Научная статья на тему 'Интересы фрг и германо- российское сотрудничество в Арктике'

Интересы фрг и германо- российское сотрудничество в Арктике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ / АРКТИКА / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / РОССИЙСКО-НЕМЕЦКАЯ НАУЧНАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

Круг интересов Германии в арктическом регионе весьма широк он охватывает экологию, экономику, судоходство, различные аспекты безопасности. в том числе энергетической и сырьевой. В 2013 г. приняты основные направления государственной политики в Арктике нынешнему коалиционному правительству предстоит наполнять её конкретным содержанием, в первую очередь в рамках Арктического совета. В последующие годы особенно во время двухлетнего председательства США в совете немецкая активность будет возрастать. В этих условиях важно определить знаменатель общих интересов ФРГ и РФ в полярном регионе, в том числе в контексте ведущейся научной, образовательной и хозяйственной кооперации между нашими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интересы фрг и германо- российское сотрудничество в Арктике»

УДК 339.9 Владислав БЕЛОВ

ИНТЕРЕСЫ ФРГ И ГЕРМАНО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ

Германия начала проявлять интерес к арктическим исследованиям в середине XIX века. Известные немецкие полярные исследователи (в т. ч. граждане царской России) внесли существенный вклад в освоение Арктики, с их именами связаны многие географические открытия TFamous; Боякова1. Можно утверждать, что за полтора века страна стала мировым лидером в этом направлении, накопив бесценный научный и технический опыт в разных областях.

Сегодня в стране действует ряд федеральных и частных научно-исследовательских институтов, занимающихся изучением полярного региона. Ведущим среди них является Институт полярных и морских научных исследований имени Альфреда Вегенера, основанный летом 1980 г. (входит в Объединение научных центров им. Гельмгольца, годовой бюджет для полярных исследований - около 100 млн евро). Он располагает высокоразвитой материально-технической базой, которая включает в себя научно-исследовательское судно Polarstern и две арктических станции - совместную с французами на Шпицбергене и с россиянами на острове Самойловский. Вторая по значению структура - Федеральное ведомство геологических наук и минеральных ресурсов (Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe - BGR)1. При нём создано Германское агентство минеральных ресурсов (Deutsche Rohstoffagentur - DERA)2.

1 БОЯ имеет почти 35-летний опыт в области полярных исследований и среди прочего консультирует правительственные структуры в вопросах сотрудничества с международными структурами, занимающихся вопросами Арктики (см.: http://www.bgr.bund.de/DE/Themen/Polarforschung/polarforschung_node.html)

2 Среди основных задач БЕЯЛ - предоставление информационных и консультационных услуг хозяйствующим субъектам касательно возможностей доступа к зарубежным рынкам минеральных и сырьевых ресурсов, в том числе через реализацию конкретных проектов с использованием современных технологий горнодобычи.

© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора ИЕ РАН по научной работе, заведующий Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125993, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected] Ключевые слова: Германия, Россия, Арктика, Арктический совет, российско-немецкая научная, образовательная и экономическая кооперация. DOI: http,//dx.doi.org/10.15211/soveurope320154348

Среди правительственных структур арктической тематикой активно занимаются федеральные министерства:

• иностранных дел1.

• окружающей среды. защиты природы. безопасности реакторов и строительства.

• образования и научных исследований.

• экономики и энергетики.

Помимо государства свой вклад в финансирование исследований вносит ряд федеральных земель - Гамбург. Бремен. Бранденбург. Шлезвиг-Гольштейн.

Круг интересов германского государства к Арктике определяется следующими основными факторами:

• её ролью в изменении климата на планете;

• необходимостью защиты арктической экосистемы и среды обитания коренных народов;

• перспективами доступа к минеральным ресурсам. в т. ч. углеводородным. цветным и редкоземельным металлам. с точки зрения усиления энергетической и сырьевой безопасности страны2;

• возможностью использования Северного морского пути и Северно-Западного прохода3;

• спросом на немецкие технологии. машины и оборудование при освоении Арктики.

Германия - один из постоянных наблюдателей Арктического совета (с 1998 г.). участник Шпицбергенского трактата от 9 февраля 1920 г.. наблюдатель в Совете Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР). Она внимательно следит за происходящими вокруг Арктики процессами. стараясь не только участвовать. но и оказывать на них влияние - в первую очередь в рамках Евросоюза. тесно сотрудничая в этом направлении с Францией ГРубинский1.

