\
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УДК 316.6
Е.А. Горшков
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
ИНТЕРАКЦИОНИСТСКИИ ПОДХОД Ч.Х. КУЛИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматриваются социально-психологические идеи американского социолога и психолога Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Автор прослеживает вклад теории Кули в процесс становления американской социальной психологии в конце XIX - начале XX веков. Анализируются основные проблемы теории социального взаимодействия.
Ключевые слова: социальная психология, Чарльз Кули, интеракционизм, символический интеракционизм, первичные группы, социализация, конформизм, интеракция, перцепция, теория зеркального Я.
E.A. Gorshkov, Arzamas branch of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University
INTERACTIONS APPROACH OF C.H. COOLEY TO THE SUBJECT AND METHOD OF SOCIAL
PSYCHOLOGY
Abstract. Article is devoted to the analysis of the social-psychological ideas of the American sociologist and psychologist Charles Horton Cooley (1864-1929). Paper provides the Cooley's contribution to the process of becoming of the social psychology in the USA in the end of XIX - beginning XX centuries.
Keywords: social psychology, Charles Cooley, interactionism, symbolic interactionism, primary groups, socialization, conformism, interaction, perception, concept of the looking glass self.
В конце XIX века в США происходили процессы зарождения и становления новой психологической дисциплины социальной психологии [2]. При рассмотрении социально-психологических явлений доминировали идеи психологического эволюционизма, однако постепенно интерес ученых вызывает исследование не только отдельно взятого индивида, но и процесс межличностного взаимодействия. Слабость эволюционно-психологического, а также философского подходов в понимании процесса межличностного взаимодействия была призвана преодолеть интеракционистская ориентация. В центре ее внимания стоит процесс взаимодействия индивидов (от англ. interaction - «взаимодействие»). Но сама личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается при этом не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.
Философски эта идея не была, конечно, новой. В психологии ее первым воплощением была теория американского психолога Уильяма Джеймса (James). Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я - концепции». Возможно, именно этот факт обусловил необычайную популярность интеракционисткой ориентации в США. Социологический аспект проблемы структуры личности и ее самосознания исследовал профессор Мичиганского университета Чарльз Хортон Кули (1864-1929). Основополагающая для интеракционизма работа Кули «Человеческая природа и социальный порядок» («Human Nature and the Social Order») появилась на свет в 1902 г.
Имя Ч. Кули в отечественной историко-психологической литературе (Андреева Г.М., Свенцицкий А.Л., Журавлев А.Л, Мейжис Л.Г., Почебут И.А.) чаще всего упоминается именно при рассмотрения его взглядов в рамках теории символического интеракционизма. Отдельного
внимания заслуживает вопрос о значении и роли работ Кули в процессе становления социальной психологии США как самостоятельной дисциплины.
К предмету социальной психологии Кули подошел главным образом с социологической, а не с психологической точки зрения. Тем не менее, в зарубежной историографии начала XX в. Кули считается следующим, кто, вслед за Д. Болдуином (Baldwin), попытался разработать конкретную социально-психологическую теорию в США, а его работа - очередным шагом в процессе развития социально-психологического знания [8, p. 291].
Свою первую книгу «Человеческая природа и социальный порядок» Кули посвятил изучению индивидуального, личностного аспекта «живого социального процесса». Во второй книге - «Социальная организация» («Social Organization», 1909) - общество рассматривалось им уже с точки зрения социального целого. Ее подзаголовок «A study of larger mind» указывает на то, что основное внимание в ней уделяется общественному сознанию, несводимому к сознанию отдельных индивидов. Работа 1918 г. «Социальный процесс» («Social Process») предоставляет наиболее полную картину взглядов ученого в рамках разрабатываемого им подхода.
Свой подход Кули называл «органическим», но не в смысле биологического органицизма, а потому, что он исходит из признания изначального единства личности и общества [3, с. 100]. «Органический подход подчеркивает как единство целого, так и собственную ценность индивида, объясняя одно через другое» [4, с. 34].
Концепция Кули во многом была направлена против инстинктивистских и механистических интерпретаций, признавая невозможность рассматривать инстинкты как универсальные мотивы социального поведения, с одной стороны, а также интерпретировать личность с помощью принципа «подражания» - с другой.
Признаком истинно социального существа Кули считает способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания -общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. «Не существует чувства Я... без соответствующего ему чувства Мы, или Он, или Они» [3, с. 110]. Сознательное действие, по Кули, есть всегда действие социальное. А действовать социально - значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем «Я», которые складываются у других людей.
Социально-психологическая теория Кули в основе своей имеет результаты наблюдений за процессом детского развития, в частности, самопрезентации детей. В отличие от Болдуина, Кули ставил себе целью рассмотрение данных наблюдений в тесной связи с миром социальных форм и процессов, с социологической точки зрения [6, p. IV].
