Научная статья на тему 'Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити'

Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивность / медиакомьюнити / медиаконтент / видеоблогинг / interactivity / media community / media content / video blogging

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Екатерина Анатольевна, Шестерина Алла Михайловна

Развитие и совершенствование коммуникативных стратегий информационного общества посредством формирования интерактивной сетевой коммуникации и активизации процессов интерактивного взаимодействия в медиасфере делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным. Исследовательская задача статьи — проанализировать интерактивные компоненты медиаконтента и коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации как средства формирования комьюнити. Исследование базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити наиболее востребованных в медиасреде каналов трансляции информации — веб-платформы развлекательного типа «Афиша Daily» и популярных каналов русскоязычного сектора YouTube. Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование форм повышения интерактивности аудитории медиакомьюнити в содержательном и техническом аспектах. В результате изучения внутритекстовых и затекстовых форм повышения интерактивности в рамках каждого аспекта сформулирован вывод об основных условиях успешного функционирования медиакомьюнити, среди которых указаны: позиционирование для аудитории собственных ценностей, построение сторителлинга и персонифицированной коммуникации, привлечение аудитории к формированию медиаконтента; практика знакомства подписчиков между собой как в сетевом формате, так и в реальности; использование игрового формата, принципов сториномики и средств эмоционального воздействия; создание текстов повышенной интерактивности и формирование открытого текста. В результате интерактивная коммуникация в сетевой среде приобретает очевидные особенности по целому раду параметров, отличающих ее от линейной коммуникации: психологическая динамика, семиотическая специализация, социальная дистанция, ориентация партнеров по общению на понимание и на активную интерпретацию иной точки зрения, взаимная дополнительность участников общения. Все эти параметры стимулируют создание общего поля общения и формируют медиакомьюнити, переходящие впоследствии в реальные сообщества, что подтверждает убежденность авторов в том, что сетевая среда является благоприятной площадкой для формирования комьюнити.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive component of media content as a means of community formation

The development and improvement of communication strategies of the information society through the formation of interactive network communication and the activation of interactive interaction processes in the media sphere make the issue of studying the potential of interac tive communication in the aspect of community formation especially relevant. The research task of the article is to analyze the interactive components of media content and the communicative practices of building a dialogic model of communication as a means of forming a community. The study is based on the empirical material of the media community focused on the audience of the most popular channels for broadcasting information in the media environment — the Afisha Daily entertainment web platform and popular channels of the Russianspeaking sector YouTube. The authors of the article used textological, comparative-typological and historical-functional methods to analyze these platforms. This technique makes it possible to carry out a productive study of the forms of increasing the interactivity of the audience of the media community in the content and technical aspects. In the course of studying intra-text and out-of-text forms of increasing interactivity within each aspect, a conclusion was made about the main conditions for the successful functioning of the media community: positioning one’s own values for the audience, building storytelling and personalized communication and etc. As a result, interactive communication in a network environment acquires obvious features in terms of a whole range of parameters that distinguish it from linear communication: psychological dynamics, semiotic specialization, social distance and others. All these parameters stimulate the creation of a common field of communication and form media communities, which subsequently turn into real ones, which confirms the authors’ conviction that the network environment is a favorable platform for the formation of a community.

Текст научной работы на тему «Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити»

2023

МЕДИАЛИНГВИСТИКА

Том 10, № 3

МЕДИАДИСКУРСОЛОГИЯ

УДК 070

Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити

Е. А. Зверева1, А. М. Шестерина2

1 Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Российская Федерация, 392036, Тамбов, ул. Интернациональная, 33

2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Для цитирования: Зверева Е. А., Шестерина А. М. (2023). Интерактивный компонент медиа-контента как средство формирования комьюнити. Медиалингвистика, 10 (3), 407-423. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.308

Развитие и совершенствование коммуникативных стратегий информационного общества посредством формирования интерактивной сетевой коммуникации и активизации процессов интерактивного взаимодействия в медиасфере делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным. Исследовательская задача статьи — проанализировать интерактивные компоненты медиаконтента и коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации как средства формирования комьюнити. Исследование базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити наиболее востребованных в медиасре-де каналов трансляции информации — веб-платформы развлекательного типа «Афиша Daily» и популярных каналов русскоязычного сектора YouTube. Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование форм повышения интерактивности аудитории медиакомьюнити в содержательном и техническом аспектах. В результате изучения внутритекстовых и за-текстовых форм повышения интерактивности в рамках каждого аспекта сформулирован вывод об основных условиях успешного функционирования медиакомьюнити, среди которых указаны: позиционирование для аудитории собственных ценностей, построение сторителлинга и персонифицированной коммуникации, привлечение аудитории к формированию медиаконтента; практика знакомства подписчиков между собой как в сетевом формате, так и в реальности; использование игрового формата, принципов стори-номики и средств эмоционального воздействия; создание текстов повышенной интерактивности и формирование открытого текста. В результате интерактивная коммуникация в сетевой среде приобретает очевидные особенности по целому раду параметров,

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

отличающих ее от линейной коммуникации: психологическая динамика, семиотическая специализация, социальная дистанция, ориентация партнеров по общению на понимание и на активную интерпретацию иной точки зрения, взаимная дополнительность участников общения. Все эти параметры стимулируют создание общего поля общения и формируют медиакомьюнити, переходящие впоследствии в реальные сообщества, что подтверждает убежденность авторов в том, что сетевая среда является благоприятной площадкой для формирования комьюнити.

Ключевые слова: интерактивность, медиакомьюнити, медиаконтент, видеоблогинг. Постановка проблемы

Происходящие в сетевом медиапространстве процессы цифровизации коммуникации способствуют формированию интерактивной модели собственного медиамира и переводят общение «из социально ориентированного в межличност-но ориентированное и наоборот» [Дускаева, Иванова 2020: 17]. Среди новых форм социального и межличностного общения исследователями отмечается значение практики взаимодействия в медиакомьюнити [Дускаева, Иванова 2020: 16].

В контексте изучения комьюнити актуальность исследования определяется особой ролью данной модели коммуникации для социального воздействия на аудиторию при помощи интерактивного диалога, ведущего «к формированию ценностей и развитию знаний, способствующих социальным изменениям» [Buckley 2011: 56].

