Научная статья на тему 'ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие политического и художественного дискурсов / интердискурсивность / гибридный дискурс / борьба за власть / функционально-структурные особенности современной публичной политической речи / interaction of political and artistic discourses / interdiscursivity / hybrid discourse / power struggle / functional and structural particularities of modern public political speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И.А. Новиков

Настоящая статья посвящена рассмотрению взаимодействия и взаимопроникновения политического и художественного дискурсов. Данный феномен проявляется в стремительно возрастающем включении фрагментов из классической художественной литературы в тексты публичных выступлений современных политических лидеров России, Франции и США. Основная цель использования художественного материала заключается в стремлении политика удержать внимание аудитории и вызвать в ее сознании яркие и хорошо знакомые ей образы для того, чтобы получить ее поддержку и одобрение. В статье особое внимание уделено анализу конвергентных и дивергентных черт политического и художественного дискурсов. Так, в обоих дискурсах важную роль играет тесное взаимодействие адресанта и адресата, а также учет адресантом социокультурных, общественно-политических и исторических особенностей того социума, для представителей которого создается текст. Различия политического и художественного дискурсов наиболее четко прослеживаются на функциональном уровне: в политическом дискурсе главной задачей является успешная борьба за власть, а основная функция художественного дискурса – оказать определенное эстетическое воздействие на читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — И.А. Новиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCURSIVITY: ARTISTIC ELEMENTS IN MODERN PUBLIC POLITICAL SPEECH

The paper focuses on the interaction and interpenetration of political and artistic discourses. This phenomenon is manifested in the fast-growing inclusion of classical literature passages into the public speeches of contemporary Russian, French, and American political leaders. The main purpose of the use of artistic content is the politician’s intention to keep the audience’s attention and to evoke vivid and familiar images in its mind in order to gain its support and approval. The article devotes special attention to the analysis of convergent and divergent features of political and artistic discourses. Thus, in both discourses an important role is played by a close interaction between the addresser and the addressee. In addition, the addresser should take into account the socio-cultural, socio-political and historical features of the society for whose representatives a text is produced. Political and artistic discourses have the clearest distinction in terms of function: the main purpose of political discourse is a successful struggle for power, while the main purpose of artistic discourse is to produce an aesthetic effect on a reader.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

подключившись по ссылке. На канале выложено интервью Меликова с журналистами по итогам прямого эфира, в котором он подводит некоторые итоги. Комментарии под публикациями открыты. Подводя итоги, мы можем говорить о важной роли телеграм-каналов в освещении общественно-политической жизни

Библиографический список

Республики Дагестан, распространении политических знаний о политической системе, формировании активной гражданской позиции, формировании общественного мнения. Таким образом, телеграм-каналы, освещая происходящие события в режиме онлайн, представляют собой альтернативу традиционным СМИ.

1. Дукин РА. К вопросу определения понятия «Социальные медиа». Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 37-39.

2. Коноплицкий С. Интернет как предмет социологического анализа. Социология: теория, методы, маркетинг. 2005; № 3: 18.

3. Мокрая Е. Telegram-канал как платформа для политической коммуникации. Русская политология. 2018; № 4: 62-66.

4. Маевская М.И. Анонимные «каналы» мессенджера «Telegram»: особенности речевого поведения. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; Ч. 1, № 05 (59): 148-151.

References

1. Dukin R.A. K voprosu opredeleniya ponyatiya «Social'nye media». Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 37-39.

2. Konoplickij S. Internet kak predmet sociologicheskogo analiza. Sociologiya: teoriya, metody, marketing. 2005; № 3: 18.

3. Mokraya E. Telegram-kanal kak platforma dlya politicheskoj kommunikacii. Russkaya politologiya. 2018; № 4: 62-66.

4. Maevskaya M.I. Anonimnye «kanaly» messendzhera «Telegram»: osobennosti rechevogo povedeniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; Ch. 1, № 05 (59): 148-151.

