Научная статья на тему 'ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»'

ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
656
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ИНТЕРЕСЫ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абубакирова Д. Б.

Китайская Народная Республика, являясь одной из ведущих развивающихся стран в мире, активно продвигает свое влияние во все регионы с помощью многочисленных государственных программ и инициатив. Центральная Азия в этой связи является одним из наиболее привлекательных регионов ввиду таких многочисленных преимуществ как: огромный сырьевой потенциал, выгодное геополитическое расположение региона, транспортно-логистические возможности, а также регион является, так называемой, буферной зоной для поддержания безопасности. В качестве одного из инструментов для достижения своих целей в Центрально-Азиатском регионе, правительство Китая использует, созданную в 2013 г. и опирающуюся на возрождении и усовершенствовании Великого Шёлкового Пути, инициативу «Один пояс - Один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S INTERESTS IN CENTRAL ASIA IN THE FRAMEWORK OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE

The People's Republic of China, as one of the leading developing country in the world, actively promotes its influence in all regions through numerous governmental programs and initiatives. In this regard, the Central Asian region is one of the most attractive regions due to such numerous advantages as: huge raw material potential, favorable geopolitical location of the region, transport and logistics opportunities, also the region is a so-called buffer zone for maintaining security. As one of the tools to achieve its goals in the Central Asian region, the Chinese government uses the Belt and Road initiative, created in 2013 and based on the revival and improvement of the Great Silk Road.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»»

Постсоветские исследования. Т.4. № 4 (2021)

Научная статья / Research article

Интересы Китая в Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс - один путь»

Д. Б. Абубакирова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия abubakirovaa.di@gmail.com

Аннотация. Китайская Народная Республика, являясь одной из ведущих развивающихся стран в мире, активно продвигает свое влияние во все регионы с помощью многочисленных государственных программ и инициатив. Центральная Азия в этой связи является одним из наиболее привлекательных регионов ввиду таких многочисленных преимуществ как: огромный сырьевой потенциал, выгодное геополитическое расположение региона, транспортно-логистические возможности, а также регион является, так называемой, буферной зоной для поддержания безопасности. В качестве одного из инструментов для достижения своих целей в Центрально-Азиатском регионе, правительство Китая использует, созданную в 2013 г. и опирающуюся на возрождении и усовершенствовании Великого Шёлкового Пути, инициативу «Один пояс - Один путь».

Ключевые слова: Китай, инициатива «Один пояс - Один путь», Центральная Азия, интересы, экономика, политика.

Для цитирования: Абубакирова Д. Б. Интересы Китая в Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Постсоветские исследования. 2021;4(4):285-295.

China's interests in Central Asia in the framework of the Belt and Road initiative

Diana B. Abubakirova

RUDN University, Moscow, Russia abubakirovaa.di@gmail.com

Abstract. The People's Republic of China, as one of the leading developing country in the world, actively promotes its influence in all regions through numerous governmental programs and initiatives. In this regard, the Central Asian region is one of the most attractive regions due to such numerous advantages as: huge raw material potential, favorable geopolitical location of the region, transport and logistics opportunities, also the region is a so-called buffer zone for maintaining security. As one of the tools to achieve its goals in the Central Asian region, the Chinese government uses the Belt and Road initiative, created in 2013 and based on the revival and improvement of the Great Silk Road.

Keywords: China, Belt and Road initiative, Central Asia, interests, economy, politics.

For citation: Abubakirova D. B. China's interests in Central Asia in the framework of the Belt and Road initiative. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):285-295. (In Russ.)

Китайская инициатива «Один пояс-Один путь» была создана с целью дать новый стимул развитию Китайской Народной Республики, через поиск новых международных и внутригосударственных источников роста в новом, динамично меняющемся мире, помочь в решении экономических проблем, стимулировать новые производства и повысить роль

государства на региональном и глобальном уровне. Тем самым Китай, рассматривает данную инициативу, как способ его глобальной и выгодной интеграции с развитыми странами, государствами региона и в основном государствами Центральной Азии, где КНР представляет собой регионального лидера, способным предоставить как финансовую, так и

гуманитарную помощь. Далее в статье будут подробно рассмотрены интересы Китая в Центральной Азии рамках инициативы «Один пояс-Один путь» преимущественно в экономической и политической областях.

Экономические интересы.

