Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (104). С.90-101. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. no. 1 (104). P. 90-101.
5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки)
Научная статья УДК: 340.1
DOI: 10.55001/2312-3184.2023.89.56.008
ИНТЕРЕСЫ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ ЯПОНИИ И ИНТЕРЕСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ЭСТОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Юрковский Алексей Владимирович
Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Иркутск, Российская Федерация, avyurkovsky@mail.ru
Введение: в публикации рассматриваются тенденции развития действующего конституционного права Японии, формирование национального механизма правового регулирования и механизма государственной власти, взаимосвязи конституционных ценностей и антиценностей, фиксируемые в материи конституционного права Японии, позволяющие рассматривать, определять интересы позитивного конституционного права, правовые особенности развития политической системы Японии, механизма государственной власти и объективные характерные признаки механизма и процесса правового регулирования в рассматриваемом государстве.
Материалы и методы: фигурируют эмпирические данные, сформированные в результате применения новейшей авторской методики и технологии исследования (эстологиче-ский анализ механизма конституционно-правового регулирования и механизма государственной власти), познанию подвергаются закономерности существования интересов конституционного права как социального феномена и интересов конституционно-правового регулирования в Японии, которые имманентно связаны с формированием и функционированием механизма государственной власти в соответствующей стране.
Результаты исследования: осуществлялся сбор аутентичных документов (источников права, актов толкования права, актов реализации и применения права) Японии и применялся выборочный подход к поиску и подтверждению связей системного, либо структурного характера которые подтверждают связь субъективных политических интересов участников общественных отношений, интегрированных в материю позитивного конституционного права Японии.
Выводы и заключения: эстологическое исследование затрагивает формы и содержание конституционного права Японии, его юридико-технических особенности, обнаруживается присутствие феноменологии интересов конституционно-правового и общеправового регулирования, подтверждается гипотеза о том, что интересы правового регулирования отличаются от политических интересов субъектов конституционного права, признаки интересов в механизмах правового регулирования и государственной власти в Японии соответствуют основным признакам позитивного права и признакам механизма государственной власти Японии.
© Юрковский А. В., 2023
Ключевые слова: эстология, эстологическое исследование, методология исследования, механизм государственной власти, механизм правового регулирования, правовое регулирование, политическая система, ценность, интерес, субъект конституционно-правовых отношений, объекты интересов конституционно-правового регулирования, Япония.
Для цитирования: Юрковский А. В. Интересы в конституционном праве Японии и интересы конституционно-правового регулирования: эстологическое исследование // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 1 (104). С.90-101. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.89.56.008
Original article
INTERESTS IN JAPANESE CONSTITUTIONAL LAW AND CONSTITUTIONAL-LEGAL INTERESTS: ESTOLOGICAL STUDY
Aleksey V. Yurkovsky
Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation, avyurkovsky@mail.ru
Introduction: the publication deals with the development trends of the Japanese constitutional law, the formation of the national mechanism of legal regulation and mechanism of state power, the relationship between the constitutional values and anti-constitutional values fixed in the matter of the Japanese constitutional law that allows to consider, define the interests of positive constitutional law, the legal characteristics of the Japanese political system, the mechanism of state power and the objective characteristics of the legal regulation mechanism and the process of legal regulation in the state in question.
Materials and Methods: the empirical data formed as a result of applying the author's latest research methodology and technology (aesthetic analysis of the mechanism of constitutional-legal regulation and the mechanism of state power), the regularities of existence of the interests of constitutional law as a social phenomenon and the interests of constitutional-legal regulation in Japan, which are inherently linked with the formation and functioning of the state power mechanism in the relevant country, are subjected to knowledge.
The Results of the Study: The collection of authentic documents (sources of law, acts of law interpretation, acts of law implementation and application) of Japan was carried out and a selective approach was applied to find and confirm links of systemic or structural nature that confirm the connection of subjective political interests of the participants of social relations integrated in the matter of positive constitutional law of Japan.