Сегодня формирование цивилизованного сообщества посредством интерактивной сетевой коммуникации входит в число стратегических государственных задач. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации реализует комплекс взаимосвязанных проектов, направленных на развитие этой сферы взаимодействия граждан. Проекты осуществляются в следующих важных направлениях: цифровизация госорганов, координация информатизации госорганов, региональная информатизация, цифровая трансформация в сфере здравоохранения, цифровая трансформация в сфере выборов, цифровая трансформация в сфере образования, развитие конкуренции1. Важно отметить, что на всех обозначенных направлениях особое внимание уделяется именно интерактивным компонентам, которые могут обеспечить обратную связь и позволят оперативно реагировать на запросы общества. Эти направления развития государства, наряду с активизацией процессов взаимодействия в медиасфере, делают вопрос исследования потенциала интерактивной коммуникации в аспекте формирования комьюнити особенно актуальным и своевременным.

Исследовательская задача статьи — выделить интерактивные компоненты ме-диаконтента как средства формирования комьюнити и охарактеризовать коммуникативные практики построения диалогической модели коммуникации. Важно отметить, что термином «комьюнити» в нашем исследовании обозначается аудитория, которая устанавливает активные связи не только с автором контента, но и между членами комьюнити. Подобные связи нередко выходят за пределы сетевой коммуникации. В этом смысле процесс формирования такого комьюнити представляет немалый научный и практический интерес.

1 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (2022). Электронный ресурс https://digital.gov.rU/ru/#direction361.

История вопроса

Выполненное исследование, с одной стороны, базируется на научных публикациях, связанных с анализом комьюнити как модели коммуникации с аудиторией, а с другой — на тех результатах, которые связаны с изучением форм повышения интерактивности аудитории сетевых медиа как с технической, так и с содержательной точек зрения.

Первоначально комьюнити как новая коммуникативная практика в медиа-сфере осмыслялась преимущественно зарубежными учеными. В контексте работ ряда исследователей англоязычный термин "Community Media" по своему функционалу трактуется как «общественные СМИ» и стоит в одном ряду с такими понятиями, как «альтернативные медиа», «гражданские медиа» и «независимые медиа».

Важным этапом исследования комьюнити медиа стал сборник под редакцией Кевина Хоули "Understanding Community Media", созданный международной группой экспертов и медиаактивистов. Авторы одними из первых провели масштабное исследование теоретического и практического аспектов комьюнити медиа, привели яркие примеры медиаинициатив разных стран мира, подчеркивая социальную, экономическую, культурную и политическую значимость альтернативных и ориентированных на сообщества медиаорганизаций [Howley 2010].

Затем была опубликована отдельная работа Кевина Хоули "Community Media Studies: An Overview", в которой автор представил свое видение области исследований структур, форм и практики общественных СМИ. В частности, исследователь указал на целенаправленное использование термина «общественные СМИ», его академическую и практическую специфику в сравнении с синонимичными терминами [Howley 2013].

Внимание ученых также привлекает вопрос об ограничениях и возможностях теории и практики общественных СМИ. Актуальной темой становится поиск концептуальных рамок, формирующих область исследования "Community Media". Так, Кевин Хоули выделяет три важнейшие позиции — демократизация СМИ, гражданское общество и символическое построение сообщества [Howley 2013: 818]. Эту идею поддерживает Линда Фуллер, которая утверждает, что общественные СМИ служат и одновременно контролируются сообществами, предоставляя аудитории альтернативный, сбалансированный, основанный на ответственности и участии аудитории медиаконтент [Fuller 2007].

В своей формулировке "Community Media" участники семинара международного сообщества по средствам массовой информации, совместно организованного ЮНЕСКО и Всемирной ассоциацией общественных радиовещателей (АМАРК), также акцентируют внимание на их независимости, базирующейся на принципах гражданского общества и служения социальным целям. Материалы данного семинара, составленные и отредактированные Стивом Баркли, трактуют ключевой функционал "Community Media" как обсуждение на уровне сообщества, обмен информацией и знаниями, вклад в общественное принятие решений [Buckley 2011: 7].

Обобщая проведенный анализ публикаций зарубежных авторов, отметим, что изучение комьюнити в основном базируется на понимании "Community Media" как общественных СМИ, в то время как в практике медиа складывается еще одно

важное направление — "Community Media" становится для отношений «медиа — аудитория» моделью коммуникации, формирование которой построено на создании и продвижении сообществ вокруг медиа. Для дифференциации двух векторов трактовки данного понятия предлагаем для обозначения формирующихся вокруг онлайн-ресурсов сетевых сообществ, в которых участники делятся общим опытом и интересами, использовать русскоязычный термин «медиакомьюнити».

На современном этапе развития социума новые медиа являются одной из ключевых платформ формирования медиакомьюнити. Если еще недавно исследователи могли размышлять лишь о процессе формирования разных моделей сетевого комьюнити, то сегодня ситуация вышла за пределы сети. Социальные медиа и видео-хостинги становятся эффективными каналами объединения пользователей, и установленные онлайн-связи впоследствии переходят в реальность.

Ряд исследований актуализирует влияние множественности реальностей на понимание современного человека не только как «человека медийного» [Вартанова 2015: 9], но и как члена медиакомьюнити, в которых традиционная идентичность дополняется идентичностью виртуальной и происходит формирование самоопределения человека, названного М. Гроллом и М. Фасслером «смешанной идентичностью» [Groll, Faßler 2000: 244-246], Ч. Рослером — «сетевой идентичностью» [Roesler 2008: 421], И. Янгом, Э. Льюисом и Дж. Ньюмарчем — «цифровой идентичностью» [Yang, Lewis, Newmarch 2010: 260].

В качестве альтернативы реальному миру возникает мир виртуальный, где появляются «формы социальности в виде виртуальных комьюнити» [Куликов, Курбатов, Папа 2022: 60]. Новые формы объединении людей являются основой для самоконструирования виртуальной идентичности, цель которой — «создание и поддержание информационного статуса в виртуальном сообществе, что проявляется в использовании различных символических средств, в ролевом участии и использовании принятых в виртуальном сообществе правил, ценностей и оценок» [Куликов, Курбатов, Папа 2022: 60].

В русскоязычных исследованиях последних лет медиакомьюнити фигурирует как ресурс взаимодействия медиа с аудиторией, причем авторы в качестве эмпирической базы избирают локальные или специализированные медиа. Так, И. В. Деева и Е. Н. Клейменова строят исследование комьюнити на основе задачи экопросве-щения [Деева, Клеменова 2021: 107]. Наибольшее число работ по медиакомьюнити связывают данное явление с информационно-коммуникативными группами локальных территорий в социальных сетях. Авторы относят их к категории комью-нити-медиа, т. е. некоммерческих медиа, создающих «медиасистемы, релевантные повседневной жизни местного населения», укрепляющие местную идентичность и создающие «контент, альтернативный контенту глобальных и коммерческих медиа» [Пустовалов 2018: 239], адресованный постоянным пользователям, доверяющим редакции [Деева, Клеменова 2020: 89]. В работе А. Д. Борейко изучаются примеры локальных медиакомьюнити Республики Беларусь с точки зрения влияния социальных медиа на гражданскую активность и формирования взаимодействия и в виртуальности, и в реальности [Борейко 2021: 356]. Автор относит комьюнити вокруг медиа к «комьюнити-журналистике», которая удовлетворяет «информационные интересы и потребности определенной аудитории с совпадающими ценностями и проблемами» [Борейко 2021: 355].

