Научная статья на тему 'Интернационализация инвестиционной политики в России'

Интернационализация инвестиционной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Растегаева Ф. С.

The peculiarities of investment policy in the process of formation of postindustrial society in Russia are examined. The analysis of factors of Russian investment attractiveness is done. The role of foreign direct investments in the internalization of economy is analyzed in detail. Also in the article TNCs are examined as the object of investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация инвестиционной политики в России»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИИ

Ф. С. РАСТЕГАЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

The peculiarities of investment policy in the process of formation of postindustrial society in Russia are examined. The analysis of factors of Russian investment attractiveness is done. The role of foreign direct investments in the internalization of economy is analyzed in detail. Also in the article TNCs are examined as the object of investments.

Особенности инвестиционной политики в условиях формирования постиндустриального общества, исследованные еще Дж. Гелбрейтом [3], рассмотрены в работах Л. Брича [1], Т. А. Ворониной [2], Л. С. Бляхмана, М. И. Кротова и Е. С. Строева [6], Р. Цвылева [9].

Инвестиционная политика должна обеспечивать простое и расширенное воспроизводство. Перспективы направлений политики - реализация системно-инновационной стратегии экономического развития на основе внедрения, использования высокоэффективных машин, оборудования, прогрессивных технологий, обеспечивающих социально-экономическую эффективность, увеличение нормы прибыли. Для реализации инвестиционной политики необходима институциональная база, обеспечивающая качество, мобильность организационных систем управления инвестиционной деятельностью.

За период экономических реформ в Россию поступило иностранного капитала на сумму, превышающую 40 млрд. дол. Примерно 30 % данной суммы приходилось на прямые иностранные инвестиции. Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе межправительственные. Значительную долю составили инвестиции в государственные ценные бумаги. Характерно, что около 40 % всех инвестиций приходится на Москву.

Многие иностранные компании считают Россию одной из самых перспективных для инвестиций стран в Европе. В докладе консалтинговой фирмы А. Т. Keamey (в сентябре 2003 г.), ежегодно публикующей рейтинг инвестиционной привлекательности стран, Россия переместилась с 17-го места на 8-е, а в Европе по числу заплани-

рованных для реализации проектов уступает лишь Германии.

Чтобы иностранные инвесторы пошли на большие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной задачи экономического подъема России; ускорение работы Государственной Думы над общехозяйственным и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка; радикализацию борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами, за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; дальнейший пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизацию свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка стран СНГ со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы [11].

Анализ инвестиционных процессов позволяет выделить следующие макроэкономические факторы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики:

- создание развитой и согласованной правовой базы инвестиций, основанной на законах, а не подзаконных нормативных актах, предсказуемости ставок межбанковских кредитов, норм дисконта, темпов инфляции, ставок налогов и пошлин;

- создание механизма оформления и реализации залоговых прав, развитие фондового рынка и вторичного рынка оборудования, развитие лизинга как формы производственных инвестиций, прежде всего, в малый и средний бизнес;

- создание экспертно-консультационной инфраструктуры для отбора и продвижения перспективных инвестиционных проектов, разработки и оценки их бизнес-планов, страхование рисков, в первую очередь политических;

- создание новой типовой методики инвестиционного проектирования и оценки проектов, соответствующая подготовка кадров проектных менеджеров, специалистов по оценке бизнеса, в том числе недвижимости и нематериальных активов, управлению инвестиционными рисками и финансовыми потоками;

- определение приоритетных объектов инвестиций, пользующихся особыми льготами, с учетом специфики развития различных регионов;

- переход на международные стандарты финансового учета (МСФО), обеспечивающие надежность и прозрачность информации для инвесторов о доходах, убытках и долгах предприятия, стоимости его активов и т. д.;

- создание налоговых и других стимулов для долгосрочных вкладов населения, долгосрочных банковских кредитов и направления прибыли, а также амортизационного фонда на производственные инвестиции;

