Научная статья на тему 'ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА В РЕГИОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДИНАМИКА СОТРУДНИЧЕСТВА'

ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА В РЕГИОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДИНАМИКА СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
451
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пакистан / Центральная Азия / Узбекистан / интересы / геоэкономика / энергетика / ТАПИ / CASAREM / транспортные коммуникации. / Pakistan / Central Asia / Uzbekistan / interests / geoeconomics / energy / TAPI / CASAREM / transport communications.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Р. Галимов

В статье рассматриваются взаимоотношения между Пакистаном и странами Центральной Азии. Подчеркивается, что с момента обретения независимости государства Центральной Азии начали привлекать внимание региональных и глобальных держав. Географически этот регион не имеет выхода к морю, но очень богат природными ресурсами. Вместе с этим отмечается, что по причине нехватки энергетических ресурсов, Исламабаду необходимо развивать сотрудничество со странами Центральной Азии. С геостратегической точки зрения Пакистан обеспечивает этим региональным государствам кратчайший путь к глобальной морской торговле. Особое внимание уделено энергетическому и транспортно-логическому сотрудничеству Пакистана и центральноазиатских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAKISTAN'S INTERESTS IN THE CENTRAL ASIAN REGION: DYNAMICS OF COOPERATION

This article examines the relationships between Pakistan and the countries of Central Asia. It is emphasized that since independence, the Central Asian states have acquired the attention of regional and global powers. Geographically, this region is landlocked but very rich in natural resources. At the same time, it is noted that due to the lack of energy resources, Islamabad needs to develop cooperation with the countries of Central Asia. From geostrategic point of view, Pakistan provides these regional states the shortest route to global sea trade. Special attention is paid to energy and transport-logical cooperation between Pakistan and Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА В РЕГИОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДИНАМИКА СОТРУДНИЧЕСТВА»

Oriental Journal of History, Politics and Law

ORIENTAL JOURNAL OF HISTORY, POLITICS AND

LAW

journal homepage: https://www.supportscience.uz/index.php/oihpl

PAKISTAN'S INTERESTS IN THE CENTRAL ASIAN REGION: DYNAMICS OF

COOPERATION

R. Galimov

Researcher

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

ABOUT ARTICLE

Key words: Pakistan, Central Asia, Uzbekistan, interests, geoeconomics, energy, TAPI, CASAREM, transport communications.

Received: 14.05.22 Accepted: 16.05.22 Published: 18.05.22

Abstract: This article examines the relationships between Pakistan and the countries of Central Asia. It is emphasized that since independence, the Central Asian states have acquired the attention of regional and global powers. Geographically, this region is landlocked but very rich in natural resources. At the same time, it is noted that due to the lack of energy resources, Islamabad needs to develop cooperation with the countries of Central Asia.

From geostrategic point of view, Pakistan provides these regional states the shortest route to global sea trade. Special attention is paid to energy and transport-logical cooperation between Pakistan and Central Asian countries.

ПОКИСТОННИНГ МАРКАЗИЙ ОСИЁ МИНТАЦАСИДАГИ МАНФААТЛАРИ:

ХДМКОРЛИК ДИНАМИКАСИ

Р. Галимов

Тадцщотчи

Тошкент давлат шарцшунослик университети Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Покистон, Марказий Аннотация: Маколада Покистон ва Осиё, Узбекистон, манфаатлар, Марказий Осиё давлатлари уртасидаги

геоиктисодиёт, энергетика, ТАПИ, муносабатлар хакида суз боради. Марказий САСАРЕМ, транспорт коммуникациялари. Осиё давлатлари мустакилликка эришган

пайтдан бошлаб минтакавий ва глобал кучлар эътиборини торта бошлагани таъкидланади. Географик жихатдан бу _худуд денгизга чика олмайди, лекин табиий

ресурсларга жуда бой. Шу билан бирга, энергия ресурслари етишмаслиги сабабли Исломобод Марказий Осиё давлатлари билан хдмкорликни ривожлантириш зарурлиги кайд этилган.

