Научная статья на тему 'Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках'

Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС / ТОЧКА РОСТА / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / СТАГНИРУЮЩИЕ РЫНКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / GROWTH POINT / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / STAGNATING MARKETS / INTERNET BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Е. С., Попкова Е. Г.

В статье рассмотрена проблема необходимости инновационного катализатора роста предприятий в посткризисных условиях мирового экономического развития. Акцентирована направленность финансово-экономического инструментария глобального информационнокоммуникационного пространства на осуществление процесса интенсивной активизации реализационно-сбытового цикла предприятий, выводящей их на новый уровень функционального развития в условиях дисбалансированной экономической среды в мире. Произведена оценка настоящего положения рынков мировой торговли посредством анализа показателей открытой статистической базы Всемирной Торговой Организации. Приведен широкий спектр данных социально-аналитического характера, подтверждающих актуальность и конкурентоспособность электронного бизнеса, обоснованных осуществлением прогрессирующей дифференциации его современной структуры и эффективным преодолением негативных последствий финансово-экономического кризиса. На основе выделения и соотнесения особенностей двух ключевых рассматриваемых объектов презентована и аргументирована возможность трактовки интернет-бизнеса в новом качестве точки роста стагнирующих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-commerce as a business’s growth point in the stagnating markets

In the article, a need for a «catalyst» for innovative enterprises in the post-crisis global economic development is discussed. The authors stress out orientation of financial and economic tools of global information and communication space to intense activation of production-supply circles that will promote companies on a new level of functional development in unbalanced economic environment. An assessment of the present situation in the world trade markets by analyzing open statistical WTO database in conducted. A broad range of data and social analytics confirm the relevance and competitiveness of e-business, which is based on the progressive differentiation of its contemporary structure and effective overcoming of the financial and economic crisis's negative effects. After the elicitation and correlation of the research objects' key features the possible interpretations of the e-commerce as a new growth point at the stagnating enterprises are presented.

Текст научной работы на тему «Интернет-бизнес как точка роста предприятий на стагнирующих рынках»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5

ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС КАК ТОЧКА РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ НА СТАГНИРУЮЩИХ РЫНКАХ

АКОПОВА Е.С.,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Коммерция и логистика», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: sаdоvnkh77@mаiLш;

ПОПКОВА Е.Г.,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ),

e-mail: 210471@mail.ru

В статье рассмотрена проблема необходимости инновационного катализатора роста предприятий в посткризисных условиях мирового экономического развития. Акцентирована направленность финансово-экономического инструментария глобального информационнокоммуникационного пространства на осуществление процесса интенсивной активизации реализационно-сбытового цикла предприятий, выводящей их на новый уровень функционального развития в условиях дисбалансированной экономической среды в мире. Произведена оценка настоящего положения рынков мировой торговли посредством анализа показателей открытой статистической базы Всемирной Торговой Организации. Приведен широкий спектр данных социально-аналитического характера, подтверждающих актуальность и конкурентоспособность электронного бизнеса, обоснованных осуществлением прогрессирующей дифференциации его современной структуры и эффективным преодолением негативных последствий финансово-экономического кризиса. На основе выделения и соотнесения особенностей двух ключевых рассматриваемых объектов презентована и аргументирована возможность трактовки интернет-бизнеса в новом качестве точки роста стагнирующих предприятий.

Ключевые слова: интернет-бизнес; точка роста; мировой финансовый кризис; стагнирующие рынки; электронная коммерция.

E-COMMERCE AS A BUSINESS'S GROWTH POINT IN THE STAGNATING MARKETS

AKOPOVA YE.S.,

Doctor of Economic Sciences, Professor of «Commercial and Logistics» Rostov State Economic University e-mail: sadovnich77@mail.ru;

POPKOVA YE.G.,

Doctor of Economic Sciences, Professor of «World Economy and Economic Theory» Volgograd State Technical University e-mail: 210471@mail.ru

In the article, a need for a «catalyst» for innovative enterprises in the post-crisis global economic development is discussed. The authors stress out orientation of financial and economic tools of global information and communication space to intense activation of production-supply circles that will promote companies on a new level of functional development in unbalanced economic environment. An assessment of the present situation in the world trade markets by analyzing open statistical WTO database

© Е.С. Акопова, Е.Г. Попкова, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

in conducted. A broad range of data and social analytics confirm the relevance and competitiveness of e-business, which is based on the progressive differentiation of its contemporary structure and effective overcoming of the financial and economic crisis's negative effects. After the elicitation and correlation of the research objects' key features the possible interpretations of the e-commerce as a new growth point at the stagnating enterprises are presented.

