Научная статья на тему 'Интернационализация экономик стран Латинской Америки'

Интернационализация экономик стран Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Латинская Америка / экономика / интернационализация / инвестиции / причины / этапы / сферы / компании / Latin America / economy / internationalization / investments / reasons / stages / areas / companies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Школяр Николай Андреевич

В данной статье раскрываются проблемы интернационализации экономик стран Латинской Америки путем анализа зарубежной деятельности латиноамериканских финансово-промышленных групп. Выделены причины интернационализации, связанные с узостью местных рынков, модернизацией и повышением потенциала ряда латиноамериканских компаний. Установлены временные границы процесса интернационализации с разбивкой его на четыре этапа. Выявлено влияние притока прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки на расширение зарубежной деятельности крупных латиноамериканских компаний. Бразилия, Мексика и Чили определены в качестве лидеров этого процесса в регионе. Рассмотрены основные сферы инвестиций латиноамериканских компаний за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of Latin American economies

Th e article reveals the issues of internationalization of Latin American economies by analyzing international operations of Latin American fi nancial and industrial groups. Th e reasons for internationalization related to the narrowness of local markets, modernization and increased potential of a number of Latin American companies are identifi ed. Th e time limits of the internationalization process for its four stages are established. Th e infl uence of foreign direct investment in Latin America on the expansion of international operations of large Latin American companies is revealed, with Brazil, Mexico and Chile as leaders in this process in the region. Th e main areas of foreign direct investments of Latin American companies are considered.

Текст научной работы на тему «Интернационализация экономик стран Латинской Америки»

Интернационализация экономик стран Латинской Америки

Николай Андреевич ШКОЛЯР, УДК 339.9 (7/8)

доктор экономических наук, профессор, ББК 65.5 (70)

Институт Латинской Америки РАН (Москва,115035 Ш-674

Большая Ордынка 21/16) - ведущий научный сотрудник тел.: 8 495 953 46 39, e-mail: Interexpert@bk.ru

Аннотация

В данной статье раскрываются проблемы интернационализации экономик стран Латинской Америки путем анализа зарубежной деятельности латиноамериканских финансово-промышленных групп. Выделены причины интернационализации, связанные с узостью местных рынков, модернизацией и повышением потенциала ряда латиноамериканских компаний. Установлены временные границы процесса интернационализации с разбивкой его на четыре этапа. Выявлено влияние притока прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки на расширение зарубежной деятельности крупных латиноамериканских компаний. Бразилия, Мексика и Чили определены в качестве лидеров этого процесса в регионе. Рассмотрены основные сферы инвестиций латиноамериканских компаний за рубежом.

Ключевые слова: Латинская Америка, экономика, интернационализация, инвестиции, причины, этапы, сферы, компании.

Internationalization of Latin American economies

Nikolaj Andreevich SHKOLYAR,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences (21/16 Bolshaya Ordynka Moscow, 115035) - Leading Researcher, e-mail: Interexpert@bk.ru

Abstract

The article reveals the issues of internationalization of Latin American economies by analyzing international operations of Latin American financial and industrial groups. The reasons for internationalization related to the narrowness of local markets, modernization and increased potential of a number of Latin American companies are identified. The time limits of the internationalization process for its four stages are established. The influence of foreign direct investment in Latin America on the expansion of international operations of large Latin American companies is revealed, with Brazil, Mexico and Chile as leaders in this process in the region. The main areas of foreign direct investments of Latin American companies are considered.

Keywords: Latin America, economy, internationalization, investments, reasons, stages, areas, companies.

В современных условиях роста международной конкуренции все большее количество отечественных предприятий сталкивается с необходимостью интернационализации своего бизнеса, испытывая ограниченность внутреннего рынка и факторов производства. Если в переходный период большинство отечественных предприятий предпринимали шаги защитного характера, то в последние годы на первый план ставятся задачи роста компании, диверсификации каналов сбыта их продукции, выхода на зарубежные рынки не только для перенесения своего производства и услуг, но и получения новых технологий.

