_© Амурский зоологический журнал III(2), 2011.124-127_
УДК 595.733 © Amurian zoological journal Ш(2), 2011.124-127
ИНТЕРЕСНЫЕ НАХОДКИ СТРЕКОЗ НА ОЗ. ИШКОЛЬ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРЬЯХ КУЗНЕЦКОГО АЛАТАУ
О.Э. Костерин1, Н.В. Скалон2, Т.Н. Скалон2
[Kosterin O.E., Skalon N.V., Skalon T.N. Interesting findings of Odonata in the Kuznetskiy Alatau Mts. north-eastern foothills] 'Институт цитологии и генетики СО РАН, пр. Акад. Лаврентьева 10, Новосибирск, 630090, Россия; Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова 2, Новосибирск, 630090, Россия. E-mail: [email protected]
'Institute of Cytology & Genetics SB RAS, Acad. Lavrentyev ave. 10, Novosibirsk 630090, Russia; Novosibirsk State University,
Pirogova str. 2, Novosibirsk, 630090, Russia. E-mail: [email protected]
^Кемеровский государственный университет, ул. Красная, 6, г. Кемерово, 650043, Россия;
2Kemerovo State University, Krasnaya str. 6, Kemerovo, 650043, Russia. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: стрекозы, Odonata, Красноярский край, дизъюнктивные ареалы, новые находки, Coenagrion glaciale, Coenagrion pulchellum, Leucorrhinia caudalis, Leucorrinia albifrons, Leucorrhinia rubicunda
Key words: Odonata, Krasnoyarskii Krai, disjunctive ranges, new records, Coenagrion glaciale, Coenagrion pulchellum, Leucorrhinia caudalis, Leucorrinia albifrons, Leucorrhinia rubicunda
Резюме. Небольшие сборы 3-4 июля 2010 г. на оз. Ишколь, расположенном в северо-восточных предгорьях Кузнецкого Алатау на территории Шарыповского района Красноярского края, дали 8 видов стрекоз, из которых 4 представляют собой важные фаунистические находки: расширяются на северо-восток известные ареалы западных видов Coenagrion pulchellum (Van der Linden, 1823), Leucorrhinia albifrons (Burmeister, 1839) и заполняются предполагавшиеся ранее среднесибирские дизъюнкции у Coenagrion glaciale (Selys, 1872) и Leucorrhinia caudalis (Charpentier, 1840).
Summary. A small collection taken on July 3, 2010 at Lake Ishkol' situated at NE foothills of the Kuznetskiy Alatau Mts., in Sharypovo District of Krasnoyarskii Krai Province, yielded 8 Odonata species of which 4 were important faunistic findings: the known Siberian ranges of the western species Coenagrion pulchellum (Van der Linden, 1823), Leucorrhinia albifrons (Burmeister, 1839) were extended to the north-east and the earlier presumed Central Siberian range disjunctions were filled for Coenagrion glaciale (Selys, 1872) and Leucorrhinia caudalis (Charpentier, 1840).
Дизъюнктивные ареалы обоснованно привлекают внимание биогеографов, поскольку являются остатками и свидетельствами некогда сплошных и более обширных ареалов, тем самым проливая свет на историю фауны [Белышев, Харитонов, 1981; Kosterin, 2005]. Однако здесь имеется проблема различения дизъюнкции ареалов природных объектов и исследователей; иными словами, некоторые кажущиеся дизъюнкции являются результатом пробелов в наших знаниях и не существуют в природе. Так, предполагавшийся «Тургайский разрыв ареалов» многих видов стрекоз в Западной Сибири [Харитонов, 1976; Белышев, Харитонов, 1981] был впоследствии упразднен благодаря находкам на этой территории 10 из 13 видов, для которых он предполагался [Сухачева, 1989]
Ишкольские озёра, а также лежащие поблизости озёра Сараголь, Ингольи Сосновое, расположенные на юге Красноярского края у северо-восточных отрогов Кузнецкого Алатау, представляют большой интерес для одонатологических исследований, в частности тем, что лежат в пределах южной части Енисейско-Кузнецкого меридионального зоогеографического рубежа [Геп-тнер, 1936; Чернов, 1975; Сергеев, 1986], отделяющего Западную Сибирь от Средней, где следует искать границы ареалов и зоны возможной симпатрии многих викарных (запад-восток) пар видов стрекоз [Kosterin, 2010]. Во время краткого посещения озера Ишколь в июле 2010 г. было собрано 8 видов стрекоз, 4 из которых оказались важными фаунистическими находками.
