Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ'

ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ПРАВО КНР / ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ / ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Петровна

В статье отмечается, что в настоящее время Китай является несомненным мировым центром глобальных инноваций и внедрения финтех. В настоящее время в Китае работают два интернет-банка: «Webank», созданный «Tencent», крупнейшей китайской SNS-компанией, и «Mybank», созданный «Alibaba», крупнейшей компанией электронной торговли в Китае. Эти два банка владеют совокупной долей 92% электронных транзакций на китайском рынке, включающем 1,4 млрд. человек. Быстрому распространению мобильных платежей в Китае способствовали: 1) отсутствие истории использования кредитных карт и 2) очень централизованный характер рынка электронной коммерции в Китае. В 2019 г., по оценкам экономистов - объем транзакций онлайн-банкинга должен составить рекордную сумму в 4,622 квадриллиона юаней. Однако, взрывной рост китайской финтех-технологии произошел в нормативной пустоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET BANKING, DIGITAL SECURITIES AND ONLINE INSURANCE IN CHINA

The article notes that at present, China is the undoubted global center for global innovation and the introduction of fintech. Currently, there are two Internet banks in China: Webank, created by Tencent, the largest Chinese SNS company, and Mybank, created by Alibaba, the largest e-commerce company in China. These two banks own an aggregate share of 92% of electronic transactions in the Chinese market, which includes 1.4 billion people. The rapid spread of mobile payments in China was promoted by: 1) the lack of a history of using credit cards and 2) the very centralized nature of the e-commerce market in China. In 2019, according to economists, the volume of online banking transactions should be a record amount of 4,622 quadrillion yuan. However, the explosive growth of Chinese FINTECH technology occurred in a regulatory void.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ»

ISSN 2541-8025

Том XV 3-2019

Проблемы экономики и юридической практики

4.2. ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ

©Ермакова Елена Петровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права

Место работы: Российский университет дружбы народов (РУДН) Юридический институт

ermakovaep@mail.ru

Аннотация: в статье отмечается, что в настоящее время Китай является несомненным мировым центром глобальных инноваций и внедрения финтех. В настоящее время в Китае работают два интернет-банка: «Webank», созданный «Tencent», крупнейшей китайской SNS-компанией, и «Mybank», созданный «Alibaba», крупнейшей компанией электронной торговли в Китае. Эти два банка владеют совокупной долей 92% электронных транзакций на китайском рынке, включающем 1,4 млрд. человек. Быстрому распространению мобильных платежей в Китае способствовали: 1) отсутствие истории использования кредитных карт и 2) очень централизованный характер рынка электронной коммерции в Китае. В 2019 г., по оценкам экономистов - объем транзакций онлайн-банкинга должен составить рекордную сумму в 4,622 квадриллиона юаней. Однако, взрывной рост китайской финтех-технологии произошел в нормативной пустоте.

Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» (научный руководитель - доктор юридических наук, профессор Фролова Е.Е.)

Ключевые слова: финансовые услуги, право КНР, интернет банкинг, цифровые ценные бумаги, онлайн страхование.

По данным китайских статистических агентств, в 2011 г. общий объем транзакций онлайн-банкинга в Китае составил около 597 трлн. юаней1, в 2012 г. - 746 трлн. юаней, а уже в 2015 г. произошел скачок и онлайн-банкинг составил - 1,8 квадриллиона юаней2. В 2019 г., по оценкам экономистов - объем транзакций онлайн-банкинга должен составить рекордную сумму в 4,622 квадриллиона юаней3. В настоящее время Китай является «несомненным центром глобальных инноваций и внедрения финтех», отмечалось в «Белой книге», опубликованной международной аудиторской компанией «Ernst & Young» и азиатским банком «DBS Bank»4 (Ernst & Young/DBS Bank white paper) под названием «Рост финансовых технологий в Китае» (The Rise of fintech in China)5. В Белой книге подчеркивалось, что «Китай «революционизирует отрасль» (revolutionizing the industry), в то время как Запад предпринимает только постепенные шаги»6. Авторы Белой книги считали, что причины этого взрыва включают в себя:

1 1 юань - 0, 149 долл. США.

