Научная статья на тему 'Интересен ли для Россииопыт Запада в области GR?'

Интересен ли для Россииопыт Запада в области GR? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
565
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЛОББИЗМ / БИЗНЕС И ВЛАСТЬ / БЮРОКРАТИЯ / КОРРУПЦИЯ / GR / LOBBYISM / BUSINESS AND GOVERNMENT / BUREAUCRACY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Котиев Докки Борисович

В современной России политико-экономические отношения изменяются как в правовом, так и организационном направлениях, это дает возможность и определяет эффективность позиционирования GR как перехода к более или менее цивилизованным отношениям бизнеса и власти. В этом аспекте рассматривается опыт GR Запада.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern Russia political and economic relations are transforming from both legal and organizational points of view. These processes give birth to the GR phenomenon a transit to more or less civilized relations between business and government. In the article the author examines the GR experience of the West.

Текст научной работы на тему «Интересен ли для Россииопыт Запада в области GR?»

Зарубежный опыт

Докки КОТИЕВ

ИНТЕРЕСЕН ЛИ ДЛЯ РОССИИ ОПЫТ ЗАПАДА В ОБЛАСТИ GR?

В современной России политико-экономические отношения изменяются как в правовом, так и организационном направлениях, это дает возможность и определяет эффективность позиционирования GR как перехода к более или менее цивилизованным отношениям бизнеса и власти. В этом аспекте рассматривается опыт Запада в области GR.

In modem Russia political and economic relations are transforming from both legal and organizational points of view. These processes give birth to the GR phenomenon - a transit to more or less civilized relations between business and government. In the article the author examines the GR experience of the West.

Ключевые слова:

лоббизм, бизнес и власть, бюрократия, коррупция, GR; lobbyism, business and government, bureaucracy, corruption, GR.

Опыт зарубежных стран показывает, что GR (англ. government relations — связи с правительством) — это система взаимовыгодных отношений с законодательными и исполнительными ветвями власти, общественными организациями, политическими партиями и бизнес-структурами, она усиливает эффективность их взаимодействия путем перераспределения части полномочий. В идеале GR является прозрачной и легальной сферой деятельности, которая открывает «завесу тайны» над процессом подготовки и принятия политических решений. Но в реальности это зачастую теневая деятельность, направленная на получение неоправданных преференций: «продавливание» законов, снижающих степень государственного регулирования, или направление государственного регулирования против конкурентов путем использования личных связей, материальной заинтересованности и т.п.1

За последние 20 лет во взаимоотношениях между государством, гражданскими институтами и частными компаниями по всему миру произошли весьма существенные изменения. В результате процессов дерегулирования, приватизации, глобализации на первый план начали выходить принципиально новые формы общественного взаимодействия. По мере того как правительства стран постепенно понимают, что жесткое регулирование и грабительские налоги не приводят к повышению общественного благосостояния — скорее, наоборот, акценты во взаимодействии с частным сектором постепенно смещаются в сторону добровольного саморегулирования. С другой стороны, частный сектор постепенно переходит от бессистемной благотворительности к более сложным, стратегическим формам взаимодействия с общественностью (PR) и правительствами (GR)2.

Подобное взаимодействие строится на признании всеобщей взаимозависимости. Никто — ни отдельный человек, ни организация, ни государство в целом — не владеют всей информацией, необходимой для того, чтобы разрешать комплексные и разнообразные проблемы, никто не может в одиночку провести принятое решение в жизнь, никто не обладает достаточным потенциалом к действию, чтобы безусловно доминировать в процессах выработки и реализации политического курса. Принцип минимального вмешательства государства и лозунг: «Чем меньше централизованного управления, КОТИЕВ тем лучше, и пусть проблемы решаются сами собой», используе-

Докки мый нередко некоторыми представителями как государственного,

Борисович — _____________

dcmjxmm рАГС 1 http:// www.redlinemedia.ru

при Президенте рф 2 Каптерев А. Смысл и выгоды социальной ответственности // http://www.

dokkin@rambler.ru prompolit.ru/constitution. 21.09.04.

2009’ 11 ВЛАСТЬ 119

так и частного секторов, теперь сменяется новым — «Давайте сотрудничать». Таким образом, управление становится не односторонним, а двухсторонним и даже многосторонним процессом. Изменяются не просто границы между государством и обществом, но и сама природа их взаимодействия. Уже невозможно сказать, где заканчивается одно и начинается другое1. Об этом свидетельствуют примеры из зарубежного опыта ряда стран. В 1980—1990-е гг. в США корпоративный бизнес стал объектом «пристального изучения» и «беспрецедентного регулирования со стороны правительства». Именно в эти годы появляется GR как профессия и услуга, предоставляемая специализированными фирмами. Сокращение социальных программ правительства шло параллельно с формированием в корпорациях философии «социальной ответственности»: перед рабочими и служащими, клиентами, акционерами, пенсионерами. Активность корпораций в социальной сфере стимулировалась не только государством, но и университетами, церковью, структурами гражданского общества.

Внимание общественности и СМИ к деятельности корпораций не ослабевало. Объектами внимания стали вопросы несоблюдения трудового законодательства и низкий уровень оплаты труда, использование труда малолетних и нарушение прав человека в развивающихся странах, суммы вознаграждения руководителям на фоне сокращения рабочих мест и пр. В результате просветительской деятельности и конкретных мероприятий, проведенных федеральным правительством и местными властями, корпорации стали выделять средства на формирование и реализацию социальных программ, направленных на поддержку образования, здравоохранения, искусства2. Деятельность отделов GR-организаций формально не является лоббистской, но осуществляет «лоббирующие контакты». Закон 1995 г. «О разглашении сведений, касающихся лоббирования» принят с целью более эффективного регулирования лоббирования и защиты общественного доверия к государству. Он четко определяет, что есть «лоббист», «лоббирование», «лоббирующий контакт». В евро-

1 Кооиман Я. Общественно-политическое управление // Государственное управление : словарь-справочник. — М., 2001, с. 330—333.