МЕСТО И ДАТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Сборы стрекоз проводились в Шарыповском райо-
не Красноярского края, вблизи границы с Кемеровской областью на озере Ишколь (координаты: 55° 32' с.ш. и 88° 47' в.д.). Стрекоз собирали в течение неполных дней 3-4 июля 2010 г. на южном берегу озера. Насколько нам известно, исследования стрекоз на этой территории прежде не проводилось.
Бессточные Ишкольские озёра (Ишколь, Средний Ишколь и Нижний Ишколь) протянулись цепочкой с юго-запада на северо-восток вдоль северо-восточного отрога Кузнецкого Алатау.
Озеро Ишколь (цвет. таб. II), самое большое из трёх, имеет вытянутую форму: длина его 1200 и ширина до 200 м. Оно относится к водоёмам заморного типа, что объясняет бедность его ихтиофауны. Из рыб в нём отловлен только карась. Глубину озера специально не промеряли, но она небольшая, по словам местных жителей, до 2 м. Берег озера по большей части уступом опускается на глубину 100-150 см, полоса прибрежной растительности, состоящая из тростника и рогоза, имеет ширину 1-2 метра. Однако в тех местах у оконечностей озера, где берег заболоченный и пологий, образуются довольно значительные заросли тростника.
Озеро лежит в неглубокой впадине на абсолютной высоте около 300 м над у.м. С юго-востока над ним возвышается горная гряда с высотами 400-450 м над у.м., поросшая смешанным лиственнично-берёзовым лесом. С северо-запада располагается невысокое поднятие, отделяющее озеро от широкой долины р. Урюп. Оно также поросло смешанным лесом с преобладанием берёзы. Местами берёзы и ивняки подступают к берегу вплотную.
Между южным берегом и горным склоном лежит
разнотравно-злаковый луг шириной около 50 метров, по которому проходит полевая дорога. Основная масса стрекоз кормилась на этом лугу. На лесных полянах и просеках на склоне и вершине горы стрекозы встречались в небольшом числе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Всего было отловлено 8 видов стрекоз: Coenagrionpulchellum (Van der Linden, 1823) - 1 б, 1 Ç; Coenagrion glaciale (Selys, 1872) - 1 б; Enallagma cyathigerum risi Schmidt, 1961 - 1 б, 4 Ç; Erythromma najas (Hansemann, 1823) - 7 б, 1 Ç; Leucorrhinia caudalis (Charpentier, 1840) - 1 б; Leucorrhinia albifrons (Burmeister, 1839) - 5 б, 1 Ç; Leucorrhinia rubicunda (Linnaeus, 1758) - 5 Ç; Libellula quadrimaculata Linnaeus, 1758 - 3 б, 2 Ç.
Одонатофауна озера этими видами не исчерпывается; видовой список не был выявлен более полно ввиду короткого времени коллектирования.
C. glaciale в сборах оказалась представлена одним экземпляром - самцом. По данным Б.Ф. Белышева [19736], в Прибайкалье C. glaciale летает до начала июля. Сделанная нами находка относится к концу срока лёта этих стрекоз в Южной Сибири. Вместе с тем зима 2010 г. была очень затяжная, весна и начало лета холодными. Это могло задержать развитие личинок. К примеру, у разных видов прямокрылых в этом году сдвиг в развитии достигал 2-3 недель.
