Юртаев Вячеслав Александрович Дальневосточный Федеральный Университет
Юридическая Школа Россия, Владивосток [email protected] Yurtaev Vyacheslav Far Eastern Federal University School of law Russia, Vladivostok
ИНТЕРНЕТ-ЭКСТРЕМИЗМ И МОЛОДЁЖЬ: ТЕНДЕНЦИИ И
ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация: автором данной статьи проводится анализ воздействия современного феномена «интернет-экстремизма» на представителей молодёжной среды. На основании приведённых статистических данных подтверждается суждение о высоком уровне подверженности молодых людей влиянию экстремистских идей в «Интернете». С опорой на законодательство выявляется и объясняется закономерность разделения наказаний за различные формы деяний и правонарушений, связанных с экстремизмом. Данные объяснения сопровождают статистические данные, лишь подтверждающие мнение автора. На основании сформулированной проблематики предлагаются меры для предупреждения и пресечения распространения экстремизма среди молодёжи в сети «Интернет».
Ключевые слова: экстремизм, экстремизм в сети «Интернет», молодёжный экстремизм, тенденции экстремизма, формы экстремизма, интернет-экстремизм.
ВРЮ
\ш ш
INTERNET EXTREMISM AND YOUNG GENERATION: TRENDS AND
Annotation: The author of this article analyzes the impact of the modern phenomenon of "Internet extremism" on representatives of the youth environment. Based on the given statistical data, the judgment about the high level of exposure of young people to the influence of extremist ideas on the "Internet" is confirmed. Based on the legislation, the regularity of the division of punishments for various forms of acts and offenses related to extremism is revealed and explained. Given explanations are providing statistical data that only confirm the author's opinion. Based on formulated problems, measures are proposed to prevent and suppress the spread of extremism among young people on the Internet.
Key words: extremism, extremism on the Internet, youth extremism, tendencies of extremism, forms of extremism, Internet extremism.
Дезинтеграционные политические и экономические процессы конца XX -начала XXI века на территории Российской Федерации вызывали появление новых, в том числе и радикальных концепций в общественном сознании, основанных в большинстве своём на идеях самостоятельности субъектов бывшего Союза Советских Социалистических Республик и их независимости. Данное «торжество» общественной мысли способствовало складыванию деструктивного влияния на атмосферу былого единства этносов, проживающих долгое время в обстановке интернационализма и под лозунгом «дружбы народов». Этому влиянию были подвержены различные социальные группы, определяемые, как по профессиональному признаку, так и социальные группы, объединенные по иным признакам, например, конфессиональные, этнические и др. На основании новых идей, сложившихся в рамках этого влияния, уже
CONSEQUENCES
ВРЮ №
выстраивались целые идеологии, передававшиеся из поколения в поколение, распространявшиеся в среде как зрелых граждан, так и молодёжи.
На протяжении долгого времени постоянным и наиболее острым является вопрос противодействия экстремизму. Однако множественные попытки его разрешения не влияют на общую суть существования данного явления. Не секрет, что существующее положение значительно усугубляет увеличение роли информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») в жизни человека, одновременно и упрощающих его жизнь, и делающих её наиболее опасней - ведь среди её пользователей есть носители и распространители экстремистских идей и взглядов, под влияние которых может попасть любое лицо.
12 января 2021 г. российская исследовательская компания Mediascope предоставила отчёт об аудитории интернета в России в 2020 году [1]. Показатели пользователей среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысили 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизились к 100%. В группе населения 45-54 лет интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 84,2% россиян, а среди самых старших жителей страны (55+ лет) в интернет выходит только половина - 49,7%. На данном примере мы видим, что большинство пользователей глобальной сети находятся в диапазоне от 12 до 35 лет. (см. Диаграмму 1).
В эту структуру входит и обозначенная в Федеральном Законе «О молодёжной политике в Российской Федерации» социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, именуемая «молодёжью» или «молодыми людьми» [2]. Данный показатель должен насторожить, так как именно они являются лицами, наиболее подверженными распространению экстремистских идей. Распространение данных взглядов в столь юной среде наиболее опасно, нежели чем во взрослой, так как характеризуется эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью, необоснованной и радикальной нетерпимостью и
ВРЮ №
амбициозностью, которые в купе в дальнейшем перетекают в более общественно опасные идеологии.