Федеральное правительство постоянно подчёркивает свою приверженность различным международным правовым документам. в той или иной мере касающимся Арктики. например. Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г.. Международному соглашению о предотвращении загрязнения моря судами (МАКРОЬ). Соглашению о защите морской окружающей среды северо-восточной Атлантики (О8РАЯ).

Несмотря на явные стратегические интересы в регионе. немецкое государство до последнего времени не имело чёткой программы действий - различные Федеральные министерства и ведомства реализовывали отдельные проекты. которые не были согласованы друг с другом. Первые шаги по координации мероприятий. определению целей и интересов были предприняты коалиционным правитель-

1 В немецком МИД есть отдел по арктической политике и отдел по экономическим, экологическим и научным аспектам Северного Ледовитого океана.

2 Для повышения устойчивости и безопасности снабжения национальной экономики сырьевыми ресурсами Федеральное правительство приняло 20 октября 2010 г. так называемую Сырьевую стратегию, а 29 Февваля 2012 г. - Гевманскую гоогшмму эффективного использования ресурсов (das Deutsche Ressourceneffizienzprogramm - ProgRess). Арктика в них напрямую не упоминается, но подразумевается. В начале 2014 г. DERA опубликовало результаты исследования арктического минерально-сырьевого потенциала, представляющего несомненный интерес для обрабатывающей промышленности Германии [Harald]

3 ФРГ - один из крупнейших экспортёров и импортёров товаров в мире, 90% из которых доставляется морским путём. Использование арктической судоходной инфраструктуры существенно сокращает транспортные издержки немецких компаний.

ством, пришедшим к власти в 2009 г. (ХДС/ХСС и СвДПУ. По инициативе главы министерства иностранных дел Г. Вестервелле в 2011 г. была начата разработка основных направлений государственной политики в отношении Арктики. Они были скоординированы с аналогичной политикой ЕС2 и приняты в сентябре 2013 г. TLeitlinienl. В документе обозначены шансы и риски освоения региона и основные аспекты немецкой арктической политики, в т. ч. в контексте взаимодействия с ведущими международными структурами и отдельными государствами.

ФРГ является сторонником международного освоения арктического региона и критикует национальные подходы граничащих с ним государств, в т. ч. и Россию. Не имея возможности прямого влияния на деятельность Арктического совета3, немецкие власти используют потенциал Евросоюза (во многом формируя его политику освоения Арктики), а также двусторонние отношения с рядом стран - членов совета (в первую очередь с Норвегией).

Немецкая позиция по многим вопросам совпадает с французской. Представляется, что в последующие годы франко-германский тандем будет более активно координировать свои действия в отношении полярного региона, среди прочего продолжая настаивать на определении международного статуса Арктики, введении обязательных и закреплённых в правовых нормах стандартов геологических изыскательских работ, последующей добычи полезных ископаемых, охраны окружающей среды и ответственности хозяйствующих субъектов. ФРГ также поддерживает деятельность Европейского инвестиционного банка (EIB) в сфере развития энергетической, экологической, транспортной и исследовательской инфраструктуры в Арктике.

В контексте политики безопасности ФРГ выступает за мирное освоение полярного региона, но при этом ориентируется на реализацию различных Форматов НАТО по развитию партнёрства, предусматривающих организацию активного диалога между приграничными странами. Немецкие власти считают, что он должен быть дополнен такой площадкой для дискуссий как Arctic Security Forces Roundtable.

Правительство Большой коалиции (сформировано в декабре 2013 г. союзом ХДС/ХСС и СДПГ) начало реализацию арктической политики, разработанной предыдущим кабинетом. Оно подчёркивает преемственность и важность комплексного обеспечения геополитических, геоэкономических и геоэкологических интересов Германии, не выделяя среди них явных приоритетов.

По всей видимости, роль Арктики в немецкой внешней политике будет постоянно возрастать, а хозяйственно-политические пели постепенно выходить на первый план. В этом контексте особое внимание будет уделяться двусторонним отношениям, среди которых одно из ведущих мест место занимает Россия.