Keywords: e-commerce; growth point; global financial crisis; stagnating markets; internet business.

JEL classification: D24, F13, L81.

Введение

В условиях современного стечения экономических обстоятельств бизнес-структура общества в который раз лицом к лицу столкнулась с явлением стагнирующих рынков в период мирового финансового кризиса. Его рецессивное влияние, не раз обсуждаемое в различных видах научно-исследовательских изданий, как нельзя точнее обосновывает поведение финансово-экономических показателей в бизнес-векторе мировой экономики.

Природа кризиса падения эффективности капитала и влияние его стагнационных последствий на развитие предприятий в условиях отсутствия стабильности финансово-экономической среды были рассмотрены в работах Ха-зина М.Л. и Мау В.А., Пелли T., основанных на качественном изучении структуры и особенностей кризисных явлений современности (Хазин, 2008; Мау, 2009; Palley, 2012). Применение инструментария «воронок отсталости» в структуре методологии измерения диспропорций экономического роста, а также поиск оптимальных решений проблемы эффективности стратегий развития предприятий в условиях посткризисного периода рассмотрены в работе (Попкова, 2010). Предложения по ориентированию функционирования предприятий на интенсивное применение инновационных финансово-экономических инструментов в сфере глобального информационно-коммуникационного пространства были предложены в работах Антоновой И.В. и Смольковской И.М., освещающих проблему использования возможностей электронной коммерции как катализатора развития мировой экономики (Антонова, 2006; Смольков-ская, 2012; Davis, 2013).

В ходе настоящего исследования был применен метод системного подхода, способствующий осуществлению детального рассмотрения и конструктивной оценки общей структуры его проблематики. Использование описательного аспекта реализации выбранного метода обусловлено структурной организованностью современной экономической среды, зависимостью ее общего состояния от внешних и внутренних воздействий кризисных явлений, а также общей трансформации содержания в результате появления новых катализаторов развития отдельных элементов.

1. Стагнирующие рынки в условиях мирового финансового кризиса

Стагнационные последствия кризиса имеют ряд отличительных черт (особенностей), свойственных траектории развития коммерческих рынков в условиях экономической неопределенности на современном этапе:

♦ ужесточение условий кредитования в рамках банковского кризиса, что делает сложности в получении кредитов главным отрицательным фактором в отношении импорта товаров и услуг;

♦ порождение банковским кризисом обесценивания валюты и роста волатильности;

♦ активизация политики протекционизма с сопутствующими ей повышением тарифов, более высокой частотой применения антидемпинговых мер, реализацией условий пакетов стимулирующих мер, предписывающих поддержку только внутренних производителей.

Совокупность этих факторов провоцирует падение стабильных показателей рынков мировой торговли и значительным образом осложняет процесс их посткризисного восстановления. Подтверждением данной позиции служат графики (рис.1а, б), построенные на основе данных открытой базы статистических показателей Всемирной Торговой Организации и демонстрирующие снижение рыночных позиций с точки зрения импорта в отдельных участках мировой торговли в процентном выражении за период 2008-2009 гг. Проблемы современной торговли с точки зрения структур маркетинговых аномалий предприятия были рассмотрены в работе (Майер, 2011).

Наибольшие потери в годы мирового финансового кризиса понесли восемь европейских рынков (рис. 1а), показатели снижения финансовых оборотов которых превысили 24%: 1 - рынки железа и стали (-116718 млн долл.); 2 -топлива и продуктов горнодобывающей промышленности (-291623 млн долл.); 3 - руд и других полезных ископаемых (-27600 млн долл.); 4 - цветных металлов (-52284 млн долл.); 5 - продуктов автомобильной промышленности (-206875 млн долл.); 6 - неэлектрических приборов (-177373 млн долл.); 7 - интегральных схем (-18297 млн долл.); 8 - производственных механизмов и транспортного оборудования (-574923 млн долл.).

