Научная статья на тему 'ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЛИЦАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ЦЕННОСТЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LIFELONG LEARNING)'

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЛИЦАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ЦЕННОСТЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LIFELONG LEARNING) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ЛИЦА СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Н.К., Кучубин Р.О., Афанасьев М.А.

Определяется уровень интериоризации ценностей непрерывного образования (lifelong learning) лицами старшего возраста на территории Республики Адыгея. Потребность в непрерывной системе образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий во всех сферах деятельности, поэтому является общемировым трендом. Учеба на протяжении всей жизни и интериоризация (понимание, принятие и реализация ценности) непрерывного образования лицами старшего возраста обеспечивает адаптацию собственной трудовой деятельности и активности к динамично изменяющимся требованиям жизни в соответствии с потребностями личности и общества, с использованием системы государственных и общественных институтов. У социально активной ее части, имеющей достаточный доход и свободное время, появляется желание реализовать себя в новых направлениях трудовой деятельности и новых направлениях творческой деятельности. То есть появляются новые возможности повышения общественной активности населения, которые сегодня слабо используются. На основании проведенного опроса выявлены ценности обучения, факторы, характеризующие собственное отношение к ценностям непрерывного образования и отношение ближайшего окружения к системе непрерывного образования, к участию в ней близких людей, а также намерения и степень участия респондентов в присвоении ценностей. Рассмотрены и обработаны вопросы по отношению к обучению лиц старшего возраста после завершения ими трудовой деятельности по специальности и желание реализовать себя в новых актуальных и востребованных видах деятельности, что позволит лицам данной категории активно включиться в новые отношения и эффективно использовать свой остаточный потенциал трудоспособности. Определены условия обучения: обучение совместно с молодежью; самостоятельный выбор образовательного учреждения и времени обучения; выбор содержания обучения в соответствии с запросами самого обучаемого и др. Определены основания для дальнейшего обоснования содержания учебы на протяжении всей жизни непрерывного образования (lifelong learning).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Н.К., Кучубин Р.О., Афанасьев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERIORIZATION OF VALUES OF LIFELONG LEARNING BY OLDER PEOPLE IN THE ADYGHEA REPUBLIC

The paper determines the level of interiorization of values of lifelong learning by older people in the Republic of Adyghea. The need for a lifelong learning system is due to the progress of science and technology, the widespread use of innovative technologies in all areas of activity, and therefore, it is a global trend. Lifelong study and interiorization (understanding, acceptance and realization of the value) of lifelong learning by older persons ensures the adaptation of their own work and activity to the dynamically changing requirements of life in accordance with the needs of the individual and society, using a system of state and public institutions. The socially active part of it, which has sufficient income and free time, has a desire to realize itself in new areas of labor activity and new areas of creative activity. That is, there are new opportunities to increase the social activity of the population, which are poorly used today. Based on the survey conducted, the authors reveal the values of learning, factors characterizing their own attitude to the values of lifelong learning and the attitude of the immediate environment to the system of lifelong learning, to the participation of close people, as well as the intentions and degree of participation of respondents in value appropriation. The paper deals with the issues related to the training of older persons after the completion of their employment in the specialty and the desire to realize themselves in new current and demanded activities, which will allow persons of this category to actively engage in new relationships and effectively use their residual potential for work. Training conditions are defined: training together with young people; independent choice of educational institution and training time; choosing the content of the training in accordance with the requests of the student himself, etc. The grounds for further substantiation of the content of studies throughout the lifelong learning are identified.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЛИЦАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ЦЕННОСТЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LIFELONG LEARNING)»

Научная статья

УДК 37.018.43:[316.752:001]

ББК 74.324

К 92

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-24-29

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ЛИЦАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ЦЕННОСТЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LIFELONG LEARNING)

(Рецензирована)

Нафисет Кирмизовна Куприна1^, Роман Олегович Кучубин2, Максим Александрович Афанасьев3

1,2,3Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия nafiset.kuprina@yandex.ru, https: //orsid.org/0000-0002-5179-4467