В этой связи, с целью содействия им в выборе наиболее эффективной международной стратегии, проведем анализ опыта интернационализации экономик ряда стран Латинской Америки, т.е. выясним особенности инвестиционной деятельности крупных частных или государственных компаний латиноамериканского происхождения, осуществляющих операции в различных областях за пределами своих национальных границ.

ЭТАПЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Участие больших и некоторых средних стран Латинской Америки в международной экономике связано с зарубежной деятельностью возникших в этих государствах крупных компаний, которые начали свой процесс интернационализации в последней четверти прошлого столетия. Бразилия была одной из первых развивающихся стран, которая осуществила инвестиции за рубежом. В 1970-е годы государственная компания Petrobras вкладывала средства в поиск природных ресурсов в соседних с Бразилией странах. В 1980-е годы зарубежной экспансией занимались инжиниринговые, строительные и горнодобывающие бразильские компании, которые искали возможности на новых рынках в ответ на падение внутреннего спроса на их продукцию.

В эти годы формирование крупных предприятий в странах Латинской Америки осуществлялось при участии правительства в целях развития стратегических отраслей национальной экономики. Поэтому они полностью или частично принадлежали государству, которое определяло их стратегию, в том числе в отношении деятельности за рубежом. Однако лишь некоторые предприятия из больших стран региона обладали потенциалом для выхода на внешние рынки. Так, правительство Бразилии способствовало не только созданию ряда предприятий, которые стали лидерами в ключевых секторах национальной экономики, но и содействовало их экспансии в соседние страны. Во время этого первого этапа интернационализации зарубежные инвестиции Бразилии составляли 367 млн долл.

Второй этап начался с середины 1990-х годов, когда в ряде стран Латинской Америки проводилась политика экономической либерализации и внешнеторговой открытости. Интернационализация стала важной частью стратегии крупных латиноамериканских компаний, которые выросли за счет приватизации объектов госу-

дарственной собственности. Под влиянием интеграционных ожиданий экспансия южноамериканских компаний была сосредоточена в странах-членах МЕРКОСУР. Не везде этот процесс находил поддержку государства. Так, в Аргентине правительство сдерживало расширение зарубежной деятельности крупных аргентинских предприятий, в интересах развития внутреннего рынка. «Ставка на государство как главного хозяйственного игрока не могла не притормозить расширение ареала внутренней и зарубежной деятельности крупных частных предприятий»1.

Крупные мексиканские компании включились в процесс интернационализации во второй половине 1990-х годов в ответ на государственную политику открытости и либерализации экономики. Пользуясь участием Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле (НАФТА), они развивали торгово-инвестиционные связи с партнерами из США и Канады, где открывали свои предприятия и офисы.

Третий этап (2002 г. - 2010 г.) стал наиболее результативным по количеству новых латиноамериканских компаний, которые выходили на зарубежные рынки, а также по объему их зарубежных инвестиций. Этому способствовал рост цен на полезные ископаемые и сельскохозяйственную продукцию, что повысило конкурентоспособность латиноамериканских компаний2 в добывающей сфере и производстве продуктов питания, а также развитие сотрудничества местных компаний с транснациональными корпорациями и получения ими опыта ведения международного бизнеса, чему способствовал приток иностранного капитала в регион.

В это время растет потенциал крупных компаний в Бразилии, Мексике, Чили, Колумбии и Перу. Под влиянием проводимой ими политики региональной экономической интеграции расширяется их деятельность в соседних странах. Растет количество примеров инвестиционного присутствия некоторых компаний латиноамериканского происхождения в государствах Европы, Азии и Африки.3

Четвертый этап интернационализации латиноамериканских компаний, который начался с 2010 г., то есть после глобального финансово-экономического кризиса, стартовал резким увеличением инвестиций из Бразилии, Мексики, Колумбии в другие страны. Однако в последующем вплоть до наших дней наблюдается спад их зарубежной активности, что объясняется консолидацией ранее проведенных проектов, изменением структуры международного спроса в сторону высокотехнологичных продуктов и отражается в сокращении объёмов их инвестиций.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ИНВЕСТИЦИЙ

