Научная статья на тему 'Интернет-блог как форма существования поэтического сообщества (на примере группы «ОДЕКАЛ»)'

Интернет-блог как форма существования поэтического сообщества (на примере группы «ОДЕКАЛ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БЛОГ / ОДЕКАЛ / ТРИКСТЕР / ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЫТ / МИСТИФИКАЦИЯ / INTERNET BLOG / ODEKAL / TRICKSTER / LITERARY STRATEGY / LITERARY ROUTINE / MYSTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катаев Филипп Андреевич

С позиций социологии литературы рассматривается литературная стратегия «ОДЕКАЛа» в том виде, как она отражена в интернет-блоге сообщества, который ведется его лидером Сергеем Паниным. Выделяются основные черты литературной стратегии «ОДЕКАЛа», такие как трикстерское поведение, мистификация, а также закономерная враждебность региональным культурным трендам, из которых наиболее ярким является проект Уральской поэтической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Blog as a Form of Poetic Community Existence (based on the Group ODEKAL)

The aim of the article is to analyze the latest period of existence of one of the largest non-formal poetic communities in Perm ODEKAL. Entries from ODEKAL online blog served as the primary research material. It is shown that trickster strategy of ODEKAL’s members adopted at the moment of group’s establishment (early 1990-s) has not only been preserved in the blog but also has acquired some new characteristics.

Текст научной работы на тему «Интернет-блог как форма существования поэтического сообщества (на примере группы «ОДЕКАЛ»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 146-151.

ИНТЕРНЕТ-БЛОГ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (на примере группы «ОДЕКАЛ»)

Исследование выполнено при поддержке гранта 058-П Программы стратегического развития ПГГПУ.

С позиций социологии литературы рассматривается литературная стратегия «ОДЕКАЛа» в том виде, как она отражена в интернет-блоге сообщества, который ведется его лидером Сергеем Паниным. Выделяются основные черты литературной стратегии «ОДЕКАЛа», такие как трик-стерское поведение, мистификация, а также закономерная враждебность региональным культурным трендам, из которых наиболее ярким является проект Уральской поэтической школы.

Ключевые слова: интернет-блог, ОДЕКАЛ, трикстер, литературная стратегия, литературный быт, мистификация.

Вопрос влияния интернет-технологий на литературное поле, несмотря на сравнительно недавнюю его постановку, уже ощущается как серьезная исследовательская задача. В спектре проблем, касающихся осмысления этого процесса, можно выделить несколько магистральных линий. Во-первых, это исследования, связанные с изучением трансформаций поэтики художественного текста под действием компьютерных технологий [9; 1]. Во-вторых, исследование процесса формирования литературной среды в интернет-пространстве [5; 3], а также проблема легитимации литераторов, рассматривающих Интернет как главный (и часто единственный) канал связи с читателем [10]. В-третьих, это вопросы литературно-бытового характера, то есть соотношение бумажной и сетевой литературной среды: как меняется авторская стратегия при переходе из среды бумажной литературы в область электронной (само)публикации, какие стратегии в наибольшей степени сочетаются с особенностями интернет-пространства, а какие, напротив, вступают с ним в жесткую оппозицию [17]. Именно исследованию последней проблемы и посвящена настоящая статья.

В исследовательском фокусе - пермское поэтическое сообщество «ОДЕКАЛ», появившееся на литературной арене региона в 1991 г. прошлого века [4. С. 150]. На сегодняшний момент одним из основных медийных каналов, отражающих деятельность сообщества, является сетевой блог «ОДЕКАЛ СС», располагающийся по адресу: odekalss.livejournal. сот. Буквы «СС» являются инициалами бессменного лидера сообщества Сергея Сигерсо-

на (настоящая фамилия Панин). Блог odekalss появился недавно (первая запись датируется 12 июня 2013 г.) и является не единственным сетевым представительством ОДЕКАЛа (еще есть блог ОДЕКАЛ КЫ, который ведет другой представитель группы, Кассиус Нокдаун), но в рамках данной статьи мы фиксируем свой взгляд именно на блоге Сигерсона как месте наиболее ярких манифестаций деятельности сообщества.

