Научная статья на тему 'Интерес к современной музыке как способ преодоления заикания у подростков'

Интерес к современной музыке как способ преодоления заикания у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЛОГОФОБИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малина С. Р.

Данная статья поможет рассмотреть вариант решения проблемы заикания у подростков посредством работы над современной музыкой. Представлен интересный и эффективный способ преодоления коммуникативных и психологических барьеров у заикающихся подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерес к современной музыке как способ преодоления заикания у подростков»

5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 2. - С. 59- 63.

© Каримов М.Ф., Шайдуллина К.С., 2018

УКД 37.013.42

С.Р. Малина

Студентка 4 курса, СДО, ДВФУ г.Владивосток, РФ E-mail: malina_ku@mail.ru

ИНТЕРЕС К СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Данная статья поможет рассмотреть вариант решения проблемы заикания у подростков посредством работы над современной музыкой. Представлен интересный и эффективный способ преодоления коммуникативных и психологических барьеров у заикающихся подростков.

Ключевые слова

заикание, современная музыка, речевая коммуникация, логофобии, психологическая проблема.

S.R. Malina

INTERESTS TO CONTEMPORARY MUSIC AS A WAY TO OVERCOMING STUTTERING IN ADOLESCENTS

Abstract

This article will help to consider solution of the problem of adolescents' stuttering for contemporary music. Article represents an interesting and effective way of solving this problem and psychological peculiarities of adolescents with stuttering is presented.

Key words:

stuttering, contemporary music, speech communication, logophobia, psychological problem.

В наше время всё больше подростков по данным статистики обращаются к специалистам с проблемой заикания.

Заикание по данным многих авторов, исследующих проблему по данному типу нарушения, рассматривается как сложное психофизиологическое состояние, которое сопровождается расстройствами ритма, плавности речи в ситуациях значимого общения. [1, с. 5]. Данное нарушение относится к группе функциональных логоневрозов, имеющих коммуникативную природу и может быть рассмотрено в качестве нарушения речевой коммуникации.

К сожалению, заикание у детей подросткового возраста часто сопровождается различными психологическими особенностями, такими как уловки, логофобии.

Логофобия (лого + греч. phobos - страх) навязчивый страх, боязнь нарушения способности к экспрессивной речи, произнесения слов [2, с.384].

У многих подростков с заиканием возникает комплекс речевой коммуникации на фоне проявления данных психологических проблем, также в силу возрастных особенностей и переживаний они не готовы работать со специалистами.

Выделим другую сторону сложности преодоления дефекта - дети часто проводят время за гаджетами и общаются там виртуально, посредством онлайн-игр - возникает нехватка живой коммуникации. Родителям крайне сложно найти общий язык с ребёнком, привлечь подростка к чему-либо новому, так как данный возраст детей считается самым трудным для решения определённых проблем [3, с. 48].

Взаимодействие и общение подростков возможно в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия: музицирование, совместное пение, музыкальные игры, инсценировки, что помогает подросткам лучше узнать друг друга и себя.

Отличной альтернативой игр для подростка может стать музыкальный конкурс, в котором ребёнок сможет проявить себя под курированием специалистов, раскрыть качества, необходимые для коммуникации.

Данный вид деятельности сможет заинтересовать подростка, а также замотивировать его за счёт вручения призов за достигнутые результаты.

Объект - процесс развития социализации личности и коммуникативных способностей заикающихся подростков в группах.

Предмет - музыкальный проект как средство развития коммуникативных способностей у заикающихся подростков.

Целью данного проекта является улучшение коммуникативных способностей подростков посредством включения их в самостоятельно созданную среду для взаимодействия.

Нами были поставлены следующие задачи:

1. Поддержать использование современной музыки в качестве способа коммуникации, социализации;

2. Способствовать уменьшению барьера коммуникации между участниками групп и в целом;

3. Помочь преодолевать речевые трудности: запинки, судороги, логофобии при подготовке конечного продукта деятельности участников;

4. Привлечь подростков к командной работе.

ComLogoMusic - музыкальный онлайн - проект, нацеленный на решение проблемы коммуникации подростков с заиканием, а также способствующий снижению проявлений заикания.

Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение научной литературы, учебно-методических пособий по преодолению заикания у подростков;

Эмпирические:

- сбор и анализ информации о наличии проектов подобного рода;

- анализ наличия и удобства пользования предложенными приложениями (Instagram, Telegram);

- наблюдение за процессом работы группы заикающихся подростков над предложенной песней;

- опрос и анализ современного музыкального контента (изучается наиболее популярная музыка среди подростков и предлагается избирательно в качестве вариантов в проекте);

- разработка частной стратегии профессиональной помощи специалистами для групп-участников.

