Научная статья на тему 'Интересы США в Центральной Азии'

Интересы США в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1021
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / США / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Столина Ариадна Львовна

В статье анализируются стратегические инициативы США в Центральной Азии. А также плюсы и минусы такого развития событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интересы США в Центральной Азии»

пути». Противодействие оказывает Япония, которая сделала выбор в сторону американского проекта ТТП. Кроме нее свой выбор в поддержание ТТП сделали еще 6 стран, которые участвуют в обоих переговорных механизмах - это Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Бруней.

Таким образом, проект «Один пояс - один путь» все более и более приобретает политическую окраску, обусловленную борьбой с США за влияние в Азиатско -Тихоокеанском регионе, а также осуществление влияния в глобальной экономике.

Список литературы

1. Габуев Александр. Девальвация юаня: что грозит российскому бизнесу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/312613-devalvatsiya-yuanya-chto-grozit-rossiiskomu-biznesu/15.02.2016/ (дата обращения: 04.01.2017).

2. Князев А. А. «Большая игра» в Центральной Азии идет с переменным успехом. // Независимая газета. S/2015/ 16.11.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2015-11-16/11_game.html/ (дата обращения: 04.01.2017).

3. Коростиков М. Под высоким сопряжением // Журнал «Коммерсантъ Власть». № 18 от 09.05.2016. С. 8.

4. Морозов Ю. В. Стратегические проекты Китая, России и Соединенных Штатов для Евразии //Россия и Америка в XXI веке. № 1, 2016.

5. Чеклина Т. Н. Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути» / Российский внешнеэкономический вестник, 2015. Выпуск № 2. С. 30-40.

6. Яту Чун. Китай и ТРР. Китай. № 11, 2015. С. 28.

7. Magaes Bruno. New Western frontier, conquered by China/A 21st century Silk Road takes shape on Kazakh border, to Russia's consternation and beyond EU's imagination. [Electronic resource]. URL: 6/20/16, 6:03 AM CET http://www.politico.eu/article/khorgas-china-kazakhstan-new-silk-road-trade/ (date of access: 04.01.2016).

8. Travel to Austria, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan, and U.K., October 28-November 4, 2015. // U.S. Department of State. S/2015. [Electronic resource]. URL: http://www.state.gov/secretary/travel/2015/t24/index.htm/ (date of access: 04.01.2017).

ИНТЕРЕСЫ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Столина А. Л.

Столина Ариадна Львовна - студент, факультет международных отношений, Школа международных и региональных исследований - Восточный институт, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в статье анализируются стратегические инициативы США в Центральной Азии. А также плюсы и минусы такого развития событий.

Ключевые слова: Центральная Азия, США, интеграция, экономика, геополитика.

С конца прошлого века правительство США начало разрабатывать и проводить, свою особую стратегию в Центрально Азиатском регионе. С чего это началось? Аналитики сходятся во мнении, что особый интерес к региону Вашингтон стал проявлять не после распада СССР, а спустя время, с 1992 года. У Белого дома изначально не было конкретного плана в отношении бывших советских республик Средней Азии, в этот период времени их больше интересовала Россия, а Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

больше воспринимались как «задний двор России» [1]. Однако, с апреля 1997 года приоритет интересов США в регионе изменился, что было впервые четко зафиксировано в докладе, направленном в Конгресс Государственным Департаментом США. Вашингтон сосредоточился на энергетической безопасности, помощи и защите прав человека. К тому же, в России стало нарастать антиамериканское настроение, и считается, что как раз поэтому, США обратили свой взор на новые республики, ибо опасалось восстановления советского режима и усиления влияния России. Именно с этого момента началась борьба за влияние в регионе, к которой позже подключился Китай [2, 3].