2 roman.kuchubin@mail.ru

3 mr.maksimka.afanasew2003@gmail.com

Аннотация. Определяется уровень интериоризации ценностей непрерывного образования (lifelong learning) лицами старшего возраста на территории Республики Адыгея. Потребность в непрерывной системе образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий во всех сферах деятельности, поэтому является общемировым трендом. Учеба на протяжении всей жизни и интериоризация (понимание, принятие и реализация ценности) непрерывного образования лицами старшего возраста обеспечивает адаптацию собственной трудовой деятельности и активности к динамично изменяющимся требованиям жизни в соответствии с потребностями личности и общества, с использованием системы государственных и общественных институтов. У социально активной ее части, имеющей достаточный доход и свободное время, появляется желание реализовать себя в новых направлениях трудовой деятельности и новых направлениях творческой деятельности. То есть появляются новые возможности повышения общественной активности населения, которые сегодня слабо используются. На основании проведенного опроса выявлены ценности обучения, факторы, характеризующие собственное отношение к ценностям непрерывного образования и отношение ближайшего окружения к системе непрерывного образования, к участию в ней близких людей, а также намерения и степень участия респондентов в присвоении ценностей. Рассмотрены и обработаны вопросы по отношению к обучению лиц старшего возраста после завершения ими трудовой деятельности по специальности и желание реализовать себя в новых актуальных и востребованных видах деятельности, что позволит лицам данной категории активно включиться в новые отношения и эффективно использовать свой остаточный потенциал трудоспособности. Определены условия обучения: обучение совместно с молодежью; самостоятельный выбор образовательного учреждения и времени обучения; выбор содержания обучения в соответствии с запросами самого обучаемого и др. Определены основания для дальнейшего обоснования содержания учебы на протяжении всей жизни непрерывного образования (lifelong learning).

Ключевые слова: ценности, ценности обучения, интериоризация ценностей, образование, непрерывное образование, учеба на протяжении всей жизни, лица старшего возраста.

Для цитирования: Куприна Н.К., Кучубин Р.О., Афанасьев М.А. Интериоризация лицами старшего возраста Республики Адыгея ценностей непрерывного образования (lifelong learning) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2(298). С. 24-29. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-24-29

Original Research Paper

INTERIORIZATION OF VALUES OF LIFELONG LEARNING BY OLDER PEOPLE IN THE ADYGHEA REPUBLIC

Nafiset K. Kuprina1*, Roman O. Kuchubin2, Maxim A. Afanasyev3

1X3 Adyghe State University, Maykop, Russia

1* nafiset.kuprina@yandex.ru, https: //orsid.org/0000-0002-5179-4467

2 roman.kuchubin@mail.ru

3 mr.maksimka.afanasew2003@gmail.com

Abstract. The paper determines the level of interiorization of values of lifelong learning by older people in the Republic of Adyghea. The need for a lifelong learning system is due to the progress of science and technology, the widespread use of innovative technologies in all areas of activity, and therefore, it is a global trend. Lifelong study and interiorization (understanding, acceptance and realization of the value) of lifelong learning by older persons ensures the adaptation of their own work and activity to the dynamically changing requirements of life in accordance with the needs of the individual and society, using a system of state and public institutions. The socially active part of it, which has sufficient income and free time, has a desire to realize itself in new areas of labor activity and new areas of creative activity. That is, there are new opportunities to increase the social activity of the population, which are poorly used today. Based on the survey conducted, the authors reveal the values of learning, factors characterizing their own attitude to the values of lifelong learning and the attitude of the immediate environment to the system of lifelong learning, to the participation of close people, as well as the intentions and degree of participation of respondents in value appropriation. The paper deals with the issues related to the training of older persons after the completion of their employment in the specialty and the desire to realize themselves in new current and demanded activities, which will allow persons of this category to actively engage in new relationships and effectively use their residual potential for work. Training conditions are defined: training together with young people; independent choice of educational institution and training time; choosing the content of the training in accordance with the requests of the student himself, etc. The grounds for further substantiation of the content of studies throughout the lifelong learning are identified.

Keywords: values, values of training, interiorization of values, education, continuing education, lifelong learning, older people.

For citation: Kuprina N.K., Kuchubin R.O., Afanasyev M.A. Interiorization of values of lifelong learning by older people in the Adyghea Republic // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and and Psychology. 2022. No. 2 (298). P. 24-29. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-24-29

Введение. Непрерывное образование (lifelong learning) представляет собой важное направление современного общего и профессионального образования. Потребность в непрерывной системе образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий во всех сферах деятельности, поэтому является общемировым трендом. Особую и важную категорию в этом направлении составляет поколение людей старшего возраста [1]. У социально активной ее части, имеющей достаточный доход и свободное время, появляется желание реализовать себя в новых направлениях трудовой деятельности. Те виды, которые во время их трудовой деятельности не были достаточно распространены и изучены, сегодня приобретают актуальность, а изучение их основ позволит лицам данной категории активно включиться в новые отношения и эффективно использовать свой остаточный потенциал трудоспособности. Освободившееся время позволяет реализовать потребности в разных видах творчества, для чего следует овладеть определенными навыками и умениями [2: 31-37; 3].

Однако реализация этого мирового тренда может быть начата и реализована только в том случае, если подавляющая часть активного населения понимает, принимает и реализует ценности данного явления. Этот процесс, определяемый термином «интериоризация», является основополагающим, фундаментальным основанием развития любого явления. То обстоятельство, что особенности интериоризации до сих пор остаются в Республике Адыгея неизученными, не позволяет решить проблему, определить содержание и структуру процесса, целевые установки и первоочередные задачи.