Т. Л. Каминская справедливо предлагает включать медиакомьюнити в более широкий контекст и не привязывать к территориальным сообществам, создаваемым вокруг медиа для трансляции локальных инициатив и идей [Каминская 2022: 92]. Исследователь дает четкое определение условий успешного функционирования медиакомьюнити:

1. Медиа должно огласить собственные ценности для своей аудитории, показать, что для него важно...

2. Медиа должно иметь собственный сторителлинг...

3. Необходима постоянная персонифицированная коммуникация с аудиторией [Каминская 2022: 95]

и формулирует вывод о значимости для развития и выживания журналистских проектов виртуальных комьюнити, не привязанных к территории проживания. Таким образом, перспективой для дальнейших исследований становится изучение медиакомьюнити, воздействующих на более широкую аудиторию, не связанную локальными характеристиками.

Росту лояльности объекта коммуникации к ценностям комьюнити и формированию причастности к нему способствует интерактивный формат. Не случайно интерактивные коммуникации успешно развиваются в системе новейших медиа вообще и блогинге в частности как ключевое средство решения задачи перевода случайного пользователя в класс постоянных подписчиков. Исследователи отмечают многоуровневый характер решения этой задачи. Так, в работе Томаса Кси-азека "User engagement with online news: Conceptualizing interactivity and exploring the relationship between online news videos and user comments" подчеркивается, что существуют значимые различия между двумя режимами взаимодействия: «пользователь — контент» (например, комментирование видео на платформе YouTube) и «пользователь — пользователь» (например, ответ на комментарий другого пользователя) [Ksiazek 2014].

Последнее направление взаимодействия оценивается как ключевое для формирования комьюнити, но вызывает ряд сложностей преимущественно этического характера. Так, Мартин Кухн в статье "Interactivity and Prioritizing the Human: A Code of Blogging Ethics" настаивает на скрупулезном изучении моделей интерактивного взаимодействия и на формировании в ходе этого исследования Кодекса этики блоге-ров — документа, который был бы принят сообществом блогеров и регулировал бы коммуникативные практики с точки зрения базовых этических норм [Kuhn 2007].

Очевидно, что вопросы этического характера начинают звучать особенно остро в поле интеграции пользовательского высказывания и медиатекста, который остро нуждается в реакции аудитории для самопродвижения. Мы рассматриваем интерактивность не только как инструмент интерактивного взаимодействия, но и как средство формирования лояльности пользователей к самому медиаресурсу [Зверева 2018: 214]. Медиаплатформы являются базой для построения диалогической коммуникации, реализуемой «в продуцировании текстовых, графических, визуальных и аудио информационных ресурсов, которые позволяют пользователям быть акторами и авторами информационных сообщении» [Куликов, Курбатов, Папа 2022: 64]. Так формируется «культура соучастия», благодаря которой происходит персонализация потребления медиаконтента и индивидуализация форматов привлечения пользователей к его созданию.

При изучении коммуникативного аспекта проявлений интерактивности в сетевых медиа мы опирались на публикации Л. Р. Дускаевой, в которых изучается вербальное взаимодействие участников онлайн-сообществ. В частности, Л. Р. Дускаева рассматривает дискуссии в сообществах как сценарии, в которых обнаруживаются маркеры самопрезентации и маркеры учета адресата, а речевой этикет онлайн-общения становится инструментом самоорганизации комьюнити [Duskaeva 2021]. По мнению исследователя, ход коммуникации проявляется в процессе создания метатекста «через последовательность речевого стимулирования и речевого реагирования» [Дускаева 2019], что, несомненно, способствует активизации интерактивности при помощи диалогической модели коммуникации.

Подобный формат медиатекста основывается на взаимодействии субъекта и объекта коммуникации, что повышает лояльность объектов к самому тексту и к транслируемым ценностям. Цифровое соучастие комьюнити в построении ме-диапространства одновременно продвигает процесс персонификации медиакон-тента, активизирует авторские функции и способствует вовлечению аудитории в реализацию социальных функций. Как отмечают Т. Л. Каминская и О. В. Ерохина, один из эффектов подобного вовлечения — «создание комьюнити вокруг медиа» [Каминская, Ерохина 2022].

Таким образом, наше исследование фокусируется на изучении построения диалогической модели коммуникации при помощи форм повышения интерактивности аудитории как с содержательной, так и с технологической точки зрения и базируется на эмпирическом материале медиакомьюнити, ориентированных на широкую аудиторию.

Описание методики исследования

Для формирования медиакомьюнити нужно вовлечь аудиторию в диалогическую коммуникацию с автором и другими пользователями. Технически такими возможностями медиа располагают давно, но на практике далеко не всегда их наличие приводит к интерактивному взаимодействию. В статье мы рассматриваем, какие формы повышения интерактивности используют наиболее востребованные в медиасреде каналы трансляции информации — веб-платформа развлекательного типа и популярные каналы русскоязычного сектора YouTube.

Авторы статьи использовали текстологический, сравнительно-типологический и историко-функциональный методы для анализа указанных платформ. Данная методика позволяет продуктивно провести исследование построения диалогической модели коммуникации и форм повышения интерактивности медиакомью-нити в содержательном и техническом аспектах.

Для анализа выбран наиболее популярный канал трансляции информации (YouTube) и цифровое издание с долгой историей2, отечественный флагман лайф-стайл-медиа3 («Афиша Daily»).

На первом этапе исследования был осуществлен анализ опыта «Афиша Daily» по формированию сообщества вокруг медиа, транслирующего определенные сти-

2 С 1999 г. выходит бумажная версия.

3 ТОП-25 самых цитируемых СМИ отрасли Lifestyle за 2021 год (2022). Медиалогия. 11 марта. Электронный ресурс https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/10966/.