На территории Российской Федерации было выявлено шесть стагнирующих рынков (рис. 1б), преодолевших процентный порог показателя снижения объема товарооборота: 1 - рынки продуктов автомобильной промышленности (-2099 млн долл.); 2 - железа и стали (-12881 млн долл.); 3 - топлива и продуктов горнодобывающей промышленности (-133478 млн долл.); 4 - продуктов химической промышленности (-10089 млн долл.); 5 - продуктов обрабатывающей промышленности (-30912 млн долл.); 6 - производственных механизмов и транспортного оборудования (-5009 млн долл.).

а)

б)

Причиной такого резкого сокращения импорта в мировой торговле во время глобального спада 2009 г. стало не что иное, как возникновение опасений рецидива Великой депрессии с последующим применением правительствами комплексов протекционистских мер, ставящих во главу угла поиск рациональных решений для защиты отечественных отраслей от воздействия иностранной конкуренции. Возвращение мировой торговли к докризисным темпам развития в рамках вертикальной специализации, при которой ряд стран участвует в процессе производства определенных товарных единиц, обусловливается соответствующим снятием временных протекционистских ограничений. Достойным внимания остается факт различности скоростей и способов посткризисного восстановления: темпы роста мировой торговли в странах с формирующимся рынком выше, чем в развитых, что обосновывается инновационной направленностью схемы реабилитации первых.

Так, аспект восстановления стран с формирующимся рынком в параллели с развитыми государствами был рассмотрен в работе (Попкова, 2012Ь). Возможной причиной образования «воронок отсталости», представляющих собой систему пространственно-временных кругов развития, по которым осуществляют движение страны, преодолевая барьеры «порочных кругов бедности», пытаясь занять собственную нишу в международном разделении труда, стала поляризация мировой экономики. «Воронки отсталости» возникают под давлением экономической экспансии развитых государств, создающих таким образом условия для своей экономической и политической гегемонии, что способствует возникновению дополнительных возможностей для их развития. Единственный выход из заглобализирован-ной «воронки отсталости» - не догоняющее развитие, а образование, зарождение на основе нового инновационного цикла новых кругов развития. Характерной чертой нового качества экономического роста является образование нового инновационного цикла, который, проецируясь, образует дополнительные круги развития.

Таким образом, посткризисное развитие стран, сопровождающееся долгим процессом восстановления, требует кардинально нового подхода к решению проблемы его активизации.

Рис. 1. Снижение рыночных позиций в процентном выражении за период 2008-2009 гг. Источник: открытая стат. база ВТО

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

2. Влияние мирового финансового кризиса на систему электронного бизнеса

В действительности, трудно переоценить влияние мирового финансового кризиса на систему интернациональных рыночных отношений (или интернациональных рынков), и в то же время невозможно подвергнуть недооценке рынок, сфера функционирования которого полностью отражает стагнационные последствия рецессивных явлений и невероятно быстрыми темпами расширяет свою географию. Данную непоколебимую устойчивость и доминирование электронному бизнесу придает ряд следующих факторов:

■ глобальный характер (система интернет-бизнеса подразумевает автономное непрерывное осуществление электронных транзакций, в частности, платежей, независимо от точки дислокации удаленного сервера и дифференциации (разброса) часовых поясов);

■ принцип единовременного сочетания вертикальной и горизонтальной интеграции в системе (возможность значительного сокращения ритейлерами производственно-сбытовой цепи посредством сосредоточения функций реализационного процесса в рамках одного интернет-проекта; объединение нескольких коммерческих единиц для реализации общего проекта в условиях максимальной минимизации издержек на его содержание);

