ИНТЕРИН - ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Я.И. Гулиев, к.т.н. (ИПС РАН, г. Переславль-Залесский)
В 1994 году Институтом программных систем (ИПС) РАН и Медицинским центром Банка России (МЦ БР) было принято решение о совместной разработке интегрированной распределенной медицинской информационной системы (МИС). Инициатором и идейным вдохновителем проекта стал директор Медицинского центра, профессор, заслуженный врач РФ Г.И. Назаренко.
Разработка МИС послужила основой для формирования в ИПС РАН нового научного направления -медицинской информатики. Была создана лаборатория ИНТЕРИН, которая впоследствии была преобразована в Исследовательский центр медицинской информатики [1].
Теоретические исследования и практические разработки привели к созданию технологии построения МИС, включающей комплекс инструментальных средств, технологических решений и методик создания интегрированных информационных систем (ИС) лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которая впоследствии получила название технология Интерин.
Первая прикладная МИС, созданная с использованием технологии Интерин, была установлена в МЦ БР в 1996 году, и с этого времени находится в эксплуатации и развивается. В настоящее время все подразделения и службы МЦ БР, включая поликлинику, стационар и диагностический центр оснащены МИС, основанной на технологии Инте-рин, и работают в едином информационном пространстве. В системе работают около 1300 пользователей [2].
С использованием технологии Интерин созданы ИС ряда других крупных ведущих ЛПУ: Клинической больницы № 83 Федерального управления «Медбиоэкстрем», Национального центра медицины Республики Саха (Якутия), ЦКБ РАН, ЦКБ ОАО РЖД и т.д. Ведутся работы по созданию ИС таких ЛПУ, как клиническая больница Управления делами президента России, Российский кардиологический научно-производственный комплекс и др.
Однако с новыми проектами и исследованиями появились новые трудности: проблема внедрения МИС в ЛПУ с устоявшейся за многие годы организацией работы, наличие у ЛПУ различных форм и источников финансирования, проблема многокомпо-нентности, когда в одном ЛПУ объединены несколько учреждений одного типа. Решение этих проблем существенно повлияло на дальнейшие разработки и развитие технологии.
Проблемы создания МИС
Несмотря на то, что над аналитиками довлела идея отказа от бумажных документов, существенным источником информации о предметной области оказался бумажный документооборот.
Основные проблемы, с которыми столкнулись разработчики [4]:
• большие объемы и разнообразие типов медицинской информации;
• сложность формализации (концептуализации и стандартизации) предметной области;
• постоянно расширяющаяся понятийная и концептуальная база медицины;
• необходимость одновременной поддержки бумажной и безбумажной технологий работы.
Исследования показали, что возможностей существующих методологий и инструментальных средств для решения задач построения интегрированных МИС недостаточно. Исследования были продолжены в направлении поиска как технологических, так и методологических решений.
Были изучены основные устоявшиеся технологии ИС: фактографические системы (банки данных), системы документооборота (Docflow) и системы рабочих потоков (Workflow). Был сделан вывод, что интегрированные МИС должны включать в себя элементы всех трех указанных типов ИС. В то же время каждая технология в отдельности плохо применима для построения МИС.
Стало понятно, что составной частью общей методологии разработки интегрированных МИС может служить понятие документ, которое, кроме того что является одной из основ построения МИС, также хорошо применимо для поддержки стандартов представления и передачи медицинской информации.
Исследования по использованию концепции документа в архитектуре МИС привели к разработке механизма информационных объектов и архитектуры HL-X.
К проблемам, относящимся непосредственно к специфике предметной области, добавились и другие, связанные с происходящими изменениями в бизнес-процессах ЛПУ в результате коренных преобразований в общественно-политической жизни страны [3].
Принципы построения МИС в технологии ИНТЕРИН
Были сформулированы основные требования к архитектуре и функциональным возможностям интегрированной МИС [4].
1. Поддержка разнопрофильных и разномасштабных медицинских учреждений.
2. Интеграция информационных потоков лечебного учреждения в рамках единой ИС, охват всех сторон жизнедеятельности учреждения.
3. Концентрация информации вокруг пациента, или «Единая медицинская карта».
4. Автоматизация оформления документации с применением различных приемов и методов.
5. Поддержка всех типов медицинских данных,
представление медицинской информации в динамике.
6. Использование редактируемых справочников для настройки МИС.
