Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / интернационализация / экономическая гло-бализация / модернизация / диверсификация / higher education / internationalization / economic globalization / modernization / diversification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Юйчэнь

В статье рассматривается актуальная проблема современного образо-вания — интернационализация высшего образования, являющаяся ведущей тен-денцией ее реформирования и развития. Это не только важное проявление сущно-сти современного высшего образования, но и адаптивная характеристика, обуслов-ливающая развитие современного общества. Представлено обоснование исследуе-мого процесса, выступающего в качестве основной движущей силы и цели модер-низации высшего образования и являющегося не только общим выбором и универ-сальной стратегией реформирования и развития высшего образования в развитых странах, но и объективной потребностью развивающихся стран в изменении миро-вого статуса в системах высшего образования. С ростом глобализации экономики интернационализация становится важным направлением развития высшего образо-вания во всем мире. Подчеркивается значение данного процесса для университетов всех стран, которые должны использовать эти возможности для развития высшего образования и стремиться изучить модель интернационализации высшего образо-вания, подходящую для их страны. Тенденция развития высшего образования должна придерживаться диверсификации и комплексного развития, насколько это возможно, тем самым действительно способствуя процветанию международных систем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AS A LEADING TREND OF THE MODERN ERA

The article addresses the urgent problem of modern education — the interna-tionalization of higher education, which is the leading trend in its reform and develop-ment. This is not only an important manifestation of the essence of modern higher educa-tion, but also an adaptive characteristic that determines the development of modern socie-ty. We present an argument for the process under study, which acts as the main driving force and goal of the modernization of higher education and is not only a common choice and universal strategy for reforming and developing higher education in developed coun-tries, but also an objective need for developing countries to change the world status in higher education systems. With the growing globalization of the economy, internationali-zation is becoming an important direction for the development of higher education around the world. We have emphasized the importance of this process for universities of all countries, which should use these opportunities for the development of higher educa-tion and strive to explore the model of internationalization of higher education that is suitable for a certain country. The development trend of higher education should adhere to diversification and comprehensive development as far as possible, thereby truly con-tributing to the prosperity of international education systems.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

Научная статья УДК 378.14

Б01: 10.18101/2307-3330-2023-1-13-18

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА

© Ван Юйчэнь

магистр русского языка и литературы, Цицикарский университет, Китай, Цицикар 283865788@qq.com.

© Базарова Татьяна Содномовна

доктор педагогических наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а tbazarova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования — интернационализация высшего образования, являющаяся ведущей тенденцией ее реформирования и развития. Это не только важное проявление сущности современного высшего образования, но и адаптивная характеристика, обусловливающая развитие современного общества. Представлено обоснование исследуемого процесса, выступающего в качестве основной движущей силы и цели модернизации высшего образования и являющегося не только общим выбором и универсальной стратегией реформирования и развития высшего образования в развитых странах, но и объективной потребностью развивающихся стран в изменении мирового статуса в системах высшего образования. С ростом глобализации экономики интернационализация становится важным направлением развития высшего образования во всем мире. Подчеркивается значение данного процесса для университетов всех стран, которые должны использовать эти возможности для развития высшего образования и стремиться изучить модель интернационализации высшего образования, подходящую для их страны. Тенденция развития высшего образования должна придерживаться диверсификации и комплексного развития, насколько это возможно, тем самым действительно способствуя процветанию международных систем образования.

Ключевые слова: высшее образование; интернационализация; экономическая глобализация, модернизация, диверсификация.

Для цитирования

Ван Юйчэнь, Базарова Т. С. Интернационализация образования — ведущая тенденция современного мира // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 1. С. 13-18.

Интернационализация высшего образования является сегодня ведущей тенденцией развития высшего образования в мире и важным фактором, влияющим на эффективность реформы и развития высшего образования во всех странах мира.

Интернационализм является важной и неотъемлемой частью сущностного характера высшего образования. Высшее образование выпускает специалистов высокого уровня, обладающих инновационным духом и способностями. Такие таланты должны обладать широким международным кругозором, осознанием и высокой чувствительностью, чтобы улавливать международные тенденции в предметных областях и идеях, способностью к исследованиям и разработкам на международном уровне, а также широтой мышления, чтобы понимать и общаться на международном уровне.

Интернационализация высшего образования является адаптивной характеристикой, необходимой для развития современного общества. Это прежде всего объективная необходимость для изменения мирового статуса и экологических отношений систем высшего образования в развивающихся странах. Hедостаток интеллектуальных ресурсов в развивающихся странах может быть компенсирован за счет развития процесса интернационализации высшего образования. Это способствует изучению развивающимися странами передового образовательного опыта и методов управления развитых стран, расширению культурных перспектив членов общества в развивающихся странах, повышению степени открытости общества, подготовке талантов с многокультурной грамотностью и высокой способностью общаться с зарубежными странами для содействия модернизации экономики, политики и научно-технической культуры.

Таким образом, интернационализация высшего образования в современном мире и тенденции его будущего развития выступают актуальной исследовательской проблемой, обоснование которой является целью данной статьи.