Findings and Conclusions: the estological study affects the forms and content of the constitutional law of Japan, its legal and technical features, the presence of the phenomenology of the interests of constitutional legal and general legal regulation is revealed, the hypothesis is confirmed. that the interests of legal regulation differ from the political interests of the subjects of constitutional law, the signs of interests in the mechanisms of legal regulation and state power in Japan correspond to the main signs of positive law and the signs of the mechanism of state power in Japan.
Keywords: estology, estological research, research methodology, mechanism of state power, mechanism of legal regulation, legal regulation, political system, value, interest, subject of constitutional and legal relations, objects of interests of constitutional and legal regulation, Japan.
For citation: Yurkovskiy A. V. Interesy v konstitucionnom prave Japonii i interesy konstitu-cionno-pravovogo regulirovanija: jestologicheskoe issledovanie [Interests in Japanese constitutional law and constitutional-legal interests: estological study]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk. 2023, no 1 (104), pp. 90-101. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.89.56.008
Эстологическое исследование механизмов правового регулирования и государственной власти Японии предполагает поиск субъективных политических интересов, фиксируемых в материи источников позитивного конституционного права, актах официального и доктри-нального толкования соответствующих источников, актов реализации и применения права Японии.
Представленная тема и подход к ее рассмотрению очевидно имеют научную актуальность и могут иметь значение для науки общего конституционного права, конституционного права зарубежных стран, сравнительного государствоведения и сравнительного правоведения, других публично-правовых наук, а также для науки теории государства и права.
Эстологический анализ - это новейшая авторская методика исследования. Эстолого-гия как частная научная методика (разновидность аксиологического познавательного инструментария), направлена на изучение субъектов конституционного права и субъектов государственного управления в рассматриваемом государстве, чьи интересы в процессе политической борьбы легализовались в нормах позитивного конституционного права Японии.
Для того, чтобы обратиться к аутентичному тексту действующей Конституции Японии, необходимо использовать метод юридической компаративистской лингвистики и идентифицировать понятие Конституции Японии на японском языке.
Конституция Японии на японском языке звучит как (nihonkokukenpo).
Далее, используя методический инструментарий кибернетических исследований (в частности, метод контент-анализа), необходимо найти текст Конституции Японии на одном из официальных сайтов Японии и убедиться в аутентичности документа.
Аутентичный текс Конституции Японии, других источников права, актов толкования, реализации и применения права, действующих по состоянию на момент обращения, можно обнаружить на ряде информационных порталов, принадлежащих Японским органам государственной власти, а также из японской прессы. Такими порталами могут являться сайты палаты представителей Парламента Японии, Правительства Японии, Библиотеки парламента Японии, газеты Майнити симбун и др. [1-9].
Далее требуется поиск специалистов в области юридической компаративистской лингвистики для того чтобы перевести (либо профессионально адаптировать) интересующие исследователя тексты на русский язык.
Мониторинг текстов источников конституционного права Японии предполагает выявление и констатацию регламентированных субъектов, которые фигурируют в исследуемых текстах, а также того, что соответствующие субъекты проявляют заинтересованность в актуализации обстоятельств социальной действительности, которые вызывают особое, повышенное внимание, и которые, безусловно, воспринимаются как осознаваемые потребности, либо нужды субъектов политического взаимодействия, способных проявлять волю и необходимую силу, для воплощения в жизнь предполагаемых результатов, прогнозируемых обстоятельств.
Конституция Японии является ядром японской национальной системы права в соответствии с которой складывается, эволюционирует, трансформируется и, по нашему мнению,
достаточно успешно и прогрессивно развивается юридическая деятельность (японская юридическая практика).
Система права Японии включает в себя государственные законы, административные нормативные правовые акты правительства Японии и нормативные правовые акты органов государственной власти в административно-территориальных единицах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие интересы в конституционном праве Японии и интересы конституционно-правового регулирования Японии.
Основной акцент проводимого эстологического исследования был сделан на анализе текста Конституции Японии [1].