2 Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотропик Медиа, 2019. С. 37.

3 China: online banking gross transaction volume 2011-2019 //Statistic// Statista 2019. URL: https://www.statista.com/statistics/248967/online-banking-transaction-volume-in-china/ Дата обращения 25.02.19.

4 DBS - это лидирующая финансовая группа в Азии. Банк имеет более 200 отделений. Сильная финансовая позиция банка за счет высокой капитализации, а также «АА-» и «Аа1» кредитные рейтинги, самые высокие среди азиатских банков, обеспечили этому банку звание «Самый безопасный банк Азии», которое банк получает уже пять лет подряд, с 2009 по 2013 год. Головной офис банка находится в Сингапуре. Банк фокусируется на защите капиталов клиентов, а также на усилении своих лидирующих позиций в платежном пространстве. - Международная юридическая компания «Heritage Group». URL: http://www.heritage-offshore.com/content/c52-page1.html Дата обращения 25.02.19.

5 The Rise of fintech in China. URL: https://www.ey.com /Publication/vwLUAssets/ey-the-rise-of-fintech-in-china/$FILE/ey-the-rise-of-fintech-in-china.pdf Дата обращения 25.02.19.

6 China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Suc-

cess?//2019 LexisNexis. URL: https://www.lexisnexis.com/communities/

corporatecounselnewsletter/b/newsletter/archive/2017/05/18/china-s-

internet-banking-industry-exploding-can-they-have-global-success-can-u-s-companies-have-success-in-china.aspx Дата обращения 25.02.19.

- огромную неудовлетворенную потребность в развитии финансовых технологий среди населения Китая, а также среди малых и средних предприятий (small-to-mid-size enterprises);

- регулятивное содействие со стороны правительства - или так называемое «согласие регулирующих органов» (regulatory acquiescence);

- легкий доступ к капиталу, который вызвал множество стартапов;

- наличие среды, в которой традиционные финансовые сервисы (банки) и финансовые стартапы сотрудничают;

- высокий уровень пользования интернетом, мобильными телефонами и устройствами (internet and mobile use);

- население, которое совершает онлайн-транзакции (online transactions);

- наличие компактных центров квалифицированных и ловких технических талантов (Dense hubs of skilled and agile-minded tech talent)7.

Два китайских финтех-гиганта - «Tencent» и «Alibaba»

В настоящее время в Китае работают два интернет-гиганта: банк «Webank»8, созданный корпорацией «Tencent», крупнейшей китайской SNS-компанией, и банк «Mybank», созданный корпорацией «Alibaba», крупнейшей компанией электронной торговли в Китае9. Эти два банка объединяет то, что ведущая роль в их создании принадлежала двум крупным корпорациям информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) - «Tencent» и «Alibaba». Обе фирмы, представляющие китайские финтех-компании, надеются на помощь властей Китая в своем дальнейшем развитии. «Tencent» расширяет свою территорию на рынке небольших кредитов, в качестве основы которой выступили интернет-мессенджер «Кью-кью»

7 Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkareva, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

8 Webank. URL: https://www.webank.com/en/ Дата обращения 15.02.19.

9 The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for Now. Jan 17, 2018. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fare/ Дата обращения 15.02.19.

ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ

Ермакова Е. П.

(online messenger 'QQ')10 и мобильный мессенджер «WeChat»11 (mobile messenger «WeChat»)12.

Использование платежных систем для мобильных телефонов в Китае, таких как «Alipay» и «WeChat Pay», постоянно расширяется. Безналичные расчеты с помощью мобильных телефонов уже стали нормой для многих китайцев. Платежная система «Alipay» была создана компанией «Ant Financial Services Group's», а «WeChat Pay» - компанией «Tencent Holdings'»13.

Китайский гигант электронной коммерции «Alibaba Group Holdings», которому принадлежит «Ant Financial», и «Tencent Holdings», которому принадлежит платежная платформа «WeChat Pay», владеют совокупной долей 92% электронных транзакций на китайском рынке, включающем 1,4 млрд. человек. В уже упомянутой книге «Рост финансовых технологий в Китае» отмечено, что в 2017 г. «крупнейшая китайская финтех-компания «Ant Financial» была оценена примерно в 60 млрд. долл. США наравне с «UBS», крупнейшим банком Швейцарии»14.

