ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ
УДК 371.127
А. В. Петрунько
Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Приморский краевой институт развития образования», Россия, Приморский край, г. Владивосток E-mail: petrunko_av@ rambler.ru
Alexander V. Petrunko
PhD (Education), vicerector, Primorskiy Regional Institute of Education Development, Vladivostok, Russia
ИНТЕРАКТИВНЫЙ БЭКГРАУНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
В статье представлены результаты анализа ряда инноваций образования стран Дальнего Востока (Китайская народная республика, Республика Корея, Республика Сингапур, Япония), занимающих лидерские позиции в рейтингах международных сравнительных исследований качества образования. Выделяется интерактивная доминанта многих современных образовательных практик: интерактивный контекст компьютерных образовательных технологий и образовательной робототехники; использование текстов новой природы; организация интерактивных музеев и образовательных технопарков как нового типа образовательной среды, интегрирующей обучение и индустрию познавательного, наукоемкого развлечения; детские технопарки ранней профориентации KidZania. Интеракция рассматривается как важное средство решения образовательных проблем. При исследовании природы различных интерактивных форм образования обращается внимание на их развивающий, автопо-эзный характер коммуникации. Специфика процесса автопоэзной коммуникации определяется в рамках взаимозависимого процесса творческой продуктивной деятельности и личностного саморазвития человека. Анализ интерпсихической природы интерактивных культурно-образовательных практик является основным предметом обсуждения. Особенность интерпсихического дей-
Как цитировать статью: Петрунько А. В. Интерактивный бэкграунд образовательных инноваций в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 5 (55). С. 78-88. DOI 10.24411/2224-0772-2018-10037
ствия рассматривается в контексте двух видов общности: совместного — взаимно-активного — и совокупного — действия, имеющего общие смыслы. Уточняется смысл интерпсихического действия как действия открытого, незавершенного, действия, в котором сохраняется место для содействия ребенка, рождения детской инициативы, шага развития.
Ключевые слова: интерактивные культурные и образовательные инновации, автопоэзная коммуникация, интерпсихическое действие.
Для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения страны в десятку ведущих по качеству общего образования необходим анализ международного опыта и образовательных трендов стран — мировых лидеров образования. Одна из особенностей современных подходов для такого сравнительного анализа состоит, по мнению А. Г. Асмолова и Д. В. Ушакова [10], в соотнесении социально-экономической успешности государства с его вкладом в развитие человеческого капитала средствами национальной системы образования. В странах с экономикой, основанной на знаниях и инновациях, опора на талант и креативность, инициативность и творчество, открытость новому и коммуникациям становятся важнейшим ресурсом экономического и социального развития, ведущим мейнстримом национальной образовательной политики, системным критерием качества современного образования.
Более десяти лет Приморским краевым институтом развития образования (г. Владивосток) организуются зарубежные культурно-образовательные стажировки по проекту «Горизонты лидерства в образовании» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее — АТР): Китайскую народную республику, Республику Корея, Республику Сингапур, Японию [7]. Эти страны Дальнего Востока демонстрируют быстрое социально-экономическое развитие и уже несколько десятилетий занимают лидерские позиции в международных сравнительных исследованиях качества общего образования. В статье осуществлен психолого-педагогический анализ ряда инновационных процессов и практик образования, происходящих в этих станах в последнее десятилетие.
В российской психолого-педагогической науке продолжается дискуссия о том, на каких принципах и подходах необходимо конструировать перспективные образовательные системы, какой инновационный дискурс
должен быть положен в основу образовательных практик будущего [6; 11]. Важно понимать, какие концепты нового человека и новой образовательной практики в ХХ! веке будут содействовать развитию человека, «становлению человеческого в человеке» (В. И. Слободчиков) [8]. Среди многих гуманитарных трендов наиболее отчетливо проступает коммуникативный скачок современной цивилизации. В статье более подробно рассматривается феномен интерактивности как один из наиболее ярких коммуникативных феноменов, проникающий в последние годы во все сферы общественной жизни, в том числе в образование.
