ин
УДК 37.013.78
ТЕРЕСНО ЛИ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ в школе: взгляд родителей и учителей
Татьяна Львовна Клячко,
директор Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доктор экономических наук, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Семионова,
ведущий научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
Галина Световна Токарева,
научный сотрудник ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, e-mail: [email protected]
Образованию отведена ключевая роль в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. В число задач в сфере образования входит обеспечение вхождения России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. В условиях быстрого технологического развития для обеспечения высокого качества образования необходима постоянная
адаптация учебного процесса (содержания образования, методик преподавания)
1
к меняющимся социально-экономическим условиям .
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования, среди требований к результатам учащихся отмечена «сформированность их мотивации к обучению и познанию». Вместе с тем на практике одна из серьёзных проблем, с которой сталкивается учитель сегодня, — это отсутствие мотивации у учащихся. Вопросы развития мотивации школьников исследовали многие учёные, в основном психологи и педагоги. В этой статье представлены результаты мониторинга, характеризующие отношение родителей школьников и учителей к проблеме мотивации учащихся и влияния содержания образовательных программ на её повышение.
• мониторинг • содержание школьного образования • мотивация школьников
Мотивация и интерес детей к обучению
По мнению родителей, принявших участие в социологическом опросе, заинтересованы в учёбе и не нуждаются в дополнительной мотивации к обучению только четверть учащих-
ся (26,1%). Как показало исследование, на мотивацию детей оказывает влияние социально - экономическое положение
1 «The School Curriculum» W. Kenneth Richmond 2018. 1st Edition: 290 p. «Двенадцать решений для нового образования» Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Москва, 2018.
15.9
Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Уровень материальной обеспеченности вашей семьи
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 1. Доля родителей школьников, считающих, что их ребёнок заинтересован учёбой и не нуждается в дополнительной мотивации; уровень материальной обеспеченности семьи, 2019 г., %
семьи, в частности уровень материальной обеспеченности и уровень образования родителей.
Среди семей, оценивших уровень жизни семьи как низкий или ниже среднего, доля детей, заинтересованных учёбой, существенно ниже, чем в семьях с более высоким уровнем материального положения (рис. 1). На интерес детей к учёбе влияет также уровень образования родителей (законных
представителей). Так, чем выше уровень образования отца, тем выше доля детей, заинтересованных в обучении. Образование матери не оказывает аналогичного влияния на мотивацию детей: доля детей, мотивированных к учёбе, примерно одинакова в семьях, где мать имеет только среднее общее образование, и в семьях, где мать имеет высшее образование (28,6 и 27,8% соответственно) (рис. 2).
28.6_27,8 28.5_
_24.2 22,7 24,3 ^ 23.5 26 2
И 20,6 19,0 Д~П Щ Щ _
I I I 181
а
ола
е е 3 б о е е
н ед
Сре
V тп
о Е
н т
ль и л
на дж
ое ил с с е
е о н ь
е
ал н
е е
дн и
ре сси С ес
е е
э
с ы В
а
ета
тв
о ет
Н
■ Уровень образования матери (мачехи)
□ Уровень образования отца (отчима)
Наивысший уровень образования, который получили вы и ваш супруг(а)
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 2. Доля родителей школьников, считающих, что их ребёнок заинтересован учёбой и не нуждается в дополнительной мотивации; уровень образования родителей, 2019 г., %
45,9
1 23456789 10 11
Класс обучения
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 3. Доля родителей школьников, считающих, что их ребёнок заинтересован учёбой и не нуждается в дополнительной мотивации; класс обучения, 2019 г., %
Вместе с тем не только социально-экономическое положение семьи оказывает влияние на интерес детей к учёбе. Среди семей, чьи дети посещают школы с углублённым изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии, доля мотивированных учащихся немного выше, чем среди детей, посещающих обычные школы (29,2 и 25,1% соответственно). Доля родителей, считающих, что их ребёнок заинтересован учёбой и не нуждается в дополнительной мотивации, существенно сокращается по мере перехода ребёнка из класса в класс. Если среди родителей первоклассников 45,9% семей отмечали интерес детей к учёбе, то среди родителей восьмиклассников их доля сократилась до 15,1%. В 9—11-х классах наблюдается рост мотивации учащихся, что объясняется необходимостью подготовки к экзаменам — сдаче ОГЭ и ЕГЭ (рис. 3).