■ гибкая и лояльная политика ценообразования (ценовая политика) в отрасли (возможность оперативной корректировки цен с учетом динамики потребительских предпочтений. Различие с ценами в офлайне достигается за счет экономии на арендной плате, оптимизации масштабов площадей складирования, экономии на зарплате рабочего персонала посредством минимизации численности штатного состава работников;

■ принцип эффективности диалога «клиент-поставщик»: возможность общения между клиентом и поставщиком в режиме реального времени, ориентированного на сокращение издержек поиска товаров и услуг, что является существенным фактором экономии личного времени в условиях жизни в мегаполисах);

■ инновационный подход к выбору типа рынка сбыта (возможность выбора оптимального бизнес-решения для реализации продуктов и услуг посредством системной автоматизации коммерческого цикла за счет использования инновационных информационных технологий, включая нестандартные виды маркетингового продвижения продуктов деятельности организации).

Возрастающий тренд популяризации интернет-бизнеса наиболее активно проявил себя в период мирового финансового кризиса, о чем свидетельствуют показатели мирового оборота транзакций в системе электронной коммерции. По данным исследования компании Moody's Economy.com, проведенного на базе 52 стран, на долю которых приходится в общей сложности 93% мирового ВВП, применение электронных операций в период с 2008 по 2012 гг. внесло вклад в увеличение потребления и ВВП в размере 1,1 трлн долл. США. Ко всему прочему, интенсификация использования электронных платежных инструментов способствовала дополнительному росту ВВП исследуемых стран в среднем на 0,17% в год в течение пяти лет. На протяжении данного периода их ВВП вырос в среднем на 1,8 процентных пункта.

Социологические показатели оценки структуры рынка электронного предпринимательства также в значительной степени подтверждают тенденцию данной бизнес-структуры к прогрессирующему расширению сферы ее функционирования и безболезненному преодолению системой отрицательных последствий мирового кризиса. Так, динамика количества интернет-пользователей в мире, представленная www.internetworldstats.com на 30 июня 2012 г., демонстрирует непоколебимый рост новых членов интернет-пространства, констатируя факт постоянной активизации рассматриваемой глобальной системы как инструмента реализации нетрадиционных бизнес-решений (табл. 1; а также рис. 2; 3).

Общая численность интернет-пользователей в мире на 30.06.2012 г. составила 2,4 млрд чел., две большие части из которых приходятся на страны Азии и Европы (1076,7 и 518,5 млн соответственно).

Таблица 1

Взаимосвязь количества интернет-пользователей и показателей демографической статистики в мире

Регионы мира Численность населения Численность интернет-пользователей на 31.02.2000 г. Численность интернет-пользователей на 30.06.2012 г. Вхождение новых пользователей в интернет-пространство (% от населения) Прирост 2000-2012 гг. Общее количество интернет-пользователей (% от общей численности на селения мира)

Африка 1,073,380,925 4,514,400 167,335,676 15.6 % 3,606.7 % 7.0 %

Азия 3,922,066,987 114,304,000 1,076,681,059 27.5 % 841.9 % 44.8 %

Европа 820,918,446 105,096,093 518,512,109 63.2 % 393.4 % 21.5 %

Средний Восток 223,608,203 3,284,800 90,000,455 40.2 % 2,639.9 % 3.7 %

Северная Америка 348,280,154 108,096,800 273,785,413 78.6 % 153.3 % 11.4 %

Латинская Америка 593,688,638 18,068,919 254,915,745 42.9 % 1,310.8 % 10.6 %

Австралия и Океания 35,903,569 7,620,480 24,287,919 67.6 % 218.7 % 1.0 %

Итого в мире 7,017,846,922 360,985,492 2,405,518,376 34.3 % 566.4 % 100.0 %

Источник: www.internetworldstats.com.

Рис. 2. Интернет-пользователи в мире по регионам на 30.06.2012 г. Источник: Forrester Research.

Рис. 3. Уровни вхождения новых пользователей в интернет-пространство по регионам мира на 30.06.2012 г.

Источник: Forrester Research.