Гестратегик нуктаи назардан, Покистон ушбу минтакавий давлатларга глобал денгиз савдосига энг киска йулни такдим этади. Покистон ва Марказий Осиё давлатлари уртасидаги энергетика ва транспорт-мантикий хдмкорликка алох,ида _эътибор каратилмокда._

ИНТЕРЕСЫ ПАКИСТАНА В РЕГИОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДИНАМИКА

СОТРУДНИЧЕСТВА

Р. Галимов

Исследовател ь

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Пакистан, Аннотация: В статье

Центральная Азия, Узбекистан, интересы, рассматриваются взаимоотношения между геоэкономика, энергетика, ТАПИ, Пакистаном и странами Центральной Азии. САБАЛЕМ, транспортные коммуникации. Подчеркивается, что с момента обретения

независимости государства Центральной Азии начали привлекать внимание региональных и глобальных держав. Географически этот регион не имеет выхода к морю, но очень богат природными ресурсами. Вместе с этим отмечается, что по причине нехватки энергетических ресурсов, Исламабаду необходимо развивать сотрудничество со странами Центральной Азии.

С геостратегической точки зрения Пакистан обеспечивает этим региональным государствам кратчайший путь к глобальной морской торговле. Особое внимание уделено энергетическому и транспортно-логическому сотрудничеству _Пакистана и центральноазиатских стран.

ВВЕДЕНИЕ

После распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР) богатые энергоресурсами и не имеющие выхода к морю государства Центральной Азии приобрели огромное значение во внешнеполитических кругах Пакистана. Близость государств Центральной Азии к Пакистану укрепила энтузиазм Исламабада по установлению более тесных политических и экономических связей с этими государствами. После обретения

независимости в 1991 году, страны Центральной Азии стали находиться во внимании Пакистана. Однако, проявляя энтузиазм в установлении более тесных отношений со странами Центральной Азии, Пакистан не рассматривал многогранный характер и различия между странами региона, в котором у каждого государства были разные национальные интересы и довольно противоречивые взгляды. Отношения между Пакистаном и государствами Центральной Азии сосредоточены на общей истории, религии, топографической близости, обычаях, культуре и судьбе.

Выгодное геополитическое положение Пакистана выступает ключевым фактором в развитии взаимовыгодных отношений между странами Центральной Азии и Пакистаном. Так, пакистанские морские порты Гвадар и Карачи открывают возможность выхода к морю для государств региона. Однако, наличие неразрешенных вопросов и противоречий в регионе Южной Азии, в частности в Афганистане, негативно влияют на выстраивание отношений стран касательно строительства торгового пути, в силу своей ненадёжности и неэффективности. В этой связи, для дальнейшей кооперации регионов разрабатываются различные проекты, в рамках которых будет обеспечиваться безопасность данных путей.

Рассматривая аналогичные возможности выхода к морю для центральноазиатских стран, следует выделить порты, находящиеся в Иране и России. Так, иранский порт Бендер-Аббас находится на расстоянии 3400 km, а российские порты Владивосток и Ростов-на-Дону - на растоянии 9500 km и 4200 km соответственно. Исходя их этого очевидно, что в случае сближения Пакистана и стран Центральной Азии будет обеспечено беспроигрышное сотрудничество для всех субъектов, так как каждый из них получит возможность воплотить свои национальные интересы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В вопросах о взаимоотношениях между Пакистаном и стран Центральной Азии особое место занимают востоковедные и политологические исследования российских и зарубежных авторов. Среди них занимают труды В.Я. Белокреницкого, Р.Р. Сикоева, С.Г. Лузянина, Т. Фэллона, А.А. Умарова и др., посвященные истории и особенностям становления таких ключевых государств Южной Азии, как Пакистан, Индия, Афганистан, Китай, рассмотренные в контексте глобального и регионального видения проблемы эволюции стран Востока. Выбор именно этих источников и научной литературы обосновывается содержащейся в них разносторонней фактологической и теоретической базой, необходимой при анализе процессов взаимодействия крупных азиатских государств с Афганистаном и республиками ЦА. Среди методов следует отметить иструментарий политической науки, системный подход и принцип историзма.

Двусторонние отношения Пакистана и Центральной Азии основываются на реализации стратегических и экономических интересов. В частности, Исламабад рассматривает страны Центральной Азии как стратегического партнёра в противоречиях с Индией и как главный источник энергоресурсов, в силу того, что Пакистан не обладает достаточным количеством энергоресурсов и ищет альтернативные способы их получения. В связи с этим Пакистан неустанно стремится создать, поддерживать и укреплять безопасность в Афганистане, направленную на выход в Центральную Азию с целью активизации всех видов отношений с ними.