Помимо Конституции Японии, эстологическому исследованию подвергались следующие источники права:
- Основная политика в области национальной обороны (Принято Советом национальной обороны и Кабинетом министров 20 мая 1957 года) [5],
- Закон Японии «Об общенациональном референдуме» [6],
- Закон Японии «О выборах на государственные должности (Закон № 100 от 25 года Сева 4 месяца 15 дня) [7],
- Закон Японии «О местном самоуправлении» (Сева 22 года 4 месяца 17 дня Закон №
67) [8],
- Закон Японии «О специальных мерах, связанных с возвращением Окинавы (Закон № 129 Сева 46 год 12 месяц 31 день) [9] и другие источники права, а также акты толкования, реализации и применения права.
Всего было исследовано более пятидесяти юридических документов.
Проведенное эстологическое исследование перечисленных источников права, актов толкования и реализации права подтверждает, что юридическая характеристика интересов в конституционном праве Японии и интересы конституционно-правового регулирования и механизма государственной власти находят свое выражение в тексте основного закона Японии.
Детальное описание эстологического исследования характеристики интересов в конституционном праве Японии и интересов конституционно-правового регулирования и механизма государственной власти содержится в ряде публикаций автора [13-18].
В предлагаемой публикации сконцентрированы ключевые результаты, полученные в процессе более ранних исследований.
Мониторинг источников права Японии, текста Конституции Японии по-
следующее использование методов юридической компаративистской лингвистики, контент-анализа текстов, и метода эстологических исследований, выявило наличие прямого использования искомого понятия интересов.
В Конституции Японии В^Ш искомое понятие интересов встречается пять раз. Дважды данный термин фигурирует в одном абзаце преамбулы Конституции Японии. «Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств...»
В цитируемом тексте присутствуют слова с использованием как японской, так и китайской письменности (представляющий интерес - ® Й й & ^ (японский язык), ^ Ш -«Xmgqй» (китайский язык)).
И в японском, и в китайском эквивалентах написания присутствует смысловое содержание, которое можно рассматривать как совокупность определенных качеств или свойств, побуждающих к активной деятельности.
И в японском, и в китайском эквивалентах написания термин «интерес» в единственном числе не употребляется.
В ст. 12 Конституции Японии присутствуют термины, эквивалентные ис-
комому понятия, изложенные при помощи элементов японской и китайской письменности. «Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного блага» [1].
В искомом контексте целесообразно обратить внимание на понятия «общественный интерес» - ^Й; «представляющий интерес» - ЩППФЙ^ и «общественное благо» - ^ Й [13, 15].
В Конституции Японии для определения понятий «общественный инте-
рес» и «общественное благо» используются равнозначные термины (^Й).
В ст. 54 Конституции Японии изложена следующая норма: «Если Палата
представителей распущена, то в течение 40 дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение 30 дней со дня выборов должен быть созван Парламент. При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания Палата советников. Однако Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны» [1].
В рассматриваемой статье присутствует категория «национальный интерес» - 1ШЙ. Эстологический и юридико-лингвистический анализ рассматриваемой конструкции позволяет судить о том, что в исследуемом понятии содержатся такие признаки, как наличие качеств или свойств, побуждающих к активной деятельности.
В ст. 29 Конституции Японии в буквальном смысле изложено следующее
содержание: «Право собственности не должно нарушаться. Право собственности определяется законом и должно соответствовать общественному благосостоянию. Частное имущество может быть использовано в публичных интересах при условии справедливой компенсации» [1].
В цитируемом тексте также обнаруживается искомая категория интересов: в контексте словосочетания ^^ФЭДЙ - «публичные интересы».
Специфика письменности Японии и ее связь с китайской письменностью позволяют использовать общий терминологический эквивалент китайский иероглиф - «Xmgqй».
Данный иероглиф предполагает рассматривать искомое понятие как совокупность определенных качеств или свойств. Для того, чтобы избежать возможных неточностей, связанных с переводом, необходимо попытаться найти в тексте изучаемого правового материала предполагаемые возможные эквиваленты исследуемого понятия [16, 17].