Характерным фактором интернационализации экономик ряда государств Латинской Америки является взаимосвязь этого процесса с поступлением капитала в эти страны. Сопоставление динамики притока ПИИ в страны Латинской Америки (см. рисунок 1) и зарубежных инвестиций из этих государств (см. рисунок 2) указывает на корреляцию этих потоков в некоторых странах. Так, наибольший объем

поступлений ПИИ в Бразилию пришелся на 2010-2011 годы, а пик инвестиций за рубеж в 2010 г. В Мексике максимальный размер инвестиций за рубеж пришелся на 2010 г., а подъемы ПИИ отмечались в 2011 г. и 2013 г.

Рисунок 1

Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки (млн

долл., 2007 - 2017 гг.)4

Размер зарубежных инвестиций Бразилии достиг своего максимума 22 млрд долл. в 2010 г. после чего он начал уменьшаться.5 В очередной раз он сократился в 2017 г. на 1,3 млрд долл. Прямые инвестиции из Мексики за рубеж поступали с переменной динамикой: 2005 г. - 6,4 млрд долл., 2010 г. - 15 млрд долл., 2015 г. - 8 млрд долл., 2017 г. - 5 млрд долл. Почти одинаковые размеры прямых инвестиций Аргентины за рубеж на протяжении почти двух десятилетий (2000 г. - 0,9 млрд долл., 2005 г. - 1,3 млрд долл., 2010 г. - около 1 млрд долл., 2015 г. - 1,1 млрд долл., 2017 г. - 1,2 млрд долл.) подтверждают влияние протекционистской политики местного правительства в отношении интернационализации национального капитала.

Перуанские прямые инвестиции за рубеж впервые были зафиксированы в 1990 г. в сумме 50 млн долл., после чего на протяжении двух десятилетий подобной деятельности не отмечалось. В 2010 г. поступления перуанского капитала за рубеж составило 266 млн долл., в 2015 г. - 127 млн долл., а 2017 г. - 262 млн долл. Эти данные свидетельствуют о скромных масштабах зарубежной деятельности перуанского бизнеса. Прямые инвестиции Колумбии поступали в соседние страны в следующей динамике: 2005 г. - 4,8 млрд долл., 2010 г. - 5,5 млрд долл., 2015 г. - 4,2 млрд долл.,6 2017 г. - 3,7 млрд долл.7

Рисунок 2

Динамика зарубежных инвестиций из стран Латинской Америки

Общая тенденция по региону указывает на то, что объемы поступающих ПИИ и зарубежных инвестиций из этих стран сокращаются. В 2012 г. ПИИ в развивающиеся страны Америки достигли 190 млрд долл., а в 2017 г. они сократились до 151 млрд долл. В то же время инвестиции этих стран за рубежом сократились с 42 млрд долл. до 17 млрд долл. На фоне понижательной тенденции интернационализации стран Латинской Америки отмечается рост ПИИ в развивающиеся страны Азии с 409 млрд долл. в 2012 г. до 478 млрд долл. в 2017 г. и рост зарубежных инвестиций из этих стран с 308 млрд долл. до 351 млрд долл. в эти годы.8

ЛИДЕРЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Происходящие внешние и внутренние перемены сказываются на зарубежной активности латиноамериканских компаний и их позиции в общем процессе интернационализации. Среди стран Латинской Америки по количеству крупных компаний, осуществляющих деятельность за рубежом, по-прежнему лидирует Бразилия (см. рисунок 3). Однако в последние годы деятельность некоторых бразильских транслатинас в других странах сворачивается. С 2009 г. по 2018 г. доля трансла-тинас из Бразилии в списке Boston Consulting Group (BCG) из 100 компаний сократилась с 34% до 25%, что вызвано возникшей экономической и политической нестабильностью в этой стране в последние годы. Несмотря на это Бразилия по числу многонациональных компаний сохраняет за собой третье место (после Китая и Индии) в рейтинге развивающихся стран, способных конкурировать с ТНК из экономически развитых государств. В 2018 г. в списке 100 транслатинас представлены 26 бразильских компаний, среди которых Braskem, Vale, Embraer.

