Научная статья на тему 'ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / экологическое воспитание / окружающий мир

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Татьяна Леонидовна

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под «экологическим воспитанием», следует понимать, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все что происходит вокруг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»



УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Санина Татьяна Леонидовна, МАДОУ № 11, г. Армавир

Аннотация. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется. Под «экологическим воспитанием», следует понимать, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все что происходит вокруг.

Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, окружающий мир.

Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей, к природе выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают помочь попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу, на действия причиняющие страдание и боль всему живому [2].

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. Взрослые должны помнить о том, что

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сострадания, сопереживания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того что все живые существа на Земле связанны друг с другом сложной системой связей и в тоже время каждое из них имеет свою экологическую нишу и все они могут существовать одновременно [1].

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную деятельность - следует создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания, сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе [4].

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание животных, полотен, иллюстраций и т.д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки), учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и получая красоту жизни. («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»), осознавать, что красота не как не определяется утилитарным подходом (многие дети считают: то, что вредно то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасной как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, а ёж не нравится - колючий) характер [3].

*

6

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Во время прогулки и экскурсии дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит и в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся ценить и беречь ее, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях, можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоемов, вырубка лесов, уничтожение садов и т.д.) Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности, в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту [2].

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использование игрушек и литературных персонажей.

В рассказах дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым их экологические представления становятся более осознанными.

Обобщение представлений детей о природе и гуманном отношении к ней осуществляется в этических и обобщающих беседах.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать животному. Это позволяют сделать наблюдения [4].

В среднем дошкольном возрасте важными становятся обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связанных в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются, занятия направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

составления рассказов о природе. В систему работы с детьми средней группы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения вместе с воспитателями упрощенными способами создают к ним иллюстрации. Особое место здесь отводится работе с произведениями Е.И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет их ввести в мир «отраженной природы», мир искусства [1].

Важная роль отводится сказкам. У 4-5 летних детей еще преобладают сказочно - игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя его образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистическое представление об окружающем мире.

В старшем дошкольном возрасте важно не только, дальнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней поддержание и развитие познавательного взаимодействия дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составления творческих рассказов, сказок и рассказов о природе этические и обобщающие беседы и другие занятия. Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами, что делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное непосредственное общение [2].

Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Емеле и другим героям: учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации; спорить, доказывая свою точку зрения. В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983. - 54 с.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 68 с.

3. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 164 с.

4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 94 с.

*

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.