Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9. С. 54-60. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 9. P. 54-60.
Научная статья УДК 327(510:98)
https://doi.org/10.24158/pep.2021.9.9
Интересы Китая в освоении Арктики и инициатива «Ледяной шелковый путь» Чжоу Гээр
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8140-399X
Аннотация. В последние годы вопросы освоения Арктики вызывают интерес со стороны многих стран мира и в особенности Китая. Пекин проводит активную арктическую политику, налаживает тесное сотрудничество в деле освоения Арктики с другими государствами, развивает компетенции и технологии, требующиеся для этого. В статье определяются возможности и пределы участия Китая в освоении Арктики с позиции норм международного права, характеризуются причины выдвижения Пекином инициативы «Ледяной шелковый путь», через призму данной концепции раскрываются интересы Китая в Арктике с точки зрения стратегии, безопасности, развития Северного морского пути и добычи нефтегазовых ресурсов. Сотрудничество с Россией рассматривается в статье как ключевое направление в реализации Китаем инициативы «Ледяной шелковый путь».
Ключевые слова: Ледяной шелковый путь, Арктика, интересы, сотрудничество, Китай, Россия
Для цитирования: Чжоу Гээр. Интересы Китая в освоении Арктики и инициатива «Ледяной шелковый путь» // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9. С. 54-60. https://doi.org/10.24158/pep.2021.9.9.
Финансирование: статья выполнена при финансовой поддержке Государственного комитета КНР по управлению фондом обучения за границей.
Original article
China's interests in Arctic exploitation and the "Polar Silk Road" initiative
Zhou Geer
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8140-399X
Abstract. In recent years, Arctic exploitation has attracted the interest of many countries around the world, especially China. Beijing pursues an active Arctic policy, cooperates closely with other states in the Arctic exploitation and develops the competence and technology required to do so. International law defines the possibilities and limits of China's involvement in the Arctic exploitation, describes the reasons for Beijing's "Polar Silk Road" initiative and, through the prism of this concept, reveals China's interests in the Arctic from the perspective of strategy, safety, development of the Northern Sea Route and the extraction of oil and gas resources. Cooperation with Russia is considered in the article as the key direction of China's implementation of the "Polar Silk Road" initiative.
Key words: "Polar Silk Road", Arctic, interests, cooperation, China, Russia
For citation: Zhou Geer. China's interests in Arctic exploitation and the "Polar Silk Road" initiative // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 9. P. 54-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.9.9.
Funding: this study was carried out under financial support of the China Scholarship Council.
Введение. Вследствие глобального потепления в Арктике стало происходить таяние снежного покрова и льда, сделавшее возможным и коммерчески привлекательным освоение природных ресурсов в арктическом регионе и навигацию по Северному Ледовитому океану. Открывшиеся в Артике перспективы привлекли внимание многих государств и даже тех, кто раньше не проявлял особой активности в арктическом регионе.
Можно выделить четыре группы стран в соответствии с их интересами в Арктике и историей участия в освоении этого региона. Первая группа состоит из пяти государств, имеющих непосредственный выход к Северному Ледовитому океану и приоритетное право на разработку арктических ресурсов. Это так называемые «арктические страны», включающие Россию, Канаду, США, Норвегию и Данию. Исландия, Швеция и Финляндия - «приарктические государства» - относятся ко второй группе стран. Они не имеют прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но находятся в пределах полярного круга. Третья группа охватывает преимущественно страны НАТО, Европейского союза и Северной Европы, которые проводят активную арктическую политику. Особо можно выделить Великобританию, Нидерланды, Польшу, Германию, Францию. Четвертая группа пред-
ставлена странами Восточной Азии и, прежде всего, Китаем, Японией и Южной Кореей. Эти неарктические государства в последние два десятилетия также стали проявлять большой интерес к развитию Арктики [1]. Данная статья посвящена анализу арктической политики и интересов в Арктике Китая, географически далекого от этого региона, но при этом реализующего чрезвычайно активную политику по его освоению и называющего себя «околоарктическим» государством.