Отношения Пакистана и Кыргызстана

Пакистан одним из первых признал независимость Республики Кыргызстан в декабре 1991 года. Протокол об установлении стратегических отношений между Пакистаном и Кыргызстаном был подписан 10 мая 1992 года. Пакистан учредил свою дипломатическую миссию на уровне посла в Бишкеке в августе 1995 года, тем самым продолжив дальнейшее установление дружественных отношений. За последние два десятилетия государственные чиновники обеих сторон обменивались визитами. Пакистан и Кыргызстан сотрудничают в различных областях для развития торговых отношений. После того, как Кыргызстан получил независимость, Исламабад незамедлительно предоставил ему кредит в размере 10 млн долл. США на строительство фармацевтического завода в Бишкеке, а когда республика оказалась не в состоянии вернуть этот кредит вовремя по причине крайне тяжелой экономической ситуации, Пакистан дважды, в 1994 и в 2000 годах, откладывая срок погашения на шесть лет по взаимному соглашению.

Президент Кыргызстана Аскар Акаев посетил Пакистан 17 января 2005 года, что стало его третьим визитом до этого в 1994 и 1995 годах. В результате визита был меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между двумя государствами по важным региональным и международным вопросам. Президент Кыргызстана также предложил поставлять электроэнергию Пакистану. Пакистан и Кыргызстан являются участниками Четырехстороннего договора наряду с Казахстаном и Китаем, действующего с мая 2004 года, который призван способствовать развитию региональной торговли через Пакистанское Каракорумское шоссе до Кашгара в Китае в Бишкек и далее в Казахстан.

Прибыв с государственным визитом 5-8 марта 2005 года Президент Пакистана П. Мушарраф ещё больше укрепил сотрудничество и дружбу с Кыргызстаном. Также, было отмечено, что Кыргызстан выступает в главного участника по создании трансграничного коридора для экономического сотрудничества. Президент Кыргызстана, выражая признательность Пакистану за предоставления доступа к его морским портам, выделил важную роль Пакистана в борьбе с терроризмом.

В целях дальнейшего развития и укрепления экономического сотрудничества, 15 марта 2011 года Кыргызстан и Пакистан согласились восстановить четырехстороннее соглашение о транзитной торговле. Взаимное заявление признало всестороннее участие в финансовых отношениях, инвестициях и торговле. Они выразили заинтересованность в участии в структуре Регионального электроэнергетического рынка Центральной Азии и Южной Азии (CASAREM), чтобы разрешить транспортировку электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан и Афганистан. Они согласились на договор о военной подготовке и Меморандум о взаимопонимании по увеличению объема взаимной торговли. Таким образом, обеспечивая региональную торговлю электроэнергией и создавая условия для других инвестиций в инфраструктуру торговли в регионе, проект CASA-1000 будет способствовать сокращению бедности в одних из самых бедных частей мира, а также повышению энергетической безопасности и региональной стабильности.

Более того, Пакистан и Кыргызстан также являются членами Организации экономического сотрудничества, что дает достойную возможность главам государств и правительств встретиться для обсуждения различных вопросов. Следует отметить, что пакистанский экономический коридор Кашгар-Гвадар сыграет ключевую роль в увеличении двусторонней торговли с Кыргызстаном.

Отношения Пакистана и Казахстана

Наряду с Кыргызстаном, Пакистан активно сотрудничает с Республикой Казахстан. 20 декабря 1991 года Пакистан признал его независимым государством. Они установили двусторонние и дипломатические отношения 24 февраля 1992 года. Отношения стали официальными после открытия посольства Казахстана в Пакистане 27 ноября 1994 года.

И Пакистан, и Казахстан создали Совместную Министерскую комиссию в 1992 году, направленную на обмен торговым и финансовым, научно-техническим и социальным сотрудничеством. Казахстан является крупнейшим государством в мире, не имеющим выхода к морю, и очень богат природными ресурсами, такими как газ, нефть, уголь, уран, свинец, золото и другие. Кроме того, являясь динамичной частью различных организаций, таких как ОБСЕ, ОИС, ОЭС, ШОС, ОДКБ, ЕБРР, Казахстан предоставляет Пакистану исключительный шанс стать торговым и энергетическим транзитом через порт Гвадар. Обязательным компонентом жизненно важных целей Пакистана в Центральной Азии является продвижение региональной финансовой интеграции.