Признавая в этой связи влияние Болдуина и Джеймса, Кули приводит центральный тезис своей теории о неразделимости индивидуального и социального в жизни человека. «Личность» и «общество» - не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения. Следовательно, Кули предлагает рассматривать социальное сознание группы и сознание индивида вместе, а не по отдельности, так как попытка изучать их поодиночке и затем суммировать для понимания общества в целом неизбежно заведет в тупик. Это «индивидуализм» в дурном смысле слова» [4, с. 41].
Главная цель книги 1902 г. «Человеческая природа и социальный процесс», по заявлению самого Кули - «объяснить с разных точек зрения, что такое индивид, рассматриваемый как часть социального целого» [4, с. 34].
Обосновывая такую постановку цели, Кули продолжает: «Обособленный индивид - это абстракция, чуждая опыту, равно как и общество, взятое в отрыве от индивидов. Реальность -это человеческая жизнь, которую можно рассматривать как со стороны ее индивидуальности, так и в социальном, то есть всеобщем, аспекте, но которая на самом деле всегда остается
одновременно и индивидуальной, и всеобщей» [4, с. 34].
В работах Кули берут свое начало многие аспекты современных социально-психологических проблем. Среди них такие явления как: социализация, конформизм и нонконформизм, лидерство, личная власть.
Конформизм Кули рассматривает как один из механизмов подражания, наряду с соперничеством и идолопоклонством. Тем не менее, его определение конформизма «как стремление следовать стандартам, установленным группой», довольно близко к современным определениям данного понятия. Кули не рассматривает конформизм как явление группового давления, считая, что это «добровольное копирование общепринятых способов деятельности», однако верно подмечает одну из функций конформизма - «быть как все, а не выделяться» [4, с. 210].
Кули выделяет две формы нонконформизма: первая представляет собой порыв протеста, или «действие вопреки», ведущее к отказу от общепринятых норм и правил из духа противоречия; вторая - это отказ от бытующих и рутинных норм во имя каких-то новых и необычных. Кули, между тем не видит четкой границы между конформизмом и нонконформизмом, рассматривая последний как «отбор близких по духу взаимоотношений», и называет такой нонконформизм «позитивным и конструктивным». Отрицательной формой нонконформизма, по Кули, является позиция человека, не признающего ничего, «помимо личного своеобразия» [4, с. 216].
Рассматривая понятие «лидерство», Кули считал его синонимом термина «личное влияние». Также стоит отметить, что Кули рассматривал явления лидерства, личной власти и личного влияния параллельно, в тесной взаимосвязи друг с другом. По сути дела, Кули пытался разработать социально-психологическую теорию лидерства, пытаясь выяснить «что делает лидерство возможным для одних и недоступным для других» [4, с. 228]. Однако «лидерство» Кули изучал вне группы, как социально-психологического понятия, исследуя это явление в общественном и общечеловеческом масштабе. Важными являются те выводы ученого, которые касаются понимания происхождения лидерства. Кули пытался найти отличительные черты характера лидера. Быть лидером, по Кули, - значит быть «крупной личностью», «с одной стороны, обладать яркой индивидуальностью, а с другой - способностью к глубокому сочувствию» [4, с. 234].
Кули выделял два вида наследственности: природная и социальная. Он описывает их соотношение в виде метафоры: «...существуют как бы река и дорога, бегущая по ее берегу, -две линии передачи. Река - это наследственность, или естественная передача, а дорога - это коммуникация, или социальная передача» [4, с. 12]. Социальная наследственность передается через язык, взаимодействие и образование.
Человеческая природа, по Кули, состоит из первичных социальных чувств, которые развиваются на основании инстинктивных эмоций, но представляют собой уже несравненно более сложные образования. Кули называет их «сантименты». При описании концепции Кули необходимо различать понятия «чувство», «эмоция», «сантименты». Приняв понятие «чувство» как родовое по отношению к «эмоции» и «сантименту», за эмоцией удобно будет закрепить те переживания, которые Кули назвал первичными и инстинктивными (гнев, страх, половое влечение, голод и проч.), под сантиментами же будут пониматься более сложные образования. Такие, как осознание себя самого по отношению к другим, желание одобрения, соперничество, чувство чести, чувство социальной справедливости и несправедливости и т.п. [5, с. 132]. Эти последние и составляют главную основу социальной наследственности индивида, и эта основа закладывается в нем только путем взаимодействия с другими людьми. Процесс передачи человеку человеческой природы, начинающийся сразу с момента его рождения, больше всего интересует Кули, и именно поэтому в его концепции такое огромное значение имеет понятие
«первичной группы». В отечественной историографии принято считать, что именно Кули впервые вводит термин «первичные группы» (primary groups), однако еще в 1894 г. мы встречаем его в работе А. Смолла (Small) и Дж. Винсента (Vincent) «Introduction to the Study of Society» в главе «Primary social groups» (Первичные социальные группы.)