Возможности участия Китая в арктических делах в контексте международно-правовых норм регулирования Арктики. На современном этапе базовым международно-правовым документом, определяющим нормы международного морского права и, соответственно, регулирующим действия стран в Северном Ледовитом океане является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., к которой Китай присоединился еще 15 мая 1996 г. Данный документ наделяет неарктические государства, включая Китай, правом на проведение научных исследований, осуществление морского судоходства, ведение промысла биоресурсов, разработку минеральных ресурсов и охрану окружающей среды в открытом море [2]. Таким образом, международное морское право, основанное на Конвенции ООН по морскому праву, обеспечивает достаточные правовые основания для участия Китая в арктических делах [3].
С тем чтобы участвовать в освоении Арктики и оказывать влияние на арктические дела, Китай присоединился к целому ряду специализированных платформ и организаций: к Международному арктическому научному комитету (IASC), Международной морской организации (IMO) и Межправительственной группе экспертов по изменению климата (IPCC). В 2013 г. после длительного ожидания Китай был принят в качестве наблюдателя в Арктический совет - основную платформу для обсуждения вопросов международного сотрудничества в Арктике. Китай имеет право участвовать в рабочих группах, в дискуссиях по арктическим вопросам, таким как загрязнение морской среды и охрана окружающей среды в Арктике, судоходство, разработка энергоресурсов, устойчивое развитие Арктики и пр. Несмотря на то, что Китай как наблюдатель не имеет права голоса на голосованиях, а также пользуется ограниченными возможностями участия в министерских встречах и встречах старших должностных лиц Арктического совета, членство в этом объединении, пусть и урезанное, все равно открывает для Пекина важный канал участия в арктических делах.
Китай также является участником Договора о Шпицбергене, присоединившись к нему в 1925 г. Согласно положениям этого договора его участникам предоставляется равное право на эксплуатацию природных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод, гарантируется право на рыболовство и охоту, ведение коммерческой, а также морской, промышленной, горнодобывающей или торговой деятельности, организацию научных исследований [4].
В Китае исходят из того, что хотя на практике между государствами существуют различия в сфере трактовки данного договора и определения прав стран-участниц, документ в определенной степени гарантирует общее право Китая на участие в арктических делах, является важной правовой нормой для защиты Китаем своих интересов в арктическом регионе. Такая позиция Китая, однако, оспаривается рядом российских экспертов, специализирующихся на арктических вопросах [см.: 5].
В целом, на данный момент арктическая идентичность Китая (равно как и других неарктических стран, активно развивающих арктическую деятельность) подвергается сомнению. В рамках международного права неарктические страны не имеют права заниматься разработкой нефтегазовых ресурсов непосредственно на арктическом континентальном шельфе, не могут непосредственно влиять на реализацию управления Арктикой. Они сталкиваются с препятствиями при продвижении морских энергетических стратегий в собственных интересах.
Стремление Китая участвовать в освоении и использовании арктических ресурсов трактуется как конкуренция, гегемонистская экспансия, угрожающая фундаментальным интересам арктических стран. В апреле 2021 года Исследовательская служба Конгресса (CRS) США опубликовала обновляемый отчет о ситуации в Арктике, в котором говорилось о растущей активности Китая в регионе, которая может создать новые возможности для сотрудничества между Китаем и арктическими государствами, но может также обернуться проблемами для арктических государств с точки зрения защиты их интересов в регионе. Слова и действия Китая вызывают сомнения в отношении его намерений, политики США могли бы рассмотреть возможность приостановления статуса наблюдателя Китая в Арктическом совете и наложения штрафных санкций на Китай за нежелательные действия [6]. В мае 2019 года официальный представитель США заявил, что Соединенные Штаты «отвергают попытки неарктических государств претендовать на свою роль» в управлении Арктикой [7].