7. Финансовый учет и анализ оказанных медицинских услуг.
8. Поддержка поэтапного внедрения МИС с учетом постепенного изменения технологии работы учреждения.
9. Регламент доступа к медицинской информации, безопасность при хранении информации и доступе к ней, историчность и авторизация.
10. Поддержка стандартов ведения проекта, медицинских стандартов, стандартов представления медицинской информации.
11. Обеспечение телемедицинских функций.
12. Наличие подсистемы управления визуальной информацией.
Общесистемные механизмы
Механизм информационных объектов - предназначен для централизованного представления метаданных и описания информационной модели предметной области. В рамках данного механизма стало возможным единообразно и системно решать вопросы доступа, отображения и обработки информации, пользовательского интерфейса.
С помощью механизма выделяется формализованный метауровень, назначение которого - описание структуры предметной области, включающей понятия и связи между ними (содержательная часть), а также способы манипулирования информацией (функциональная часть).
Механизм информационных объектов представляет собой конструктор системы, позволяющий вводить новые объекты в ИС и определять их функциональность, а также служит основой для функционирования единого унифицированного интерфейса рабочий стол пользователя.
Под рабочим столом пользователя понимается механизм, обеспечивающий доступ пользователя к объектам ИС. Это организованное пользователем множество объектов, на доступ к которым пользователь имеет право. Интерфейс, в основе которого лежит понятие рабочий стол, реализует привычную для пользователя аналогию работы с бумажными документами.
Рабочий стол оперирует с информационными объектами.
Концепция электронного рабочего стола призвана решить такие задачи, как: интеграция данных, документов, документопотока и функциональности; моделирование элементов бумажной технологии лечебно-диагностического процесса; унификация методов доступа к разнородной медицинской информации; поддержка различных фаз жизненного цикла документов.
Архитектура НЬ-Х. В основе подхода лежит представление о необходимости поддержки ИС эволюционного процесса концептуализации предметной области.
В основе архитектуры НЬ-Х лежит понятие документа НЬ-Х. Документ НЬ-Х - это свободно конструируемая по заданным правилам информационная структура из формализованных концептов предметной области. Концептуально документ НЬ-Х задается как множество моделей, раскрывающих его с различных точек зрения: понятийная модель, информационная модель, модель обработки данных документа, модель визуализации, функциональная модель документа, модель безопасности.
Документ НЬ-Х рассматривается как единство всех этих моделей. Документ НЬ-Х - это и сами данные, и организация этих данных в структуру, и знания, заключенные в структуре данных, и правила манипулирования данными, включая права доступа, и визуальное представление данных, и инструкции по обработке этих данных в ИС. Главное достоинство документа НЬ-Х - в высоком уровне абстракции этих моделей, делающих его независимым от конкретной ИС, базы данных, технологических средств разработки и средств доставки документа.
Функциональные подсистемы
Одной из особенностей проекта является то, что разработчики в первую очередь ориентировались на бизнес-процессы, непосредственно связанные с лечебно-диагностическим процессом.
В качестве основных функциональных подсистем МИС в технологии Интерин можно выделить следующие.
• Стационар. Подсистема охватывает все стадии лечебно-диагностического процесса в стационаре, включая ведение баз данных по всем аспектам пребывания пациентов в лечебном учреждении и управление документооборотом на базе электронной формы истории болезни и других документов.
• Поликлиника. Функциональным назначением подсистемы является реализация механизмов поддержки амбулаторного обслуживания пациентов, включая создание единой со стационаром ЛПУ базы данных пациентов.
• Диагностические службы. Основная задача подсистемы - поддержка исполнения диагностических назначений с ведением всей необходимой документации.
Остановимся на подсистеме поддержки финансово-экономической деятельности лечебного учреждения.
В отличие от других областей, в процессе оказания медицинских услуг задействованы три стороны: поставщик услуг (ЛПУ), получатель услуг (пациент) и плательщик (например, компании медицинского страхования). Финансирование оказания медицинских услуг отличается также по форме и логике в зависимости от источника.
Одной из существенных проблем разработки МИС в России в 90-х годах явились происходящие существенные изменения экономического аспекта деятельности медицинских учреждений: появились новые формы финансирования и начало происходить перераспределение соотношения их долей в общем потоке финансирования.