«Alibaba» является «комплексной» компанией, занимающейся маркетингом, продажами, платежами и доставкой, поэтому компании было легче перейти на мобильные платежи, используя все свои ресурсы и внутреннее взаимодействие. «Alipay» сообщает, что 11 ноября 2017 г. система обработала 256 000 платежных транзакций в секунду во время пика фестиваля «День одиночных игр» (Singles' Day festival)15. «Wechat Pay», принадлежащий Tencent, связан с платформой мобильных сообщений и социальных сетей Tencent. «Wechat Pay» пытается догнать «Alipay».

Китайские экономисты и маркетологи полагают, что быстрому распространению мобильных платежей в Китае способствовали:

1. Отсутствие истории использования кредитных карт;

2. Очень централизованный характер рынка электронной коммерции в Китае.

Бенджамин Кавендер, директор компании «China Market Research Group», базирующейся в Шанхае, отмечал, что «использование традиционных банковских платежей в Китае неэффективно, и вам приходится потратить много времени, стоя в очереди и оплачивая счета, или заставляя банки выдать вам наличные». «Когда «Alibaba» изначально придумала «Alipay», это было так просто по сравнению с тем, что люди имели раньше, и они очень быстро заинтересовались этим», добавил Б. Кавендер16. Следует также отметить, что корпорация «Alibaba» владеет компаниями «Tmall» и «Taobao», на которые в

10 Кью-кью (QQ) - китайская программа обмена сообщения-миУ/wayofasia.ru. URL: https://wayofasia.ru/articles/kitay/11-internet-i-soft-v-kitae/29-qq-ustanovka-i-ispolzovanie.html Дата обращения 15.02.19.

11 WeChat - мобильная коммуникационная система для передачи текстовых и голосовых сообщений, разработана китайской компанией Tencent, первый релиз был выпущен в январе 2011 г. - Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/WeChat Дата обращения 15.02.19.

12 Why China Is Leading the Fintech Race. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article/why-china-leads-the-fintech-race/ Дата обращения 15.02.19.

13 Garrett Geoffrey. The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for Now. Jan 17, 2018.URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu /article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fare/ Дата обращения 20.02.19.

14 China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Success? Op. cit.

15 Miroshnichenko, O.I., Samusenko, T.M., Gaivoronskaya, Ya.V., Frolova, E.E. (2018) DOCTRINE IN THE MODERN WORLD: LEGAL TRADITIONS AND MODERN POTENTIAL// The Social Sciences (Pakistan). Vol. 13. no. 2. pp. 235-240.

16 Garrett Geoffrey. Op. cit.

совокупности приходится более 70% всех транзакций электронной торговли в Китае. «Имея доступ к торговому пространству, где все потребители уже совершали покупки в Интернете, корпорации «Alibaba» было легко создать надежную платформу для платежей», - отмечал Б. Кавендер.

Появление и распространение смартфонов в Китае как основной фактор роста мобильных платежей

Большая доля потребительских расходов в Китае принадлежит молодому поколению - людям моложе 35 лет, которые выросли на смартфонах и очень хорошо знакомы с интернетом и технологиями. Многие никогда не делали много покупок отдельно от онлайн. «Если вы посмотрите на американских потребителей, у них есть другие варианты. Они привыкли использовать кредитные карты, дебетовые карты или чаще заходят на свои ноутбуки или настольные компьютеры дома. У них всегда был больший выбор, поэтому американским интернет-банкам сложнее убедить их использовать платформу мобильных платежей», - подчеркивал Б. Кавендер17.