Выбор такого объекта изучения неслучаен. Во-первых, это одно из наиболее многочисленных неформальных творческих объединений на пермской региональной арене. С. Дюкин в статье «Вирус ОДЕКАЛ», ссылаясь на Д. Панина, указывает точное число участников в период наивысшей популярности арт-группы (первая половина 90-х гг.) - 21 одекаловец [6. С. 87] или, как называет их сам Панин, «одекалона» [4. С. 151] (упомянув «ОДЕКАЛ» в его сопричастности к Перми, мы должны оговориться, что С. Панин категорически отрицает любую свою связь с географией и ментальностью уральского региона). Во-вторых, по оценке В. Кальпиди, С. Панин «по самоотверженности, аскетично-сти и длительности творческих усилий, безусловно, претендует на роль культурного героя» [19. С. 456]. В-третьих, сама деятельность «ОДЕКАЛа» никогда не была сосредоточена только лишь на генерации художественных текстов. Акционизм участников всегда носил интермедиальный характер, что, безусловно, близко интернет-пространству, где соседство вербального и визуального текстов неизбежно.

Подробная история деятельности «ОДЕКА-Ла» в 90-е гг. изложена в энциклопедии «Ураль-

ская поэтическая школа» (См. статьи «Культовый герой Ф Культурный герой» [19. С. 452463] и «Инфраструктура I I. Группы, студии, клубы, объединения, фонды» [19. С. 491515]), статьях «Вирус ОДЕКАЛ» С. Дюкина [6. С. 84-93] и «В людях мои университеты (Записки по памяти)» авторства самого С. Панина [4. С. 147-153]. Последнюю, думается, можно рассматривать в качестве своеобразного литературного перформанса, призванного обосновать феномен «ОДЕКАЛа» как факт общемирового культурного пространства. Однако во всех вышеперечисленных источниках деятельность сообщества описывается с упором на период 90-х гг., то есть на время наиболее активной деятельности арт-группы. Современный же период жизни «арт-коммуны» [14. С. 100], проходящий в условиях почти полной анонимности, когда практически единственным информационным медиумом для открытого обозначения творческой деятельности является интернет-блог, в исследовательской литературе не затронут. Между тем, может статься, что продвижение «ОДЕКАЛа» именно через сетевую среду дало новый импульс сообществу, позволило по-новому развернуться избранной литературной стратегии.

Далее мы рассмотрим основные особенности одекальской эстетической позиции относительно ее воплощения в сетевом блоге арт-группы.

Виталий Кальпиди, давая характеристику деятельности Сергея Панина как идейного лидера «ОДЕКАЛа», назвал его культурным героем. Однако, не отрицая его созидательной роли в обустройстве культурного пространства, на наш взгляд, роль Панина прямо противоположна. Он не культурный герой, а, скорее, трикстер от культуры. Фигуру трик-стера мы вслед за Марком Липовецким определяем как «устойчивую риторическую конструкцию, повторяющуюся в литературах и культурах различных эпох» [8. С. 226]. При этом М. Липовецкий в статье «Трикстер и "закрытое" общество», задавая такую модель понимания, прицельно анализирует трикстерство на определенном историческом этапе - советском. Модель советского трикстера, описанная Липовецким, точно подходит и к культурной стратегии одекаловцев, мировоззрение которых сформировалось под действием советской культуры. Сам С. Панин пишет, что все началось «с самого начала 80-х, когда несколько колымских школьников из кубанских пересе-

ленцев, начитавшись приключенческих исторических романов да книжек серии "Пламенные революционеры", осознали себя партизанами культуры, неуловимыми мстителями мертвому искусству, красными дьяволятами художественного авангарда, ничевсеками (Все в Ничто, Ничто во Всем)» [14. С. 103].

Итак, советского трикстера изобличают: амбивалентность и функция медиатора, ли-минальность (пограничное состояние), плутовство как художественный жест, связь с сакральным контекстом [8. С. 226].