С момента провозглашения о создании инициативы «Один пояс - Один путь» отношения Китая с регионом Центральной Азии, вышли на перспективно новый уровень, при котором были намечены новые тенденции и направления сотрудничества. В этом, сторонам не смог значительно помешать даже мировой кризис. Заметные улучшения, практически сразу, начали происходить во многих областях взаимодействия, таких как: политика, культура, социальная сфера, но наиболее заинтересованы обе стороны были в развитии, безусловно экономической области.

Как известно, развитием экономической отрасли инициативы «Один пояс-Один путь» отчасти занимается, ее составная программа-Экономический пояс Шелкового пути, который направлен на развитие 7 поясов сотрудничества, таких как: транспортный, торговый, информационный,

энергетический, научно-технический,

аграрный и туристический пояс1. По всем этим направлениям инициатива будет стремиться развивать взаимовыгодные отношения с государствами-участниками. Что же касается региона Центральной Азии, в этом плане ЭПШП во главе с Китаем нацелен активно сотрудничать именно в энергетической сфере. Это обуславливается, тем что значительные части Евразии и Китая, в последние годы испытывают заметную нехватку энергетических ресурсов, а страны Центральной Азии являются обладателями значительных запасов таких важных природных ресурсов как: нефть, газ, углеводороды, вода, а также месторождения драгоценных металлов. В данном контексте уже выдвигались идеи мега проектов по строительству собственного независимого

энергетического рынка между странами участницами ОПОП.

И хотя в инициативе, со стабильной периодичностью, упоминается о

приобретении выгод всеми государствами-участниками инициативы, именно в Центральной Азии, Китай видит и стремится к достижению своих собственных экономических выгод, при этом не придавая этому огласки.

Для дальнейшего развития ОПОП и улучшения своего экономического роста, Китай считает необходимым приобретение новых рынков и ресурсов, в особенности энергетических, и регион Центральной Азии может покрыть данные нужды, а также выступать в качестве проводника китайских товаров на мировые рынки путем реэкспорта и открытием новых маршрутов через свои границы, ведущие в Европу. Данные планы, Китай осуществляет преимущественно выделением инвестиций и кредитования, которые направленны на построение выгодной инфраструктуры вокруг разведки и добычи месторождений, а также энергетической отрасли. В этой связи Китайское правительство проводит разную политику и разные подходы к каждой отдельной стране региона, в зависимости от ее значимости для Китая. Таким образом, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, манят КНР своими богатыми нефтегазовыми источниками, А Кыргызстан и Таджикистан в свою очередь могут оказать пользу своими запасами воды, энергетической отраслью, а также инфраструктурными возможностями.

Получить доступ к сырьевым ресурсам, являлось легкой задачей, так как сами государства Центральной Азии не имеют в достаточном объеме промышленного и транспортного инструментария, которое могло бы позволить им самим добывать, перерабатывать и импортировать такого рода продукцию, а также среди стран самого региона, не были налажены экономическое сотрудничество и интеграция. Таким образом, Китаю без труда удалось проникнуть в минерально-сырьевую отрасль

1 Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI

века. [Электронный ресурс] htpp: // www.chinaconsulate.knb.ru/rus/xwdt/t1255142.htm.

Центральной Азии, и государства ЦА стали выступать в качестве сырьевых источников для китайского производства. Это в свою очередь способствовало еще одной важной цели Китая и ОПОП, развитию западных регионов, в процессе борьбы с неравенством в плане экономического развития регионов Китая, в особенности СУАР, который граничит с государствами Центральной Азии, путем образования на его территории транспортно-логистического хаба, который объединил бы несколько экономических коридоров, таких как: Новый Евразийский наземный мост, экономические коридоры КНР- Центральная Азия - Западная Азия, и Китай-Пакистан [Chen 2018: 71]. Перевозка товаров по этим путям, через государства Центральной Азии прямиком до Европы значительно снизит стоимость и время доставки. Сотрудничество такого типа, в рамках инициативы ОПОП, упростит свободное движение товара, финансовых средств и людей, а также способствует ускоренному развитию национальных экономик и интеграцию как государств Центральной Азии, так и всех участников ОПОП.

Для обозначения более конкретных экономических интересов, преследуемых КНР в Центральной Азии, следует разобрать каждое государство региона в отдельности.