Статья поступила в редакцию 21.03.23

УДК 81'33

Novikov I.A., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: axmed1232@mail.ru

INTERDISCURSIVITY: ARTISTIC ELEMENTS IN MODERN PUBLIC POLITICAL SPEECH. The paper focuses on the interaction and interpenetration of political and artistic discourses. This phenomenon is manifested in the fast-growing inclusion of classical literature passages into the public speeches of contemporary Russian, French, and American political leaders. The main purpose of the use of artistic content is the politician's intention to keep the audience's attention and to evoke vivid and familiar images in its mind in order to gain its support and approval. The article devotes special attention to the analysis of convergent and divergent features of political and artistic discourses. Thus, in both discourses an important role is played by a close interaction between the addresser and the addressee. In addition, the addresser should take into account the socio-cultural, socio-political and historical features of the society for whose representatives a text is produced. Political and artistic discourses have the clearest distinction in terms of function: the main purpose of political discourse is a successful struggle for power, while the main purpose of artistic discourse is to produce an aesthetic effect on a reader.

Key words: interaction of political and artistic discourses, interdiscursivity, hybrid discourse, power struggle, functional and structural particularities of modern public political speech

И.А. Новиков, аспирант, МГУ имени М.В. Ломоносова, Е-mail: axmed1232@mail.ru

ИНТЕРДИСКУРСИВНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Настоящая статья посвящена рассмотрению взаимодействия и взаимопроникновения политического и художественного дискурсов. Данный феномен проявляется в стремительно возрастающем включении фрагментов из классической художественной литературы в тексты публичных выступлений современных политических лидеров России, Франции и США. Основная цель использования художественного материала заключается в стремлении политика удержать внимание аудитории и вызвать в ее сознании яркие и хорошо знакомые ей образы для того, чтобы получить ее поддержку и одобрение. В статье особое внимание уделено анализу конвергентных и дивергентных черт политического и художественного дискурсов. Так, в обоих дискурсах важную роль играет тесное взаимодействие адресанта и адресата, а также учет адресантом социокультурных, общественно-политических и исторических особенностей того социума, для представителей которого создается текст. Различия политического и художественного дискурсов наиболее четко прослеживаются на функциональном уровне: в политическом дискурсе главной задачей является успешная борьба за власть, а основная функция художественного дискурса -оказать определенное эстетическое воздействие на читателя.

Ключевые слова: взаимодействие политического и художественного дискурсов, интердискурсивность, гибридный дискурс, борьба за власть, функционально-структурные особенности современной публичной политической речи

Актуальность исследования объясняется необходимостью исследования таких понятий, как «интердискурс» и «гибридный дискурс», получающих все большее распространение в современной лингвистике, и определения точек пересечения политического и художественного дискурсов в современных публичных политических речах.

Цель настоящей статьи - проанализировать функционирование элементов художественного дискурса в современных публичных политических речах на русском, английском и французском языках.

Сформулированная цель обусловливает решение нижеследующих исследовательских задач:

1. Дать определение терминам «интердискурс» и «гибридный дискурс».

2. Рассмотреть взаимодействие политического и художественного дискурсов и установить их сходства и различия.

3. На основе выступлений современных политических лидеров на русском, английском и французском языках проанализировать, каким образом элементы художественного дискурса функционируют в политическом дискурсе.

При решении поставленных задач были применены следующие общенаучные методы: синтез, анализ, индукция, дедукция, метод сплошной выборки и дискурсивный анализ.

Научная новизна заключается в анализе репрезентативного эмпирического материала на трех языках, наглядно отражающего функционирование элементов художественного дискурса в современной публичной политической речи.

Теоретическая значимость состоит в том, что представленные теоретические положения и рассмотренные примеры позволяют расширить актуальные направления современной лингвистической науки - лингвостилистику, риторику и теорию дискурса.

Практическая значимость проявляется в возможности использования материалов проведенного исследования при составлении методических материалов и подготовке вузовских лекционных и семинарских занятий по теории дискурса, политической лингвистике, интерпретации художественного текста и стилистике.

В настоящее время во многих исследованиях в области дискурсологии акцентируется внимание на дискурсивных границах, в результате прозрачности и подвижности которых нередко происходит взаимопроникновение и взаимовлияние различных дискурсов. Так, в последнее время отмечается все более активное взаимодействие политического и художественного дискурсов, поскольку, с одной стороны, политика пронизывает все сферы человеческой жизни, с другой стороны, жизнь человека в современном обществе сложно представить без художественной литературы, в частности без аллюзий на общеизвестные классические литературные произведения или цитирования высказываний культовых персонажей. Результаты пересечения данных дискурсов могут быть представлены, например, в виде художественного романа на политическую тему или литературных произведений современных авторов-прозаиков, в которых сюжетные перипетии облечены в политическую канву. Более того, во время публичных выступлений политические деятели самых разных рангов с завидной регулярно-

стью включают в свои речи реплики известных литературных героев или цитируют целые пассажи из художественных произведений.