Каким образом можно повысить мотивацию и интерес детей к обучению в школе? Как считают родители, в первую очередь следует изменить содержание образовательных программ (30,9% семей); поддерживают идею разделения выпускных экзаменов за курс школы и вступительных экзаменов в вуз 28,5% семей; согласны с необходимостью усиления использования информационных технологий на уроках 26,4% родителей (рис. 4).
Увеличение числа дополнительных занятий в школах, изменение системы оценивания знаний учащихся и введение гибкого расписания уроков окажут, по мнению родителей, гораздо
меньший эффект на повышение интереса детей к учёбе.
Необходимость изменения содержания образовательных программ для повышения мотивации отмечают как родители детей, учащихся в обычных школах (31,7% родителей), так и семьи, в которых дети учатся в школах с углублённым изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях (28,5% семей)2. Чем старше становятся дети, тем чаще родители задумываются о необходимости внесения таких изменений: среди родителей первоклассников 24,2% семей отметили необходимость данной меры, а среди родителей учащихся 6-х классов — уже 35% семей.
Идею разделения выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз в целом поддерживают 28,5% родителей, и наибольшее число её сторонников — среди родителей учащихся 8—9-х классов (36,1-32,5%). Родители учащихся 10—11-х классов в меньшей степени склонны связывать подобную
2 Несмотря на то что в Федеральном законе от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об
образовании в Российской Федерации» отсутствует закрытый перечень видов общеобразовательных организаций, возможность сохранения наименований гимназия, лицей и т.п., указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности, предусмотрена ч. 6 ст. 23.
Каким образом, на ваш взгляд, можно повысить мотивацию, интерес вашего ребёнка к обучению?
Увеличить число дополнительных занятий в школе
Улучшить организацию внеклассной работы (школьные мероприятия, экскурсии, волонтёрство и др.)
Изменить систему оценивания знаний учащихся Сделать более гибким расписание уроков Улучшить методику преподавания предметов
Дать возможность учащимся выбирать предметы
Нет необходимости в дополнительной мотивации, ребёнок заинтересован учёбой
Усилить использование информационных технологий на уроках Разделить выпускные экзамены за курс школы и вступительные экзамены в вуз (как это было раньше, когда не было ОГЭ и ЕГЭ)
Изменить содержание образовательных программ
13,9 15,5 15,5 16,9 18,2
25
2
28,5 30,9
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 4. Представления родителей школьников о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса детей к обучению, 2019 г., %3
идею с повышением интереса детей к учёбе, поскольку они более информированы о порядке проведения и содержании государственной итоговой аттестации. В старшей школе в большинстве своём учащиеся и их семьи нацелены на получение высшего образования, и сдача единого государственного экзамена для них предпочтительнее (рис. 5).
Повышение мотивации детей к учёбе за счёт усиления использования информационных технологий на уроках чаще отмечают семьи, проживающие в сельской местности (29,2%), чем жители городов (25,6%) и региональных столиц (24,7%), что обусловлено большей доступностью информаци-
3 Родители могли отметить не более трёх вариантов ответа.
онных ресурсов в городах по сравнению с сельской местностью.
Только 3,6% учителей, в отличие от родителей, считают, что учащиеся не нуждаются в дополнительной мотивации к учёбе. По их мнению, в наибольшей степени повышению интереса учащихся к учёбе будет способствовать совершенствование методики преподавания предметов (36,3%), а также изменение содержания образовательных программ (44,9%). Более половины учителей (52,4%) заинтере сованы в предоставлении школьникам воз можности выбора предметов для углублённого изучения (рис. 6).