Очевидно, что мониторингу, юридико-лингвистическому и эстологическому анализу должны подвергаться синонимические категории интересов фигуры письменной речи, например, такие как внимание, беспокойство, любопытство, нужда, увлеченность, неравнодушие, потребность, пристрастие, значительность и др.
Использование метода контент-анализа и возможностей информационных технологий в процессе мониторинга юридико-лингвистического и эстологического анализа Конституции Японии В-ФШЖЙ позволили сделать вывод о том, что предполагаемые синимы либо аналогии категории интересов в исследуемом тексте не встречаются.
Тем не менее полагаем необходимым сослаться на вывод, ранее звучавший в уже опубликованных исследованиях автора, согласно которому анализ языкового контекста
употребления искомого термина категории интересов в исследуемом тексте может предполагать различные смысловые оттенки, которые гипотетически могут приобретать самостоятельные значения. Например, в конституционном праве Японии встречаются контексты, в которых понятия «общественные интересы» и «общественное благо» используются как равнозначные термины [17].
В данном случае можно говорить о том, что термин «интересы» является оценочным.
Для дополнительной аргументации выдвинутого постулата полагаем возможным привлечь мнение А. С. Пиголкина, согласно которому под оценочными понятиями понимается «относительно определенные термины, содержание которых устанавливается только с учетом конкретной ситуации, обстоятельств рассматриваемого дела» [11, с.23].
Существование оценочных понятий в конституционном праве, по нашему мнению, предопределено двумя видами обстоятельств объективного и субъективного характера.
Термин «интерес(ы)» как обстоятельство объективного характера, безусловно, связан со спецификой объективного конституционного права, которое всегда имеет программный характер и предназначено для универсального регулирования общественных отношений к любым модификациям общественных отношений в условиях вероятностного прогнозирования развития социума.
Термин «интерес(ы)», в том или ином эквиваленте внедряемый в материю объективного конституционного права Японии, как и любого другого государства, очевидно, определен рядом обстоятельств субъективного характера, обусловленных тем, что позитивное право создается и применяется живыми, реальными людьми, которые экстраполируют собственные интересы на концепции правового регулирования и государственного управления обществом.
Для усиления аргументационного потенциала выдвинутого постулата, полагаем возможным привлечь мнение И. В. Фабрики, согласно которому оценочные понятия в правоприменительной деятельности являются теми понятиями, которые помогают правоприменителю через выраженное в них многообразие социальных явлений в их постоянном развитии реали-зовывать свои как субъективные, так и объективные установки» [12, с. 21].
Ссылаясь на высказанные автором предлагаемого исследования интересов в конституционном праве Японии и интересов конституционно-правового регулирования, ранее звучавшее в других публикациях, повторим мысль о том, что сущностные признаки категории «интерес (-ы)» в конституционном праве Японии не связаны с конкретизацией обстоятельств, которые можно было бы рассматривать в качестве объекта интересов. В основном содержательные, смысловые связи термина «интересы» с другими терминами показывают констатацию субъектов интересов (публичные интересы, интересы государства, общественные интересы).
Неразрывность субъекта и существующих у него интересов позволяет сопоставить признаки категории «интерес» с признаками естественного права. Данное предположение рассматривается лишь в качестве гипотезы и заслуживает отдельной самостоятельной оценки, с применением дискуссионных подходов, существующих в общей теории государства и права [13-18].
Сопоставляя признаки категории интересов в конституционном праве Японии с признаками естественного права (установление перечня которых не является целью предлагаемого исследования, но которые, по нашему мнению, в целом известны отечественной науке конституционного права), предположим, что феноменология интересов неразрывно связана с человеком, группами людей, а объекты интересов субъективны, как субъективны формы реализации самих интересов.
По нашему мнению, политические силы, одерживающие победу в борьбе за власть в определенный исторический момент, момент принятия Конституции Японии, в нашем случае интуитивно усматривают объективность существования такого феномена как интересы, но не дают его дефинитивного описания. Одновременно данные политические силы на конституционно-правовом уровне осуществляют попытку прогнозирования предполагаемых изменений, объективных по обстоятельствам и естественных по условиям места и времени.