Изложенное выше позволяет сформулировать цель исследования: определить уровень интерио-ризации ценностей непрерывного

образования (lifelong learning) у лиц старшего возраста на территории Республики Адыгея.

Материалы и методы. Для выявления уровня интериоризации ценностей непрерывного образования (lifelong learning) на территории Республики Адыгея проведен опрос лиц старшего возраста (n=238) в течение 2022 года с использованием авторской анкеты «Учеба на протяжении всей жизни».

Изучались субъективные факторы, характеризующие собственное отношение к ценностям непрерывного образования и отношение ближайшего окружения к системе непрерывного образования, к участию в ней близких людей, а также намерения и степень участия респондентов в присвоении ценностей непрерывного образования (lifelong learning), возможность успешной деятельности для повышения своей социальной значимости, места в обществе, качество самопонимания и понимания общественных явлений, повышения удовлетворенности собственной жизнью и др.

Вопросы были построены таким образом, что вынуждали респондента оценить эффективность изучаемого явления, его общественное значение и значение для личности, определить рациональность построения содержания, эффективность применяемых форм (основное содержание примененной анкеты становится ясным в процессе их обсуждения).

В соответствии с критериями и принципами математической статистики различия между полученными процентными показателями определялись по Ф-критерию углового преобразования (Фишера) [4: 87-94].

Результаты исследования и их обсуждение. Уровень интерио-ризации ценностей непрерывного образования определяется взаимодействием множества внешних проявлений и внутренних смыслов

деятельности. Рассмотрим некоторые наиболее важные результаты исследования.

Вся совокупность опрошенных респондентов делится на две равноценные группы (ф> 0,05), считающие, что

- человек должен учиться на протяжении всей жизни (49,6%);

- необходимо завершить процесс обучения в молодости (50, 4%).

И внутри групп ответы также совпадают (ф> 0,05). Однако в обеих группах количество тех, которые уверены в своих ответах (скорее верно или верно), достоверно отличается от ответов сомневающихся. Так, наполняемость достаточно уверенных в своих ответах в группе, утверждающих наличие необходимости учиться на протяжении всей жизни (48,8%) достоверно (ф=3,15; <0,001), отличается от наполняемости групп не уверенных (3,8%). И в другой группе, уверенных в своих ответах (34,8%), тоже достоверно (ф=1,94; <0,05) больше, чем сомневающихся в ответе. Это обстоятельство подчеркивает неоднозначность восприятия идеи учебы на протяжении всей жизни и необходимости с опорой на позитивно настроенную половину населения проводить работу по формированию мотивированного большинства.

Обстоятельство равномерного распределения мнения респондентов по коренному и сущностному вопросу влияет на распределение других ответов, зачастую повторяя выявленные соотношения.

Так при распределении групп респондентов на ответ относительно целесообразности совместного обучения представителей старшего поколения с молодежью выделяется три группы:

1) положительно относящиеся (43,8%);

2) не считающие возможным совместное обучение (34,0%);

2) не могут определиться с ответом (22,2%).

При этом наполняемость подгрупп положительно и отрицательно относящихся к совместному обучению с молодежью примерно одинакова (ф=1,27; >0,05). При этом различия между наполняемостью групп с позитивным ответом на вопрос достоверно (ф=3,07; <0,001) выше количества не определившихся в данном вопросе. Группа несогласных респондентов с поставленным вопросом также достоверно выше (Ф=2,48; <0,001) количества не определившихся с ответом.

По проявлению информированности о наличии возможностей обучения в специальных школах для пожилых людей респонденты распадаются на две неравномерно заполненные группы, различие между которыми достоверно (ф= 8,56; <0,001). Первая группа респондентов, которой известно о деятельности школ для пожилых людей на доступной территории, составляет 22,6%. Из этого факта следует, что подобные школы существуют, но о них мало что известно, их работа не анализируется и не афишируется, опыт работы не распространяется, и поэтому 77,4% респондентов с этой информацией не знакомы.

Исходя из изложенного выше, не удивительно, что респонденты мало включены в определение, осознание и реализацию содержания образования. Из числа опрошенных респондентов, лишь 6,25% принимает на себя ответственность за выбор содержания образования, что выглядит совсем не логичным решением. Некоторая сопоставимая часть респондентов передает эту функцию власти (4,86) и преподавателям (9,64). Респонденты совсем не связывают содержание образования с общественными потребностями, потребностями других государственных и общественных структур. При этом необъяснимым образом подавляющее большинство опрошенных связывают содержание своей подготовки с запросами семьи (81,25%),

что достоверно (ф<0,001) выше наполняемости остальных групп. Получается, что старшее поколение не справляется с проблемами семьи, в этой связи предполагают учиться этому. Вероятнее всего, что в этом компоненте проявляется недооценка общественной значимости и возможности проявления общественно-производственной активности людей старшего поколения, в связи с чем их деятельность возрастающим образом связывается с повышением статуса и роли в семье.