Несмотря на ухудшение германо-российских отношений с начала 2014 г., обусловленное украинским кризисом, по-прежнему сохраняется существенный потенциал для взаимовыгодной кооперации при освоении полярного региона в научно-технической, экономической и образовательной сферах Гсм. также: Антюшина1.

ФРГ стала активно развивать научное сотрудничество с СССР в области арктических исследований 30 лет назад - в 1985 г. Основные партнёры с немецкой сто-

1 Начиная с марта 2008 г., Германия проводит международные конференции и семинары, на которых обсуждаются вопросы будущего Арктики. Одним из последних мероприятий стало заседание немецко-норвежской рабочей группы, прошедшее в Ауссенамте 21 марта 2013 г.

2 См.: http://eeas.europa.eu/arctic_region/index_en.htm.

3 Федеральное правительство выступает за расширение участия немецких специалистов в рабочих группах и за получение дополнительных прав стран-наблюдателей в случае их существенного вклада в решение определённой проблемы.

роны - Институт имени Альфреда Вегенера и Институт морских наук имени Лейбница (ИФМ-ГЕОМАР, г. Киль), с советской / российской стороны - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (теперь - ФГБУ "ААНИИ"). Их совместные проекты благополучно пережили сложные периоды советской перестройки и становления нового российского государства. Отметим, что совместные проекты полярных исследований, которые осуществлялись в период с 1957 по 1990 г. с учёными из ГДР - были продолжены и после объединения страны.

Важную роль в современной научной кооперации играет Соглашение о сотрудничестве в области морских и полярных исследований между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (сейчас Министерство образования и науки) и Федеральным министерством образования и научных исследований ФРГ, подписанное в середине 90-х годов прошлого века. Самым крупным проектом стала программа «Система моря Лаптевых», объединяющая усилия около 20 российских и германских организаций. При ФГБУ "ААНИИ" в 1999 г. была создана Российско-германская лаборатория полярных и морских исследований им. О. Шмидта (ОШЛ), которая занимается координацией научных исследований, в т. ч. мониторинговых, проведением школ-семинаров, конференций и совещаний по полярной проблематике [Каледин].

Одной из ведущих российских структур в научной и образовательной кооперации с ФРГ является созданный в 2009 г. Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ) [Говорова], имеющий устойчивые партнерские связи со многими вузами Германии, в том числе Университетом прикладных наук Эмден/Леер, Фрайбергской горной академией, Гамбургским университетом, Кильским университетом прикладных наук. В Архангельске с 2001 г. на базе Института филологии и межкультурной коммуникации (входит в САФУ) действует представительство Германской службы академических обменов (DAAD)1.

В полярных проектах активно участвуют Санкт-Петербургский Государственный университет, Казанский Федеральный университет и Северо-Восточный Федеральный университет, при котором с 2013 г. работает Российско-германская лаборатория по изучению экологического состояния Арктики.

Совместные научные исследования - важный элемент двусторонней кооперации в изучении арктического региона. Их следует не только поддерживать, но и расширять. Среди прочего более активно использовать положительный опыт в рамках Арктического совета Международного арктического научного комитета (МАНЮ и рабочей группы по устойчивому развитию Арктики, а также больше внимания уделять российско-германским проектам на Шпицбергене.

Несмотря на введённые Евросоюзом секторальные санкции против России сохраняются хорошие перспективы для хозяйственной кооперации в освоении полярного региона. В первую очередь речь идёт о сотрудничестве немецких концернов BASF (через дочернюю структуру - Wintershall2) и e.On с ОАО "Газпром" в освоении Южно-Русского месторождения. Пока проекты непосредственно в Арктике публично не обсуждаются, но велика вероятность того, что через несколько лет интерес к ним будет проявлен с обеих сторон. Основным конкурентом для заинтересованных российских энергетических субъектов останется норвежская государственная компания Statoil.

Для освоения арктических ресурсов требуются специализированные суда различного ледового класса. В ФРГ на их производстве специализируются верфи Nordic Yards, которыми с 2009 г. владеет В. Юсуфов. За прошедшие годы российский

1 http://narfu.ru/life/news/university/209782/

2 Бывший глава Wintershall Р. Зееле (в 2015 г. возглавил дочку БАСФ - австрийскую OMV) заявил о готовности инвестировать в Россию в 2015-2020 гг. 500 млн евро.

