Научная статья на тему 'Интерактивный дизайн как инструмент коммуникации с пользователем'

Интерактивный дизайн как инструмент коммуникации с пользователем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1426
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИЗАЙН / САЙТ / ИНТЕРФЕЙС / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ / INTEGRATIVE DESIGN / WEB-SITE / INTERFACE / DESIGNING OF INTERACTION WITH THE USER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Асатрян Г. С.

Интерактивный дизайн рассмотрен как активное взаимодействие разработчика с пользователем, который включает в себя работу с визуальным материалом, эстетикой, интерфейсами, концепциями, коммуникативными стратегиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE DESIGN AS COMMUNICATION TOOL WITH THE USER

Interactive design considered as active interaction of developer with the user which is include work with visual material, aesthetics, interfaces, concepts, communication strategies.

Текст научной работы на тему «Интерактивный дизайн как инструмент коммуникации с пользователем»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 004.9

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ

С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

Г. С. Асатрян Научный руководитель - А. Н. Городищева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ridrik07@mail.ru

Интерактивный дизайн рассмотрен как активное взаимодействие разработчика с пользователем, который включает в себя работу с визуальным материалом, эстетикой, интерфейсами, концепциями, коммуникативными стратегиями.

Ключевые слова: интерактивный дизайн, сайт, интерфейс, проектирование взаимодействия с пользователем.

INTERACTIVE DESIGN AS COMMUNICATION TOOL WITH THE USER

G. S. Asatryan Scientific Supervisor - A. N. Gorodishcheva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ridrik07@mail.ru

Interactive design considered as active interaction of developer with the user which is include work with visual material, aesthetics, interfaces, concepts, communication strategies.

Keywords: integrative design, web-site, interface, designing of interaction with the user.

Создание интерактивной среды Интернет было во многих отношениях предсказано научной фантастикой и научным сообществом, которые рассматривали возникновение виртуальной среды в воображении. В 1898 году Марк Твен в рассказе «Из лондонской «Таймс» за 1904 год», по сути, предсказал появление Интернета, написав о телеэлектроскопах - устройствах, подключенных к международной телефонной сети, по которым можно звонить смотреть, наблюдать все уголки земного шара и разговаривать с людьми [1]. Проявление виртуального мира в реальности обнаружило, что только смотреть, как меняется картинка, человеку недостаточно. Человек, как активное и деятельное существо, стал стремиться построить виртуальный мир так, чтобы этот мир как можно лучше соответствовал его самым дерзким мечтам. Последовательно менялись технологии, и на сегодняшний день сложился определенный набор требований и к проектированию, и к дизайну виртуального мира. Веб-сайты не только выводят информацию, но и активно ею обмениваются с пользователем, предлагают визуальную и аудиоинформацию, интегрируются с другими информационными ресурсами. Проблема состоит в том, что для активного обмена информацией с пользователем, сайты должны давать ответную реакцию, т.е. быть - интерактивными. И если к проектированию такого типа сайтов требования определяются ограничениями технологическими, то интерактивный дизайн интерфейса пока остается открытой отраслью для новых предложений.

По определению, интерактивный дизайн - «ориентированная на пользователей область разработок, которая фокусируется на процессах коммуникации, осуществляющихся посредством взаимодействия людей с технологиями. Удачные интерактивные проекты имеют простые, четко определенные задачи, сильные цели и интуитивно понятный интерфейс» [2, с. 87]. Определение дает ясное понимание того, что интерактивный дизайн - это не только дизайн интерфейса. Это - время, движение, пространство, появление, текстура и звук [3], очерчивающие пространство сайта в информационной системе. В интерактивном веб-дизайне сочетается производство и обслуживание сайта, графический

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

дизайн, дизайн интерфейса, авто-ринг, в том числе стандартизация кода и патентование программного обеспечения, дизайн пользовательского опыта и оптимизация поиска [2, с. 88]. При разработке интерактивного дизайна компьютерных систем и интерфейсов, основное внимание уделяется пространствам, которые окружают продукт. Особенности продукта, для которого создается интерактивный дизайн, определяют детали и специфику дизайна. Так для мультимедийной игры или презентации, интерфейса самолета или автомобиля составляющие элементы дизайна могут существенно различаться. При этом проектирование взаимодействия с пользователем должно учитывать то факт, что макро и микро взаимодействия пользователя с продуктом дизайна требуют уникальных навыков разработчика: от знания основ психологии, чувственной сферы человеческого восприятия, включающую его зрительный, слуховой и кинестетический аппарат до профессионального владения программами анимации, графики, прототипирования и т. п.

Разработка интерактивного дизайна пользовательского интерфейса требует хорошего понимания «контекста» работы с пользователями. Именно контекст определяет список функций, которыми должна обладать информационная система для достижения целей проекта и отвечающих потенциальным потребностям пользователей. Контексты запросов пользователей можно определить по перечню ответов на типичные вопросы: «что пользователь хочет, чтобы система умела делать; как система будет вписываться в рабочий процесс пользователя или повседневную деятельность; насколько технически подкован пользователь и к каким подобным системам он уже обращался; какой стиль отображения информации понравится пользователю» [2, с. 88]. В зависимости от полученных ответов, составляется портрет пользователя. Далее составляется программа работы по созданию дизайнерского продукта: определение содержания, планирование, технологические схемы, раскадровки, создание пробных макетов, определение навигации, прототипирование, тестирование удобства использования и освоения [4, с. 274]. Главное на этом этапе четко поставить цель проекта, которая включает не только визуализацию идеи для пользователя, но и возможность реализации творческой энергии дизайнера.

Сегодня большинство пользовательских интерфейсов графические и обеспечивают весьма ограниченный способ взаимодействия с пользователем. Интерактивный интерфейс включает дополнительные виды каналов передачи информации, которые свойственны межчеловеческому общению -речь, визуальный контакт, тактильное воздействие и др. Здесь дизайнер выбирает, какой канал, для передачи какого типа информации наиболее удобно использовать в данный момент. И если он сумел соотнести идеи проекта с их воплощением в информационной среде, то тогда взаимодействие с пользователем будет эффективным. Если же дизайнер не попал в целевую аудиторию, то тогда требуется разработка альтернативной концепции, может быть даже альтернативных технологий - более гуманных, или более предсказуемых, или более бюджетных [2, с. 90].

Таким образом, интерактивный дизайн - это процесс исследования и развития концепции пользователя до той точки, когда она начнет совпадать с возможностями информационных технологий и творческими замыслами дизайнера. Основная задача в таком взаимодействии понять, что «пользователи выбирают последовательность и темп взаимодействия, а самое главное - решают, на что смотреть, а что игнорировать» [цит. по: 4, с. 274]. Неудачи при интерактивной коммуникации могут быть вызваны тем, что визуализация информации, выполненная дизайнером, может концептуально не соответствовать ожиданиям целевой аудитории пользователей.

Библиографические ссылки

1. Твен М. Из лондонской «Таймс» за 1904 год // Твен М. Собр. соч. Т. 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909 [Электронный ресурс]. URL: http://coollib.eom/b/160621/read#t7 (дата обращения: 01.03.2016).

2. Долгих М. Н. Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ландшафты в аспекте гибридных медиа // Вестник Томск. гос. ун-та. 2014. № 379. С. 86-91.

3. Saffer Dan. Designing for Interaction: Creating Smart Applications and Clever Devices. New Riders, 2007.

4. Долгих М. Н. Дизайн в культуре сетевого общества // Изв. Томск. политех. ун-та. 2013. Т. 323. №. 6. С. 272-276.

© Асатрян Г. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.