Таким образом, в условиях современной нестабильности экономической ситуации в мире система электронного бизнеса стала феноменом, способным как препятствовать разрушающему воздействию финансового кризиса, так и трансформировать последний в субстрат для развития собственной инфраструктуры: только по прогнозам Forrester Research, общий объем рынка США к 2015 г. достигнет 260-280 млрд долл., Европы - 110-125 млрд долл., а России - не менее 12 млрд долл.

3. Интернет-бизнес как инструмент возрождения стагнирующих рынков

Изучение стагнирующих рынков в рамках профессионального агентства «Марка» позволило выявить проблему потребности как российских, так и зарубежных предприятий в диаметрально противоположном подходе к разработке и реализации маркетинговых стратегий (Майер, 2012) в условиях спада их производственно-реализационного цикла. В период посткризисного восстановления затухающих предприятий целесообразным и эффективным является предпочтение инновационных инструментов реорганизации и развития традиционно-консерваторским, подразумевающим под собой методы, сопровождаемые длительным процессом адаптации предприятия к нестандартным условиям экономически-нестабильной среды и частичным восстановлением естественного функционирования производственно-сбытовой цепи. Одним из таких инструментов, представляющим широкие возможности для своей

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

реализации и отличающимся широким спектром инновационных составляющих, и поэтому привлекающим интерес в качестве объекта экономической деятельности, является современный феномен точки роста.

Задача выхода из стагнации или, при возможности, предупреждения спада предпринимательской активности подразумевает поиск и идентификацию новых ключевых возможностей в рамках отдельных регионов, отраслей, предприятий, формирование так называемых точек роста предпринимательства (Попкова, 2012а).

Детальное рассмотрение комплекса различных подходов к трактовке понятия «точка экономического роста» дает возможность говорить о новизне и разноплановости исследуемого объекта. Так, наличие широкого синонимического ряда рассматриваемого понятия, широкого применяемого в современных научно-исследовательских трудах, свидетельствует об осознанных попытках активизации и интенсификации решения актуальных социальноэкономических проблем в условиях начальной стадии исследования специфики, содержания, особенностей данного феномена.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является кластерный подход к трактовке понятия «точки роста», а именно определение ее как совокупности сконцентрированных в едином социально-экономическом пространстве организаций коммерческого характера, взаимно и положительно влияющих на развитие показателей конкурентоспособности друг друга, т. е. многофункционального кластера, способствующего активизации экономического роста предприятий на основе инновационного фактора их развития. Так, основанием создания «точек роста» является появление источника инновационного развития в какой-либо сфере и возможность апробации этих инноваций в рамках конкретно обозначенного поля экономической деятельности.

Таким образом, кластерный подход нацелен не на сохранение отраслевой структуры, приводящее в настоящих условиях к стагнации, а, напротив, на постоянную модификацию и развитие в соответствии с требованиями отечественного и мирового рынка. Немаловажно, что идентификация точек роста в целях выхода из стагнации должна быть соотнесена с процессами инновационного развития и повышения интеллектуальной капитализации, для полноценного протекания которых необходимо локальное («точечное») формирование целостной эффективной инновационной системы (Попкова, 2012а).

Основными характерными особенностями точки роста являются:

♦ способность к диверсификации деятельности производств на основе инновационного фактора их развития;

♦ обеспечение роста предельной отдачи предприятий по капиталу;

♦ создание условий для понижения совокупных удельных издержек;

♦ содействие повышению спроса на инновации и генерации механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития предприятий;

♦ обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационной стороны предприятий посредством образования инновационной структуры деятельности (систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения);

♦ ориентирование существующего экономического положения организаций на качественно новую ступень развития.

По нашему видению, сопутствующее рассмотрение понятия интернет-бизнеса позволяет наиболее близко подойти к рассмотрению проблемы стагнирующих предприятий в условиях современности и поиску оптимальных вариантов ее решения.

На сегодняшний день актуальным становится подражание стратегии вывода стагнирующих предприятий на новую точку роста, успешно реализуемой рынками пятого технологического уклада, одним из ключевых факторов осуществления которой является применение передовых технологий электронного бизнеса.