Будучи крупнейшим потребителем энергоносителей в мире, США чрезвычайно заинтересованы в развитии газодобывающих и нефтедобывающих предприятий в регионе, а также не до пускания контроля Россией поставок ресурсов. К тому же, США объявили сферой своих интересов весь мир, поэтому эта проблема еще и носит стратегический характер в отношении «безопасности Запада» [3]. Поэтому, сейчас, США рассматривают Центральную Азию, как часть больших геополитических конструкций. В связи с этим, за определенное время, было разработано несколько приоритетных стратегических концепций США в Центрально Азиатском регионе. Одной из последних является концепция под названием Центральная Азия + 1 (C5+1), предложенная Джоном Керри в 2015 году. Она является продолжением известной англосаксонской традиции "The Great Game", когда-то введенной в массовый оборот романтическим популяризатором британского колониализма Редьярдом Киплингом [6]. Изюминкой нынешнего проекта является то, что США «отказались» от доминирования в регионе и направили все свои силы на организацию диалога между всеми пятью странами Центральной Азии. Так же госсекретарь отметил, что это не игра с нулевой суммой, со стороны Америки, что каждая страна сама выбирает путь своих отношений с другими, что каждый должен быть свободен от запугивания и давления, и принимать решения на основе свободы воли изъявления. Новый этап американского внимания к региону - это часть большого процесса, связанного с переделом влияния во всей Центральной Евразии и за ее пределами, включая и Азиатско-Тихоокеанский регион. Сегодня США собираются сосредоточить внимание на четырех измерениях сотрудничества: экономических связях и их развитие, безопасности в регионе, окружающей обстановке и конечно же на правах человека. Эти четыре составляющие и станут теми гранями, по которым будет вестись сотрудничество между 5 странами и США, на данный момент. Вашингтон, хочет, чтобы страны Центральной Азии укрепили в первую очередь связи между собой, прекратили конфликты и решили недомолвки, а значит, организовали мощный союз и успешно интегрировались в мировое сообщество как отдельный актор [4, 5].

Однако не стоит забывать, что Вашингтон при этом «миротворчестве» преследует и собственные интересы. Конечно, во многом сейчас, это в первую очередь политика обуздания Китая, в рамках которой необходимо ограничить и вектор его развития в направлении Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока. Принципиальное отличие нынешних инициатив США для стран региона - в минимуме пафоса и акцентах на сугубо прагматические интересы. При минимальных затратах для самих США. С другой стороны, это так же политика сдерживания влияния России в данном регионе, посредством уменьшения рычагов давления на страны региона. Одним из ключевых рычагов давления является то, что через Россию идет поставка энергоресурсов в Европу и другие страны. США пыталось построить новые, так, например, Транскаспийский трубопровод, но ничего не вышло из-за разногласий между странами и проект пока заморожен. Проект Баку-Дейхан был единственным, что на данный момент осуществил Вашингтон. Так же дипломатические отношения стран соседей находятся на очень неплохом уровне, что усиливает положение России в регионе, что, несомненно, не нравится США [6, 7]. Несмотря на это, так же Джон Керри, в свою очередь, отметил, что «политика этого региона не должна быть доминирующим выбором между США, Россией или Китаем». «Мы живем в другое время», - добавил он [8].

К другой стороне прагматичных интересов США относится проект создания военной базы в Центральной Азии, особенно после закрытия авиабазы в киргизском «Манасе. Один

91

из предполагаемых вариантов - это создание базы в туркменском Мары, ибо ценность такой базы для США возрастает, после начала Россией операции в Сирии. Тем более, что Вашингтон уже использовал аэродром Мары с 2001 года как транзитный и временный. Так что вполне возможно, что соглашение будет пересмотрено.

Ко всему этому, регион привлекает тем, что имеет большой запас ресурсов, так необходимых США и его союзникам. Поэтому разработка, добыча и их поставка является важным фактором отношений с Вашингтоном.

Все это, говорит о том, что, объединяя Центральную Азию, США в первую очередь руководствуются своими интересами. В связи с этим Джон Керри совершил свою первую поездку по Центральной Азии и встретился с лидерами пяти стран. В период с 28 октября по 4 ноября, он посетил Туркмению (Ашхабад), Казахстан (Астана), Узбекистан (Ташкент), Киргизия (Бишкек), Таджикистан (Душанбе).