Чем старше учителя, тем больше среди них тех, кто считает, что возможность выбора предметов для более глубокого
Каким образом, на ваш взгляд, можно повысить мотивацию, интерес вашего ребёнка к обучению? Разделить выпускные экзамены за курс школы и вступительные экзамены в вуз (как это было раньше)
1
5 6 7 Класс обучения
8
10
11
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 5. Представления родителей школьников о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса детей к обучению: разделение выпускных и вступительных экзаменов; класс обучения ребёнка, 2019 г., %
Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени скажется на повышение мотивации и интереса школьников к обучению?
Нет необходимости в дополнительной мотивации учащихся
Увеличение числа кружков дополнительного образования в школе
Улучшение организации внеклассной работы (школьных мероприятий, экскурсий, волонтёрсгва и др.)
Более гибкое расписание уроков
Разделение выпускных экзаменов за курс школы и вступительных экзаменов в вуз (как это было раньше)
Изменение системы оценивания знаний учащихся
Более активное использование информационных технологий на уроках
Совершенствование методики преподавания предметов
Изменить содержание образовательных программ
Возможность учащихся выбирать предметы для более глубокого изучения
44,9
52,4
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 6. Мнение учителей о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса школьников к обучению, 2019 г., %4
Учителя могли отметить не более трёх вариантов ответа.
4
Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени скажется на повышение мотивации, интереса школьников к обучению? Возможность выбирать предметы для углублённого изучения
до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и старше
Возраст учителей
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 7. Мнение учителей о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса школьников к обучению: возможность выбирать предметы для углублённого изучения; возраст учителей, 2019 г., %
изучения повысит интерес детей к учёбе: среди молодых учителей в возрасте до 30 лет 47,9% педагогов поддерживает эту идею, а среди учителей старше 60 лет — 56,1% (рис. 7).
Идея изменения содержания образования как способ повышения интереса учащихся к учёбе нашла поддержку у учителей сельских школ (50,3%), городских школ (43,6%) и
в региональных столицах (41,6% учителей). Эту идею поддерживают не только учителя обычных школ (46,4%), но и пе дагоги школ с углублённым изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев (40,2%). И если среди родителей чаще всего о содержании образования задумываются те семьи, чьи дети учатся уже в основной и старшей школе, то среди
Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени скажется на повышение мотивации, интереса школьников к обучению? Изменение содержания образовательных программ
100 ♦н
32,8
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53
Педагогический стаж
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 8. Мнение учителей о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса школьников к обучению: изменение содержания образовательных программ; педагогический стаж учителей, 2019 г., %
Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени скажется на повышение мотивации и интереса школьников к обучению? Совершенствование методики преподавания предметов 40,0 37,6
33,3
34,0
До 10 лет 11-20 лет 21-30 лет больше 30 лет
Педагогический стаж
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 9. Мнение учителей о факторах, влияющих на повышение мотивации, интереса школьников к обучению: совершенствование методики преподавания предметов; педагогический стаж учителей, 2019 г., %
педагогов отмечают необходимость обновления содержания образования как учителя начальных классов (46,8%), так и учителя, работающие в 5 — 11-х классах (45,8%). Чем больше педагогический стаж, тем большая часть учителей поддерживает идею изменения содержания образования для повышения интереса детей к учёбе (рис. 8).
Около 40% учителей уверены, что для повышения мотивации учащихся необходимо совершенствование технологий и методик преподавания. Больше всего учителей, разделяющих эту точку зрения, работают в школах региональных столиц (40,1%) (в сельской местности —
32,7% учителей; в городских школах — 35,3% педагогов). О необходимости обновления технологий и методик преподавания в первую очередь высказываются молодые педагоги (40%), а также учителя с большим опытом работы (37,6%) (рис. 9).
Отдельно стоит отметить, что 52,3% учителей говорят о том, что им нужна методическая поддержка по преподаваемому предмету. Особенно актуален вопрос методической поддержки для тех учителей, кто одновременно преподаёт во всех классах (и в начальной,
Нужна ли вам методическая поддержка по преподаваемому предмету?