Амбивалентность как ядро трикстерства в деятельности «ОДЕКАЛа» проявляется уже в самой их эстетической позиции. Если формально «одекалонов» можно причислить к концептуалистам, ориентирующимся на ОБЭ-РИУтов, дадаистов и сюрреалистов, то сам С. Панин «присваивает компании всю мировую культуру, говоря о том, что корни "ОДЕ-КАЛа" обнаруживаются "в европейской школе абсурдизма и авангарда, начиная с маньеризма, барокко, барона Мюнхгаузена, Лотреамона, Артюра Рембо, Гийома Апполинера, "проклятых поэтов", английской поэзии абсурда, Льюиса Кэрролла и кончая германским экспрессионизмом..."» [6. С. 87]. В этом чувствуется изначальная установка на внеморальность в искусстве: вписывание себя сразу в весь контекст европейской культуры равносильно и отторжению всего культурного пласта, что, кстати, сближает «ОДЕКАЛ» еще и с нигилистическими традициями русского футуризма, пропущенными через призму интеллектуального шутовства и детской наивности. Здесь стоит заметить, что подобная ориентация на внеморальность как нельзя лучше соотносится со спецификой интернет-канала. Писатель и журналист Сергей Кузнецов, считающийся одним из пионеров рунета, указывает, что освоение интернет-пространства в России началось именно с создания концепции предельной, абсолютной свободы и свободного общения как условия существования в сетевой среде [7. С. 10].

Лиминальность, то есть пребывание в пограничном состоянии, когда объект не принадлежит ни одной из сторон, ярко прослеживается в одекальской эстетике и в том числе в блоге С. Сигерсона. Главным образом это проявляется через отказ от собственного «Я», что всегда было присуще «одекалонам». Например, в посте от 20 июля 2014 г. приводится отсканированная версия одекальского мани-

феста «ЖУЖАЛОБЫ», где на первой же странице декларируется принцип анонимности: «АНАНИМИКА. мы то есть хобо омангиль-ды тетерин и прочие выдуманные гагаграфом мнимые живые люди люди поэты негодуем. Восклицательный знак. Нас на самом деле нет в природе. И вам это хорошо известно» [11]. Анонимность является одной из главных черт лиминальности [18. С. 176], однако здесь можно говорить только о мнимой анонимности, так как в тексте утверждается полное отсутствие (в том числе и физическое) авторов текста, которых якобы придумал «гагаграф» (видоизмененный псевдоним С. Панина «Дадаграф», использовавшийся в 90-е гг.). То есть они одновременно и живы и мертвы, что можно назвать максимальной по силе манифестацией пограничного состояния.

Интернет, в силу своих специфических особенностей, является благоприятной средой для создания различного рода мистификаций. Уже упоминавшийся С. Кузнецов в романе «Гроб хрустальный: версия 2.0» иронично обыгрывает эту особенность, предлагая узаконить «пре-зумпию виртуальности», когда в создаваемый человеком интернет-образ нужно верить до тех пор, пока не доказано обратное. Практика подобных интернет-мистификаций уже подробно исследована Е. Горным [2. С. 211-235; 3]. Виртуальная личность в Интернете - это личность, «создаваемая человеком или группой людей, порождающая семиотические артефакты и/или описываемая извне» [2. С. 211].

В блоге «ОДЕКАЛа» также создается своя виртуальная личность. Правда, генерируется она уже на готовом литературном фундаменте героя Р. Э. Распе барона Мюнхаузена ^ека^. livejournal.com/tag/БАМ). Одекальский Мюн-хаузен создается как «народный проект» (очередное отречение от авторства): в блоге выкладываются фотографии якобы памятников барону (на деле посвященные совершенно другим личностям), рисованные изображения барона, а также приводятся рассуждения самого Мюн-хаузена на различные темы. Фотографии памятников и особенно портреты Мюнхаузена в большинстве своем создаются «не одекалонными» людьми. Сама технология такого коллективного творчества получила широкое распространение именно в сетевой среде в силу того, что при большом количестве соавторов невозможно выстроить единый нарратив, поэтому наиболее выигрышной становится стратегия тиражирования различных вариаций одного концепта.

Барон Мюнхаузен представлен не просто объектом описания - он «автор» одной из рубрик «Свежие мысли барона Мюнхаузена». В рамках рубрики публикуются сюжеты новых приключений барона, а также рассуждения Мюнхаузена на различные темы. Именно в этих рассуждениях и раскрывается в полной мере виртуальная личность барона-«одекалона». Если в фотографиях памятников и портретах еще сохраняются отсылки к его первичному литературному прототипу, то здесь связь с героем Распе полностью исчезает: Мюнхаузен помещается в различные культурные контексты (русские народные сказки, бандитские годы Перестройки, аристократизм викторианской эпохи и так далее) и, более того, может оказаться вообще кем угодно, даже А. С. Пушкиным: «Не все знают, что я, барон Мюнхаузен - автопортрет А. С. Пушкина. Из-под белого парика с косицей упрямо пробиваются черные кудри с бакенбардами. Лезут во все стороны. Бравые гусарские усы довершают дело» [12]. Барон предстает как полностью дематериализованный дух плута и трикстера, становится своеобразной тотемной сущностью ОДЕКАЛа, его сетевым alter ego, информационным мемом.