Согласно отчету, опубликованному Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) в феврале 2018 года, одним из ведущих аналитических центров в Соединенных Штатах, острый интерес Китая к изучению экономических
выгод Арктики подчеркивается его стремлением к обеспечению «защиты и рационального использования ресурсов Арктики». Официальная стратегия предусматривает защиту окружающей среды, экосистем и решение проблемы изменения климата. Однако эти цели имеют экономическую подоплеку. Пекин стремится исследовать регион для получения информации о возможностях использования и объеме его природных ресурсов. «Арктика имеет большой потенциал в качестве разработки ее богатых ресурсов ... в разумной степени и упорядоченным образом». Пекин также заинтересован в получении доступа к ценным рыбным запасам региона [8].
В конце 2019 года Министерство национальной обороны Канады и Германский фонд Маршалла США организовали Галифаксский международный форум по безопасности (Halifax International Security Forum), на котором все участники выразили озабоченность по поводу растущего влияния Китая в Арктике. Pauline N.J., эксперт по кибербезопасности и член Палаты лордов Великобритании, сказала: «Китай - это вызов нашей эпохи». У китайского правительства есть талант к долгосрочной стратегии - то, что, по мнению присутствующих экспертов, оно будет использовать в ущерб свободному миру [9].
Однако суровые климатические условия и особое географическое положение Арктики обуславливают высокую стоимость разведки и разработки нефти и газа, требуются специфические технологии добычи полезных ископаемых в арктических условиях, тщательная оценка экологического ущерба, совершенствование правовой системы. Все это объективно требует привлечения арктическими странами к участию в освоении региона неарктических стран. Государства Восточной Азии имеют большие преимущества с точки зрения обеспеченности квалифицированной рабочей силы, наличия капитала, технологий и рынков сбыта. Взаимовыгодное сотрудничество между странами Восточной Азии и арктическими странами является неизбежной тенденцией развития ситуации.
С точки зрения географического положения Китай не имеет территории в арктическом регионе, поэтому у него нет споров с арктическими государствами относительно делимитации морских пространств или континентального шельфа. Если национальные интересы Китая подразделить на три основных аспекта, включающих суверенитет, безопасность и развитие, то национальные интересы Китая в арктическом регионе преимущественно относятся к интересам развития, а некоторые - в определенной степени затрагивают вопросы нетрадиционной безопасности. Трудно представить ситуацию, когда Китай захочет стать одной из противоборствующих сторон конфликта в Арктике и будет всерьез предъявлять территориальные претензии в этом регионе. Многие специалисты, в том числе российские, сходятся во мнении, что Китай приобретет гораздо больше от кооперации с арктическими странами, нежели от агрессивной политики по распространению своего влияния на северных территориях [10]. Участвуя в арктических делах, Китай всегда сознательно избегал чувствительных политических вопросов, старался «придерживаться низкой политики, избегая высокой», проявлял осторожность и сдержанность [11].
Инициатива «Ледяной шелковый путь». В декабре 2015 г. в рамках 20-й регулярной встречи глав правительств России и Китая было обнародовано совместное коммюнике, в котором констатировалось намерение сторон укреплять сотрудничество по освоению Северного морского пути (СМП) и развитию совместных научных исследований по вопросам арктического судоходства [12]. Россия впервые пригласила Китай к участию в освоении СМП.
Принятое по результатам состоявшейся в 2016 г. 21-й регулярной встречи премьер-министров совместное коммюнике декларировало намерение сторон «изучить перспективы совместного продвижения транзитного потенциала Северного морского пути» [13]. Выступая в мае 2017 г. на форуме высокого уровня «Один пояс, один путь», Президент РФ В. Путин отметил, что «инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы "Один пояс, один путь", в связке с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента» [14].