Слово «интерактивность» содержит две части. Они происходят от латинских слов: inter — «между» и actus — «действие». Интерактивность связана с взаимодействием. Специфика интерактивной коммуникации проявляется в том, что она обеспечивает возможность дву/многосторон-него общения. В ситуации интеракции и адресант, и адресат становятся субъектами коммуникации. Сегодня интерактивность становится значимым культурно-образовательным трендом. Интерактивность в условиях глобализации мира XXI века приобретает качества нового культурного паттерна и новой идеологии образования. В процессе постоянного роста многомерности каналов передачи информации современные системы образования приобщаются ко все более сложным формам интеракции. Интерактивный потенциал образовательных технологий получил отражение в их классификации, содержащей следующие группы: интерактивные, активные, пассивные и даже интерпассивные технологии. Идет оформление интерактивного бэкграунда современного образования. Опыт изучения лучших образовательных систем стран АТР дает основание утверждать, что интерактивность становится ключевым атрибутом образования, инструментом решения ряда социокультурных проблем, механизмом достижения важных задач образования.
Интерактивность контента становится важной характеристикой новых СМИ, ключевым свойством компьютерных систем и цифровых сред. В условиях цифровизации социокультурной жизни человека для побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, инициативному освоению содержания образования необходимо также использовать адекватные времени инструменты работы с текстами и средства коммуникации. Анализ образовательных систем АТР показывает их интегрированность с IT-технологиями, Интернетом, социальными сетями и цифровыми образовательными ресурсами.
Цифровые образовательные системы строятся на идее гипертекста. Гипертекст, в отличие от текстов традиционной природы, ветвится, формируется по запросу пользователя и в соответствии с возможностями интеллектуальной информационной системы, т.е. проявляет свойства интерактивности. При работе с гипертекстом для решения поставленной задачи учащиеся могут менять «сценарии» чтения, что невозможно в традиционном, линейном тексте. Наблюдается быстрый рост ^-сервисов, предоставляющих пользователям возможности для трансформации текстов на основе сочетания различных знаково-символических систем — «текстов новой природы»: рисунков, фотографий, видеороликов, инфографики, анимации, комиксов и многих других форм, синтезирующих изображение, символ и слово, визуализирующих информацию и знания.
Одним из ярких проявлений интерактивного бэкграунда информационных образовательных технологий является образовательная робототехника. В то время как в образовании наблюдается заметное снижение интереса учащихся к школьным курсам информатики, значительно выросло количество детей, с увлечением занимающихся проектированием, программированием и конструированием роботов. Самым общеизвестным и любимым научно-техническим объектом, демонстрирующим прогресс науки и инженерной мысли в Музее будущего (г. Токио), у японских детей и взрослых остается робот-гуманоид «АСИМО». Неслучайно именно роботы-андроиды у людей пользуются особой популярностью. Внешнее сходство робота-андроида с человеком усиливает эффект (иллюзию) общения, взаимодействия искусственного и человеческого интеллекта, что делает привлекательными для детей курсы робототехники. В таких учебных курсах осуществляется интеграция предметного содержания информатики и точных наук, инженерно-технического мышления и коммуникативных навыков. Изучение основ робототехники, проектирование, конструирование, программирование интеллектуальных механизмов активно внедряется в системы дошкольного и школьного образования стран АТР. Для сопровождения мотивированных к этому виду деятельности детей создаются специализированные образовательные организации, такие как «Школа роботов» в Сеуле (Республика Корея).
Насколько справедливо использовать термин «интеракция» в отношении взаимодействия человека с машиной, т.е. когда субьектность имеет
односторонний характер? Взаимодействие субъекта с произведением человеческой деятельности — это опосредованная предметом культуры (понятием, знаком, орудием, техническим устройством, произведением искусства) встреча человека с автором произведения. Когда человек взаимодействует с компьютером, имеет место опосредованный программой диалог пользователя с программистом, разработавшим программное обеспечение для данного гаджета. Пока информационные системы на основе искусственного интеллекта не будут способны познавать и обучаться, интеракция с предметом культуры, как утверждают У Матурана и Ф. Варела [4], будет иметь не креативный (автопоэзный), а механический характер. Поэтому интерактивность в мире цифровых технологий носит специфический характер. Различие между креативным и механическим взаимодействием человека и искусственного интеллекта с каждым годом становится все более тонким и эфемерным.
