Научная статья на тему 'Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российскихобразовательных организаций высшего образования'

Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российскихобразовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / ФИНЛЯНДИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ ФИНЛЯНДИИ / УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONALIZATION / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION STRATEGY / FINLAND / FINNISH UNIVERSITIES / RUSSIAN UNIVERSITIES / COMPETITIVENESS / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрынина Наталья Игоревна, Бабушкина Елена Вадимовна

Приводятся причины, обусловившие процесс интернационализации на национальном и институциональном уровнях. Рассматривается опыт Финляндии, которая, пережив череду реформ высшего образования, в том числе в сфере интернационализации, сумела за короткий промежуток времени превратиться в страну, занимающую сегодня первые строчки мировых рейтингов по привлекательности и качеству образовательных услуг. В результате сравнения исходной ситуации в сфере высшего образования России и Финляндии на момент ратификации Болонского соглашения, выявляется много общих внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие систем высшего образования. Представляется опыт ведущих российских университетов, их лучшие инструменты и практики в сфере интернационализации. Образовательным организациям высшего образования предлагаются рекомендации для успешной реализации стратегии интернационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Добрынина Наталья Игоревна, Бабушкина Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITIES. DEVELOPING A STRATEGY FOR INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONSUSING FINLAND’S EXPERIENCE

The paper presents the reasons for the internationalization process at the national and institutional levels and compares the situation in higher education in Russia and Finland at the time of ratification of the Bologna agreement, external and internal factors affecting the development of higher education systems. The experience of leading Russian universities, their best tools and practices in the field of internationalization are analyzed. The authors propose some recommendations to higher education institutions for the successful development and implementation of their internationalization strategy.

Текст научной работы на тему «Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российскихобразовательных организаций высшего образования»

280 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социаль ные науки, 2019, № 4 (56), с. 280-284

УДК 378.4

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019 г. Н.И. Добрынина, Е.В. Бабушкина

Добрынина Наталья Игоревна, начальник отдела сетевых программ и образовательных проектов

учебно-методического управления Пермского государственного национального исследовательского университета

dobrynina.nata@gmail.com Бабушкина Елена Вадимовна, к.ф.-м.н.; доцент кафедры высшей математики,

начальник учебно-методического управления Пермского государственного национального исследовательского университета

helvad@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.10.2019 Статья принята к публикации 30.10.2019

Приводятся причины, обусловившие процесс интернационализации на национальном и институциональном уровнях. Рассматривается опыт Финляндии, которая, пережив череду реформ высшего образования, в том числе в сфере интернационализации, сумела за короткий промежуток времени превратиться в страну, занимающую сегодня первые строчки мировых рейтингов по привлекательности и качеству образовательных услуг. В результате сравнения исходной ситуации в сфере высшего образования России и Финляндии на момент ратификации Болонского соглашения, выявляется много общих внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие систем высшего образования. Представляется опыт ведущих российских университетов, их лучшие инструменты и практики в сфере интернационализации. Образовательным организациям высшего образования предлагаются рекомендации для успешной реализации стратегии интернационализации.

Ключевые слова: интернационализация, высшее образование, стратегия интернационализации, Финляндия, университеты Финляндии, университеты России, конкурентоспособность, международная деятельность.

Введение

Интернационализация как процесс, который затрагивает различные стороны общества, обусловливается политическими, экономическими и социальными причинами и внедряется как стратегическая цель государства.

Исследователи этого процесса выделяют среди инициирующих его причин такие, как обеспечение международной безопасности, поддержание конкурентоспособности и улучшение межкультурного взаимодействия [1]. Подобный подход, безусловно, может быть применен и при внедрении интернационализации в систему образования, однако при этом не учитываются индивидуальные факторы и особенности, связанные с образовательными организациями.

В отличие от авторов указанной выше монографии, Джейн Найт рассматривает интернационализацию как на национальном, так и на институциональном уровне. Исследователь полагает, что интернационализация на национальном уровне дает стимул для развития многих сфер, связанных с образованием. На национальном уровне интернационализация выражена в

оценке человеческих ресурсов, социокультурного развития и межкультурного взаимодействия. В зависимости от политико-экономического статуса, страна может быть заинтересована в распространении зоны своего влияния. Так, например, для развитых стран актуальным является «ре-крутинг талантов», получение дохода от обучения, а для развивающихся стран интересны поддержка и развитие самой системы образования. На институциональном уровне отмечается трансформация базовых функций, среди которых отмечается необходимость поиска бренда и профилирование. При этом указанные задачи представляются как определенный вызов для университетов [2].