В июне 2017 г. китайское Государственное океанографическое управление и Национальный комитет по развитию и реформам выпустили совместную Концепцию морского сотрудничества в строительстве инициативы «Один пояс, один путь», впервые включив в нее «Ледяной шелковый путь» [15]. В июле 2017 г. в рамках визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву стороны предложили обновленную формулировку общей целевой стратегии: «развивать сотрудничество в области Северного морского пути, совместно строить "Ледяной Шелковый путь"» [16]. В октябре 2017 г. заместитель директора Государственного океанографического управления Китая Линь Циншань отметил на международном форуме «Arctic Circle», что арктические страны должны сотрудничать с неарктическими для совместного строительства «Ледяного шелкового пути» и достижения эффективного соединения между «Морским шелковым путем» и «Ледяным шелковым путем». В ноябре того же года премьер-министр РФ Д. Медведев посетил Китай, где в ходе встречи с китайскими партнерами было отмечено намерение проделать работу по строительству стыковки «Один пояс, один путь» с Евразийским экономическим союзом, осуществлять сотрудничество в освоении и использовании Северного морского пути, совместно строить «Ледяной шелковый путь» [17].
Расположенный в высоких широтах и холодных регионах, представляющий собой кратчайший морской торговый путь, соединяющий Восточную Азию и Западную Европу, объединяющий много стран, этот маршрут удостоился наименования «Ледяной шелковый путь». В широком смысле он пересекает Северный Ледовитый океан и соединяет три основных экономических центра Северо-Восточной Азии, Европы и Северной Америки. Пекин исходит из того, что этот маршрут является продолжением на севере «Морского шелкового пути XXI века»* и поясом экономического сотрудничества между Восточной Азией, Европой и даже Америкой. Путь объединяет не только страны, расположенные вдоль арктического маршрута, но и те, которые не имеют выхода к морю, если смотреть из Восточной Азии на запад.
В узком смысле «Ледяной шелковый путь» относится к Северо-Восточному каналу арктического маршрута. Он проходит от восточного побережья Китая на север через Владивосток, Берингово море, Восточно-Сибирское море и затем входит в Северный Ледовитый океан и пересекает Чукотское море на запад через Новосибирское море, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, достигая северных вод Северо-Западной Европы. Он является кратчайшим морским путем, соединяющим Восточную Азию и Северо-Западную Европу.
В 2018 г. Китай опубликовал Белую книгу «Арктическая политика Китая», в которой дал понять, что Поднебесная активно участвует в арктических делах и готова развивать «Ледяной шелковый путь» совместно с другими странами через освоение и использование Северного морского пути. При этом очевидно, что речь в первую очередь идет о сотрудничестве с Россией. Так, российский эксперт Лекух Д. следующим образом высказался об этом: «Какое тут единственно возможное "другое государство" имеет место быть - объяснять, видимо, никому не стоит» [18].
Стратегические интересы Китая в развитии «Ледяного шелкового пути». Со стратегической точки зрения «Ледяной шелковый путь» включен в общую структуру строительства Китаем инициативы «Один пояс, один путь», образуя таким образом концепцию «трех сухопутных маршрутов и трех морских маршрутов». Первые из названных включают: маршрут из Китая через Центральную Азию и Россию в Европу; маршрут из Китая через Центральную Азию и Западную Азию в Персидский залив и Средиземное море; маршрут из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Индийский океан. Три морских пути относятся к прибрежным портам Китая через ЮжноКитайское море и Индийский океан в Европу; из прибрежных портов Китая через Южно-Китайское море в южную часть Тихого океана; через Северный Ледовитый океан в Европу. «Ледяной шелковый путь» также известен как «синий экономический коридор», соединяющий Азию с Европой через Северный Ледовитый океан.
«Ледяной шелковый путь» - это не просто использование Северного морского пути в качестве транспортно-логистической магистрали (преимущественно для перевозки каких-либо грузов), которая обычно характеризуется как самый короткий морской путь между Азией и Европой, самый безопасный и не имеющий ограничений по размеру судов в отличие от маршрута через Суэцкий канал. Северная ветвь китайской инициативы «Один пояс, один путь» также включает в себя множество взаимодействий и подразумевает сотрудничество в различных областях. «Ледяной шелковый путь» призван не только открыть «голубой экономический коридор», соединив Китай и Европу через СМП, но и улучшить цифровую связь, а также в будущем создать глобальную инфраструктурную сеть в зоне Крайнего Севера.