Посредством анализа, изучения и сопоставления данных, связанных с интернационализацией высшего образования, отмечаем, что исследуемая нами проблема является предметом обсуждения многих ученых.

Так, Суй Ифань дает глубокий анализ содержания процесса интернационализации высшего образования утверждая, что открытый и адаптивный характер системы высшего образования по существу является неотъемлемым и необходимым условием системного развития современного общества, экономики, политики и культуры. Интернационализация высшего образования — это прежде всего необходимость современного экономического, социального и человеческого выживания и развития [1, с. 20]. Во-вторых, интернационализация высшего образования является необходимостью для развития современной политики. В-третьих, интернационализация высшего образования является объективной потребностью и необходимым требованием для развития образовательных услуг.

Ученые подчеркивают, что развитие высшего образования имеет правила, которым оно должно следовать, и эти правила в то же время являются набором ценностей, к которым стремится высшее образование [2, с. 96]. То есть интернационализм — это не только ценность высшего образования, но и его неотъемлемая сущность. Также модернизация и развитие высшего образования требуют фундаментальных изменений во многих аспектах, таких как образовательное мышление, содержание образования, образовательные методы, качество преподавателей и управление образованием [3, с. 84].

Российские ученые представляют следующие характеристики интернационализации высшего образования: во-первых, экономические интересы как новая

мотивация для интернационализации высшего образования. Экономическая глобализация позволила рыночным механизмам вмешаться в процесс интернационализации высшего образования, и университеты получили возможность устанавливать собственные ориентиры в целях получения большей экономической выгоды [4, с. 34]. Диверсификация стала новой тенденцией и нормой в развитии интернационализации высшего образования.

Во-вторых, развивающиеся страны как новая зона роста для интернационализации высшего образования. Развивающиеся государства превращаются из стран, которые раньше экспортировали иностранных студентов, в страны, которые принимают иностранных студентов, превращаясь в центры качественного высшего образования [5, с. 64].

В-третьих, информационная совместимость как новый элемент интернационализации высшего образования в современном мире. Глобализация экономики и информатизация образования стали мейнстримом времени, а содержание интернационализации высшего образования стало богатым и разнообразным благодаря развитию информационных технологий интернета. Дистанционное обучение через интернет начинает становиться новым средством интернационализации высшего образования.

Ученые также выдвигают такие направления исследования, как механизм реализации развития высшего образования с точки зрения интернационализации, содержание этапов данного процесса [6, с. 7]; влияние интернационализации образования на развитие эффективности национальной экономики [8]; анализ потенциала культурологии в исследовании интернациональной образовательной среды [9] и др.

С развитием экономической глобализации усиливается тенденция интернационализации образования. По мере экономических преобразований в развитых странах спрос на таланты увеличился, что открывает огромные возможности для их мобильности [9, с. 6].

Исходя из анализа можно выделить следующие проблемы исследуемого процесса:

- современный культурный колониализм постоянно продвигает свои культурные концепции и образ жизни в незападные страны через упаковку культурных продуктов [10, с. 85]. Тенденции культурного колониализма оказывают огромное влияние на местную культуру и подрывают местную культурную экологию и процесс ее развития;

- нарастает сильная тенденция к коммерциализации высшего образования, особенно в развивающихся странах, которые вынуждены покупать образовательные услуги западных стран. Эти сильно коммерциализированные услуги высшего образования усугубляют проигрыш развивающихся стран в конкурентной борьбе за развитие национального высшего образования;

- существует конфликт между интернационализацией и локализацией высшего образования. Развивающиеся страны постепенно осознают важность своей культуры в процессе взаимного обогащения и обучения, тем самым укрепляя защиту своих знаний и активно адаптируя чужую культуру к местным условиям. Однако из-за различий в условиях социального развития образовательная политика и опыт других стран часто не могут быть успешно перенесены в националь-

ную систему образования, а развитие интернационализации становится общей тенденцией в процессе глобализации, что приводит к дублированию противоречий между интернационализацией и локализацией;

- интернационализация высшего образования в будущем должна осуществляться под руководством концепции устойчивого развития и вносить новый вклад в развитие «глобального достояния — образования».

Стратегия интернационализации стала важной стратегией для высшего образования во всех странах в поисках новых прорывов и развития. Согласно различным оценкам уровня развития высшего образования в мире уровень «интернационализации» стал важным показателем уровня функционирования университетов [8, с. 96]. В будущем страны всего мира будут становиться все более взаимозависимыми, и тенденция интернационализации высшего образования будет только ускоряться, а не замедляться.

Миссия интернационализации высшего образования заключается в подготовке высококлассных талантов, ориентированных на будущее, что будет способствовать не только научно-техническим инновациям, технологическому, социальному и глобальному развитию, но и прогрессу человеческой цивилизации [10, с. 73].