Однако при этом большинство респондентов (ф<0,001) перекладывают решение задач образования пожилых (то есть подготовку пожилых к деятельности «в» и «для» семьи) на государство (55,2%). При этом группа самих пожилых людей, гипотетически берущих на себя ответственность за решение данной проблемы, составляет 4,89%. Примерно такая же наполняемость (ф>0,05) группы, перепоручающей решение этой проблемы социальным службам (10,49%) и общественным организациям (9,09%). Такая общая неосведомленность по элементарным вопросам организации обучения людей на протяжении всей жизни приводит к тому, что второй группой по наполняемости, достоверно отстающей от первой, но достоверно опережающей все остальные, являются респонденты, признающие свою неосведомленность и затрудняющиеся с формулировкой ответа, которые составляют 20,28% от общего числа опрошенных.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие понимания процесса и его значения, подавляющее большинство респондентов (54,4%) готовы к обучению по достижении пенсионного возраста, что достоверно больше (ф= 6,48; <0,001), чем затруднившихся с ответом (26,3%).

Совокупность положительных ответов на вопрос о факторах, сдерживающих процесс обучения лиц старшего возраста, позволила

выделить две разнородные группы респондентов:

1) считающих сдерживающим фактором отсутствие учреждений (25,5%, состояние здоровья (22,93), непонимание цели и смысла обучения (20,4% и отсутствие уверенности в себе (18,15%);

2) считающих сдерживающими факторами выполнение обязанностей по дому (5,41%) и негативное отношение близких (7,04%).

Различия показателей внутри групп не достоверны (ф>0,05), а между группами наоборот. Ответы на вопросы, требовавшие выделить мешающие факторы, поддерживают изложенные выше выводы.

Следует сравнить количество тех, которые определились с ответами, и тех, которые этого сделать не смогли. Первая группа включает 77,3% респондентов, что достоверно (ф= 25,5; <0,001) больше тех, которые не смогли ответить на вопрос (22,7%).

Однако при этом целевую установку «учебы на протяжении всей жизни» все группы опрошенных недостаточно точно понимают и принимают. Это следует из того факта, что при постановке вопроса о целевых установках образования пожилых граждан более 37% респондентов выделили возможность получения дополнительного образования и организации досуга пожилых людей. Кроме того, образовалась еще одна группа, наполняемость которой (23.9%) достоверно (ф=1,66; <0,05) ниже, чем в других, и которая считает обучение людей старшего возраста в интернете. То есть треть респондентов считает необходимым учиться для того, чтобы учиться. Другая треть считает необходимым обеспечить приятное времяпрепровождение, часть респондентов хотят решить прагматическую задачу подготовки к интересному общению через интернет.

Заключение. Анализ полученного эмпирического материала,

определяющего различные стороны и состояние процессов понимания и присвоения культурных ценностей непрерывного образования как общемирового тренда развития общества, недостаточно осознается лицами старшего возраста Республики Адыгея. Ими не осознается вопрос о необходимости эффективной реализации своего остаточного потенциала трудоспособности, потребности в познании творческих видов деятельности, обеспечения собственной трудовой деятельности с помощью средств и способов учебы на протяжении всей жизни.

Одновременно выявляется интерес, желание и возможности, имеющиеся у опрошенной части населения, для участия в системе непрерывного образования.

Таким образом, появляется главное направление реализации отмеченного тренда развития образования на данном этапе общественного развития, обеспечивающее знакомство старшего поколения с задачами, целями, средствами, с направлениями и принципами построения учебы на протяжении всей жизни и особенностей ее проведения на поздних этапах онтогенеза.

Примечания:

1. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010. 360 с.

2. Кукуев А.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. Ростов н/Д, 2008. № 1 (5). С. 31-37.

3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. М.: Академия, 2002. 128 с.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350с.

References:

1. Vopel K. Psychological principles of adult education. M.: Genesis, 2010. 360 pp.

2. Kukuev A.I. Methods of teaching adults: problem of classification // Actual problems of additional professional education in the south of Russia. Rostov-on-Don, 2008. No. 1 (5). P. 31-37.

3. Zmeev S.I. Technology of adult education. M.: Academia, 2002. 128 pp.

4. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. SPb.: Rech, 2007. 350 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 19.03.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 31.05.2022; approved after reviewing 13.06.2022; accepted for publication 19.03.2022.

© Куприна Н.К., Кучубин Р.О., Афанасьев М.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.