По данным статистических отчетов, платежи по мобильным телефонам составили в Китае в 2016 г. 58,8 трлн. юаней (9 трлн. долл. США), что почти в четыре раза больше по сравнению с 12,2 трлн. юаней в 2015 г. Согласно прогнозам «iResearch Consulting Group», в Китае в 2017 г., расчеты по QR-коду составят 98,7 трлн. юаней и 165,9 трлн. юаней в 2018 г. По данным «Forrester Research», это более чем в 90 раз превышает объем рынка мобильных платежей в США. Уровень проникновения мобильной связи в Китае с населением 1,4 млрд. человек составляет 96,88% (некоторые владеют более чем одним телефоном), из которых 58% владеют смартфонами. Это выше, чем в Японии, где 83,6% населения имеет мобильные телефоны, из которых 56,8% имеет смартфоны.

Как писала газета «The Economist», появление и распространение смартфонов в Китае сыграло большую роль в использовании цифровых платежей. Многие мобильные устройства были приобретены людьми, у которых не было компьютеров. «Сегодня 95% китайских интернет-пользователей выходят в интернет через мобильные устройства», - сообщает «The Economist». Это не просто компьютеры, которые перепрыгнули китайцы. «The Economist» отмечала, что большой процент заемщиков, обслуживаемых гигантом онлайн-кредитования «Ant Financial», «никогда не использовал кредитные карты»18.

Онлайн-страхование

В упомянутой выше книге «Рост финансовых технологий в Китае» отмечалось, что «сорок процентов потребителей в Китае используют новые способы оплаты по сравнению с 4% в Сингапуре. Тридцать пять процентов потребителей используют финансовые технологии (fintech) для доступа к страховым продуктам по сравнению с 1%-2% на многих рынках Юго-Восточной Азии. Существуют также значительно более высокие показатели участия финтех-компаний в управлении активами и кредитовании»19. Благодаря высокому уровню проникновения интернета и мобильной связи, Китай уже является крупнейшим и наиболее развитым рынком розничной электронной коммерции в мире, на его долю приходится 47% гло-

17 Garrett Geoffrey. Op. cit.

18 China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Success? //2019 LexisNexis. URL: https://www.lexisnexis.com/communities /corporatecounselnewsletter/b/newsletter/archive/2017/05/18/china-s-internet-banking-industry-exploding-can-they-have-global-success-can-u-s-companies-have-success-in-china.aspx Дата обращения 25.02.19.

19 China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Success? Op.cit.

ISSN 2541-8025

Том XV 3-2019

Проблемы экономики и юридической практики

бальных розничных продаж в цифровом формате, что является результатом огромного внутреннего рынка в закрытой цифровой экономике (closed digital economy)20.

Как подчеркивала профессор Университета науки и технологий Гонконга (HKUST) Келли С. Цай, в 2005 г. Организация Объединенных Наций признала «финансовую доступность» или «инклюзивное финансирование» в качестве концепции развития, которая обозначает доступ и использование финансовых услуг, включая кредиты, сбережения и страхование. Китай считает финансовую доступность (puhui jinrong, l важной для создания «умеренно процветающего общества» (xiaokang shehui, ФШ tt^), как указано в Плане Государственного совета по содействию развитию финансовой интеграции (2016-2020 годы). Этот национальный стратегический план был утвержден Центральной ведущей группой по всестороннему углублению реформ под председательством президента Си Цзиньпина21. Финансовые предприниматели Китая обратились к новым технологиям, особенно к программному обеспечению и цифровым платформам, в качестве более эффективного средства предоставления финансовых услуг частным лицам и ММСП (малым и средним предприятиям). Все более популярными формами «финтех» являются мобильные платежи, денежные переводы, онлайн-кредитование и краудфандинг. Взятые вместе, эти инициативы частного сектора демонстрируют, что технологическая финансовая доступность Китая может быть очень прибыльной. В 2015 г. «Yirendai.com» стал первой интернет-финансовой компанией, котирующейся на Нью-Йоркской фондовой бирже. В следующем 2016 г. финтех индустрия Китая привлекла 10 млрд. долл. США инвестиций, что составляет 90% от общего объема инвестиций в азиатские финтех-компании и более половины венчурного капитала в финтехе по всему миру22.