В Бишкеке Керри посетил открытие нового кампуса Американского университета Центральной Азии. Так же он поздравил с успешным проведением парламентских выборов в стране, что для Вашингтона является одним из основополагающих факторов. К тому же они поддерживают националистические течения в Казахстане «Я живу в Казахстане, я должен говорить по-казахски», того же принципа придерживается правительство. Но как мы знаем, для США не ново поддерживать такую позицию [9, 10].

В Самарканде 1 ноября прошла встреча лидеров Центрального Азиатского региона и госсекретаря США Джона Керри, это было первое заседание в формате С5+1, новой программы, запущенной США для содействия с ЦА. Выступая перед коллегами, Джон Керри подчеркнул, что странам региона необходимо иметь «здоровые и взаимовыгодные отношения между собой», осуществлять поиски решения вопросов в области энергетической безопасности, без которых дальнейшего прогресса в регионе не будет. «Мы сделали хороший старт в таких проектах, как CASA-1000, который призван создать региональный рынок электроэнергии, и направлен на поставки электроэнергии из Центральной в Южную Азию»,- сказал он [11]. Как итог заседания была принята Совместная декларация партнерства и сотрудничества пяти стран Центральной Азии и США. Так же одобрили регулярный формат «С5+1» для проведения регулярного диалога между США и странами ЦА. Ко всему прочему, была представлена программа содействия США странам Центральной Азии, направленная на усиленную интеграцию региона. А также экономическая взаимосвязь в рамках инициативы Нового Шелкового Пути [11, 12].

Инициатива создания Нового Шелкового Пути (НШП) не нова, её впервые предложил 21 июля 1997 года С. Тэлботт, подчеркнув мысль о важности политики США в Центрально Азиатской коалиции (ЦАК), призвал к «правильной интеграции» и упомянул о «важном торговом и транспортном коридоре вдоль старого Шелкового пути между Европой и Азией» [13]. Намного позже, в ноябре 1998 г. в Палату представителей Конгресса США был внесен так и не утвержденный впоследствии проект «Закона о стратегии Шелкового пути 1999 г.». В 2001 г. в Палате представителей Конгресса США была создана «Группа Шелкового пути» («SilkRoadCaucus»). Это подчеркивало внимание США к проблеме возрождения транспортных магистралей. Далее на протяжении с 2001 по 2011 год, Вашингтон постоянно возвращался к теме НШП, однако ничего особенно глобального сделано не было, были проведены мелкие работы по восстановлению участков дорог, мостов и другой инфраструктуры. Стратегия «Нового Шелкового пути» впервые публично изложена госсекретарем США Хиллари Клинтон в ее речи 20 июля 2011 г. в индийском Ченнае [15]. Так же стратегия Нового шелкового Пути обсуждалась на встрече министров стран Центральной и Южной Азии в Нью-Йорке 22 сентября 2011 г. После чего, тема НШП снова возобновилась [14, 15].

И принципы НШП перенесены на тему энергетики. Для формирования Регионального рынка электроэнергетики, объединяющего Центральную и Южную Азию (CASAREM), был создан проект CASA-1000. По высоковольтным ЛЭП из Кыргызской Республики в Таджикистан (477 км), а из Таджикистана - в Афганистан и Пакистан (ещё 750 км).

Проблема проекта в недостатке источников финансирования и наличии высоких инвестиционных рисков [16].

Кроме того, существуют менее глобальные проекты, направленные на развитие энергетики. Например, проект USAID «Региональная безопасность, энергетика и торговля» (RESET), направленный на поддержание надежного энергообеспечения Кыргызстана, бесперебойное энергоснабжение в зимнее и жаркое время года, а также развитие регионального рынка энергии [17]. Другим проектом является TUTAP (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан) — строительство линии электропередач между этими странами. Самым дорогостоящим - TAPI (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия) — проект строительства газопровода. Большинство этих проектов находится в фазе обсуждения. Препятствием к реализации проектов является недостаток средств, отсутствие крупных инвесторов, высокие риски, связанные с нестабильной ситуацией в регионе, нерешенные конфликты между странами-участниками.