ОБСУЖДЕНИЕ
Считалось, что сплошной ареал Leucorrhinia caudalis (Charpentier, 1840) простирается на восток до Оби, но далее на восток имеется изолят в Прибайкалье [Белышев, 1973б], где вид был найден на озерце возле р. Иреть в 50 км ниже Иркутска по Ангаре [Белышев, 1962]. Новое местонахождение L. caudalis расположено почти в середине предполагавшегося разрыва ее сибирского ареала - между р. Обь и Ангара. Скорее всего, этого разрыва в действительности не существует.
Долгое время Coenagrion glaciale (Selys, 1872) считался восточно-сибирским эндемиком, имеющим цельный ареал на северо-востоке Азии, протянувшийся от Прибайкалья до Приморья [Белышев, 1973б]. Затем этот вид был найден западнее, на правом восточном берегу р. Кия в окрестностях с. Кураково, расположенного на окраине Шестаковских болот вблизи границы Чебулинского и Тисульского районов Кемеровской области [Гагина, Скалон, 2008], то есть на расстоянии около 70 км от оз. Ишколь по прямой. Может создаться впечатление о среднесибирском разрыве ареала вида, но скорее всего это лишь следствие недостаточных данных с юга Красноярского края. Ранее его отсутствие к западу от Ангары вызывало определенное недоумение, поскольку между Байкалом и Енисеем нет значимых биогеографических рубежей. Поэтому его находка в Красноярском крае была вполне ожидаемой. Вероятно его обитание и в Туве, где он, однако, пока не был найден [Kosterin, Zaika, 2010]. В последние два года C. glaciale был найден на очень большом удалении от основного ареала: в Архангельской области [Bernard, Daraz, 2010] и на Южном Урале в Челябинской области
[Ерёмина, 2010; Харитонов, Ерёмина, 2010].
Восточную границу ареала L. albifrons ранее проводили приблизительно по р. Томь [Белышев, 1973а]. Наша находка сдвигает ее к северо-востоку, за Кузнецкий Алатау. Скорее всего, истинные ареалы L. caudalis и L. albifrons в Сибири окажутся сходными.
Наконец и C. pulchellum ранее также считался распространенным в Сибири не восточнее Кузнецкого Алатау и Алтая [Белышев, 19736]. Таким образом, известная восточная граница ареала продвинута к северо-востоку, за Кузнецкий Алатау, и для этого вида.
Достаточно важной является и находка третьего из собранных на оз. Ишколь видов рода Leucorrhinia - L. rubicunda. К счастью, собранный материал оказался представлен самками, которые, в отличие от самцов (редкая ситуация у стрекоз!), легко отличаются от викарного восточного вида L. intermedia Bartenev, 1910.
Б.Ф. Белышев [1973а] считал ареал этого наиболее обычного в Западной Сибири вида ограниченным на востоке пределами бассейна Оби, на восточной границе которого и расположено исследуемое озеро. В частности, на карте распространения этого вида им показана точка на р. Чулым, расположенная севернее оз. Ишколь, но на той же долготе. Возле Енисея же им показаны на карте местонахождения уже L. intermedia, причем на востоке Алтая и юге Кемеровской области предполагалась их симпатрия. Однако в Сибирском зоологическом музее ИсиЭЖ СО РАН, в котором хранится коллекция Б.Ф. Белышева, нет ни одного экземпляра, надежно определяемого как L. intermedia - а надежное определение возможно по самкам - собранного в Южной Сибири западнее Байкала. А.Н. Бартенев и А.Н. Попова [1928: 235] в разделе, посвященном стрекозам той же р. Чулым, приводят одного самца L. intermedia с этикеткой «Чулым, центральный полигон, 25.06.1915». По-видимому, имелось в виду с. Чулым, расположенное примерно в 165 км ВЮВ оз. Ишколь. Однако определение по самцу, даже сделанное автором вида, представляется нам недостаточно надежным и нуждающимся в проверке. Более того, в более поздней статье, специально посвященной роду Leucorrhinia, Бартенев [Bartenef, 1933] уже не упоминает эту находку, а самым западным известным местонахождением L. intermedia называет р. Нижняя Тунгуска и предполагает, что западная граница ареала вида проходит в районе оз. Байкал. Присутствие L. rubicunda, но не L. intermedia в бассейне верхнего Енисея подтверждается ещё и тем, что этот вид был найден во всех котловинах Тувы [Zaika, Kosterin, 2010]. Это заставляет предположить, что весь бассейн верхнего Енисея - без бассейна Ангары - заселен именно L. rubicunda, а также остро ставит вопрос об обнаружении действительных границ ареалов викарной пары L. rubicunda и L. intermedia в Средней Сибири [Kosterin, 2010].
