Научная статья на тему 'Интернет-дискурс как особый тип речи (Рецензирована)'

Интернет-дискурс как особый тип речи (Рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7044
1142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / БЛОГ / ЧАТ / TWITTER / SKYPE / ICQ / E-MAIL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ушаков Александр Александрович

Статья посвящена анализу основных коммуникативных жанров Интернет-дискурса, их лингвистических и экстралингвистических особенностей. Введено понятие о новом типе речи речи Интернет-дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-дискурс как особый тип речи (Рецензирована)»

УДК 81’42 ББК 81.001.9 У 93

Ушаков А.А. Интернет-дискурс как особый тип речи

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена анализу основных коммуникативных жанров Интернет-дискурса, их лингвистических и экстралингвистических особенностей. Введено понятие о новом типе речи - речи Интернет-дискурса.

Ключевые слова:

Интернет-дискурс, Twitter, блог, чат, Skype, ICQ, e-mail.

Ushakov А.А Internet discourse as special type of speech

Abstract:

The paper is devoted to the analysis of the basic communicative genres of the Internet discourse, their linguistic and extralinguistic features. The concept of new type of speech -Internet discourse speech - is introduced.

Keywords:

Internet discourse, Twitter, a blog, a chat, Skype, ICQ, e-mail.

Развитие информационных технологий в современном обществе стимулирует появление новых форм коммуникации, которые занимают свою нишу социуме. В настоящее время в лингвистике выстраивается новая когнитивная парадигма, развивающаяся в рамках интернет-дискурса. Инновационное направление исследований привлекает внимание известных ученых и обусловливает появление не только новых терминов, но и понятия о новом особом типе речи - речи интернет-дискурса [1: 3 - 7].

Интернет превратился в информационно-коммуникативную среду, занимающую все более значимое место, а во многих случаях - начинающую доминировать.

В Глобальной сети сформировались и продолжают развиваться самобытные коммуникативные жанры, основной языковой чертой которых является синтез письма и устной речи.

С одной стороны - текст, набранный на клавиатуре, порожденный не речевым аппаратом (Ср. реплику героини «чат-пьесы» В. Пелевина: «У меня пальцы не повернулись бы такое напечатать, вместо обычного клише типа: «У меня язык бы не повернулся сказать такое»), заочно переданный собеседнику, что может сопровождаться также разделенностью во времени. С другой - интонация устной речи. Как отмечает Н.Б. Мечковская [2: 441], в истории письменности еще не было такого массового потока натуральной речи, записанного («застолбленного», как бы остановленного буквами) и представленного на столь широкое обозрение. Интернет-общение привело к нейтрализации самой глубокой оппозиции типов речи - устной и письменной и создало, на наш взгляд, новый особый тип речи - речь интернет-дискурса.

В чатах, блогах, микроблогах, интернет-форумах, электронных письмах, социальных сетях продуцируются тексты, которые соединяют в себе свойства обоих типов речи.

Рассмотрим основные жанры интернет-дискурса и приведем анализ их

лингвистических и экстралингвистических особенностей, а также обозначим черты новой выстраивающейся когнитивной парадигмы.

Электронная почта (e-mail) - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети [3]. Первый в хронологическом плане жанр интернет-дискурса. Переписка по e-mail, как и обмен письмами по обычной почте - это чаще всего общение двух лиц, однако число адресатов может быть увеличено. Таким образом, создается возможность для своеобразного e-mail полилога. Но говоря о диалоге или полилоге по электронной почте, следует иметь в виду, что обычной является офлайн-коммуникация, при которой инициативное и ответное письмо разделены во времени. Существенно отличается от электронной почты жанр мгновенного обмена сообщениями, в котором ответ дается онлайн, сразу же. Для общения необходима клиентская программа, так называемый мессенджер (от англ. messenger — курьер). Переданы могут быть как текстовые сообщения, так и звуковые сигналы, изображения, видео. Сообщения появляются на экране собеседника, как только адресант отправил его.

Отличительной особенностью чатов также является общение онлайн, мгновенная передача сообщений. Кроме того, важно отметить карнавальность структуры чатов и их фатическую (контактоустанавливающую функцию). Н.Б. Мечковская считает, что чаты -своего рода «детская комната» сетевого общения, из которой развились более дисциплинированные и содержательные формы - форумы; из «привата» - мгновенный обмен сообщениями по ICQ [2: 448].

Широкую популярность в рамках интернет-дискурса приобрел жанр блога. Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Именно на возможности комментировать запись в блоге и строится коммуникация.

На сегодняшний день существует несколько наиболее продуктивных типов записей в блогах, один из которых - «Насмешки» [4: 28 - 32]. Блоги, автор которых пишет с юмором, имеют большой рейтинг:

Перлы комментатора Дмитрия Губерниева (биатлон):

- У Сан Саныча так шевелятся усы, что даже биатлонистки покачиваются!!!

- Так и движется к финишу этот неразлучный квартет из норвежца

- Полная победа статистики над спортсменом (про стрельбу Андресена)

- Бьорндален уже разлегся, а сейчас рядышком с ним устраивается Свен Фишер

- Стучу по голове, благо рядом ничего больше похожего на дерево нет...

- Сегодня нашим девушкам лёжа нет равных!!!

- «Русскаяракета» включает форсаж и идет, идет на норвежские бастионы!!!

- Наши футоболисты уже давно умерли бы от такой работы! Вы что, бегать два дня на третий, нееет! А тут каждый день! Это не для них!!!

- Эта трасса знакома немцу до последнего сугробика...

Отметим также, что погружение коммуниканта в сферу шутливой тональности дает большой простор для разнообразных видов речевой игры.