В связи с распространением подобного явления в современной лингвистике образовались такие термины, как «интердискурс» и «гибридный дискурс». Исследуя взаимодействие дискурсов, Н.С. Олизько определяет интердискурсив-ность как «способность дискурса манифестировать свои базовые системообразующие признаки в нетипичной для данного типа дискурса ситуации (в ситуации, которая по внешним признакам относится к другому типу дискурса), способность дискурса расширять свои границы, «проникать» в другой дискурс» [1, с. 31]. Соответственно, интердискурсивность характерна для любого типа дискурса (не только для политического или художественного), однако в случае политического дискурса она позволяет выделить его всепроникающий характер.

И.В. Силантьев, в свою очередь, пишет, что «причины дискурсных смешений - в самой жизни, окружающей нас и дающей начало новой риторике социокультурных коммуникаций» [2, с. 128].

Определение точек соприкосновения политического и художественного дискурсов требует рассмотрения особенностей каждого из вышеназванных типов дискурса.

На сегодняшний день существует большое количество дефиниций политического дискурса, который может рассматриваться не только в рамках различных областей научного знания - лингвистики, философии, социологии, политологии и др., но и с позиции всевозможных лингвистических подходов, среди которых особое место занимают социолингвистический, когнитивный и лингвокультуро-логический.

В политической лингвистике хорошо известна широкая трактовка политического дискурса А.Н. Баранова и Е.П Казакевича: «Политический дискурс - это совокупность всех речевых актов, используемых в политических дискуссиях, а также правил публичной политики, освещенных традицией и проверенных опытом» [3, с. 6].

А.П. Чудинов полагает, что политический дискурс, трактуемый как совокупность лингвистических и экстралингвистических составляющих, вбирает в себя «все присутствующие в сознании говорящего и слушающего (пишущего и читающего) компоненты, способные влиять на порождение и восприятие речи» [4, с. 18].

Среди формальных и содержательно-композиционных особенностей политического дискурса, которые его явным образом отличают, например, от научного или юридического, следует выделить диалогичность, которая представляет собой монолог с использованием различных коммуникативно-речевых приемов (обращение, вопрос, восклицание), многочисленные речевые клише и устоявшиеся формулировки, сопровождаемые при этом экспрессивными языковыми средствами и, нередко, авторскими окказионализмами, а также набор речевых стратегий и тактик, направленных на оказание речевого взаимодействия на аудиторию [5].

С учетом того, что фундаментом политического дискурса служит борьба за власть, Е.И. Шейгал усматривает в нем пять основных функций:

1. Функция интеграции и дифференциации в группах людей, участвующих в политическом процессе.

2. Функция агональности и гармонизации при взаимодействии между участниками данного процесса.

3. Акциональная функция, когда «говорить» означает «делать».

4. Функция интерпретации, иными словами, формирование политической «языковой реальности».

5. Контролирующая функция, то есть контроль за действиями избирателей и самих политических деятелей [б, с. 11].

Согласно классификации В.И. Карасика, в отличие от политического дискурса, который определяется как институциональный, художественный дискурс относится к бытийному типу, поскольку речевое взаимодействие в его рамках не осуществляется на уровне социальных институтов, поэтому автор текста волен представить читателю свой внутренний мир и свое мироощущение во всем многообразии [7, с. 346-347].

По мнению Е.В. Поветьевой, художественный дискурс можно охарактеризовать с точки зрения взаимодействия, с одной стороны, автора и читателя, с другой - одного конкретного художественного текста с другими художественными текстами, в которых содержатся самые разные исторические, эстетические и социокультурные сведения об окружающей действительности, и в результате подобного взаимодействия достигается определенная эмоциональная реакция со стороны читателя [8].

Н.Л. Палеева справедливо утверждает, что художественный текст побуждает читателя к рефлексии, которая приводит к формированию «некоторого пространства понимания», проявляющегося в наборе идей и представлений, способных оказать влияние на духовный мир человека и его мировосприятие [9, с. 90].