левые и ценностные ориентиры. Согласно данным по «Яндекс Метрике» за январь 2021 г., сайт «Афиша Daily» привлекает более 5 млн уникальных посетителей и собирает 9 млн просмотров страниц в месяц4. «Афиша Daily» — это сложившийся отечественный феномен, который ранее был нами изучен за период с 2014 по 2017 г. в контексте особенностей медиапотребления молодежной аудитории — мультиза-дачности, дискретности мышления, интерактивности, игрореализации и участия в формировании медиареальности [Зверева 2018]. В данном исследовании проводится анализ построения диалогической модели коммуникации и повышения интерактивности медиакомьюнити.

Основным источником эмпирических данных стали публикации «Афиша Daily» за период с 2020 по 2022 г.

На втором этапе был осуществлен анализ наиболее популярных каналов русскоязычного сектора YouTube: «Лапенко», «Чикен Карри», «Дима Гордей», «Осторожно. Собчак», «Дима Масленников», "Wylsacom", "Labelcom", "AcademeG". Учитывались такие показатели, как число подписчиков, активность аудитории и глубина просмотра видеоконтента5. Выбор видеохостинга определяется несколькими факторами: прежде всего многие ученые сегодня фиксируют развитие процесса визуализации медиапотребления, отказ от текстоцентричности и рост интереса к видеопросмотру [Качкаева, Шомова 2017; Конькова 2022; Шестерина 2018; Paskali 2022]; далее, YouTube является самой востребованной в мире платформой по количеству репостов, что служит убедительным подтверждением вовлеченности пользователей в процесс просмотра чужого видеоконтента на этом видеохостинге. А это, в свою очередь, является критерием зарождения комьюнити, которое не может быть сформировано, если автор сосредотачивается только на себе и не проявляет интереса к творчеству других публикаторов.

Хронологический период исследования — с 2021 по 2022 г.

Анализ материала

Интерактивные средства формирования медиакомьюнити сетевого проекта «Афиша Daily»

Цель формирования медиакомьюнити сетевого проекта «Афиша Daily» достигается при помощи решения следующих основных задач:

— построения диалогической модели коммуникации;

— организации и продвижения экспертного сообщества вокруг медиа;

— активизации участия целевой аудитории в формировании медиаконтента;

— привлечения читателей к участию в некоммерческих социально значимых проектах.

Результаты исследования коммуникативных практик «Афиша Daily» позволяют выделить внутритекстовые и затекстовые формы повышения интерактивности в содержательном и технологическом аспектах.

4 Afisha ЫгсИакИ (2021). Электронный ресурс https://readymag.com/u3075279531/2519619/.

5 Топ-100 русских ютуб-каналов: рейтинг по категориям (2021). Ifish2. Электронный ресурс https://ifish2.ru/top-100-russkih-yutub-kanalov/.

Изучение содержательного аспекта форм повышения интерактивности в «Афиша Daily» базируется на представленной выше работе Т. Л. Каминской, выделяющей среди условий успешного функционирования медиакомьюнити позиционирование для аудитории собственных ценностей, построение сторителлинга и персонифицированной коммуникации [Каминская 2022: 95]. Кроме того, анализ публикаций «Афиша Daily» выявил и такие внутритекстовые формы повышения интерактивности, как продвижение собственного экспертного сообщества и привлечение аудитории к формированию медиаконтента.

1. Позиционирование для аудитории собственных ценностей и формирование лояльности к ним является основой для комьюнити. Проведенный нами анализ более 100 текстов 13 постоянных разделов «Афиши Daily» позволяет сделать вывод о том, что большая часть из разделов («Общество», «Семья», «Спорт», «Музыка», «Кино», «Города», «Путешествия», «Мозг») отвечают задаче социализации аудитории и нацелены на трансляцию социокультурных и семейных ценностей. Так, один из показательных примеров осознанного использования приема позиционирования собственных ценностей представлен в рубрике издания «Из первых рук». Это материал социального значения: «Приходится ориентироваться на мнение окружающих»: как одеваются незрячие люди6. Речь идет о московском проекте «Модный незрячий», созданном для помощи незрячим и слабовидящим людям в создании стильных образов. «Модный незрячий» специально ищет и обучает стилистов, готовых работать с «особенными» потребителями. Журналисты «Афиши Daily» беседуют с клиентами и стилистами об особенностях шопинга и составления гардероба для людей с ограничениями по зрению. Таким образом, интерактивный контент осознанно и активно используется для привлечения комьюнити к участию в некоммерческих социально значимых проектах. Издание демонстрирует следующие типы мотивации аудитории медиапособника [Kaminskaya, Erokhina 2022: 77]: стремление выразить гражданскую позицию, быть причастным к чему-то общественно значимому, повысить свою квалификацию и предать гласности свою личную историю, в том числе с использованием формата сторителлинга.

2. Формат сторителлинга является актуальным приемом для реализации цели построения диалогической модели коммуникации. При помощи сторителлинга в «Афиша Daily» происходит трансформация пользовательских характеристик аудитории в интерактивные. Во всех рубриках «Афиша Daily» активно используется двунаправленная модель сторителлинга: это и процесс рассказывания личностной истории, передающей опыт, переживания конкретного субъекта, и коммуникативная технология, позволяющая сделать информацию эмоционально интересной и увлекательной для аудитории. Например, в тексте «Современный и комфортный для жизни»: жители Капотни — о своем районе7 звучат голоса жителей считающегося неблагополучным района с плохой экологией и обилием промзон. Построение сторителлинга в «Афиша Daily» отвечает современным тенденциям «трансфор-

6 Махорина, А. (2022). «Приходится ориентироваться на мнение окружающих»: как одеваются незрячие люди. Афиша Daily. 6 апреля. Электронный ресурс https://daily.afisha.ru/beauty/22731-pri-hoditsya-orientirovatsya-na-mnenie-okruzhayuschih-kak-odevayutsya-nezryachie-lyudi/.

7 Колганов, А. (2020). «Современный и комфортный для жизни»: жители Капотни — о своем районе. Афиша Daily. 10 декабря. Электронный ресурс https://daily.afisha.ru/cities/18107-sovremennyy-i-komfortnyy-dlya-zhizni-zhiteli-kapotni-o-svoem-rayone/.

мации авторства», согласно которым журналист не единственный творец текста. Пользователь в определенной степени становится автором материала, в то время как авторские функции самого журналиста вытесняются организационными. Как следствие — журналист-интервьюер уступает свое место, из текста исчезают его вопросы, а доминантой становятся эмоции героя, его прямая речь. Журналист сознательно «вливается» в поток истории героя, нивелируя свое мнение и выдвигая на первый план звучание «голоса» персонажей публикаций.