Потеря людьми интереса к науке, ее достижениям, научно-техническому творчеству и инженерной деятельности приобретает характер серьезной социокультурной проблемы не только в нашей стране, но и во многих странах АТР. Образ исследователя и изобретателя, научная и инженерная деятельность постепенно утрачивают романтический флер. Музеи и научные выставки как публичные центры науки и культуры, предназначенные для демонстрации научного и культурного прогресса, теряют свою привлекательность, значимость и потенциал для культурного и образовательного развития детей. Инновационное решение, найденное в ряде стран АТР, — переход на идеологию интерактивных музеев и детских научно-образовательных технопарков. Это явление возникло на стыке современных компьютерных технологий, науки, культуры и образования. Интерактивные музеи и технопарки — это открытые общественные пространства, предназначенные для популяризации научного знания и культуры. Их интерьеры наполнены динамическими инсталляциями, сенсорными дисплеями с доступным и интуитивно понятным интерфейсом, широкими мультимедийными возможностями доступа к огромным объемам информации и способностью воспроизводить, трансформировать различные типы текстов. Кроме того, в таких культурно-образовательных пространствах имеются симуляторы природных и инженерных объектов, разнообразное оборудование для проведения опытов, простых исследований, позволяющих погрузиться в атмосферу научного познания, изобретательской,
инженерной деятельности. Интерактивные музеи и образовательные технопарки в странах АТР представляют собой пространства для демонстрации передовых технологий и идей ближайшего будущего, а также исследовательские площадки для естественнонаучного образования. Это новый тип интеграции образовательного пространства и индустрии наукоемкого, интеллектуального развлечения — эдьютейнмент. Технологии эдьютейнмента становятся предметом многих педагогических исследований и инновационной образовательной практики [3; 5]. В пространстве интерактивных музеев и технопарков интеракция осуществляется в процессе встречи ребенка с общественным взрослым (ученым, изобретателем, инженером) опосредованно, через орудия познания, и происходит это в свободной игровой ситуации. В настоящее время во многих регионах России разрабатываются концепции и образовательные модели встраивания детских технопарков, кванториумов в системы общего и дополнительного образования детей и подростков.
В странах АТР на фоне тенденции к интеграции культурного и образовательного пространства жизни формируются новые эстетические концепции интерактивности. Заслуживает внимания заметный рост интереса специалистов в области искусства к рефлексии научного познания и творчества в целом. Он проявляется не только в том, что объектами искусства становятся явления науки и инженерной мысли, но и в способах организации встречи зрителя с произведением искусства, материальным продуктом художественного творчества. Современные выставки (перформансы, инсталляции) радикально меняют роль аудитории: переводят зрителя из позиции пассивного, отстраненного наблюдателя в позицию исследователя, активного участника трансформации самого произведения искусства, в позицию со-автора. Пояснить смысл этого феномена помогает понятие «нон-финито», введенное в теорию изобразительного творчества в 1950-х — 1960-х годах Й. Гантнером и П. Михелисом. «Нон-финито» аксиоматизирует мысль о том, что произведение искусства может быть завершено только в воображении зрителя, в сознании которого оно выступает только как основание для того или иного впечатления. В понятии «нон-финито» заложена идея о принципиальной невозможности для художника завершить свою работу, так как на трактовку образа неизменно будет влиять личность зрителя с его уникальными особенностями восприятия и мышления. Созерцающий субъект в таком подходе является полноправным со-твор-
цом искусства, а незаконченность, открытость произведения дает ему возможность для интерпретации замысла мастера [9].