Республика Казахстан является наиболее приоритетной страной региона для Китая, как в рамках двустороннего сотрудничества, так и при реализации инициативы ОПОП. Данный факт обуславливается тем, что Казахстан располагает огромным количеством природных ресурсов, на территории государства находятся месторождения 99различных элементов, что не может не привлекать Китай, находящийся в поиске новых энергетических ресурсов. Помимо этого, Китай и Казахстан сближает их географическое расположение, что способствует более тесному сотрудничеству и осуществлению более дешевой экспортно-импортной деятельности. В экспортном

плане Казахстан занимает первое место по отправке нефти и газа Китаю, что составляет примерно 65% от всего экспортного объема Казахстана. Этому способствует

построенный еще в 2000-х годах нефтепровод, протяженностью 3000 км и мощностью 20 млн тонн в год, связывающий казахские нефтяные месторождения и западные районы Китая. Также на экспорт в Китай идет значительная часть казахских цветных металлов1. В рамках инициативы ОПОП Китай продолжает инвестировать в добывающую промышленность Казахстана, вдобавок к нефти и газу, инвестиции касаются и урановые, хромовые и медные месторождения, что в свою очередь позволяет Китаю получать данное сырье по выгодным условиям. Так, по результатам исследования British Petroleum, были сделаны примерные оценки, что Китай станет самым крупным импортером нефти и газа к 2035 г., что станет результатом того, что КНР потребляет У всей производимой электроэнергии в мире. Для достижения наибольшей выгоды от взаимодействия с энергетической отраслью Казахстана, Китай инвестирует и скупает акции в нефтедобывающих компаниях РК, таким образом КНР уже принадлежит более 20% всей нефтедобывающей отрасли Казахстана, что в свою очередь является мощной привязкой страны к Китаю и к инициативе ОПОП, в частности, и приносит свои выгоды обоим сторонам.

Интересы Китая в Кыргызской Республике также в большинстве своем обусловлены наличием немалых природных ресурсов, в основном таких как: большие запасы золота и угля, а также нефть и газ. Уже на протяжении долгого времени, Китай заинтересован в поиске новых и разработке имеющихся золотых месторождений на территории республики. Именно в это русло и направлено множество китайских инвестиций. Также как и в Казахстане, Китай имеет значительные доли в добывающих компаниях, примерно 20% всех имеющихся лицензий, выданных на разработку золотых

1 Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества РК и КНР. -https://articlekz.com/article/7006.

месторождений, принадлежат именно Китаю, что дает ему возможность полностью осуществлять и контролировать весь процесс добычи золота, отчисляя Кыргызстану лишь налоги.

Что касается, инициативы ОПОП, в этом плане, Кыргызстан также играет значительную роль, так как он расположен на территории между Казахстаном и Китаем, и входит в число членов ВТО, что позволяет беспрепятственно реализовывать

экономические проекты, связанные с торговлей и экспортом, так как способствует беспрепятственному внедрению и движению китайской продукции на рынки страны и далее. вследствие чего, по объему товарооборота с Китаем, Кыргызстан занял вторую строчку среди стран ЦА.

Также развитие транспортных коммуникаций Кыргызстана в рамках инициативы ОПОП, способствует развитию соседнего с ним китайского района Синьцзяня, на широкомасштабное развитие которого делается значительный упор при реализации инициативы.

Как инициатива пояса и пути, так и сам Китай, предоставляют стране значительное количество кредитов и инвестиций, около 70% [Хаджиева 2013: 3237] всех выдаваемых кредитов Китаем, приходится на Кыргызстан, что, в свою очередь, не остается без значительных выгод для Китая. Например, КНР в двустороннем порядке, или же в рамках ОПОП, полностью финансирует строительство транспортных путей, дорог и так далее, с условием того, что ему будут предоставлены различные месторождения золота или угля в виде долгосрочной аренды.

Таджикистан, как последняя

приграничная с Китаем страна региона, является важной частью экономического взаимодействия в рамках ОПОП, как одна из составных связующих частей торговых коммуникаций и продвижения китайских товаров. Помимо этого, Таджикистан также является не менее важным поставщиком

сырья в Китай. Алюминий, цветные металлы, хлопок и значительные запасы пресной воды- все то, что привлекает Китай в данном государстве.

Что касается инвестиционной политики, Таджикистан по оценкам многих экспертов, является заложником экономической экспансии Китая, о чем свидетельствует количество полученных кредитов и не способность их выплачивать, что уже привело к частичной выдаче долга, некоторыми горными частями Таджикской территории.

Говоря о государствах, не имеющих общей приграничной территории с Китаем, Узбекистане и Туркменистане, можно выделить их значимость в плане владения значительными запасами природного газа, который уже долгое время поставляется в больших количествах в Китай. Теперь же посредством Инициативы ОПОП, и энергетических и транспортно-

коммуникационных проектах

осуществляемых в ее рамках, газ может поставляться во многие другие страны инициативы, как через газопровод Туркменистан-Китай, так и через строящийся газопровод объединяющий Туркменистан-Афганистан-Пакистан и Индию, что способствует экономическому развитию многих стран пролегающих по маршруту данного газопровода и также участвующих в инициативе1.

