Научная статья на тему 'Интерактивный редактор базы знаний интеллектуальной компьютерной обучающей системы'

Интерактивный редактор базы знаний интеллектуальной компьютерной обучающей системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивный редактор базы знаний интеллектуальной компьютерной обучающей системы»

УДК 368.3.068

Долотин А.И. , Данилова Е.А., Махотин А.А.

ФГБОУ ВПО ПГУ «Пензенский государственный университет»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕДАКТОР БАЗЫ ЗНАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье показана актуальность применения систем автоматизированного обучения, рассмотрен процесс взаимодействия среды обучения и обучающегося с точки зрения теории коммуникации. Предложен интерактивный редактор базы знаний позволяющий включать новые предметы, создавать информационную систему (электронную библиотеку) надежно сохраняющую и эффективно использующую разнообразные коллекции электронных документов.

Ключевые слова: база знаний, обучающая система, интерактивный редактор, проектные исследо-

вания.

Современный этап широкого применения ЭВМ характеризуется переходом от обработки данных к обработке знаний, когда такие интеллектуальные действия человека как точная математическая постановка задачи, выбор и составление математической модели, алгоритма и программы, возлагается на саму ЭВМ [1].

В настоящее время активно развиваются средства представления, контроля и управления передачей знаний в компьютерных системах (например, Tactic Editor, Menager's Edge, Designer's Edge, IBM Leaning space и др.). Большинство обучающих систем ориентировано на анализ механизма приобретения информации человеком и его воспроизведения в машине. В то же время сложное эвристическое обучение, свойственное человеку, практически не реализовано.

Проблема обучения может быть рассмотрена с нескольких точек зрения - с точки зрения самой функции обучения, анализа свойств окружающей среды и, наконец, как взаимодействие обучающегося и среды [2-4].

Рассмотрение взаимодействия обучающегося и среды обучения дает наиболее полное представление о проблеме обучения. Наличие взаимосвязи между обучающимся и средой обуславливается его способностями и эффективностью обучения. Для наиболее эффективного обучения, с применением интеллектуальной компьютерной обучающей системы (ИКОС) , следует уделить внимание обоим факторам.

Центральной проблемой компьютерного обучения является проблема создания машинных обучающих программ, способных обеспечить эффективную организацию содержания учебного курса, стратегий усвоения и режимов активного взаимодействия ученика с машиной.

Также, современная ИКОС должна включать блок решения задач и базу знаний, блок обучения, модель обучаемого и блок организации диалога [5].

Особенностью предлагаемой модели ИКОС (Рис. 1.) является:

- Эффективная организация учебного курса;

- Учет индивидуальных особенностей обучаемого;

- Наличие активного взаимодействия ученика с машиной.

Предлагаемая модель ИКОС состоит из трех смысловых модулей (Модуль обучения, Модуль обратной связи, Тестирующий модуль), реализованных в двух программных вариантах. Первый предназначен для работы с преподавателем, а второй для работы с обучаемым.

Функция преподавателя, при работе ИКОС, состоит в обеспечении эффективной организации содержания электронного учебного курса (Модуль обучения); задании требуемого уровня усвоения материала по каждому из разделов предмета и успеваемости по предмету в целом (Модуль обратной связи); создании гибкой системы тестов, позволяющей наиболее полно выявить слабые и сильные стороны обучаемого.

Функция обучаемого, при работе ИКОС, состоит в постоянном повышении количества (Модуль обучения) и качества (Тестирующий модуль) приобретаемых знаний.

Эффективная организация электронного учебного курса достигается за счет реализации программной универсальной оболочки, позволяющей создавать электронный учебник, содержащий текстовую, графическую, аудио и видео информацию (рис. 2).

Особо ценным является то, что пользователь может не изучать дополнительно сложных языков программирования и не прибегать к помощи сторонних разработчиков (т.е. можно обойтись своими силами, хотя пренебрегать консультациями и рекомендациями специалистов по телекоммуникациям все же, наверное, неправильно).

Студент

ИКОС

Тестирующий 1 1 модуль | | 1 1 1 1 Модуль обратной связи Блок контроля успеваемости 1 1 Модуль обучения 1 1 1 1

Интерфейс пользователя ft 1 1 1 1 База успеваемости студентов Р 1 1 1 1 Интерфейс пользователя

База тестов 1 1 1 1 1 1 Интерфейс пользователя 1 1 1 1 1 1 База знаний

Е=3

I

Преподаватель

Рисунок 1 - Структурная схема ИКОС

Достаточно иметь основные навыки работы с ПК под руководством операционной системы Windows XP и знание текстового процессора Microsoft Word 2003. Пользуясь в своей педагогической практике данным инструментом, преподаватель остается преподавателем.