Следующим ярким примером интерактивных образовательных инноваций в странах АТР является «KidZania» (КидЗания). В последние годы много говорят о массовом проявлении инфантилизма в детском и подростковом возрасте. Все больше детей и подростков поздно и неохотно взрослеют, не мечтают о взрослой жизни и профессиональной деятельности, не проявляют интереса к миру труда. КидЗания — это современная идеология и инфраструктура детских интерактивных тематических парков Южной Кореи. Основная цель таких парков — ранняя профориентация детей, получение первых профессиональных проб. В КидЗании дети получают возможность понять, как устроен мир профессий и профессиональной жизни, определить, какая профессия им по душе.
КидЗания в городе Сеул (Южная Корея) — это крупный, многоуровневый образовательно-развлекательный центр для детей в возрасте от 3-х до 12 лет, где им на выбор предоставляются десятки профессий. В нем смоделирована развитая инфраструктура профессиональной деятельности и общественной жизни людей: производственные комплексы, больница, банк, супермаркет, кафе, почтамт, общественный транспорт и многое другое. В Кидзании дети могут «примерить» на себя различные профессии и решить, какая для них является более привлекательной. Роль наставников, помогающих детям погрузиться в мир профессий, в мир жизни взрослых, выполняют студенты профильных вузов. Инфраструктура КидЗании позволяет получить опыт профессиональных проб: поработать фармацевтом, с командой пожарных потушить огонь в здании, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, подготовить видеорепортаж с места событий, написать статью в местную газету и т.д., а также пройти практику финансовой грамотности: получить вознаграждение за труд (денежные купюры «Kidzo») и разумно потратить их здесь же в магазинах и сервисных центрах по своему усмотрению или положить их на счет в банке. Все здания в КидЗании, транспорт приведены в соответствие с детскими пропорциями, что делает пребывание в городе еще более комфортным и реалистичным. В центрах ранней профориентации интеракция детей и взрослых опосредована предметом труда и осуществляется в условиях встречи ребенка с профессиональными формами культурной жизни.
Представляет интерес изучение природы развивающего потенциала современных интерактивных образовательных практик. Проблема взаимодействия с точки зрения процесса развития человека является важной прежде всего не как проблема обмена информацией, а как проблема автопоэзной коммуникации. Только в автопоэзных системах становится возможным проявление интерактивности. У Матурана и Ф. Варела ввели понятие автопоэзиса для описания специфики процессуальной динамики живого через участие системы в сложных сетях взаимодействий — интеракций. Уникальность процесса автопоэзиса проявляется в том, что продуктом преобразования (сотворения, производства, строительства, самодостраивания) является и сам производитель (строитель, субъект действия). Такие системы, трансформируя мир, преображают и самих себя, создают собственные смыслы и продукты деятельности [4]. Самым оригинальным в концепции автопоэзиса, по мнению О. И. Генисарецкого, является внимание к коэволюции, параллельному и взаимозависимому протеканию процесса творческой производящей деятельности и личностному росту, так как в интерактивном процессе каждый шаг творческой, производящей деятельности становится и шагом личностного роста [2].