Туркменистан также представляет значительный интерес инициативе ОПОП, в виде выгодного транзитного региона, и создании общего логистического центра, объединяющего множество транспортных маршрутов, по которому проходят пути ОПОП, тем самым возрождая исторические тропы Великого шелкового пути2.

Другую важность для инициативы, Туркменистан представляет возможностью странам Центральной Азии выхода к морю через Туркменский порт, что в свою очередь способствует более дешевому и облегчённому обмену товарами между

1 Выступление Посла КНР в Туркменистане г-на Сунь Вэйдун по случаю Праздника Новруз на туркменском

государственном телевидении // Официальный сайт

посольства КНР в Туркменистане. URL: http://tm.china-embassy.org/rus/sgdt/t1550355.htm. 2 Об основах транспортной политики Туркменистана. URL: http://turkmenistan. gov.tm/?id= 16515.

маршрутами Морского шелкового пути, а также упрощенному процессу прохождения границ для туристов.

В достижении всех вышеуказанных целей, которые преимущественно направленны на развитие Китая и усилению его позиций в регионе, значительную роль сыграло развитие инициативы пояса и пути и ее умелое применение в регионе. После начала сотрудничества в рамках ОПОП, Китай стал усердно проводить инвестиционно-кредитную политику в регионе. Посредством лидерства в инициативе, Китай, уже на протяжении Таблица 1. Общее количество инвес страны Центральной Азии1.

долгого времени остается одним из крупнейших инвесторов во всей Центральной Азии, это стало осуществимым так как, Китай является практически уникальной страной в плане возможности распоряжения и инвестиций огромными суммами, которые в разы превосходят те, что могут предложить другие страны.

На приведенной ниже таблице, наглядно раскрыты основные приоритетные направления Инициативы ОПОП и Китая в странах Центральной Азии и количество ее инвестиций.

ций инициативы «Один пояс-один путь» в

Страна Общий объем инвестиций ОПОП Основные сферы вложений инвестиций

Казахстан 3,58 млрд $ Энергетика (нефть, газ, углеводороды) транспорт

Кыргызстан 4,20 млрд $ Транспорт, энергетика

Узбекистан 4,90 млрд $ Транспорт, энергетика, сфера недвижимости, металлы, химические препараты

Таджикистан 1,61 млрд $ Транспорт, энергетика, сфера недвижимости

Туркменистан 5 млрд $ Энергетика

Таким образом, за последние несколько лет активного сотрудничества стран Центральной Азии с Китаем, а в последствии и с Инициативой «Один пояс-один путь», страны региона постепенно стали максимально зависимы от китайских инвестиций, особенно это коснулось

энергетической, транспортной,

инфраструктурной, а также

нефтедобывающей отраслей.

Но помимо инвестиций, наиболее часто происходят сделки по выдаче кредитов на осуществление той или иной деятельности. Предоставление кредита, также

1 Таблица составлена автором статьи на основе данных: http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/

осуществляется с учетом некоторых условий, которые были бы выгодны Китайской стороне. Например: кредиты выдаются с низкими процентами от 1 до 3%, на срок примерно до двадцати лет. При случаях, когда государство не может выплатить кредит в срок, Китай предоставляет «благородную» возможность расплатиться не деньгам, а самими природными ресурсами.

Отсюда следует, что в настоящий момент, абсолютно все страны Центральной Азии, а также и другие государства пояса и пути являются должниками Китая. Наглядным примером может послужить Кыргызская Республика, долг которой перед Китаем составляет примерно 30% от ВВП страны. Данная тенденция приобретения некой зависимости экономик государства региона, с последующим развитием инициативы ОПОП, будет только ухудшаться, но в тоже время при отказе стран от экономической поддержки Китая, это окажет еще худшее влияние на национальные экономики данных государств, и вряд ли они смогут это пережить.