Однако не весь блог ОДЕКАЛа сводится только к мистификационной работе. В блоге регулярно публикуются архивные фотографии 80-90-х гг., видеозаписи, рисунки, отсканированные копии самиздатских книжек ОДЕКА-Ла, описания различных акций участников арт-группы. В этом проявляется еще одна особенность сетевого блога как формы коммуникации, а именно установка на документальность. Но и документальность здесь часто смешивается с фарсом и иронией. Остановимся подробнее на разделе «АКЦИИ» (odekalss.livejournal. com/tag/АКЦИИ), где приводятся различные текстовые описания «одекалонных» перфор-мансов. Каждое такое описание выстроено по одинаковой схеме: название акции, начинающееся со слова «Опыт» (напр. «Опыт придания денежным единицам бесценности посредством дополнения»), список действующих лиц, место проведения, время проведения, ход акции, и, самое главное, итог акции. Такая жесткая структурированность описаний «Опытов...» является ловушкой для читателя, так как одной из главных задач этих текстов является высмеивание любых проявлений серьезного. Например, в «Опыте открытия подземной Америки без форсирования океана воды да океана времени» описывается безобидное чудачество,

само по себе лишенное открытого эпатажа: «в охраняемой школе сигерсон обнаруживает выброшенную настенную карту америки. во время вечернего похода к электричке карта открывается разворачивается раскладывается на ступеньках подземного перехода у гознака» [15]. Однако в концептуальном обосновании описанные действия обретают практически сакральный характер: «любой как спешащий на трудовую смену так и праздношатающийся гуляка получает возможность открыть свою америку. неожиданность встречи с далеким континентом гарантирует пристальное внимание к его особенностям. что значительно облегчает запоминание сложного обычно географического материала. форсирования океанов как временных так и пространственных удалось избежать. укреплена дружественная связь народов мира. художник выступил посланцем не только достаточно жосткой школы но и доброй воли» [15]. Описания реальных акций ОДЕКА-Ла, таких как распространение своих стихов при помощи денежных купюр также получают свои сакральные обоснования.

Форма сетевого блога очень гармонично сочетается с эстетикой творчества ОДЕКАЛа, позволяя транслировать ее на широкую аудиторию, не изменяя своей ориентации на трик-стерскую стратегию поведения и анонимность в творчестве, так как хоть формально в названии блога и закреплена его авторская принадлежность (инциалы СС в названии), интенсивность прибавления нового материала (до 15 постов в день) дает основание полагать, что это итог коллективного творчества «одекалонов». В блоге генерируется своя гиперреальность, некая космологическая картина мира, где ОДЕКАЛ предстает перводвигателем и первопричиной всего. Посты-документы (фото, видео, сканы самиздата) перемежаются стихами и философскими размышлениями барона Мюнхаузена, образуя неповторимый синтез в описании многочисленных перформансов, некоторые из которых изначально не несли в себе эстетического заряды, но будучи описанными в блоге, приобрели черты сакрального действа, магического влияния на окружающий мир.

Более того, уже упомянутое стремление С. Панина вписать «ОДЕКАЛ» в весь мировой контекст как нельзя лучше подходит именно для формы интернет-блога, упраздняющего географическую принадлежность. Последнее замечание представляется особенно важным, так как в блоге не раз встречаются записи,

опровергающие принадлежность арт-группы к Уральской поэтической школе - культуртрегерскому детищу В. Кальпиди, одному из крупных трендов последних лет. С. Сигерсон даже изобретает свое наименования для этого движения, «упеш и упешки»: «опять одекал в роли упешки бродит теми же тупиковыми тропками что и большое чудище упеша» [16]. Установка на трикстерскую модель поведения с ее склонностью к плутовству и внеморальности естественным образом отрицает перспективу быть вписанным в какое-либо одно строго определенное явление. Это вдвойне верно, так как процесс легитимации уральской поэтической школы как состоявшегося факта литературной истории еще окончательно не совершился, поэтому слова пермского критика Ю. Куроптева, приведенные в блоге ОДЕКАЛа, видятся на данный момент наиболее правдивыми: «УПШ и ОДЕКАЛ - два зазеркалья» [16]. Если УПШ делает ставку на консолидацию поэтов по месту географического обитания, то ОДЕКАЛ скорее стремиться занять другую позицию, где местом обитания становится культурное пространство во всей его совокупности и Интернет видится здесь наиболее удачным медийным каналом для трансляции такой идеи.