Проблема первичных групп и связанная с ней проблема социализации представляются наиболее значимыми для современной социальной психологии в творчестве Кули.
Первичной группой Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Именно первичная группа является основой для формирования социальной природы индивидуума, его идеалов [7, p. 23]. Это - небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Примеры первичных групп: детский игровой коллектив, семья, соседство. Кули отмечает, что в первичных группах существует не только гармония и любовь, но и соперничество, конкуренция, вражда.
Первичная группа - это социальное образование. Кули, в отличие от многих его современников, воспринимает социальную группу как нечто принципиально отличное от некоторого числа индивидов, ее составляющих: группа обладает организацией, отличной от той, которая присуща внутреннему миру (или, точнее, внутренним мирам) отдельных составляющих ее индивидов. Кули, признавая, что социальная группа и человеческий индивид - безусловно, два различных феномена, настаивает: их нельзя рассматривать как отдельные феномены, «это просто коллективный и дистрибутивный аспекты одного и того же явления» [4, с. 33]. Первичная группа является первичной в том смысле, что именно она дает индивиду самый ранний и самый доскональный опыт социального единства (групповой принадлежности) [7, p. 26].
Влияние первичной группы на индивида выходит далеко за пределы того времени и места, в котором происходит реальное общение ее членов. Индивид общается со своей группой, и, будучи совершенно один, он мысленно продолжает беседовать с теми людьми, которые входят в данную группу, спорить с ними, подыскивать аргументы в защиту своей точки зрения. Часто для того, чтобы сформулировать для себя самого какую-то мысль, ему необходимо посадить перед собой воображаемого собеседника и вести (или продолжать) с ним дискуссию. Такое общение, реальное или воображаемое - это наиболее привычная форма, в которой только и может функционировать и развиваться сознание человека. «Сознание - не отшельническая келья, а место гостеприимства и общения» [4, с. 76].
Продолжая свои рассуждения, Кули делает заключение о существовании воображаемого общения: «реальное лицо неотделимо от воображаемого; в самом деле, быть воображаемым - значит, стать реальным в социальном смысле» [4, с. 74].
Кули вводит понятие «персонального (личного) представления». Персональное представление - это представление о конкретном человеке, наделенном теми качествами и свойствами, которые в персонифицированном виде отражают главные, наиболее важные для человека, осмысляющего мир в данный момент черты познаваемого им мира. Знания об этом мире передаются индивиду именно этими людьми и через них, и не только посредством передачи мыслей в словах, но самими качествами этих людей. Поэтому Кули и утверждает, что все лица, присутствующие в нашем сознании, - воображаемые.
Персональные представления содержат чувственный элемент или символ, с которым связан более или менее сложный комплекс мысли и чувства (сантимента, по Кули). Персональные сантименты возникают на основании персональных символов. Социальная реальность - это персональные представления», поэтому для Кули «общество, как таковое, -это связь между личными представлениями» [4, с. 91]. Кули призывает изучать личность и общество через представления - «глубокое понимание любого социального факта требует от
нас предположения: а что именно люди думают друг о друге» [4, с. 93].
Здесь Кули вплотную подходит к пониманию структуры коммуникации (общения), включая сюда не только процесс интеракции - межличностного взаимодействия, но и факт перцепции - восприятия людьми друг друга. В качестве примеров Кули приводит многие факты взаимного влияния индивидов или группы на поведение и суждения человека.
Персональные представления лежат в основе всех влияний, которые люди оказывают друг на друга. Любой человек, живущий в обществе, оказывает определенное влияние на окружающих людей, а тем самым и на общество. В силу этого он и является членом общества.
Для наиболее полного понимания процесса влияния первичной группы на человека и людей друг на друга, Кули вводит термин «симпатия», определяя его как «способность разделять любое ментальное состояние, передаваемое в общее» [4, с. 103]; «мера личности человека, показывающая, сколь много или мало в нем человеческого»; «функция всего сознания, объединяющего все специфические способности человека» [4, с. 106]. Влияние через симпатию, по мнению Кули, - это основа авторитета и лидерства.
В рамках первичных групп происходит и социализация индивида. Человек на протяжении всей жизни продолжает искать и находить себе новые первичные отношения, включаться в другие первичные группы или даже формировать их вокруг себя, расширяя тем самым свое представление о мире. С одной стороны, Кули рассматривает процесс социализации как результат социального взаимодействия, а с другой - как процесс усвоения индивидом социального опыта. Усвоение идеалов, моральных норм индивида происходит в ходе коммуникации. В данном случае - процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникация у Кули - более широкое понятие. Под коммуникацией, Кули понимает механизм, благодаря которому становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Коммуникация включает в себя мимику, отношения, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени [7, p. 61].