Несмотря на то что интернационализация является государственной задачей, подходы к настраиванию процессов и моделей интернационализации, применяемые на институциональном уровне, представляют сегодня наибольший интерес для исследования. Изучение опыта стран, прошедших через интернационализацию образования, позволяет увидеть перспективы и новые возможности при выработке стратегий интернационализации университетов.

Рассмотрим опыт Финляндии, которая за достаточно короткий промежуток времени сумела из страны совершенно непривлекательной для иностранных студентов в начале 1990-х годов XX века, пережив череду реформ высшего образования, в том числе в сфере интернационализации, превратиться в страну, которая сегодня занимает первые строчки мировых рейтингов по привлекательности и качеству образовательных услуг.

Многие исследователи отмечают, что первоначально интернационализация высшего образования в Финляндии рассматривалась прежде всего как инструмент, который обеспечивал бы конкурентоспособность страны через создание привлекательных университетов (конкурентоспособность вуза) и способность подготовки выпускников, успешных на международном рынке (конкурентоспособность студента) [3].

Образовательная реформа, проводившаяся в Финляндии в начале 1990-х годов, началась с так называемой «интернационализации дома» (internationalization at home). Не имея собственных программ, привлекательных для иностранных студентов, университеты Финляндии сфокусировались на академической мобильности для своих студентов, направляя их для обучения на образовательные программы, реализуемые зарубежными вузами [3].

Одновременно с этим университеты Финляндии стали разрабатывать собственные образовательные программы. На рубеже веков произошел сдвиг в сторону открытия образовательных границ и формирования большого потока иностранных обучающихся. Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2000-2010 годах произошло увеличение количества иностранных обучающихся на международных программах, реализуемых университетами Финляндии, в среднем в 2-3 раза [4, S. 698].

Сегодня Финляндия рассматривает иностранных студентов как надёжный экономический ресурс, подготовленный источник высококвалифицированных специалистов, готовых встроиться в национальный рынок труда [5]. Международные образовательные программы постоянно адаптируются к меняющемуся рынку труда для успешной интеграции в него новых профессионалов.

Сегодня Финляндия является привлекательной не только для студентов и исследователей, но и для ведения бизнеса, работы и жизни в целом. Интернационализация высшего образования, научных исследований и инноваций находится в основе обновления общества. Более того, интернационализация университетов способствует диверсификации бизнеса и общества,

международному сетевому взаимодействию, конкурентоспособности и инновационности, а также влияет на уровень благосостояния, компетентности и образованности граждан.

Анализ опыта Финляндии в вопросе развития интернационализации позволяет выделить следующие причины успешности.

Первым толчком для развития интернационализации в сфере высшего образования Финляндии выступил Болонский процесс [6]. Проведенная оценка и сравнение индикаторов развития интернационализации в разных странах способствовали выработке рекомендаций, которые сначала широко обсуждались, а затем предлагались к внедрению университетам.

Вторым важным моментом в развитии процесса интернационализации стало принятие Стратегии интернационализации Финляндии, в которой интернационализация образования рассматривалась как основополагающий компонент развития экономики страны [3]. Согласно стратегии, целью интернационализации является создание в Финляндии сильной и привлекательной исследовательской среды высшего образования, которая «улучшит способность общества функционировать в открытой международной среде, будет поддерживать сбалансированное развитие мультикультурного сообщества и участвовать в решении глобальных проблем» [7, р. 9].

Последняя редакция Стратегии интернационализации охватывает 2017-2025 годы. В ней акцент сделан на совместном решении задач, которые стоят перед обществом, а ее девиз -«Вместе к лучшему миру» (Together for a better world) [8].

Поставленные в стратегии цели не могут быть достигнуты, если университеты не сделают международную деятельность частью своих стратегических задач. В соответствии с национальной стратегией интернационализации, университеты Финляндии разработали собственные стратегии. Финские университеты обладают высокой степенью институциональной автономии, получая 65% финансирования из государственного бюджета. Эта автономия обеспечивается конституцией и гарантирована актами университетов. В связи с этим отношения между университетами и Министерством образования и культуры Финляндии основаны скорее на обсуждении, чем на механическом следовании, и в этом контексте университеты берут на себя полную ответственность за качество образования.

Одним из инструментов повышения качества образования является международное сотрудничество, так как необходимым условием для взаимодействия с мировыми лидерами в сфере

образования является высокий уровень собственной компетенции. Университеты привлекают высококвалифицированных профессионалов, создают благоприятную образовательную среду для привлечения иностранных инвестиций, что способствует интернационализации экономики и общества. Международное сетевое взаимодействие университетов способствует консолидации потенциала региона, всех доступных ресурсов конкурентоспособности, ин-новационности.