Рисунок 3

Распределение 100 крупнейших транслатинас по странам Латинской Америки9

Около 70% всех ФПГ в Латинской Америке с доходом более 5 млрд долл. США, которые развивают интернационализацию капитала, являются бразильскими или мексиканскими. В 2018 г. Мексика заняла лидирующую позицию в списке 100 транснациональных латиноамериканских компаний, составленном BCG,10 причем

их количество неизменно (28 наименований) с аналогичным списком, составленным этой фирмой в 2009 г.

Высокая степень интернационализации характерна для экономики Чили, которая не только привлекает иностранные инвестиции, но и генерирует капитал для зарубежной деятельности местных ФПГ. Небольшой внутренний рынок и высокая конкуренция в некоторых секторах национальной экономики заставляют чилийских предпринимателей искать возможности своей экспансии за рубежом. Однако количество фирм из этой страны, которые включены в список 100 крупнейших транслатинас Латинской Америки сократилось с 21 в 2009 г. до 18 в 2018 г.

Несмотря на серьезные экономические проблемы в Аргентине в 2018 г. девять местных компаний причисляют к первой сотне транслатинас, причем три из них (Despegar.com, Globant и MercadoLibre) относятся к технологичным компаниям. Развитию этих компаний способствовала сильная образовательная система и региональное лидерство этой страны в использовании Интернета.

СФЕРЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

В Латинской Америке насчитывается более пяти тысяч компаний с годовым доходом более 1 млрд долл. США, которые в той или иной степени осуществляют деятельность за пределами национальных границ их происхождения. Наибольшую активность за рубежом ведут мексиканские компании MEXICHEM и CEMEX. Так, первая действует в 38 странах в сфере нефтехимии и осуществляет более 96% продаж за рубежом. Вторая занимается производством цемента и строительных материалов, имеет множество структурных бизнес-подразделений за рубежом.

Среди мексиканских ФПГ, ведущих активную зарубежную деятельность, выделяются телекоммуникационная компания America Movil и многопрофильный холдинг Grupo Carso, основным акционером которых является Карлос Слим, совокупный капитал которого составляет около 75 млрд долл., то есть 33% капитала крупнейших 15 мексиканских компаний из списка Форбс.

Интернационализация капитала вовлекает в свою орбиту десятки компаний из разных сфер деятельности. Так, ведущим производителем безалкогольных и слабоалкогольных напитков в Латинской Америке является мексиканская транснациональная компания FEMSA. Два медиа-холдинга Grupo Televisa и TV-Azteca популяризируют мексиканскую культуру и продвигают влияние официального Мехико на зарубежную испаноговорящую аудиторию. Международную деятельность в пищевой промышленности осуществляет мексиканская корпорация Grupo Bimbo, которая занимается производством хлебобулочных изделий и кондитерских товаров под разными торговыми марками.

Высокого уровня интернационализации достигли крупные ФПГ Мексики, 50% операций и активов которых находятся за пределами этого государства. Они действуют в горнодобывающей, пищевой и химической промышленности, в сфере телекоммуникаций и медиа-индустрии, в производстве строительных материалов или имеют многопрофильный характер.

Зарубежная активность латиноамериканского бизнеса распространяется в основном в США и странах Латинской Америки, а бразильских компаний - в Африке. В последние годы отмечаются примеры проникновения латиноамериканского капитала в Европу и даже в Россию. Так, компания NEMAK, входящая в многопрофильный мексиканский холдинг Grupo Alfa, который действует в 27 странах и осуществляет 59% своих продаж за рубежом, построила завод по производству автокомпонентов в Ульяновской области.

