4.Патент 48977 RU МПК C02F9/06 Установка для очистки подземных вод от железа, марганца и солей жесткости. / Журба М.Г., Говорова Ж.М., Говоров О.Б. и др.: - № 2005114567/22; заявл. 14.05.2005; опубл. 10.11.200 Бюл. № 31
5.Патент 2230040 RU МПК C02F1/64, C02F103:06 Способ обезжелезивания подземных вод. / Потапенко В.А., Зельцер Ю.Г., Евсютин Г.В.;.-№ 2003108086/152003108086/15; заявл. 24.03.2003; опубл. 10.06.2004.
6.Патент 2275335 RU МПК C02F1/64, B01D39/06, B01J20/06, B01J20/30, C02F103/04 Фильтрующий материал для очистки воды от марганца и железа, способ его получения и способ очистки воды от марганца. / Губайдулина Т. А., Почуев Н. А.; заявл. 20. 12. 2005; опубл. 27.04.2006 Бюл. № 12.
УДК 338.3
Бенгина П.М., магистр института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева Россия, г. Самара ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА В РОССИИ
Статья посвящена анализу факторов, влияющих на состояние отрасли интернет-экономики и расчету удельных весов каждого из факторов. Проведен анализ взаимодействия политической, экономической, социокультурной и технологической сфер жизни с интернет- экономикой. ИНТЕРНЕТ- ЭКОНОМИКА, ДОМЕН, РЫНОК, ТЕМП РОСТА, ИНТЕРНЕТ, ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ФАКТОР
Первый домен был зарегистрирован в 1985 году и с тех пор влияние сети Интернет на мировую экономику растет. Всемирная паутина охватывает современный бизнес, вследствие чего, формируется понятие «интернет-экономика». Так, в Великобритании в 2012 году размер интернет-экономики составил 8,3% от ВВП. К 2016 году, согласно прогнозу Boston Consulting Group, ведущей международной компании, специализирующейся на управленческом консалтинге, данный показатель возрастет в два раза, причем для всех стран «Большой двадцатки», где размер экономики составит 4,2 триллиона долларов, а количество пользователей сети интернет в мире достигает 3,5 миллиардов человек, т.е. почти половины населения планеты.
Для анализа рынка электронной коммерции проведен PEST анализ отрасли интернет- экономики в РФ, который позволил выявить перечень факторов, влияющих на привлекательность сегмента интернет- проектов с точки зрения новых игроков. Полученный список представлен ниже:
- государственное регулирование отрасли и стабильность законодательства ;
- налоговая нагрузка в отрасли ;
- платежеспособность покупателей в отрасли ;
- курс национальной валюты;
- уровень инфляции ;
- уровень риска и неопределенности в отрасли ;
- эффективность логистической сети на территории РФ ;
- технологическое развитие отрасли (1Т, маркетинг, бизнес-процессы) ;
- размер рынка ;
- темп роста рынка и этап жизненного цикла ;
- барьеры входа в отрасль ;
- средняя прибыльность отрасли;
- интенсивность конкуренции между действующими игроками;
- доступность ключевых факторов успеха новым игрокам.
Среди данных факторов необходимо выбрать только те, которые оказывают наибольшее влияние на проекты в рассматриваемой отрасли.
С этой целью были привлечены эксперты. Для выбора экспертов были применены два критерия: опыт работы в отрасли интернет- экономики не менее семи лет и опыт управленческой деятельности не менее пяти лет. Пять человек откликнулись и согласились принять участие в экспертной оценке .
Выбор значимых факторов происходил с помощью выставления баллов (от 1 до 10) каждому из факторов, где 1 - фактор совершенно не имеет значения, 10 - фактор крайне значим в оценке привлекательности отрасли. По результатам экспертной оценки были отсеяны факторы со средним баллом 5 и менее. В итоговой список вошли 13 факторов (таблица 13). Оценка фактора с точки зрения влияния на привлекательность отрасли (столбец «величина фактора») определена на основе выводов предыдущих этапов исследования по шкале от 1 (крайне негативное влияние) до 10 (крайне позитивное). Взвешенная оценка каждого из факторов привлекательности отрасли представлена в таблице 1.
Таблица 1- Взвешенная оценка каждого из факторов привлекательности отрасли_
Фактор Удельный вес, % Величина фактора Взвешенная оценка
Государственное регулирование отрасли и стабильность законодательства 2,3% 8 0,18
Налоговая нагрузка в отрасли 2,3% 7 0,16
Платежеспособность покупателей в отрасли 1,9% 4 0,08
Курс национальной валюты 8,5% 4 0,34
Уровень инфляции 3,6% 2 0,07
Уровень риска и неопределенности в отрасли 3,9% 3 0,12
Динамика изменения интернет- аудитории (потенциальный спрос в отрасли) 3,8% 9 0,34
Размер рынка 8,8% 8 0,70
Темп роста рынка и этап жизненного цикла 8,5% 9 0,76
Барьеры входа в отрасль 19,9% 7 1,39
Средняя прибыльность отрасли 16,9% 8 1,35
Интенсивность конкуренции между действующими игроками 8,1% 3 0,24
Доступность ключевых факторов успеха новым игрокам 11,7% 4 0,47
Сумма 100% - 6,20
Для того, чтобы оценить удельные веса полученных факторов привлекательности отрасли, был использован метод аналитической иерархии, рассмотренный ранее - попарное сравнение факторов . Подробное описание попарного сравнения, произведенного экспертами, представлено в Приложении Б. С помощью полученных удельных весов найден средний по каждому из критериев (столбец «удельный вес» в таблице 13). Сумма взвешенных оценок всех факторов определяет итоговую оценку привлекательности отрасли и равна 6,2 балла из 10. Данный результат говорит о том, что отрасль интернет- экономики РФ обладает достаточной привлекательностью, чтобы рассматривать возможным вход в отрасль с точки зрения новых игроков. Однако, как было выявлено в ходе анализа, существует большое количество негативных факторов, поэтому итоговый результат оценки привлекательности получился невысокий. Основной негативный вклад внесли такие факторы как государственное регулирование отрасли и сложность получения ключевых факторов успеха новичками в отрасли.
Стоит отметить, что низкие барьеры входа, высокая потенциальная прибыльность и высокий темп роста рынка делают привлекательным интернет отрасль привлекательной как для инвесторов, так и для руководителей стартапов. В подтверждение этому существует статистика по открытию новых магазинов. Ежегодно открываются более пять тысяч крупных и малых интернет- магазинов, однако только 10% из них (то есть примерно 500) не закрываются в первый год и продолжают работать.
Таким образом, статистические данные подтверждают вывод о высокой привлекательности отрасли электронной торговли в целом, однако успешными становятся менее 10% новых участников отрасли, поскольку при создании нового проекта в интернете существуют дополнительные факторы, оказывающие сильное негативное влияние.
Использованные источники:
1.Гэд Томас. 4D Брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики.Ред. Г.Ивашевская, перевод с английского М.Аккая. — СПб: AvelineFinlandOy, 2000. — 133 с.
2.Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. - М.: Медиум, 1995