В настоящее время финансово-экономические взаимоотношения в российской медицине еще находятся в процессе трансформирования. В текущем состоянии в основном можно выделить три источника и, соответственно, три формы финансового обеспечения деятельности медицинского учреждения, которые присутствуют в большинстве лечебных учреждений.
1. Финансирование по общим интегрированным показателям ЛПУ (бюджетная или ведомственная форма).
2. Финансирование по каждому случаю медицинской помощи в рамках установленных стандартов - используется в страховой медицине, в частности, в сфере обязательного медицинского страхования.
3. Финансирование по каждой оказанной услуге. Данная форма оплаты нашла свое применение в добровольной страховой медицине и при оказании платных медицинских услуг.
С учетом сказанного были сформулированы и реализованы основные требования к экономической подсистеме, среди которых можно отметить:
- поддержку нескольких различных источников финансирования деятельности ЛПУ;
- поддержку возможности оплаты услуг из нескольких источников финансирования;
- поддержку нескольких дисциплин учета стоимости и оплаты оказываемых пациенту услуг;
- поддержку расчета персонифицированной стоимости оказанных услуг;
- наличие механизмов анализа, отображения и представления финансово-экономических данных в различных форматах и разными уровнями детализации.
Кроме перечисленных, в состав МИС входят следующие функциональные подсистемы: Санаторий, Стоматология, Отдел кадров, Аптека, Лечебное питание, Библиотека.
Система строится на следующих общесистемных функциональных механизмах.
• Управление потоком пациентов. Механизм предназначен для единообразного управления потоком пациентов в комплексном ЛПУ, включающем в себя стационар и поликлинику.
• Электронная медицинская карта. Содержит полный набор сведений и документов о пациенте. На рабочем столе представляет собой папку, разделами которой являются наборы документов того или иного типа. Подсистема обеспечивает возможность просмотра и анализа информации о пациенте в различных представлениях.
• Назначения. В качестве основного процесса в лечебно-диагностической деятельности ЛПУ выделены назначения и исполнения диагностических и лечебных назначений. Информатизация этого процесса лечебного учреждения позволяет сформировать базис для развития технологии работы ЛПУ и предоставляет возможности для анализа деятельности ЛПУ, контроля качества лечения и контроля расходования ресурсов.
Список литературы
1. Гулиев Я.И., Комаров С.И., Малых В.Л., Осипов Г.С., Пименов С.П., Хаткевич М.И. Интегрированная распределенная информационная система лечебного учреждения (ИНТЕРИН) // Программные продукты и системы. - 1997. -№3.
2. Гулиев Я.И., Михеев А.Е. Интегрированная медицинская информационная система Медицинского центра Банка России // Врач и информационные технологии. - 2006. - №2. -С.36-43.
3. Guliev Y, Osipov G, Ailamazyan A, Bodrova O, Komarov S, Mikheev A, Nazarenko G. Specificity of Hospital Information System (HIS) Development in the Context of Forming Information Infrastructure and Economic Structure of Russia // Medinfo-98, Seoul, 1998.
4. Назаренко Г.И., Гулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика. - М.: Физ-матлит, 2005.
БЛОКИРОВКА НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО КОПИРОВАНИЯ
ДОКУМЕНТОВ
Е.Ю. Ильина; Р.Д. Жаров, к.т.н. (НИИ «Центрпрограммсистем», г. Тверь)
Принятие комплекса мер по защите информации - непременное условие функционирования современных корпоративных систем.
По данным PricewaterhouseCoopers и CXO Media [1], один из самых больших процентов убытков предприятиям наносят собственные сотрудники, совершающие неправомерные действия с конфиденциальной информацией, доступ к которой был предоставлен им для выполнения служебных обязанностей. Угрозы, исходящие от действий легальных пользователей корпоративных систем, можно разделить на две группы [2]:
- действия так называемого зловредного пользователя, инсайдера - сотрудника предприятия, на-
меренно совершающего действия против своей корпорации, обычно для выгоды конкурентов либо с личной целью вредительства;
- непреднамеренные ошибочные действия пользователей.
Защита от данных типов угроз в корпоративных системах может реализовываться на таких уровнях, как: разграничение прав доступа к информации; запрет ввода-вывода информации путем отключения портов периферийных устройств; контроль и регистрация доступа к периферийным устройствам и сетевым интерфейсам; встроенная защита систем хранения данных; шифрование данных и другие уровни.