Как верно отмечает Л. С. Рубан, наиболее массовым (до 90 %) и активным участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них [3, а 34]. Безусловно, трудно не согласиться с данной точкой зрения. Для молодёжи в условиях современности, как субъекта экстремизма, помимо вышеперечисленных факторов, по-нашему мнению, характерны следующие черты: быстро развивающийся уровень организованности, тесная взаимосвязь чётко сформулированных идей и целей, сплоченность молодёжных группировок, формирование в них особых идеологических уставов, разнообразие методов достижения поставленных целей, в состав в которых нередко включены и самые радикальные меры (например, насилие, агитация и пропаганда), а также использованием новейших информационных технологий, социальных сетей, позволяющих усилить меры конспирации и со значительной лёгкостью устанавливать контакты с потенциальными и заинтересованными в экстремистских идеях лицами.
Российское законодательство содержит целый ряд норм по противодействию распространению экстремистской идеологии. Согласно ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду [4].
Законодатель разделяет совершение действий по пропаганде экстремизма на административные проступки и уголовные преступления. В частности, в Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации в статье 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов, в том числе и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [5]. В Уголовном Кодексе Российской Федерации содержит целый ряд статей,
ВРЮ №
предусматривающих уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности - статьи 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ [6].
По мнению авторов, данная дифференциация вызвана стремлением законодателя способствовать снижению актов проявления экстремизма посредством их предупреждения и профилактики с помощью применения административных наказаний, а также способствования пресечению данных актов под угрозой реализации мер уголовного наказания с целью сохранения общественной стабильности.
Стоит отметить, что данная точка зрения имеет место, так как статистические данные предоставленные Всероссийским Научно-Исследовательским Институтом Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и Агентством Правовой Информации, подтверждают данную мысль. Заметная тенденция снижения наблюдается в административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.29 КоАП РФ: за 2018 год - 2286 дел, а за 2019 - 1836 дел, что составляет понижение почти на 20% в общей структуре [7]. В отчётном периоде за 2018 год было зарегистрировано 10 деяний, предусмотренных статьёй 280.1 УК РФ, а за отчётный период 2019 года всего лишь 6 - это говорит о качественном снижении на 40%. Аналогичная картина и с деяниями, предусмотренными статьёй 282 УК РФ, где наблюдается глобальное снижение почти на 98,4%: 2019 год - 12 деяний в отчётном периоде; 2018 - 733 деяния. Лишь небольшое повышение наблюдается в деяниях, предусмотренных статьёй 280 УК РФ: 2018 год - 253, а за 2019 год - 257 [8, а 94]. Также не менее важным будет отметить, что более чем на две трети (-68,9%) сократилось количество преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, чему способствовало, в том числе, запрещение Министерством юстиции России к распространению более 190 материалов экстремистского содержания, а также блокировка Роскомнадзором ссылок на интернет-ресурсы, содержащие элементы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов [8, а 33].
ВРЮ №
Необходимо также отметить, что все материалы, которые признаются судом экстремистскими, заносятся в федеральный список экстремистских материалов, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 года № 289 «О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов». Данный список содержит в себе систематизированную базу сведений с информацией об источниках и материалах, признанными экстремистскими органом судебной власти, находящимся по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов [9].
По мнению автора, не менее важным элементом борьбы с экстремистскими проявлениями в обществе, является необходимость существования особой государственной политики, включающей в себя чётко обозначенные источники угроз, сформированные на их основе цели и задачи, а также выработанные этапы и инструменты. Правовые основы данной политики закреплены в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утверждённая Указом Президента Российской Федерации № 344 от 29.05.2020 года [10]. В ней, главным образом, отражена методология противодействия экстремизму (в том числе и в отношении деяний, тесно связанных с экстремизмом, например, вербовка или вовлечение несовершеннолетнего и др.), совершаемых в сети «Интернет».
Однако, автор считает, что такой объём нормативно-правовых актов, содержащих различные аспекты противоборства экстремизму в сети «Интернет» на территории РФ, в конечном счёте может привести к образованию «двоякости» понимания, ввиду дублирования некоторых положений, длительному поиску необходимой правовой информации, и в итоге, к коллизиям. Для решения данных проблем мы предлагаем создание единого Федерального Закона, содержащего в себе всю имеющуюся правовую базу, касающейся политики (средств и способов) борьбы, предупреждения и пресечения экстремизма в сети «Интернет». Данный документ, сконцентрировав в себе всю полноту правовых
ВРЮ №
норм, позволит ликвидировать данные недостатки и наиболее успешно противостоять нависнувшей угрозе.