Ключевой страной для развития «Ледяного шелкового пути» является Россия - крупнейшая арктическая держава, вдоль побережья которой проходит СМП. Без поддержки России Китаю было бы сложно добиться прогресса в развитии инициируемых им арктических проектов. Импульс такому сотрудничеству придали введенные Соединенными Штатами и другими западными странами после украинских событий 2014 г. антироссийские санкции, простимулировавшие Россию ускорить так называемый «поворот на Восток». Ухудшение отношений России со странами Запада и введенные США и ЕС антироссийские санкции (включавшие, в том числе, запрет на поставки в Россию оборудования для глубинной добычи нефти и газа и разработки арктического шельфа) усилили восприятие ею азиатских стран как важных партнеров в вопросах освоения Арктики [19]. Планы России по развитию Арктики требовали огромных капиталовложений и передовых технологий, что делало необходимым сотрудничество с неарктическими государствами [20]. Россия высоко оценивает способность Китая участвовать в строительстве инфраструктуры Северного морского пути, основанную на высоком внутреннем спросе на углеводороды и инвестиционных возможностях Поднебесной. По мере дальнейшего развития китайско-российского стратегического партнерства и сотрудничества в сопряжении инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза совместная реализация и поддержка «Ледяного шелкового пути» представляется взаимовыгодным выбором.
* Инициатива «Морского шелкового пути XXI века» была выдвинута Си Цзиньпином осенью 2013 г. и вместе с «экономическим поясом Шелкового пути» составляет инициативу «Один пояс, один путь».
Интересы Китая в сфере безопасности, связанные с развитием «Ледяного шелкового пути». С точки зрения безопасности строительство Китаем «Ледяного шелкового пути» поможет разрешить так называемую «малаккскую дилемму», серьезно стоящую перед Китаем. На сегодняшний день проходящие через Малаккский пролив морские коммуникации являются жизненно важными для Китая. Это чрезвычайно важный канал импорта нефти в Китай с Ближнего Востока и для торговли с европейскими странами. Однако проблема состоит в том, что в настоящее время этим проливом совместно управляют Сингапур, Малайзия и Индонезия, в ЮжноКитайском море также есть неразрешенные территориальные споры.
От Вашингтона в этой связи исходит скрытая опасность: в случае кризисной ситуации в американо-китайских отношениях он может попытаться, полагаясь на своих близких партнеров, блокировать Малаккский пролив, что серьезно скажется на энергетической безопасности Китая [21]. В этой связи, хеджируя риски, Китай ведет поиск альтернативных морских коммуникаций. Такого рода запасными вариантами уже стали нефтегазовые трубопроводы Китай - Мьянма, активно строящийся экономический коридор Китай - Пакистан, призванные облегчить опосредованный выход Поднебесной в Индийский океан.
Более того, вдоль традиционного морского маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал - в Малаккском проливе и Аденском заливе распространено пиратство. СВМ, напротив, политически стабилен и доступ к нему гарантирован дружественной Китаю державой - Россией. Суда, проходящие по арктическому маршруту, могут не только снизить чрезмерную зависимость китайского морского транспорта от Малаккского пролива, Суэцкого канала и других традиционных маршрутов, избавить от зависимости от целого ряда других стран (например, контролирующих Малаккский пролив), но и снизить затраты Китая на обеспечение безопасности водного транспорта.
Интересы Китая в развитии Северного морского пути. В настоящее время изменение климата и таяние ледяного покрова Арктики открыли три основных транспортных коридора в регионе: Северо-Западный канал, центральный канал и Северо-Восточный канал (или Северный морской путь) [22]. Среди них Северный морской путь, расположенный на северном побережье России вдоль Северного Ледовитого океана, обладает наибольшим потенциалом развития в освоении арктической хозяйственной деятельности. Он обеспечивает транзит грузов между портами за пределами арктического региона и способствует оперативной деятельности в арктическом регионе, включая рыболовство, морской туризм, научные экспедиции и добычу полезных ископаемых.