инвестор зарекомендовал себя надёжным партнёром, как для европейских заказчиков. так и для компаний из России. Существенные средства вкладываются в НИОКР1. Не случайно весной 2014 г. правительство земли Мекленбург-Передняя Померания выдало компании разрешение на приобретение ещё одной верфи ГБелов1.

В будущем интерес к Арктике может проявить российская Альфа-групп. которая в начале 2015 г. завершила оформление сделки по приобретению у немецкого концерна RWE его нефтяного подразделения за 5 млрд евро.

Если начнётся реализация совместных арктических проектов. то помимо немецкого судостроения заказы получат многие машиностроительные и металлургические компании ФРГ. Финансовая поддержка им будет обеспечена ведущими немецкими кредитными и страховыми институтами. В целом германский бизнес потенциально готов к масштабным капиталовложениям вместе с российскими партнёрами. Но реально такая возможность может появиться только в пост-санкционный период - к сожалению. его наступление сегодня спрогнозировать невозможно.

Поэтому в ближайшие годы России следует сосредоточиться на продолжении кооперации с Германией по арктической тематике в сфере совместных научных исследований и образовательных программ. на организации диалога о взаимных интересах в освоении Арктики с учётом экологических. экономических и политических аспектов. а также членства ФРГ в ЕС и РФ в ЕАЭС.

С большой долей вероятности. ФРГ будет пытаться использовать нынешнее председательство США в Арктическом совете (2015-2017 гг.) для лоббирования своих интересов. В этих условиях представляется важным обратить особое внимание на роль и место существующего российско-германского арктического сотрудничества с точки зрения обеспечения взаимовыгодных интересов России и Германии в области освоения Арктики в средне- и долгосрочной перспективе.

Список литературы

Антюшина Н.М.. Говорова Н.В. (2014) Перспективы хозяйственного освоения Арктической зоны России // Современная Европа. № 4. с. 48-60.

Антюшина Н.М. (2013) Многоликая Арктика // Современная Европа. №2. с. 34-46.

Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества (2012) / [А. В. Загорский и др.; гл. ред. И.С. Иванов]. - М.: Спецкнига. - 40 с.

Белов В.Б. (2014) Немецкий бизнес в Германии // Современная Европа. № 3. С. 43-44.

Боякова С. И. Германские научные исследования в российской Арктике во второй половине XIX - начале XX в. //

http://library.ikz.ru/georg-steller/aus-sibirien-2013-2009/Boyakova-S.-I.-GERMANSKIE-NAUCHNYE-ISSLEDOVANIYA-V

Васильев A.B. (2012) Международное сотрудничество в Арктике и подходы России // Арктические ведомости. №1.

Говорова Н.В. (2012) Человеческий и конкурентный потенциал Арктики // Современная Европа. № 4. С. 68-69.

Каледин Н.В.. Дмитриев В.В.. Троян В.Н. (2011) Российско-германское научное и образовательное сотрудничество в Арктике // Балтийский регион. № 3.

Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 (2013) / [A.B. Загорский. А.И. Глубоков. E.H. Хмелева]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). — М.: Спецкнига. - 56 с.

Рубинский Ю.И. (2012) Стратегия Франции в Арктике // Современная Европа. № 3.

Шаталова А. (2012) Наступят годы золотые. Взаимодействие ученых России и Германии откроет новые перспективы изучения Арктики // Поиск. № 13.

Die Arktis Ressourcen. Interessen und Probleme (2010) / Bernd Rill (Hrsg.). - Berichte & Studien 91. Hanns Seidel Stiftung. 122 S.

Harald Elsner. Henrike Sievers. Michael Szurlies. Hildegard Wilken. DAS MINERALISCHE ROHSTOFFPOTENZIAL DER ARKTIS (2014) // Commodity TopNews. N 41. January. 12 S.

1 См.. например: http://worldmaritimenews.com/archives/72776/germany-nordic-yards-invests-in-rd-field/

Leitlinien deutscher Arktispolitik Verantwortung übernehmen, Chancen nutzen (2013) - Auswärtiges Amt, September. 23 S.

Famous Polar Researchers //www.awi.de/en/discover/history_of_polar_research/famous_polar_researchers/

References

Antjushina N.M., Govorova N.V. (2014) Perspektivy hozjajstvennogo osvoenija Arkticheskoj zony Ros-sii // Sovremennaja Evropa - № 4, s. 48-60.

