатов. Авторы проекта отмечали, что программа не имела аналогов на российском телевидении, поскольку в ней рассматривались нетипичные ситуации - такие, за разрешением которых люди не решались обращаться в суд.

Одним из последних телепроектов 2019-2020 гг. стал «Зал суда. Битва за деньги» (похожий на «Час суда»), разместившийся в сетке вещания телеканала «Мир». Сражаются здесь исключительно истец и ответчик, фоном являются повседневные межличностные конфликты, победитель получает денежное вознаграждение.

Определяя цель предоставления информации в передачах подобного типа, отметим, что авторы предлагают зрителям «популяризацию» законов, разъяснение юридических норм для анализа шаблонов типичных судебных разбирательств. Однако подобное предоставление информации всё же имеет различия с реальным судопроизводством, поскольку не следует отвергать факт присутствия построения шоу по художественным законам детективных историй. В подобных передачах авторы более следуют законам постановочного жанра, нежели достоверному моделированию судебного заседания, реального процесса. Получается, что деятельность российской судебной системы закрепляется в памяти зрительской аудитории с определенными погрешностями. Возникает риск формирования у граждан искаженного представления о реальном развитии правового решения конфликта в суде.

Журналистское расследование на ТВ

Другим популярным жанром правовой журналистики на телевидении стало журналистское расследование. Именно в таком жанре в 1974 году была создана первая (и, пожалуй, единственная) программа на советском телевидении, имеющая отношение к правовой тематике, - «Человек и закон» («Первый канал»), которая и по сей день выходит в эфир. Основными темами передачи являются борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории и многое др. Подобные телепроекты, транслируемые ранее на телевидении: «Независимое расследование» («ОРТ»), «Профессия репортер» («НТВ»).

Следует отметить и телевизионный проект в виде цикла документальных передач телевизионного расследования на «НТВ» «Следствие вели». Однако здесь ракурс смещен в другую историческую эпоху - советскую. Документальные фильмы этого цикла посвящены громким уголовным делам с 1917 по 1991 годы. События наглядно воспроизводятся актерами передачи, в том числе выдвигается и собственная версия создателей. Одной из важных целей передачи является и воссоздание духа ушедшей эпохи - со всеми ее плюсами и минусами. Данный проект может стать своеобразным проводником для молодой аудитории по советскому прошлому в целом. «Следствие вели» выходит в телеэфир с 2006 года и по настоящее время.

Жанр телевизионного расследования в целом, безусловно, информативен, аналитичен, увлекателен, выигрышен с самых разных позиций, однако в некоторых проектах создатели передач все же иногда ограничиваются только констатацией факта, постановкой проблемы, не показывая путей ее решения, что может в какой-то степени замедлить рост правосознания граждан, т. к. телезритель не сможет извлечь из представленного материала какую-либо пользу, получить важные правовые знания и навыки.

Телеконсультация

Более молодым и активно развивающимся жанром правовой журналистики является телеконсультация. Для зрительской аудитории консультирование в правовых вопросах,

таких как разъяснение специалистами юридических законов, в том числе в практической плоскости, послужит, пожалуй, наиболее полезным источником. Отметим, что подобных передач на телевизионном рынке сегодня еще немного. Однако именно передачи этого жанра наиболее удалены от постановочных схем, естественны и правдивы. Однако они, конечно, проигрывают в зрелищности двум предыдущим жанрам.

В качестве примеров приведем следующие телепрограммы: «Детский правовой ликбез» на канале «Столица» и «Детский недетский вопрос». Цель этих передач -рассмотрение прав детей и прав родителей. На помощь в сложных ситуациях, касающихся семейных отношений, приходят юристы, представители власти и другие специалисты. Несмотря на то, что данная тематика очень актуальна и достаточно сложна, на современном рынке телевизионных СМИ такие передачи не столь широко распространены в эфире.

Среди наиболее ранних примеров юридической телеконсультации можно выделить общественно-правовой проект «Участок», который выходил на Первом канале в 20092010 годах. Весьма занимательная форма юридической консультации в этом проекте основана на художественной постановке. В программе анализируются типичные модели поведения преступников и жертв. Представление о схемах, по которым действуют преступники, их типичные уловки, ошибки жертв позволяют зрителям увидеть риск и правильность поведения в подобных проблемных ситуациях, не нарушая при этом законы.

Однако важно, с нашей точки зрения, чтобы авторы не забывали о первичности правового контента, чтобы развлекательное в подобных программах не уводило зрителей от познавательного.