Полагаем необходимым особым образом сконцентрировать внимание на значимости такого структурного элемента Конституции Японии В^ШШ/, как преамбула. Преамбула любой конституции - это уникальный сплав идеологических и эстологических предпосылок конституционно-правового строительства, построения конфигурации и направленности механизмов правового регулирования и государственной власти.
В преамбуле Конституции Японии В^ШШ/ провозглашается совокупность установлений аксиологического и эстологического характера.
Преамбула Конституции Японии В^ШШ/ содержит информацию о том, что наличие у японского государства и других государств современного мира собственных государственных интересов неоспоримо.
Полагаем необходимым дополнительно акцентировать внимание на уже прозвучавшей мысли о том, что политические силы, ведущие борьбу за власть на переломных этапах социальной эволюции и демонстрирующие доминирование в этой борьбе на момент принятия конституции (в нашем случае Конституции Японии В^ШШ/), интуитивно формулируют мысли, которые способны оказываться понятными и приемлемыми для большей части общества - с одной стороны, и уместными для подобного рода источника прав - с другой стороны.
В преамбуле, как и в основной части Конституции Японии B^S Ш/, равно как и во всех исследованных источниках права, актах толкования, реализации и применения права Японии, не обнаружено дефинитивных признаков, определяющих критериев, количественных и качественных показателей параметров, определяющих понятийное содержание интересов.
Полагаем, что политические силы, ведущие борьбу за власть на переломных этапах эволюции Японского общества, осознавали специфику и феноменологию механизма правового регулирования и механизма государственной власти.
Политические силы, учреждавшие Конституцию Японии В^ШШ/, были способны осознать, что направленность интересов есть обстоятельство, которое имеет не только политическое, но и правовое и управленческое значение.
Политические силы, учреждавшие Конституцию Японии В^ШШ/, закономерно использовали специальные юридические средства, приемы и способы изложения правового материала таким образом, чтобы иметь возможность менять объекты интересов при помощи принятия последующих, по юридической силе стоящих ниже конституции, источников права.
Очевидно, что предполагаемые источники должны быть созданы не менее профессионально, для того, чтобы не обнаруживалось противоречий в Конституции Японии B^S Ш/ по существу, но позволяющих учитывать изменение внутренних и внешних социальных, политических, управленческих, прикладных юридических, сугубо регулятивных (с точки зрения закономерностей действия позитивного права и профессионализмов юридической практики) условий.
Остается невыясненным вопрос о том, является ли подход, продемонстрированный авторами текста Конституции Японии, результатом глубокого понимания социальной природы интересов, либо этот вопрос не рассматривался вообще и был прописан интуитивно,
либо это своего рода юридическая уловка, которую отдаленно можно рассматривать в качестве коррупцииогенного фактора.
Очевидно, что высказанный тезис должен быть предметом отдельного научного исследования, нуждается в выдвижении альтернативных научных гипотез и разнонаправленных научных аргументов в пользу той или иной точки зрения.
Вне зависимости от выделенного контекста полагаем возможным судить о том, что природа интересов в Конституции Японии В^Ш не искажена.
Очевидно, что юридическая легитимация интересов в Конституции Японии В^ШШ /£ обусловливает формирование национальной юридической (конституционно-правовой) политики.
Легитимация интересов в конституционном праве Японии предназначена для программирования развития основных конституционных установлений, создания предпосылок для последующего толкования основных юридических дефиниций, производных от рассматриваемой категории.
Легитимация интересов в конституционном праве Японии позволяет тонко уточнять правовые статусы субъектов права, объемы полномочий правоприменительных органов, устанавливать перечни правовых гарантий, и режим конституционно-правовой охраны [18].