Список литературы

1. Абашева, М. П. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность / М. П. Абашева, Ф. А. Катаев. Пермь, 2013. 168 с.

2. Горный, Е. Виртуальная личность как жанр творчества // Control + Shift : сб. статей. М., 2009. С. 211-235

3. Горный, Е. Онтология виртуальной личности [Электронный ресурс] // Сетевая словесность. 25 апреля 2007. URL: http://netslova.ru/ gorny/selected/ovl.html.

4. Дадаграф (С. В. Панин). «В людях мои университеты (Записки по памяти)» // Вестн. Перм. ун-та. 2011. № 3 (17). История. С. 147-153.

5. Долгополов, А. Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования : дис. ... канд. филол. наук. Тольятти, 2005.168 с.

6. Дюкин, С. Вирус ОДЕКАЛ // Вещь. 2011. № 4. С. 84-94.

7. Кузнецов, С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004. 456 с.

8. Липовецкий, М. Трикстер и «закрытое» общество // Новое лит. обозрение. 2009. N° 100. С.224-245

9. Маркова, Т. Н. Авторские жанровые номинации в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопр. лит. 2011. № 1. С. 280-290

10. Пономарева, Е. В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве // Урал. филол. вестн. Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2012. № 1. С. 193-207

11. Сигерсон, С. Жужалобы [Электронный ресурс] // ОДЕКАЛ СС. Сетевой блог Сергея Сигерсона. 20 июля 2014а. URL: http://odekalss. livejournal.com/690525.html.

12. Сигерсон, С. Из народного проекта свежие мысли барона мюнхаузена [Электронный ресурс] // ОДЕКАЛ СС. Сетевой блог Сергея Сигерсона. 22 мая 2014б. URL: http://odekalss. livejournal.com/593620.html.

13. Сигерсон, С. Наступление зомби или упеша [Электронный ресурс] // ОДЕКАЛ СС. Сетевой блог Сергея Сигерсона. 22 апреля 2014в. URL: http://odekalss.livejournal. com/537914.html.

14. Сигерсон, С. Опыт построения арт-коммуны на отдельно взятом болоте // Вещь.

2012. № 1 (5). С. 100-107

15. Сигерсон, С. Опыт открытия подземной америки без форсирования океана воды да океана времени [Электронный ресурс] // ОДЕКАЛ СС. Сетевой блог Сергея Сигерсона. 25 июля 2014г. URL: http://odekalss.livejournal. com/698188.html.

16. Сигерсон, С. УПЕША СО СВОИМИ УПЕШКАМИ [Электронный ресурс] // ОДЕКАЛ СС. Сетевой блог Сергея Сигер-сона. 27 апреля 2014г. URL: http://odekalss. livejournal.com/548155.html.

17. Сидорова, А. Коммуникативные стратегии и культурные практики в поле литературы. Барнаул, 2009. 214 с.

18. Тэрнер, В. Символ и ритуал. М., 1983. 277 с.

19. Уральская поэтическая школа: энциклопедия / под ред. В. О. Кальпиди. Челябинск,

2013. 607 с.

References

1. Abasheva, M. P., Katayev, F. A. (2013). Russkaya proza v epokhu interneta: transformat-sii v poetike i avtorskaya identichnost' (=Rus-

sian Prose in the Internet Epoch: Transformations in Poetics and Author's Identity). Perm. 168 p. ISBN978-5-85218-695-9

2. Gornyi, E. (2009). Virtual'naya lichnost' kak zhanr tvorchestva (=Virtual Identity as a Genre) // Control+Shift: Sbornik statej (=Control+Shift: Collection of articles). Moskva. P. 211-235.

3. Gornyi, E. (2007). Ontologiya virtual'noy lichnosti (=The Ontology of a Virtual Identity) // Setevaya slovesnost' (=On-line Philology). URL: http://netslova.ru/gorny/selected/ovl.html

4. Dadagraph (Panin, S. V.). (2011). V ly-udyakh moi universitety (zametki po pamyati) (=In People are my Universities (Notes From Memory)) // Vestnik Permskogo Universiteta: Is-toriya (= Perm State University Bulletin: History). № 3 (17). P. 147-153.