3. Платформы «Афиша Daily» — это интерактивные площадки трансляции специализированной информации по широкому набору тем. Дальнейшая сегментация тем по тегам не только создает персонализированный контент, но и позволяет сформировать тематическое сообщество экспертов данного комьюнити. Происходит сегментация изначально массовой аудитории (что вполне отвечает цели проекта): горизонтальная — по тематике; вертикальная — по характеру информации (общий интерес, специальный интерес на уровне увлечения — хобби, специальный интерес на уровне экспертной оценки специалиста). Например, в тематическом сообществе «Музыка» представлены постоянные разделы как для массовой аудитории («Песни года», «Альбом недели»), так и для людей, интересующихся музыкой на более специализированном уровне («Что случилось с музыкой», «История одной песни»).

4. Интерактивное конструирование медиапространства и формирование ме-диаконтента при помощи комьюнити позволяет активизировать авторские функции и продвигает процесс сегментирования аудитории. Один из ярких примеров — проект «Москва изнутри», направленный на создание интерактивного ресурса с рекомендациями комьюнити по различным вопросам — от велосипедных маршрутов для катания в Москве до историй пользователей о возможностях создания комфортной городской среды. Как справедливо отмечают Т. Л. Каминская и О. В. Ерохина, через «гражданское соучастие формируется медийное сообщество. <...> Цифровые платформы дают возможность людям, не имеющим опыта журналистской и экспертной деятельности, включиться в создание медиаконтента, попробовать свои силы в выполнении заданий от журналистов» [Kaminskaya, Erokhina 2022: 77].

Затекстовые формы повышения интерактивности в «Афиша Daily» в основном сфокусированы на практике знакомства подписчиков между собой как в сетевом формате (тематические группы), так и в реальности — в формате шоукейсов на Moscow Music Week, Ural Music Night и других музыкальных фестивалях. Зарегистрированные пользователи присоединяются к сообществу проекта и имеют возможность обсуждать предложенные редакцией темы в блогах и комментариях, подписываться на персонализированные информационные потоки, читать отзывы, рецензии и покупать билеты на мероприятие с платформы «Афиша Daily».

Изучение технологического аспекта форм повышения интерактивности в «Афиша Daily» позволяет выделить следующие внутритекстовые формы повышения интерактивности:

1. Частое использование средств эмоционального воздействия наблюдается при создании медиаконтента как в формате сторителлинг, так и в игровом формате.

2. К игровой модели «Афиша Daily» обращается при создании текстов повышенной интерактивности для активизации роли адресата, его высокой вовлеченности и эмоциональности, например, в тесте Угадай, есть ли такая улица в Мо-

скве8. Игры и тесты нацелены на реализацию образовательной, развлекательной и познавательной функций, позволяют пользователям в популярной форме проверить свои знания и расширить кругозор.

3. Формат «игры с читателем» предоставляет возможность пользователям не только комментировать, голосовать, но и влиять на процесс выбора текстовых и иллюстративных материалов.

4. Для активизации участия комьюнити в конкурсах и акциях социальные сети «Афиша Daily» создают интерактивные платформы, на которых комьюнити может оценить как редакционные материалы, так и контент или рецензии пользователей.

Затекстовые формы повышения интерактивности в «Афиша Daily» достаточно традиционные — лайки, комментарии, отметки людей и т. д.

Таким образом, формирование медиакомьюнити сетевого проекта «Афиша Daily» происходит благодаря построению диалогической модели коммуникации, что способствует продвижению как самого издания, так и определенного набора ценностей. На площадках проекта представлен широкий спектр внутритекстовых и затекстовых форм повышения интерактивности, с помощью которых происходит организация и продвижение экспертного сообщества вокруг медиа, активизация участия медиакомьюнити в некоммерческих социально значимых проектах и в создании медиаконтента проекта.

Интерактивные средства формирования медиакомьюнити на платформе YouTube

Цель формирования медиакомьюнити на платформе YouTube в проанализированном нами видеоконтенте достигается при помощи решения отчасти тех же задач, которые характерны для сетевого проекта «Афиша Daily»: построение диалогической модели коммуникации, активизация участия целевой аудитории в формировании медиаконтента. Однако блогеры не ставят перед собой задачи организации и продвижения экспертного сообщества вокруг медиа или привлечения аудитории к участию в некоммерческих социально значимых проектах. Задача продвижения экспертного сообщества заменяется задачей формирования круга единомышленников, разделяющих позицию блогера или его образ жизни, а привлечение к участию в некоммерческих социально значимых проектах чаще всего замещается привлечением к конкретным формам организации досуга, акциям и флешмобам. К примеру, такой распространенный в системе видеоблогинга жанр, как челлендж, нередко провоцирует аудиторию повторять одни и те же поведенческие (или вербальные) модели, что позволяет каждому ощутить свою сопричастность и стать частью масштабного действия.

Результаты исследования коммуникативных практик на платформе YouTube позволяют говорить о том, что система видеоблогинга располагает как содержательными, так и техническими возможностями реализации интерактивной коммуникации.

8 Морозова, К. (2021). Угадай, есть ли такая улица в Москве. Афиша Daily. 13 ноября. Электронный ресурс https://daily.afisha.ru/cities/21554-test-ugaday-est-li-takaya-ulica-v-moskve/.

С технической точки зрения интерактивности способствуют настраиваемые рекомендательные алгоритмы, которые учитывают следующие очевидные параметры: число лайков, число комментариев, число подписчиков на канале автора, число людей, кликнувших на рекламу, процент аудитории, использующий средства блокировки рекламы.

Однако в гораздо большей степени алгоритмы реагируют на содержательную сторону сообщения, провоцирующую интерактивность. Здесь также учитываются очевидные характеристики контента: число подписавшихся после или во время просмотра видео, как быстро и успешно публикация выбивается в тренды, как долго остается в трендах после загрузки. Но, помимо этого, учитываются и более сложные параметры: какой процент людей нашел публикацию через рекомендации, какой процент зрителей начал смотреть другие видео на канале после просмотра, какой процент при просмотре поставил видео на паузу или прервал просмотр и как быстро, играет ли видео на фоне, пока пользователь работает в другом окне. Эти параметры напрямую связаны с характеристиками видеоконтента и развитием его интерактивной составляющей. Блогеры, заинтересованные в продвижении своего видео, несомненно, вынуждены реагировать на установки платформы, а потому для них интерактивная модель является едва ли не обязательной.

В ходе исследования мы пришли к выводу: авторы видеоконтента, как и редакция «Афиша Daily», используют два типа активизации интерактивного взаимодействия с аудиторией — внутритекстовый и затекстовый.