Новая концепция, тенденция и миссия интернационализации высшего образования требуют, чтобы сам процесс осуществлялся в ногу со временем, обогащаясь, расширяясь и трансформируясь по содержанию и форме. Необходимо, во-первых, сосредоточиться на постоянном расширении содержания интернационализации в высшем образовании [6, с. 116]. Второе — обеспечивать ведущую роль интернационализации высшего образования. Третье — адаптироваться к смене парадигмы образования, происходящей в мире, и продвигать ее. Наконец, необходимо развивать образовательную политику и условия ее эффективной реализации.

Отмечаем, что с учетом сложного характера проблемы интернационализации высшего образования развивающиеся страны должны содействовать развитию своего образования, сознательно сохраняя при этом свои культурные ценности традиции и идеологию и сохраняя четкое понимание негативных последствий данного процесса. Изучая передовые образовательные концепции и системы Запада, развивающиеся страны должны в то же время энергично укреплять свое национальное сознание, чтобы интернационализация могла действительно быть адаптированой к реальной ситуации и реальным потребностям их экономического и социального развития, а баланс между интернационализацией и локализацией высшего образования мог бы быть действительно достигнут и сохранен.

Таким образом, целью интернационализации образования в современном мире является эффективное изменение высшего образования, улучшение модернизации и адаптации национальных систем высшего образования, а также достижение равноправного обмена и диалога с развитыми странами для установления новых мировых экологических отношений и порядка развития в сфере высшего образования.

Интернационализация высшего образования призвана играть ведущую роль в развитии мировых образовательных систем, создавать более широкую платформу для обмена и сотрудничества, адаптироваться к происходящей в мире ре-

форме образовательной парадигмы и содействовать ей, а также укреплять образовательную политику. Мы должны правильно понимать новую тенденцию, миссию и вызовы интернационализации высшего образования, имеющей широкие перспективы развития.

Литература

1. Суй Ифань. Коннотативное развитие университета: мысли о построении высококачественной системы высшего образования // Цзянсуское высшее образование. 2021. № 10. С. 20. Текст: непосредственный.

2. Гоу Сяохун. Исследование стратегий выращивания талантов в университетах в контексте интернационализации высшего образования // Газета Шэньянского инженерного колледжа. 2022. № 3. С. 96. Текст: непосредственный.

3. Бай Бин. Путь интернационализации высшего образования в новую эпоху // Модернизация образования. 2019. № 6. С. 84. Текст: непосредственный.

4. Береговая О. А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3. С. 31-43. Текст: непосредственный.

5. Габитова Л. Интернационализация и глобализация в образовании: сущность и соотношение понятий // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 62-65. Текст: непосредственный.

6. У Чэнь, Чжан Мэн, Юй Лань. Перспектива интернационализации в коннотатив-ном развитии высшего образования. Механизм реализации и практическая основа // Современное управление образованием. 2022. № 12. С. 116. Текст: непосредственный.

7. Ли Цзюнь. Этапы и проблемы интернационализации высшего образования // Развитие и оценка высшего образования. 2020. № 1. С. 85. Текст: непосредственный.

8. Михайлова Н. В. Культурологический подход к исследованию интернацинализа-ции высшего образования // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 39. С. 93-102. Текст: непосредственный.

9. Ван Дун, Гао Дань. Углубление международного обмена в области образования и создание сообщества человеческой судьбы // Ученый Шэньчжоу. 2022. № 11. С. 6. Текст: непосредственный.

10. П. Коши. Интернационализация образования: успехи и неотложные задачи // Государственная служба. 2018. № 1. С. 72-74. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 02.10.2022; одобрена после рецензирования 13.10.2022; принята к публикации 19.01.2022.

INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AS A LEADING TREND OF THE MODERN ERA

Wang Yuchen

Master of Russian Language and Literature, Qiqihar University Qiqihar, China 283865788@qq.com

Tatyana S. Bazarova

Dr. Sci. (Education), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia tbazarova@mail.ru

Abstract. The article addresses the urgent problem of modern education — the internationalization of higher education, which is the leading trend in its reform and development. This is not only an important manifestation of the essence of modern higher education, but also an adaptive characteristic that determines the development of modern society. We present an argument for the process under study, which acts as the main driving force and goal of the modernization of higher education and is not only a common choice and universal strategy for reforming and developing higher education in developed countries, but also an objective need for developing countries to change the world status in higher education systems. With the growing globalization of the economy, internationalization is becoming an important direction for the development of higher education around the world. We have emphasized the importance of this process for universities of all countries, which should use these opportunities for the development of higher education and strive to explore the model of internationalization of higher education that is suitable for a certain country. The development trend of higher education should adhere to diversification and comprehensive development as far as possible, thereby truly contributing to the prosperity of international education systems.

Keywords: higher education, internationalization, economic globalization, modernization, diversification.

For citation

Wang Yuchen, Bazarova T. S. Internationalization of Education as a Leading Trend of the Modern Era. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2023; 1: 13-18 (In Russ.).

The article was submitted 02.10.2022; approved after reviewing 13.10.2022; accepted for publication 19.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.