Понять психолого-педагогическую природу интерактивности позволяет феномен интерпсихического. Термин «интерпсихическое» был введен Л. С. Выготским как важнейшая переменная в уравнении развития средствами образования, как характеристика, указывающая на то, что новая функция в культурном развитии ребенка рождается дважды и в двух планах: в первый раз — как социальная (между людьми), как категория интерпсихического; затем — как психологическая (внутри ребенка), как категория интрапсихического [1]. Интерпсихическое долго оставалось таинственным флогистоном психологической науки. Интер — это то, что появляется и живет между людьми и отсутствует в каждом из участников взаимодействия по отдельности, поэтому не относится полностью к кому-то одному. Следует отметить, что интерпсихическое событие может и не происходить при взаимодействии двух и более людей. Возникновение интериоризации в процессе встречи, взаимодействия людей остается до конца не раскрытым. Когда она возникает, мы начинаем чувствовать это «интер» — эту химию, рождающуюся при непосредственном взаимодействии с другим человеком или опосредованную произведением искусства, науки или техники. Г. А. Цукерман объясняет «интерактивное действие» рождением между людьми од-
новременно двух видов общности и связанными с ними действиями: совместным, взаимно-активным действием и совокупным действием, т.е. действием общим — имеющим общие смыслы [12]. Необходимо выделять специфику возникновения и проявления интерпсихического при взаимодействии двух и более субъектов действия: они осуществляются совместно; по собственной инициативе; при совместной координации усилий и по скоординированным замыслам субъектов совместного действия. Причем при запуске интеракции замыслов должно быть как минимум два, и они должны принадлежать разным субъектам. Таким образом, интерпсихическое, как считает Г. А. Цукерман,— это «редкое счастливое событие развития», которое при взаимодействии ребенка и взрослого происходит только тогда, когда их намерения, инициативы пересекаются на теле знака, символа или орудия [12]. На ценность построения интерактивного действия на основе знаково-символических систем указывает Д. Б. Эльконин, образно сравнивая знак с подарком, который не только для чего-то служит, но и напоминает о том, кто его сделал. Максимальное проявление развивающего потенциала интерактивного действия в образовании происходит тогда, когда во взаимодействии открываются новые знания и осваиваются новые способы действий. В психологии для описания способов интерпсихического действия применяют также термин «открытое действие» [13]. Открытость, незавершенность интерактивного действия служит для того, чтобы оставлять промежуток, место для содействия другого человека — ребенка или взрослого. Сложность профессиональной позиции педагога состоит в том, что величину этого промежутка в ткани действия невозможно заранее запрограммировать. В то же время этот промежуток является точкой рождения детской инициативы и местом первого шага развития. Таким образом, в интерактивной коммуникации заложен потенциал для рождения шага развития. Сами формы этой коммуникации будут претерпевать эволюцию по мере взросления человека, по мере встречи человека со все более сложными произведениями человеческой деятельности.
Интерактивные практики продолжают сегодня покорять мир культуры и образования. Образовательные инновации на основе интеракции формируют пространства для рождения детского творчества и инициативы, а значит, и развития ребенка средствами образования и культуры.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
2. Генисарецкий О. И. Навигация: методологические расширения и продолжения. М.: Путь, 2002. 528 с.
3. Дьяконова О. О., Букатов В. М. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе // Педагогика. 2014. № 8. С. 44-52.
4. Капра Ф. Паутина жизни. Новое понимание живых систем / пер. с англ.; под ред. В. Г. Трилиса. Киев: М.: София, 2003. 336 с.
5. Кармалова Е. Ю., Ханкеева А. А. Эдьютейнмент: понятие и специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389). С. 64-71.
6. Короткина И. Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3 (50). С. 132-152.
7. Петрунько А. В. Интерактивные перспективы культурно-образовательных практик XXI века: опыт АТР. Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 17 декабря 2015 г. / отв. ред. В. В. Кравцов, О. В. Степкова, Е. М. Шемилина. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. С. 41-44.
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субьектной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
9. Словарь терминов — Российская академия художеств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rah.ru/science/glossary/?! D=20146&let=% D0%9 D (дата обращения: 27.08.2018).
10. Ушаков Д. В. Интеллект, ценности и процветание наций: как изменить отдачу образования / предисловие А. Г. Асмолова. М.: Федеральный институт развития образования: Национальное образование, 2016. 136 с.
11. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
12. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: ОИРО, 2010. 432 с.
13. Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский — Д. Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. C. 57-63.