Таким образом, интернационализация охватила более десятка латиноамериканских государств, чьи предприятия смогли повести модернизацию, повысить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность и пошли по пути превращения в ТНК. Этот процесс развивался в ходе четырех, не имеющих четких очертаний, этапов: 1) разовых примеров 1980-х годов, 2) влияния либерализации 1990-х годов, 3) высокой активности 2000-х годов и 4) консолидации 2010-х годов. Каждый из этих этапов имел свои характерные черты, однако третий из них наиболее полно вобрал в себя общие для всех стран региона факторы, повлиявшие на экспансию латиноамериканского капитала. Это политическая и институциональная стабильность в латиноамериканских странах, проведение их правительствами ортодоксальной экономической политики, положительная динамика макроэкономических показателей, устойчивая финансовая ситуация, рост цен на сырьевые товары, влияние интеграционных процессов, приток ПИИ, рост потенциала местных ФПГ и их способность к слияниям и поглощениям за пределами своих национальных границ.

На последнем этапе наметилось сокращение зарубежной деятельности бразильских компаний, что отразилось на общей картине интернационализации по региону. Несмотря на это Бразилия совместно с Мексикой и Чили по-прежнему доминируют в этом процессе на фоне роста примеров интернационализации капитала из Аргентины, Колумбии и Перу. Среди транслатинас присутствуют компании (в первую очередь, мексиканские и бразильские - CEMEX, America Movil, Vale, Petrobras, Embraer), которые занимают лидирующие позиции в своих отраслях в мировом масштабе.

Процессу интернационализации экономик стран Латинской Америки характерно разнообразие отраслевой специализации: добыча полезных ископаемых, производство продуктов питания, торговые сети, строительство и инженерия, медицина и другие.

Дальнейшая интернационализация экономик этого региона зависит от международной экономической конъюнктуры, финансовых условий, внутрикорпоративных факторов и политического содействия национальных правительств.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Яковлев П.П. «Мультилатинас»: трансграничный рывок латиноамериканского

бизнеса// Латинская Америка, 2013, № 6, с. 59.

2 Vargas-Hernandez J. G., Vazquez Vazquez E. E. Latin AmericanMultinational Companies Growth //XIV International Business and Economy Conference Bangkok, Thailand. 2015. P. 3.

3 Santiso J. The decade of the Multilatinas. Cambridge University Press, 2013. P. 9.

4 La Inversion Extranjera Directa en America Latina y el Caribem 2018. CEPAL. 54 p. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://repositorio.cepal.org/bitstream/ handle/11362/43689/13/S1800684_es.pdf

5 Handbookofstatistics2016. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdstat41_en.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

6 Handbook of statistics 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdstat41_en.pdf (дата обращения: 1.07.2019).

7 Handbookofstatistics2018. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf (Дата обращения: 10.08.2019)

8 Handbook of statistics 2018. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf (Дата обращения: 10.08.2018)

9 Why Multilatinas Hold the Key to Latin America’s Economic Future. отчет BCG, 2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.bcg.com/en-mx/publications/2018/ why-multilatinas-hold-key-latin-america-economic-future.aspx (Дата обращения: 10.08.2019)

10 ElEconomista,20demarzode2018

ИСТОЧНИКИ:

Сапунцов А.Л. Экспансия ТНК Бразилии в Африке http://naukarus.com/ekspansiya-tnk-brazilii-v-afrike

Школяр Н.А. Мексика: потенциал экономического развития (перспективы сотрудничества для России). - М. Международные отношения, 2015. 192 с.

Яковлев П.П. «Мультилатинас»: трансграничный рывок латиноамериканского бизнеса// Латинская Америка, 2013, № 6, с. 51-66.

Яковлев П. П. «Транслатинас»: новые игроки глобальной экономики. - 2013. Режим доступа: http://www.perspektivy.info

Яценко М.А., Деятельность ТНК в Латинской Америке на примере Бразилии https:// yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnovainfo.ru%2Farticle%2F6774

Espana, plataforma para las inversiones y sedes de empresas multilatinas en Europa, Africa y Oriente Medio http://www.investinspain.org/invest/wcm/idc/groups/public/documents/ documento/mde0/mzqy/~edisp/doc2014342090.pdf

Handbook of statistics 2018. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf (UNCTAD)

Gutman, Graciela E. Empresas multinacionales y heterogeneidades territoriales en la Argentina. CEPAL. 2017. 95 p.