Главы правительств и Главы государств обеих стран неоднократно посещали друг друга. Всего было отмечено более тридцати межгосударственных, межправительственных и межведомственных двусторонних договоров, охватывающих все сферы жизни, включая торгово-финансовые, законодательные, социальные и образовательные, научные вопросы

и вопросы безопасности. Пакистан официально утвердил организованный план по расширению участия в деловой и финансовой сферах. Кроме того, со всеми странами Центральной Азии были созданы Совместные экономические комиссии (JEC). Они договорились о военном сотрудничестве. Правительства Пакистана и Казахстана согласились противостоять регулярным проблемам терроризма и радикализма путем укрепления взаимного участия, чтобы гарантировать региональное процветание и стабильность. Меморандум об участии был отмечен на встрече Министра обороны Казахстана Адильбека Джаксыбекова и посла Пакистана в Казахстане Мохаммада Ахтара Туфаила. По словам Министра обороны Казахстана, подписание этого документа стало подтверждением стремления двух стран наладить двустороннее сотрудничество в целях повышения безопасности как на национальном, так и на региональном уровнях, наладить сотрудничество в области военного обучения и подготовки личного состава. Обе страны эффективно сотрудничают в валютной, торговой сферах, в области повышения безопасности, а также в социально-гуманитарной областях.

Четырехсторонний договор о торговле был впервые подписан Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем и Пакистаном в 1995 году, согласовав ряд правил и положений и сделав значительное достижение для транзитной торговли между четырьмя странами. Казахстан, обладающий легкодоступным сырьем наряду с базовой инфраструктурой, такой как автомобильные, железные дороги и телекоммуникации, представляет привлекательные возможности. В Казахстане зарегистрировано около 69 пакистанских корпораций. В настоящее время товарооборот между Пакистаном и Казахстаном достиг уровня 15 млн. долл. США. Однако, за последние шесть лет у Пакистана были неблагоприятные торговые отношения Республикой Казахстан.

Отношения Пакистана и Узбекистана

Пакистан был в числе из первых стран, признавших Узбекистан, и третьей страной, открывшей посольство в Ташкенте. 10 мая 1992 года был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений между Пакистаном и Узбекистаном. С самого начала Пакистан проявлял энтузиазм в своих отношениях с Узбекистаном, направив в декабре 1991 года делегацию из двадцати трех человек и предоставив кредитную линию в размере 30 млн. долл. США. С этого момента экономические отношения между двумя странами укрепились. С 1991 года правительства Пакистана и Узбекистана подписали почти пятьдесят шесть двусторонних договоров и меморандумов о взаимопонимании, чтобы придать официальную структуру растущему сотрудничеству в различных областях. Эти области включают торговлю и финансы, медицинские услуги, традиции, науку и технологии, борьбу с терроризмом и др.

Узбекистан и Пакистан рассматривают друг друга как выгодных соседей и пытаются установить хорошие двусторонние социальные, деловые и торговые отношения. Узбекистан рассматривает Пакистан как важную южноазиатскую страну, обладающую огромным политическим, финансовым и военным потенциалом. Пакистан заинтересован не только в строительстве трубопровода или торгового маршрута со странами Центральной Азии, но и в создании торговой, валютной, политической ассоциации, а также ассоциации в области безопасности. Следовательно, Пакистан стремится к двойственному подходу к Узбекистану. Это способствует экономическому сотрудничеству, во-первых, путем укрепления двусторонних отношений, а во-вторых, через регулярную платформу различных объединений, таких как ОЭС, ШОС и другие. 2 мая 2006 года Президент Узбекистана посетил Исламабад, и обе стороны согласились расширить финансовые и торговые отношения и организовать борьбу с терроризмом. В марте 2005 года президент Пакистана посетил Узбекистан и заверил узбекского лидера в своей цели ликвидации террористов, в том числе значительного числа граждан Узбекистана из племенных районов Пакистана. Каримов с нетерпением ждал от Первеза Мушаррафа дальнейшего финансирования в виде оборудования и вооружений, а также начала военного сотрудничества во взаимных отношениях. Они официально подписали соглашение об экстрадиции 25 января 2001 года. Пакистан даже согласился на обмен разведданными с Узбекистаном, чтобы пресечь связи террористов. В соглашении между Узбекистаном и Пакистаном особое внимание уделялось Исламскому движению Узбекистана, которое рассматривалось в качестве угрозы безопасности Узбекистана.