- введение в инвестиционный оборот интеллектуальной собственности и земельных участков. Несмотря на принятие закона об обороте земель, к 2005 г. только 0,5 % земельного фонда закреплено в собственности юридических лиц, процесс разграничения собственности прошло лишь 0,1 % из 10 млн. участков, принадлежащих владельцам земельных паев и т. д.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспече-

нию рынка, топливная промышленность. В число первых шести отраслей, которые наиболее активно инвестируются иностранными компаниями, входят пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание. Основная доля иностранных инвестиций приходится на регионы - Москва, Московская, Тюменская обл., С.-Петербург, Татарстан и другие. Объем и структура иностранных инвестиций являются не вполне удовлетворительными. Прежде всего, объем иностранных инвестиций не соответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику: масштабам производства, емкости рынка, обеспеченности сырьевыми и минеральными ресурсами, квалификации и стоимости рабочей силы. Структура иностранных инвестиций требует большей дифференциации стран - основных инвесторов, что будет способствовать ослаблению экономической зависимости в получении дополнительных источников накоплений как от одной, отдельно взятой, страны, так и от небольшого количества стран. Отраслевая структура предопределяет необходимость увеличения вложений иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Региональная структура иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень незначительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть регионов РФ. Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику, как думается, заключается в недостаточно благоприятном инвестиционном климате, для которого характерны следующие признаки: экономическая и правовая нестабильность; достаточно жесткая налоговая система; низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры; слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможностях инвестирования капитала и ряд других.

Поэтому актуальной задачей является создание системы стимулирования привлечения иностранных инвестиций.

Остановимся на роли иностранных инвестиций в интернационализации экономики. Существуют разные точки зрения о роли отдельных форм международных экономических отношений в процессе усиления интернационализации, однако всегда отмечается особое значение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которое в эпоху глобализации только возрастает.

Значение ПИИ определяется их ведущей ролью в ускорении процессов интернационализации, немыслимых без развития и других форм

международных экономических отношений. Эту идею хорошо иллюстрирует следующая цитата: «При всем разнообразии внешнеэкономических связей, сложившихся к началу XXI в., основу их образует торговля товарами и услугами, опосредующая международное разделение труда. Все другие связи, как правило, либо обуславливают международный обмен, либо обусловлены им». Однако «с точки зрения перспектив мирохозяйственного развития, подтягивания менее развитых регионов к технически и экономически ведущему ядру мирового хозяйства первостепенное значение имеют долгосрочные иностранные инвестиции в сферу производства» [10]. Это связано с тем, что приток ПИИ в страну должен трактоваться значительно шире, чем просто поступление денежных средств из-за границы. Прямые инвестиции в отличие от других форм импорта капитала способствует инновациям, повышающим общий технологический уровень и преображающим отраслевую структуру. Как показали международные финансовые кризисы, эти капиталовложения меньше подвержены конъюнктурным колебаниям, чем разного рода краткосрочные инвестиции. Это объясняется тем, что закрытие или продажа завода, ставшего менее прибыльным, связаны со значительно большими издержками по сравнению с продажей потерявших в привлекательности долговых ценных бумаг.

Таким образом, поступление ПИИ имеет важное значение даже для стран, испытывающих, как и Россия в настоящее время, избыток других видов финансовых ресурсов, которые не удается эффективным образом разместить в экономике. Равным образом ПИИ национальных ТНК не могут трактоваться однозначно как бегство капитала. Нередко эти капиталовложения способствуют процветанию национальной экономики через стимулирование зарубежного сбыта отечественных компаний в условиях узости внутреннего рынка, расширение их сырьевой базы, получение доступа к передовым технологиям (путем покупки современных предприятий в экономически более развитых странах).