62,2
45,6 45,2
53,2
ш
9,1
38,6
31
□ Скорее да и Скорее нет ■ Трудно сказать
6,8
Вы преподаёте: Учащимся Учащимся Учащимся всех
1-4-х классов 5-11-х классов классов школы
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 10. Мнение учителей о необходимости методической поддержки; класс преподавания, 2019 г., %
Нужна ли вам методическая поддержка по преподаваемому предмету? 62,1 62,2
47445,1 41,3
52,3
□ Скорее да и Скорее нет ■ Трудно сказать До 10 лет 11-20 лет 21-30 лет больше 30 лет
Педагогический стаж
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Рис. 11. Мнение учителей о необходимости методической поддержки; педагогический стаж, 2019 г., %
и в основной, и в старшей школе): среди них 62,2% учителей отметили необходимость подобной поддержки (рис. 10).
Методическое сопровождение необходимо не только молодым специалистам. Даже среди тех учителей, чей опыт преподавания превышает 30 лет, 41,3% учителей заинтересованы в методической поддержке, что связано с внедрением в образовательный процесс современных технологий, внесением изменений в федеральные государственные образовательные стандарты, повышением запроса родителей на качественное образование в целом (рис. 11).
Содержание школьного образования
Как отмечено, родители и учителя считают, что повысить интерес к учёбе у детей можно в первую очередь за счёт изменения содержания учебных программ. Полностью удовлетворены содержанием школьных программ 36,6% родителей, 52% семей — скорее удовлетворены, 9,6% родителей недовольны и 1,8% родителей совершенно недовольны содержанием образовательных программ. По мере взросления детей доля семей, полностью удовлетворённых содержанием образования, сокращается: если среди родителей первоклассников 46,4% полностью довольны учебной программой, то среди родителей учащихся 5-х классов таковых уже 39,1%.
Переход детей из начальной в основную школу требует адаптации семей к новым условиям обучения, и не случайно, что в этот период большинство родителей более внимательно относятся к содержанию образования. Проблемы в освоении программы, по их мнению, наиболее ощутимы с 6-го по 9-й класс: среди семей, чьи дети учатся в этих классах, самая большая доля родителей (около 13%), которых не устраивает содержание учебных программ. В 10—11-х классах уровень недовольства семей содержанием образования сокращается, так как основное внимание родители старшеклассников уделяют вопросам подготовки своих детей к сдаче ЕГЭ (рис. 12).
На оценку семьями содержательной части учебного процесса оказывает влияние успеваемость их детей: среди родителей отличников 41,4% семей полностью довольны содержанием образования, а среди родителей троечников — 32%. Как правило, родители считают, что если у их ребёнка отметки в школе хорошие, то образовательный процесс организован правильно, а если отметки плохие, то нуждается в изменении содержание школьных программ. Однако даже среди родителей отличников 10,5% семей в большей или меньшей степени недовольны содержанием образования (рис. 13).
Большинство педагогов (73,6%) считают, что содержание образовательных программ нуждается в улучшении, и больше
Насколько вы удовлетворены содержанием образовательных программ? 923 89,5 89,2 88,4 88,1 86,8 86,4 86,8 86,9 90,1 924
10,5
10,8
11,6
11,9
13,2 13,6 13,2 13,1
9,9
10
11
1 23456789
Класс, в котором учится ребёнок > удовлетворены >— не удовлетворены
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 12. Динамика удовлетворённости семей содержанием образовательных программ; класс обучения ребёнка, 2019 г., %
всего убеждены в этом учителя сельских школ (77%). Отмечают необходимость изменения содержания образования не только учителя, работающие в обычных школах (74,8%), но и педагоги гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением отдельных предметов (70,1%) (рис. 14).
Чем больше опыт работы учителей, тем большая часть из них отмечает необходимость изменения содержания учебных программ и тем
меньшее число педагогов сомневается в правильности такого ответа (рис. 15).
Родители учащихся считают необходимым совершенствование школьной программы, и для большинства семей (79,1%) наиболее востребованный подход — организация образовательного процесса на основе качественной единой программы и единых учебников5. При этом 19,8% родителей считают, что
Насколько вы удовлетворены содержанием образовательных программ?