Следует подчеркнуть, прошедшую в Ташкенте международную конференцию: «Центральная Азия и Южная Азия: региональная взаимосвязь: вызовы и возможности», на которой Глава государства Ш. Мирзиёев подчеркнул стратегическое значение Южной Азии как приоритетного направления своей внешней политики. По его словам, железная дорога Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар имеет потенциал стать главной «архитектурой» более тесного регионального сообщения между Центральной и Южной Азией. Он подчеркнул что строительство железной дороги полностью реализует транзитный потенциал региона Центральной и Южной Азии, обеспечит «кратчайший маршрут» и «экономическую жизнеспособность» пути транспортировки товаров между Южной и Центральной Азии.

Экономики двух государств стремительно развиваются. Узбекистан может поставлять в Пакистан электроэнергию, хлопок, газ и такие полезные ископаемые, как золото, медь, железо, свинец и хром, в то время как взамен Пакистан может поставлять цемент, текстиль, обувь, лекарства, одежду, оборудование, телекоммуникации и военное снаряжение. Обе

страны достигли уровня товарооборота в 40 миллионов долларов США и намерены расширить его в ближайшие годы.

Отношения Пакистана и Таджикистана

Пакистан начал устанавливать политические, экономические и стратегические отношения с Таджикистаном 6 июня 1992 года. Таджикистан открыл свою дипломатическую миссию в Исламабаде в 1997 году. Таджикистан - самая близкая страна от Пакистана. Ваханский коридор, имеющий ширину в 14 километров, объединяющий Афганистан и Китай, может сыграть важную роль в таджикско-пакистанских отношений. Двусторонние отношения между двумя государствами развиваются в различных областях. Главы государств и правительств встречались несколько раз и подтвердили готовность предпринять усилия для улучшения соответствующих отношений.

Пакистан предложил самый короткий из возможных маршрутов в Таджикистан и другие государства региона, чтобы добраться до своих портов. Завершение строительства автомагистрали Мургаб-Кульма из Таджикистана в Китай, соединяющей межштатную автомагистраль Каракорум с Пакистаном, является улучшением. После ввода в эксплуатацию он будет поддерживать транзитную торговлю в центре Пакистана и Центральной Азии. Таджикская сторона выразила заинтересованность по поводу присоединения к четырехстороннему соглашению между Пакистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Китаем о транзитных перевозках, подписанному в 1995 году. Товарооборот между Пакистаном и Таджикистаном увеличился с 15 млн. (2011) до более чем 72 млн. долл. США (2012).

Отношения Пакистана и Турменистана

В декабре 1991 года Пакистан был одной из первых стран, признавших Туркменистан в качестве независимого государства. Обмен взаимными визитами глав государств и правительств заложил прочную основу пакистано-туркменских отношений, основанных на родстве, взаимопонимании, социальной близости и обычаях. В ходе визитов обе страны отметили многочисленные административные межгосударственные соглашения и меморандумы о взаимопонимании, направленные на расширение участия в сферах энергетики, нефти, торговли, газа, животноводства, сельскохозяйственной науки и техники, здравоохранения, образования, туризма и спорта. Эти соглашения будут способствовать дальнейшему укреплению пакистано-туркменских отношений и, в свою очередь, поддержат экономику обеих стран. Тем не менее, экономика - не единственная составляющая пакистано-туркменских отношений, предпринимаются также усилия по установлению парламентских, политических, культурных и социальных связей. Двустороннее сотрудничество между Пакистаном и Туркменистаном значительно

расширилось в области обороны. Пакистан проводит бесплатную подготовку офицеров военно-воздушных, военно-морских и сухопутных войск Вооруженных сил Туркменистана. Экономическая часть пакистано -туркменских отношений сосредоточена в первую очередь вокруг строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Проект ТАПИ был впервые запланирован в мае 2002 года для поставок туркменского газа в Пакистан через Афганистан в соответствии с договором, подписанным в Исламабаде, и был известен как проект трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан (TAP). Индия была приглашена присоединиться к нему в апреле 2008 года. В декабре 2010 года межправительственное соглашение о строительстве газопровода было закрыто, а в мае 2012 года были решены вопросы, связанные с транзитными сборами, ценообразованием и вопросами, связанными с газом. Реальным препятствием для этого предприятия остается нестабильная ситуация в Афганистане.