Еще одним аспектом, благодаря которому Китай может получить экономические выгоды от Центральной Азии, являются условия финансирования проектов, осуществляющихся в рамках инициативы ОПОП. Условия заключаются в следующем:

1. Главным подрядчиком при осуществлении того или иного проекта всегда должна быть китайская компания;

2. Государство, в котором реализуется проект, в обязательном порядке должно выделить определенное количество рабочих мест для китайских работников;

3. Строительные материалы и оборудование также должны быть китайского производства, за счет чего компании в Китае получают больше заказов. Также данные материалы имеют возможность завозиться в государства ЦА без каких-либо пошлин и налогов. Таким образом, Китай получает

значительные выгоды практически от каждого проекта ОПОП, даже осуществляемого за рубежом, так как

фактически вся деятельность по реализации осуществляется китайскими национальными компаниями.

Еще одной важной особенностью, представляющей экономический интерес для Китая и инициативы ОПОП, это возможность расширения использования юаня за рубежом и проникновения этой национальной валюты в страны Центральной Азии. Данная возможность, хоть и малыми шагами, но осуществляется посредством заключения своп-соглашений, т. е. соглашений по обмену национальных валют государств на юань, такого рода соглашения подписаны уже с четырьмя из пяти стран региона. Помимо этого, практически половина выделяемых Китаем и ОПОП кредитов, предоставляется в юанях.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть основные направления деятельности Экономического пояса шелкового пути в рамках инициативы ОПОП в Центральной Азии, которые одновременно являются интересами, приносящими свои выгоды:

1. Строительство транспортной инфраструктуры, облегчающей перевоз и доставку различных товаров, в первую очередь китайского производства, на международные рынки Ближнего, Среднего Востока, Азии и Европы.

2. Облегчение деятельности предпринимателей, как китайских, так и других государств, и потока туристов, путем упрощения процедур, таможенного и визового характера, что в свою очередь способствует увеличению объемов сотрудничества.

3. Увеличение товарооборота между государствами участниками-инициативы.

4. Укрепление позиций юаня, путем расчетов по проектам именно в национальной валюте и ослаблений позиций доллара.

5. Развитие ресурсо-добывающей отрасли, и налаживание беспрепятственного экспорта сырья (нефти, газа, золота) из региона, преимущественно в КНР.

Все перечисленные аспекты позволяют говорить о том, что инициатива, направленная на многостороннее развитие и получение выгод всеми ее участниками, хоть

и выполняет свои функции, но все же нельзя отрицать тот факт, что основной упор ставится на экономическое развитие именно самого инициатора, то есть Китая. Таким образом, все имеющиеся интересы и цели ОПОП, направленные на регион Центральной Азии и других участников, так или иначе всегда влияют и на Китай.

Тем самым можно прийти к выводу, что экономические интересы являются первоочередными и определяют

направление политических интересов и основные направления внешней политики Китая по отношению к Центральной Азии.

Политические интересы.

Помимо значительных экономических интересов Китая и инициативы ОПОП, в частности, в Центрально Азиатском регионе, существуют и достаточно значительные политические, а также геополитические преимущества, которые регион может предоставить инициативе. Данный аспект стал более ощутимым, благодаря, современным процессам по смене мирового центра тяжести в направлении АТР, что впоследствии увеличило значимость региона Центральной Азии во многих сферах, в том числе и политической, так как регион является геополитическим центром всего Евразийского континента.

Все пять стран центральной Азии, на сегодняшний момент являются достаточно важными игроками на мировой политической арене, что в какой-то мере объясняется их географическим

расположением. То есть регион расположен между несколькими глобальными политическими игроками, такими как Россия, Китай, Европейский Союз а также регионы Западной Азии и Южной, что за время независимости, значительно воздействовало и на становление культурной и политической составляющей этих стран, так как происходило некое смешение и периодическое изменение сфер влияния данных государств на Центральную Азию. Помимо этого, регион объединяет перечисленные государства своими сухопутными маршрутами, что позволяет ЦА занимать немаловажную роль в политических процессах современности.

Исключением не стал и Китай, который на протяжении сотен лет связан с регионом как историческим, так и территориальным взаимодействием. А с началом работы инициативы «Один пояс-один путь», это взаимодействие приобрело новый вектор развития.

В политическом плане, Центральная Азия имеет стратегически важное значение, для двух глобальных держав, таких как: Китай и Россия, которых объединяет общее стремление по недопущению усиления влияния США в регионе.

Говоря исключительно о Китайской Народной Республике и ее инициативе пояса и пути, то в областях, так или иначе касающихся политики, Пекин имеет несколько определяющих интересов в регионе ЦА. К ним относятся:

1. Геополитика, то есть выгодное расположение региона на континенте, которое может влиять на положение дел в Китае, а также на стремление Китая в повышении своего влияния в регионе.