Полагаем возможным согласиться с мнением Е. Л. Львовой, согласно которому исторически сформировавшиеся культурные и социальные нормы, негласные принципы формирования и функционирования японского государственного механизма, тесная взаимосвязь Суда с политикой и бюрократией, издержки системы правового образования и целый ряд других факторов ведут к тому, что Верховный суд предпочитает придерживаться «отстраненной» позиции в отношении конституционного контроля, а судебная ветвь власти оказывается значительно слабее двух других ветвей [10, с. 64].
Легитимация интересов в конституционном праве Японии, в контекстном значении близком к пониманию естественного права, сущностных признаков естественного права, не называя эти понятия равнозначными, и конкретизация объектов интересов, прогнозируемая в виде принятия источников права соответствующих или, по крайней мере, не противоречащих конституции, имеет значение для последующего законодательствования (правового регулирования и государственного управления).
На основании вышеизложенного можем сделать следующие выводы.
1. Эстологическое исследование особенностей механизма правового регулирования и механизма государственной власти Японии дает возможность сформулировать вывод о том, что юридическая категория интересов в конституционном праве Японии обнаруживается и соотносится с особенностями национальной правовой политики и находит свое применение в практике правового регулирования и государственного управления Японии.
Юридическая категория интересов в конституционном праве Японии дает политическим чаяниям определенных политических групп свойства легализованных, законных интересов.
2. Нормативные основания функционирования механизмов правового регулирования и государственной власти в Японии имманентно связаны с конфигурацией национальной системы права.
3. Интерпретация интересов в конституционном праве Японии позволяет судить о направленности правового регулирования и государственной власти в сторону построения либерального демократического общества, с особой японской спецификой понимания абсолютизма монархической власти.
Построение японского общества на сохранение монархии в том понимании абсолютизма, которое свойственно восточному типу понимания абсолютизма власти в виде бездействия, является основной целью правового регулирования, и понимаемая любым сообществом активная позиция механизма государственной власти предопределяет специфику действия японского права.
3. В конституционном праве Японии присутствуют как личные интересы отдельных участников общественных отношений, индивидов, так и групповые интересы - интересы отдельных социальных групп, интересы общества и интересы государства (в узком и широком смыслах).
4. Консервативные структурные изменения функционирования социальной системы Японии свидетельствуют уже не об обществе так называемой социальной стратификации, а скорее, наоборот - о социальном устройстве либерально демократического типа, демонстрирующем стабильную динамику.
5. Эстологическое исследование особенностей механизма правового регулирования и механизма государственной власти Японии дает возможность констатировать, что правовые ценности начинают приобретать свойства политических интересов фигурантов политических отношений. Интересы фигурантов политических отношений отрицают открытый правовой нигилизм.
6. В контексте предлагаемого исследования нет необходимости политической оценки достоинств и недостатков рассматриваемой государственно-правовой идеологии. Полагаем, что японскую социально-политическую действительность следует рассматривать объективно как данность с собственной индивидуальной спецификой, достойной изучения и толерантного критического анализа.