Итак, несмотря на то, что в художественном дискурсе могут проявляться некоторые черты других дискурсов, его основная прагматическая цель состоит в воздействии автора на духовный мир читателя через текст произведения.

Другое важное свойство художественного дискурса проявляется в концептуализации знаний, так как во многих текстах художественной литературы могут содержаться отголоски культуры, характеризующие общество на определенном этапе его развития [10].

Отметим также, что художественный дискурс далеко не всегда отражает действительность, а наоборот, скорее создает свою версию, свою модель мира -творит параллельные, «возможные миры» (в терминологии Ю.М. Лотмана [11]).

Основные различия между политическим и художественным дискурсами проявляются на функциональном уровне: основная функция политического дискурса - оказание эффективного манипулятивного речевого воздействия на реципиента в ходе борьбы за власть, тогда как центральная функция художественного дискурса - оказание эстетического воздействия на читателя и его внутренний мир. Кроме того, в текстах политического и художественного дискурсов прослеживаются отличия в используемых языковых средствах: в художественном тексте автор нередко создает окказионализмы, тогда как в политическом тексте гораздо чаще встречаются стереотипные словосочетания, политические штампы и клише [12].

Среди основных точек пересечения политического и художественного дискурсов следует назвать, во-первых, создание автором субъективной картины мира, которая во многом определяется его духовно-нравственными ценностями и убеждениями, во-вторых, оба дискурса характеризуются использованием нар-ратива в качестве инструмента для привлечения и удержания внимания адресата, а в-третьих, важным оказывается направленность к идентификации.

Сопоставляя функции политического и художественного дискурсов и исследуя их жанровое разнообразие, Е.И. Шейгал отмечает, что «художественный дискурс пересекается с политическим в таких литературных жанрах, как мемуары, документальная проза, ироническая поэзия, памфлет, в некоторых фольклорных жанрах (анекдот, частушки), в жанрах креолизованных текстов изобразительного и исполнительского искусства - плакат, карикатура, телепародия, кинофильм. Основной функцией собственно художественного дискурса является самовыражение, однако в тех областях художественного дискурса, которые соприкасаются с полем политики, в той или иной степени присутствует и социальный заказ» [6, с. 42].

Одним из наиболее распространенных жанров политического дискурса является публичная политическая речь, которой присущи следующие черты: монологичность с элементами диалогичности, адресность, ритуализированность с сильным проявлением индивидуальности оратора, доступность содержания самой широкой аудитории, а также логичность и последовательность изложения аргументов.

Наряду с хорошо изученными функционально-содержательными и структурными характеристиками публичной речи в выступлениях современных политиков самого разного ранга и принадлежащих к различным культурам прослеживаются элементы художественного дискурса, в частности цитаты и пассажи из классических литературных произведений известных романистов и поэтов, а также пословицы и поговорки.

В.В. Путин в своих выступлениях регулярно обращается как к художественным произведениям, так и к пословицам и поговоркам: в обращении к нации 24 февраля 2022 года он произнес: «Сила есть, ума не надо» [13].

Другим наглядным примером может служить пословица из выступления президента 21 февраля 2022: «Собака лает, а караван идёт» [14].

В то же время В.В. Путин, стремясь сделать более образными и запоминающимися высказываемые идеи, цитирует фрагменты художественных произведений отечественных и зарубежных писателей. Обращаясь к Федеральному собранию 21 апреля 2021, он цитирует «Книгу Джунглей» Редьярда Киплинга: «И конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие Табаки, всё как у Киплинга, подвывают, для того чтобы задобрить своего суверена» [15].

Рассуждая на тему счастья, В.В. Путин приводит фразу из творчества Льва Толстого: «В жизни нет счастья, есть только зарницы его, дорожите ими» [16].

На заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» В.В. Путин процитировал Шигалева, одного из центральных персонажей романа «Бесы» Ф.М. Достоевского: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом» [17]. Далее в ходе уже упомянутого заседания президент обратился к аудитории посредством короткой выдержки из знаменитой речи Александра Солженицына: «Для Запада характерно «длящееся ослепление превосходства» <...>» [17].

Кроме того, интересными примерами оказываются публичные выступления постпреда России при ООН В.А. Небензя, который высказал свои упреки в отношении коллективного запада, процитировав несколько строк из стихотворения «Признание» А.С. Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» [18]. А в заключение публичной речи, произнесенной на заседании Совета Безопасности ООН, В.А. Небензя процитировал фрагмент из пьесы «Генрих VI» Уильяма Шекспира: «Всегда в душе преступной подозрения» [19].