Проект ComLogoMusic включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап:

Срок реализации - 1 месяц

- обдумывание и создание привлекательного для публики дизайна контента страницы Instagram (рис.1);

< comlogomusic

ComLogoMusic

Образование

Листай сториз! Говори красиво! Выигрывай!

#comlogomusic #комлогомьюзик

#клм

Сюрприз! А роль? Попоём? Инструкци... Дыши Позвонить Эл. письмо

Л Q 0 О

Рисунок 1 - ComLogoMusic

- создание рекламной кампании;

- привлечение спонсоров (при помощи системы «Giveaway»);

Instagram - на данный момент самая популярная площадка для маркетинга. Популярным и вместе с ним стал способ инвестирования - «Giveaway», заключающийся в том, что пользователь привлекает целевую аудиторию актуальным продуктом; люди-спонсоры, интересующееся данной целевой аудиторией, вступают в проект в роли инвесторов: либо оплачивают взнос, либо предоставляют свои услуги целевой аудитории по определёнными условиям.

- распределение обязанностей между кадровыми сотрудниками, подбор упражнений/советов -помощников для реализации продукта участниками.

Основной этап:

Проект ComLogoMusic будет осуществляться в течение месяца, включает в себя два подэтапа:

I. Super-актёр

Срок реализации - 2 недели

Участникам предлагается почувствовать себя в роли актера: обыграть фрагмент из биографии исполнителя/автора песни -певца/композитора.

Создать продукт - мини-фильм, длительностью 3-5 минут.

II. Лого-music

Срок реализации - 2 недели

Исполнить песню (группой) - создать кавер (авторское исполнение песни);

Предоставить продукт в виде клипа

Система набора, распределения, контроля и сопровождения участников происходит через социальные сети - Telegram и Instagram. Также в работе над проектом принимают участия кадры - психолог, художник - постановщик, логопед (координатор).

Заключительный этап.

Представление готового продукта:

- Участники в группах (5-10 человек) представляют продукты - инсценировку и видео-кавер песни;

- Осуществляется оценка продуктов деятельности участников специалистами по следующим

~ 99 ~

критериям:

■ оригинальность идеи;

■ выразительность и эмоциональность речевой подачи;

■ вовлечённость всех участников, заявленных в группе;

■ использование рекомендаций от координатора (логопеда).

Группы-финалисты по итогам конкурса имеют возможность получить призы от спонсоров и участвовать в зрительском голосовании. Группа - победитель приобретает:

• опыт работы в команде;

• психологические и логопедические рекомендации, которыми можно руководствоваться в будущем;

• навыки свободной коммуникации;

• навыки самопрезентации и главный приз проекта.

При осуществлении любого проекта присутствуют риски. На данном этапе осуществления проекта есть риск нехватки участников, а как следствие, незаинтересованность спонсоров, так как максимальное кол-во участников - основная цель спонсоров, которые готовы инвестировать проект. Для предотвращения риска требуется осуществление рекламной кампании посредством СМИ помимо Instagram.

Также возможен риск преждевременного выхода участника из проекта и нехватки кадрового обеспечения. Для преодоления рисков такого типа необходимо определить организационный сбор для участников.

При удачном осуществлении проекта в перспективе получаем возможность продолжать его реализацию, привлекать больше спонсоров через Giveaway, создавая отличную инвестиционную базу в сфере педагогики и дефектологии, воплощать в жизнь новые интересные музыкальные проекты для участников.

Таким образом, проблема преодоления заикания в подростковом возрасте является сложнейшей задачей для специалистов-логопедов. Разработка и дальнейшая реализация проекта ComLogoMusic позволит устранить коммуникативные и психологические барьеры, обусловленные речевым нарушением. Список использованной литературы:

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : учебное пособие / Н.Л. Карпова. -2-е изд. исправленное и дополненное. - Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. - 200 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 5-89502-011-9. - ISBN 5-89349-060-6.

2. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО "МОДЭК", 1995. - 640 с.

3. Бекоева Д.Д. Психология отклоняющегося поведения детей и подростков. / Д.Д. Бекоева. - М., 1997. - 179с.

© Малина С.Р., 2018

УДК 378(045)

Т.А. Никифорова

аспирант кафедры «Профессиональная педагогика» ФГБОУ ВО «Ижевский государственный

технический университет имени М.Т. Калашникова»,

г. Ижевск, РФ E-mail: ggwptat@gmail.com

ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА КАК СРЕДСТВО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

«УГАСАНИЯ» КОМПЕТЕНЦИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассматривается процесс «угасания» компетенций, его причины, а также образовательные

~ 100 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.