В заключение, следует согласиться с мнением проф. К.С. Цай, что, с точки зрения содействия финансовой интеграции и социальной стабильности рыночная эйфория должна сдерживаться реальностью того, что взрывной рост китайской финтех-технологии произошел в нормативной пустоте. Прежде всего, слабое нормативное регулирование означает, что финтех-продукты представляют более высокий риск для потребителей, инвесторов и небанковских учреждений, чем традиционные финансовые услуги. До недавнего времени в Китае буквально любой мог запустить веб-сайт и начать мобилизацию средств от активных инвесторов. В отсутствие адекватного регулирования почти 65% платформ P2P в Китае больше не работают из-за банкротства или мошеннических действий. Крах компании «Ezubao» в 2015 г.23 стал ярким примером риска, связанного с бесплатными финтехами. В течение года после

20 China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Success? Op.cit.

21 Tsai Kellee S. FinTech and Financial Inclusion in China// HKUST Thought Leadership Briefs No. 20. URL: https://iems.ust.hk/tlb20 Дата обращения 26.02.19.

22 Tsai Kellee S. Op. cit.

23 Работа финансовой пирамиды Ezubao была прекращена в 2015 году. Полностью схему ее работы удалось раскрыть зимой 2016-го. Она работала под видом платформы онлайн-кредитования, выдавая кредиты без использования традиционных банковских механизмов. Платформа привлекла 7,6 млрд долларов (более 50 млрд. юаней) почти от 1 млн. человек. Значительную часть средств ее основатели тратили на личное обогащение. - Главу крупнейшей финансовой пирамиды КНР приговорили к пожизненному сроку

12.09.2017//Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/ ?id=

10004147 Дата обращения 26.02.19.

своего создания финансовая онлайн-компания привлекла 7,6 млрд. долл.США от почти 900 000 инвесторов, предложив «инвестиционные продукты», которые оказались фальшивыми. Тысячи платформ P2P больше не работают из-за неправильного управления и/или прямого мошенничества. Аналогичный пробел в защите потребителей можно увидеть в хищническом кредитовании студенток. В середине 2016 г. китайские и международные СМИ отмечали, что различные P2P-платформы, включая «Jiedaibao.com», использовали обнаженные фотографии женщин-заемщиков в качестве обеспечения своих кредитов. Названные «голыми кредитами» (luotiao jiedai, Ш Ä 1SÄ), платформы заставляли студентов брать дополнительные ростовщические кредиты, когда они были не в состоянии совершать платежи, угрожая опубликовать их фотографии в социальных сетях и отправить их друзьям и семье24. С тех пор Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) запретила несанкционированным финансовым учреждениям кредитовать студентов. Из-за широко распространенных сбоев P2P и цифровых финансовых злоупотреблений Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая (CBRC) в августе 2016 г. ограничила индивидуальные заимствования с платформ P2P до 200 000 юаней25. Как оказалось на примере Китая, развитие финансовых технологий без сопутствующего развития нормативного регулирования является обоюдоострым оружием с последствиями, которые выходят за рамки финансовой доступности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,88%.

Список литературы:

1. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/WeChat Дата обращения 15.02.19.

2. Главу крупнейшей финансовой пирамиды КНР приговорили к пожизненному сроку. 12.09.2017//Банки.ру. URL: https://www.banki.ru /news/lenta/ ?id=10004147 Дата обращения 26.02.19.

3. Голые кредиты: китайская молодёжь активно берёт микрозаймы, оставляя под залог интимные фото. URL: https://www.yaplakal.com/ forum3/topic1878447.html Дата обращения 26.02.19.

4. Кью-кью (QQ) - китайская программа обмена сообщениямиУ/wayofasia.ru. URL: https://wayofasia.ru/articles/kitay/11-internet-i-soft-v-kitae/29-qq-ustanovka-i-ispolzovanie.html Дата обращения 15.02.19.

5. Международная юридическая компания «Heritage Group». URL: http://www.heritage-offshore.com/content/c52-page1.html Дата обращения 25.02.19.

6. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). Монография. Под ред. Е.Е. Фроловой и Е.П. Ермаковой. М. Изд. Инфотро-пик Медиа, 2019.

7. China: online banking gross transaction volume 2011-2019 //Statistic// Statista 2019. URL: https://www.statista.com/statistics/248967/online-banking-transaction-volume-in-china/ Дата обращения 25.02.19.