Возможность включать в базу знаний новые предметы, позволяет создать информационную систему (электронную библиотеку) надежно сохраняющую и эффективно использующую разнообразные коллекции электронных документов (тексты, видео, аудио информация, статичные изображения), локализованных в самой системе.

Учет индивидуальных особенностей обучаемого построен на основе данных, получаемых тестирующим модулем [6,7]. Для их получения обучаемый должен пройти тест. При этом происходит формирование модели обучаемого.

Модель обучаемого служит для оперативного определения средств воздействия на эффективность процесса усвоения знаний, а в общем виде - и процесса формирований личности. Анализ модели обучаемого показывает текущий уровень знаний обучаемого, содержит информацию о количестве и типах допущенных ошибок, включает в соответствующей форме протокол процесса обучения.

Рисунок 2 - Создание учебного материала в универсальной оболочке модуля обучения

Рисунок 3 - Структурная схема модуля обратной связи

Наличие активного взаимодействия обучаемого с машиной достигается за счет присутствия в программе модуля обратной связи (рис. 3).

В случае успешного прохождении теста, эти данные заносятся в Базу успеваемости студентов. Если тест не пройден, ИКОС формирует оптимальную обучающую стратегию с учетом индивидуальных особенностей пользователя [8,9].

Таким образом, методом проб и ошибок или экспериментов происходит модификация знаний обучаемого, который при этом демонстрирует на каждом последующем этапе теста лучшие результаты, чем на предыдущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрков Н.К. Дистанционное обучение в России и его проблемы. Надежность и качество: Труды

международного симпозиума: / Под ред. Н.К.Юркова - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005, с.

316-317.

2. Методология формирования профессиональных навыков в интеллектуальной компьютерной системе обучения с внешним объектом изучения / В. Б. Алмаметов, А. В. Затылкин, И. Д. Граб, В. С. Зияутдинов, С. В. Щербакова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2009. № 1 (9). - С. 48-54.

3. Затылкин, А.В. Метод связанных систем в моделировании процесса обучения /

A. В. Затылкин, В. Б. Алмаметов, И. И. Кочегаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2010. № 4 (9). - С. 56-61.

4. Затылкин, А.В. Управление исследованиями моделей радиотехнических устройств на этапе

проектирования / А. В. Затылкин, А. Г. Леонов, Н. К. Юрков // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии: научно-технический журнал - Астрахань: Издательский дом «Астрахан-

ский университет», 2012. - № 1(17). - С. 138-142.

5. Архитектура ИКОС с внешним объектом изучения / А.В. Затылкин, Н.К. Юрков, И.Д. Граб,

B. Б.Алмаметов, В.А.Трусов // Надежность и качество: Труды международного симпозиума. Том 1./

Под ред. Н.К. Юркова - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008, с. 211-213.

6. Лабораторный комплекс в архитектуре ИКОС как основа формирования умений / А.В. Затылкин,

И.Д. Граб, Н.К. Юрков, Н.В.Горячев, В.Б. Алмаметов, В.Я. Баннов, И.И. Кочегаров // Надежность и качество: Труды международного симпозиума. Том 1: / Под ред. Н.К. Юркова - Пенза: Изд-во

Пенз. гос. ун-та, 2008, с. 213-215.

7. Затылкин, А.В. Инновации в образовательных учреждениях и интерактивные программы обучения / А.В. Затылкин // Надежность и качество: тр. Междунар. симп. Том 1 / под ред. Н. К. Юркова. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2011. - С. 340-344.

8. Затылкин, А.В. Система адаптивного тестирования на основе нечеткого логического вывода / А.В. Затылкин // Надежность и качество: тр. Междунар. симп. Том 2 / под ред. Н. К. Юркова. -Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2012. - С. 133-135.

9. Информационные технологии проектирования РЭС. Единое информационное пространство предприятия : учеб. пособие / В. Б. Алмаметов, В. Я. Баннов, И. И. Кочегаров. - Пенза : Изд-во

ПГУ, 2013. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.