Понятие речетворчества, языковой или речевой игры, лингвистического эксперимента, языковой шутки неоднократно становилось в отечественной лингвистике предметом научного рассмотрения. Обзору разнообразных аспектов изучения перечисленных языковых явлений посвящено исследование В.З. Санникова «Русский язык в зеркале языковой игры». Языковая шутка здесь определяется как «языковая неправильность (или неточность), намеренно допущенная говорящим и именно так и понимаемая слушающим».

Анализируя природу языковой шутки, автор отмечает реализацию в ней стремления

говорящего к языкотворчеству, к интеллектуальному самоутверждению, желание развлечь, повеселить себя и собеседника, поэтому «языковая игра - это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель-психотерапевт» [5: 315].

В неофициальном общении в рамках интернет-дискурса присутствует стремление участника коммуникации сделать письменную речь похожей на устную. В результате использования разнообразных и специфических приемов речевой выразительности нередко проявляется феномен языковой игры. Главной функцией коммуникации в данном случае становится контактоподдерживающая функция. Средством же заполнения информационных лакун может стать лексическая игра.

Очевидно, что использование подобной словесной игры в рамках интернет-дискурса возможно при соблюдении некоторых условий:

- проявление игровой интенции, установки на игру;

- применение подобной игры в обстоятельствах, допускающих неформальное общение, в ряде разновидностей блогов, социальных сетях, чате;

- приятельские, дружеские отношения между коммуникантами.

Сфера функционирования речи в рамках интернет-дискурса предполагает использование письменной ее разновидности, что дает широкий простор для игр с орфографией, лексикой, пунктуацией. Тем не менее, это не исключает возможности экспериментировать с фонетическим строем языка, находя различные способы графического изображения особенностей произношения слов, интонации.

Стремительно развивается и популяризируется в медиапространстве жанр микроблога. Наиболее распространенным сервисом микроблогов является Twitter. Запись в Твиттере ограничена 140 символами, что обусловливает специфику общения. Акцент на экономии языковых средств определяет архитектонику текстов в микроблоге и, более того, -вектор развития когнитивной парадигмы коммуниканта. Свой аккуант в Твиттере имеют множество журналистов, писателей, спортсменов, певцов, общественных и интернет-деятелей, известных персон из различных сфер жизни. Регулярно обновляет свою страницу и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Сделал запись Президент и после известия о присуждения России права провести Чемпионат Мира по футболу 2018 года: «Ура! Победа! Мы принимаем Чемпионат-2018! Теперь нужно как следует готовиться к проведению ЧМ. И, конечно, достойно выступить», и после вечера, проведенного с Владимиром Путиным: «Вчера вечером с Владимиром Путиным посмотрели «Брестскую крепость». Неплохое кино о Великой Отечественной войне» [6].

Жанр социальных сетей чрезвычайно популярен как в Рунете («В Контакте» и «Одноклассники»), так и в зарубежном сегменте Глобальной сети («Facebook», «Myspace»). Модель коммуникации предполагает как публичное общение (записи на «стене»), так и приватное (личные сообщения). Несмотря на то, что большинство текстов, функционирующих в интернете являются креолизованными (содержат не только вербальные, но также иконические элементы, изображения, видео- и аудиоэлементы), именно на страницах социальных сетей во всей полноте проявляется мультимедийная природа интернет-коммуникации.

В рамках жанра социальных сетей виртуального дискурса можно выделить две группы коммуникационных инструментов:

1) собственно коммуникационные

2) интерактивные.

Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио- и видеоформатах.

Так, например, у пользователя самой популярной сети «В Контакте» существует возможность разместить какую-либо понравившуюся текстовую запись у себя на странице. Пользователи, имеющие доступ к прочтению заметок (чаще всего - из списка «друзей») в свою очередь, имеют возможность эту запись прокомментировать. Данная форма

коммуникации имеет много общего с общением в жанре блогов.

У одного из пользователей находим такой пример записи в заметках:

«Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: «Что значит любовь?» Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить.

Любовь - это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен.

Крисси, 6 лет

Любовь - это когда моя мама делает кофе папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный.

Дэнни, 7 лет

Любовь - это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставила его в одиночестве на весь день.

Мэри-Энн, 4 года

Ну, и, наконец - автор Лео Баскаглиа однажды объяснил смысл этого опроса. Целью его было найти самого заботливого ребенка.

Победителем стал четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену. Увидев, что мужчина плачет, ребенок зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил «Ничего. Я просто помог ему плакать».

Интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного данными (различных медиаформатов) взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. В отличие от коммуникационных инструментов, акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними. В противоположность коммуникационным инструментам, которые являются обычно асинхронными, интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т. п.) либо почти синхронно (службы мгновенного обмена сообщений, текстовые чаты и т. п.).

Совершенно особым жанром Интернет-дискурса является общение с помощью программы Skype. Данный вид коммуникации обеспечивает голосовую связь через Интернет, позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат), передачу файлов и групповую видеосвязь.

Таким образом, в настоящее время в Интернет-пространстве сложился и продолжает формироваться особый коммуникационный сегмент, обладающий характерными лингвистическими и экстралингвистическими особенностями, определяющими его уникальность. Очевидно, что речь интернет-дискурса занимает свою нишу в языковом континууме, поэтому в дальнейших исследованиях целесообразно провести ее системный анализ, определить баланс между устной и письменной составляющей, а также наметить перспективы дальнейшего развития.

Примечания:

1. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М., 2008. 272 с.

2. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до

Интернета. М.: Наука, 2009. 584 с.

3. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Email.

4. Ющук Е.Л. Блог: создать и раскрутить. М., 2008. 168 с.

5. Санников Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002. 552 с.

6. [Электронный ресурс]. URL: http://twitter.com/MedvedevRussia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.