8. China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Suc-cess?//2019 LexisNexis. URL: https://www.lexisnexis.com /communities /corporatecounselnewsletter/b/newsletter/archive/2017/05/18/china-s-internet-banking-industry-exploding-can-they-have-global-success-can-u-s-companies-have-success-in-china.aspx Дата обращения 25.02.19.

9. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkare-va, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

24 Голые кредиты: китайская молодёжь активно берёт микрозаймы, оставляя под залог интимные фото. URL: https://www.yaplakal.com /forum3/topic1878447.html Дата обращения 26.02.19.

25 Tsai Kellee S. Op. cit.

ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ, ЦИФРОВЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ОНЛАЙН СТРАХОВАНИЕ В КИТАЕ

Ермакова Е. П.

10. Garrett Geoffrey. The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for Now. Jan 17, 2018.URL: http://knowledge.wharton. upenn.edu/article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fare/ Дата обращения 20.02.19.

11. Miroshnichenko, O.I., Samusenko, T.M., Gaivoronskaya, Ya.V., Frolova, E.E. (2018) DOCTRINE IN THE MODERN WORLD: LEGAL TRADITIONS AND MODERN POTENTIAL// The Social Sciences (Pakistan). Vol. 13. no. 2. pp. 235-240.

12. The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for Now. Jan 17, 2018. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fare/ Дата обращения 15.02.19.

13. The Rise of fintech in China. URL: https://www.ey.com /Publication/vwLUAssets/ey-the-rise-of-fintech-in-china/$FILE/ey-the-rise-of-fintech-in-china.pdf Дата обращения 25.02.19.

14. Tsai Kellee S. FinTech and Financial Inclusion in China// HKUST Thought Leadership Briefs No. 20. URL: https://iems.ust.hk/tlb20 Дата обращения 26.02.19.

15. Webank. URL: https://www.webank.com/en/ Дата обращения 15.02.19.

16. Why China Is Leading the Fintech Race. URL: http://knowledge. whar-ton.upenn.edu/article/why-china-leads-the-fintech-race/ Дата обращения 15.02.19.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), канд. юрид. наук Ермаковой Е.П. на тему «Интернет банкинг, цифровые ценные бумаги и онлайн страхование в Китае» Представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной теме, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Практический интерес представляет вывод автора о том, что в настоящее время в Китае работают два крупнейших интернет-банка: «Webank», созданный «Tencent», крупнейшей китайской SNS-компанией, и «МуЬапк», созданный «Alibaba», крупнейшей компанией электронной торговли в Китае. Эти два банка владеют совокупной долей 92% электронных транзакций на китайском рынке, включающем 1,4 млрд, человек. Быстрому распространению мобильных платежей в Китае способствова-ли:1) отсутствие истории использования кредитных карт и 2) очень централизованный характер рынка электронной коммерции в Китае. В 2019 г., по оценкам экономистов - объем транзакций онлайн-банкинга должен составить рекордную сумму в 4,622 квадриллиона юаней. Однако, взрывной рост китайской финтех-

технологии произошел в нормативной пустоте.

Современный банкинг эволюционирует очень быстро. Больше десяти лет назад классические финансовые институты пережили цифровизацию: услуги, которые раньше были доступны только в отделениях, были переведены в цифровые каналы - мобильный и интернет-банк. Но по факту институт оставался все тем же классическим банком - он лишь «переместился» в мобильный телефон. Несколько лет назад на финансовом рынке стала развиваться новая концепция Open Banking. В 2016 г. вступила в силу Платежная директива Евросоюза PSD2, где была прописана необходимость свободного доступа к банковским системам. Этот подход открыл новью возможности для маленьких банков и финтех-стартапов. Имея в своем арсенале небольшой набор продуктов или сервисов, они получили доступ ко всей банковской инфраструктуре широкой продуктовой линейке и клиентской базе. Китайская Alibaba - уже не просто ретейлер, у нее есть своя платежная система и туристический бизнес, а разработка китайской IT-компании Tencent (приложение WeChat) - это не просто мессенджер, а онлайн-площадка, на которой доступны несколько сотен сервисов, от заказа пиццы и такси до регистрации брака и оказания медицинской помощи. Все указанное выше определяет актуальность рецензируемой статьи.