53,1 54,8
' "" □ Полностью
удовлетворены
и Скорее
удовлетворены
■ Скорее не удовлетворены
■ Совершенно не удовлетворены
В основном отлично В основном хорошо Успеваемость ребёнка
В основном удовлетворительно
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 13. Динамика удовлетворённости семей содержанием образовательных программ; успеваемость ребёнка, 2019 г., %
5 Стоит учесть, что часть родителей — участников мониторинга получали общее образование по единой программе, и такой подход к организации образовательного процесса для них более понятный и приемлемый.
На ваш взгляд, нуждается ли содержание общеобразовательных программ в улучшении?
ШЛ3Ш
15 13 9
72,1 72,2 77,0
Региональная столица
Город
0 Трудно сказать ■ Скорее нет □ Скорее да
I
Село
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 14. Мнение учителей о необходимости совершенствования содержания образовательных программ; тип поселения, 2019 г., %
школа должна работать по индивидуальным программам и использовать для их реализации всё многообразие учебников и учебных пособий. В пользу обучения детей на основе единой программы чаще высказываются семьи, проживающие в сельской местности (84,9%); родители, оценившие уровень материального положения как низкий (87,7%) или ниже среднего (84,3%); семьи, чьи дети посещают обычные школы (82,2%). По мнению родителей, организация образовательного процесса в школах по единой программе — оптимальный способ доступа к получению ребёнком качественного образования, независимо от места проживания или уровня дохода семьи (табл. 1).
ТГ ---
Как показал опрос, две трети учителеи
(67,5%) разделяют мнение о более высокой эффективности преподавания на основе использования единых учебников, и этот подход чаще находит поддержку у учителей сельских школ (72,9%), в отличие от учителей школ региональных столиц (62,1%). Учитывая, что, по информации самих учителей, объём их учебной нагрузки составляет полторы ставки и более (такое мнение высказали 61,3% опрошенных педагогов), такая оценка может быть следствием перегрузки и отсутствия времени на освоение иных учебно-методических комплектов (рис. 16).
На ваш взгляд, нуждается ли содержание общеобразовательный программ в улучшении?
на ЙИ 83,5
16,9 13,8
64,0 70,2 75,8
и Трудно сказать ■ Скорее нет □ Скорее да
До 10 лет
11-20 лет 21-30 лет Больше 30 лет Педагогический стаж
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 15. Мнение учителей о необходимости совершенствования содержания образовательных программ; педагогический стаж учителей, 2019 г., %
Таблица 1
Мнение родителей о подходах к содержанию школьного образования, 2019 г., %
Наименование показателей Какими, на Ваш взгляд, должны быть подходы к школьному образованию?
Единая программа, единые учебники Индивидуальная программа, множественность учебников
Тип поселения Региональная столица 75,9 24,1
Город 80,1 19,9
Село 84,9 15,1
Школа, которую посещает ребёнок в настоящее время Обычная школа 82,2 17,8
Школа с углублённым изучением отдельных предметов, гимназия, лицей 73,5 26,5
Уровень материальной обеспеченности семьи Высокий 80,4 19,6
Выше среднего 76,4 23,6
Средний 79,4 20,6
Ниже среднего 84,3 15,7
Низкий 87,7 12,3
Несколько больше приверженцев преподавания на основе использования единых учебников среди учителей обычных школ (69,1%), чем в школах с углублённым изучением отдельных предметов, гимназиях, лицеях, где за единство учебников выступают 62,9% учителей (исполь
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
зование различных УМК поддерживают 17,8 и 24,7% учителей соответственно) (рис. 17).
Прослеживается связь с возрастом учителей — чем старше учителя, тем больше
Какой подход в практике преподавания вы считаете более эффективным?
Региональная столица
Город
62,4
24,3
Ж 13,6 20,6 14,6
■И— Щ<0,7 12,5
1 ШЖ
Село
□ Использование единого учебно-методического комплекта (УМК)
и Использование различных УМК
■ Затрудняюсь ответить
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 16. Мнение учителей о подходах к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, 2019 г., %
Какой подход в практике преподавания вы считаете более эффективным?