Современная структура электронной коммерции представлена пятью основными элементами и их производными. По типу субъектов электронных взаимоотношений интернет-бизнес подразделяется на основные сектора взаимодействий коммерческого характера между:

■ В2В - юридическими лицами, организациями;

■ В2С - юридическими и физическими лицами;

■ В20- юридическими лицами и государственными организациями;

■ С2С - физическими лицами;

■ 02С - государственными организациями и физическими лицами.

Обзор структуры инструментов электронного бизнеса позволяет в полной мере оценить возможности успешной реорганизации затухающих в условиях финансового кризиса предприятий посредством использования информационно-вычислительных ресурсов рассматриваемой системы. Так, функционирование предприятия на В2В рынке предоставляет первому основу для поиска приемлемых условий создания большей стоимости реализуемых продуктов и услуг, при которых организация будет в состоянии обеспечить более высокую ценность при минимизации издержек, чем у конкурентов, т. е. достичь оптимального уровня ценообразования, распределения и коммуникаций, обеспечив предприятию выгодное положение в отрасли (Забазнова, 2010). Деятельность предприятия на В2С рынке предполагает поддержание коммуникаций с клиентами, находящимися на разной удаленности от пункта основного размещения поставщика, что позволяет в максимальной степени расширить географию реализации товаров и услуг с помощью специфических маркетинговых инструментов, служащих генерации новых мотивов потребления товара, стимулированию интереса к покупке у потенциальных клиентов и содействию в принятии ими решения о приобретении товара. Рынок В20 открывает возможности развития предприятиям разного

уровня посредством организации электронных площадок для реализации диалогов между юридическими лицами и государственными учреждениями, основными из которых являются информационные веб-сайты органов власти и системы электронных закупок. Выбор места функционирования в системе электронного бизнеса напрямую зависит от сферы деятельности стагнирующего предприятия.

Так, интернет-бизнес - процесс непрерывного взаимодействия совокупности сконцентрированных в едином информационно-телекоммуникационном пространстве организаций, определяемый константной оптимизацией продуктов их производственной деятельности и связей посредством применения информационных технологий и Интернета в качестве первичного средства коммуникаций, нацеленных на активизацию экономического развития и максимизацию коммерческих результатов хозяйствующих субъектов.

Исходя из настоящего определения понятия интернет-бизнеса рассмотрению предлагается функциональная составляющая данного объекта. Ключевыми особенностями электронного бизнеса на сегодняшний день являются:

♦ содействие расширению рынка, как в отношении закупок, так и сбыта (действительно, значительная часть (около 90%) продукции промышленного производства, в частности, экспортного характера (нефть, газ, древесина и т. д.), подвергается реализации с помощью привлечения посреднических организаций, которые, в свою очередь, оставляют за собой право на высокие торговые наценки; масштабное увеличение совокупности поставщиков и потребителей предоставляет возможность достижения эффективного результата благодаря конкурирующему взаимодействию поставщиков и прямой реализации продуктов и услуг конечным потребителям);

♦ обеспечение условий для эффективного осуществления переориентации традиционных схем ведения бизнеса на новые, основанные на применении передовых технологий электронной коммерции;

♦ создание основы для реализации процесса оптимизации сбытового цикла, ориентированной на минимизацию его совокупных издержек;

♦ генерация возможностей для достижения максимизации отдачи от капиталовложений при минимизации их объемов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ возможность диверсификации капитала предприятия при минимальном объеме инвестирования посредством его осуществления в рамках интернет-пространства (Чащин, 2010);

♦ обеспечение процесса вывода предприятий на новый уровень их экономического развития и образования качественно новой модели финансовой сбалансированности.

Соотнесение особенностей двух рассматриваемых объектов (табл. 2) позволяет сделать вывод о возможности трактовки интернет-бизнеса как точки роста стагнирующих предприятий.