Рост значения ПИИ в мировой экономике хорошо иллюстрирует статистика. За 1991-2005 гг. их аккумулированный объем в мире возрос почти в 6 раз, тогда как мировой экспорт товаров и нефакторных услуг - втрое, а суммарный ВВП всех стран - лишь вдвое. По сути, деятельность ТНК ведет к образованию у стран за их пределами «второй экономики». В нее перетекает часть ресурсов из национальной экономики, зато обратно возвращаются доходы от капиталовложений и

ввозятся товары, раньше производимые с большими издержками в самой стране. В итоге политические и экономические границы государств все меньше совпадают [8]. Неслучайно, сторонники геоэкономического подхода даже говорят об особом феномене «стран-систем» - государств, хозяйственная территория которых простирается далеко за национальные рамки [4]. Глобальный характер операций ТНК ограничивает сферу государственной экономической политики, причем нередко цели компаний вступают в противоречие с интересами стран, в которых они размещают свои предприятия (например, при переносе рабочих мест в страны с меньшим уровнем зарплаты и социальной защиты).

Пока роль иностранных вложений в общем объеме ежегодных инвестиций в основной капитал в большинстве стран остается скромной. Так, по миру в целом показатель не достигает 10 %, хотя, конечно, по отдельным странам он выше, особенно по малым (например, в 2005 г. в Эстонии удельный вес ПИИ среди всех инвестиций в основной капитал составил 79 %, а в Исландии -75 %), но не только (в Великобритании и Украине доля ПИИ достигала 45 %). При этом нельзя забывать, что ПИИ оказывают более ощутимый экономический эффект по сравнению с отечественными инвестициями, поскольку ТНК размещают средства, как правило, эффективнее фирм, не начавших интернационализацию своей деятельности [7].

Более того, пример отдельных развитых стран (в частности, ФРГ) показывает, что в испытывающей определенные экономические трудности национальной экономике может функционировать значительное количество процветающих отечественных фирм, ставших ТНК. Используя сохраняющиеся преимущества основной страны базирования (например, научно-технический потенциал), они переносят производство в страны с дешевой рабочей силой, более динамичными рынками сбыта и т. д. Таким образом, конкурентоспособность страны и фирм, в ней базирующихся, - разные вещи.

Понимание того, что ТНК - важнейший объект мирохозяйственных исследований, пришло лишь к концу 70-х гг., несмотря на то, что уже к 50-60-м гг. их роль в мировой экономике стала весьма заметной. Интерес к феномену ТНК связан с тем, что в теории мировой экономики важное место традиционно занимала внешнеторговая проблематика, в которой ключевая роль отводилась странам (от различий в их обеспеченности факторами производства до специфики государ-

ственного регулирования международных экономических отношений). Развивавшаяся параллельно дисциплина «международный бизнес», уделявшая основное внимание компаниям - прямым инвесторам, долгое время носила прикладной характер и не была интегрирована в экономическую науку.

Тем не менее, сближение исследований в сфере мировой экономики и международного бизнеса в 80-90-е гг. привело к тому, что большинство авторов наиболее известных теорий прямого инвестирования признало, что на сегодняшний день развитие ТНК является основным объектом для изучения в рамках мировой экономики. Среди исследователей международного бизнеса, напротив, можно встретить людей, высказывающих противоположное мнение. Стремясь развивать отдельную науку «международный бизнес», такие эксперты значительно расширяют исследовательское поле, считая анализ деятельности ТНК только одним из многих узких предметов для изучения. В то же время немало теоретиков международного бизнеса считают определение ключевого предмета своих исследований надуманным вопросом. По их мнению, проблема интернационализации фирмы, являясь ядром исследований международного бизнеса, подкрепляется анализом смежных проблем (например, исторического контекста и современных институциональных особенностей глобализации).