С точки зрения судоходства одним из значимых моментов строительства «Ледяного шелкового пути» является использование Северного морского пути. Для Китая как морской державы, сильно зависящей от морских коммуникаций, перспективы коммерческого судоходства по СМП имеют важные последствия. Северный морской путь значительно сокращает расстояние для доставки грузов из Китая в Европу и ощутимо снижает стоимость иностранных товаров в Поднебесной. Китай является второй по величине торговой страной в мире и занимает центральное положение в сфере торговли Восточной Азии, имеет огромный объем импорта и экспорта товаров, большая часть которых перевозится морским транспортом и следует в Европу и из Европы. Расстояние судоходства с восточных прибрежных портов Китая до Европы через СМП составляет всего 6700 морских миль, а время в пути - лишь 22 дня, что более чем на 40 % меньше, чем при использовании традиционного морского пути, соединяющего Европу, Северо-Восточную Азию и Северную Америку через Суэцкий или Панамский канал. Значительно снижается стоимость навигационного топлива, рабочей силы и времени, повышается эффективность судоходства.
В декабре 2015 г. премьер-министры России и Китая подписали совместное коммюнике, в котором подчеркивалась необходимость укрепления сотрудничества в развитии и использовании СМП и проведения исследований судоходства по арктическим маршрутам. В июне 2018 г. российский Внешэкономбанк и Банк развития Китая подписали соглашение об открытии кредитной линии в размере 600 млрд рублей (9,5 млрд долл.) для финансирования различных проектов, включая и проекты развития СМП.
Интересы Китая в сфере освоения арктических нефтегазовых ресурсов. Освоение нефтегазовых ресурсов является одним из важных направлений участия Китая в арктической деятельности, а также одной из движущих сил для строительства арктических водных путей и портовой инфраструктуры. По данным Геологической службы США, в Арктике находится 90 млрд баррелей потенциальных запасов нефти, 43,6 трлн кубометров запасов природного газа и 44 млрд баррелей конденсата. На все виды ресурсов Арктики приходится от 30 % до 75 % всей мировой добычи, включая углеводороды [23]. Региональные нефтегазовые месторождения России и Норвегии находятся в арктическом маршруте вдоль Северо-Восточного канала, и добыча сырой нефти в России составляет 80 % всей Арктики, добыча природного газа - 90 %, что равносильно тому, что общая добыча России почти равна всей арктической [24]. Китаю чрезвычайно важно получить доступ к арктическим месторождениям углеводородов и рудных полезных ископаемых, так как они необходимы для функционирования его национальной промышленности [25].
Страны, расположенные вдоль «Ледяного шелкового пути», обладают значительными запасами углеводородов, угля, железной руды, меди и других ресурсов и характеризуются масштабными объемами их добывания. Сотрудничество в разработке северных ресурсов между Китаем и арктическими странами носит взаимодополняющий характер. На разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в Арктике в значительной степени влияет суровый холодный климат, требующий финансовых вложений и привлечения инновационных технологий для инвестирования в разведочные и горнодобывающие платформы и строительство соответствующей портовой инфраструктуры. Китай может предложить капитал, технологии, рынок сбыта и рабочую силу для участия в освоении ресурсов региона вместе с арктическими странами.
Основным партнером Китая в строительстве «Ледяного шелкового пути» является Россия. Две державы всегда выступали за совместное строительство «Ледового экономического коридора». Фактически это расширение экономического сотрудничества между странами. Российский проект «Ямал СПГ» стал важной точкой опоры для него. В 2013 г. российская компания «НО-ВАТЭК» и Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC (далее - CNPC) заключили соглашение о сотрудничестве по проекту «Ямал СПГ». Достигнутые договоренности включали: приобретение компанией CNPC 20 % доли участия в проекте; заключение долгосрочного контракта на поставку не менее 3 млн т СПГ в год в Китай; активное содействие в привлечении внешнего финансирования проекта от китайских финансовых институтов.
Поднебесная сильно зависит от импорта углеводородов. В 2017 г. значимость для Китая импорта нефти выросла до 72,3 %, увеличившись на 10 % за предшествовавшие два года.