В первом случае публикатор формирует произведение таким образом, что зритель хочет вступить в диалог с ним или с другими зрителями. К наиболее частым внутритекстовым формам работы отнесем следующие:

1. Формирование открытого текста, то есть такого текста, который содержит частые элементы апелляции к аудитории (обращения к зрителю, вопросные конструкции и т. п.). Этот подход — один из наиболее эффективных и часто используемых блогерами анализируемых каналов. Открытость текста неизменно провоцирует интерактивную реакцию аудитории и помогает зрителям осознать и эмоционально пережить единство с автором текста и друг с другом. Так, в одном из выпусков канала "Wylsacom" (от 21.06.2022) ведущий канала обращается к аудитории: Вы пишете стабильно классные комментарии и мёд из экрана течет. Формат вам заходит и мне от этого очень приятно. Если вы новенький — объясняю9... За таким обращением следует активная реакция пользователей: Валя, продолжай пожалуйста в том же формате! У тебя это отлично получается!; Валя, про дверь на Марсе было хорошо, посмеялся от души! и т. д. Таким образом, аудитория чувствует себя соучастником процесса создания контента. Архетип пользователя трансформируется в архетип творца. Формируется единое коммуникативное пространство.

2. Активное использование оптико-кинетической системы знаков (жесты, мимика, пантомимика), а также пара- и экстралингвистической системы (интонация, паузы). Ведущие всех анализируемых нами каналов активно прибегали к использованию этих параметров (нередко — в утрированной форме), но, пожалуй, ярче всего их акцентуация проявилась в жанре скетч-шоу на канале «Чикен Карри».

3. Использование принципов сториномики — такого повествования, когда объект показывается с самых разных и нередко противоречивых позиций. Наи-

9 Комментарии приведены без изменений.

более ярко этот подход проявляется на каналах с доминированием демонстрационных жанров. Так, на канале "Wylsacom" в каждом выпуске осуществляется всесторонний показ анализируемого гаджета, подчеркиваются его сильные и слабые характеристики. На канале «Осторожно. Собчак» мы наблюдаем попытку ведущей раскрыть личность героя с разных сторон с опорой не только на метод интервью в работе с ним, но и на комментарии других персонажей, а также на демонстрацию элементов окружения человека.

4. Частое применение средств эмоционального воздействия (в числе которых апелляция к базовым ценностям и иллюзиям, принцип экзотики, сбой темпорит-ма и т. п.). Эти средства используются всеми видеоблогерами с равной степенью активности, однако можно конкретизировать и некоторые отличительные особенности. Так, в жанре интервью мы чаще наблюдаем апелляцию к базовым ценностям и иллюзиям наряду с попыткой их деструкции, а на каналах с доминированием демонстрационных, персонифицированных, развлекательных и синтетических жанров [Шестерина 2018], как правило, отмечается использование принципа экзотики и сбоя темпоритма (большая часть выпусков каналов «Лапенко», «Дима Гордей», «Дима Масленников», "Wylsacom", "AcademeG").

5. Использование технологии аутрича — взаимодействия с другими блогерами, развивающими близкий тип контента (что позволяет объединять пользователей кольцами ресурсов).

6. Модульную верстку видео с использованием тайм-кодов, располагающих аудиторию к активному вовлечению в процесс видеопросмотра.

7. Использование жанров видеоблогов повышенной интерактивности (таг, челлендж, вызов, опрос, пранк и др.). Обращение к этим жанрам всегда активизирует реакцию аудитории и настраивает ее на активное взаимодействие как с автором произведения, так и с другими пользователями. Например, обращение к жанру таг на канале "AcademeG" вызвало моментальную спонтанную реакцию аудитории: Все класс! Ребята в мастерской красавчики!.. Всем спасибо за ваш труд!; Как может быть скучно смотреть на эти выпуски, я бы их смотрел годами...; Смотрю с удовольствием и с нетерпением жду каждую серию! и т. п.;

8. Создание контента по запросу пользователя (например, выбор темы или объекта на каналах "Wylsacom", "AcademeG").

9. Фрагментарное использование в видеоконтенте таких компонентов, как опросы, вопросы к аудитории, просьба о помощи, конкурсы среди подписчиков (или в принципе любых пользователей), поздравления, кастинги подписчиков (например, самый преданный подписчик или самый активный подписчик), благодарности и подарки пользователям, ответы на упоминание, контент подписчиков (фото или видео), скриншоты диалогов в ленте комментариев, скриншоты отзывов пользователей о канале или авторе. Эти приемы используются всеми авторами.

К распространенным затекстовым формам повышения интерактивности отнесем следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Общеизвестные лайки, комментарии, отметка людей и т. д.

2. Знакомство подписчиков между собой. Оно может быть реализовано в сетевом формате (чаты, форумы, сообщества) или в реальном мире (встречи с целевой аудиторией, фанатами, проведение акций, совместных мероприятий, мастер-классов, челленджей и т. п).

3. Профессионализацию сообщества — организацию профессиональных конкурсов, форумов и иных статусных мероприятий.

В итоге все эти приемы повышения интерактивности блогеры используют не только для увеличения числа подписчиков, но и для перевода случайного зрителя в группу постоянных фолловеров. В ситуации высокой конкуренции сами блогеры во многом заинтересованы в формировании комьюнити на основе своих YouTube-каналов, поскольку это является гарантией их успеха как в Интернете, так и в социокультурном пространстве.

Результаты исследования

Медиакомьюнити, ориентированные на широкую аудиторию, создаются преимущественно при помощи диалогической модели коммуникации. Для этого используются внутритекстовые и затекстовые формы повышения интерактивности аудитории.

Изучение содержательного аспекта внутритекстовых форм повышения интерактивности позволяет сформулировать следующие условия успешного функционирования медиакомьюнити: позиционирование для аудитории собственных ценностей, построение сторителлинга и персонифицированной коммуникации, продвижение собственного экспертного сообщества и привлечение аудитории к формированию медиаконтента. Затекстовые формы повышения интерактивности реализуются в практике знакомства подписчиков между собой как в сетевом формате (тематические группы), так и в реальности (шоукейсы на различных музыкальных фестивалях).

В ходе исследования технологического аспекта выделены следующие внутритекстовые формы повышения интерактивности: использование игрового формата, принципов сториномики и средств эмоционального воздействия, создание текстов повышенной интерактивности и формирование открытого текста, активизация участия членов медииакомьюнити в различных акциях, опросах и конкурсах; традиционные затекстовые формы повышения интерактивности — лайки, комментарии, отметки людей и т. д.