Материалы, представленные в статье, обладают новизной, цитируемые источники отражают современный взгляд на изучаемую проблему.

Представленная статья структурирована, логически завершена, выводы, сделанные в результате научного исследования, убедительно аргументированы в тексте работы. В аннотации содержатся основные идеи, изложенные автором в работе.

Представленная статья отвечает требованиям, предъявляемым к публикациям такого рода, и на основании вышеизложенного может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент канд. юрид. наук, главный юрисконсульт ООО «Комеди клаб продакшн

Дюкина В.Р.

INTERNET BANKING, DIGITAL SECURITIES AND ONLINE INSURANCE IN CHINA

©Ermakova Elena P., PhD in Law, associate professor, associate professor of Civil Procedural Law of Department of Civil Law and Civil Procedure

and Private International Law

Work place: RUDN University Law institute

ermakovaep@mail.ru

Annotation: the article notes that at present, China is the undoubted global center for global innovation and the introduction of fintech. Currently, there are two Internet banks in China: Webank, created by Tencent, the largest Chinese SNS company, and Mybank, created by Alibaba, the largest e-commerce company in China. These two banks own an aggregate share of 92% of electronic transactions in the Chinese market, which includes 1.4 billion people. The rapid spread of mobile payments in China was promoted by: 1) the lack of a history of using credit cards and 2) the very centralized nature of the e-commerce market in China. In 2019, according to economists, the volume of online banking transactions should be a record amount of4,622 quadrillion yuan. However, the explosive growth of Chinese FINTECH technology occurred in a regulatory void.

The study was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the research project № 17-03-00093 «a» (Supervisor - E. E. Frolova)

Keywords: financial services, law of the PRC, internet banking, digital securities, online insurance.

Reference list:

1. China: online banking gross transaction volume 2011-2019 //Statistic// Statista 2019. URL: https://www.statista.com/statistics/248967/online-banking-transaction-volume-in-china/

2. China's Internet Banking Industry Exploding: Can They Have Global Suc-cess?//2019 LexisNexis. URL: https://www.lexisnexis.com /communities /corporatecounselnewsletter/b/newsletter/archive/2017/05/18/china-s-internet-banking-industry-exploding-can-they-have-global-success-can-u-s-companies-have-success-in-china.aspx

3. Elena Petrovna Ermakova, Ekaterina Petrovna Rusakova, Elena Vitalievna Sitkare-va, Evgenia Evgenevna Frolova. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries// International Journal of Engineering and Technology (UAE) (ISSN2227524X-United Arab Emirates-Scopus) (DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343) Published on:, Vol 7, No 4.38 (2018). P. 157.

4. Garrett Geoffrey. The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for

Now. Jan 17, 2018.URL: http://knowledge.wharton. upenn.edu/article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fare/ Дата обращения 20.02.19.

5. Miroshnichenko, O.I., Samusenko, T.M., Gaivoronskaya, Ya.V., Frolova, E.E. (2018) DOCTRINE IN THE MODERN WORLD: LEGAL TRADITIONS AND MODERN POTENTIAL// The Social Sciences (Pakistan). Vol. 13. no. 2. pp. 235-240.

6. The Mobile Payments Race: Why China Is Leading the Pack - for Now. Jan 17, 2018. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article/how-will-chinas-overseas-mobile-payment-systems-fa re/

7. The Rise of fintech in China. URL: https://www.ey.com /Publication/vwLUAssets/ey-the-rise-of-fintech-in-china/$FILE/ey-the-rise-of-fintech-in-china.pdf

8. Tsai Kellee S. FinTech and Financial Inclusion in China// HKUST Thought Leadership Briefs No. 20. URL: https://iems.ust.hk/tlb20

9. Webank. URL: https://www.webank.com/en/

10. Why China Is Leading the Fintech Race. URL: http://knowledge. whar-ton.upenn.edu/article/why-china-leads-the-fintech-race/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.