Во время выступления на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Французской Республики Эмманюэль Макрон приводит строки из пьесы «Шантеклер» французского драматурга Эдмона Ростана: «C'est dans la nuit qu'il est beau de croire à la lumière» [20].

Проведенный анализ публичных выступлений Эмманюэля Макрона позволяет утверждать, что нередко президент Франции цитирует пассажи из произведений русских классиков. Так, например, выступая на ежегодном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в 2018 году, французский лидер цитирует Александра Солженицына: «<...> ce qu'Alexandre Soljenitsyne appelait «le déclin du courage»» [21].

В рамках уже упомянутого ранее экономического форума в Санкт-Петербурге Эмманюэль Макрон подкрепил свои размышления примером из романа «Война и Мир»: «[Bézoukhov] ressent cette paix de l'âme, ce contentement de soi-même, que jusque-là, il avait en vain appelé de tous ses voeux» [21].

Стремясь четко обозначить свою позицию, действующий президент США Джозеф Байден в ходе выступления 26 марта 2022 года искусно процитировал Серена Кьеркегора: «Faith sees best in the dark» [22]. И впоследствии, проводя параллель между прошлым и настоящим страны, американский лидер отсылает аудиторию к словам Авраама Линкольна: «Let us have faith that right makes might» [22].

В инаугурационной речи американского лидера также содержатся отсылки к прецедентным текстам: в первом случае Джозеф Байден ссылается на Библию: «...as the Bible says weeping may endure for a night but joy comes in the morning» [23]; а во втором случае источником цитирования выступило высказывание 16-го

Библиографический список

президента США Авраама Линкольна: «If my name ever goes down into history it will be for this act and my whole soul is in it» [23].

В заключение отметим, что вследствие прозрачности и подвижности дискурсивных границ в настоящее время довольно часто наблюдается взаимопроникновение различных дискурсов: например, фрагменты художественной литературы, пословицы и поговорки могут включаться в публичные выступления современных политических деятелей. При этом, как следует из проведенного анализа, художественные элементы в публичных речах, с одной стороны, позволяют привлечь внимание аудитории, выделить наиболее важные идеи и тем самым усилить оказываемое речевое воздействие на сознание адресата, с другой стороны, способствуют сближению с реципиентом, так как в большинстве случаев политические лидеры цитируют хорошо известные широкой общественности литературные произведения.

1. Олизько Н.С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Челябинск, 2009.

2. Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений. Москва: Языки славянской культуры, 2006.

3. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. Советский политический язык (от ритуала к метафоре). Москва: Знание, 1991. 0

4. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. Москва: Флинта», Наука, 2006.

5. Кожемякин Е.А. Лингвистические стратегии институциональных дискурсов. Современный дискурс-анализ. 2011; Выпуск 3. Available at: http://www.discourseanalysis.org/ada3.pdf

6. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Диссертация ... доктора филологических наук. Волгоград: ВолГУ, 2000.

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2004.

8. Поветьева Е.В. Прецедентное имя как феномен интертекстуальности в англоязычном художественном дискурсе. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2014.

9. Галеева Н.Л. Параметры художественного текста и перевод. Тверь: Тверской государственный университет, 1999.

10. Гуо Х. Особенности дискурса художественного произведения. Молодой ученый. 2017; № 20 (154). Available at: https://moluch.ru/archive/154/43562/

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва, 1970.

12. Гуляева Т.В. Политический и художественный дискурс: точки соприкосновения. Пермь, 2009.

13. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/67843

14. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/67828

15. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/65418

16. Путин В.В. Пресс-конференция по итогам российско-американских переговоров 16 июня 2021 года. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65870

17. Путин В.В. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября 2022 года. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69695

18. Небензя процитировал Пушкина на заседании Совбеза ООН. Available at: https://ura.news/news/1052357427

19. «Всегда в душе преступной подозренье»: Небензе стало неловко за Британию. Available at: https://regnum.ru/news/polit/2406108.html

20. Macron E. Déclaration du Président de la République française à la 75e session, 3e séance plénière. Available at: https://digitallibrary.un.org/record/3905539?ln=ru