Ситуация с энергетической безопасностью в стране сложная. Китай импортирует энергоресурсы и минеральные ресурсы в основном из стран Ближнего Востока и Центральной Азии, а эти регионы являются политически нестабильными. Все это несет потенциальную опасность для энергетического благополучия Китая. Россия, которая находится ближе к Китаю и уже проложила в Поднебесную нефте- и газопроводы, может восполнить энергетический дефицит Китая с точки зрения расстояния и стоимости. Китайские предприятия участвовали в проекте «Ямал СПГ» на всех этапах его реализации: от финансирования, проектирования до строительства. Они взяли на себя строительство 85 % всех модулей в проекте по добыче природного газа на Ямале. Для проекта было экспортировано из Китая продукции на сумму более 10 млрд долл. Поднебесная также получила контракты на морские перевозки для осуществления проекта на сумму 8,5 млрд долл. [26]. Результатом стало внедрение разнонаправленных инноваций в экономику Поднебесной: сталелитейных, кабельных и многих других промышленных технологических модернизаций.
Оценив опыт участия в проекте «Ямал СПГ» как очень успешный, Китай присоединился к еще одному проекту «НОВАТЭК» - «Арктик СПГ-2». Опираясь на разработку арктических месторождений, можно удовлетворить от 50 % до 60 % потребностей Китая в топливе [27]. Таким образом, стратегическим выбором Поднебесной в области энергетической безопасности является стремление к совместному с Россией освоению арктических углеводородов. Это значительно облегчит энергодефицит в Китае.
***
Китайская инициатива «Ледяной шелковый путь» дополняет и обогащает содержание магистральной инициативы «Один пояс, один путь», имеющей большое стратегическое значение для углубления торгового сотрудничества между Китаем и арктическими странами, расширения канала регионального экономического сотрудничества между ними, активизации участия Китая в освоении Арктики. Для Китая, не являющегося арктическим государством, значимость Арктики очень велика: это и доступ к природным ресурсам, и решение вопросов безопасности морских торговых путей, и устранение напряженности в энергетической сфере. Теоретически предполагая сотрудничество с целым спектром арктических стран, «Ледяной шелковый путь» на практике сфокусирован на развитии тесного сотрудничества в освоении Арктики именно с Россией. К настоящему моменту сотрудничество двух стран уже не ограничивается декларациями о намерениях сторон совместного освоения Арктики, но заключается в реализации целого ряда совместных проектов. В целом, на современном этапе сотрудничество Китая и России в освоении Арктики по праву рассматривается ими как взаимовыгодное и содействующее дальнейшему углублению двусторонних отношений.
Список источников:
1. = Е Яньхуа. Исследование пути участия стран Восточной Азии в арктических делах и международном сотрудничестве // Форум Северо-Восточной Азии. 2018. № 6. С. 93-104. На кит. яз.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций «По морскому праву» [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru/law/konventsiia-organizatsii-obedinennyk h-natsii-po-morskomu-pravu/konventsiia/ (дата обращения: 10.04.2021).
3. ФВitffiW&M&frffi - = У Цзюнь, Ву. Лэйчжао. Анализ прав и интересов Китая в арктических акваториях: рассмотрение на основе международного морского права // Вестник Уханьского университета (философия и социальная наука). 2014. № 3. С. 51-55. На кит. яз.
4. The Svalbard Treaty (ред. от 14.08.1925) [Электронный ресурс] // Vio. The Faculty of Law. URL: https://www.jus.uio.no/english/services/library/treaties/01/1-11/svalbard-treaty.xml (дата обращения: 13.09.2021).
5. Загорский А. Китай принимает условия в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63, № 7. С. 76-83. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-7-76-83.
6. Changes in the Arctic: Background and Issues for Congress [Электронный ресурс] // Congressional Research Service. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R41153 (дата обращения: 26.08.2021).
7. Reuters S. U.S. Rejects Interference by Non-Arctic Countries in Polar Region: Official [Электронный ресурс] // Reuters. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-pompeo-arctic-idUSKCN1S8299 (дата обращения: 26.08.2021).
