Научная статья на тему 'ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ТУРЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ'

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ТУРЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Турция / Россия / Северная Африка / Закавказье / международные отношения / внешняя политика / Turkey / Russia / North Africa / Transcaucasia / international relations / foreign polic

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маммакурбанов Д.М.

Данная статья рассматривает сферу интересов Турции и России в Африке, в частности Северной ее части. В статье анализируются наиболее острые конфликтные точки и подходы к решению этих проблем. В заключении указывается, что в современных условиях с учетом различных обстоятельств, как объективных, так и субъективных, не исключается такое развитие событий, которое резко может изменить нарастающее состояние внешнеполитических дел между Россией и Турцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERESTS OF RUSSIA AND TURKEY IN NORTH AFRICA

This article examines the sphere of interests of Turkey and Russia in Africa, in particular its Northern part. The article analyzes the most acute conflict points and approaches to solving these problems. In conclusion, it is indicated that in modern conditions, taking into account various circumstances, both objective and subjective, such a development of events is not excluded, which can dramatically change the growing state of foreign political affairs between Russia and Turkey.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ТУРЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ»

УДК 93

Маммакурбанов Д.М.

магистр исторического факультета Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)

ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И ТУРЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

Аннотация: данная статья рассматривает сферу интересов Турции и России в Африке, в частности Северной ее части. В статье анализируются наиболее острые конфликтные точки и подходы к решению этих проблем. В заключении указывается, что в современных условиях с учетом различных обстоятельств, как объективных, так и субъективных, не исключается такое развитие событий, которое резко может изменить нарастающее состояние внешне- политических дел между Россией и Турцией.

Ключевые слова: Турция, Россия, Северная Африка, Закавказье, международные отношения, внешняя политика.

"Деятельность России в африканском секторе в последние годы стала неожиданностью в дипломатических и профессиональных кругах. Сфера интересов Москвы на континенте довольно широка. Российская сторона продемонстрировав, декоммунизировала прогресс в восстановлении отношений между партнерами советской эпохи, такими как Ангола и Мозамбик, и странами, которые традиционно были частью западных сфер влияния, такими как Марокко, Нигерия и Южная Африка."

" 1. Одна из задач российского лидера с самого начала его возвращения в Африку заключалась в том, чтобы мобилизовать контакты времен холодной войны и идеологическую близость деловых отношений со многими странами континента. Россия заинтересована в укреплении политических отношений в Африке.КонтинентальныестраныобладаютогромнымиресурсамивОрганизации

Объединенных Наций, в том числеболее50 активных членов организации, которые представляют африканский континент и открыты для сотрудничества с Россией."

"Африка особенно интересна своим ресурсным потенциалом: на страны континента приходится около 30% мировых запасов полезных ископаемых, а на Россию - около 25%. По словам Теодора Нитлинга, заведующего кафедрой политологии Южноафриканского университета свободного государства, основными экономическими интересами России являются добыча драгоценных минеральных ресурсов, разработка газовых и нефтяных месторождений, создание проектов в области мирного атома. У России есть потенциал и в других сферах. В отчете "Россия-Африка: общий взгляд на 2030 год экспорт сельскохозяйственной техники, автомобилей и зерновой продукции определен как приоритетная сфера для укрепления деловых отношений."

Расширение присутствия России в Африке может привести к конфликту декоммунизации интересов Москвы и других внешних игроков. Конкурентным преимуществом России является ее репутация на континенте. Отношения Москвы с африканскими странами имеют более глубокие корни, чем отношения Китая и Турции, и у нее так же есть стратегические интересы в Африке. Россия помогла многим странам в их борьбе за независимость, поэтому они не воспринимают ее как враждебную или не колониальную державу.

Проникновение Турции в Африку - популярная тема в публикациях СМИ и научных исследованиях. Неоосманский империализм- это то, как международные аналитические центры и журналисты характеризуют действия Анкары на континенте. Внешняя политика Турции распространилась на африканский континент вскоре после прихода к власти Эрдогана, но направление этого расширения еще не было в истории Республики. Активизация деятельности Турции не только вызывает много вопросов относительно ее влияния на экономические и политические процессы африканских стран, но и вызывает серьезные опасения по поводу безопасности.

Военное вмешательство, вмешательство во внутренние политические процессы и поддержка радикальных исламистских группировок были предметом отчетов ООН, которые вызвали разногласия с африканскими и европейскими странами.

Турция считает Африку одним из своих стратегических приоритетов Относительно недавно, с начала нового тысячелетия, турецкий режим провел множество форумов, декоммунизировал визиты на различных уровнях и опубликовал множество документов, концептуализирующих стратегию Турции в Африке, но работа с Африкой к югу от Сахары является новой, и многие страны сталкиваются с проблемами. По мнению аналитиков, это многообещающе.