2.Присутствие в регионе интересов других глобальных держав, России и США.

3. Вопросы безопасности, к которым относятся, обеспечение безопасности государственных границ, контроль соседних государств в вопросах невступления в военные блоки, настроенные против КНР, а также недопущение сепаратизма Синцьзан-уйгурского автономного округа.

Далее следует рассмотреть указанные пункты более подробно.

Говоря о важности географического расположения ЦА, необходимо отметить что, так как западные регионы КНР, в том числе и СУАР, граничат с Центральной Азией, в основном с ее восточными регионами, во многих стратегических документах инициативы ОПОП, таких как «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового Пути ХХ1 века», ни раз отмечена необходимость и важность использования такого рода соседства и развития интенсивного сотрудничества в различных сферах, путем создания научно-образовательных центров, транспортных узлов, а также центров бизнеса и логистики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный аспект, делает страны Центральной Азии, объектом, на который направлена так называемая «периферийная дипломатия» Китая, с помощью которой государство может добиться своих намеченных целей, что также прописано в осуществляемой Пекином политике «марш на запад», где Центральная Азия выступает первой основательной остановкой [Синь 2012: 65].

Также выгодное геополитическое расположение ЦА, позволяет Китаю держать под контролем и регулировать вопросы безопасности границ, в основном это касается установления стабильности на приграничных территориях, содействие в установлении и укреплении мира и стабильности, а также экономического развития для всех стран участниц ОПОП.

Главным важным аспектом, который ОПОП видит в Центральной Азии, является ее исключительное военно-стратегическое положение и совместная борьба против «трех зол», терроризма, экстремизма и сепаратизма, которая направлена на недопущение их распространения в государствах инициативы, и на поддержание стабильности в регионах склонных к отделению, таких как Синьцзянь и Тайвань. Поэтому Китай старается оказывать всяческую помощь Центральной Азии в сохранении стабильности в регионе, который за последнее десятилетие стал одним из важнейших участников политических, военных, а также торгово-экономических отношений, так как от безопасности этого региона, граничащего с такими опасными странами как Афганистан, Ирак и Пакистан, зависит и безопасность самого Китая. Данная идея даже прописана в Китайской стратегии о стабилизации окружающей среды, как одно из приоритетных направлений [Чанцин 2007: 36-39]. Таким образом, поддержание стабильной, безопасной обстановки в Центральной Азии, считается одним из важнейших интересов инициативы ОПОП в области региональной безопасности.

Что касается интересов других внешнеполитических игроков в Центральной Азии, можно сказать, что ЦАР, всегда являющаяся завидным полем для проникновения и регулирования какими-либо международными игроками и

выдвигаемыми ими инициативами, после распада СССР, в частности, в каком-то смысле пустовала. В тоже время Китай, ощутил острую нехватку пространства для своих многочисленных производств и проектов, и практически вынужден был направить свой взор на центрально-азиатский регион, и заполнить своими перспективами временно забытыми другими глобальными державами государства ЦА. В этом плане отчетлива видна роль инициативы ОПОП, наряду с которой, некоторые осуществляемые проекты в ЦАР таких стран как Турция или Европейский Союз, не выдерживали конкуренции и сбавляли активное присутствие в регионе [Парубочая 2016:147-151].

Таким образом Китай, и созданная практически в этих целях ОПОП, уже стал одним из основных политических, экономических и военных союзников региона, вытесняя при этом таких основных конкурентов как США и Россия. Но если в первом случае ему это хорошо удается, то в случае с Россией, Пекин пока не достиг таких целей и действует в сотрудничестве с ней, так как понимает, что Россия, в любом случае, остается главным партнером и другом ЦА, в связи с исторической взаимосвязанностью. Также такое сотрудничество с Россией, не противоречит, а наоборот только способствует планам Пекина по обеспечению в регионе Центральной Азии стабильности, поддержанию дружеских и взаимовыгодных отношений и устранению общего конкурента в лице США. Таким образом, Китай и Россия сумели, некоторым образом, договориться о сферах влияния в ЦА, где Китай усиливает сотрудничество в сфере экономики, а Россия направляет свое влияние на культурную, военную и политическую сферы [ВйаЬагоуа 2018: 149-173]. В подобных условиях, Китай научился максимально продуктивно осуществлять свою внешнюю политику в рамках ОПОП, продвигая при этом свои национальные интересы. Это стало достаточно легко осуществимым, благодаря тому что, политическая модель, осуществляемая в регионе и преемственная у СССР, довольна близка и самому Китаю, в идеологическом плане, в частности, то есть

для правительства Китая она более понятна и легко прогнозируемая, нежели чем для политических элит развитых западных стран.