The Role of Home Country Political Resources for Brazilian Multinational Companies La explosion de la inversion exterior latinoamericana: tendencias y evolution reciente de las multilatinas https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/Blanco_Multilatinas_PDF.pdf Emerging Multinationals: Multilatinas. Jose Satsumi Lopez-Morales1, Jorge Alberto Wise-Lozano2, Jose G. Vargas-Hernandez / International Journal of Business and Social Research (IJBSR), 2014 Volume -4, No.-4, P. 150-157

Santiso J. The decade of the Multilatinas. Cambridge University Press, 2013. P. 9.

The Top 20 Brazilian Multinationals: A Long Way Out of the Crises, 2018 http://ccsi. columbia.edu/files/2013/10/EMGP-Brazil-Report-2018-final.pdf

Vargas-Hernandez J. G., Vazquez Vazquez E. E. Latin American Multinational Companies Growth //XIV International Business and Economy Conference Bangkok, Thailand. 2015

Why Multilatinas Hold the Key to Latin America’s Economic Future. отчет BCG, MARCH 15, 2018 https://www.bcg.com/en-mx/publications/2018/why-multilatinas-hold-key-latin-ameri-ca-economic-future.aspx

ISTOCHNIKI:

Sapuncov A.L. Ekspansiya TNK Brazilii v Afrike http://naukarus.com/ekspansiya-tnk-brazilii-v-afrike

Shkolyar N.A. Meksika: potencial ekonomicheskogo razvitiya (perspektivy sotrudnichestva dlya Rossii). - M. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015. 192 s.

YAkovlev P.P. «Mul’tilatinas»: transgranichnyj ryvok latinoamerikanskogo biznesa// Latinskaya Amerika, 2013, № 6, s. 51-66.

Yakovlev P. P. «Translatinas»: novye igroki global’noj ekonomiki. - 2013. Rezhim dostupa: http://www.perspektivy.info

YAcenko M.A., Deyatel’nost’ TNK v Latinskoj Amerike na primere Brazilii https://yandex. ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnovainfo.ru%2Farticle%2F6774

Espana, plataforma para las inversiones y sedes de empresas multilatinas en Europa, Africa y Oriente Medio http://www.investinspain.org/invest/wcm/idc/groups/public/documents/ documento/mde0/mzqy/~edisp/doc2014342090.pdf

Handbook of statistics 2018. [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/tdstat43_en.pdf (UNCTAD)

Gutman, Graciela E. Empresas multinacionales y heterogeneidades territoriales en la Argentina. CEPAL. 2017. 95 p.

The Role of Home Country Political Resources for Brazilian Multinational Companies La explosion de la inversion exterior latinoamericana: tendencias y evolucion reciente de las multilatinas https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/Blanco_Multilatinas_PDF.pdf Emerging Multinationals: Multilatinas. Jose Satsumi Lopez-Morales1, Jorge Alberto Wise-Lozano2, Jose G. Vargas-Hernandez / International Journal of Business and Social Research (IJBSR), 2014 Volume -4, No.-4, P. 150-157

Santiso J. The decade of the Multilatinas. Cambridge University Press, 2013. P. 9.

The Top 20 Brazilian Multinationals: A Long Way Out of the Crises, 2018 http://ccsi. columbia.edu/files/2013/10/EMGP-Brazil-Report-2018-final.pdf

Vargas-Hernandez J. G., Vazquez Vazquez E. E. Latin American Multinational Companies Growth //XIV International Business and Economy Conference Bangkok, Thailand. 2015

Why Multilatinas Hold the Key to Latin America’s Economic Future. otchet BCG, MARCH 15, 2018 https://www.bcg.com/en-mx/publications/2018/why-multilatinas-hold-key-latin-

america-economic-future.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.