24,7
17,8 13,1 12,4
Использование единого учебно-методического комплекта (УМК)
Использование различных УМК
Затрудняюсь ответить
Тип школ:
□ обычная
□ с углублённым изучением отдельных предметов, гимназия, лицей
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 17. Мнение учителей о подходах к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса; тип школы, 2019 г., %
сторонников организации образовательного процесса на базе единых учебников, что становится следствием многолетнего педагогического опыта, а также отражением устоявших ся подходов к преподаванию. Также нельзя исключать и того факта, что в условиях фор мирования единой системы оценки качества образования учителя отдают предпочтение тем учебно-методическим комплектам, на базе которых организуется мониторинг знаний учащихся (рис. 18).
В заключение отметим, что, по мнению родителей, только четверть детей заинтересованы в учёбе и не нуждаются в дополнитель-
ной мотивации к обучению в школе. Оценки учителей более пессимистичны: только 3,6% из них считают, что дети не нуждаются в дополнительной мотивации к учёбе.
Как считают родители, повышение моти вации и интереса к учёбе в первую очередь возможно за счёт внесения изменений в содержание образовательных программ, усиления использования информационных технологий в процессе обучения, разделения выпускных экзаме нов за курс школы и вступительных экзаменов в вуз. По оценке учителей,
Какой подход в практике преподавания вы считаете более эффективным? 71,4 72,6
636
67,8
□ Использование единого учебно-методического комплекта (УМК)
и Использование различных УМК
■ Затрудняюсь ответить
до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет
и старше
Возраст учителей
Источник: Мониторинг ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Рис. 18. Мнение учителей о подходах к использованию учебно-методического комплекта в образовательном процессе; возраст учителей, 2019 г., %
для повышения интереса учащихся к учёбе следует совершенствовать содержание образовательных программ, технологии и методики преподавания, а также предоставлять школьникам возможность выбора предметов для углублённого изучения, что будет способствовать индивидуализации образовательного процесса.
Более половины учителей говорят о том, что нуждаются в методической поддержке по преподаваемому предмету. Методическое сопровождение необходимо не только молодым специалистам, но и опытным учителям.
Полностью удовлетворены содержанием школьной программы 36,6% родителей. По мере взросления детей доля родителей, удовлетворённых содержанием образования, сокращается: если среди родителей первоклассников 46,4% семей полностью довольны учебной программой, то среди родителей учащихся 7-х классов их доля сокращается до 23,1 /о. На оценку семьями содержательной части учебного процесса оказывает влияние успеваемость их детей, однако даже среди родителей отличников 10,5% семей в большей или меньшей степени недовольны содержанием образования.
Большинство учителей считает, что содержание образовательных программ нуждается в улучшении, и больше всего убеждены
в этом учителя сельских школ (77%). Необходимость изменения содержания образования отмечают не только учителя обычных школ (74,8%), но и педагоги гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением отдельных предметов (70,1%) Чем больше опыт работы учителей, тем большая часть из них отмечает необходимость совершенствования содержания учебных программ и тем меньшее число педагогов сомневается в правильности такого решения.
Таким образом, и семьи, и учителя полагают, что совершенствование содержания образовательных программ играет ключевую роль в повышении мотивации детей к обучению в школе. При этом большинство родителей (79,1%) и учителей (67,5%) считают организацию образовательного процесса на основе единой программы и единых учебников наиболее эффективной. По мнению родителей, организация обра зовательного процесса в школах по единой программе является оптимальным способом доступа к получению ребёнком качественного образования, независимо от места проживания или уровня дохода семьи. НО
Is It Interesting For Children To Study At School: The View Of Parents And Teachers
Tatiana L. Klyachko, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, principal of Center of the Economics for Continuing Education of the Institute of Applied Economic Research, e-mail: [email protected]
Elena A. Semionova, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, leading researcher, e-mail: [email protected]
Galina S. Tokareva, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, researcher, e-mail: [email protected]
Abstract. Interregional monitoring of school performance. A sociological survey of parents of students, teachers and heads of educational organizations of different types of settlements in the Russian regions, differentiated by the criteria of socio-econom ic status. The results of a survey of teachers and parents in 2019, revealing their attitude to changes in the content of education and the motivation of students to learn. Analysis of official statistics.
Keywords: monitoring, education content, motivation of schoolchildren.