В рамках концепции Давутоглу, изложенной в 2001 году, стратегические интересы Турции варьируются отдека (Черное море, Восточное Средиземноморье, Персидский залив и Каспийское море) до морских регионов (Балканы, Ближний Восток и Кавказ) и межконтинентальных отношений с соседями (Европа, Северная Африка, Ближний Восток и Восточная Азия). Турецкое правительство объявило 2005 год "Годом Африки". В 2008 году страна получила статус стратегического партнера Африканского союза с обязательством выделять 1100 миллионов долларов в год на свою деятельность, и почти все африканские субрегиональные организации (ЕАС, ЭКОВАС, САДК, СОМЕБА и т.д.). Имеют статус стратегического партнера.) стал его наблюдателем. Член "внерегионального" Африканского банка развития в 2013 году. Отношения между африканскими странами и Турцией набрали обороты, когда в Стамбуле состоялся первый декоммунизированный саммит сотрудничества Турция-Африка, в котором приняли участие представители 50 африканских стран. Установление политических и дипломатических отношений с недавно получившими независимость африканскими странами было направлено на то, чтобы закрепиться в Совете Безопасности ООН (20092010 годы).

В 2011 году Африканский банк развития и Африканская экономическая комиссия ООН определили Анкару в качестве одного из 1 крупного игрока в

регионе. Это результат "Стратегии развития экономических отношений с Африкой", которая была реализована с 2003 года, и объем торговли Турции с африканскими странами в настоящее время увеличился в 3 раза. Турция является страной-партнером Африканского союза, а также членом Африканского банка развития. Именно африканские страны помогли Турции занять место в Совете Безопасности ООН в 2011 году.

По словам турецкого лидера, на пресс-конференции перед началом своего турне по африканским странам, в ходе которого он посетил Анголу, Того и Нигерию, Турция разрабатывает политику примирения с Африкой во всех сферах. Благодаря расширению дипломатических сетей на континенте объем торговли со странами Африки к концу 2020 года составит 250 миллиардов. По словам Эрдогана, Турция стремится стать стратегическим партнером африканских стран и никогда не воспринимала сотрудничество с ними как кратко срочное и прибыльное.

Визит Эрдогана в Африку завершился подписанием многочисленных соглашений, охватывающих проекты в области дипломатии, экономики, энергетики, гуманитарных и культурных связей.

Деятельность Турции на африканском направлении основана на стремлении к экономически выгодному сотрудничеству, а также укреплению своего политического влияния в регионе на фоне продолжающегося ухудшения отношений с Западом. В тоже время стоит принять во внимание идею неоосманизма, от которой страдает политическая элита страны, и в значительной степени вся турецкая община определяет свою собственную идентичность. Самая большая проблема Турции на африканском направлении -ограниченные финансовые ресурсы. Стоит учитывать тот факт, что успех внешней политики Эрдогана отвлекает избирателей от внутриполитических вопросов и укрепляет его рейтинги. Однако геополитическое и экономическое присутствие в Африке и потенциал развития ее огромных природных ресурсов требуют больших затрат, и экономика Турции уже испытывает трудности. С другой стороны, нестабильность социально-политической системы

большинства африканских стран стала серьезным препятствием для развития отношений с африканскими странами.

В том, как Анкара обращается с такой риторикой, "многие эксперты видят ее заявления о восстановлении своего политического влияния и контроля как в районах, которые были частью Османской империи, таки за ее пределами. Так, турками называют в основном в исламских странах североафриканского континента. Он использует документы, в которых Эрдоган и его партия заявляют о возвращении ислама на политическую арену, и защищает местную политическую элиту, проповедующую умеренную исламскую идеологию. В качестве примера можно привести Египет (один из лидеров "Братьев-мусульман" М. Вспомните негативную реакцию турецких властей на свержение президента Мурсив2013году), а в Ливии, по многочисленным свидетельствам, Национальное соглашение Военно-политическое формирование исламизма на западные страны пользуется поддержкой Турции, которая составляет костяк армии правительства Сарая",-сказал он.

В заключении стоит отметить, что Турция активно заявляет о том, что представляет интересы африканских стран на международной арене. Результатом этой работы стало то, что большинство африканских субрегиональных организаций получили статус стратегических партнеров и наблюдателей Африканского союза: ЕАС, ЭКОВАС, САДК, КОМЕСА и т.д. Турция является нерегиональным членом Африканского банка развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Россия включилась в борьбу за Африку // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/10/2019/Sd5be92h9a79473093099865. Дата публикации: 22.10.2019;

2. Россия включилась в борьбу за Африку // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/10/2019/Sd5be92h9a79473093099865. Дата публикации: 22.10.2019;

3. Африканское направление турецкой внешней политики. URL: http://www.iimes.ru/p-57282;

4. Эрдоган заявил курсе на сближение с Африкой. URL: https://ria.ru/20211017/erdogan1754932921.html;

5. Сидорова Г. М. Военные конфликты в Демократической Республике Конго на рубеже ХХ-ХХ! веков и их особенности / Г. М. Сидорова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2011. - № 2 (20). - 81 с

Mammakurbanov D.M.

Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

INTERESTS OF RUSSIA AND TURKEY IN NORTH AFRICA

Abstract: this article examines the sphere of interests of Turkey and Russia in Africa, in particular its Northern part. The article analyzes the most acute conflict points and approaches to solving these problems. In conclusion, it is indicated that in modern conditions, taking into account various circumstances, both objective and subjective, such a development of events is not excluded, which can dramatically change the growing state of foreign political affairs between Russia and Turkey.

Keywords: Turkey, Russia, North Africa, Transcaucasia, international relations, foreign

policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.