Список литературы

1. Братерский М. В. США и проблемные страны Азии: обоснование, выработка и реализация политики в 1990-2005 гг. М.: МОНФ. ИСК РАН, 2005. С. 180.

2. Казанцев А. А. Политика США в Постсоветской Центральной Азии: характер и перспективы // Вестник МГИМО Университета. Выпуск № 4 (25), 2012.

3. Земсков В. Н. Стратегия США в Центральной Азии // Вестник МГИМО Университета. Выпуск № 2 (29), 2013.

4. Reid Standish U.S. Chases New Role in Central Asia Against Mounting Security Concerns // Foreign Policy. S /2015/10.05, 2015. [Electronic resource]. URL: http://foreignpolicy.com/201 5/11/05/u-s-chases-new-role-in-central-asia-against-mounting-securi^-concerns-afghanistan-isis-taliban-russia/ (date of access: 29.12.2016).

5. John Kerry Remarks at the Opening of the C5+1 Ministerial Meeting // U.S. Department of State. S/2015/ 1.10.2015. [Electronic resource]. URL: http://www.state.gov/secretary/remarks/ 2015/11/249046.htm/ (date of access: 24.12.2016).

6. Князев А. А. «Большая игра» в Центральной Азии идет с переменным успехом // Независимая газета. S/2015/ 16.11.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2015-11-16/11_game.html/ (дата обращения: 04.12.2016).

7. Travel to Austria, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Turkmenistan, and U.K., October 28-November 4, 2015. // U.S. Department of State. S/2015. [Electronic resource]. URL: http://www.state.gov/secretary/travel/2015/t24/index.htm/ (date of access: 29.12.2016).

8. Барановская М. Госсекретарь США совершает первую поездку по Центральной Азии // DW. S/2015/31.10.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dw.com/p/1GxY3/ (дата обращения: 29.12.2016).

9. Carol Morello Kerry reassures central Asian 'Stans' they are not alone // The Washington Post. S/2015/31.09.2015. [Electronic resource]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/ kerry-reassures-central-asian-stans-they-are-not-alone/2015/10/31/ed0741fc-7da9-11e5-bfb6-65300a5ff562_story.html/ (date of access: 09.01.2017).

10. Birnbaum Michael. In Kazakhstan, fears of becoming the next Ukraine // The Washington Post. S/2015/2.05.2015. [Electronic resource]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/e urope/in-kazakhstan-fears-of-becoming-the-next-ukraine/2015/05/01/10f7e73c-e878-11e4-8581-633c536add4b_story.html/ (date of access: 09.01.2017).

11. Встреча «С5+1» в Самарканде и региональные программы США // Хроники Узбекистана^/2015/01.11.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rpg15.wordpress.com/2015/11/01/6784/ (дата обращения: 09.01.2017).

12. Joint Declaration of Partnership and Cooperation by the Five Countries of Central Asia and The United States of America, Samarkand, Uzbekistan // U.S. Department of State. S/2015/01.11.2015. [Electronic resource]. URL: http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/11/2490 50.htm/ (date of access: 16.01.2017).

13. Talbott S. A. Farewell to Flashman: American Policy in the Caucasus and Central Asia. US Department of State Dispatch. July, 1997 // Web-site of Department of State of USA. [Electronic resource]. URL: http www.america.gov/ (date of access: 16.01.2017).

14. Кузиев Н. А. Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы. [Текст] / Н. А. Кузиев // Молодой ученый, 2015. № 2. С. 406-408.

15. Попов Д. С. Вашингтон ведёт «Новый Шёлковый путь» в обход России и Китая // Российский Институт Стратегических Исследований. S/2015/18/11/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://riss.ru/analitycs/22989/ (дата обращения: 31.01.2017).

16. Цель проекта CASA-1000 - разумное использование природных ресурсов // CASA-1000. S/2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.casa-1000.org/page21.html/ (дата обращения: 31.01.2017).

17. Проект USAID RESET. //USAID. S/2014/10.11.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://usaid.gov/ru/kyrgyz-republic/fact-sheets/usai/ (дата обращения: 31.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.