7. Можно выделить такие категории носителей интересов в конституционном праве, которые, в свою очередь, детерминируют интересы самого правового регулирования и механизма государственной власти Японии:
- политические группы, как носители политических интересов Японии, составляющие политический элемент механизма правового регулирования и механизма государственной власти. Данный элемент влияет на зависимость установления и реализации мер конституционно-правового регулирования и одновременно функционирования механизма государственной власти от политической конъюнктуры и сформировавшихся в Японии политических традиций и обычаев;
- юридические нормы, источники прав, юридические процедуры и юридическая техника составляют юридический элемент интересов социальных феноменов механизмов правового регулирования и государственной власти. Данный элемент влияет на зависимость в установлении компетентными субъектами правотворчества в Японии мер конституционно-правовой охраны механизма государственной власти и средств их реализации в нормах права;
- государство в узком смысле, его бюрократический аппарат, в целом реализующий интересы различных социальных групп, является организационным элементом интересов социальных феноменов механизмов правового регулирования и государственной власти, которые отражают организационно-управленческую систему государственных органов и должностных лиц, а также материально-технические средства, участвующие в охране основ конституционного строя Японии;
- идеологические конституционные ценности Японии, составляющие идеологический элемент интересов социальных феноменов механизмов правового регулирования и государственной власти (сложившаяся в Японии совокупность политических, правовых, этических, моральных, эстетических и иных взглядов, ценностей, выражающих отношение населения
Японии и его отдельных групп к основам японской государственности, сложившемуся и развивающемуся правовому порядку).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт палаты представителей Парламента Японии // URL: https://www.shugiin.go.jp/intemet/index.nsf/html/index.htm (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
2. Mainichi Shimbun (Майнити симбун) // Mainichi Shimbun : официальный сайт. URL: https://mainichi.jp/constitutionofjapan/ (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
3. Официальный сайт Правительства Японии // URL: https://www.japan.go.jp/ (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
4. Официальный сайт Библиотеки парламента Японии // URL: https://kokkai.ndl.go.jp/#/ (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
5. Основная политика в области национальной обороны (Принято Советом национальной обороны и Кабинетом министров 20 мая 1957 года) // URL: https://www.mod.go.jp/en/d_act/d_policy/index.html (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
6. Закон Японии «Об общенациональном референдуме» // URL: https://www.shugiin.go.jp/internet/index.nsf/html/index.htm (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
7. Закон Японии «О выборах на государственные должности (Закон № 100 от 25 года Сева 4 месяца 15 дня) // URL: https://www.shugiin.go.jp/internet/ index.nsf/html/index.htm (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
8. Закон Японии «О местном самоуправлении» (Сева 22 года 4 месяца 17 дня Закон № 67) // URL: https://hourei.ndl.go.jp/#/ (дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
9. Закон Японии «О специальных мерах, связанных с возвращением Окинавы (Закон № 129, Сева 46 год 12 месяц 31 день - https://hourei.ndl.go.jp/#/(дата обращения: 20.08.22). Режим доступа: свободный.
10. Львова, Е. Л. Контрольные полномочия Верховного суда Японии и его место в системе центральных органов государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 64.
11. Пиголкин, А. С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1971. Вып. 24. С.23.
12. Фабрика, И. В. Некоторые вопрос определения оценочного понятия в современной юридической науке // Вестник ЮурГУ, 2012. Вып. 43. С. 21.
13. Юрковский, А. В. Конституционно-правовая эстология: исследование интересов в конституционном праве и интересов конституционно-правового регулирования методами конституционно-правовой аксиологии. EDN YULCNQ // Сибирский юридический вестник. 2018. No 1 (80). С. 43-51.
14. Юрковский, А. В. Конституционно-правовая карта Северо-Восточной Азии: эсто-лого-аксиологический анализ: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. юрид. ин-та, 2018. 171 с. EDN QTXIOW.
15. Юрковский, А. В. Ценностные ориентиры в конституционном праве стран СевероВосточной Азии. EDN TLIWRH // Проблемы права. 2014. No 4. (47). С. 56-66.
16. Юрковский, А. В. Конституционно-правовое измерение механизма государственной власти в научных доктринах России и стран Северо-Восточной Азии : монография.
Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. - С. 106.
17. Юрковский, А. В. Концепции конституционно-правового регулирования в странах Северо-Восточной Азии: эстолого-аксиологический анализ : монография / А. В. Юрковский. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2017. 199 с.
18. Юрковский, А. В., Кузьмин, И. А. Конституционно-правовая охрана в странах Северо-Восточной Азии: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. С. 106.