Также, не менее важным аспектом является работа с подрастающим поколением - основным и активным пользователем сети «Интернет», наиболее серьёзно подверженное исходящим угрозам. Л. В. Баева определяет подростково-молодежный экстремизм как взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства [11, а 17]. Мы можем увидеть, что из данного определения вытекают совершенно деструктивные для социализирующейся личности факторы, способствующие развитию делинквентных качеств, а в худшем случае и криминогенных, представляющих опасность, как и для окружающих, так и для общества в целом.
Важным инструментом на этапе предупреждения распространения экстремизма в молодёжной среде безусловно является агитационная работа, которая имеет место как и в областях концентрации представителей данного социального слоя (образовательные учреждения, досуговые организации и т. д.), так и непосредственно в самой сети «Интернет». Помимо агитационной работы предусматривается и проведение фильтрационной работы с привлечением сотрудников правоохранительных органов, для которых, с целью оптимизации времязатрат, предлагается создание специального механизма автоматического поиска, с помощью генерации комбинаций слов, информационных ресурсов в сети «Интернет», содержащих уже запрещённые материалы экстремистской направленности, так и «потенциально запрещённые» материалы, требующие особой экспертизы.
Подводя итог через призму юридической науки, напрашивается единственный вывод о том, что правовая политика противодействия экстремизму в сети «Интернет» на территории РФ имеет определённый ряд недостатков, что порождает за собой ряд законодательных и практических проблем, делая борьбу с экстремизмом в Интернете неэффективной: например,
ВРЮ №
проблема виртуальности, проблема экстерриториальности, проблема высокого уровня таргетированности, проблема анонимности преступников и другие.
Интернет-экстремизм - это новая форма экстремизма и фальсификации информации в интересах политических сил, определённых социальных групп и их конкретных представителей, стремящихся к дестабилизации существующей политической системы и, в конечном счёте, установлению собственного контроля.
С точки зрения социологической, молодежный экстремизм есть конечный итог недостаточной, «неполноценной» социализации молодежи, влекущей, как правило, общественно опасное поведение молодых людей. К факторам, порождающим молодежный экстремизм, можно отнести как социально-экономическую, политическую обстановку в стране, так и криминализацию населения в целом. С другой стороны, нельзя останавливаться только на глобальных и широких проблемах, стоит также уделить внимание семье, как важному социальному институту, или местам её замещающим. Создание благоприятных условий для социализации, воспитания и развития молодёжи -главная задача современного общества. Сформировав высококачественную работу в данных направлениях, можно не только предотвратить, но и исключить экстремизм в фазе его зарождения, не доводя до насильственного подавления массовых идеологий.
1. «Аудитория интернета в России в 2020 году» // URL: https: //mediascope. net/news/1250827/.
2. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489 - ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 24.03.2021].
3. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. М., 2006.
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (изм. от 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 25.03.2021].
Список литературы:
ВРЮ
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2021) // URL: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 25.03.2021].
6. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 №2 63-Ф3 (ред. от 30.12.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 25.03.2021].
7. Судебная статистика Российской Федерации. Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям. Правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность // URL: Ьйр:/^а1апи-пресс.рф.
8. М. В. Гончарова, М. М. Бабаев, С. А. Невский, Ю. В. Тарасова, Г. Ф Коимшиди, Г. Э. Бицадзе, А. А. Малиенко, Н. Н. Дьяченко, А. Г. Мусеибов. -Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития: аналитический обзор - М., 2020.
9. Приказ Минюста России от 11.12.2015 № 289 (ред. от 24.11.2016) "О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов" // URL: http://www.consultant.ru/ [Дата обращения: 26.03.2021].
10. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // URL: http://www.kremlin.ru/ [Дата обращения: 26.03.2021].
11. Баева Л. В. Молодёжный экстремизм в современной России // Обзор.НЦПТИ. 2015. №5.
Приложения
120,0%
Доля населения в возрастном диапазоне
100,0%
80,0%
60,0%
40,0%
20,0%
0,0%
до 11 от 12 до 24 от 25 до 34 от 35 до 44 от 45 до 54
■ Доля населения в возрастном диапазоне
55 и старше
Диаграмма 1