8. Heather A.C. China's Arctic Dream [Электронный ресурс] // Center for Strategic and International Studies. A report of the CSIS Europe program URL: https:// csis-website-prod.s3. amazonaws.com/ s3fs-public/ publication/180402_Conley_Chi-nasArcticDream_Web.pdf (дата обращения: 26.08.2021).
9. Chorush J. Concerns About China in the Arctic Dominate Canadian Security Forum [Электронный ресурс] // High North News. URL: https://www.highnorthnews.com/ en/concerns-about-china-arctic-dominate-canadian -sec uriy-forum (дата обращения: 26.08.2021).
10. Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север.
2016. № 24. С. 112-144. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2016.24.112.
11. - = Ван Синьхэ. Продвижение Северного морского шелкового пути - перспектива международного управления в арктическом вопросе. Пекин ; М., 2017. 175 c. На кит. яз.
12. 20-я регулярная встреча глав правительств России и Китая [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/news/21123/ (дата обращения: 25.08.2021).
13. Совместное коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 25.08.2021).
14. Международный форум «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.krem-lin.ru/events/president/news/60378 (дата обращения: 10.04.2021).
15. = Китайское Государственное океанографическое управление и Национальный комитет по развитию и реформам выпустили совместную Концепцию морского сотрудничества в строительстве «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // SOHU. URL: https://www.sohu.com/a/ 151099235_465257 (дата обращения: 25.08.2021). На кит. яз.
16. Сунь Сювэнь. Противоречия в понимании арктических вопросов Россией и Китаем - действительно ли они существуют? [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https:// russiancoun-cil.ru/blogs/sunxiuwen/34193/ (дата обращения: 10.04.2021).
17. лЖ^^Й'Й^ЖЙЯШШ^Ж^ = Си Цзиньпин встретился с премьер-министром России Дмитрием Медведевым [Электронный ресурс] // Baijiahao. URL: https://baijiahao. baidu. com/s?id= 158287837059015 7748&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 25.08.2021). На кит. яз.
18. Лекух Д. Россия и Китай создадут Полярный шелковый путь [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20180129/1513490180. html (дата обращения: 05.01.2021).
19. Лексютина Я.В. Сотрудничество России со странами Северо-Восточной Азии в вопросах хозяйственного освоения Арктики // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 2. С. 33-48. https://doi.org/10.31857/S013128120013932-6.
20. Петровский В.Е. Стратегия России и Китая в Арктике: сравнительный анализ // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. Т. 25, № 25. С. 154-167. https://doi.org/10.24411/2618-6888-2020-10009.
21. Зеленева И.В. «Малаккская дилемма» и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии // Азия и Африка сегодня.
2017. № 1 (714). С. 16-20.
22. Futures of Northern Cross-Border Collaboration. Tromsg, 2013. 19 c.
23. Emma B. Why Is There So Much Oil in the Arctic? [Электронный ресурс] // Live Science. URL: https://www.livesci-ence.com/66008-why-oil-in-arctic.html (дата обращения: 12.04.2021).
24. Henry P.H. Arctic Oil and Gas 2007 // Arctic Monitoring and Assessment Programme [Электронный ресурс] // AMAP. URL: https://www.amap.no/documents/download/1017/inline (дата обращения: 05.01.2021).
25. Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 1 (28). С. 54-73.
26. Yamal LNG Signed Loan Agreement with the Export-Import Bank of China and the China Development Bank [Электронный ресурс] // Yamallng.ru. URL: http://yamallng.ru/en/press/news/7540/?pdf=Y (дата обращения: 10.04.2021).
27. (Ш-Ш) = Российский совет по международным делам. Арктический регион: вопросы международного сотрудничества. Пекин, 2016. 77 c. На кит. яз.
Информация об авторе Чжоу Гээр - аспирантка факультета международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1120444.
Information about the author Zhou Geer - PhD student, International Relations and World Politics Department, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1120444.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.08.2021 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 16.09.2021