Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский оздоровительный отдых / лидерская позиция / подростковый возраст / дополнительное образование / мотивация творческой активности. / children's recreation / leadership position / adolescence / additional education / motivation for creative activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савик Нина Владимировна

в данной статье обозначена проблема формирования мотивации творческой активности подростков в условиях пребывания в оздоровительном лагере, определены методы данного феномена на основе наблюдения, представлена авторская позиция на развитие лидерских качеств в условиях детского оздоровительного лагеря. Проведен анализ психолого-педагогических условий развития лидерских качеств, определена роль тренинговой работы по развитию лидерских качеств в условиях ДЗОЛ. Предложен подход к организации развивающей работы с целью оптимизации деятельности по развитию лидерских качеств подростков в условиях ДЗОЛ. Данная информация предназначена для старших вожатых, воспитателей детских оздоровительных лагерей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей для проведения интерактивных мероприятий внешкольной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савик Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE CLASSES WITH TRAINING ELEMENTS AS A MEANS OF MOTIVATION FOR FORMING A LEADERSHIP POSITION OF ADOLESCENTS DURING THE CAMP SHIFT OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP

This article outlines the problem of forming motivation for creative activity of adolescents in conditions of staying in a health camp, identifies methods for this phenomenon based on observation, and presents the author’s position on the development of leadership qualities in a children’s health camp. An analysis of the psychological and pedagogical conditions for the development of leadership qualities was carried out, and the role of training work on the development of leadership qualities in the conditions of a children's health camp was determined. An approach to organizing developmental work is proposed in order to optimize activities for the development of leadership qualities of adolescents in the conditions of a children's health camp. This information is intended for senior counselors, teachers of children's health camps, teacher-organizers, additional education teachers, class teachers for conducting interactive extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТЕЧЕНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Савик Н.В.

Савик Нина Владимировна - педагог-психолог, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы Судогодского

района, г. Судогда

Аннотация: в данной статье обозначена проблема формирования мотивации творческой активности подростков в условиях пребывания в оздоровительном лагере, определены методы данного феномена на основе наблюдения, представлена авторская позиция на развитие лидерских качеств в условиях детского оздоровительного лагеря.

Проведен анализ психолого-педагогических условий развития лидерских качеств, определена роль тренинговой работы по развитию лидерских качеств в условиях ДЗОЛ. Предложен подход к организации развивающей работы с целью оптимизации деятельности по развитию лидерских качеств подростков в условиях ДЗОЛ.

Данная информация предназначена для старших вожатых, воспитателей детских оздоровительных лагерей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей для проведения интерактивных мероприятий внешкольной деятельности.

Ключевые слова: детский оздоровительный отдых, лидерская позиция, подростковый возраст, дополнительное образование, мотивация творческой активности.

INTERACTIVE CLASSES WITH TRAINING ELEMENTS AS A MEANS OF MOTIVATION FOR FORMING A LEADERSHIP POSITION OF ADOLESCENTS DURING THE CAMP SHIFT OF A CHILDREN'S HEALTH CAMP

Savik N.V.

Savik Nina Vladimirovna - Teacher-psychologist, Teacher of additional education, MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF EDUCATION «CENTER OF EXTRACURRICULAR WORK» SUDOGDA

DISTRICT, SUDOGDA

Abstract: This article outlines the problem offorming motivation for creative activity of adolescents in conditions of staying in a health camp, identifies methods for this phenomenon based on observation, and presents the author's position on the development of leadership qualities in a children's health camp. An analysis of the psychological and pedagogical conditions for the development of leadership qualities was carried out, and the role of training work on the development of leadership qualities in the conditions of a children's health camp was determined. An approach to organizing developmental work is proposed in order to optimize activities for the development of leadership qualities of adolescents in the conditions of a children's health camp. This information is intended for senior counselors, teachers of children's health camps, teacher-organizers, additional education teachers, class teachers for conducting interactive extracurricular activities.

Keywords: children's recreation, leadership position, adolescence, additional education, motivation for creative activity.

В современном обществе крайне актуальна тема активной жизненной позиции человека, развития его лидерского потенциала. В условиях рыночных отношений успеха достигают прежде всего люди, у которых способности и таланты сочетаются со знаниями, инициативой, предприимчивостью, активностью, способностью к самостоятельным решениям. Таким образом становятся более актуальными разработки программ по формированию лидерской позиции в подростковом возрасте.

Идея лидерства нашла отражение в формулировании цели Концепции модернизации Российского образования, в модельном описании компетенций, которыми должен овладеть молодой человек. Вот некоторые из них, которыми должен обладать лидер, а именно: высокий уровень работоспособности, стремление к качественному конечному результату, стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности, творческое отношение к делу, труду, стремление к профессиональному самосовершенствованию, способность к принятию ответственных решений, способность к быстрому освоению нового дела, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

В ДЗОЛ «Факел» Судогодского района формирование лидерской позиции осуществляется в рамках: обычных смен, включающих в свое содержание непродолжительные по времени лидерские мероприятия, игры, обеспечивающие условия для реализации потребностей и ожиданий детей, а также тематических лидерских смен, на которые дети приезжают целенаправленно. Конечно, результативность мероприятий зависит и от установок самих детей, приезжающих в лагерь, от их принятия активной позиции. Большую роль в деятельности педагога играет процесс мотивирования детей на предлагаемые виды деятельности. В своей работе мы рассматриваем мотивирование как определенный спектр внешних условий, воздействий, который вызывает у ребенка устойчивое желание творить, придумывать, создавать, участвовать, действовать, то есть проявлять активность.