Динамика двусторонних отношений Пакистана и центральноазиатских стран указывает на заинтересованность стран в реализации региональных проектов. Вместе с этим, усилия стран направлены на совместное разрешение вопросов обеспечения региональной безопасности в рамках региональных организаций. Так, в рамках ШОС разрабатывается методы по борьбе с терроризмом, наркотрафиком в регионе. Следует отметить, нестабильная обстановка в Афганистане оказывает негативное влияние на сближение двусторонних отношений Пакистана и Центральной Азии. В этой связи, в целях дальнейшей реализации совместных проектов, в 2021 году в Ташкенте была проведена международная конференция на тему: "Центральная Азия и Южная Азия: региональная взаимосвязь: вызовы и возможности". В рамках конференции были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества Центральной Азии и Пакистана, включая совместное строительство трансграничных коридоров. Вместе с этим, особое место было уделено роли Пакистана в развитии региональной взаимосвязанности Ценральной и Южной Азии, где Исламабад будет выступать ключевым фактором во взаимодействии регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Пакистан стремится к тесному сотрудничеству с государствами Центральной Азии практически во всех областях. Государства Центральной Азии равным образом считают Пакистан выгодным для взаимной торговли. Пакистан имеет несколько двусторонних соглашений с каждой из пяти республик региона. Они стремятся возродить исторические, культурные и торговые отношения между Пакистаном и государствами региона. Обмен визитами официальных лиц оказал значительное влияние на развитие взаимовыгодных отношений. Основными препятствиями для прочных отношений между Пакистаном и Центральной Азии являются

отсутствие взаимной границы, нестабильность в Афганистане и терроризм. Государства Центральной Азии не могут игнорировать Пакистан в силу его геостратегического значения в регионе. Пакистан заинтересован в изучении транзитных маршрутов в Центральную Азию. Самый короткий и дешевый путь для этого региона к международным рынкам - через Афганистан, пакистанские порты Гвадар и Карачи. Китай взял на себя ответственность за развитие порта Гвадар, он намерен развивать энергетический и торговый маршрут для Центральной Азии. Пакистан разрабатывает региональную политику с целью поддержания мира и стабильности в Афганистане и защиты своих политических и экономических интересов в Центральной Азии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абатуров В. Ташкентский перекресток сотрудничества - между Центральной и Южной Азией, ЦЭИР, 2021 // https://www.cer.uz/uz/post/publication/taskentskij-perekrestok-sotrudnicestva-mezdu-centralnoj-i-uznoj-aziej

2. Белокреницкий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: Институт востоковедения РАН, 2014

3. Лузянин С.Г. Связанные одним поясом // Контуры глобальных трансформаций. 2016. Вып. 6. Т. 9. С. 41—59.

4. Умаров А.А. Афганистан и региональная безопасность Центральной Азии: начало XXI века. Ташкент, 2017.

5. «Региональная взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: Отличная инициатива Президента Шавката Мирзиёева» // «Региональная взаимосвязанность Центральной и Южной Азии: Отличная инициатива Президента Шавката Мирзиёева» | Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (isrs.uz)

6. Якубов И.Х., Нуриддинов У.К. Пакистан - Центральная Азия: проблемы и перспективы сотрудничества. 2021;4(8):637-644.

7. Anwar, Z. (2011). Development of Infrastructural Linkages between Pakistan and Central Asia. Research Journal of South Asian Studies. 26(1), January-June 2011, pp.103-115

8. Hasnat, S. F. (2011). Pakistan: Global security watch series. ABC-CLIO, the United States of America, p-28

9. Khwaja, A. S. (2005). The Changing Dynamics of Pakistan's Relations with Central Asia. Central Asia-Caucasus Analyst. Bi-Weekly Briefing, 6(4), 23 February 2005, pp. 8-10

10. Fallon Th. The New Silk Road: Xi Jingping's Grand Strategy for Eurasia // American Foreign Policy Interests. 2015. Vol. 37. № 3. P. 140—147.

11. Farra F., Burgio C. The competitiveness potential of Central Asia, 2011, at https://www.oecdilibrary.org/finance-and-investment/competitiveness-and-private-sector-development-centralasia-2011/the-competitiveness-potential-of-central-asia_9789264097285-5-en

12. Petersen, Alexander. "TAPI pipeline: Bigger is not better," Foreign Policy, June 12, 2012;// http://afpak.foreignpolicy.com/posts/2012/06/12/tapi_pipeline_bigger_is_not_better

13. William Dalrymple. A Deadly Triangle: Afghanistan, Pakistan, and India, The Brookings Essay, June 25, 2013;// http://csweb.brookings.edu/content/research/essays/2013/deadly-triangle-afghanistan-pakistan-india-c.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.