21. Macron E. Discours d'Emmanuel Macron Saint-Pétersbourg 25 mai 2018. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/05/25/discours-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-lors-du-forum-economique-a-saint-petersbourg

22. Biden J. Remarks by President Biden on the United Efforts of the Free World to Support the People of Ukraine. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/26/remarks-by-president-biden-on-the-united-efforts-of-the-free-world-to-support-the-people-of-ukraine/

23. Biden J. Inaugural Address by President Joseph R. Biden, Jr. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/01/20/inaugural-address-by-president-joseph-r-biden-jr/

References

1. Oliz'ko N.S. Semiotiko-sinergeticheskaya interpretaciya osobennostejrealizacii kategorij intertekstual'nosti i interdiskursivnosti v postmodernistskom hudozhestvennom diskurse. Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.

2. Silant'ev I.V. Gazeta i roman: Ritorika diskursnyh smeshenij. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2006.

3. Baranov A.N., Kazakevich E.G. Parlamentskie debaty: tradicii i novacii. Sovetskij politicheskj yazyk (ot rituala k metafore). Moskva: Znanie, 1991. 0

4. Chudinov A.P. Politicheskaya lingvistika: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta», Nauka, 2006.

5. Kozhemyakin E.A. Lingvisticheskie strategii institucional'nyh diskursov. Sovremennyjdiskurs-analiz. 2011; Vypusk 3. Available at: http://www.discourseanalysis.org/ada3.pdf

6. Shejgal E.I. Semiotikapoliticheskogodiskursa. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Volgograd: VolGU, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Moskva: ITDGK «Gnozis», 2004.

8. Povet'eva E.V. Precedentnoe imya kak fenomen intertekstual'nosti v angloyazychnom hudozhestvennom diskurse. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2014.

9. Galeeva N.L. Parametry hudozhestvennogo teksta iperevod. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 1999.

10. Guo H. Osobennosti diskursa hudozhestvennogo proizvedeniya. Molodoj uchenyj. 2017; № 20 (154). Available at: https://moluch.ru/archive/154/43562/

11. Lotman Yu.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. Moskva, 1970.

12. Gulyaeva T.V. Politicheskijihudozhestvennyjdiskurs: tochkisoprikosnoveniya. Perm', 2009.

13. Putin V.V. Obraschenie Prezidenta Rossijskoj Federacii 24 fevralya 2022 goda. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/67843

14. Putin V.V. Obraschenie Prezidenta Rossijskoj Federacii 21 fevralya 2022 goda. Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/67828

15. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 21 aprelya 2021 goda. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/65418

16. Putin V.V. Press-konferenciya po itogam rossijsko-amerikanskih peregovorov 16 iyunya 2021 goda. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65870

17. Putin V.V. Zasedanie Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» 27 oktyabrya 2022 goda. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/69695

18. Nebenzya procitiroval Pushkina na zasedanii Sovbeza OON. Available at: https://ura.news/news/1052357427

19. «Vsegda vdusheprestupnojpodozren'e»: Nebenze stalonelovkoza Britaniyu. Available at: https://regnum.ru/news/polit/2406108.html

20. Macron E. Déclaration du Président de la République française à la 75e session, 3e séance plénière. Available at: https://digitallibrary.un.org/record/3905539?ln=ru

21. Macron E. Discours d'Emmanuel Macron Saint-Pétersbourg 25 mai 2018. Available at: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/05/25/discours-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-lors-du-forum-economique-a-saint-petersbourg

22. Biden J. Remarks by President Biden on the United Efforts of the Free World to Support the People of Ukraine. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/26/remarks-by-president-biden-on-the-united-efforts-of-the-free-world-to-support-the-people-of-ukraine/

23. Biden J. Inaugural Address by President Joseph R. Biden, Jr. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/01/20/inaugural-address-by-president-joseph-r-biden-jr/

Статья поступила в редакцию 17.03.23

УДК 81'33

Novikov I.A., postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: axmed1232@mail.ru

DEVIANT USUS IN ARTISTIC DISCOURSE AS A REFLECTION OF SOCIO-CULTURAL METAMORPHOSIS OF MODERN SOCIETY. The paper studies sociocultural factors which have radically changed the language of modern literature. The transformation of the lexical composition of literary works in the late 20th and early 21st centuries is significantly influenced by the destruction of numerous speech taboos, the total democratization of literary language, the decrease in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.