Имея значительную финансовую поддержку на национальном уровне и прилагая собственные усилия к поддержанию своего имиджа и высокой репутации, университеты Финляндии становятся университетами мирового уровня. Это способствует получению доступа к мировой научной базе университетов (Global Academic System of Science), экономическому росту и развитию партнерств, а также использованию передовых технологий в обучении.

Сравнивая исходную ситуацию в сфере высшего образования России на момент ратификации Болонского соглашения, мы находим много общих с Финляндией внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие систем высшего образования.

Введение показателя интернационализации в систему вузовского образования стало новой практикой для университетов как Финляндии, так и России. И в Финляндии, и в России процесс был инициирован сверху и направлен вниз. В результате предпринятых усилий университеты должны были стать экономически независимыми, поддерживать социальный прогресс и инновации и готовить выпускников к мировому рынку труда. Количественные цели были поставлены, в то время как содержание, ценности и качество следовало детализировать самим университетам.

Будучи централизованными, в той или иной степени, университеты России, как и университеты Финляндии, не были готовы к конкуренции, их собственное поведение демонстрировало слабую предпринимательскую активность, в том числе при разработке стратегии и плана дальнейших действий. Экономические условия заставили университеты выделить ключевые области трансформации и свои точки роста.

Необходимость учета изменения структуры финансирования университетов (уменьшение государственного финансирования), а также появившаяся возможность привлечения дополнительного финансирования, в том числе через европейские и другие образовательные агентства и фонды, способствовали созданию конкурентоспособных программ и условий университетской среды.

Зависимость финансирования ведущих университетов России от выполнения показателей эффективности и при этом определенная автономия внутренних процессов, таких как возможность реализации собственных стандартов, позволяют учесть опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования.

Нами было проведено исследование стратегий интернационализации ведущих российских университетов. Мы обратились к опыту трех российских вузов, успех которых в этой области подтвержден высоким положением в международных рейтингах. Из «столичных вузов» мы изучили опыт Московского физико-технического института, из «региональных вузов» наиболее интересным представляется опыт Томского политехнического университета и Воронежского государственного университета.

Воронежский государственный университет (ВГУ) имеет тщательно разработанную (на основе многоаспектного анализа внешней среды и факторов, влияющих на развитие высшего образования в целом и ВГУ в частности) стратегию развития [9]. Этот университет имеет значительный опыт участия в международных программах и рассматривает возможность своего дальнейшего развития за счет участия в международных программах. В 1960-х годах XX века ВГУ одним из первых в стране начал академическое и научное сотрудничество с ведущими университетами Западной Европы, в 1990-х годах он включился в программы международного обмена, в том числе программы ЕС. Сегодня ВГУ занимает высокие позиции в международных рейтингах, учитывающих процессы интернационализации (рейтинги QS, QS BRICS и Times Higher Education). Примечательно то, что одним из индикаторов развития университета является участие в мероприятиях, на которых представляются результаты проектов и иной научно-исследовательской деятельности университета. Сайт университета имеет версии на семи языках.

Томский политехнический университет (ТПУ) в стратегии интернационализации четко определяет собственные конкурентные преимущества и приоритеты. Имея самый высокий рейтинг по интернационализации среди российских «региональных вузов», ТПУ определяет себя как самый интернациональный нестоличный вуз, имеет детально разработанную стратегию развития и создает благоприятный имидж на рынке образовательных услуг. Стратегическими задачами университета к 2020 году являются «соответствие образовательных про-

грамм лучшим мировым стандартам», а также «усиление системы контроля качества исследований с позиции их глобальной конкурентоспособности» [10].

Инфраструктура университета и его кампус ориентированы на международный уровень, сайт университета имеет понятный и удобный вид, понятный интерфейс на двух языках.

Программа повышения конкурентоспособности Московского физико-технического института (МФТИ) [11] ставит приоритетной задачей наращивание исследовательского и образовательного потенциала, привлечение ведущих учёных, создание инфраструктуры и открытие более 50 научно-исследовательских лабораторий мирового уровня. Поскольку расположение вуза не позволяет сравнивать его с региональными университетами, отметим лишь наличие в его стратегии детального маркетингового анализа с выделением сильных сторон. Приоритетами для развития интернационализации университет считает создание комфортной среды для учебы, работы и проживания, системы дистанционного обучения, в том числе лекционных курсов, доступных on-line, проведение школ для иностранных студентов, преподавание на английском языке сначала в магистратуре, а затем в бакалавриате. К 2020 году все образовательные программы МФТИ должны иметь опцию преподавания на английском языке. МФТИ сегодня имеет функциональный и информационно насыщенный веб-портал и занимает 8-е место в рейтинге сайтов среди российских вузов [12]. Сайт университета представлен на двух языках.

