Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
методы обучения / активные методы / познавательный интерес / учебная деятельность / дидактическая игра / teaching methods / active methods / cognitive interest / educational activity / didactic game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева У. А.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHOD OF TEACHING IN RUSSIAN LESSONS

The article considers one of the most pressing problems of modern schools, the need to introduce active forms and methods of teaching that effectively organize the educational process in the Russian language lessons.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.02

Джураева У.А. преподаватель специализированная школа №3 Бешарыкский район Узбекистан, г. Фергана

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка.

Ключевые слова: методы обучения, активные методы, познавательный интерес, учебная деятельность, дидактическая игра.

Djurayeva U.A. teacher SSGS №3 Besharik region Uzbekistan, Ferghana

INTERACTIVE METHOD OF TEACHING IN RUSSIAN LESSONS

Annotation: The article considers one of the most pressing problems of modern schools, the need to introduce active forms and methods of teaching that effectively organize the educational process in the Russian language lessons.

Key words: teaching methods, active methods, cognitive interest, educational activity, didactic game.

В педагогическом опыте и практике давно используется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников. В сегодняшнею эпоху образования получил распространение ещё один новый термин - «интерактивное обучение».

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения. Современная образовательная ситуация в Узбекистане характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным.

Мировая наука" №4(37) 2020

science-j.com

Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал. С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят в уроке русского языка:

• групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии,

• решение кейс-задач, выполнение творческих заданий,

• написание эссе,

• круглый стол,

• использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint - это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии. Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем. Задачами интерактивных форм обучения являются в уроке русского языка:

- пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;

- эффективность усвоения учебного материала;

"Мировая наука" №4(37) 2020 science-j.com

^214

- самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

- установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

- создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

- самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности.

А так же, в уроке русского языка в ходе сообщения нового материала эффективны презентации «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволяют активизировать познавательную деятельность и показать основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. В начале урока учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, определяет задачу. Потом знакомит учащихся с требованиями коллективной работы и выдает правила выполнения мозгового штурма.

На доске записана тема урока и подготовлена таблица, разделена на секторы, пронумерована, но пока не заполнена. Ученикам дается время обдумать, о каких моментах темы далее пойдет речь. По ходу работы над темой дети выделяют ключевые слова и вписывают в секторы. Постепенно заполняется таблица, четкое разделение полученной информации помогает лучше воспринимать материал. После презентации проводится краткий опрос, обсуждение темы.

На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить методику «Кто вернее и точнее?» для проверки и закрепления изученного материала. Цель ее в обогащении словарного запаса школьников. Все учащиеся класса делятся на три команды. Каждая получает задание на карточках - составить рассказ по одной из тем: «Что обозначает Вселенная?», «Месяцы года». После составления рассказов представители команд зачитывают получившиеся отрывки.

В качестве дополнительного задания предлагается выписать словосочетания имени прилагательного и существительного, определить падеж имени прилагательного. Представители записывают правильный ответ, дается звуковой сигнал; проводится проверка. Другие команды проверяют, дополняют ответы одноклассников. Подводится итог.

Интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые способствует активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. В ходе использования интерактивных методов на уроках создаются условия для

Мировая наука" №4(37) 2020

science-j.com

самореализации личности учащихся, умеющих творчески мыслить и находить рациональные пути решения различных ситуаций.

Использованные источники:

1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., «Просвещение», 1991.

2. Умеркулова Е. Ж. Коммуникативный метод обучения второму языку. -Кызылорда, 1999.

"Мировая наука" №4(37) 2020

science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.