Также, существуют мнения экспертов о желании Турецкой Республики

интегрироваться с государствами Центральной Азии и другими тюркскими народами, в целях возрождения глобальной турецкой державы, которая бы существовала в качестве единого актора на международной арене [Мкртычян 2014], что также выступает в качестве катализатора усиления влияния Китая в регионе, для противодействия турецким амбициям.

Пять стран Центральной Азии, действительно, играют значительную роль в региональном сотрудничестве с соседними странами, которое тем или иным образом влияет и на всю мировую политику. Основными аспектами такого влияния и важности центрально-азиатских стран преимущественно для такой масштабной инициативы, как «Один пояс-один путь является:

• их развитие и активное участие во множестве международных и региональных организациях;

• страны, находящиеся в центре Евразии, выступают в качестве поддержания международного баланса, которые также связывают государства политическим и экономическим сотрудничеством и дают возможность для диверсификации данных отраслей;

• Поддержание мира, стабильности и безопасности в регионе и недопущение проникновения терроризма в Азии и Европе, путем борьбы с международным терроризмом, экстремизмом,

национализмом и преступностью.

Данные аспекты позволяют говорить о возрастающей роли и влияния Центрально-азиатских государств в процессе становления меняющегося международного и экономического миропорядка, что действительно важно и необходимо для целей, реализуемых инициативой пояса и пути.

В целом, в сфере политической направленности, Китая видит Центральную Азию, как поле для сотрудничества в рамках

ОПОП, при котором у Китая было бы больше возможностей для укрепления взаимосвязей с внешними, развитыми государствами, а также для получения максимальных выгод от процессов глобализации. В данном контексте, в настоящее время, при динамично меняющейся политической обстановке в мире и в регионе ЦА, в частности Китай считает необходимым иметь четкое представление и понимание большинства политических процессов, как внутренних, так и внешних, происходящих в регионе. В этой связи, правительством Китая, за последние несколько лет были созданы около девяти аналитических центров, концентрирующихся на изучении именно государств Центральной Азии, что в последствии даст им квалифицированных специалистов в полной мере разбираясь во всех сферах деятельности стран ЦА, что в свою очередь позволит использовать еще более продуманную и эффективную политику.

В общем и целом, все политические интересы Китая, а вместе с ним и инициативы ОПОП, сводятся к следующему: сохранение собственного суверенитета, противостояние западному напору, обострившемуся в последнее время, создание новой концепции международной безопасности, а также пропаганда более сбалансированного и диверсифицированного развития региона и мира.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что в целом само создание инициативы «Один пояс- один путь» и активное взаимодействие с соседствующими странами, в том числе и с Центральной Азией, подразумевалось не только как один из самых масштабных инфраструктурных проектов, но и как возможность перенаправить центр мирового развития в сторону Китая, где страны преимущественно центральной Азии, выступали бы главной опорой способствующей образованию развитого китаецентричного региона с азиатской составляющей.

Но, говоря о присутствии Китая в регионе, необходимо отметить, что несмотря на существующее достаточно сильное экономическое проникновение в

Центральную Азию, Пекин вряд ли настроен

на ее полное политическое безопасности. В этой связи Китай считает переформатирование. При этом, следует выгодным снизить преобладающую роль признать, что несмотря на упор Китая и России, интеграционные амбиции Турции и Инициативы ОПОП именно на оттеснить интересы США. И это экономическое развитие, Китай в любом действительно достаточно хорошо удается, случае, является одним из главных правительству Китая, которое увеличивает внешнеполитических игроков в регионе экономическую и политическую мощь Центральной Азии. В достижении данной страны посредством деятельности цели, а также в получении неограниченного инициативы ОПОП. Таким образом, Китай за доступа к центрально-азиатским последние несколько лет стал одним из

энергоресурсам и призвана служить основных геополитических акторов, инициативе «Один пояс - один путь». способным оказывать влияние на

Подводя итог данной статьи, формирование как экономического, так и освещающей интересы Китая и его политического положения в регионе. И инициативы пояса и пути в Центральной несмотря на многостороннюю

Азии, можно прийти к выводу, что Китай направленность и большое количество действительно имеет особенный интерес в участвующих стран в инициативе пояса и данном регионе, в особенности в связи с его пути, очевидно, что, благодаря, данной постоянно увеличивающимися инициативе Китай, уверенными шагами

экономическими интересами, потребностями движется в сторону экономической и в энергетических ресурсах, новых политической гегемонии в регионе. транзитных развязок, и вопросах

СТИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Bitabarova, A. Unpacking Sino-Central Asian Engagement Along the New Silk Road: a Case Study

of Kazakhstan // Journal of Contemporary East Asia Studies. - 2018. - 7:2. - P. 149-173. Chen, X. Re-centering Central Asia: China's «New Great Game» in the Old Eurasian Heartland / Х.