Таким образом, детально изучив опыт страны, успешно развивающейся в области интернационализации высшего образования, а также опыт ведущих российских вузов, перенявших лучшие европейские практики в этой области, мы выделили ряд мер, способствующих успешной интернационализации университета:

1) предварительный анализ академической среды и конкурентных преимуществ университета;

2) создание привлекательного имиджа вуза за счет четкого обозначения своих преимуществ;

3) выделение точек роста для вуза и создание образовательных программ, исследовательских лабораторий в этих областях;

4) поиск партнеров для совместных исследований и программ в областях, соответствующих точкам роста;

5) создание у потенциальных студентов и исследователей образа привлекательного университета, вписанного в среду города, страны, общества за счет самопрезентации в медийной среде, например с помощью сайта университета;

6) качественный подход к разработке стратегии интернационализации университета, который требует ее регулярного пересмотра в связи с меняющимися условиями на рынке образования и труда, с учетом экономических условий, социальных связей региона, культурной и академической среды вуза.

В заключение отметим, что в целях дальнейшей выработки рекомендаций для успешной интернационализации российских вузов необходимо обратиться к содержанию образовательных программ, реализуемых университетами. Планируется проанализировать опыт ведущих российских и зарубежных университетов, разобраться в том, какие образовательные программы вызывают наибольший интерес у иностранных студентов, каково их качество и чем они привлекательны. Кроме того, планируется рассмотреть опыт Финляндии по интеграции обучающихся и выпускников в финское общество.

Список литературы

1. Aigner J., Nelson P., Stimpfl J. Internationalizing the University: making it work. Springfield: CBIS Federal, 1992. 24 р.

2. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalization. Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 37 р.

3. Nokkala T. Constructing Ideal Universities - The Internationalization of Higher Education in the Competitive Knowledge Society. Tampere: Tampere University Pre ss, 2007. 309 р.

4. Välimaa J., Weimer L. The Trends of Internationalization in Finnish Higher Education // Zeitschrift für Pädagogik 60. 2014. № 5. S. 696-709.

5. Haapakoski J., Pashby K. Implications for equity and diversity of increasing international student numbers in European universities: Policies and practice in four national contexts // Policy Futures in Education. 2017. 15(3). P. 360-379.

6. Saarinen T. Internationalization of Finnish higher education is language an issue? // International Journal of the Sociology of Language. 2012. № 216. P. 157-173.

7. Strategy for the Internationalization of Higher Education Institutions in Finland 2009-2015. Publication of the Ministry of Education, Finland. 2009:23. URL: https://planipolis.iiep.unesco.org/sites/planipolis/files/res sources/finland_higher_education_strategy.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

8. International strategy for higher education and research 2017-2025. Publication of the Ministry of Education and Culture, Finland. URL: https://minedu. fi/en/article/-/asset_publisher/suomalaiselle -korkeakoulu tukselle-ja-tutkimukselle-kansainvalisyyslinj aukset (дата обращения: 02.09.2019).

9. Стратегия Воронежского государственного университета. Принята Ученым Советом ВГУ 29.09.2017, протокол № 7. URL: https://www. vsu.ru/ru/university/general/strategy/ (дата обращения: 09.07.2019).

10. План мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» на 2013-2020 годы (4-й этап - 2018-2020 годы). М., 2018. URL: https:// tpu.ru/university/strategy (дата обращения:15.07.2019).

11. Программа повышения конкурентоспособности Московского физико-технического института. Утверждена Министерством образования и науки РФ, 10 июня 2013 г. URL: https://mipt.ru/upload/medialib rary/cb7/document.pdf (дата обращения: 30.07.2019).

12. Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info (дата обращения: 31.07.2019).

INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITIES. DEVELOPING A STRATEGY FOR INTERNATIONALIZATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS USING FINLAND'S EXPERIENCE

N.I. Dobrynina, E. V. Babushkina

Perm State University

The paper presents the reasons for the internationalization process at the national and institutional levels and compares the situation in higher education in Russia and Finland at the time of ratification of the Bologna agreement, external and internal factors affecting the development of higher education systems. The experience of leading Russian universities, their best tools and practices in the field of internationalization are analyzed. The authors propose some recommendations to higher education institutions for the successful development and implementation of their internationalization strategy.

Keywords: internationalization, higher education, internationalization strategy, Finland, Finnish universities, Russian universities, competitiveness, international cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.