Antjushina N.M. (2013) Mnogolikaja Arktika.// Sovremennaja Evropa. №2, s. 34-46.

Arktika. Predlozhenija k dorozhnoj karte mezhdunarodnogo sotrudnichestva / (2012) [A. V. Zagorskij i dr. ; gl. red. I. S. Ivanov]. - M. : Speckniga. - 40 s.

Belov V.B. (2014) Nemeckij biznes v Germanii // Sovremennaja Evropa. № 3. S. 43-44.

Bojakova S. I. Germanskie nauchnye issledovanija v rossijskoj Arktike vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. //

http://library.ikz.ru/georg-steller/aus-sibirien-2013-2009/Boyakova-S.-I.-GERMANSKIE-NAUCHNYE-ISSLEDOVANIYA-V

Die Arktis Ressourcen, Interessen und Probleme (2010) / Bernd Rill (Hrsg.). - Berichte & Studien 91. Hanns Seidel Stiftung. 122 S.

Govorova N.V. (2012) Chelovecheskij i konkurentnyj potencial Arktiki // Sovremennaja Evropa. № 4. S 68-69.

Harald Elsner, Henrike Sievers, Michael Szurlies, Hildegard Wilken. (2014) DAS MINERALISCHE ROHSTOFFPOTENZIAL DER ARKTIS // Commodity TopNews. N 41. January. 12 S.

Famous Polar Researchers

//www.awi.de/en/discover/history_of_polar_research/famous_polar_researchers/

Kaledin N.V., Dmitriev V.V., Trojan V.N. (2011) Rossijsko-germanskoe nauchnoe i obrazovatel'noe sotrudnichestvo v Arktike // Baltijskij region. № 3.

Leitlinien deutscher Arktispolitik Verantwortung übernehmen, Chancen nutzen. (2013) - Auswärtiges Amt, September. 23 S.

Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Arktike. Doklad 2013 (2013) / [A.V. Zagorskij, A.I. Glubokov, E.N. Hmeleva]; [gl. red. I.S. Ivanov]; Rossijskij sovet po mezhdunar. delam (RSMD). — M.: Speckniga, 56 c.

Rubinskij Ju.I. (2012) Strategija Francii v Arktike // Sovremennaja Evropa. № 3.

Shatalova A. (2012) Nastupjat gody zolotye. Vzaimodejstvie uchenyh Rossii i Germanii otkroet novye perspektivy izuchenija Arktiki // Poisk. № 13.

Vasil'ev A.V. (2012) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Arktike i podhody Rossii // Arkticheskie ve-domosti. №1.

Interests of Germany and German-Russian cooperation in the Arctic

Author. Belov V.B., PhD, Deputy Director of IE RAS, Chief of Department for countries researches, Chief of Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mohovaja Str., Russia, Moscow, 125009. E-mail: [email protected]

Аннотация. Круг интересов Германии в арктическом регионе весьма широк - он охватывает экологию, экономику, судоходство, различные аспекты безопасности. в том числе энергетической и сырьевой. В 2013 г. приняты основные направления государственной политики в Арктике - нынешнему коалиционному правительству предстоит наполнять её конкретным содержанием, в первую очередь в рамках Арктического совета. В последующие годы - особенно во время двухлетнего председательства США в совете - немецкая активность будет возрастать. В этих условиях важно определить знаменатель общих интересов ФРГ и РФ в полярном регионе, в том числе в контексте ведущейся научной, образовательной и хозяйственной кооперации между нашими странами.

Abstract. The focus of German interests in the Arctic is multi-folded - it covers ecology, economy, navigation, various aspects of security, including energy and resource. In 2013, the main directions of the state policy in the Arctic were adopted, and the current coalition government in Berlin is expected to fill it with concrete content, first of all, within the Arctic Council. In the coming years, the German activity will be increasing, especially during the two years' US presidency in the Council. In that regard, it is important to define a denominator of the common interests of Germany and the Russian Federation in the Polar region, including in the context of the scientific, educational and economic cooperation between our countries.

Key words: Germany, Russia, Arctic, Arctic Council, Russian-German scientific, educational and economic cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.