Таблица 2

Сравнение особенностей точки роста и интернет-бизнеса

ТОЧКА РОСТА ИНТЕРНЕТ-БИЗНЕС

Обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационной стороны предприятий Содействие расширению рынка, как в отношении закупок, так и сбыта

Содействие повышению спроса на инновации и генерации механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития предприятий Обеспечение условий для переориентации бизнеса на основе применения технологий электронной коммерции

Минимизация совокупных издержек в процессе осуществления реализационно-сбытового цикла

Обеспечение активизации процесса диверсификационной деятельности предприятий

Обеспечение процесса вывода предприятий на новый уровень их экономического развития

Генерация возможностей для достижения максимизации отдачи от капиталовложений при минимизации их объемов

Одним из успешных примеров посткризисного восстановления экономической эффективности деятельности предприятия с помощью интернет-технологий как катализирующих инструментов явилась ситуация с речной флотилией «Рэдиссон Ройал», занимающейся предоставлением оригинальных услуг в сфере речных прогулок на ресторанах-ледоколах в центре Москвы. Своевременное применение комплекса маркетинговых мер, направленных на осуществление процесса непрерывной коммуникации с потенциальными клиентами в сети Интернет, позволило компании увеличить потребительскую аудиторию на 100-150% (рис. 4) и сократить срок окупаемости проекта с 15 до 10 лет при объеме начальных капиталовложений в основные средства, равном 10 млн долл., факт чего является более чем приемлемым показателем для предприятия, функционирующего в массовом сегменте.

В общую совокупность маркетинговых мероприятий в интернет-пространстве вошли продажа купонов на романтические ужины со скидкой 50-60% через сайт BigBuzzy.ru и Groupon.ru, привлечение клиентов в международных социальных сетях посредством использования механизмов таргетинговой рекламы, а также интенсивное применение инструмента сарафанного маркетинга в виде распространения отзывов об услугах флотилии в интернет-среде уже состоявшимися клиентами (Петрова, 2012).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

Рис. 4. Изменение численности клиентов «Редиссон Ройал» в период 2010-2012 гг.

Еще одним представителем офлайновых ритейлеров, достигшим колоссальных успехов на поприще онлайн-торговли, стал популярный вендор на рынке средств сотовой связи - Svyaznoy.ru. Несмотря на объем среднемесячной выручки, рассчитанной по итогам 2012 г. и равный 290 млн руб., «Связной» намерен удвоить обороты и укрепить свое доминирующее положение и в интернет-пространстве. Целесообразность данной стратегии развития объясняется наличием давно сформированной и налаженной инфраструктуры компании, которая позволяет ей быстро достичь эффективного результата на новом уровне функционирования, по сравнению с чистыми онлайн-магазинами, на протяжении длительного периода создававшими свой положительный корпоративный имидж. Основой беспрецедентного успеха развития предприятия в посткризисный период в данном случае является оптимальное сочетание отлаженной схемы реализационно-сбытового цикла и эффективного применения инструментов электронной коммерции в рамках онлайн-среды (Кашин, 2012).

Выводы

Условия современного развития мирового экономического пространства в посткризисный период способствуют процессу интенсивной актуализации проблемы увеличения доли стагнирующих предприятий в общей совокупности элементов глобальной рыночной инфраструктуры.

Возможным оптимальным катализатором роста таких предприятий является феномен точки роста, спроецированный на функционирование в глобальной медиа среде - Интернете, т. е. подразумевающий процесс реорганизации специфики деятельности объектов стагнации и их переход в режим онлайнового осуществления реализационносбытового цикла.

Опираясь на факт разницы между отсутствием еще в 2009 г. представителей офлайнового ритейла в списке лидеров интернет-бизнеса и нынешними численными показателями их присутствия в ней, следует отметить, что результат экономического роста предприятий в современных условиях посткризисной нестабильности напрямую зависит от улучшения их инфраструктуры, основанной на функционировании предприятий в онлайн-сфере с применением передовых инструментов электронной коммерции, так быстро достигшей своей популярности в период неизбежного распространения широкополосного доступа в Интернет.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова И.В. (2006). Электронная коммерция как вид инновации. Вестник Тюменского государственного университета. № 1. С. 104-110.

Забазнова Т.А. (2010). Особенности применения маркетингового инструментария на рынке «B2B». Вестник Саратовского государственного технического университета. T. 4. № 1. С. 228-235.