REFERENCES
1. Official website of the House of Representatives of the Parliament of Japan -https://www.shugiin.go.jp/intemet/index.nsf/html/index.htm
2. Mainichi Shimbun official website - https://mainichi.jp/constitutionofjapan/
3. Official website of the Government of Japan - https://www.japan.go.jp/
4. Official website of the Japanese Diet Library - https://kokkai.ndl.go.jp/#/
5. Basic National Defense Policy (Adopted by the National Defense Council and the Cabinet of Ministers on May 20, 1957) - https://www.mod.go.jp/en/d_act/d_policy/index.html
6. Law of Japan "On National Referendum" - https://www.shugiin.go.jp/internet/in-dex.nsf/html/index.htm
7. Law of Japan "On Elections to Public Offices (Law No. 100 of 25 Showa 4 months 15 days) - https://www.shugiin.go.jp/internet/index.nsf/html/index.htm
8. Law of Japan "On Local Government" (Seva 22 years 4 months 17 days Law No. 67) -https://hourei.ndl.go.jp/#/
9. Law of Japan "On special measures related to the return of Okinawa (Law No. 129 Showa 46 year 12 months 31 days - https://hourei.ndl.go.jp/#/
10. Lvova E. L. Kontrol'nye polnomochija Verhovnogo suda Japonii i ego mesto v sisteme central'nyh organov gosudarstvennoj vlasti [Control powers of the Supreme Court of Japan and its place in the system of central government bodies]. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo - Constitutional and municipal law. 2012, no. 7, p. 64.
11. Pigolkin A.S. Juridicheskaja terminologija i puti ee sovershenstvovanija [Legal terminology and ways to improve it]. Uchenye zapiski VNIISZ - Scientific notes of VNIISZ. Moscow, 1971, Issue. 24, p.23.
12. Fabrika I. V. Nekotorye vopros opredelenija ocenochnogo ponjatija v sovremennoj ju-ridicheskoj nauke [Some questions of the definition of an evaluative concept in modern legal science]. Vestnik JuurGU - Vestnik of SUSU, 2012, Issue. 43, p. 21.
13. Yurkovskiy A.V. Konstitucionno-pravovaja jestologija: issledovanie interesov v konstitu-cionnom prave i interesov konstitucionno-pravovogo regulirovanija metodami konstitucionno-pravovoj aksiologii. EDN YULCNQ [Constitutional and legal estology: research of interests in constitutional law and interests of constitutional and legal regulation by methods of constitutional and legal axiology]. Sibirskij juridicheskij Vestnik - Siberian Legal Vestnik. 2018, no 1 (80), pp. 43-51.
14. Yurkovskiy A.V. Konstitucionno-pravovaja karta Severo-Vostochnoj Azii: jestologo-aksiologicheskij analiz [Constitutional and legal map of Northeast Asia: estological and axiological analysis: monograph]. Irkutsk, 2018, 171 p.
15. Yurkovskiy A.V. Cennostnye orientiry v konstitucionnom prave stran Severo-Vostochnoj Azii [Value orientations in the constitutional law of the countries of Northeast Asia]. Problemy prava - Problems of Law. 2014, no 4. (47), pp. 56-66.
16. Yurkovskiy, A. V. Konstitucionno-pravovoe izmerenie mehanizma gosudarstvennoj vlasti v nauchnyh doktrinah Rossii i stran Severo-Vostochnoj Azii [Constitutional and legal dimension of the mechanism of state power in the scientific doctrines of Russia and the countries of Northeast Asia: monograph]. Irkutsk, 2021, p.106.
17. Yurkovskiy, A. V. Koncepcii konstitucionno-pravovogo regulirovanija v stranah Severo-Vostochnoj Azii: jestologo-aksiologicheskij analiz [Concepts of constitutional and legal regulation in the countries of Northeast Asia: estological and axiological analysis]. Irkutsk. 2017, 199 p.
18. Yurkovsky A.V., Kuzmin I.A. Konstitucionno-pravovaja ohrana v stranah Severo-Vos-tochnoj Azii [Constitutional and legal protection in the countries of Northeast Asia]. Irkutsk. 2021, p.106.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Юрковский Алексей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин. Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации. 664035, Иркутск, ул. Шевцова, 1. ORCID: 0000-0002-0926-8965
INFORMATION ON AUTHOR
Yurkovsky Aleksey Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor. Head of the Department of State and Legal Disciplines. Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 664035, Irkutsk, Shevtsova, 1. ORCID: 0000-0002-0926-8965
Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 28.02.2023.
The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 28.02.2023.