Научная статья на тему 'Интернет-блог как инструмент социальной коммуникации Российской молодежи'

Интернет-блог как инструмент социальной коммуникации Российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
832
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / БЛОГ СФЕРА / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна, Кузьмина Марина Анатольевна, Макаров Юрий Николаевич

В статье отмечается, что современное общество переживает настоящую коммуникативную революцию. С каждым годом растет значимость инновационных СМК, в первую очередь компьютерной коммуникации в интернет-пространстве. Однако, глобальная сеть неоднородна, в ней выделяются различные элементы, в том числе и блоги. Актуальность исследования сетевых интернет-сообществ обусловлена тем, что с их возникновением и активным развитием происходит трансформация не только коммуникативной, но и социальной, культурной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ростова Антонина Тимофеевна, Кузьмина Марина Анатольевна, Макаров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-блог как инструмент социальной коммуникации Российской молодежи»

УДК 316

Ростова Антонина Тимофеевна

кандидат физико-математических наук, доцент, докторант Milena.555@mail.ru

Кузьмина Марина Анатольевна

соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета Milena.555@mail.ru

Макаров Юрий Николаевич

председатель Октябрьского районного суда. г. Ставрополь Milena.555@mail.ru

ИНТЕРНЕТ-БЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Antonina T. Rostova

candidate of physical and mathematical Sciences, associate professor, doctoral candidate Milena.555@mail.ru

Marina A. Kuz’mina

applicant. Department of philosophy and sociology, Adyghe State University Milena.555@mail.ru

Yurii N. Makarov

chairman of Oktyabrsky regional Court, Stavropol Milena.555@mail.ru

Internet blog as

A TOOL OF SOCIAL COMMUNICATION OF THE RUSSIAN YOUTH

Аннотация. В статье отмечается, что современное общество переживает настоящую коммуникативную революцию. С каждым годом растет значимость инновационных СМК, в первую очередь - компьютерной коммуникации в интернет-пространстве. Однако, глобальная сеть неоднородна, в ней выделяются различные элементы, в том числе и блоги.

Актуальность исследования сетевых интернетсообществ обусловлена тем, что с их возникновением и активным развитием происходит трансформация не только коммуникативной, но и социальной, культурной реальности.

Ключевые слова: интернет, блог сфера, молодежь.

Annotation. Modern society is undergoing a communication revolution. Every year there is a growing importance of innovative MSC, in the first place - computer communications in the Internet space. However, the global network is heterogeneous; it distinguishes various elements, including blogs.

The relevance of the research of network of the online community due to the fact that their emergence and active development is the transformation of not only communication, but also of social and cultural reality.

Keywords: Internet, blog sphere, youth.

Общение с помощью компьютерных сетей -принципиально новый пласт социальной реальности. Молодежь в силу своей инновационной направленности активно пользуется представившимися ей коммуникативными возможностями. Разумеется, общение молодежи в Интернете - разновидность межличностных отношений и отношений в группах, поэтому к ним можно применить общий подход. Стандартная (офлайновая) коммуникационная модель включает в себя «источник-сообщение-получатель», и на ее основе можно классифицировать обычные средства связи между людьми. Интернет многообразен, каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах [1].

виртуальных личностей. Если же молодой человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотив создания виртуальных личностей у него просто отсутствует [2].

Следует отметить, что во многих случаях может возникать зависимость молодежи от Интернета, при этом общение в Интернете становится сравнимым по важности с общением в обычной жизни. Обычно это происходит, если молодой человек испытывает определенные проблемы психологического характера (например, боязнь, подозрительность) в общении с другими людьми. Пытаясь реализовать потребность в общении через Интернет, он усугубляет существующие проблемы [3].

Интернет-блог завоевывает все большую популярность, занимая важное место в структуре молодежной коммуникации. Объясняется это общими коммуникационными тенденциями в

Если реальное общество ограничивает возможности самореализации молодого человека, у него появляется мотив для выхода в сеть и создания

110

обществе XXI века: виртуализацией процессов социального взаимодействия, информатизацией и «технизацией» повседневной жизни. Безусловно, молодое поколение в числе первых реагирует на эти «коммуникативные стимулы». Именно поэтому многие интернет-инновации активно используются именно молодежью. Блогосфера привлекает молодежь, прежде всего, неангажированностью, ощущением свободы, широкими возможностями личной презентации. В будущем, по-видимому, расширится сфера распространения блогов, их аудитория. В ближайшие несколько лет возможно еще большее расширение молодежного сегмента Интернета, соответственно, хорошие перспективы и у блогосферы.