Летний период у подростков чаще всего ассоциируется с отсутствием обучающего процесса. Отсюда и возникает проблема нежелания воспитанников быть в активной позиции в условиях временного детского коллектива, даже если они в обычной жизни, вне лагеря, достаточно активны. В процессе наблюдения за подростками во время подготовки и проведения мероприятий различных уровней выявили такую особенность, как отсутствие чувства коллективизма, а также неумение организоваться для проведения какого-либо дела.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным временем для формирования лидерских способностей, что обеспечивает подростку успешную социализацию в обществе.

Особенности подросткового возраста предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самовыражения личности, самоутверждения в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если ребята обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств

Возникла необходимость в разработке определенных мер для формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста воспитанников в условиях ЗОЛ, а также формированию единого дружного коллектива, его сплочения. Эта проблема может быть решена при реализации комплекса интерактивных занятий с элементами тренинга.

Основываясь на опыте работы и наблюдении, нами были разработан и апробирован комплекс интерактивных занятий, используемых во время реализации программ лагерных смен, в основе которых лежат психологические игры и упражнения на сплочение коллектива и развитие лидерских качеств подростков. Выбор игр, упражнений, методов и средств при разработке данного комплекса зависел, прежде всего, от индивидуальных и возрастных особенностей детей и специфики реализуемой программы лагеря.

В процессе реализации интерактивных мероприятий с элементами тренинга учащиеся развивались в следующих направлениях:

1. Развитие черт личности, присущих лидеру (уверенность в себе, целеустремленность, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость).

2. Совершенствование ключевых навыков, из которых складывается лидерское поведение.

3. Повышение своей ситуационной компетентности, то есть приобретение опыта решения проблем.

4. Наработка репутации лидера, то есть формирование у членов группы представления о себе как о знающем, надежном и ответственном человеке, который всегда готов взять ситуацию под контроль.

Методологическая основа в реализации комплекса мероприятий является: создание для воспитанников ситуации успеха, использование игровых технологий и методик. свободный выбор воспитанниками вида лидерской деятельности, позиции, развитие заинтересованности в результате коллективного сотрудничества, выполнение творческих заданий., создание проблемных ситуаций, поощрение (грамоты, дипломы, благодарственные письма родителям), обсуждение развития личных перспектив, создание ситуации личной и коллективной ответственности

Данные рекомендации, основанные на теоретических и методологических подходах развитии лидерских качеств подростков в условиях ЗОЛ, были подтверждены исследованиями временного коллектива - воспитанников ЗОЛ «Факел».

Среди лидерских качеств основными являются коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех деятельности лидера. Для определения результативности мероприятий для школы актива была использована методика «КОС-1» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, опросник креативности Дж. Рензулли. Исследование воспитанников было проведено на начало и конец лагерной смены.

По результатам исследования можно отметить наличие положительной динамики коммуникативных и организаторских способностей, а также положительную динамику уровня креативности учащихся. На начало смены для большинства учащихся объединения характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. У ребят наблюдается стремление к контактам с людьми, они не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, имеют задатки организаторов, у большинства - средний и высокий уровень креативности. К концу смены ребята научились легко осваиваться в новом коллективе, стали хорошими собеседниками, более

инициативны, уверенны в себе. Они стали испытывать потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней. В среднем уровень креативности в отряде значительно вырос. Помощь воспитанников педагогам в организации мероприятий, становилась стимулом для дальнейшего саморазвития подростка.

В результате опыта нашей работы, мы пришли к выводам, что реализация комплекса интерактивных занятий с элементами тренинга успешно мотивируют ребенка на принятие лидерской позиции в временном детском коллективе в условиях ЗОЛ, позволяют заинтересовать большее количество ребят к мероприятиям лагеря и удержать этот интерес до конца смены, развивать у подростков лидерские и организаторские способности.

В заключение важно подчеркнуть, что ЗОЛ «Факел» предоставляет детям среду для развития не только лидерских навыков, но и ценных качеств, которые пригодятся им в будущем, помогают детям раскрыть вой потенциал, освоить новые увлечения и находить свое место в коллективе. Опыт работы в команде, решение задач, разрешение конфликтов и сотрудничество способствуют формированию уверенности и самостоятельности, а значит достижению успеха в различных сферах жизни.

Список литературы /References

1. Андреева О.И. Феномен лидерства / О.И. Андреева. - Киев: Освита, 2004. - 312 с. С. 89-98.

2. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. - М., 1983.

3. Друкер П.Ф. Лидерство: лучшие статьи о лидерстве от авторов Harvard Business Reviews.

4. Залевская А.Г. Воспитываем ребенка-лидера. - Ставрополь, 1999. - 63 с.

5. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров/ Пер.со швед. М.: Дело, 1996. - 352с.

6. Лутошкин А.В. Как вести за собой. - М., 1987.

7. Павлова О.А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис. канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 168 с.

8. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства.

9. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис. доктора пед. наук. -Кострома, 2004. - 321 с.

10. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.