Кашин С. (2012). Привет из офлайна. Секрет фирмы. № 5 (319). С. 68-70.

Майер С.В. (2012). Концепция стратегического маркетинга и понимание ее сущности в современных условиях. Известия Волгоградского государственного технического университета. T. 7. № 13. С. 97-99.

Майер С.В. (2011). Структура маркетинговых аномалий промышленного предприятия. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. T. 103. № 11. С. 82-87.

МауВ.А. (2009). Глобальный кризис: опыт прошлого и вызовы будущего. Экономическая политика. № 4. С. 47-61.

Петрова Ю. (2012). Ледокол в сетях. Секрет фирмы. № 9 (323). С. 34-38.

Попкова Е.Г. (2010). Диспропорции экономического роста в регионах РФ: проблемы анализа. Современная экономика: проблемы и решения. № 2. С. 24-36.

Попкова Е.Г. (2012)a. Точки роста в контексте управления развитием предпринимательства: Механизм формирования. Известия Волгоградского государственного технического университета. T. 7. № 13. С. 70-75.

Попкова Е.Г. (2012)b. Экономический рост в российских регионах: проблемы трансформации качества: монография. М.: ООО «КноРус».

Смольковская И.М. (2012). Об экономическом аспекте развития электронной коммерции. Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. № 3. С. 296-298.

Хазин М.Л. (2008). Теория кризиса. Профиль. № 33. С. 46-53.

ЧащинВ.В. (2010). Организационная модель взаимодействия инвесторов и реципиентов инвестиций. Современная экономика: проблемы и решения. № 5. С. 79-88.

Davis S. (2013). Can Technology End Poverty. Доступно на: http://www.thomaspalley.com/?p=232.

Palley T. (2012). From Financial Crisis to Stagnation: The Destruction of Shared Prosperity and the Role of Economics. Доступно на: http://www.thomaspalley.com/?p=232.

REFERENCES

Antonova I.V. (2006). E-commerce as a form of innovation. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. № 1. Pp. 104-110.

Chashchin V.V. (2010). Organizational model of cooperation between investors and investment recipients. Sovremen-naya ekonomika: problemy i resheniya. № 5. Pp. 79-88.

Davis S. (2013). Can Technology End Poverty. Available at: http://www.thomaspalley.com/?p=232.

Hazin M.L. (2008). The theory of crisis. Profile. № 33. Pp. 46-53.

Kashin S. (2012). Greetings from offline. The secret of the firm. Number 5 (319). Pp. 68-70.

Mau V.A. (2009). The global crisis: the experience of the past and the challenges of the future. Ekonomicheskaya politika. № 4. Pp. 47-61.

Meyer S. (2012). The concept of strategic marketing and an understanding of its nature in the modern world. Iz-vestiya Volgogradskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. T. 7. Number 13. Pp. 97-99.

Meyer S. (2011). Marketing structure abnormalities of the industrial enterprise. Vestnik Tambovskogo universiteta. Series:Humanities. T. 103. Number 11. Pp. 82-87.

Palley T. (2012). From Financial Crisis to Stagnation: The Destruction of Shared Prosperity and the Role of Economics. Available at: http://www.thomaspalley.com/?p=232.

Petrova Y. (2012). Icebreaker in networks. The secret of the firm. Number 9 (323). Pp. 34-38.

Popkova E.G. (2010). The imbalance of economic growth in the regions of Russia: problems of analysis. The modern economy: problems and solutions. Number 2. Pp. 24-36.

Popkova E.G. (2012)a. The points of growth in the context of managing the development of entrepreneurship: The mechanism of formation. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ch. 7. Number 13. Pp. 70-75.

Popkova E.G. (2012) b. Economic growth in the Russian regions: the quality of the transformation problem: The monograph. Moscow: OOO "KnoRus".

Smolkovskaya I.M. (2012). On the economic aspect of the development of e-commerce. Economy and Management: New Challenges and Perspectives. № 3. Pp. 296-298.

Zabaznova T.A. (2010). Features of application of marketing tools on the market «B2B». Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. T. 4. № 1. Pp. 228-235.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.