В результате интерактивная коммуникация в сетевой среде приобретает очевидные особенности по целому ряду параметров, отличающие ее от линейной коммуникации:

— ориентация (социально ориентированное доминирует над личностно ориентированным);

— психологическая динамика (ситуация общения затмевает фон общения. Авторы сетевых текстов опираются на известные им характеристики аудитории, но при этом стремятся скорректировать или изменить их);

— семиотическая специализация (в интерактивном общении она всегда шире, чем в линейном, например, чат);

— социальная дистанция (в интерактивной коммуникации она сокращается);

— ориентация партнеров по общению на понимание и на активную интерпретацию иной точки зрения;

— взаимная дополнительность участников общения (комментарии аудитории нередко дополняют содержание основного контента).

Очевидно, что все эти параметры стимулируют формирование общего поля общения и независимо от желания или нежелания автора формируют сетевые ко-мьюнити, переходящие впоследствии в реальные. Таким образом, убежденность авторов в том, что сетевая среда является благоприятной площадкой для формирования комьюнити, подтверждается.

Выводы

Сетевая среда во многом базируется на интерактивном вовлечении аудитории в процесс диалога: диалога членов медиакомьюнити с журналистами, редакцией и друг с другом. Диалогическая форма общения привлекает аудиторию легкостью самореализации в качестве сетевого персонажа, возможностью создания виртуальной идентичности для выражения своей позиции или мнения.

Анализ коммуникативных практик, содержательных внутритекстовых и за-текстовых средств активизации интерактивного взаимодействия позволяет утверждать, что в числе наиболее популярных моделей формирования интерактивной ситуации видеоблогеры выбирают модель «заражения», основанную на передаче определенного эмоционального состояния своей аудитории. В этом случае человек не испытывает организованного, преднамеренного давления, но бессознательно усваивает транслируемые образцы поведения и оценок. Авторы же печатных текстов чаще прибегают к убеждению и внушению, представляющему собой целенаправленное, неаргументированное воздействие вербальными средствами. С большой долей уверенности предположим, что это связано прежде всего с разницей семиотических специализаций видеоблогера и автора печатного текста. Этот аспект, однако, нуждается в дополнительном исследовании. Также к возможной исследовательской перспективе темы следует отнести исследование вариатизации интерактивных стратегий относительно разных типов аудитории.

Литература

Борейко, А. Д. (2021). Создание комьюнити вокруг медиа. В Н. А. Федотова (Ред.), Журналистика — Медиалогия — Наставничество: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию проф. Б. В. Стрельцова и 100-летию Белорусского государственного университета (с. 354-358). Минск: БГУ Вартанова, Е. Л. (2015). «Человек медийный» как результат социального развития? МедиаАльманах, 5 (70), 8-10.

Деева, И. В., Клеменова, Е. Н. (2020). Приемы концепции продвижения региональных масс-медиа

в меняющихся условиях. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева, 4 (1), 84-91. Деева, И. В., Клеменова, Е. Н. (2021). Особенности эко-контента в новых медиа. Вестник Волжского

университета им. В. Н. Татищева, 2 (2), 101-108. Дускаева, Л. Р. (2019). Стилистический анализ в медиалингвистике. М.: Флинта. Дускаева, Л. Р., Иванова, Л. Ю. (2020). Коммуникативная санация в онлайн-комьюнити. В В. М. Ша-клеин (Ред.), Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной (с. 16-18). М.: РУДН. Зверева, Е. А. (2018). Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z». Социально-

гуманитарные знания, 8, 205-216. Каминская, Т. Л. (2022). Цифровое комьюнити как фактор успешности медиапроекта. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 12 (2), 91-96. Каминская, Т. Л., Ерохина, О. В. (2022). Медиакраудсорсинг и медиакраудфандинг в цифровой среде как факторы нового комьюнити для СМИ. Медиалингвистика, 9 (2), 96-112.

Качкаева, А. Г., Шомова, С. А. (Ред.). (2017). Мультимедийная журналистика. М.: Высшая школа экономики.

Конькова, В. С. (2022). Медиакультура и медиапотребление в современном российском обществе.

Коммуникология, 4, 21-32. Куликов, С. В., Курбатов, В. И., Папа, О. М. (2022). Виртуальная идентичность в формате самоконструирования: информационные ресурсы и информационная субъектность. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2, 60-67. Пустовалов, А. В. (2018). Крупнейшие пермские информационно-коммуникативные группы «ВКон-такте»: структура, функции, роль в городском пространстве. Знак: проблемное поле медиаобра-зования, 4 (30), 236-241.

Шестерина, А. М. (Ред.). (2018). Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта. Buckley, S. (2011). Community media: a good practice handbook. Paris: UNESCO. Duskaeva, L. (Ред.). (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan. Fuller, L. (Ред.). (2007). Community Media — International Perspectives. New York: Palgrave Macmillan. Groll, M., Faßler, М. (2000). Cyber-Moderne. Medienrevolution, globale Netzwerke und die KUnste der

Kommunikation. MEDIENwissenschaft: Rezensionen. Reviews, 17 (2), 244-246. Howley, K. (2010). Understanding Community Media. SAGE.

Howley, K. (2013). Community Media Studies: An Overview. Sociology Compass, 10 (7), 818-828. Kaminskaya, T., Erokhina, O. (2022). Media Crowdsourcing and Media Crowdfunding in the Digital Environment and Media Education Practices. Media Education, 1, 77-87. Ksiazek, Т. B. (2014). User engagement with online news: Conceptualizing interactivity and exploring the

relationship between online news videos and user comments. New media & society, 18 (3), 502-520. Kuhn, M. (2007). Interactivity and Prioritizing the Human: A Code of Blogging Ethics. Journal of Mass

Media Ethics, 22 (1), 18-36. Paskali, M. (2022). The "Activity of Choise" on the Web and the Production of Intellectual Property Rights: the

Media Consumption Between Free Service and Unpaid Work. Works of Intellectual Property, 1, 70-72. Roesler, Ch. (2008). The Self in сyberspace: Identity formation in postmodern socie ties and Jung's Self as an

objective Psyche. Journal of Analytical Psychology, 53, 421-436. Yang, Y., Lewis, E., Newmarch, J. (2010). Profile-Based Digital Identity Management — a Better Way to Combat Fraud. In Proceedings of 2010 IEEE International Symposium on Technology and Society (pp. 260-267). Wollongong: IEEE.

Статья поступила в редакцию 6 февраля 2023 г.;

рекомендована к печати 7 мая 2023 г.