Хотя оз. Ишколь расположено по кратчайшей прямой всего в 150 км от Енисея, оно лежит в бассейне Оби, поскольку располагается в бассейне р. Урюп -притока Чулыма. В данном районе границы бассейнов двух великих рек, Оби и Енисея, проходят довольно неожиданным с точки зрения орографии образом: Чулым, будучи крупнейшим притоком Оби, вскоре после
своего образования от слияния стекающих с восточного макросклона Кузнецкого Алатау рек Белый и Черный Июс, подходит к Енисею в слабовсхолмленной, почти равнинной местности в районе сел Легостаево (на Чулыме) и Новоселово (на Енисее) всего на 10 км! Нет сомнений, что фауна стрекоз бассейна Верхнего Чулыма, куда относится и район исследований, и бассейна Верхнего Енисея к северу от Саян является во многом общей, и виды, найденные нами на оз. Ишколь, скорее всего, будут найдены в других частях Енисейско-Чулымской котловины, а также в Минусинской котловине. В таком случае окажется, что несколько большее количество западных видов достигают на востоке Енисея, чем это было известно ранее [Белы-шев, 1973а, б].
Однако это предположение нуждается в проверке. Севернее 58° с. ш. долина Енисея представляет собой существенный биогеографический рубеж, поскольку составляет собой восточную границу великой Западно-Сибирской равнины, окаймляя западный край Среднесибирского плоскогорья. Оз. Ишколь находится примерно на 2,5 градуса южнее и уже в области гор Южной Сибири. Оно расположено у юго-западного края Ачинской лесостепи, занимающей северную часть Енисейско-Чулымской котловины [Суслов, 1954]. Многие западные виды могли проникнуть на юго-восток в обход Кузнецкого Алатау по долине Чулыма, а затем, возможно, достигли и долины Енисея. С другой стороны, они могли достичь долины Енисея по гумидной Западно-Сибирской равнине, где для их распространения нет никаких преград, и имеется множество стаций для обитания, а затем по его долине несколько продвинуться к югу в более аридные Енисейско-Чулымскую и Минусинскую котловины, заселив и бассейн Верхнего Чулыма. Каким бы ни был путь их расселения, на данный момент важно выяснить, насколько далеко к югу и востоку они проникли - возможно, вплоть до предгорий Западного Саяна. В связи с этим представляется актуальным систематическое исследование фауны стрекоз Хакасии.
Кроме вышеизложенного, интерес представляет совместное нахождение на оз. Ишколь L. albifrons и L. caudalis. Обычно эти виды в одном биотопе не встречаются. В Германии L. albifrons обитает в озерах с чистой водой с обязательным присутствием либо харовых водорослей, либо водяных мхов [R. Mauersberger, личное сообщение], как минимум в двух местонахождениях в окрестностях Новосибирска также найдены харовые [Костерин, 2007 и неопубл.]. В качестве непременного условия для развития L. caudalis Б.Ф. Белышев [1973а] указывает обновляемую воду без видимого течения и обилие водной растительности. Действительно, в окрестностях Новосибирска L. caudalis предпочитает развиваться в старицах Оби и Ини [Kosterin et al., 2001 и неопубл.]. По-видимому, оз. Ишколь предоставляет широкий спектр стаций для стрекоз и его фауна заслуживает более детальных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
Бартенев А.Н., Попова А.Н., 1928. Материалы по фауне стрекоз Палеарктики // Русское энтомологиче-
ское обозрение. Т. 22. № 3/4. С. 235-239.
Белышев Б.Ф., 1964. Материалы к познанию фауны стрекоз (Odonata) Сибири. I // Fragmenta faunistica. 11. С. 53-74.