В настоящее время во многих отечественных фундаментальных работах, посвященных ПИИ, в результате можно увидеть несколько заметно отличающихся друг от друга концепций, часто вступающих в противоречия по ключевым вопросам. Как правило, такие расхождения объясняются авторами обзоров тем, что теоретические работы создавались учеными в разное время (так что под воздействием глобализации изменились условия осуществления ПИИ), в разных странах (т. е. налицо отражение культурной среды, экономической модели развития), представителями разных научных дисциплин (поэтому акценты смещены на различные аспекты). В большинстве случаев критический анализ сводится к выявлению видов ПИИ, которые не могут быть объяснены ранее созданными концепциями, или проблем, связанных с этими капиталовложениями. Синтез концепций в основном представляет собой дополнение положений одной из ранее существовавших теорий (наиболее близкой идеям авторов) с целью искоренения некоторых ее недостатков.

А. В. Кузнецовым предлагается принципиально новый подход к синтезу существующих концепций [5]. Первое - основной целью не является поиск максимального числа расхождений между существующими теоретическими схемами ради их представления как широкой палитры научных подходов. Напротив, наша цель состоит в нахождении наибольшего количества общих идей (пусть высказанных с позиций разных научных дисциплин и в неодинаковой степени разработанных) и оценке возможностей углубления синтеза существующих теорий, прежде всего по направлениям, которые с течением времени необоснованно выпали из поля зрения исследователей.

Второе - проводится не просто анализ отдельных теоретических работ, признанных у тех или иных ученых основополагающими или наиболее проработанными. Суть этого подхода состоит в учете научной среды, в которой создавались соответствующие концепции ПИИ, т. е. применении отдельных элементов социологии науки.

Имеющиеся возможности для конструктивного синтеза разных концепций не отменяют того факта, что они действительно различаются по многим параметрам, а именно:

- анализ статической картины (рассмотрение одного акта принятия решения о ПИИ) или использование в теории динамического подхода;

- акцент на макроэкономических или микроэкономических подходах;

- ориентация теории на практическую применимость в деятельности ТНК или сфере государственного регулирования ПИИ (либо вообще концепция является продуктом сугубо фундаментальных научных изысканий);

- опора на статистический анализ всего массива ПИИ в конкретной стране (отрасли) или повышенное внимание к психологическим факторам принятия решения о ПИИ управленцами отдельных ТНК.

Попытки классификации теорий по названным параметрам уже предпринимались раньше, но обычно использовались один-два параметра, что приводило к перекосу в обзоре в пользу какого-то течения.

Следует отметить еще одну особенность нового подхода к синтезу теорий - отказ от использования периодизации концепций ПИИ, что является излюбленным многими авторами приемом построения их критического анализа. Конечно, иногда между рядом теорий можно установить преемственность (хотя, кстати, разные авторы устанавливают связи между концепциями неодинаково).

Таким образом, инвестиционный аспект в модели интернационализации российской экономики может приобрести основополагающее значение. Никогда еще Россия не была столь сильно вовлечена в трансграничные потоки движения капитала, причем сразу в обе стороны.

Литература

1. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 19-41.

2. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: ЦАГИ, 1995. 110 с.

3. Гелбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1989.

4. Кочетов Э. Г. Геоэкономический подход к анализу современного глобального мира // Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И. П. Фамипского. М., 2004. С. 97-99.

5. Кузнецов А. В. Интернационализация российской экономики: Инвестиционный аспект. М.: Ком-Книга, 2007. С. 19-22.

6. Строев Е. С., Бляхман Л. С., Кротов М. И. Экономика СНГ накануне 3 тысячелетия. СПб.: Наука, 1998.

7. Тихонова В. Г. К вопросу об эффективности прямых иностранных инвестиций // Вестн. Моск. унта. Сер. 6. 2005. № 2. С. 13-27.

8. Хесин Е. С. Мировая экономика: вступая в третье тысячелетие // Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред. В. В. Полякова и Р. К. Щецина. М.: КНОРУС, 2005. С. 39.

9. Цвылев Р. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. 205 с.

10. Шишков Ю. В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации // Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). М.: Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001. С. 161, 170.

11. Экономика и жизнь. 2005. № 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.