Правовые телеканалы

Отдельное внимание стоит уделить существованию таких правовых телеканалов, как «Закон-ТВ» и «НТВ-Право». Внимание телезрителя здесь сосредоточено исключительно на правовой тематике. Такое юридическое просвещение позволяет оповещать аудиторию о регулярных изменениях в законодательстве в целом. Правовые телеканалы помогают аудитории усваивать весь объем правовой юридической информации.

Так, телеканал «Закон-ТВ», первый в Восточной Европе круглосуточный юридический телеканал, начал свое вещание 5 марта 2008 года. В эфире идут выпуски новостей, обзоры свежей прессы и книжных новинок, художественные фильмы и сериалы юридической направленности. В том числе канал представляет вниманию зрителей известных личностей юридической сферы - судей, адвокатов, юристов ведущих консалтинговых компаний, выдающихся ученых в области права и т. п., раскрывая их с точки зрения профессиональной деятельности. Телевизионные интервью с такими специалистами нередко носят яркую эмоциональную окраску, что помогает не только эффективному донесению информации до зрителя, но и ее усвоению. Это проявляется, например, во время записи интервью или выступлений «агитационного» характера знаменитыхюристов,чтотакже активноиспользуетсяв специализированных юридических телешоу. Данный пример служит «живым» образцом интересного, привлекающего внимание контента, популярность которого можно увеличить в дальнейшем только с условием модернизации самой программы юридической тематики.

Основное назначение таких правовых телеканалов - повысить правовую грамотность граждан. При этом важно провести границу между передачами, несущими аудитории просвещение в правовой сфере, и криминальными программами, не имеющими высокой познавательной ценности для граждан.

Телеканал «НТВ-Право» позиционирует себя как канал, специализирующийся на судебно-правовой тематике. В ежедневном эфире идут судебные шоу, журналистские расследования, публицистические передачи, документальные сериалы, информационные

программы и другие проекты. В сравнении с предыдущим каналом, внимание «НТВ-Право» больше сфокусировано на судебной системе.

Значимость правовых телеканалов состоит в том, что их просмотр позволяет обычным гражданам получить как общее представление о деятельности юридического сообщества, так и почерпнуть важные правовые знания для повседневной жизни. Юридическая сфера становится более близкой и понятной для зрителей при должном ее освещении, поэтому необходимо увеличивать информационное пространство, касающееся правовой тематики.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время процесс правового просвещения граждан с помощью таких медиаплощадок, как телевидение и Интернет, все же нельзя назвать полностью эффективным и результативным. Многим материалам, размещаемым на интернет-платформах правовой тематики, в электронных журналах, свойственны перегруженность юридической терминологией, наукообразность изложения, обильное цитирование различных документов. Телевизионщикам же мешает погоня за рейтингами. Миссия воспитания правового сознания зрителей у некоторых создателей проектов отходит на второй план. Театрализованные постановки судебного процесса в телепередачах не всегда отражают реальность. В целом же постановочность, с нашей точки зрения, допустима, если она не мешает правильному пониманию аудитории правовых процессов и не искажает представление о реальной юридической системе страны, ведь правовая грамотность населения является одним из показателей развитого общества.

Список литературы

1. Березина, Е. А. Правовая журналистика в системе современных средств массовой информации [Текст] / Е. А. Березина // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2010. - № 8 (51). - С. 144-152.

2. Березина, Е. А. Правовая журналистика в системе средств массовой информации современной России (на материале газет «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», «РБК DAILY», «Российская бизнес-газета») : автореф. дис. ... д-ра полит. наук [Текст] / Е. А. Березина. - М., 2015. - 30 с.

3. Ворошилов, В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций [Текст] / В. В. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 160 с.

4. Правой. О проекте [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.ru/info/about/ (дата обращения: 25.10.2020).

5. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ : учеб. пособие [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : РИП-холдинг, 2006. - 200 с.

6. Рихтер, А. Г. Правовые основы журналистики: учебник [Текст] / А. Г. Рихтер. -М. : Икар, 2016. - 570 с.

7. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 352 с.

8. Третьякова, О. В. Правовая журналистика как отражение правовой жизни общества [Текст] / О. В. Третьякова // Право и образование. - 2014. - № 1. - С. 86-98.

9. Третьякова, О. В. Журналистика и правовая культура общества: взаимодействие в контексте развития демократии : дис. ... д-ра полит. наук [Текст] / О. В. Третьякова. -СПб., 2012. - 526 с.

10. Шеуджен, Ф. Ю. Журналистский правовой текст : Проблемы судебной интерпретации : дис. ... канд. филол. наук [Текст] // Ф. Ю. Шеуджен. - Краснодар, 2003. - 163 с.

Шмидт Ангелина Анатольевна - студент факультета журналистики ЧелГУ, Челябинск, midtlinash@gmail.com.

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.