Белышев Б.Ф., 1962. О некоторых элементах третичной одонатологической фауны в боровых массивах южной части Западно-Сибирской равнины // Известия Сибирского отделения Академии Наук СССР. Вып. 4. С. 115-120.
Белышев Б.Ф., 1973а. Стрекозы Сибири. Т.1. Ч. 1. Новосибирск: Наука. С. 1-336.
Белышев Б.Ф., 1973б. Стрекозы Сибири. Т.1. Ч. 2. Новосибирск: Наука. С. 337-620.
Белышев А.Ю., Харитонов Ю.А., 1981. География стрекоз (Odonata) Бореального фаунистического царства. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 280 с.
Гагина Т.Н., Скалон Т.Н., 2008. К фауне стрекоз (Odonata) бассейна реки Кия и озера Большой Бер-чикуль // Труды русского энтомологического общества. Т. 78 (2). (2007). СПб.: Наука. С. 22-24.
Гептнер В.Г., 1936. Общая зоогеография. М.-Л.: Био-медгиз. 548 с.
Ерёмина Е.Е., 2010. Материалы к межгодовым и межсезонным изменениям в фауне стрекоз (Insecta: Odonata) Южного Урала // Энтомологические исследования в Северной Азии: Материалы VIII Межрегионального совещания энтомологов Сибири и Дальнего Востока с участием зарубежных учёных. Новосибирск, 4-7 октября 2010 г. Новосибирск: Товарищество научных изданий КМК. С. 79-80.
Костерин О.Э., 2007. Стрекозы (Insecta, Odonata) Академгородка // Природа Академгородка: 50 лет спустя / Отв. ред. И. Ф. Жимулев, Новосибирск: Изд-во СО РАН. С. 74-91.
Сергеев М.Г., 1986. Закономерности распространения прямокрылых насекомых Северной Азии. Новосибирск: Наука. 238 с.
Суслов С.П., 1954. Физическая география СССР. Азиатская часть. М., 1954. С. 297-307.
Сухачева (Смирнова) Г.А., 1989. Стрекозы западносибирской лесостепи и их трофические связи. Дисс... канд. биол. наук. Новосибирск: Институт систематики и экологии животных СО РАН.
Харитонов А.Ю., 1976. К вопросу о разрыве некоторых видов стрекоз (Insecta, Odonata) в районе Тургай-ской ложбины //Фауна гельминтов и членистоногих Сибири. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. С. 162-164.
Харитонов А.Ю., Ерёмина Е.Е., 2010. Стрекозы (Odonata) Южного Урала - опыт регионального фаунистического исследования // Евразиатский энтомологический журнал. Т. 9. С. 263-273.
Чернов Ю.И., 1975. Природная зональность и животный мир суши. М.: Мысль, 1975. 222 с.
Bartenef [Bartenev], А.К 1933. Übersicht der Leucorrhinia (Britt., 1850) -Arten und -Varietäten. // Archiv für Naturgeschichte (N.F.). Vol. 2. P. 1-53.
Bernard R., Daraz B., 2010. Relict occurrence of East Palaearctic dragonflies in northern European Russia, with first records of Coenagrion glaciale in Europe (Odonata: Coenagrionidae) // International Journal of
Odonatology. Vol. 13. P. 39-62.
Kosterin O.E., 2005. Western range limits and isolates of eastern odonate species in Siberia and their putative origins. // Odonatologica. Vol. 34. P. 219-242.
Kosterin O.E., 2010. Siberian taxonomical problems concerning European odonate species. // 1st European Congress on Odonatology, Programme and abstracts,
2-5 July, Vairao - Vila do Conde, Portugal. P. 28 Kosterin O. E., Haritonov A. Y., Inoue K., 2001. Dragonflies of the part of Novosibirsk Province east of the Ob', Russia // Sympetrum Hyogo. Vol. 7/8. P. 24-49 (in English and Japanese). Kosterin O.E., Zaika VV, 2010. Odonata of Tuva, Russia // International Journal of Odonatology. Vol. 13. P. 277-328.