2 Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС, 2005, № 2.

пейских странах для подготовки каких-либо политических решений правительства формируют специальные комитеты, в которые входят представители деловых кругов, профсоюзов, политических партий. Некоторые авторы, изучающие процесс принятия важных государственных решений, усматривают в этом «своеобразный лоббизм», другие определяют это явление как «корпоративный плюрализм». Учет мнений и интересов различных политических и социальных групп при подготовке законопроектов позволяет принимать согласованные политические решения. От лоббизма GR отличается и тем, что организации представляют коллективные интересы социальных структур, а государственные органы (парламент либо правительство) направляют законопроекты в организации для выяснения мнения их членов3.

GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью. Эта деятельность включает в себя сбор и обработку информации о правительстве, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)4. Благодаря усовершенствованию законодательного регулирования работы лоббистов их деятельность действительно становится прозрачнее. Так, после принятия закона «О раскрытии лоббистской деятельности» стало известно, что в США действуют более 15 тыс. лоббистских организаций. Их валовой годовой оборот составляет более 1,50 млрд долл.США. Крупнейшими американскими лоббистскими фирмами считаются Cassidy & Associates (оборот в 2002 г. — 14,1 млн долл. США), Patton Boggs (12,9 млн долл. США) и Akin Gump Strauss Hauer & Feld (11,4 млн долл. США)5.

Примером европейской модели GR может служить программа создания и поддержки корпорации Airbus. В 1967 г. французские, британские и немецкие авиапроизводители создали рабочую группу

3 Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм: Теория и практика. - М., 2001, с. 229-235.

4 Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR / пер. с англ. — СПб., 2004, с. 362—363.

5 Ткачук Т. Лоббизм по протоколу // Секрет фирмы, № 16 (55), 26.04.2004.

120 ВЛАСТЬ 2009’11

Airbus. В 1970 г. компания Aerospatiale, находившаяся в 100-процентной собственности французского государства, и немецкая Airbus GmbH заключили соглашение о создании Airbus Industrie. Британский участник на тот момент из группы вышел. Год спустя к проекту подключилась испанская компания CASA, а в 1979 г. — британская Hawker Siddeley. В качестве ассоциированных членов в корпорацию вступили нидерландская фирма Fokker и бельгийская Belairbus.

Важнейшей составной частью технологии воздействия является мобилизация заинтересованных групп на поддержку того или иного проекта. Основная организационная форма такой мобилизации — строительство коалиций, как правило временных и занимающихся только этой проблемой, куда наряду с международными могут входить и команды внутри страны. В этих структурах преобладают групповые установки и практически отсутствуют личные.

Важной частью механизма воздействия PR является активность со стороны религиозных конфессий, а также СМИ, через которые деятельность подобных международных структур может быть отражена. Чаще всего инициатором в «легализации» деятельности того или иного международного лобби является «конкурирующая» структура либо группа стран, чьи интересы в той или иной степени задевает эта деятельность.

Появление и актуализация связей с правительством (GR) как сферы социального взаимодействия объясняются двумя взаимосвязанными процессами: во-первых, усложнением внутренней структуры современных обществ, сопровождающимся выявлением множества партикулярных интересов и формированием на их основе различных групп интересов, и, во-вторых, усилением государственного вмешательства во все сферы жизни общества, расширением законодательной и административной активности правительства, которая стала непосредственно затрагивать интересы подавляющего большинства общественных групп. На этой основе как раз и сформировалась проблематика связей с правительством (GR) как влияние групп интересов на формирование государственной политики.

Современное социально-политическое значение института связей с правительством (GR) заключается в том, что он, дополняя традиционные для репрезентативной демократии системы территориального и партийного представительства, способствует вовлечению самых разнообразных общественных групп интересов в процессы выработки и принятия политических решений, что обеспечивает формирование гармоничной и максимально сбалансированной государственной политики.

GR — это, по сути, модификация деятельности, которую мы до недавнего времени позиционировали в качестве лоббистской. В мировой практике этот феномен существует в разнообразных формах, реализуется через различные инструменты и механизмы, но представляет собой всегда одно — атрибут представительства интересов. По сути, это процесс преодоления противоречий между актуальной потребностью в представительстве корпоративного интереса и отсутствием легитимного механизма его учета.

Очевидно, что в России еще не сложились устойчивые технологии и практика «связей с правительством», как не определен и этический кодекс новой профессии. Специфической чертой GR является отсутствие в России цивилизованного лоббизма, важнейшая характеристика которого — не уровень коррумпированности, а следование правилам игры и четкое осознание корпоративного интереса. Корпорации в России находятся в стадии формирования, а значит, заказчик весьма расплывчат, лишен четкой конфигурации и раздираем внутренними противоречиями. Но этап формирования лобби-пулов как промежуточных структур между бизнесом и властью в России уже пройден. Уже нет ни одной сферы принятия политических решений, на которую можно выйти, минуя разнообразные группы давления.

Представляется, что формирование контуров GR-технологии в России будет во многом определяться государственными органами управления, ориентированными на вовлечение в процесс принятия решений активных субъектов социально-политической жизни, в том числе зарождающихся институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.