5. Dolgopolov, A. (2005). Formirovaniye liter-aturnogo protsessa v rossiyskom Internete: struk-tura, osobennosti organizatsii i funktsionirovaniya (=Formation of the Literary Process in the Russian Internet: Structure, Characteristics of its Organization and Functioning). PhD Thesis in Philology. Tolyatti. 168 p.

6. Dyukin, S. (2011). Virus ODEKAL // Vesch (=Thing). № 4. P. 84-94.

7. Kuznetsov, S. (2004). Oshchupyvaya slona: Zametki po istorii russkogo Interneta (=Feeling the Elephant: Notes on the History of the Russian Internet). Moskva. 456 p. ISBN 5-86793-331-8

8. Lipovetsky, M. (2009). Trikster i «zakry-toye» obshchestvo (=Trickster and the «Closed» Society) // Novoye Literaturnoye Obozryeniye. № 100. P.224-245.

9. Markova, T. N. (2009). Komp'yuternyye tekhnologii i komp'yuternyye priyemy v noveyshey proze (=Computer Technology and Computer Techniques in Modern Prose) // Filo-logicheskiy klass (=Philology Class). № 21. P.17-19.

10. Ponomareva, E. V. (2012). «Oppozitsiya» ili «pozitsiya»: setevaya literatura v sovremen-nom literaturnom prostranstve (= «Opposition» or «Position»: Network-based Literature in Modern Literary Field) // Ural'skiy filologicheskiy vestnik. Seriya: Russkaya literatura XX-XXI ve-kov: napravleniya i techeniya (=The Ural Philological Bulletin. Series: Russian Literature of the XX-XXI centuries: trends and movements). № 1. P.193-207.

11. Sigerson, S. (2014a). Zhuzhaloby // ODEKAL SS. Setevoy blog Sergeya Sigersona (=Online blog of Sergei Sigerson). July 20, 2014. URL: http://odekalss.livejournal.com/690525.html

12. Sigerson, S. (2014b). Iz narodnogo proyekta svezhiye mysli barona myunkhauzena (= From a People's Project Fresh Ideas of Baron Munchausen) // ODEKAL SS. Setevoy blog Ser-geya Sigersona (=Online blog of Sergei Sigerson). May 22, 2014. URL: http://odekalss.livejournal. com/593620.html

13. Sigerson, S. (2012). Opyt postroyeniya art-kommuny na otdel'no vzyatom bolote (=An Attempt of Building an Art-Commune in a Given Swampland) // Vesch (=Thing). № 1 (5). P. 100107.

14. Sigerson, S. (2014c). Nastuplenie zombi ili upesha (=attack zombies or upesha) // ODEKAL SS. Setevoy blog Sergeya Sigersona (=Online blog of Sergei Sigerson). April 22, 2014. URL: http://odekalss.livejournal.com/537914.html.

15. Sigerson, S. (2014d). Opyt otkrytiya podzemnoy ameriki bez forsirovaniya okeana vody da okeana vremeni (=An Attempt of Discovering

Underground America Without Forcing the Ocean of Water and the Ocean of Time) // ODEKAL SS. Setevoy blog Sergeya Sigersona (=Online blog of Sergei Sigerson). July 25, 2014. URL: http:// odekalss.livejournal.com/698188.html.

16. Sigerson, S. (2014e). UPESHA SO SVO-IMI UPESHKAMI // ODEKAL SS. Setevoy blog Sergeya Sigersona (=Online blog of Sergei Sigerson). April 27, 2014. URL: http://odekalss.live-journal.com/548155.html.

17. Sidorova, A. (2009). Kommunikativnyye strategii i kul'turnyye praktiki v pole literatury (=Communicative Strategies and Cultural Practices in the Field of Literature). Barnaul. 214 p.

18. Turner, V. (1983). Simvol i ritual (=Sym-bol and Ritual). Moskva. 277 p.

19. Ural'skaya poeticheskaya shkola: entsik-lopediya (=The Ural Poetic School: Encyclopedia) (2013) / Ed. by V. O. Kalpidi. Chelyabinsk. 607 p. ISBN 978-5-86626-107-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.