INTERACTIVE BACKGROUND OF EDUCATIONAL INNOVATIONS IN THE ASIA-PACIFIC REGION
The article analyzes a number of educational innovations in the countries of the Asia-Pacific region (PRC, Japan, Republic of Korea, Republic of Singapore). The interactive dominant of many modern educational practices is singled out: the interactive context of computer educational technologies and educational robotics; use of texts of a new nature; the organization of interactive museums and educational technology parks as a new type of integration of the learning space and the industry of intellectual, science-intensive entertainment; children’s interactive theme parks of early career guidance KidZania. Interaction is seen as an important means of solving educational problems. When researching the nature of various interactive forms of education, attention is drawn to their developing, autopoietic nature of communication. The specifics of the process of autopoiesic communication is defined as an interdependent process of the creative productive activity of a person and the process of personal growth. Analysis of the interpsychic nature of interactive cultural and educational practices is the main subject of discussion. The peculiarity of interpsychic action within the framework of
educational practice is considered in the context of two types of community: 1) joint - mutually active; 2) aggregate - the action of the general - having common meanings. The meaning of the interpsychic action as an action of an open, unfinished action is clarified, in which the place for the child’s assistance, the birth of the children’s initiative, the step of development is preserved.
Keywords: interactive cultural and educational innovation practices, autopoietic communication, interpsychic action.
References
• Cukerman G. A., Venger A.L. Razvitie uchebnoj samostoyatel’nosti. M.: OIRO, 2010. 432 s. [In Rus].
• D'yakonova O. O., Bukatov V. M. Ed’yutejnment v obrazovanii vzroslyh i interaktivnye tekhnologii obucheniya v sovremennoj shkole // Pedagogika. 2014. № 8. S. 44-52. [In Rus].
• El'konin B. D. L. S. Vygotskij — D. B. El’konin: znakovoe oposredovanie i sovokupnoe dejstvie // Voprosy psihologii. 1996. № 5. C. 57-63. [In Rus].
• Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K. A. i dr. Universal’nye kompetentnosti i novaya gramot-nost’: chemu uchit’ segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel’nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol’nogo obrazovaniya. M.: NIU VShE, 2018. 28 s. [In Rus].
• Genisareckij O. I. Navigaciya: metodologicheskie rasshireniya i prodolzheniya. M.: Put’, 2002. 528 s. [In Rus].
• Kapra F. Pautina zhizni. Novoe ponimanie zhivyh sistem / per. s angl.; pod red. V. G. Trilisa. Kiev: M.: Sofiya, 2003. 336 s. [In Rus].
• Karmalova E. Yu., Hankeeva A. A. Ed’yutejnment: ponyatie i specifika, issledovanie potrebnosti v nem celevoj auditorii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 7 (389). S. 64-71. [In Rus].
• Korotkina I. B. Mezhdunarodnye issledovaniya novoj gramotnosti i problemy terminologicheskih ne-sootvetstvij v otechestvennoj pedagogike // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. T.1, № 3 (50). S. 132-152. [In Rus].
• Petrun'ko A. V. Interaktivnye perspektivy kul’turno-obrazovatel’nyh praktik XXI veka: opyt ATR. Chelovekorazmernoe obrazovanie: problemy pedagogicheskih praktik v Rossii i stranah Aziatsko-Tihookeanskogo regiona: mat-ly vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 17 dekabrya 2015 g. / otv. red. V. V. Kravcov, O. V. Stepkova, E. M. Shemilina. Vladivostok: Dal’nevostochnyj federal’nyj universitet, 2016. S. 41-44. [In Rus].
• Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub’ektnoj real’nosti v ontogeneze: uchebnoe posobie dlya vuzov M.: Shkol’naya pressa, 2000. 416 s. [In Rus].
• Slovar’ terminov — Rossijskaya akademiya hudozhestv [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:
http://www.rah.ru/science/glossary/?! D=20146&let=% D0%9 D (data obrashcheniya: 27.08.2018). [In Rus].
• Ushakov D. V. Intellekt, cennosti i procvetanie nacij: kak izmenit’ otdachu obrazovaniya / predislovie A. G. Asmolova. M.: Federal’nyj institut razvitiya obrazovaniya: Nacional’noe obrazovanie, 2016. 136 s. [In Rus].
• Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya / pod red. V. V. Davydova. M.: Pedagogika-Press, 1996. 536 s. [In Rus].