Принимая за процесс социализации процесс развития «Я» индивида, Кули выделяет следующие стадии социализации: «чувство «Я» (selffeeling), «чувственные состояния» (felling states) и «представления» (imaginations). Социализация «измеряется» Кули посредством рассмотрения возникновения «образов» (персональных представлений) в сознании. Последние переходят в «социальные чувства», социально подкрепляемые образцы и нормы поведения.
Таким образом, можно сказать, что социализация происходит в ходе восприятия индивидом других людей. Восприятие индивида как субъекта будет зависеть от того, каким образом его воспринимают другие.
В этой связи Кули развивает теорию, которая вошла в историю под названием теории «зеркального Я». Ее истоки восходят идеям о «социальном Я» У. Джемса и воззрением Дж. Дьюи. Согласно У. Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится.
Для обозначения возникающего у человека при восприятии другого «чувства Я», Кули вводит термин «зеркальное Я» [6, p. 152]. Речь идет о том, что в обществе человек постоянно смотрится в «зеркало», в качестве которого выступают другие люди - их мнения, их поведение, их реакции. «Подобно тому как мы бываем заинтересованы своим отражением в зеркале, довольны или не довольны собой, так и в воображении мы рисуем себе, что другие люди думают о нашей внешности, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д.».
Человек бессознательно начинает ориентироваться на эти зеркальные отражения и выстраивать свое собственное Я согласно этим отражениям. Подобная ориентация на «отражения» проходит, по мнению Кули, три стадии своего формирования.
Конструирование в воображении своей собственной внешности. Человек планирует свой внешний образ; он представляет себе, как он выглядит со стороны, он формирует свой облик. В особенности это касается так называемых «значимых других» (significant others), то есть тех, чье мнение имеет значение для субъекта.
Интерпретация реакций других. Человек анализирует то, как «другие» реагируют на него и совпадает ли субъективное самовосприятие с восприятием его другими.
Конструирование собственного образа. Соединяя изначальную мотивацию с реакциями «других», человек формирует собственный образ, который детерминирует социальное поведение индивида [7].
Таким образом, «зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. В данном случае Кули вплотную подходит к проблеме формирования самосознания человека, становления Я-концепции.
Подводя итоги, следует отметить, что в работах Ч. Кули социально-психологическое знание сводилось к изучению социального взаимодействия, основным предметом исследования становился процесс социализации личности, развитие социального «Я» в группах, процесс коммуникации, проблемы конформизма и лидерства.
Социально-психологическая теория Кули значительно расширила предметную область становящейся дисциплины социальной психологии, включив в неё проблемы первичных и вторичных социальных групп, их соотношения, аспекты социализации личности, а также вопрос о механизмах социализации, процессы общения и коммуникации, конформизма и нонконформизма, лидерства и социальной власти. Тем самым, в своих работах Кули выступил как один из основоположников социальной психологии. В то же время ограниченность методологии и теоретических схем привели его к психологическому редукционизму.
Среди достоинств интеракционистской ориентации Кули в понимании социально-психологических явлений следует выделить отказ от принципа подражания и идеи «группового разума», введение понятия малой группы, разработку процессов взаимодействия и коммуникации индивидов. Основная критика интеракционизма сводится к отсутствию опоры на эмпирические данные, сведению всех социально-психологических явлений лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, ограниченность метода наблюдения в социально-психологическом исследовании.
Интеракционизм имел особое значение в истории американской социально-психологической мысли. Многие теоретические проблемы, разрабатываемые Кули, впоследствии стали основой для построения современных социально-психологических концепций, а понятия «интеракция» и «перцепция» прочно утвердились в структуре категорий, которые изучает современная социальная психология.
Список литературы:
1. Горшков Е.А. Социально-психологическая теория Ч.Х. Кули // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 8. - С. 7-10.
2. Горшков Е.А. Становление социальной психологии США: дис. ... канд. психол. наук. -Арзамас, 2011. - 227 с.
3. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов. - М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА М, 2001. - 576 с.
4. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2000. - 320 с.
5. Чеснокова В.Ф. Язык социологии: курс лекций - М.: ОГИ, 2010. - 544 с.
6. Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. - New York: Charles Scribner's Sons, 1922. - 460 p.
7. Cooley C.H. Social Organization: A study of the larger mind. - New York: Charles Scribner's Sons, 1909. - 426 p.
8. Karpf F.B. American Social Psychology: Its Origins, Development and European Background.- New York: McGraw-Hill Book Company, 1932. - XVII, 461 p.