Chen, F. Fazilov // Palgrave Communication 2018. - №4, 71. Martynenko S.E., Parkhitko N.P. Russian-Chinese cooperation in Central Asia in the context of Belt and Road Initiative: Historical retrospective and economic prospects. RUDN Journal of Russian History 18, no. 4 (November 2019): 845-864. Курылев К.П., Мартыненко Е.В. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте проекта «один пояс, один путь». Фактор ЕАЭС и ШОС // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 11 (5б). С. 1937-1948. Ли Синь. Экономические интересы России и Китая в Центральной Азии: сравнительный

анализ // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2012. № 3. С. 65 Мкртычян А.А. 2014. Особенности внешнеполитической стратегии и ближневосточная политика Турции в условиях геополитических трансформаций. - Турция: новые реалии во внутренней политике и участие в региональных геополитических процессах: материалы международной конференции, г. Москва, 2 апреля 2014 г. (под ред. В.А. Аваткова, С.Б. Дружиловского, А.В. Федорченко). М.: МГИМО(У). Парубочая Е.Ф. 2016. Интеграция тюркского мира на современном этапе. - Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 6(68). В 2 ч. Тамбов: Грамота. Ч. 1. C. 147-151 Хаджиева, Г.У. Шанхайская организация сотрудничества: экономические взаимоотношения стран Центральной Азии и Китая / Г.У. Хаджиева // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2013. - № 4 (6). - С. 32-37. Чжао Чанцин. 2007. Переплетение интересов великих держав в Центральной Азии // Журнал мира и развития. № 2. С. 36-39. С. 36.

References

Bitabarova, A. Unpacking Sino-Central Asian Engagement Along the New Silk Road: a Case Study of Kazakhstan // Journal of Contemporary East Asia Studies. - 2018. - 7:2. - P. 149-173.

Chen, X. Re-centering Central Asia: China's «New Great Game» in the Old Eurasian Heartland / H. Chen, F. Fazilov // Palgrave Communication 2018. - №4, 71. [Elektronnyi resurs]- Rejim dostupa: www.nature.com/articles/s41599-018-0125-5#Fn15

Chjao Chansin. 2007. Perepletenie interesov velikih derjav v Sentralnoi Azii // Jurnal mira i razv^. № 2. S. 36-39. S. 36

Hadjieva, G.U. §anhaiskaя organizasiя sotrudnichestva: ekonomicheskie vzaimootno§eniя stran Sentralnoi Azii i К^я / G.U. Hadjieva // Vestnik UGUES. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriя: Ekonomika. - 2013. - № 4 (6). - S. 32-37.

Kurylev K.P., Martynenko E.V. Rossijsko-kitajskoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo v kontekste proekta «odin poyas, odin put'». Faktor EAES i SHOS // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 11 (56). S. 1937-1948.

Li Sin. Ekonomicheskie interesy Rossii i К^я v Sentralnoi Azii: sravnitelnyi analiz // Vestnik SPbGU. Seriя 5. Ekonomika. 2012. № 3. S. 65

Mkrtychnn A.A. 2014. Osobennosti vne§nepoliticheskoi strategii i blijnevostochnaя politika Tursii v usloviяh geopoliticheskih transformasii. - ^гая: novye realii vo vnutrennei politike i uchastie v regionalnyh geopoliticheskih prosessah: materialy mejdunarodnoi konferensii, g. Moskva, 2 aprek 2014 g. (pod red. V.A. Avatkova, S.B. Drujilovskogo, A.V. Fedorchenko). M.: MGÎMO(U).

Parubochan E.F. 2016. íntegrasiя trkskogo mira na sovremennom etape. - Îstoricheskie, filosofskie, politicheskie i ridicheskie nauki, kulturologiя i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. № 6(68). V 2 ch. Tambov: Gramota. Ch. 1. C. 147-151.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Абубакирова Диана Бакытжановна, Abubakirova Diana Bakytzhanovna,

магистр в области международных Master of International Relations of the RUDN отношений РУДН. University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.