В последние годы блоггеры стали обыденным элементом не только ограниченного интернетсообщества, но и прочно интегрировались в повседневную реальность, перестав быть экзотическим элементом реальности виртуальной. В связи с этим, возрос интерес к личностным: социальнодемографическим, социально-психологическим и социокультурным характеристикам блоггеров -коммуникаторов в сети Интернет, не обладающих в большинстве своем журналистским образованием. Однако, блоггеры стремятся присваивать себе вещательную инициативу, и наравне с профессиональными журналистами, правда, ограничиваясь рамками сети Интернет, влиять на аудиторию. Не удивительно, что в массовом сознании присутствует множество стереотипов относительно «портрета» типичного блоггера. В том числе, противоречивое, стереотипное восприятие блоггеров демонстрируют и российские студенты, представляющие своего рода интеллектуальную элиту страны. Именно поэтому актуален анализ представлений студенческой среды относительно феномена блоггеров, исследование специфики конструирования студентами собирательного образа блоггера.

Начало нового тысячелетия сопровождается трансформациями социальной реальности, обусловленными проникновением в общественные процессы новых технологий. Социальные последствия их развития в ХХ1 в. актуализировали осознание проблем, связанных с глобализацией и становлением информационного общества. Особая роль в изменении социальной реальности принадлежит становлению и функционированию сети Интернет. Ее развитие приводит к возникновению новых социальных практик. Из механизма передачи информации Интернет превращается не только в структурирующую, объединяющую людей социальную технологию, но и в самостоятельную сферу жизни, функционирование которой приводит к трансформации современного социального пространства.

Технологические изменения приводят к появлению новых типов интернет-сообществ, выполняющих иные, чем прежде, функции, вызывая к жизни противоречия, с которыми еще не приходилось сталкиваться пользователям. Интернет-сообщества выводят на новый уровень процессы самоорганизации в социуме, с одной стороны, предоставляя качественно иные возможности для развития индивида, с другой - способствуя возникновению новых практик манипулирования им.

Определяя понятие «сетевое интернет-

сообщество» отметим, что это возникающая в пространстве Интернет взаимосвязь индивидов и/или социальных общностей, основанием социокультурного единства которых выступает «общ-ностное знание», т.е. знание, разделяемое большинством членов сообщества, содержащее представления о данном сообществе и обуславливающее его интеграцию.

Существует два основных вида сетевых интернет-сообществ - контактные сообщества («чаты» и «форумы») и массово-контактные сообщества («социальные сети», наиболее популярные из них «Одноклассники», «В контакте»). Мы уделим больше внимания феномену массово-контактных сообществ, где реальное взаимодействие все чаще подменяется виртуальным: на индивидуальных страничках выкладываются личные фото- и видеоматериалы, происходит интимное, глубоко-личностное общение, в группы включаются или удаляются из групп другие пользователи сети. Этот феномен может нести в себе как позитивные, так и негативные социальные последствия, особенно для российской молодежи. Люди, безусловно, получают больше возможностей для общения, саморазвития, поиска близких себе по духу людей, но, в то же время, существует ряд опасностей: подмена реального общения виртуальным, интернет-аддикция, размещение личной информации, с которой могут ознакомиться практически все желающие и т.д.

Массово-контактные сообщества («социальные сети») являются сетевым объектом, с точки зрения как внешних, так и внутренних связей, и имеют внутреннюю сетевую структуру. Связи членов сообщества индивидуализируются: каждый выстраивает свою собственную сеть. Наряду с этим, можно отметить и такие отличительные признаки массово-контактного сообщества, как возрастание количества членов (до нескольких миллионов человек), большая временная протяженность в организации взаимодействия и его индивидуализация [4]. Происходит новая дифференциация социума по критерию включенности или не включенности в сетевые интернет-сообщества. Все происходящее в последние годы напоминает «большую игру» в сети Интернет, в которую играют взрослые, вполне респектабельные люди. Этот феномен требует социологического осмысления.

Таким образом, в современном обществе на фоне процессов глобализации и информатизации Интернет с каждым годом усиливает свою социальную значимость. Среди множества интернет-ресурсов выделяются и сетевые интернет-сообщества. Их появление привело к существенным изменениям стиля и образа жизни, социальных практик, особенностей общения и взаимодействия людей. Поэтому, вполне логично рассматривать сетевые интернет-сообщества как социокультурное явление, феномен духовной жизни общества XXI в. Сетевые интернетсообщества способствуют виртуализации повседневного общения, взаимодействия, опосредованию межличностных и групповых контактов людей.

111

Литература:

1. URL: http://spectator.ru

2. URL: http://gefo.ru/articles/29.htm

3. Паравозов И. Разговорчики в сетях // URL: http://inter.net.ru

4. Кончаковский Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен : авто-реф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010. С. 3-13.

Literature:

1. URL: http://spectator.ru

2. URL: http://gefo.ru/articles/29.htm

3. Paravozov I. Idle talks in the net // URL: http://inter .net.ru networks

4. Konchakovskii R.V. Network Internet community as a sociocultural phenomenon : dis. . cand. social. Sciences. Ekaterinburg, 2010. P. 3-13.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.