Контактная информация:

Зверева Екатерина Анатольевна — д-р филол. наук, доц.; Katya9_2001@mail.ru Шестерина Алла Михайловна — д-р филол. наук, проф.; shesterina8@gmail.com

Interactive component of media content as a means of community formation

E. A. Zvereva1, A. M. Shesterina2

1 Derzavin Tambov State University,

33, ul. Internatsional'naya, Tambov, 392036, Russian Federation

2 Lomonosov Moscow State University,

1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation

For citation: Zvereva E. A., Shesterina A. M. (2023). Interactive component of media content as a means of community formation. Media Linguistics, 10 (3), 407-423. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.308 (In Russian)

The development and improvement of communication strategies of the information society through the formation of interactive network communication and the activation of interactive interaction processes in the media sphere make the issue of studying the potential of interac-

tive communication in the aspect of community formation especially relevant. The research task of the article is to analyze the interactive components of media content and the communicative practices of building a dialogic model of communication as a means of forming a community. The study is based on the empirical material of the media community focused on the audience of the most popular channels for broadcasting information in the media environment — the Afisha Daily entertainment web platform and popular channels of the Russian-speaking sector YouTube. The authors of the article used textological, comparative-typological and historical-functional methods to analyze these platforms. This technique makes it possible to carry out a productive study of the forms of increasing the interactivity of the audience of the media community in the content and technical aspects. In the course of studying intra-text and out-of-text forms of increasing interactivity within each aspect, a conclusion was made about the main conditions for the successful functioning of the media community: positioning one's own values for the audience, building storytelling and personalized communication and etc. As a result, interactive communication in a network environment acquires obvious features in terms of a whole range of parameters that distinguish it from linear communication: psychological dynamics, semiotic specialization, social distance and others. All these parameters stimulate the creation of a common field of communication and form media communities, which subsequently turn into real ones, which confirms the authors' conviction that the network environment is a favorable platform for the formation of a community. Keywords: interactivity, media community, media content, video blogging.

References

Boreiko, A. D. (2021). Building a community around media. In N. A. Fedotova (Ed.), Zhurnalistika — Me-dialogiia — Nastavnichestvo: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviash-chennoi 95-letiiu prof. B. V. Strel'tsova i 100-letiiu Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta (pp. 354358). Minsk: BGU Publ. (In Russian) Buckley, S. (2011). Community media: a good practice handbook. Paris: UNESCO.

Deeva, I. V., Klemenova, E. N. (2020). Techniques of the concept of promotion of regional mass media in a changing environment. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, 4 (1), 84-91. (In Russian) Deeva, I. V., Klemenova, E. N. (2021). Features of eco-content in new media. Vestnik Volzhskogo universiteta

im. V. N. Tatishcheva, 2 (2), 101-108. (In Russian) Duskaeva, L. R. (2019). Stylistic analysis in medialinguistics. Moscow: Flinta Publ. (In Russian) Duskaeva, L. (Ed.). (2021). Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Cham: Palgrave Macmillan. Duskaeva, L. R., Ivanova, L. Iu. (2020). Communicative reorganization in the online community. In V. M. Shaklein (Ed.), Russkii iazyk v sovremennom nauchnom i obrazovatel'nom prostranstve: Sbornik tezisov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu professora Serafimy Alek-seevny Khavroninoi (pp. 16-18). Moscow: RUDN Publ. (In Russian) Fuller, L. (Ed.). (2007). Community Media — International Perspectives. New York: Palgrave Macmillan. Groll, M., Faßler, M. (2000). Cyber-Moderne. Medienrevolution, globale Netzwerke und die Künste der

Kommunikation. MEDIENwissenschaft: Rezensionen. Reviews, 17 (2), 244-246. Howley, K. (2010). Understanding Community Media. SAGE.

Howley, K. (2013). Community Media Studies: An Overview. Sociology Compass, 10 (7), 818-828. Kachkaeva, A. G., Shomova, S. A. (Ed.). (2017). Multimedia journalism. Moscow: Vysshaia shkola ekonomi-ki Publ. (In Russian)

Kaminskaia, T. L. (2022). Digital community as a factor in the success of a media project. Gumanitarnye

nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 12 (2), 91-96. Kaminskaia, T. L., Erokhina, O. V. (2022). Media Crowdsourcing and Media Crowdfunding in the Digital

Environment as factors of a new media community. Media Linguistics, 9 (2), 96-112. (In Russian) Kaminskaya, T., Erokhina, O. (2022). Media Crowdsourcing and Media Crowdfunding in the Digital Environment and Media Education Practices. Media Education, 1, 77-87. Kon'kova, V. S. (2022) Media culture and media consumption in contemporary Russian society. Kommu-

nikologiia, 4, 21-32. (In Russian) Ksiazek, T. B. (2014). User engagement with online news: Conceptualizing interactivity and exploring the relationship between online news videos and user comments. New media & society, 18 (3), 502-520.

Kuhn, M. (2007). Interactivity and Prioritizing the Human: A Code of Blogging Ethics. Journal of Mass

Media Ethics, 22 (1), 18-36. Kulikov, S. V., Kurbatov, V. I., Papa, O. M. (2022). Virtual identity in the format of self-construction: information resources and information subjectivity. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestven-nye nauki, 2, 60-67. (In Russian) Paskali, M. (2022). The "Activity of Choise" on the Web and the Production of Intellectual Property Rights: the Media Consumption Between Free Service and Unpaid Work. Works of Intellectual Property, 1, 70-72.

Pustovalov, A. V. (2018). The largest Perm information and communication groups "Vkontakte": structure, functions, role in the urban space. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniia, 4 (30), 236-241. (In Russian)

Roesler, Ch. (2008). The Self in cyberspace: Identity formation in postmodern socie ties and Jung's Self as an

objective Psyche. Journal of Analytical Psychology, 53, 421-436. Shesterina, A. M. (Ed.). (2018). Features of the functioning of modern audiovisual media. Voronezh: Kvarta Publ. (In Russian)

Vartanova, E. L. (2015). "Man of the media" as a result of social development? MediaAl'manakh, 5 (70), 8-10. (In Russian)

Yang, Y., Lewis, E., Newmarch, J. (2010). Profile-Based Digital Identity Management — a Better Way to Combat Fraud. In Proceedings of 2010 IEEE International Symposium on Technology and Society (pp. 260-267). Wollongong: IEEE. Zvereva, E. A. (2018). Features of media consumption of "generation Y" and "generation Z". Sotsial'no-gu-manitarnye znaniia, 8, 205-216. (In Russian)

Received: February 6, 2023 Accepted: May 7, 2023

Authors' information:

Ekaterina A. Zvereva — Dr. Sci. in Philology, Associate Professor; Katya9_2001@mail.ru Alla M. Shesterina — Dr. Sci. in Philology, Professor; shesterina8@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.